Раздел 2.6. Выступления на научно-практических конференциях, педагогических чтениях, фестивалях
2.6. Выступления на научно-практических конференциях, педагогических чтениях, фестивалях
№п\п | Название мероприятия | Тема | Подтверждающий документ | Дата проведения |
1 | Муниципальное августовское совещание работников образования Бай-Тайгинского кожууна: «Повышение качества образования через развитие профессиональной компетентности педагога» | Доклад «Проектная деятельность обучающегося ДОУ» | сертификат | 31.08.2015 |
2 | Всероссийский семинар «Игровые технологии обучения детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС» | участие | сертификат | Февраль 2016 |
3 | Выступление на педагогическом чтении | Доклад «Обновление содержания дошкольного образования через внедрение инновационных образовательных технологий» | Справка- подтверждение | Ноябрь 2018 |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2.6._doklad_na_ped_chtenie.docx | 27.69 КБ |
prezentatsiya_doklada_proektnaya_deyatelnost_dou.pptx | 81.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Чаптанчыгбай» села Тээли муниципального района
«Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва»
Доклад «Обновление содержания дошкольного образования через внедрение инновационных образовательных технологий»
Выполнила: воспитатель Хертек С.А.
Тээли 2018г.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, представлена современная модель образования, ориентированная на повышение качества образования. Модернизация затрагивает структуру, содержание, технологии воспитания и обучения на всех уровнях образовательной системы.
В связи с требованиями данной Концепции мы понимаем, что в нынешних условиях дошкольное образование должно не только видоизменяться, но и придавать импульс инновационным процессам.
Дошкольный педагог нынче обязан владеть современными педагогическими технологиями, ибо технологизации образовательно-воспитательного процесса в ДОУ становится наиболее актуальной темой сегодняшнего времени, поэтому в настоящее время многие педагогические коллективы ДОУ в стране вовлечены в инновационные процессы, Эти инновационные процессы касаются, прежде всего, обновления подходов к воспитательно-образовательной деятельности с дошкольниками.
Сегодня выступая перед Вами, в своем докладе я буду вести речь об одном мощнейшем инструменте дошкольного педагога - педагогическим инновационным технологиям, которые направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.
Необходимо отметить, что принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в образовательно-воспитательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.
Вначале давайте вспомним, что же означает сам термин «технология».
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).
В педагогической науке сегодня насчитывается более сотни образовательных технологий, В дошкольном образовательном учреждении часто применяют следующие современные образовательные технологии:
- здоровьесберегающие технологии;
- технологии проектной деятельности
- технология исследовательской деятельности
- информационно-коммуникационные технологии;
- личностно-ориентированные технологии;
- технология портфолио дошкольника и воспитателя
- игровая технология
- технология «ТРИЗ» и др.
Забегая вперед, я напомню своим коллегам, что работа с любыми педагогическими технологиями невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.
Из перечисленных современных технологий в своем докладе я хочу остановиться на технологии проектной деятельности и технологии исследовательской деятельности. Почему я выбрала из множества современных педагогических технологий именно эти?
Потому что, во-первых, известно, что в нашей практике по-прежнему ведущей остается образовательная деятельность, где главная роль за педагогом, дети же лишь пассивные участники. Где нет места ребенку – фантазеру, экспериментатору, активно познающему мир и задающему «не те вопросы». Во-вторых, в настоящее время на смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности.
Осуществлению этой задачи в полной мере способствует проектная и исследовательская деятельность как одна из современных технологий образовательного процесса.
Все мы знаем, что современная школа в свете меняющихся федеральных государственных образовательных стандартов предъявляет высокие требования к будущему первокласснику.
Для выполнения этих требований, я считаю, что педагогу необходимо чаще применять в своей педагогической деятельности метод проектов со старшими дошколятами. Потому что этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. При разработке занятий в проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, метод проектов развивает и речь и познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.
Давайте более конкретно обсудим, что это педагогическая технология, так называемая, метод проектов?
Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
В конкретном примере рассмотрим метод проектов на лексическую тему «Овощи». (показ слайда) Здесь выбрана проблемная ситуация: «Самый ценный и полезный овощ, – какой он?»
- Детям дано задание, «Докажи, что твой любимый овощ самый полезный!» (Самое сложное задание, если ребенок смог решить поставленную проблему, то задание считается выполненным. )
- Нарисуй свой любимый овощ (как выглядит, где растет.)
- Составь устный рассказ о любимом овоще по предложенной схеме.
- Побеседуй дома с родителями и выясни, чем он полезен, ( какие витамины в нем, для чего полезны). Нарисуй человека и покажи, чем полезен твой овощ!
- Напиши (нарисуй) салат из любимого овоща, а в детском саду приготовь.
Здесь педагогу необходимо учесть то, что все дошколята и педагог при разрешении проблемной ситуации в равном партнёрском отношении, т.е. все вопросы обсуждаются и продумываются совместно, а не диктуется педагогом. И совместно принимаются правильные ответы заданию.
В заключении хочу сказать следующее. Как я подчеркнула технология исследовательской и проектной деятельности способствует развитию творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Однако на практике при внедрении данной педагогической технологии в образовательно-воспитательный процесс, встречаются следующие трудности:
- Разрозненные знания и представления о проектной деятельности,
- отсутствие единого ресурса, где были бы собраны справочные и нормативные документы,
- варианты планирования, графические шаблоны (схемы, структуры, модели),
- практические примеры проведенных проектов.
Все эти трудности не позволяют этой технологии широко распространиться.
Что касается во внедрении инновационных технологий в образовательно-воспитательном процессе в ДОУ можно сказать следующее.
Характер инновационной деятельности наших педагогов можно определить как комбинаторный: традиционные формы и методы воспитательно-образовательной деятельности сочетаются с изменённым содержанием, с внедрением новых образовательных технологий.
Сегодня инновационные преобразования в ДОУ приобретают системный характер. Созданы новые типы, виды и профили дошкольных учреждений, новые образовательные программы, позволяющие обеспечить вариативность воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка и запросы его семьи.
Педагогу дошкольного образования необходимо помнить то, что педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать, достигать качественно более высоких результатов образования. Без инновационной работы сегодня нет развития образования, нет современного его качества.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
П роектная деятельность Одной из эффективных форм воспитательно-образовательной работы с дошкольниками является проектная деятельность . Проектная деятельность в ДОУ – это прежде всего сотрудничество, в которое вовлекаются дети, педагоги и родители. Этот метод всегда предполагает решение какой -либо проблемы и получение результата. Очень важно, чтобы у детей возник интерес к этой проблеме, а еще лучше, если ребенок сам обнаружит проблему и у него возникнет желание решить ее. Поэтому перед педагогами стоит задача развивать и поддерживать детскую самостоятельность и инициативность.
Проекты классифицируются по разным признакам. Наиболее существенным является доминирующий вид деятельности. В практике ДОУ используются следующие типы проектов: Классификация проектов Исследовательско - Творческие Результат- творческий продукт газета, драматизация Ролево-игровые Проект с элементами творческих игр, когда дети входят В образ персонажей И по своему решают Поставленные проблемы Информационно-практико - ориентированные Дети собирают информацию о каком- то объекте, явлении из разных источников. Реализуют её, ориентируясь на социальные интересы Оформление и дизайн группы, витражи и др. Творческие Как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников Результат оформляется в виде детского праздника, выставки
Другими признаками классификации являются: Состав участников Групповой Личный Семейный Парный Под- групповой
. Продолжительность Краткосрочный Несколько занятий 1-2 недели Средней продолжительности 1 -3 месяца Долгосрочный До года
Этапы развития проекта № Этапы Содержание 1 Выбор темы проекта Удовлетворение интересов и потребностей ребёнка, запросов родителей, воспитатель инициатор 2 Планирование «Модель трёх вопросов» (Что знаем? Что хотим узнать? Как узнать?) Составление «Паутинки» (виды деятельности, направленные на реализацию проекта) Планирование проектов (конечный продукт) Календарное планирование 3 Реализация проекта Задача воспитателя: Организация деятельности детей в центрах (образовательных областях), оснащение оборудованием и материалами в соответствии с темой проекта 4 Завершение проекта Презентация конечно продукта
Работа над проектом включает деятельность детей и педагога Этапы проек-та Деятельность педагога Деятельность детей 1 этап 1.Формирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта 2.Вводит в игровую ситуацию 3.Формулирует задачу 1.Вхождение в проблему 2.Вживание в игровую ситуацию 3.Принятие задачи 4.Дополнение задач проекта 2 этап 4. Помогает в решении задачи 5. Помогает спланировать деятельность 6.Организует деятельность 5. Объединение детей в рабочие группы 6. Распределение амплуа 3 этап 7. Практическая помощь (по необходимости) 8.Напрвавляет и контролирует осуществление проекта 7.Формирование специфических знаний, умений, навыков 4 этап 9.Подготовка к презентации. Презентация 8.Продукт деятельности готовят к презентации 9.Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности
Паутинка по проекту Познание (ведущая деятельность –познавательно -исследовательская) указать формы Чтение художественной литературы (ведущая деятельность – чтение) указать формы Коммуникация (ведущая деятельность – коммуникативная) указать формы Социализация (ведущая деятельность – игровая) указать формы Трудовая (ведущая деятельность – трудовая) указать формы Безопасность (интеграция разных видов деятельности) указать формы Здоровье (интеграция разных видов деятельности) указать формы Физическая культура (ведущая деятельность – двигательная) указать формы Художественное творчество (ведущая деятельность – продуктивная) указать формы Музыка (ведущая деятельность – музыкально-художественная) указать формы Формы взаимодействия с семьёй и социальными партнёрами указать формы Режимные моменты (интеграция разных видов деятельности) указать формы
Заключение Использование метода проектов – показатель высокой квалификации педагога, его прогрессивной методики обучения и развития детей. Недаром эти технологии относят к технологиям ХХ I века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека. Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все её сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе интегрированных технологий, каковой является проектный метод. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. В последние десятилетия наметились новые подходы к педагогическому взаимодействию детского сада и семьи. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и детского сада, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребёнка.