аналитическая справка
Предварительный просмотр:
Справка по результатам экспертизы психологической безопасности комфортности
Образовательной среды МБДОУ д/с №14
Ответственный за проведение внутренней экспертизы психологической безопасности и комфортности образовательной среды: педагог-психолог
Никитина Е.В.
Сроки проведения экспертизы:
с«09»сентября2022г.по«20»мая2023г.
Содержание
Введение. Стр.3
Раздел 1. Цели и задачи психологической экспертизы безопасности и комфортности образовательной среды ДОУ.
Стр.4
Раздел 2. Организация психологической экспертизы безопасности и комфортности образовательной среды ДОУ.
Стр.5
Раздел 3.Общие сведения об объекте. Стр.6
Раздел 4. Данные экспертизы психологической безопасности и комфортности образовательной среды ДОУ.
Стр.8
Раздел 5. Общие выводы. Стр.16
Раздел 6. Рекомендации. Стр.19
Введение
Справка является информационно-справочным документом, разработанным с целью выявления специфики и наиболее важных характеристик психологической безопасности комфортности образовательной среды ДОУ, а также с целью осуществления контроля:
- за созданием условий, направленных на поддержание и укрепление физического и психического здоровья участников образовательных отношений, т.е. психологически безопасных и комфортных условий в ДОУ;
- за оказанием психологической поддержки и развитием психолого- педагогической компетенции родителей, педагогов;
- за социально-психологическим развитием всех участников образовательного процесса и формированием за счет этого психологически более комфортного климата в процессе функционирования ДОУ.
Раздел 1. Цели и задачи психологической экспертизы безопасности и комфортности образовательной среды ДОУ.
Цель: оценка состояния психологической безопасности образовательной среды в ДОУ.
Задачи:
- изучение образовательной среды и выявление оценки со стороны педагогов, воспитанников и их родителей состояния её психологической безопасности;
- выявление рисков и угроз психологической безопасности образовательной среды и состояния психического здоровья педагогов, воспитанников путём диагностики их личностных, эмоциональных и коммуникативных состояний.
Раздел 2. Организация психологической экспертизы безопасности и комфортности образовательной среды ДОУ.
Ответственный | Педагог-психолог Никитина Е.В. |
Сроки проведения | |
Методы |
|
Направления экспертизы |
|
Методики |
|
Раздел3.Общиесведенияобобъекте
Полное наименование образовательного учреждения: Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 14 «Гнёздышко» г. Зеленогорска
Сокращённое наименование образовательного учреждения: МБДОУ
д/ 14
Режим работы ДОУ: Понедельник-пятница с 06.30–18.30
Общее количество групп в ДОУ: 8 групп
Сведения о количестве обучающихся в ДОУ:
Наименование группы | Количество человек |
Группа раннего возраста | 41 |
младшая группа | 25 |
средняя группа | 17 |
старшая группа | 17 |
1 Подготовительная группа | 17 |
2 Подготовительная группа | 17 |
ИТОГО: | 134 человек |
Сведения о педагогическом составе:
Наименование должности | Количество человек |
Воспитатель | 18 |
Педагог-психолог | 1 |
Учитель-логопед | 1 |
Учитель-дефектолог | 1 |
Музыкальный руководитель | 1 |
Инструктор по физической культуре | 1 |
Сведенияоналичиедополнительныхпомещенийдляосуществленияобразовательной деятельности:
Наименование помещения | Сведения о наличии |
Физкультурный зал | да |
Музыкальный зал | да |
Кабинет педагога-психолога | да |
Кабинет учителя-логопеда | да |
Кабинет учителя-дефектолога | да |
Раздел 4.Данные экспертизы психологической безопасности и комфортности образовательной среды ДОУ
Данные удовлетворённости педагогов в психологической безопасности и комфортности образовательной среды ДОУ.
Удовлетворённость педагогов в безопасности и комфортности образовательной среды ДОУ оценивалась по следующим параметрам: отношение к образовательной среде, удовлетворённость образовательной средой и защищённость от психологического насилия во взаимодействии.
Отношение педагогов к образовательной среде
Отношение к образовательной среде ДОУ | Количество педагогов(%) |
Позитивное | 70% |
Нейтральное | 20% |
Негативное | 10% |
Преобладающий компонент в отношении к образовательной среде.
Компоненты отношения к Образовательной среде ДОУ | Количество педагогов(%) | ||
Позитивное | Нейтральное | Негативное | |
Эмоциональный | 40% | 10% | 5% |
Когнитивный | 10% | 0% | 0% |
Поведенческий | 20% | 10% | 5% |
Все три компонента | 70% | 20% | 10% |
Уровень отношения педагогов к образовательной среде ДОУ.
Уровень отношения к образовательной среде ДОУ | Количество педагогов(%) |
Низкий | 0% |
Ниже среднего | 10% |
Средний | 20% |
Высокий | 40% |
Очень высокий | 30% |
Удовлетворённость педагогов образовательной средой ДОУ.
Значимые характеристики образовательной среды ДОУ | Количество педагогов(%) |
Взаимоотношения с коллегами | 90% |
Взаимоотношения с детьми | 100% |
Возможность высказывать свою точку зрения | 90% |
Уважительное отношение к себе | 100% |
Сохранение личностного достоинства | 80% |
Возможность обратиться за помощью | 80% |
Возможность проявлять инициативу, активность | 100% |
Учёт личных проблем и затруднений | 90% |
Уровень удовлетворённости характеристиками образовательной среды ДОУ | Количество педагогов(%) |
Низкий | 0% |
Ниже среднего | 10% |
Средний | 30% |
Высокий | 50% |
Очень высокий | 10% |
Защищённость от психологического насилия во взаимодействии
Направления оценки | Количество педагогов(%) |
Защищённость от унижения, оскорбления | 80% |
Защищенность от угроз | 90% |
Защищенность от того, что заставят делать что-либо против желания(принуждение) | 90% |
Защищенность от игнорирования (социальной изоляции) | 100% |
Защищенность от недоброжелательного отношения | 100% |
Уровень защищённости от психологического насилия в образовательной среды ДОУ | Количество педагогов(%) |
Низкий | 0% |
Ниже среднего | 10% |
Средний | 10% |
Высокий | 60% |
Очень высокий | 20% |
Данные удовлетворённости родителей в психологической безопасности и комфортности образовательной среды ДОУ.
Удовлетворённость родителей в безопасности и комфортности образовательной среды ДОУ оценивалась по следующим параметрам: отношение к образовательной среде, удовлетворённость образовательной средой и защищённость от психологического насилия во взаимодействии.
Отношение родителей к образовательной среде
Отношение к образовательной среде ДОУ | Количество родителей (%) |
Позитивное | 70% |
Нейтральное | 10% |
Негативное | 20% |
Преобладающий компонент в отношении к образовательной среде ДОУ
Компоненты отношения к образовательной среде ДОУ | Количество родителей (%) | ||
Позитивное | Нейтральное | Негативное | |
Эмоциональный | 40% | ||
Когнитивный | 10% | 10% | |
Поведенческий | 30% | 10% | |
Все три компонента | 70% | 10% | 20% |
Уровень отношения к образовательной среде ДОУ | Количество родителей (%) |
Низкий | 0% |
Ниже среднего | 10% |
Средний | 10% |
Высокий | 60% |
Очень высокий | 20% |
Удовлетворённость родителей образовательной средой ДОУ.
Значимые характеристики образовательной среды ДОУ | Количество родителей (%) |
Взаимоотношения с педагогами | 70% |
Взаимоотношения с детьми | 100% |
Возможность высказывать свою точку зрения | 100% |
Уважительное отношение к себе | 80% |
Сохранение личностного достоинства | 90% |
Возможность обратиться за помощью | 100% |
Возможность проявлять инициативу, активность | 100% |
Учёт личных проблем и затруднений | 100% |
Уровень удовлетворённости характеристиками Образовательной среды ДОУ | Количество родителей (%) |
Низкий | 0% |
Ниже среднего | 10% |
Средний | 10% |
Высокий | 60% |
Очень высокий | 20% |
Защищённость от психологического насилия во взаимодействии
Направления оценки | Количество родителей (%) |
Защищённость от унижения, оскорбления | 100% |
Защищенность от угроз | 100% |
Защищенность от того, что заставят делать что-либо против желания(принуждение) | 80% |
Защищенность от игнорирования (социальной изоляции) | 100% |
Защищенность от недоброжелательного отношения | 90% |
Уровень защищённости от психологического насилия в образовательной среды ДОУ | Количество родителей (%) |
Низкий | 0% |
Ниже среднего | 10% |
Средний | 0% |
Высокий | 70% |
Очень высокий | 20% |
Удовлетворённость воспитанников в психологической безопасности и комфортности образовательной среды ДОУ
Оценка удовлетворённости воспитанников в психологической безопасности и комфортности образовательной среды оценивалась по следующим параметрам:
- Качество межличностных отношений с педагогами;
- Качество межличностных отношений со сверстниками;
- Оценка эмоционального благополучия ребёнка в группе;
- Оценка предметно-развивающей среды группы.
Оценка качества межличностных отношений педагогов с обучающимися.
Показатели оценки | Количество педагогов(%) |
Проявляет инициативу в установлении контакта с детьми | 100% |
Поддерживает и поощряет стремление ребёнка в эмоциональном контакте | 100% |
Помогает наладить контакт со сверстниками | 100% |
Слушает детей с вниманием и уважением | 100% |
Вежливо и доброжелательно отвечают на вопросы и просьбы детей, обсуждают их проблемы. | 100% |
Успокаивает и подбадривает расстроенных детей, стремятся помочь устранить дискомфорт. | 100% |
Разговаривая с детьми, выбирают позицию «на уровне глаз». | 90% |
В течение дня воспитатель общается не только с группой в целом, но и с каждым ребенком индивидуально | 100% |
Не ограничивают любознательность детей, позволяя им исследовать интересные для них предметы и, помогая освоить действия с ними. | 100% |
Предоставляют детям возможность выбора между игрушками, действиями, занятиями. | 90% |
Привлекают внимание детей к эмоциональным состояниям друг друга, собственным примером и предложениями побуждая детей к проявлениям сочувствия, жалости | 100% |
Учитывает индивидуальные и возрастные особенности детей при взаимодействии с ними. | 100% |
Уровень удовлетворённости детей в психологической безопасности и комфортности в общении с педагогами | Количество детей(%) |
Низкий | 0% |
Ниже среднего | 0% |
Средний | 10% |
Высокий | 40% |
Очень высокий | 50% |
Оценка качества межличностных отношений детей со сверстниками
Показатели оценки | Количество детей(%) |
Общение с детьми носит доброжелательный характер | 100% |
В группе имеется определённый круг друзей | 100% |
Со стороны сверстников отсутствуют какие-либо угрозы | 90% |
Дети проявляют инициативу в общении с ним | 100% |
Эмоциональный фон в общении носит позитивный характер | 90% |
Ребенок с удовольствием откликается на инициативу сверстников, активно подхватывает их идеи и действия, без принуждения | 100% |
Сверстники проявляют интерес к ребёнку | 100% |
Отсутствует унижение и оскорбление со стороны сверстников | 90% |
Сверстники делятся с ним игрушками | 100% |
Сверстники проявляют сочувствие к ребёнку (жалеют, успокаивают) в ситуации, когда он расстроен | 100% |
В общении с ребёнком используют речевые этикетные формы (приветствие, прощание) | 100% |
Сверстники обращаются к ребёнку по имени | 100% |
Уровень удовлетворённости детей в психологической безопасности и комфортности в общении со сверстниками | Количество детей(%) |
Низкий | 0% |
Ниже среднего | 0% |
Средний | 10% |
Высокий | 30% |
Очень высокий | 60% |
Социометрический статус | Количество детей(%) |
Звёзды | 15% |
Предпочитаемые | 25% |
Принятые | 50% |
Изолированные | 10% |
Оценка предметно-развивающей среды
Показатели оценки | Количество групп (%) |
Свободный доступ к игровым материалам | 100% |
Созданы условия для познавательной и исследовательской активности детей | 100% |
Имеются условия для двигательной активности детей | 100% |
Условия для игровой и творческой активности всех воспитанников | 100% |
Наличие оборудования для зонирования и гибкого проектирования пространства (ширмы, перегородки, игровые модули др.) | 80% |
Обеспечивает экспериментирование с доступными детям Материалами (в том числе с песком и водой) | 90% |
Обеспечивает необходимые условия для организации инклюзивного образования | 80% |
Наличие разнообразного игрового оборудования, соответствующего возрасту детей и образовательным задачам | 109% |
Предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации | 100% |
Соответствие мебели физическим параметрам развития детей (росту, возможностям здоровья) | 100% |
Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (мебель, ширмы и т.п.) | 90% |
Обеспечение свободного перемещения, безопасность(обеспечение свободного пространства). | 100% |
Уровень удовлетворённости детей в психологической безопасности и комфортности в организованной предметно-развивающей среде | Количество детей(%) |
Низкий | 0% |
Ниже среднего | 0% |
Средний | 20% |
Высокий | 70% |
Очень высокий | 10% |
Оценка эмоционального благополучия ребёнка в группе.
Анкетирование родителей «Эмоциональное благополучие ребёнка в группе»
Показатели оценки | Количество детей(%) |
Позитивное (большинство ответов в анкете имею положительной содержание) | 80% |
Негативное (большинство ответов в анкете имеют отрицательное содержание) | 10% |
Нейтральное (ответы на вопросы ответы разделены в равной пропорции на положительные и отрицательные или имеют неопределённый ответ) | 10% |
Раздел5.Выводы
На основе проведённой экспертизы психологической безопасности и комфортности образовательной среды в МБДОУ д/с 14 можно сделать следующие выводы:
- Большинству педагогам и родителям характерно позитивное отношение к ДОУ. Для педагогов –это составило 89%, а для родителей – 80%.
- В позитивном отношении педагогов преобладает эмоциональный и когнитивный отношения к образовательной среде, что может свидетельствовать о том, что данным педагогам по отношению к своей работе больше свойственно постоянное совершенствование и развитие их профессионального мастерства и способностей.
- Защищённость от психологического насилия у педагогов, по следующим показателям: от публичного унижения, оскорбления, высмеивания, от угроз, обидного обзывания, от того, что заставят что- либо делать против желания, от игнорирования и недоброжелательного отношения, во взаимодействии с коллегами, детьми и администрацией составило 80%.
- Защищённость от психологического насилия у родителей во взаимодействии с педагогами и администрацией ДОУ также составило 100%.
- Общение педагогов с детьми стоится по принципу личностно- ориентированного взаимодействия. Отношения педагогов с детьми носит открытый, доброжелательный характер. У детей есть возможность проявлять инициативу, делать выбор, получать ответы на свои вопросы. Таким образом мы можем отметить, что педагоги в общении с детьми удовлетворяют их потребность в психологической безопасности.
- Предметно - развивающая среда детского сада позволяет детям чувствовать себя безопасно и комфортно. Уровень психологической безопасности детей в организованной предметно-развивающей среды ДОУ находится на высоком (70%) и очень высоком уровне (10%).
- Педагогами применяются различные педагогические технологии в образовательной деятельности, что способствует гармоничному развитию детей. Выявлено, что 100% педагогов применяют разнообразные педагогические технологии систематически в своей образовательной деятельности.
На основании выводов можно сделать следующее заключение, что образовательная среда ДОУ является психологически безопасной и комфортной для всех участников образовательных отношений.
Раздел 6. Рекомендации
Для сохранения психологической безопасности образовательной среды в ДОУ необходимо:
- Проведение тренингов с педагогами ДОУ, направленных на профилактику эмоционального выгорания.
- Проведение систематических консультаций с родителями и педагогами по их запросам.
- С целью создания благоприятного эмоционального фона в ДОУ-
Проведение ежегодно «Недели психологии в ДОУ».
- Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми, направленных на сохранение и укрепление психологического здоровья детей.
- Проведение обучающих семинаров, мастер-классов для педагогов и родителей по взаимодействию с детьми.
Заведующий МБДОУ д/с 14 Д.В. Буйнова