Раздел 1.3. Организация коррекционно-развивающей работы с воспитанниками
1.3. Организация коррекционно-развивающей работы с воспитанниками
Хертек Сайлыкмаа Алдын-ооловна воспитатель МКДОУ детский сад «Чаптанчыгбай» осуществляет педагогическую коррекционно-разаивающую деятельность по развитию речи .
Коррекционно- развивающая работа- это дополнительная к основному процессу деятельность способствующему эффективному развитию ребенка, реализаций его способностей в различных сферах. Основной целью которой является развитие речи детей дошкольного возраста, обучение русскому языку и обучение грамоте ,в которой отражалась работа воспитателя в кружковой работе на тему: «Послушный язычок».
В работе использует методическое пособие Пожиленко Е.А. «Артикуляционная гимнастика», комплексы упражнений и заданий на развитие артикуляционной моторики, тонких движений пальцев рук, дыхания, голоса, а так же эмоциональной сферы ребенка. Комплексы построены на знакомых детям лексических темах, насыщены игровыми образами. Занимательная форма преподнесения материала наиболее полно соответствует психологическим особенностям детей дошкольного возраста.
В своей работе использует информационно-коммуникационные технологии, который способствуют активизации познавательной деятельности дошкольников, стимулирует и развивает психические процессы, мышление, восприятие, память. В процессе проведения индивидуальных занятий, информационно-коммуникационные технологии позволяют детям в яркой, интересной форме рассматривать понятия и определения, видеть объекты занятий в видеороликах и на фотографиях, закреплять материал в интересной форме, что способствует чёткому восприятию материала по той или иной теме.
Для того чтобы лучше скоординировать коррекционную работу в группе, воспитатель, Хертек Сайлыкмаа Алдын-ооловна руководствуется следующим примерным планом построения игрового комплекса в течение дня, в компонент которого входят:
1. артикуляционная гимнастика;
2. дыхательные упражнения;
3. дидактические игры по развитию лексико-грамматических средств языка, связной речи, фонетико-фонематических представлений;
4. дидактические игры по развитию элементарных математических представлений;
5 развитие мелкой моторики пальцев рук.
Также использует следующие виды работы, способствующие развитию мелких мышц пальцев и кистей рук:
1. игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками;
2. пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения;
3. рисование по шаблону;
4. нанизывание бусин, колечек, пуговиц на проволоку, нитку;
5. волшебные спички (раскладывание картинок по образцу и по памяти);
6. разрезные картинки;
7. мозаика;
8. сложение картин из геометрических фигурок;
9. игры со шнурами и камешками;
10. раскладывание пуговиц, палочек и т.д.
11. пальчиковый театр;
12. застегивание и расстегивание пуговиц.
Все упражнения проводятся в форме игры, что не только вызывает у детей интерес, но и способствует повышению технического тонуса руки ребенка.
В работе с детьми для коррекционной работы Сайлыкмаа Алдын-ооловна создает спокойную, доброжелательную обстановку, способствующую достижению коррекционных целей.
| Развитие звукопроизношения | Развитие словаря | Развитие грамматического строя языка | Развитие связной речи | Развитие коммуникативных умений и навыков |
2014-2015 | 80% | 70% | 70% | 70% | 80% |
2015-2016 | 90% | 90% | 80% | 80% | 100% |
2016-2017 | 70% | 70% | 60% | 50% | 70% |
2017-2018 | 90% | 80% | 70% | 60% | 80% |
Показатели позитивной динамики речевого развития воспитанников
Вывод: Работа по корреционно- развивающей деятельности воспитателем Хертек С.А. ввелась эффективно, систематически, продуктивно. Результаты по деятельности педагога соответствует хорошему уровню показателей. У воспитанников на хорошем уровне речевое развитие. Дети понимают русский язык. Активно употребляют в диалогической речи. Развивается большой словарный запас, широкий кругозор.
Достигнута положительная работа и динамика в развитии в коррекционно- развивающей работе. Воспитателю необходимо посетить курсы по коррекционно- развивающей среде. Анализируя работу педагога можно сказать, что воспитатель в своей деятельности применяет игровые моменты, в непосредственно- образовательной деятельности, психологические тренинги, опросники, тесты, игры и занятия. Работает с родителями с социумом.
Проведенная психолого-педагогическая работа, позволяет воспитателю, выявить свои профессиональные возможности с работой с воспитанниками и их родителями. В дальнейшем воспитатель в педагогической деятельности планирует заниматься на высоком уровне и продуктивно ввести психолого- педагогическую деятельность. Делиться с опытом с молодыми педагогами и в дальнейшем повысить профессиональный рост в своей педагогической деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhkovoy_raboty.docx | 34.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: Развитие и совершенствование моторики органов артикуляции и создание оптимальных условий для успешной коррекции звукопроизношения у дошкольников.
Задачи развития звуковой культуры речи
- Воспитывать речевой слух детей, постепенно развивая его основные компоненты:
- слуховое внимание;
- восприятие темпа и ритма речи.
- Формировать произносительную сторону речи:
- развивать артикуляционный аппарат;
- работать над речевым дыханием;
- вырабатывать умение пользоваться голосом в соответствии с условиями общения;
- вырабатывать четкое и ясное произношение каждого звука, а также слова и фразы в целом;
- формировать нормальный темп речи, т. е. умение произносить слова.
- Воспитывать интонационную выразительность речи, т. е. умение точно выражать мысли, чувства и настроение с помощью логических пауз, ударений, темпа, ритма.
- Развивать движения кистей и пальцев рук.
Методы и приемы воспитания звуковой культуры речи:
- дидактические игры
- подвижные или хороводные игры с текстом
- метод упражнений (заучивание и повторение знакомых скороговорок, чистоговорок)
- упражнения, направленные на формирование правильного речевого дыхания
- разучивание нового артикуляционного упражнения
- упражнения и задания на развитие мелкой моторики
Занятия проводятся из расчета:
• 1 занятие в неделю
Количество детей в группе – 10 человек.
Длительность одного занятия – 20 минут.
Критерий эффективности – реализация поставленных задач.
Календарно-тематическое планирование:
Неде ли | месяц | Тема | Методические приемы | Цель |
1 | Сентяб рь | Веселый язычок. | 1. Беседа «Веселый язычок» 2. Игра на дыхание «Шторм в стакане» 3. Артикуляционная гимнастика «Лягушка», «Хоботок», «Лопатка», «Накажем непослушный язычок» 4. Д/и «Собери бусы» | Развивать артикуляторную и мелкую моторику кистей рук, слуховое и зрительное внимание, знакомить с органами артикуляции. |
2 | Друзья |
4. Игра "Подскажи словечко" 5. Д /И ««Построй по росту» | Вырабатывать правильное речевое дыхание, развивать интонационную выразительность голоса, совершенствовать пластику движений, продолжать развивать мелкую моторику рук | |
3 4 | Осень - золотая Деревья | 1. Упражнение на дыхание «Листопад» 2. Артикуляционные упражнения "Окошко" "Чистим, зубки" "Чашечка" 3. Пластические этюды «Осенние забавы» 4. Д /и «Когда это бывает» 1. Дыхательная гимнастика «Бабочка» 2. Артикуляционные упражнения « Гармошка», «Дятел», « Лопатка» 3. Игра: "Составление фигур из счетных палочек" 4. Чистоговорка «Ом-ом-ом, мы построим новый дом» | Развивать тонкие движения пальцев рук и координации движений в сочетании с речью; продолжать учить выражать свои чувства и эмоции, правильное речевое дыхание. Развивать артикуляторную и мелкую моторику кистей рук, слуховое и зрительное внимание, знакомить с органами артикуляции. | |
Овощи. Огород | 1.Упражнение на дыхание и голос «Разговоры овощей» 2.Пальчиковая гимнастика «Сколько грядок в огороде?» 3.Пластический этюд «Сажаем огород», «Уборка урожая» 4. Чистоговорка «Ом-ом-ом, мы построим новый дом» 5.«Машинка» из счетных палочек 6.Игра «Не скажу, а покажу» | Уточнить артикуляцию звука «О». Развивать артикуляторную, мелкую и общую моторику, слуховое внимание. | ||
2 | Фрукты. Сад. | 1. Упражнение на дыхание и голос «Сбор урожая», «Разговоры фруктов» 2.Координация речи с движением «С веток ягоды снимаю» 3. Мимические упражнения «Сладкое яблоко» 4.Игра на выкладывание «Я по садику гуляла» 5.Д /и «Посчитай фрукты» | Закрепить артикуляцию и правильное произнесение звука «О». Формировать длительность речевого выдоха. Развивать внимание, память, артикуляторную и мелкую моторику. | |
3 | Я-человек. | 1.Игры с водой «Водичка» Самомассаж. 2.Пальчиковая гимнастика «Ну-ка, братцы» 3.Мимические упражнения «Настроения» 4.Упраж. для жевательно-артикуляц. мышц «Жуем ириску» 5.Упражнение для щек и губ «Малыш сосет соску», «Толстячки-худышки», «Надуваем шар» 6.Игра «Плечо к плечу» | Закреплять названия частей тела человека, уметь их показывать; развитие жевательно - артикуляционных мышц; продолжать учить выражать свои чувства и эмоции | |
4 | Мама, папа, я – дружная семья. | 1. Речевая зарядка «Футбол» 2. Артикуляционные упражнения «Лягушка», «Хоботок», «Чашечка», «Бублик», «Лошадка» 3. Пластический этюд «Покажи, изобрази» 4. «Дом» из счетных палочек. 5.Д /и «Кто, что делает» (с мячом) 6. Пальчиковые игры с кольцом Су-Джок «Мальчик-пальчик» | Вырабатывать правильный артикуляционный уклад звуков «з - зь»; продолжать совершенствовать пластику движений, развивать мелкую моторику рук | |
1 | Ноябрь | Одежда. Обувь | 1. Упражнение на дыхание и голос «Шитье одежды», «Укололи пальчик» 2.Артикуляционные упражнения «Чистим нижние зубы», «Трубочка», «Качели», «Упрямый ослик» 3.Речевая зарядка «Где мой пальчик?»
| Вырабатывать правильный артикуляционный уклад звуков «с-сь-з-зь», продолжать вырабатывать правильное речевое дыхание, развивать интонационную выразительность голоса |
2 | Игрушки. | 1.Упражнение на дыхание «Ветерок» 2.Артикул. упр. «Лошадка», «Фокус», «Грибок» 3.Дидактическая игра «Чудесный мешочек» 4.Пальчиковая игра «Поможем кукле завязать шапочку» 5.Д/и «Что делают игрушки?» 6.Повтори чистоговорку | Вырабатывать правильный артикуляционный уклад звука «ц», продолжать развитие мелкой моторики рук | |
3 | Мой дом. Мебель. | 1.Упражнение на дыхание и голос «Шагаем по этажам» 2.Чистоговорка «Ом-ом-ом, мы построим новый дом» 3.Артикуляционная гимнастика « Лягушка», «Хобот», «Маляр», «Чистим верхние зубки» 4. «Стул» из гороха. 5.Пальчиковая игра «Дом на поляне» 6.Д /И «Что есть в твоей комнате?» | Вырабатывать правильный артикуляционный уклад (л-ль); продолжать вырабатывать правильное речевое дыхание, развивать интонационную выразительность голоса, мелкую моторику рук | |
4 | Кухня. Посуда | 1.Координация речи с движением «Мы посуду перемыли» 2.Артикуляционная гимнастика 3.Нарисуй на манной крупе «Чашку». 4.Чистоговорки «Я пыхчу», «Взял Валерка тарелку» 5. Д /И «Съедобное, не съедобное». | Вырабатывать правильный артикуляционный уклад звуков (ш - шь) ; продолжать развивать тонкие движения пальцев рук и координации движений в сочетании с речью | |
1 | декабрь | Зима. | 1. Упражнение на дыхание и голос «Вьюга», «Снежинки» 2.Артикуляционная гимнастика "Вкусное варенье", "Забор", "Дудочка" 3. Проговаривание чистоговорки при массаже кистей рук массажным шариком Су-Джок 4.Игра «Доскажи словечко» 5. Обведи по точкам елку | Уточнить артикуляцию звука «ш». Развивать слуховое внимание, физиологическое дыхание, артикуляторную моторику. |
2 | Зимующие птицы. | 1.Упражнение на дыхание и голос «Птицы поют» 2.Пальчиковая игра «Где обедал воробей?» 3.Артикуляционная гимнастика «Окошко», «Лопатка», «Иголочка» 4.Нарисуй на манной крупе «Птица». 5.Игра «Ответь на вопросы» 6. Пальчиковые игры с кольцом Су-Джок «Мальчик-пальчик» | Закрепить артикуляцию и правильное произнесение звука «а». Формировать длительность речевого выдоха. Развивать внимание, память, артикуляторную и мелкую моторику. | |
3 | Зимние развлечения. | 1.Упражнение на дыхание и голос «Вьюга», «Снегопад» 2.Артикуляционная гимнастика «Барабан», «Гармошка», «Грибок», «Лошадка» 3.Пластические этюды «Зимние забавы» 4. Самомассаж шариком Су-Джок 5.Игра «Снежки» 6. Д /и «Когда это бывает» | Развивать тонкие движения пальцев рук и координации движений в сочетании с речью, научить выражать свои чувства и эмоции, продолжать вырабатывать правильное речевое дыхание | |
4 | Новогодний праздник. | 1. Логоритмическое упражнение «Елка» 2. Артикуляционная гимнастика «Качели», «Грибок», «Лошадка», «Барабан» 3. Игра «Найди игрушки» в рисовой крупе 4.Игра «Построй по росту» «Елка» из счетных палочек. 5.Самомассаж «Ищем снеговичка» 6. Игра «Построй по росту» | Учить расслаблять кисти рук, продолжать развивать мелкую моторику рук | |
1 | Январь | Зимние каникулы! | 1. Упражнение на дыхание и голос «Вьюга» 2. Артикуляционная гимнастика «Окошко», «Чистим зубки», «Чашечка», «Дудочка» 3. Выкладываем снеговика из бумаги. 4. Пальчиковые игра «Зима». 5. Рисуем на манной крупе «Снежинки». 6. Пластические этюды «Зимние забавы» | Продолжать развивать мелкую моторику рук, учить выражать свои чувства и эмоции, совершенствовать пластику движений. |
2 | домашние животные зимой. | 1.Упражнение на дыхание и голос «Звукоподражание 2.артикуляционная гимнастика «Вкусное варенье», «Лягушка», «Хоботок», «Качели» 3.Д /и «Чем угостить?» 4. Пальчиковые игры с массажным шариком Су-Джок «Черепаха» 5.«Кошка» из геометрических фигур. | Уточнить артикуляцию звука «ж». Развивать артикуляторную моторику, слуховое внимание, речевое дыхание.
| |
3 | Дикие животные зимой | 1.Пальчиковая гимнастика «Мама мишек будет рано» 2.Мимические упражнения «Лисенок высматривает мышку» 3.Пластические этюды «Медведь в берлоге» 4.Игры с бумагой «Подари лисички хвостик» 5.Игра «Длинный или короткий» 6. Д/и. «Ежик потерял колючки»
| Закрепить артикуляцию и произнесение звука «ж». Развивать память, слуховое внимание, физиологическое дыхание, артикуляторную и мелкую моторику кистей рук | |
1 | февраль | Профессии. | 1.Игра на дыхание «Шторм в стакане». 2. Артикуляционная упр. «Чашечка», «Бублик», «Фокус», «Лошадка» 3. Д /И «Кому что надо» 4. «Башня» из кубиков. 5. Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик хочет спать» 6.Игры «Гармошка» с бумагой. | Продолжать вырабатывать правильный артикуляционный уклад звуков, вырабатывать правильное речевое дыхание, развивать интонационную выразительность голоса |
2 | Хлеб. | 1.Упражнение на дыхание «Ветреная мельница». 2.Артикуляционная упр. «Чашечка», «Бублик», «Фокус», «Лошадка» 3.Нарисуй на манной крупе «Пшеница». 4. Пальчиковая игра с кольцом Су-Джок «Ш» 5. Игра: "Выложи бусины по контуру" | Учить расслаблять кисти рук, продолжать вырабатывать правильный артикуляционный уклад звуков (ш-ж-щ-ч), развивать правильное речевое дыхание | |
3 | Наша армия. | 1.Упр. На дыхание «Чей пароход лучше гудит» 2.Артикуляционная гимнастика «Пароход», «Индюк», «вкусное варенье» 3.«Танк» из счетных палочек. 4.Самомассаж грецким орехом 5. Игра: "Шнуровка" | Уточнить артикуляцию звука «ч». Развивать слуховое внимание, физиологическое дыхание, мелкую моторику кистей рук. | |
4 | Транспорт. | 1. Упражнения на дыхание и голос «Прокололась шина», «Насос», «Сигналит машина» 2.Пальчиковая гимнастика «Самолет» 3. Артикуляционная гимнастика «Посчитаем верхние зубки», «Маляр», «Барабан», «Гармошка» 4.«Кораблик» из геометрических фигур. 5. Д /и «Дружит или не дружит» | Закрепить с детьми артикуляцию звука «ч». Формировать длительность речевого выдоха. Развивать слуховое внимание, физиологическое дыхание, мелкую моторику кистей рук. | |
1-2 | март апрель | Ранняя весна, приметы весны. Мамин праздник. | 1.Мимические упражнения «Медведь в берлоге» 2.Артикуляционная гимнастика «Упрямый ослик», «Трубочка», «Чистим нижние зубки» 3.Игра на тактильное восприятие «Горячая – холодная» 4.Игры с бумагой «Цветок» 5.Самомассаж «Су-Джок» 6.Игра «Ответь правильно» | Продолжать вырабатывать правильный артикуляционный уклад звуков «л - ль» , выражать свои чувства и эмоции. Развивать слуховое внимание, физиологическое дыхание, мелкую моторику кистей рук. |
3 | Комнатные растения. | 1. Пальчиковая гимнастика «Цветок» 2. Самомассаж. 3. Обведи по точкам цветок 4. Повтори чистоговорку 5. Игры с прищепками. «Весёлые пальчики». | Продолжать развивать мелкую моторику рук, расслаблять кисти рук | |
4 | Аквариумные рыбки. | 1. Пальчиковые игры «Рыбка», «Зайчик», «Кошка». 2. Артикуляционная гимнастика «Поймай звук «л», «Индюк», «Посчитаем зубки» 3. «Рыбка» из счетных палочек. 4. «Аквариум» из пуговиц. 5. Заучивание стихотворения про рыбку | Продолжать вырабатывать правильный артикуляционный уклад звуков « л-ль», развивать мелку моторику рук | |
1 | Весенние работы в саду и огороде. | 1.Упр. Для мышц шеи, щек и губ «Ветерок качает подснежник», «Пускаем кораблик» 2.Пластические этюд «Работа в огороде» 3.Игры с бумагой. 4. Игра "Подскажи словечко" 5. Проговаривание чистоговорки | Продолжать вырабатывать правильный артикуляционный уклад звуков « р-рь», совершенствовать пластику движений, развивать мелкую моторику рук | |
2 | Насекомые. |
| Формировать длительность речевого выдоха. Развивать слуховое внимание, физиологическое дыхание, мелкую моторику кистей рук. | |
3 | Домашние животные и их детеныши | 1.Упражнение на дыхание и голос «Звукоподражание» 2.Артикуляционная гимнастика «Фокус» «Чашечка», «Бублик», «Лошадка», 3.Пальчиковые игры «Кошка», «Собачка», «Человечек» 4. «Кошка» из геометрических фигур. 5.Игра «У кого кто?» | Продолжать вырабатывать правильный артикуляционный уклад звуков « ш-ж-щ-ч», правильное речевое дыхание, развивать интонационную выразительность голоса | |
4 | Дикие животные и их детеныши | 1.Упражнение для жевательно - артикул. мышц, щек и губ «Бобры пилят дерево», «Зайчик», «Сердитый волк» 2.Мимические упражнения «Лисенок высматривает мышку» 3.Пластические этюды «Медведь в берлоге», «Медвежата и пчелы» 4.Игры с бумагой. 5.Д /И «Кто с кем играет?» 6. Пальчиковые игры с массажным шариком Су-Джок «Ежик» | Продолжать развивать артикуляционный аппарат, выражать свои чувства и эмоции, совершенствовать пластику движений | |
1 | май | Моя Страна, Республика, День победы | 1.Артикул. упр. «Окошко», «Иголочка», «лошадка», «Качели» 2.«Дом» из счетных палочек 3.Подвижная игра «Плечо к плечу». 4.Обведи по точкам флаг 5. Заучивание четверостишья о Дне Победы | Продолжать развивать артикул. аппарат, мелкую моторику рук |
2 | Мой город. Поселок. Улица | 1.Упражнение на речевое дыхание «Футбол», «Бабочка», «Ветерок» 2.Артикул. упр. «Качели», «Индюк», «Барабан» 3.Подвижная игра «Топай, хлопай». 4.Игры с прищепками, бусинами, грецкими орехами. | Продолжать вырабатывать правильное речевое дыхание, развивать артикуляционный аппарат, развивать мелкую моторику рук |