5.1 Классные часы и беседы с учащимися

Пашевкина Ольга Владимировна

Предварительный просмотр:

Качества успешного человека

Классный час в 10–11-х классах

Вступление

Мы все читаем книги, смотрим телевизор, общаемся с достаточно большим количеством людей. Наверняка каждому из нас известны люди, которых называют “везунчиками” и о которых говорят, что они родились в рубашке. Этим представителям человечества хорошо в нашем непростом мире. Им всегда везет, обстоятельства складываются для них благоприятно. Они никогда не жалуются на нехватку денег, они достигают тех должностей, которых хотят. Они выглядят веселыми и беззаботными. Они успешны во всем и всегда, а приглядишься — и во внешности ничего особенного нет, и рост маленький, и прическа — репейник. Но что-то в них есть. Что-то, что притягивает других людей, заставляет говорить с ними, прислушиваться к их мнению, идти за ними.

http://psy.1september.ru/2010/12/12-1.jpg

Но мы также знаем людей, которым в этой жизни не везет. Они пришли в этот мир не радоваться, а отбывать наказание. Они работают в поте лица своего, да только хлеб их всегда скуден, а уж на то, чего хотелось бы, денег никогда не хватает. В лучшем случае они могут надеяться, что повезет в будущем. Поэтому они всегда покупают не то, что хотят, а то, на что есть деньги, и потом еще переживают, расставшись с деньгами и сомневаясь: “А стоило ли?” Мир воюет против них. Они не достигают желанных должностей — всегда какой-нибудь “нехороший” человек перехватывает желанное место. Это дает им повод завидовать ему. Впрочем, завидуют они всем и во всем: у того жена красивее, у этой муж хорошо зарабатывает, те лучше отремонтировали квартиру, а эти уже третью машину за три года меняют, а у меня… Подобные люди пребывают в вечном раздражении, всё не по ним. Это неудачники.

Цель нашего классного часа — исследовать, какими качествами необходимо обладать, чтобы достигнуть в жизни успеха. Мы должны осознать, что значит “успех”, “успешный человек”, и проанализировать, какие качества формируются в школьной жизни, способствуют ли они будущему успеху?

Правила ведения дискуссии

1. Мы слушаем и слышим друг друга.

2. Каждый имеет возможность высказаться.

3. Учитываются все мнения и предложения.

4. Поддерживается атмосфера дружелюбия и уважения.

5. Обсуждение не выходит за рамки выбранной темы.

Вы согласны с этими правилами? Хотите что-либо изменить? Добавить?

Упражнение “Ассоциации”

— Назовите слова, ассоциирующиеся у вас со словом “успех”. (Победа, счастье, удача, достижение.)

Успех (словарь Ожегова):

1. Удача в достижении чего-нибудь.

2. Общественное признание.

3. Хорошие результаты в работе, учебе.

— Что, с вашей точки зрения, значит “успешный человек”?

Деловая игра

1. Чтобы разобраться, что значит успешный человек, надо сначала обсудить и выбрать пять наиболее важных качеств, характеризующих успешного ученика. Вам предложены качества; если, по вашему мнению, какого-то качества не хватает, добавьте его. Сначала каждый определяет для себя, затем обсуждаете в группе и приходите к общему решению. Затем представитель группы выписывает качества на доску и объясняет, почему группа выбрала именно эти качества (каждому выдана карточка с перечнем качеств).

Качества:

• дух соперничества,

• чувство товарищества,

• способность к творчеству,

• любознательность,

• озабоченность материальным успехом,

• порядочность,

• честность,

• доброта,

• независимость,

• интеллектуальная развитость,

• послушание,

• предприимчивость,

• открытость,

• наличие собственных убеждений,

• уравновешенность,

• организованность,

• чувство юмора,

• эмоциональность,

• искренность,

• способность адаптироваться,

• воспитанность,

• настойчивость.

2. Подумайте сначала сами, а затем обсудите в группе и выделите пять наиболее значимых качеств, характеризующих успешного в жизни человека. Представьте успешного человека в современном мире, подумайте, какие качества помогли ему этого достичь.

3. Давайте сравним эти качества. Если вы в школе успешны, приобретаете ли вы качества, позволяющие вам в жизни стать успешными людьми?

Обсуждение.

Мнение психологов

Пять качеств успешных людей с точки зрения психологов:

1. Такие люди честолюбивы.

Они видят себя способными стать лучше. Они развивают в себе способности, ни минуты не сомневаясь в правильности своих решений. Вы должны видеть себя способным измениться к лучшему.

2. Они храбры.

Они работают, чтобы преодолевать опасения, которые сдерживают большинство людей. Два самых больших врага вашего успеха — опасения и сомнение. Устранение опасений и сомнения — ключ к успеху.

3. Они верят в себя и свое дело.

Успешные люди в каждой области, в которой они работают, полностью преданы своему делу. Они верят в себя; они верят в свою компанию; они верят в свои изделия и услуги; они верят в своих клиентов; они имеют огромную веру.

4. Они профессиональны.

Они профессиональны в любом деле, которым занимаются, так как постоянно учатся и совершенствуются. Они вечные ученики. Профессионал никогда не прекращает узнавать новое. Они готовятся к любой ситуации, обдумывают вопросы перед каждой деловой встречей.

5. Они ответственны.

Они видят себя президентом своей собственной персональной корпорации услуг. Самая большая ошибка, которую мы можем когда-либо сделать, состоит в том, чтобы думать, что мы работаем для кого-то еще, кроме себя. Думайте, что вы — президент вашей собственной жизни.

Психологи утверждают, что успешный человек успешен в любом деле. Что же объединяет успешных людей? Как правило, дело не только в таланте и врожденных способностях.

Их отличают:

активность: они ценят активный образ жизни, с удовольствием проявляют инициативу;

креативность: они рассматривают проблемные ситуации как интересные задачи для решения и не боятся их;

ответственность: готовы брать ответственность за свои поступки и решения на себя;

уверенность: верят в свои силы и стремятся проявить свои возможности в полной мере;

коммуникабельность: умеют грамотно дать обратную связь, поддержать, попросить о помощи.

Закончить наш разговор мне бы хотелось притчей.

Притча “Бабочка”

Однажды в коконе появилась маленькая щель. Случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выбраться бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель была все такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все, что могла, и ни на что другое у нее не было больше сил.

Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вылетела. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались.

Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Но ничего не случилось!

Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасправленные крылья. Она так и не смогла взлететь.

Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены. Мы не смогли бы стать такими сильными, как сейчас. Мы никогда не смогли бы летать.

Я просил сил... А жизнь дала мне трудности, чтобы сделать меня сильным.

Я просил мудрости... А жизнь дала мне проблемы для разрешения.

Я просил богатства... А жизнь дала мне мозг и мускулы, чтобы я мог работать.

Я просил возможность летать... А жизнь дала мне препятствия, чтобы я их преодолевал.

Я просил любви... А жизнь дала мне людей, которым я мог помогать в их проблемах.

Я просил благ... А жизнь дала мне возможности.

Я ничего не получил из того, о чем просил. Но я получил все, что мне было нужно.

Большое спасибо, я желаю вам всем быть в жизни успешными!



Предварительный просмотр:

Как завоевать уважение одноклассников

Как найти общий язык с одноклассниками?

http://favicon.yandex.net/favicon/www.kalugin.kz



Предварительный просмотр:

Каким является умный человек и как им стать?

Цель: Формирование у учащихся понятия об умном человеке, обучение тому, как быть умным.

ПЛАН УРОКА                    

 I. Постановка учебной задачи.

 II. Решение учебной задачи.

 III. Рефлексия.

 IV. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

1. Постановка учебной задачи.

Методические указания.

 Учащиеся (обучающиеся) рассаживаются группами по четыре человека, среди которых каждый четвертый является руководителем группы (группорг, ассистент, лидер, организатор), однако их никак не следует называть командирами (не должно быть бригадничества).

 На этих уроках мы учим детей совершать нравственные поступки, вести себя нравственно в обществе, подобно тому, как учат решать математические или химические задачи.

 Постановка учебной задачи начинается в обращении учителя к учащимся (обучаемым) с проблемным вопросом. После чего учитель поддерживает начавшиеся споры в группах, поддерживает в них пыл и азарт полемики, помогает им своими замечаниями и репликами, всячески стремясь одобрять положительные ответы:

 - Ребята, вы какого человека считаете умным? Какие качества, черты характера свойственны умным людям? Обсуждайте это совместно.

Ответы.

 - Каких умных людей помните из прочитанных книг и просмотренных ранее фильмов? И почему вы считаете, их умными? В чем заключается их ум? Обсуждайте это вместе.

Ответы.

 - Кого из умных людей вы можете назвать среди живущих рядом с вами? Почему вы считаете их таковыми?

Ответы.

 - Ребята, иногда говорят, что этот человек умный, а иногда - что способный. Как вы думаете, это одно и то же, или же в этом скрываются разные понятия? Может ли способный человек совершить неумный (глупый) поступок и быть неумным? Приведите примеры. Дагестанцы говорили, что умный человек даже может вбить ватный кол в любую твердую землю. Как это нужно понимать? Древние персы говорили, что вещи не могут быть богатством, только способность человека - его богатство. Вы согласны с этим утверждением?

Ответы.

 - Как можно определить умного человека и в чем наблюдается его ум?

Ответы.

 - А сейчас скажите: какую сложную задачу начнем мы сегодня решать? Чем мы будем заниматься дальше? Уточните нашу задачу.

 Учащиеся в своих ответах должны показать особенности характера умного человека.

 Значит, постановка учебной задачи соответствует определению особенностей личности умного человека.

 После этого проверьте активность участия каждого учащегося в обсуждении вопроса. Пусть каждый из них даст оценку своим ответам и подтвердит их мнением группы.

2. Решение учебной задачи.

Методические указания.

 Учитель, давая характеристику умного человека, пользуется различными источниками: это и сборники мудрых высказываний великих людей, и словари, и справочники, и художественная литература и т.п. Если говорить конкретно, то можно пользоваться книгой "Подарок царям" (Уфа, 1992, составитель -А.З Нахимов). Например, там сказано следующее: "Умен тот, кто: тверд в своих стремлениях, умеет хранить тайну, дружит с умными людьми, вовремя спохватывается, не болтает лишнего за вином". Такое высказывание родилось в Древнем Ки­тае. В методической литературе по нравственному воспитанию в советскую эпоху рекомендовалось воспитание коммунистической морали, интернационализма, коллективизма, поклонения Ленину. В действительности же, это все не имело никакого отношения к нравственному росту, совершенствованию человека, так как являлось лишь установкой временных моральных норм тогдашней коммунистической системы и идеологии.

1 задание. (Проверяется в группах.)

 Дать коллективное определение: что такое "стремление"? Как вы понимаете понятия "твердое стремление" и "мягкое стремление"?

Вывод.

 Сильное (твердое) стремление - постоянное настойчивое желание добиться поставленной цели, решительное свойство ума. Мягкое стремление - быстро меняющееся, кратковременное свойство ума, интеллекта. (Выводы произносятся хором в группах, затем каждый повторяет их про себя). Руководитель говорит:

 - Дайте сами себе оценку по итогам участия в обсуждении вопроса (в споре) и усвоении уясненных понятий.

2 задание. (Самостоятельная работа.)

 В тетрадях столбиками записываются: слева - сильные стремления, а справа -слабые. (По просьбе учителя ответы каждой группы зачитываются и обсуждаются).

 Производится самооценка учащимися своих действий по выполнению этого задания.

3 задание. (Самостоятельная работа.)

 Учащиеся, исходя из своих наблюдений, записывают сильные, добрые стремления своих близких, являющихся членами семьи, родственниками, друзьями и т.п.

Самооценка.

4 задание. (Работа в группах.-)

 Записывают примеры персонажей с сильными (твердыми) стремлениями из художественных произведений.

Самооценка.

5 задание. (Самостоятельная работа.)

 Вы все хотите быть (стать) умными. Мы сегодня рассмотрели лишь одно из качеств, характеризующих умного человека - наличие сильного (твердого) стремления в достижении своей цели.

 Человек постоянно тренирует свой ум. Великие люди всегда отличались от других именно этим. Они не рождались великими, а становились, благодаря воспитанию и самовоспитанию. Вот что пишет о себе

 в личном дневнике Л.Н.Толстой: "Я не воздержан, нерешителен, непостоянен, глупо тщеславен и пылок, как все бесхарактерные люди. Я не храбр. Я не аккуратен в жизни и так ленив, что праздность сделалась для меня почти непреодолимой привычкой".

 Вот таким образом, критически оценивая свое поведение, Толстой решил заново переделать себя и составил план своего перевоспитания. Вот он:

 1. Что назначено, непременно исполнить, несмотря ни на что.

 2. Никогда не справляться по книге, если что-нибудь забыл, а стараться самому припомнить.

 3. Заставлять постоянно ум свой действовать со всей возможной силой.

 Подобные планы по самовоспитанию составляли также и такие выдающиеся личности, как А.П.Чехов, Н.А.Островский, К.Д.Ушинский, Пифагор, А.В.Суворов и многие другие.

 Учащиеся должны написать планы по самовоспитанию и развитию целеустремленности. Планы обсудить в группах.

III. Рефлексия.

 Какой была цель сегодняшнего урока? О чем узнали на сегодняшнем уроке? Какие выводы и определения сделали? В чем назначение, важность плана самовоспитания?

 Каждый обучаемый оценивает самостоятельную свою работу на уроке, оценка обсуждается и утверждается решением группы. Оценку выставляют в дневники.

IV. Домашнее задание.

 1. Изученную на уроке задачу обсудить дома с родителями и составить план самовоспитания, воспитания в себе целеустремленности, сильной воли.

 2. "В чем состоит тайна и что это такое? Как научиться сохранять ее?" - подготовиться к разговору на эту тему



Предварительный просмотр:



Классный час на тему - Я в ответе за себя и других.

Тема классного часа и его содержание должны стать известными ребятам только в процессе его проведения. Важен эффект неожиданности.

Наилучшим представляется вариант проведения этого мероприятия совместно с социальным педагогом: присутствие нескольких взрослых настраивает ребят на серьезные размышления и ведет к осознанию ответственности за свои шаги в жизни. 

Тон разговора должен быть выдержанный, уважительный, но с внутренним эмоциональным накалом. В этом мероприятии классный руководитель должен выразить свое отношение к конфликту. 

Ход мероприятия.

В начале мероприятия двум ученикам (абсолютно разным, возможно, несовместимым друг с другом или даже подозреваемым в совершенном проступке) даются карточки с одинаковым, не известным никому в классе заданием. А задание такое – "смоделировать человека" с двумя-тремя серьезными недостатками, которые автор ни при каких условиях не принимает в людях 
(задание выполняется на компьютерах и потом выводится на интерактивную доску). 

В это же время все остальные ребята заполняют анкеты, выданные им заранее. 

Анкета "Каким человеком я себя вижу"(Анкета подписывается по желанию.) 

  1. Что значит "обидеть человека"?
  2. За что, по моему мнению, можно обидеть человека?
  3. Каким способом можно нанести обиду?
  4. Обижаю ли я окружающих меня людей?
  5. Когда подобное случилось со мной в последний раз?
  6. Извинился ли я, осознав свою вину?
  7. Обижают ли меня?
  8. Когда подобное случилось со мной в последний раз?
  9. Извинились ли передо мной?
  10. Как поступаю я, если при мне обижают другого человека?


Комментарии к полученным ответам на вопросы анкеты (их зачитывает сразу классный руководитель – важен полученный общий фон в классе) дает социальный педагог. Обсуждаются вопросы:

  • Как мы относимся к обидам, которые наносят нам и наносим мы?
  • Как мы реагируем на то, когда обижают других?
  • За что обижаем мы и за что обижают нас?


На классной доске для наглядности можно параллельно строить схемы, выводимые из полученных ответов. 

Очень важно, если это не прозвучит в ответах ребят, подвести их к выводу о том, что часто ситуация обиды вызвана пустяками, но, к сожалению, бывают отвратительные случаи, когда причина этой ситуации более серьезная: например, зависть или оскорбление. 

Перед классом ставится вопрос: можно ли жить, не нанося друг другу обиду? 

Для нахождения на него ответа к интерактивной доске приглашаются ученики, выполнявшие индивидуальное задание. Сначала ребята оценивают серьезность смоделированных "недостатков", если необходимо – корректируют их; потом, разбившись на 4 группы, включаются в деловую игру 
(3–4 мин отводится на обсуждение, 2 мин – на презентацию своих вариантов решений и ответов на возможные вопросы других участников). 

Например: найти способы нормального сосуществования с одним из смоделированных людей, если:

  • ты сидишь с ним за одной партой;
  • он – приятель твоего друга;
  • вам дали совместное задание;
  • он – твой одноклассник.

Подвести итоги игры целесообразно предложить кому-нибудь из ребят (возможно, лидеру класса). 

В выступлении должно быть озвучено два важных момента: какова коллективная позиция класса и насколько она правильна. 

Далее классный руководитель задает вопрос: 

– Кто из ребят догадывается, почему вдруг выбрана именно эта тема сегодняшнего классного часа? 

Если вдруг что-то мешает ребятам говорить, можно констатировать, что в классе произошло ужасное ЧП. В любом случае второй вопрос обязательно адресуется всем ребятам: "Ответьте на вопрос честно. Поднимите руки те, кто знал, что произошло". 
(Поднятые руки и их количество дадут классному руководителю новую информацию для размышления.) 

На интерактивной доске (для большего эмоционального воздействия) открыта презентация, подготовленная педагогами: Что плохого в произошедшем конфликте?

  1. Человеку анонимно нанесено незаслуженное тяжелое оскорбление. 
  2. Боль от совершенного отразилась на многих людях. 
  3. Человек, совершивший злодеяние, нанес обиду и себе самому. 
  4. Пострадавший человек остался один на один со своей бедой. 
  5. Молчание окружающих означает, что: 
  • они потакают злу;
  • возникает повод подозревать в содеянном каждого, т. е. не доверять никому.
  1. Ты хотел бы оказаться на месте пострадавшего?
  2. Конфликт возник, потому что: 
  • кто-то решил, что он имеет право обидеть другого, абсолютно равного ему человека;
  • этот кто-то считает, что демонстрирует своим поступком свою силу и исключительность;
  • кто-то вовремя не задумался о серьезности совершаемого им;
  • кто-то решил, что его это не касается.

Очень кстати дополнит презентацию рассказанный взрослыми какой-либо похожий жизненный случай или прочитанный отрывок из художественной литературы (например, сон Раскольникова в эпилоге романа Ф. Достоевского "Преступление и наказание" – конечно, с комментариями учителя). 

Заключительные слова классного руководителя: 

"У сегодняшнего классного часа будет домашнее задание. Его можно выполнить в течение трех дней (это время нужно классному руководителю для определения дальнейших мер): каждому необходимо один на один, с товарищами, с родными подумать и обсудить наш конфликт и участие конкретно каждого из нас в нем.

  • В чем виноват или не прав я?
  • Как это поправить?
  • Как сделать так, чтобы подобное больше не повторилось ни с кем?



Особое домашнее задание для провинившегося: найти в себе мужество самому признаться в проступке, найти слова извинения для Полины и всех, кому принес страдание, дать себе слово никогда больше такого не повторять". 

Классный час начался с моего сообщения, что, скорее всего, Полина уходит из школы. Спросила, догадываются ли ребята, по какой причине это произойдет, знают ли они, что случилось в коллективе? Подняли руки примерно половина ребят. Не помню, были ли среди них виновные… Я сдерживала свою реакцию: кто знает – молчит (правда, Полина говорила, что кто-то подходил к ней с сочувствиями), а другая часть ничего не ведает о том, что рядом страдает их одноклассница… Помогла интуиция. Рассказала свою давнюю историю. В эпоху "пристального внимания к письмам трудящихся" в разные инстанции города пришло письмо (якобы за моей подписью) о беспорядках в школе. Очень быстро обнаружили, что подпись подделана, но мне пришлось давать какие-то объяснения. Не это было самым страшным. Я знала, что человек, написавший этот пасквиль, – в нашем коллективе, смотрела на каждого и так же, как сейчас, всех подозревала. 

Далее мы говорили, что, помня о презумпции невиновности, никому не предъявляем обвинений, что хотим только, чтобы извинились (один на один!) перед Полиной, что не продолжим публичного разбора ситуации, если найдут в себе мужество повиниться, что наказания никакого не последует, потому что все достаточно наказаны случившимся. Отдельные слова адресовали невиновным в проступке, пытаясь объяснить, что молчание в такой ситуации – прямое соучастие, которое в любую минуту может обернуться против каждого их них. Ребята молчали. Но показалось, что дети задумались о случившемся. 

Очень неожиданная реакция последовала в тот же день: бабушка Полины сообщила, что после собрания к внучке подошел одноклассник и извинился. Он очень волновался, говорил, что осознал, что просит прощения – но только за себя одного, о тех, кто был рядом с ним, говорить не будет. Еще сказал, что решение совершить все пришло спонтанно, от безделья, и он виноват в том, что, не думая, поддержал его, что не наказания он боится, а просто стало стыдно. В том разговоре бабушка решилась назвать имена двух других ребят. Ничего нового для себя я не открыла: если бы меня спросили, кто может преступить в определенных условиях нравственную черту, я назвала бы эти имена. Но не предполагала, что один из них способен раскаяться. Это был урок мне и, конечно, радость, что человек меняется к лучшему.



Предварительный просмотр:

Вирус сквернословия.

Речь — это показатель ума.

Сенека

Нет музыки слаще,

 чем ангельские голоса ребятишек,

 если не особенно вслушиваться

 в произносимые ими слова.

Логан Пирсолл Смит

Перед проведением классного часа по теме «Вирус сквернословия» раздайте учащимся анкеты «Сквернословие в моей жизни» (см. приложение). Анкетирование должно проводиться анонимно. Анкета поможет узнать, насколько эффективно прошло мероприятие, cколько детей действительно задумались над данной проблемой.

Для наглядности я изготовила плакат (стенгазету). Кроме наглядности, плакат выполняет еще одну немаловажную функцию. В нем есть рубрика «Особо заразные», куда классный руководитель записывает фамилии тех ребят, которые склонны к сквернословию. Плакат висит в классе на видном месте, а учащимся я говорю, что вряд ли их родителям будет приятно видеть фамилии своих детей в этом списке.

 Что такое сквернословие?

Сквернословие — это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, нецензурная лексика, лексика «телесного низа» и др. Но издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием, от слова «скверна».

В подростковом возрасте проблема нецензурной лексики становится особенно острой, ведь в глазах подростка сквернословие — это проявление независимости, способности не подчиниться запретам, то есть символ взрослости. Кроме того, она является знаком языковой принадлежности к группе сверстников, речевой моды. Иногда это подражание молодежным кумирам, например популярным телеведущим, актерам, певцам.

Но мало кто из ребят догадывается, что сквернословие, как и хамство, — оружие неуверенных в себе людей. Грубость позволяет им скрыть собственную уязвимость и защищает их, ведь обнаружить слабость и неуверенность в этом возрасте равносильно полному поражению. Кроме того, старшеклассники стараются бранными словами задеть родителей, шокировать, вывести их из себя, чтобы измерить свою власть над ними и подтвердить собственную эмоциональную независимость от них.

Матерная брань — это не только набор непристойностей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека. Ведь слово — не просто набор звуков, выражающих мысль. Оно способно очень многое рассказать о нашем душевном состоянии. Сократ говорил: «Каков человек, такова его и речь».

 История возникновения сквернословия.

Корни этого явления уходят в далекую языческую древность. Скверные слова были включены в заклинания, обращенные к языческим божествам, а в языческое время был распространен культ плодородия, поэтому все скверные слова связаны с половой сферой. Таким образом, так называемый мат является языком общения с демонами. Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие.

Именно с этим связан механизм влияния сквернословия на человека. Мат пробуждает в его подсознании доставшиеся ему вместе с генной памятью «психовирусы». Употребляя мат в разговоре с друзьями, родными, современные люди, сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло изо дня в день, из года в год на свою голову и на голову своих близких. Количество бранных слов переходит в качество. Вначале у людей появляются мелкие неприятности, затем крупные, потом возникают проблемы со здоровьем и, наконец, ломается сама жизнь.

Заблуждением является общепринятое мнение насчет того, что мат — это славянская традиция. Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено даже в деревне, но и являлось уголовно наказуемым.

Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание — вплоть до смертной казни.

Потом пришли иные времена. Грубая брань зазвучала сначала в кабаках, а потом выплеснулась на улицы городов. В XIX веке сквернословие постепенно из ругани превратилось в основу языка фабричных рабочих и мастеровых.

В наше время мат используется:

1) для повышения эмоциональности речи,

2) эмоциональной разрядки,

3) оскорбления, унижения адресата речи,

4) демонстрации агрессии,

5) демонстрации отсутствия страха,

6) демонстрации раскованности, пренебрежительного отношения к системе запретов,

7) демонстрации принадлежности к «своим».

Но на самом деле сквернословие отражает скудость лексического запаса говорящего, неумение ориентироваться в ситуации наивысшего эмоционального подъема (радости или гнева).

 Сквернословие и здоровье.

Под действием звуков, в том числе и человеческой речи, молекулы воды (а наше тело примерно на 80 процентов состоит из нее) начинают выстраиваться в сложные структуры. И в зависимости от ритма и смысловой нагрузки эти структуры могут лечить или, наоборот, отравлять организм.

В XX веке японский ученый Масару Эмото научно доказал, что вода не только воспринимает информацию, но может меняться под воздействием слова и даже мысли. С помощью новейшего оборудования он смог заморозить и сфотографировать воду под микроскопом. То, что он разглядел на молекулярном уровне, его поразило. На фото предстали в основном кристаллы разной формы и четкости — с виду очень похожие на снежинки.

Воде перед заморозкой говорили разные слова на многих языках или воздействовали на нее музыкой. Выяснилось, что форма кристаллов отражает удивительные свойства воды. Ученый сделал вывод, что похвала влияет на воду лучше, чем просьба или требование, а сквернословие не способно породить гармоничную красоту. (Продемонстрировать детям фотографии кристаллов воды.)

Как видите, слова с негативным смыслом даже не образуют форму, а положительно заряженная вода имеет красивые, четкие кристаллы.

Вы только вообразите, если мысли и слова могут делать такое с водой, что же они способны сотворить с человеком!

Сквернословие наносит вред не только духовному, но и физическому здоровью человека. Ученые Российской академии наук пришли к ошеломляющему выводу, что при помощи словесных мыслеобразов человек созидает или разрушает свой наследственный аппарат. Оказывается, ДНК способна воспринимать человеческую речь и читаемый текст по электромагнитным каналам. Одни сообщения оздоравливают гены, другие травмируют, подобно радиации. Например, добрые слова молитвы пробуждают резервные возможности генетического аппарата, а проклятия, матерщина вызывают мутации, ведущие к вырождению. Любое произнесенное слово не что иное, как волновая генетическая программа, влияющая на нашу жизнь и жизнь наших потомков.

Другая группа ученых под руководством доктора биологических наук И.Б. Белявского семнадцать лет занималась проблемой сквернословия. Они доказали, что заядлые матерщинники живут намного меньше, чем те, кто не сквернословит, потому что в их клетках очень быстро наступают возрастные изменения и проявляются различные болезни.

О том, что сквернословие — далеко не безобидная привычка, говорят нам и другие научные исследования. Группа российских физиков сконструировала специальный аппарат, позволяющий трансформировать звуковые колебания в электромагнитные. В ходе изучения влияния на растения энергетического потенциала слов, в том числе и бранных, ученые установили, что почти все «обруганные» матом семена арабидопсиса погибли, а выжившие стали генетическими уродами, не способными программировать развитие здоровой жизни. Во второй части эксперимента исследователи «обласкали» самыми нежными словами убитые радиоактивным облучением семена пшеницы. Результат превзошел все ожидания: в «благословленных» семенах процесс мутации был остановлен, перепутавшиеся гены, разорванные хромосомы и спирали ДНК стали на свои места и восстановились!

К сожалению, сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и тех, кто вынужден слушать ругательства. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. Не случайно проклятие поражало насмерть. И словом же воскрешали мертвых, исцеляли больных.

Не только религия, эзотерика, но и научные исследования доказали вредоносное воздействие сквернословия на самого говорящего и окружающих. Как вид информации, бранные слова негативно отражаются на здоровье человека, изменяя его сознание и даже генетику, наследственность, укорачивая жизнь и притягивая болезни.

Сегодня мы с вами узнали, что в скверном слове таится огромная разрушительная сила.

Вероятно, если бы человек мог видеть, какой мощный отрицательный заряд, словно ударная волна взорвавшейся бомбы, распространяется во все стороны от скверного слова, он никогда не произнес бы его. Давайте задумаемся о словах, которые мы произносим!

А сейчас ответьте на вопрос (можно в письменном виде), готовы ли вы излечиться от вируса сквернословия?

Будьте здоровы!!!

Можно дать домашнее задание или провести акцию во всей школе по теме «Мир без сквернословия — твой рецепт». Это может быть, например, темой сочинения на уроке русского языка или плакат.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Анкета «Сквернословие в моей жизни»

Класс_______

 Пол м / ж

1. Как ты думаешь, почему люди в своей речи употребляют бранные слова, ругательства?

2. Если ты используешь в своей речи бранные слова (мат, ругательства), то объясни почему?

3. Как часто ты произносишь эти слова?

4. В каких ситуациях это происходит?

5. Как ты думаешь, плохо это или нет?

6. Что ты чувствуешь, когда произносишь такие слова?

7. Как ты думаешь, что чувствуют или думают другие люди, когда слышат, как ты произносишь бранные слова?

8. Что ты чувствуешь, когда при тебе кто-то ругается матом?

9. От кого ты чаще всего слышишь подобные слова?

10. Как ты думаешь, что нужно сделать, чтобы люди (дети) не употребляли бранных слов?

11. Что нужно сделать, чтобы ты не употреблял эти слова?

12. Хочешь ли ты, чтобы твои будущие дети в своей речи использовали бранные слова? Почему?

Спасибо за откровенность!



Предварительный просмотр:

Вредные привычки и их влияние на здоровье подростков.

“С людьми живи в мире, а с пороками сражайся”.

Латинская пословица

Цели:

- дать понятие устойчивого здорового развития личности;

- объяснить, почему говорят, что из любой ситуации есть выход; объяснить, что табак, алкоголь и наркотики – вещества, приносящие вред здоровью.

Ход классного часа

Учитель: Еще древние римляне говорили: “В здоровом теле – здоровый дух”. Как вы считаете, что подразумевается под “здоровым телом”? (Ответы детей).

 Учитель развивает мысль о здоровом теле, о развитии человеческого тела как организма со свойственной ему симметричностью, устойчивостью. При травмах можно помочь различными способами. Здоровым бывает организм, когда здоровы все его органы: кожа, кости, волосы, зубы, внутренние органы.

 У древних “здоровый” и “красивый” обозначались одним словом. А что такое “дух”? (Подсказка – совокупность мыслей, поступков, знаний, стремлений, чувств).

 Жизнь – это движение. Если мы движемся вперед с ней вместе, то мы развиваемся. А если мы остановимся, совершая плохие поступки, то начнем отставать от жизни. То есть, человек имеет право на выбор – какой образ жизни ему вести, он несет ответственность не только перед людьми, но и перед самим собой.

 Перед вами таблица частичных потребностей человека. Давайте попытаемся ее заполнить: (на доске вычерчена заранее таблица с заголовками, заполняют таблицу сами школьники, например):

Без чего человек не может прожить         

Без кого человек не может прожить        

Можно прожить, но трудно

воздух        

родители        

телевизор

вода        

животные        

книги

еда        

птицы        

бытовые приборы

крыша над головой и т.п.        

насекомые        

посуда, мебель и т.п.

Учитель: Как вы думаете, от чего у человека может наступить зависимость? Какая зависимость сильнее всего отнимает силы и здоровье? (курение, алкоголь, токсикомания, несоблюдение гигиены, наркотики) – выходят школьники и рассказывают об этих вредных привычкам, мешающих здоровью человека.

1 школьник: Листья растения острова Табаго были завезены в Европу Христофором Колумбом в XV веке и получили название “табак”. У курящих быстро наступает тяга к курению и с ней трудно бороться. Индейцы считали табак успокаивающим веществом и использовали его как лечебное средство. Но сейчас доказано, что в табаке содержится 400 химических веществ, многие из них – яды, более 40 веществ вызывают рак. Табакокурение относят к вредным привычкам. Никотин является веществом, изменяющим сознание, и является самым сильным наркотиком, кокаин стоит на втором месте после никотина.

2 школьник:

 Выкуривая 1 пачку сигарет, курильщик забивает свои легкие в год 1 литром никотиновой смолы.

 Каждая сигарета укорачивает жизнь на 8 минут.

 За последние 5 лет бросили курить 30 миллионов человек.

 Сейчас в Америке считается курить “немодным”.

 Ежегодно в России умирает около миллиона человек от болезней, вызванных курением.

 Курение не только сокращает жизнь, но и снижает ее качество.

 Никотин вызывает большое количество заболеваний, таких как инсульт, инфаркт миокарда, болезни крови и артерий ног, поражает органы чувств, пищеварения и дыхания, поражает нервную систему.

 31 мая во всем мире отмечают как День без табака.

3 школьник: Алкоголь называют “похитителем рассудка”. Об опьяняющих свойствах спиртных напитков узнали за 8 тысяч лет до нашей эры, когда люди изготавливали спиртные напитки из меда, винограда, пальмового сока, пшеницы. Слово “алкоголь” означает “одурманивающий”. Раньше пьянство в будние дни считалось грехом и позором. Алкоголь действует на клетки головного мозга, человек становится злым, агрессивным, теряет над собой контроль, становится психически неуравновешенным .

4 школьник: Алкоголь – это внутриклеточный яд, который разрушает жизненно важные органы человека – печень, сердце, мозг. 100 граммов водки убивают 7,5 тысяч клеток головного мозга. 30% всех преступлений совершаются в состоянии опьянения. Пьяница в семье – это горе, особенно детям. Дети алкоголиков в 4 раза чаще других людей заболевают алкоголизмом и наркоманией. Алкоголь особенно вреден для растущего организма и “взрослые” дозы для детей могут стать смертельными или привести к инвалидности при поражении головного мозга.

5 школьник: Наркотики – это химические вещества растительного и химического происхождения. Их употребление вызывает наркотическое опьянение, а люди называются наркоманами. Назначение наркотиков – в медицинских целях для снижения болевых ощущений при операциях или тяжелых болезнях. К наркотикам привыкают очень быстро, а зависимость вылечить очень трудно. Наркотики изменяют сознание, вызывая галлюцинации, бред, иллюзии. Применение наркотиков вызывает химическую зависимость организма, а это часто смертельное заболевание.

6 школьник: Наркоманы – плохие работники, их трудоспособность низкая, они приносят семье большой материальный ущерб, являются причиной несчастных случаев. Наркотики убивают ум, здоровье, силы человека. Наркоманы распространяют чаще других СПИД.

7 школьник: Неправильно считать, что проблема с алкоголем и наркотиками появилась только сейчас. В древние времена жрецы и шаманы использовали наркотики для того, чтобы было легче управлять людьми. Алкоголь и наркотики служили наградой за послушание и помогали снимать страх перед трудностями. Подросток, попробовавший наркотик, к 25 годам становится законченным наркоманом, его личность деградирует, потому что его психика еще не сформирована, и вылечить его намного труднее.

8 школьник: Токсикомания – это пристрастие к химическим веществам, то есть вдыхание паров бензина, аэрозолей, ацетона, клея, толуола. Токсикоманы добиваются опьянения, вдыхая эти пары или газы, при этом разрушая легкие, желудок, сердце, мозг. Токсикомания развивается очень быстро, вырастая из кратковременной привычки употреблять вещества, изменяющие сознание и относится к виду тяжелых заболеваний, лечение которых очень сложно.

Учитель: Как видите, ребята, влияние вредных привычек только наносит человеку вред – вред его здоровью, силам и положению в обществе. Эти и другие привычки тормозят развитие личности, останавливают человека на полпути и он может легко попасть в беду. Человек сам определяет свою судьбу, и я вам советую уже сегодня задуматься “А стоит ли курение, пьянство или наркотики того, чтобы я сломал свою жизнь?”

 Обсудите этот вопрос со своими друзьями, родителями дома в спокойной обстановке, больше читайте литературы о вреде этих привычек и постарайтесь к ним не привыкать. За свои поступки человек отвечает не только перед близкими, но и перед обществом, перед законом. В конце концов человек оказывается перед выбором: вредные привычки или жизнь?

 Домашнее задание: спросите у ваших родных и близких, как они понимают ответственность и нарисуйте человека до и после появления зависимости от вредных привычек.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект «Парта Героя»

Слайд 2

создание условий для формирования у детей уважительного отношения к истории Отечества, героическому прошлому и настоящему нашей страны, героям боевых действий и доблестного труда на примере героического образа Героя Советского Союза Талалушкина Николая Степановича Цель

Слайд 3

Задачи Собрать и исследовать материал об участии в Великой Отечественной войне нашего земляка, Талалушкина Николая Степановича. Развитие интереса и потребности в сохранении достоверности исторического прошлого своей семьи, страны, воинской славы России. Содействие нравственному и интеллектуальному развитию молодёжи, развитие творческих и личностных навыков.

Слайд 4

История Героя Талалушкин Николай Степанович Родился в 1922 г. в деревне Кузьминка ныне Кстовского района Нижегородской области в семье крестьянина. Русский. После окончания шести классов работал в колхозе. Заведовал сельским клубом. С ноября 1941 года Кстовским райвоенкоматом призван в ряды Красной Армии.

Слайд 5

История Героя Николай Степанович Талалушкин (подробнее в проекте) был обычным деревенским парнем. Одним из первых, в начале Великой Отечественной войны, в 19 лет добровольцем ушёл на фронт. Участвовал в тяжёлых оборонительных боях в Крыму и на Северном Кавказе. В ноябре 1942 года был ранен и несколько месяцев находился в госпитале, но, в начале лета 1943-го, Николай – снова на фронте. Шли бои на Курской дуге, под Орлом, около деревни Мокрые Верхи. Однажды рота поднялась в атаку, и, на глазах Николая, под яростным огнём противника погибали его друзья. Тогда Николай вплотную подполз к вражескому дзоту, стремительно вскочил и закрыл амбразуру своим телом. Путь роте был открыт. Это было 24-го июля 1943 года.

Слайд 6

Подвиг Героя Вот что писал командир 862-го стрелкового полка майор Кожевников, представляя Николая Талалушкина посмертно к званию Героя Советского Союза: «Пожертвовав своей жизнью, гвардеец Талалушкин освободил путь для дальнейшего продвижения воинов, в результате чего 3-й стрелковый батальон успешно пошел в наступление и занял деревню Мокрый Верх, развивая дальнейшее наступление на Берестну ».

Слайд 7

Строка в наградном списке (24)

Слайд 8

Награды Героя Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1944 г. Николаю Степановичу Талалушкину посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Награждён Орденом Ленина Награждён медалью «За отвагу»

Слайд 9

Память Бюст установлен около Афонинской средней школы. Каждый год проходит митинг, посвящённый Великой Отечественной Войне. Люди помнят о его подвиге и приносят цветы к ногам героя. В 1967 году по инициативе и при непосредственном участии учащихся и учителей МБОУ Афонинская СШ Кстовского района был установлен бюст героя Советского Союза Н.С.Талалушкина . Автор – скульптор Кулакова Лидия Федоровна присутствовала на его открытии.

Слайд 10

14 августа 1971 года кстовские энтузиасты борьбы самбо во главе с Михаилом Бурдиковым организовали в родном городе соревнования самбистов, посвящённые памяти своего земляка Героя Советского Союза Николая Степановича Талалушкина , повторившего в годы Великой Отечественной Войны бессмертный подвиг Александра Матросова. Всесоюзный турнир по борьбе Самбо. Мемориал Н.Талалушкина . Кстово 1972г. Память

Слайд 11

История турнира памяти Н. С. Талалушкина На первый Всесоюзный турнир памяти Героя СССР прибыло 240 спортсменов из 22 городов страны. Его лауреатами стали Михаил Бурдиков , Николай Медведев, Геннадий Богданов, Алексей Скляров, а главный приз соревнований за командную победу остался в Кстово. Главным судьёй соревнований был москвич, известный тогда в стране специалист по самбо, заслуженный тренер РСФСР Лев Борисович Турин. Вот, что он написал после окончания соревнований в газете «Спортивный спорт»: «…Турнир удался, и ныне в Кстово мечтают о встрече с ведущими мастерами самбо – Чемпионами страны. Думаю, что стоит откликнуться на приглашение волжан..». Кстати, это была первая публикация в центральной прессе о кстовских самбистах. Популярность этого турнира среди самбистов страны росла. Совершенствовалось мастерство борцов, всё более чёткой становилась организация соревнований. И вот пришло приятное известие из Москвы: «…Всесоюзный Комитет по Физической Культуре и Спорту при Совете Министров СССР, учитывая большое воспитательное значение и популярность турнира, успешное решение организационных вопросов и высокие спортивные результаты, показываемые на этих турнирах, постановил проводить ежегодно в Кстово турнир памяти Н.С. Талалушкина как Всесоюзный с правом присвоения звания «мастер спорта СССР» за первое и второе места…». Придумать турнир легко – организовать сложно. Вдвойне сложно придать ему вес, сделать масштабным, авторитетным. Организаторы добились этого. Турнир, посвящённый памяти Н.С. Талалушкина , в ряду ранее всесоюзных, а теперь и всероссийских соревнований по борьбе самбо, занимает сейчас видное место, а в Нижегородской области не найти ему равных по популярности и авторитету. В августе 2013 года турнир будет проводиться уже в сорок третий раз. В Кстово едут не только из ближайших городов нашей области, но и из Москвы, Санкт-Петербурга, Барнаула, Майкопа, Владивостока, Рыбинска, Владимира и многих других самбистских центров нашей страны. Турнир вырастил немало именитых борцов, которые и по сей день отдают все силы делу развития кстовского и мирового самбо.

Слайд 12

Со дня героической гибели Николая Талалушкина прошло уже много лет, но его не забывают в родной школе. И, конечно же, все с радостью восприняли весть о том, что решением Земского собрания ( от 30 марта 2012 года) общеобразовательному учреждению присвоено имя знаменитого выпускника. В память о нём на здании школы была установлена мемориальная доска.

Слайд 13

Герою установлен памятник в деревне Кузьминка Мемориальная доска — в городе Кстово На его доме в деревне Кузьминке , который сохранился до сих пор, висит мемориальная доска Его именем названы улицы в Кстово и Кстовском районе

Слайд 14

Список используемых источников https://aknn.iapras.ru/newspapers/30.pdf http://www.warheroes.ru/ https://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig-chelovek_nagrazhdenie19294231/ http://pobeda.poklonnayagora.ru/heroes/9932.htm http://www.vest-news.ru/article/14622 http://knigapodviga.ru/1058107210831072108310911096108210801085-1053108010821086108310721081-1057109010771087107210851086107410801095.html


Предварительный просмотр: