анализ готовности к школе
Аналитическая справка по результатам психологического исследования "психологическая готовность детей 6-7 лет к обучению в школе"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Аналитическая справка по результатам психологического исследования
"психологическая готовность детей 6-7 лет к обучению в школе"
Дата проведения: август-сентябрь 2024 года.
Кто проводил работу: педагог-психолог Никитина Е.В.
Возраст участников: дети 6-7 лет.
Форма проведения: индивидуальная и групповая.
Цель: исследование психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе.
С помощью чего проводилась работа: Скрининг-обследование проводится ежегодно в начале и в конце учебного года по методике Н. Семаго, М. Семаго «Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к началу школьного обучения» (Источник: Семаго Н., Семаго М. Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к началу школьного обучения: Программа и методические рекомендации. –– М.: ООО «Чистые пруды», 2005 – 32 с. ил. (Библиотечка «Первого сентября», серия «Школьный психолог»).
и проективная методика "Рисунок школы"(групповая методика), беседы, наблюдение.
Эти методики позволяют исследовать:
-интеллектуальную готовность ребенка: внимание, мышление, восприятие;
-мотивационную готовность: желание идти в школу, представления о школе.
-эмоционально-волевую готовность: понимание эмоционального состояния других людей, целенаправленность и планирование деятельности, наличие самоконтроля.
По итогам исследования были получены следующие
результаты:
Всего количества будущих первоклассников 19 человек (100%), готовы к школьному обучению 9 детей, что составляет 47%, средний уровень готовности показали 4 человек (21%) и уровень готовности ниже нормы (низкий) у 6 человек (31.5%).
Анализ полученных результатов выявил следующие тенденции в подготовке детей к началу школьного обучения:
Достаточно хорошие результаты показали дети в развитии познавательной деятельности, т.е. дети имеют достаточный запас знаний об окружающем мире. Обобщают, классифицируют основные понятия, умеют работать по образцу. Некоторые трудности дети испытывают в работе по словесной инструкции педагога, а также в развитии слуховой памяти, в составлении рассказа по картинкам, ответы на вопросы логического содержания
2. В аспекте социально-психологической готовности у детей можно отметить хороший уровень мотивационной готовности (9 детей имеют высокую мотивацию к школьному обучению).
3. Наиболее «сложным» аспектом школьной готовности для детей является развитие школьно-значимых психофизических функций. Практически у большинства детей (средний показатель) можно отметить трудности в развитии произвольного внимания и, особенно в развитии зрительно-моторной координации, волевой сферы. Необходимо отметить, что трудности во время диагностики для нескольких детей, представляли задания на обобщения, классификации, исключения и сравнения.
Для родителей группы на собрании (22 октября) была проведена консультация « Готовность детей к школьному обучению» и проведено анкетирование, в опросе приняли участие 19 человека (образец анкеты – приложение 1)
Результаты опроса:
1.Планируете ли Вы отдать ребенка в школу в будущем учебном году?
- Да 89% (17 человек) Нет 11 % (2 человека)
2.Как вы считаете готов ли ваш ребенок к школе?
- Да 73,6% (14 человек) Нет 26.3 % (5 человек)
3.Готов ли ваш ребенок понять позицию школьника?
- Да 73.6% ( 1 человек) Нет 26.3% (5 человек)
4.Умеет ли ребенок оценивать свою деятельность?
- Да 100% (19 человек) Нет 0% (0 человек)
5.Положительно ли Ваш ребенок реагирует на критику?
- Да 78.9% (15 человек) Нет 21.1% (4 человек)
- Что лично для Вас означает выражение: «уметь учиться в школе» (нужное подчеркните, дополните)
Большинство родителей выбирало 2-3 ответа
- получать хорошие оценки 41% (8 человек);
- слушаться учителя и не шалить 81% ( 17 человек);
- знать и выполнять все правила школьной жизни 100% (19 человек);
- Считаете ли, что определённую подготовку к школе ребёнок получает в своей семье?
- Да 89% (17 человек) Нет 11% (2 человека)
- Какую позицию Вы склонны занять в связи с тем, что школьная жизнь потребует от ребёнка умения справляться с новыми для него обязанностями (нужное выберете, дополните):
- усилите требования к ребёнку и контроль- 89% (17 человек);
- часть обязанностей возьмёте на себя, освободив от них ребёнка- 0 %
- как-то иначе поможете ребёнку справляться с новыми обязанностями- 84%(16 человек)
- Есть ли у Вашего ребёнка желание учиться в школе?
- Да 78.9% (15 человек) Нет 21.1% ( 4 человека)
- Выберите, что, по-вашему, свидетельствует о готовности ребенка к школьному обучению? (можно выбрать несколько пунктов)
Большинство родителей выбрало 2-3 пункта
- умение общаться со сверстниками; умение строить адекватные системе обучения отношения со взрослыми – 78.9 % (15 родителей)
- отсутствие заниженной самооценки и страха неудачи у ребенка -89% (17 родителей)
- способность связно говорить, составлять или пересказывать рассказ по законам литературного, а не разговорного языка – 89% ( 17 родителей)
- Проводите ли вы дома дополнительные занятия с ребенком для повышения его готовности к поступлению в школу?
- Да -73.6 % (14 родителей) нет 26.4 % (5 родителя)
Выводы:
Большинство родителей группы считают своих детей готовыми к обучению в школе (73%) и занимаются с ними дома (89%) считают, что определенную подготовку к школе ребенок получает в семье. Родители двоих детей не планируют отдавать детей в школу (11%) . Родители (84%) 16детей готовы помогать справляться с новыми обязанностями и усилить требования к ребенку и контроль (89%). Для большинства родителей выражение « уметь учиться в школе» - знать и выполнять все правила школьной жизни(100%).
Рекомендации:
Воспитателям - проводить с детьми работу, направленную на формирование произвольного внимания, мышления и развитие графических навыков
Педагогу психологу – разработать программу и осуществлять коррекционно-развивающую работу с детьми, направленную на развитие недостающих психических процессов.
Провести индивидуальные консультации с родителями. Познакомить их с результатами диагностики.
Педагог-психолог Никитина Е.В.
Приложение 1
Уважаемые родители!
Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы нашей анкеты:
Ф.И.О родителя:_____________________________
1.Планируете ли Вы отдать ребенка в школу в будущем учебном году?
- Да. Нет
2.Как вы считаете готов ли ваш ребенок к школе?
- Да. Нет
3.Готов ли ваш ребенок понять позицию школьника?
- Да. Нет
4.Умеет ли ребенок оценивать свою деятельность?
- Да. Нет
5.Положительно ли Ваш ребенок реагирует на критику?
- Да. Нет
- Что лично для Вас означает выражение: «уметь учиться в школе» (нужное подчеркните, дополните):
- получать хорошие оценки;
- слушаться учителя и не шалить;
- знать и выполнять все правила школьной жизни
- Считаете ли, что определённую подготовку к школе ребёнок получает в своей семье?
- Да. Нет
- Какую позицию Вы склонны занять в связи с тем, что школьная жизнь потребует от ребёнка умения справляться с новыми для него обязанностями (нужное выберете, дополните):
- усилите требования к ребёнку и контроль;
- часть обязанностей возьмёте на себя, освободив от них ребёнка;
- как-то иначе поможете ребёнку справляться с новыми обязанностями?
- Есть ли у Вашего ребёнка желание учиться в школе?
- Да. Нет
- Выберите, что, по-вашему, свидетельствует о готовности ребенка к школьному обучению? (можно выбрать несколько пунктов)
- умение общаться со сверстниками; умение строить адекватные системе обучения отношения со взрослыми;
- отсутствие заниженной самооценки и страха неудачи у ребенка;
- способность связно говорить, составлять или пересказывать рассказ по законам литературного, а не разговорного языка;
- Проводите ли вы дома дополнительные занятия с ребенком для повышения его готовности к поступлению в школу?
- да; нет
Выполнение рекомендаций:
С воспитателями подготовительной группы проведена консультация « Интеллектуальная готовность дошкольника к обучению в школе», предложены игры на развитие внимания и мышления, Разработана программа «Где логика».
Комплекс занятий представляет собой целостную программу с четко выделенными целями и структурой построения занятий.
Предлагаемые игры и игровые задания направлены на развитие тех или иных психических функций, а также личностных качеств.
Подгруппы работают в тетрадях. Формы работы с детьми - подгруппа 4 человека, в возрасте 6 лет продолжительностью не более 25 минут.
Цикл занятий рассчитан на три месяца, проводятся один раз в неделю.
Цель: создание условий для естественного психологического развития ребенка.
Задача:
Развитие интеллектуальной сферы - развитие мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления.
Занятия проводились с октября по декабрь 2024 года, в трех подгруппах по 4 человека, было проведено 10 занятий. Положительная динамика наблюдается у семи детей, у троих положительная динамика есть, но небольшая. У двоих детей из-за болезни и пропусков положительных изменений нет.
Было проведено 10 индивидуальных консультаций с родителями подготовительной группы, групповые консультации по темам: «Развиваем внимание дошкольника», « Развитие межполушарных связей», «Нейроигры в развитии ребенка».
Педагог-психолог Никитина Е.В.