Раздел 2.6. Выступления на научно-практических конференциях, педагогических чтениях, фестивалях

Хертек Сайлыкмаа Алдын-ооловна

2.6. Выступления на научно-практических конференциях, педагогических чтениях, фестивалях

 

№п\п

Название мероприятия

Тема

Подтверждающий документ

Дата проведения

1

Муниципальное августовское совещание работников образования Бай-Тайгинского кожууна: «Повышение качества образования через развитие профессиональной компетентности педагога»

Доклад «Проектная деятельность обучающегося ДОУ»

сертификат

31.08.2015

2

Всероссийский семинар «Игровые технологии обучения детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»

участие

сертификат

Февраль 2016

3

Выступление на педагогическом  чтении

Доклад «Обновление содержания дошкольного образования через внедрение инновационных образовательных технологий»

Справка- подтверждение

Ноябрь

2018

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Чаптанчыгбай» села Тээли муниципального района

«Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва»

 Доклад «Обновление содержания дошкольного образования через внедрение инновационных образовательных технологий»

                                                  Выполнила:  воспитатель Хертек  С.А.

Тээли 2018г.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, представлена современная модель образования, ориентированная на повышение качества образования. Модернизация затрагивает структуру, содержание, технологии воспитания и обучения на всех уровнях образовательной системы.  

  В связи  с требованиями данной Концепции мы понимаем, что в нынешних условиях дошкольное образование должно не только видоизменяться, но и придавать импульс инновационным процессам.

  Дошкольный педагог нынче  обязан владеть  современными педагогическими технологиями, ибо технологизации   образовательно-воспитательного    процесса в ДОУ становится наиболее актуальной  темой сегодняшнего времени,  поэтому в настоящее время многие педагогические коллективы ДОУ в стране вовлечены в инновационные процессы, Эти инновационные процессы касаются, прежде всего, обновления подходов к воспитательно-образовательной деятельности с дошкольниками.

 Сегодня выступая перед Вами, в  своем    докладе я буду вести речь об  одном  мощнейшем инструменте  дошкольного педагога  -     педагогическим инновационным технологиям, которые направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

Необходимо отметить, что принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в образовательно-воспитательном  процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.

Вначале давайте вспомним, что же означает сам термин «технология».

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).

 В педагогической науке сегодня насчитывается более сотни  образовательных технологий,    В дошкольном  образовательном учреждении   часто применяют   следующие современные образовательные технологии:

  • здоровьесберегающие технологии;
  • технологии проектной деятельности
  • технология исследовательской деятельности
  •  информационно-коммуникационные технологии;
  • личностно-ориентированные технологии;
  • технология портфолио дошкольника и воспитателя
  • игровая технология
  • технология «ТРИЗ» и др. 

Забегая вперед, я напомню своим коллегам, что работа с любыми педагогическими технологиями невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. 

  Из    перечисленных современных технологий в своем докладе я хочу остановиться  на технологии проектной деятельности и технологии исследовательской деятельности. Почему я выбрала из множества современных педагогических технологий именно эти?  

Потому что,  во-первых, известно,  что  в нашей практике по-прежнему ведущей остается образовательная деятельность, где главная роль за педагогом, дети же лишь пассивные участники. Где нет места ребенку – фантазеру, экспериментатору, активно познающему мир и задающему «не те вопросы». Во-вторых,  в настоящее время на смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности.

Осуществлению этой задачи в полной мере способствует проектная и исследовательская  деятельность как одна из современных технологий образовательного процесса.  

Все мы знаем, что  современная школа в свете меняющихся федеральных государственных образовательных стандартов предъявляет высокие требования к будущему первокласснику.

Для выполнения этих требований, я считаю, что  педагогу необходимо   чаще применять в своей  педагогической деятельности   метод проектов со старшими дошколятами.  Потому что этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. При разработке занятий в проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, метод проектов развивает и речь и познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

Давайте более конкретно обсудим, что это педагогическая технология, так называемая,  метод проектов?

Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

В конкретном примере рассмотрим метод проектов на лексическую тему «Овощи». (показ слайда)   Здесь  выбрана проблемная ситуация: «Самый ценный и полезный овощ, – какой он?»

  1. Детям дано задание, «Докажи, что твой любимый овощ самый полезный!» (Самое сложное задание, если ребенок  смог решить поставленную проблему, то задание считается выполненным. )
  2. Нарисуй свой любимый овощ (как выглядит, где растет.)
  3. Составь устный рассказ о любимом овоще по предложенной схеме.
  4. Побеседуй дома с родителями и выясни, чем он полезен, ( какие витамины в нем, для чего полезны). Нарисуй человека и покажи, чем полезен твой овощ!
  5. Напиши (нарисуй) салат из любимого овоща, а в детском саду приготовь.

  Здесь  педагогу необходимо  учесть то, что  все дошколята и педагог  при разрешении проблемной ситуации в равном партнёрском отношении,  т.е. все вопросы   обсуждаются и продумываются  совместно, а не   диктуется педагогом. И совместно  принимаются правильные ответы заданию.

В заключении хочу сказать  следующее. Как я подчеркнула технология исследовательской и проектной деятельности способствует развитию творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Однако на практике при внедрении данной педагогической технологии в образовательно-воспитательный процесс, встречаются следующие трудности:

  • Разрозненные знания и представления о проектной деятельности,
  • отсутствие единого ресурса, где были бы собраны справочные и нормативные документы,
  • варианты планирования, графические шаблоны (схемы, структуры, модели),
  • практические примеры проведенных проектов.

Все  эти трудности не позволяют этой технологии широко распространиться.

        Что касается во внедрении инновационных технологий  в образовательно-воспитательном процессе в ДОУ можно сказать следующее.

Характер инновационной деятельности наших педагогов можно определить как комбинаторный: традиционные формы и методы воспитательно-образовательной деятельности сочетаются с изменённым содержанием, с внедрением новых образовательных технологий.  

Сегодня инновационные преобразования в ДОУ приобретают системный характер. Созданы новые типы, виды и профили дошкольных учреждений, новые образовательные программы, позволяющие обеспечить вариативность воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка и запросы его семьи.

Педагогу дошкольного образования  необходимо помнить то, что педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать, достигать качественно более высоких результатов образования. Без инновационной работы сегодня нет развития образования, нет современного его качества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

. Проектная деятельность в детском саду Составитель: воспитатель I кв.кат . С.А. Хертек август 2015 г.

Слайд 2

П роектная деятельность Одной из эффективных форм воспитательно-образовательной работы с дошкольниками является проектная деятельность . Проектная деятельность в ДОУ – это прежде всего сотрудничество, в которое вовлекаются дети, педагоги и родители. Этот метод всегда предполагает решение какой -либо проблемы и получение результата. Очень важно, чтобы у детей возник интерес к этой проблеме, а еще лучше, если ребенок сам обнаружит проблему и у него возникнет желание решить ее. Поэтому перед педагогами стоит задача развивать и поддерживать детскую самостоятельность и инициативность.

Слайд 3

Проекты классифицируются по разным признакам. Наиболее существенным является доминирующий вид деятельности. В практике ДОУ используются следующие типы проектов: Классификация проектов Исследовательско - Творческие Результат- творческий продукт газета, драматизация Ролево-игровые Проект с элементами творческих игр, когда дети входят В образ персонажей И по своему решают Поставленные проблемы Информационно-практико - ориентированные Дети собирают информацию о каком- то объекте, явлении из разных источников. Реализуют её, ориентируясь на социальные интересы Оформление и дизайн группы, витражи и др. Творческие Как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников Результат оформляется в виде детского праздника, выставки

Слайд 4

Другими признаками классификации являются: Состав участников Групповой Личный Семейный Парный Под- групповой

Слайд 5

. Продолжительность Краткосрочный Несколько занятий 1-2 недели Средней продолжительности 1 -3 месяца Долгосрочный До года

Слайд 6

Этапы развития проекта № Этапы Содержание 1 Выбор темы проекта Удовлетворение интересов и потребностей ребёнка, запросов родителей, воспитатель инициатор 2 Планирование «Модель трёх вопросов» (Что знаем? Что хотим узнать? Как узнать?) Составление «Паутинки» (виды деятельности, направленные на реализацию проекта) Планирование проектов (конечный продукт) Календарное планирование 3 Реализация проекта Задача воспитателя: Организация деятельности детей в центрах (образовательных областях), оснащение оборудованием и материалами в соответствии с темой проекта 4 Завершение проекта Презентация конечно продукта

Слайд 7

Работа над проектом включает деятельность детей и педагога Этапы проек-та Деятельность педагога Деятельность детей 1 этап 1.Формирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта 2.Вводит в игровую ситуацию 3.Формулирует задачу 1.Вхождение в проблему 2.Вживание в игровую ситуацию 3.Принятие задачи 4.Дополнение задач проекта 2 этап 4. Помогает в решении задачи 5. Помогает спланировать деятельность 6.Организует деятельность 5. Объединение детей в рабочие группы 6. Распределение амплуа 3 этап 7. Практическая помощь (по необходимости) 8.Напрвавляет и контролирует осуществление проекта 7.Формирование специфических знаний, умений, навыков 4 этап 9.Подготовка к презентации. Презентация 8.Продукт деятельности готовят к презентации 9.Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности

Слайд 8

Паутинка по проекту Познание (ведущая деятельность –познавательно -исследовательская) указать формы Чтение художественной литературы (ведущая деятельность – чтение) указать формы Коммуникация (ведущая деятельность – коммуникативная) указать формы Социализация (ведущая деятельность – игровая) указать формы Трудовая (ведущая деятельность – трудовая) указать формы Безопасность (интеграция разных видов деятельности) указать формы Здоровье (интеграция разных видов деятельности) указать формы Физическая культура (ведущая деятельность – двигательная) указать формы Художественное творчество (ведущая деятельность – продуктивная) указать формы Музыка (ведущая деятельность – музыкально-художественная) указать формы Формы взаимодействия с семьёй и социальными партнёрами указать формы Режимные моменты (интеграция разных видов деятельности) указать формы

Слайд 9

Заключение Использование метода проектов – показатель высокой квалификации педагога, его прогрессивной методики обучения и развития детей. Недаром эти технологии относят к технологиям ХХ I века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека. Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все её сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе интегрированных технологий, каковой является проектный метод. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. В последние десятилетия наметились новые подходы к педагогическому взаимодействию детского сада и семьи. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и детского сада, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребёнка.