аналитическая справка

Никитина Елена Васильевна

справка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiticheskaya_spravka.docx51.6 КБ

Предварительный просмотр:

Справка по результатам экспертизы психологической безопасности комфортности

Образовательной среды МБДОУ д/с №14

Ответственный за проведение внутренней экспертизы психологической безопасности и комфортности образовательной среды: педагог-психолог

Никитина Е.В.

Сроки проведения экспертизы:

с«09»сентября2022г.по«20»мая2023г.

Содержание

Введение.        Стр.3

Раздел 1. Цели и задачи психологической экспертизы безопасности и комфортности образовательной среды ДОУ.


Стр.4

Раздел 2. Организация психологической экспертизы безопасности и комфортности образовательной среды ДОУ.


Стр.5

Раздел 3.Общие сведения об объекте.        Стр.6

Раздел        4. Данные        экспертизы        психологической        безопасности        и комфортности образовательной среды ДОУ.


Стр.8

Раздел 5. Общие выводы.        Стр.16

Раздел 6. Рекомендации.        Стр.19

Введение

Справка является информационно-справочным документом, разработанным с целью выявления специфики и наиболее важных характеристик психологической безопасности комфортности образовательной среды ДОУ, а также с целью осуществления контроля:

  • за созданием условий, направленных на поддержание и укрепление физического и психического здоровья участников образовательных отношений, т.е. психологически безопасных и комфортных условий в ДОУ;
  • за оказанием психологической поддержки и развитием психолого- педагогической компетенции родителей, педагогов;
  • за социально-психологическим развитием всех участников образовательного процесса и формированием за счет этого психологически более комфортного климата в процессе функционирования ДОУ.

Раздел 1. Цели и задачи психологической экспертизы безопасности и комфортности образовательной среды ДОУ.

Цель: оценка состояния психологической безопасности образовательной среды в ДОУ.

Задачи:

  1. изучение образовательной среды и выявление оценки со стороны педагогов, воспитанников и их родителей состояния её психологической безопасности;
  2. выявление рисков и угроз психологической безопасности образовательной среды и состояния психического здоровья педагогов, воспитанников путём диагностики их личностных, эмоциональных и коммуникативных состояний.

Раздел 2. Организация психологической экспертизы безопасности и комфортности образовательной среды ДОУ.

Ответственный

Педагог-психолог Никитина Е.В.

Сроки проведения

Методы

  • Наблюдение;
  • Анкетирование;
  • Психологическая и педагогическая диагностика.

Направления экспертизы

  • Качество межличностных отношений;
  • Комфортность в образовательной среде;
  • Удовлетворённость образовательной средой;
  • Защищённость        от        психологического         насилия        во взаимодействии.

Методики

  • Анкета-опросник        «Психологическая диагностика образовательной среды» И.А. Баевой.
  • Карта наблюдения за взаимодействием педагогов с детьми.
  • Карта        наблюдения        за        взаимодействием        детей        со сверстниками.
  • Анкета для родителей «Эмоциональное благополучие ребёнка в группе».
  • Карта оценки предметно-развивающей среды.
  • Карта оценки технологий работы педагога с детьми в образовательном процессе.
  • Методика социометрии Дж.Морено(длядетей5-7 лет).

Раздел3.Общиесведенияобобъекте

Полное        наименование        образовательного        учреждения: Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения  «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 14 «Гнёздышко» г. Зеленогорска

Сокращённое        наименование        образовательного        учреждения:        МБДОУ

д/ 14

Режим работы ДОУ: Понедельник-пятница с 06.30–18.30

Общее количество групп в ДОУ: 8 групп

Сведения о количестве обучающихся в ДОУ:

Наименование группы

Количество человек

Группа раннего возраста

41

 младшая группа

25

средняя группа

17

старшая группа

17

1 Подготовительная группа

17

2 Подготовительная группа

17

ИТОГО:

134 человек

Сведения о педагогическом составе:

Наименование должности

Количество человек

Воспитатель

18

Педагог-психолог

1

Учитель-логопед

1

Учитель-дефектолог

1

Музыкальный руководитель

1

Инструктор по физической культуре

1

Сведенияоналичиедополнительныхпомещенийдляосуществленияобразовательной деятельности:

Наименование помещения

Сведения о наличии

Физкультурный зал

да

Музыкальный зал

да

Кабинет педагога-психолога

да

Кабинет учителя-логопеда

да

Кабинет учителя-дефектолога

да

Раздел 4.Данные экспертизы психологической безопасности и комфортности образовательной среды ДОУ

Данные удовлетворённости педагогов в психологической безопасности и комфортности образовательной среды ДОУ.

Удовлетворённость педагогов в безопасности и комфортности образовательной среды ДОУ оценивалась по следующим параметрам: отношение к образовательной среде, удовлетворённость образовательной средой и защищённость от психологического насилия во взаимодействии.

Отношение педагогов к образовательной среде

Отношение к образовательной среде ДОУ

Количество педагогов(%)

Позитивное

70%

Нейтральное

20%

Негативное

10%

Преобладающий компонент в отношении к образовательной среде.

Компоненты отношения к

Образовательной среде ДОУ

Количество педагогов(%)

Позитивное

Нейтральное

Негативное

Эмоциональный

40%

10%

5%

Когнитивный

10%

0%

0%

Поведенческий

20%

10%

5%

Все три компонента

70%

20%

10%

Уровень отношения педагогов к образовательной среде ДОУ.

Уровень отношения к образовательной среде ДОУ

Количество педагогов(%)

Низкий

0%

Ниже среднего

10%

Средний

20%

Высокий

40%

Очень высокий

30%

Удовлетворённость педагогов образовательной средой ДОУ.

Значимые характеристики образовательной среды ДОУ

Количество педагогов(%)

Взаимоотношения с коллегами

90%

Взаимоотношения с детьми

100%

Возможность высказывать свою точку зрения

90%

Уважительное отношение к себе

100%

Сохранение личностного достоинства

80%

Возможность обратиться за помощью

80%

Возможность проявлять инициативу, активность

100%

Учёт личных проблем и затруднений

90%

Уровень удовлетворённости характеристиками образовательной среды ДОУ

Количество педагогов(%)

Низкий

0%

Ниже среднего

10%

Средний

30%

Высокий

50%

Очень высокий

10%

Защищённость от психологического насилия во взаимодействии

Направления оценки

Количество педагогов(%)

Защищённость от унижения, оскорбления

80%

Защищенность от угроз

90%

Защищенность от того, что заставят делать что-либо против желания(принуждение)

90%

Защищенность        от игнорирования (социальной

изоляции)

100%

Защищенность от        недоброжелательного отношения

100%

Уровень защищённости от психологического насилия в образовательной среды ДОУ

Количество педагогов(%)

Низкий

0%

Ниже среднего

10%

Средний

10%

Высокий

60%

Очень высокий

20%

Данные удовлетворённости родителей в психологической безопасности и комфортности образовательной среды ДОУ.

Удовлетворённость родителей в безопасности и комфортности образовательной среды ДОУ оценивалась по следующим параметрам: отношение к образовательной среде, удовлетворённость образовательной средой и защищённость от психологического насилия во взаимодействии.

Отношение родителей к образовательной среде

Отношение к образовательной среде ДОУ

Количество родителей (%)

Позитивное

70%

Нейтральное

10%

Негативное

20%

Преобладающий компонент в отношении к образовательной среде ДОУ

Компоненты отношения к образовательной среде ДОУ

Количество родителей (%)

Позитивное

Нейтральное

Негативное

Эмоциональный

40%

Когнитивный

10%

10%

Поведенческий

30%

10%

Все три компонента

70%

10%

20%

Уровень отношения к образовательной среде ДОУ

Количество родителей (%)

Низкий

0%

Ниже среднего

10%

Средний

10%

Высокий

60%

Очень высокий

20%

Удовлетворённость родителей образовательной средой ДОУ.

Значимые характеристики образовательной среды ДОУ

Количество родителей (%)

Взаимоотношения с педагогами

70%

Взаимоотношения с детьми

100%

Возможность высказывать свою точку зрения

100%

Уважительное отношение к себе

80%

Сохранение личностного достоинства

90%

Возможность обратиться за помощью

100%

Возможность проявлять инициативу, активность

100%

Учёт личных проблем и затруднений

100%

Уровень удовлетворённости характеристиками

Образовательной среды ДОУ

Количество родителей (%)

Низкий

0%

Ниже среднего

10%

Средний

10%

Высокий

60%

Очень высокий

20%

Защищённость от психологического насилия во взаимодействии

Направления оценки

Количество родителей (%)

Защищённость от унижения, оскорбления

100%

Защищенность от угроз

100%

Защищенность от того, что заставят делать что-либо против желания(принуждение)

80%

Защищенность        от        игнорирования (социальной изоляции)

100%

Защищенность от        недоброжелательного отношения

90%

Уровень защищённости от психологического насилия в образовательной среды ДОУ

Количество родителей (%)

Низкий

0%

Ниже среднего

10%

Средний

0%

Высокий

70%

Очень высокий

20%

Удовлетворённость воспитанников в психологической безопасности и комфортности образовательной среды ДОУ

Оценка удовлетворённости воспитанников в психологической безопасности и комфортности образовательной среды оценивалась по следующим параметрам:

  • Качество межличностных отношений с педагогами;
  • Качество межличностных отношений со сверстниками;
  • Оценка эмоционального благополучия ребёнка в группе;
  • Оценка предметно-развивающей среды группы.

Оценка качества межличностных отношений педагогов с обучающимися.

Показатели оценки

Количество

педагогов(%)

Проявляет инициативу в установлении контакта с детьми

100%

Поддерживает и поощряет стремление ребёнка в эмоциональном контакте

100%

Помогает наладить контакт со сверстниками

100%

Слушает детей с вниманием и уважением

100%

Вежливо и доброжелательно отвечают на вопросы и просьбы детей, обсуждают их проблемы.

100%

Успокаивает и подбадривает расстроенных детей, стремятся помочь устранить дискомфорт.

100%

Разговаривая с детьми, выбирают позицию «на уровне глаз».

90%

В течение дня воспитатель общается не только с группой в целом, но и с каждым ребенком индивидуально

100%

Не ограничивают любознательность детей, позволяя им исследовать интересные для них предметы и, помогая освоить действия с ними.

100%

Предоставляют детям         возможность выбора между игрушками, действиями, занятиями.

90%

Привлекают внимание детей к эмоциональным состояниям друг друга, собственным примером и предложениями побуждая детей к проявлениям сочувствия, жалости

100%

Учитывает индивидуальные и возрастные особенности детей при взаимодействии с ними.

100%

Уровень удовлетворённости детей в психологической безопасности и комфортности в общении с педагогами

Количество

детей(%)

Низкий

0%

Ниже среднего

0%

Средний

10%

Высокий

40%

Очень высокий

50%

Оценка качества межличностных отношений детей со сверстниками

Показатели оценки

Количество

детей(%)

Общение с детьми носит доброжелательный характер

100%

В группе имеется определённый круг друзей

100%

Со стороны сверстников отсутствуют какие-либо угрозы

90%

Дети проявляют инициативу в общении с ним

100%

Эмоциональный фон в общении носит позитивный характер

90%

Ребенок с удовольствием откликается на инициативу сверстников, активно подхватывает их идеи и действия, без принуждения

100%

Сверстники проявляют интерес к ребёнку

100%

Отсутствует унижение и оскорбление со стороны сверстников

90%

Сверстники делятся с ним игрушками

100%

Сверстники проявляют сочувствие к ребёнку (жалеют, успокаивают) в ситуации, когда он расстроен

100%

В общении с ребёнком используют речевые этикетные формы (приветствие, прощание)

100%

Сверстники обращаются к ребёнку по имени

100%

Уровень удовлетворённости детей в психологической безопасности и комфортности в общении со сверстниками

Количество

детей(%)

Низкий

0%

Ниже среднего

0%

Средний

10%

Высокий

30%

Очень высокий

60%

Социометрический статус

Количество

детей(%)

Звёзды

15%

Предпочитаемые

25%

Принятые

50%

Изолированные

10%

Оценка предметно-развивающей среды

Показатели оценки

Количество

групп (%)

Свободный доступ к игровым материалам

100%

Созданы        условия        для        познавательной        и исследовательской активности детей

100%

Имеются условия для двигательной активности детей

100%

Условия для игровой и творческой активности всех воспитанников

100%

Наличие оборудования для зонирования и гибкого проектирования пространства (ширмы, перегородки, игровые модули др.)

80%

Обеспечивает        экспериментирование        с        доступными        детям

Материалами (в том числе с песком и водой)

90%

Обеспечивает необходимые условия для организации инклюзивного образования

80%

Наличие разнообразного игрового оборудования, соответствующего возрасту детей и образовательным задачам

109%

Предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации

100%

Соответствие мебели физическим параметрам развития детей (росту, возможностям здоровья)

100%

Возможность разнообразного        использования различных

составляющих предметной среды (мебель, ширмы и т.п.)

90%

Обеспечение свободного перемещения, безопасность(обеспечение свободного пространства).

100%

Уровень удовлетворённости детей в психологической безопасности и комфортности в организованной предметно-развивающей среде

Количество

детей(%)

Низкий

0%

Ниже среднего

0%

Средний

20%

Высокий

70%

Очень высокий

10%

Оценка эмоционального благополучия ребёнка в группе.

Анкетирование родителей «Эмоциональное благополучие ребёнка в группе»

Показатели оценки

Количество

детей(%)

Позитивное (большинство ответов в анкете имею положительной содержание)

80%

Негативное (большинство ответов в анкете имеют отрицательное содержание)

10%

Нейтральное (ответы на вопросы ответы разделены в равной пропорции на положительные и отрицательные или имеют неопределённый ответ)

10%

Раздел5.Выводы

На основе проведённой экспертизы психологической безопасности и комфортности образовательной среды в МБДОУ д/с 14 можно сделать следующие выводы:

  1. Большинству педагогам и родителям характерно позитивное отношение к ДОУ. Для педагогов –это составило 89%, а для родителей – 80%.
  2. В позитивном отношении педагогов преобладает эмоциональный и когнитивный отношения к образовательной среде, что может свидетельствовать о том, что данным педагогам по отношению к своей работе больше свойственно постоянное совершенствование и развитие их профессионального мастерства и способностей.
  3. Защищённость от психологического насилия у педагогов, по следующим показателям: от публичного унижения, оскорбления, высмеивания, от угроз, обидного обзывания, от того, что заставят что- либо делать против желания, от игнорирования и недоброжелательного отношения, во взаимодействии с коллегами, детьми и администрацией составило 80%.
  4. Защищённость от психологического насилия у родителей во взаимодействии с педагогами и администрацией ДОУ также составило 100%.
  5. Общение педагогов с детьми стоится по принципу личностно- ориентированного взаимодействия. Отношения педагогов с детьми носит открытый, доброжелательный характер. У детей есть возможность проявлять инициативу, делать выбор, получать ответы на свои вопросы. Таким образом мы можем отметить, что педагоги в общении с детьми удовлетворяют их потребность в психологической безопасности.
  6. Предметно - развивающая среда детского сада позволяет детям чувствовать себя безопасно и комфортно. Уровень психологической безопасности детей в организованной предметно-развивающей среды ДОУ находится на высоком (70%) и очень высоком уровне (10%).
  7. Педагогами применяются различные педагогические технологии в образовательной деятельности, что способствует гармоничному развитию детей. Выявлено, что 100% педагогов применяют разнообразные педагогические технологии систематически в своей образовательной деятельности.

На основании выводов можно сделать следующее заключение, что образовательная среда ДОУ является психологически безопасной и комфортной для всех участников образовательных отношений.

Раздел 6. Рекомендации

Для сохранения психологической безопасности образовательной среды в ДОУ необходимо:

  1. Проведение        тренингов        с        педагогами        ДОУ,        направленных        на профилактику эмоционального выгорания.
  2. Проведение систематических консультаций с родителями и педагогами по их запросам.
  3. С целью создания благоприятного эмоционального фона в ДОУ-

Проведение ежегодно «Недели психологии в ДОУ».

  1. Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми, направленных на сохранение и укрепление психологического здоровья детей.
  2. Проведение обучающих семинаров, мастер-классов для педагогов и родителей по взаимодействию с детьми.

Заведующий МБДОУ д/с 14                                             Д.В. Буйнова