анализ готовности к школе

Никитина Елена Васильевна

Аналитическая справка по результатам психологического исследования "психологическая готовность детей 6-7 лет к обучению в школе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_gotovnosti_k_shkole.docx26.26 КБ

Предварительный просмотр:

 Аналитическая справка по результатам психологического исследования

        "психологическая готовность детей 6-7 лет к обучению в школе"

Дата проведения: август-сентябрь 2024 года.

Кто проводил работу: педагог-психолог Никитина Е.В.

Возраст участников: дети 6-7 лет.

Форма проведения: индивидуальная и групповая.

Цель: исследование психологической готовности детей 6-7 лет  к обучению в школе.

С помощью чего проводилась работа: Скрининг-обследование проводится  ежегодно в начале и в конце учебного года по методике Н. Семаго, М. Семаго «Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка  к началу школьного обучения» (Источник: Семаго Н., Семаго М. Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к началу школьного обучения: Программа и методические рекомендации. –– М.: ООО «Чистые пруды», 2005 – 32 с. ил. (Библиотечка «Первого сентября», серия «Школьный психолог»).

и проективная методика "Рисунок школы"(групповая методика), беседы, наблюдение.

Эти методики позволяют исследовать:

-интеллектуальную готовность ребенка: внимание, мышление, восприятие;

-мотивационную готовность: желание идти в школу, представления о школе.

-эмоционально-волевую готовность: понимание эмоционального состояния других людей, целенаправленность и планирование деятельности, наличие самоконтроля.

  По итогам исследования были получены следующие  

  результаты:

Всего количества будущих первоклассников 19 человек (100%), готовы к школьному обучению 9 детей, что составляет 47%, средний уровень готовности показали 4 человек (21%) и уровень готовности ниже нормы (низкий) у 6 человек (31.5%).

Анализ полученных результатов выявил следующие тенденции в подготовке детей к началу школьного обучения:

Достаточно хорошие результаты показали дети в развитии познавательной деятельности, т.е. дети имеют достаточный запас знаний об окружающем мире. Обобщают, классифицируют основные понятия, умеют работать по образцу. Некоторые трудности дети испытывают в работе по словесной инструкции педагога, а также в развитии  слуховой памяти, в составлении рассказа по картинкам, ответы на вопросы  логического содержания

2. В аспекте социально-психологической готовности у детей можно отметить хороший уровень мотивационной готовности (9 детей имеют высокую мотивацию к школьному обучению).

3. Наиболее «сложным» аспектом школьной готовности для детей является развитие школьно-значимых психофизических функций. Практически у большинства детей (средний показатель) можно отметить трудности в развитии произвольного внимания и, особенно в развитии зрительно-моторной координации, волевой сферы. Необходимо отметить, что трудности во время диагностики  для нескольких детей, представляли  задания на обобщения, классификации, исключения  и  сравнения.

 Для родителей группы  на собрании (22 октября)  была проведена консультация   « Готовность  детей к школьному обучению»  и  проведено анкетирование, в опросе  приняли участие 19 человека (образец анкеты – приложение 1)

Результаты опроса:

1.Планируете ли Вы отдать ребенка в школу в будущем учебном году?

  • Да   89% (17 человек)                Нет 11 % (2 человека)

2.Как вы считаете готов ли ваш ребенок к школе?

  • Да  73,6% (14  человек)               Нет 26.3 % (5 человек)

3.Готов ли ваш ребенок понять позицию школьника?

  • Да   73.6% ( 1 человек)               Нет 26.3% (5 человек)

4.Умеет ли ребенок оценивать свою деятельность?

  • Да 100% (19 человек)                  Нет 0% (0 человек)

5.Положительно ли Ваш ребенок реагирует на критику?

  • Да  78.9% (15 человек)               Нет 21.1% (4 человек)

  1.  Что лично для Вас означает выражение: «уметь учиться в школе» (нужное подчеркните, дополните)

Большинство родителей выбирало 2-3 ответа

  • получать хорошие оценки 41% (8 человек);
  • слушаться учителя и не шалить 81% ( 17 человек);
  • знать и выполнять все правила школьной жизни 100% (19 человек);

  1. Считаете ли, что определённую подготовку к школе ребёнок получает в своей семье?
  • Да  89% (17 человек)                  Нет 11% (2 человека)

  1. Какую позицию Вы склонны занять в связи с тем, что школьная жизнь потребует от ребёнка умения справляться с новыми для него обязанностями (нужное выберете, дополните):
  • усилите требования к ребёнку и контроль- 89% (17 человек);
  • часть обязанностей возьмёте на себя, освободив от них ребёнка- 0 %
  • как-то иначе поможете ребёнку справляться с новыми обязанностями- 84%(16 человек)

 

  1. Есть ли у Вашего ребёнка желание учиться в школе?
  • Да  78.9% (15 человек)                  Нет 21.1% ( 4 человека)

  1. Выберите, что, по-вашему, свидетельствует о готовности ребенка к школьному обучению?  (можно выбрать несколько пунктов)

Большинство родителей выбрало 2-3 пункта

  • умение общаться со сверстниками; умение строить адекватные системе обучения отношения со взрослыми – 78.9 % (15 родителей)
  • отсутствие заниженной самооценки и страха неудачи у ребенка -89% (17 родителей)

  • способность связно говорить, составлять или пересказывать рассказ по законам литературного, а не разговорного языка – 89% ( 17 родителей)

  1. Проводите ли вы дома дополнительные занятия с ребенком для повышения его готовности к поступлению в школу?
  • Да -73.6 % (14 родителей)                    нет 26.4 % (5 родителя)

Выводы:

Большинство родителей группы  считают своих детей готовыми к обучению в школе (73%) и занимаются с ними дома (89%) считают, что определенную подготовку к школе  ребенок получает в семье. Родители двоих детей не планируют отдавать детей в школу (11%) . Родители (84%) 16детей готовы помогать справляться с новыми обязанностями и усилить  требования к ребенку и контроль (89%). Для большинства родителей выражение « уметь учиться в школе» - знать и выполнять все правила школьной жизни(100%).

                                               

 Рекомендации:

Воспитателям - проводить с детьми работу, направленную на формирование произвольного внимания,  мышления и развитие графических навыков

Педагогу психологу –  разработать программу и осуществлять коррекционно-развивающую работу с  детьми, направленную на развитие недостающих психических процессов.

Провести индивидуальные  консультации с родителями. Познакомить их с результатами диагностики.

Педагог-психолог                                                              Никитина Е.В.

                                                                                                    Приложение 1

Уважаемые  родители!
Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы нашей анкеты:

Ф.И.О родителя:_____________________________

1.Планируете ли Вы отдать ребенка в школу в будущем учебном году?

  • Да.                   Нет

2.Как вы считаете готов ли ваш ребенок к школе?

  • Да.                   Нет

3.Готов ли ваш ребенок понять позицию школьника?

  • Да.                    Нет

4.Умеет ли ребенок оценивать свою деятельность?

  • Да.                     Нет

5.Положительно ли Ваш ребенок реагирует на критику?

  • Да.                     Нет
  1.  Что лично для Вас означает выражение: «уметь учиться в школе» (нужное подчеркните, дополните):
  • получать хорошие оценки;
  • слушаться учителя и не шалить;
  • знать и выполнять все правила школьной жизни
  1. Считаете ли, что определённую подготовку к школе ребёнок получает в своей семье?
  • Да.                      Нет
  1. Какую позицию Вы склонны занять в связи с тем, что школьная жизнь потребует от ребёнка умения справляться с новыми для него обязанностями (нужное выберете, дополните):
  • усилите требования к ребёнку и контроль;
  • часть обязанностей возьмёте на себя, освободив от них ребёнка;
  • как-то иначе поможете ребёнку справляться с новыми обязанностями? 
  1. Есть ли у Вашего ребёнка желание учиться в школе?
  • Да.                    Нет
  1. Выберите, что, по-вашему, свидетельствует о готовности ребенка к школьному обучению?  (можно выбрать несколько пунктов)
  • умение общаться со сверстниками; умение строить адекватные системе обучения отношения со взрослыми;
  • отсутствие заниженной самооценки и страха неудачи у ребенка;
  • способность связно говорить, составлять или пересказывать рассказ по законам литературного, а не разговорного языка;
  1. Проводите ли вы дома дополнительные занятия с ребенком для повышения его готовности к поступлению в школу?
  • да;                    нет

      Выполнение рекомендаций:

С воспитателями подготовительной группы проведена консультация                 « Интеллектуальная готовность дошкольника к обучению в школе», предложены  игры на развитие внимания и мышления, Разработана программа «Где логика».

Комплекс занятий представляет собой целостную программу с четко выделенными целями и структурой построения занятий.

Предлагаемые игры и игровые задания направлены на развитие тех или иных психических функций, а также личностных качеств.

Подгруппы работают в тетрадях. Формы работы с детьми - подгруппа 4 человека, в возрасте 6 лет продолжительностью не более 25 минут.

Цикл занятий рассчитан на три месяца,  проводятся один раз в неделю.

Цель: создание условий для естественного психологического развития ребенка.

Задача:

Развитие интеллектуальной сферы - развитие мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления.

Занятия проводились с октября по декабрь 2024 года, в трех подгруппах по 4 человека, было проведено 10 занятий. Положительная динамика наблюдается у семи детей, у троих  положительная динамика есть, но небольшая. У двоих детей из-за болезни и пропусков положительных изменений нет.

Было проведено 10 индивидуальных консультаций с родителями подготовительной группы, групповые консультации по темам: «Развиваем внимание дошкольника», « Развитие межполушарных связей», «Нейроигры в развитии ребенка».

Педагог-психолог                                  Никитина Е.В.