Раздел 1.3. Организация коррекционно-развивающей работы с воспитанниками

Хертек Сайлыкмаа Алдын-ооловна

1.3. Организация коррекционно-развивающей работы с воспитанниками

Хертек Сайлыкмаа Алдын-ооловна воспитатель МКДОУ детский сад «Чаптанчыгбай»  осуществляет педагогическую коррекционно-разаивающую деятельность  по развитию речи .

Коррекционно- развивающая работа- это дополнительная к основному процессу деятельность способствующему эффективному развитию ребенка, реализаций его способностей в различных сферах. Основной целью которой является развитие речи детей дошкольного возраста, обучение русскому языку и обучение грамоте ,в  которой отражалась работа воспитателя  в кружковой работе на тему: «Послушный  язычок». 

В работе использует методическое пособие Пожиленко Е.А. «Артикуляционная гимнастика», комплексы упражнений и заданий на развитие артикуляционной  моторики, тонких движений пальцев рук, дыхания, голоса, а так же эмоциональной сферы ребенка. Комплексы построены на знакомых детям лексических темах, насыщены игровыми образами. Занимательная форма преподнесения материала наиболее полно соответствует психологическим особенностям детей дошкольного возраста.

В своей работе использует информационно-коммуникационные технологии, который способствуют активизации познавательной деятельности дошкольников, стимулирует и развивает психические процессы, мышление, восприятие, память. В   процессе проведения индивидуальных занятий, информационно-коммуникационные технологии позволяют  детям в яркой, интересной форме рассматривать  понятия и   определения, видеть объекты занятий в видеороликах и на фотографиях, закреплять  материал в интересной форме, что способствует чёткому восприятию материала по той или иной теме.

Для того чтобы лучше скоординировать коррекционную работу в группе, воспитатель, Хертек Сайлыкмаа Алдын-ооловна   руководствуется следующим примерным планом построения игрового комплекса в течение дня, в компонент которого входят:

1. артикуляционная гимнастика;

2. дыхательные упражнения;

3. дидактические игры по развитию лексико-грамматических средств языка, связной речи, фонетико-фонематических представлений;

4. дидактические игры по развитию элементарных математических представлений;

5 развитие мелкой моторики пальцев рук.

Также использует следующие виды работы, способствующие развитию мелких мышц пальцев и кистей рук:

1. игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками;

2. пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения;

3. рисование по шаблону;

4. нанизывание бусин, колечек, пуговиц на проволоку, нитку;

5. волшебные спички (раскладывание картинок по образцу и по памяти);

6. разрезные картинки;

7. мозаика;

8. сложение картин из геометрических фигурок;

9. игры со шнурами и камешками;

10. раскладывание пуговиц, палочек и т.д.

11. пальчиковый театр;

12. застегивание и расстегивание пуговиц.

Все упражнения проводятся в форме игры, что не только вызывает у детей интерес, но и способствует повышению технического тонуса руки ребенка.

В работе с детьми для коррекционной работы  Сайлыкмаа Алдын-ооловна создает спокойную, доброжелательную обстановку, способствующую достижению коррекционных целей.

 

 

 

 

 

Развитие звукопроизношения

Развитие словаря

Развитие

грамматического строя языка

Развитие

связной речи

Развитие

коммуникативных умений и навыков

2014-2015

80%

70%

70%

70%

80%

2015-2016

90%

90%

80%

80%

100%

2016-2017

70%

70%

60%

50%

70%

2017-2018

90%

80%

70%

60%

80%

 

Показатели позитивной динамики речевого развития воспитанников

 

Вывод: Работа по корреционно- развивающей деятельности воспитателем Хертек С.А. ввелась эффективно, систематически, продуктивно. Результаты по деятельности педагога соответствует хорошему уровню показателей. У воспитанников на хорошем уровне речевое развитие. Дети понимают русский язык. Активно употребляют в диалогической речи. Развивается большой словарный запас, широкий кругозор.

 Достигнута положительная работа и динамика в развитии в коррекционно- развивающей работе. Воспитателю необходимо посетить курсы по коррекционно- развивающей среде. Анализируя работу педагога можно сказать, что воспитатель в своей деятельности применяет игровые моменты, в непосредственно- образовательной деятельности, психологические тренинги, опросники, тесты, игры и занятия. Работает с родителями с социумом.

Проведенная психолого-педагогическая работа, позволяет воспитателю, выявить свои профессиональные возможности с работой с воспитанниками и их родителями. В дальнейшем воспитатель в педагогической деятельности планирует заниматься на высоком уровне и продуктивно ввести психолого- педагогическую деятельность. Делиться  с опытом с молодыми педагогами и в дальнейшем повысить профессиональный рост в своей педагогической деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhkovoy_raboty.docx34.66 КБ

Предварительный просмотр:

Цель:  Развитие и совершенствование моторики органов артикуляции и создание оптимальных условий для успешной коррекции звукопроизношения у дошкольников.

Задачи развития звуковой культуры речи

  1. Воспитывать речевой слух детей, постепенно развивая его основные компоненты:

- слуховое внимание;

- восприятие темпа и ритма речи.

  1. Формировать произносительную сторону речи:

- развивать артикуляционный аппарат;

- работать над речевым дыханием;

- вырабатывать умение пользоваться голосом в соответствии с условиями общения;

- вырабатывать четкое и ясное произношение каждого звука, а также слова и фразы в целом;

- формировать нормальный темп речи, т. е. умение произносить слова.

  1. Воспитывать интонационную выразительность речи, т. е. умение точно выражать мысли, чувства и настроение с помощью логических пауз, ударений, темпа, ритма.
  2.  Развивать движения кистей и пальцев рук.

Методы и приемы воспитания звуковой культуры речи:

  1. дидактические игры 
  2. подвижные или хороводные игры с текстом 
  3. метод упражнений (заучивание и повторение знакомых скороговорок, чистоговорок)
  4. упражнения, направленные на формирование правильного речевого дыхания
  5. разучивание нового артикуляционного упражнения
  6. упражнения и задания на развитие мелкой моторики

  Занятия проводятся из расчета:

• 1 занятие в неделю

Количество детей в группе – 10 человек.

Длительность одного занятия – 20 минут.

Критерий эффективности – реализация поставленных задач.

                        Календарно-тематическое планирование:

Неде ли

месяц

Тема

Методические приемы

Цель

1

Сентяб рь

Веселый язычок.

1. Беседа «Веселый язычок»     2. Игра на дыхание «Шторм в стакане»                                             3. Артикуляционная гимнастика «Лягушка», «Хоботок», «Лопатка», «Накажем непослушный язычок»                                       4. Д/и «Собери бусы»

Развивать артикуляторную и мелкую моторику кистей рук, слуховое и зрительное внимание, знакомить с органами артикуляции.

2

Друзья

  1. Упражнение на   дыхание и голос  «Футбол»  
  2. Координация речи с движением «Мы во двор пошли гулять»
  3. Мимические упражнения «Настроения»

4.   Игра "Подскажи словечко"

5.  Д /И ««Построй по росту»

Вырабатывать правильное речевое дыхание, развивать интонационную выразительность голоса, совершенствовать пластику движений, продолжать развивать мелкую моторику рук

3

           4

Осень - золотая

Деревья

1. Упражнение на   дыхание

    «Листопад»

2. Артикуляционные упражнения

"Окошко" "Чистим, зубки"

"Чашечка"

3. Пластические этюды «Осенние забавы»

4. Д /и «Когда это бывает»

1. Дыхательная гимнастика «Бабочка»

2. Артикуляционные упражнения  « Гармошка»,

«Дятел», « Лопатка»

3. Игра: "Составление фигур из счетных палочек"

4. Чистоговорка «Ом-ом-ом, мы построим новый дом»

Развивать тонкие движения пальцев рук и координации движений в сочетании с речью; продолжать учить выражать свои чувства и эмоции, правильное речевое дыхание.

Развивать артикуляторную и мелкую моторику кистей рук, слуховое и зрительное внимание, знакомить с органами артикуляции.

Овощи. Огород

1.Упражнение на дыхание и голос «Разговоры овощей»

2.Пальчиковая гимнастика «Сколько грядок в огороде?»

3.Пластический этюд «Сажаем огород», «Уборка урожая»

4. Чистоговорка «Ом-ом-ом, мы построим новый дом» 5.«Машинка» из счетных палочек

6.Игра «Не скажу, а покажу»

Уточнить артикуляцию звука «О».

Развивать артикуляторную, мелкую и общую моторику, слуховое внимание.

2

 Фрукты. Сад.

1. Упражнение на дыхание и голос «Сбор урожая», «Разговоры фруктов»     2.Координация речи с движением «С веток ягоды снимаю»

3. Мимические упражнения «Сладкое яблоко»

4.Игра на выкладывание «Я по садику гуляла»

5.Д /и «Посчитай фрукты»

Закрепить артикуляцию и правильное произнесение звука «О».

Формировать длительность речевого выдоха.

Развивать внимание, память, артикуляторную и мелкую моторику.

3

Я-человек.

1.Игры с водой «Водичка» Самомассаж.

2.Пальчиковая гимнастика «Ну-ка, братцы»

3.Мимические упражнения «Настроения»

4.Упраж. для жевательно-артикуляц. мышц «Жуем ириску»

5.Упражнение для щек и губ «Малыш сосет соску», «Толстячки-худышки», «Надуваем шар»  

6.Игра «Плечо к плечу»

Закреплять названия частей тела человека, уметь их показывать; развитие жевательно - артикуляционных мышц; продолжать учить выражать свои чувства и эмоции

4

Мама, папа, я – дружная семья.

1. Речевая зарядка «Футбол»    2. Артикуляционные упражнения «Лягушка», «Хоботок», «Чашечка», «Бублик», «Лошадка»                              3. Пластический этюд «Покажи, изобрази»                4. «Дом» из счетных палочек.                                                     5.Д /и  «Кто, что делает» (с мячом)                                                      6. Пальчиковые  игры   с кольцом Су-Джок «Мальчик-пальчик»

Вырабатывать правильный артикуляционный уклад звуков «з - зь»; продолжать совершенствовать пластику движений, развивать мелкую моторику рук

1

Ноябрь

Одежда. Обувь

1. Упражнение на дыхание и голос «Шитье одежды», «Укололи пальчик» 2.Артикуляционные упражнения «Чистим нижние зубы», «Трубочка», «Качели», «Упрямый ослик»

3.Речевая зарядка «Где мой пальчик?»

  1. Игра « Развяжи узелки»
  2. Игра «Оденем куклу» (мальчика, девочку)

Вырабатывать правильный артикуляционный уклад звуков  «с-сь-з-зь», продолжать вырабатывать правильное речевое дыхание, развивать интонационную выразительность голоса

2

Игрушки.

1.Упражнение на дыхание «Ветерок»

2.Артикул. упр. «Лошадка», «Фокус», «Грибок»

3.Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

4.Пальчиковая игра «Поможем кукле завязать шапочку»

5.Д/и «Что делают игрушки?»

6.Повтори чистоговорку

Вырабатывать правильный артикуляционный уклад звука «ц», продолжать развитие мелкой моторики рук

3

Мой дом. Мебель.

1.Упражнение на дыхание и голос «Шагаем по этажам»

2.Чистоговорка «Ом-ом-ом, мы построим новый дом»

3.Артикуляционная гимнастика « Лягушка», «Хобот», «Маляр»,

«Чистим верхние зубки»

4. «Стул» из гороха.

5.Пальчиковая игра «Дом на поляне»                                            6.Д /И  «Что есть в твоей комнате?»

Вырабатывать правильный артикуляционный уклад (л-ль); продолжать вырабатывать правильное речевое дыхание, развивать интонационную выразительность голоса,  мелкую моторику рук

4

Кухня. Посуда

1.Координация речи с движением «Мы посуду перемыли»     2.Артикуляционная гимнастика                                  3.Нарисуй на манной крупе «Чашку».                                  4.Чистоговорки «Я пыхчу», «Взял Валерка тарелку»                   5. Д /И  «Съедобное, не съедобное».

Вырабатывать правильный артикуляционный уклад звуков (ш - шь) ; продолжать развивать тонкие движения пальцев рук и координации движений в сочетании с речью

1

декабрь

Зима.

1. Упражнение на   дыхание и голос «Вьюга»,  «Снежинки» 2.Артикуляционная гимнастика

"Вкусное варенье", "Забор",

"Дудочка"

3. Проговаривание чистоговорки при массаже кистей рук массажным шариком Су-Джок                          4.Игра «Доскажи словечко»

5. Обведи по точкам елку

 Уточнить артикуляцию звука «ш».

Развивать слуховое внимание, физиологическое дыхание, артикуляторную моторику.

2

Зимующие птицы.

1.Упражнение на  дыхание и голос «Птицы поют»

2.Пальчиковая игра «Где обедал воробей?»

3.Артикуляционная гимнастика «Окошко», «Лопатка», «Иголочка»

4.Нарисуй на манной крупе «Птица».

5.Игра «Ответь на вопросы» 6. Пальчиковые  игры   с кольцом Су-Джок

 «Мальчик-пальчик»

Закрепить артикуляцию и правильное произнесение звука «а».

Формировать длительность речевого выдоха.

Развивать внимание, память, артикуляторную и мелкую моторику.

3

Зимние развлечения.

1.Упражнение на дыхание и голос «Вьюга», «Снегопад»

2.Артикуляционная гимнастика «Барабан», «Гармошка», «Грибок», «Лошадка»

3.Пластические этюды «Зимние забавы»

4. Самомассаж шариком Су-Джок                                         5.Игра «Снежки»

6. Д /и «Когда это бывает»

Развивать тонкие движения пальцев рук и координации движений в сочетании с речью, научить выражать свои чувства и эмоции, продолжать вырабатывать правильное речевое дыхание

4

Новогодний праздник.

1. Логоритмическое упражнение «Елка»                                    2. Артикуляционная гимнастика «Качели», «Грибок», «Лошадка», «Барабан»                                        3. Игра «Найди игрушки» в рисовой крупе                                           4.Игра «Построй по росту» «Елка» из счетных палочек. 5.Самомассаж «Ищем снеговичка»                                                6. Игра «Построй по росту»

Учить расслаблять кисти рук, продолжать развивать мелкую моторику рук

1

Январь

Зимние каникулы!

1. Упражнение на   дыхание и голос «Вьюга»

2. Артикуляционная гимнастика «Окошко», «Чистим зубки», «Чашечка», «Дудочка»

3. Выкладываем снеговика из бумаги.                                                                 4. Пальчиковые игра «Зима». 5. Рисуем на манной крупе «Снежинки».

6.  Пластические этюды «Зимние забавы»

Продолжать развивать мелкую моторику рук, учить выражать свои чувства и эмоции, совершенствовать пластику движений.

2

домашние  животные зимой.

1.Упражнение на дыхание и голос «Звукоподражание

2.артикуляционная гимнастика «Вкусное варенье», «Лягушка», «Хоботок», «Качели»

3.Д /и  «Чем угостить?»                        4. Пальчиковые игры с массажным шариком Су-Джок «Черепаха»

5.«Кошка» из геометрических фигур.

Уточнить артикуляцию звука «ж».

Развивать артикуляторную моторику, слуховое внимание, речевое дыхание.

 

3

Дикие животные зимой

1.Пальчиковая гимнастика «Мама мишек будет рано» 2.Мимические упражнения «Лисенок высматривает мышку»                            3.Пластические этюды «Медведь в берлоге»                           4.Игры с бумагой «Подари лисички хвостик»                           5.Игра «Длинный или короткий»                                   6. Д/и. «Ежик потерял колючки»

 

Закрепить артикуляцию и произнесение звука «ж». Развивать память, слуховое внимание, физиологическое дыхание, артикуляторную и мелкую моторику кистей рук

1

февраль

Профессии.

1.Игра на дыхание «Шторм в стакане».

2. Артикуляционная упр. «Чашечка», «Бублик», «Фокус», «Лошадка»                           3. Д /И «Кому что надо»                          4. «Башня» из кубиков.

5. Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик хочет спать»      6.Игры  «Гармошка» с бумагой.

Продолжать вырабатывать правильный артикуляционный уклад звуков, вырабатывать правильное речевое дыхание, развивать интонационную выразительность голоса

2

Хлеб.

1.Упражнение на дыхание «Ветреная мельница». 2.Артикуляционная упр. «Чашечка», «Бублик», «Фокус», «Лошадка»

3.Нарисуй на манной крупе «Пшеница».

4. Пальчиковая игра с кольцом Су-Джок  «Ш»

5. Игра: "Выложи бусины по контуру"

Учить расслаблять кисти рук, продолжать вырабатывать правильный артикуляционный уклад звуков (ш-ж-щ-ч), развивать правильное речевое дыхание

3

Наша армия.

1.Упр. На дыхание «Чей пароход лучше гудит»

2.Артикуляционная гимнастика «Пароход», «Индюк», «вкусное варенье»

3.«Танк» из счетных палочек.                                  4.Самомассаж грецким орехом                                                5. Игра: "Шнуровка"

Уточнить артикуляцию звука «ч».

Развивать слуховое внимание, физиологическое дыхание, мелкую моторику кистей рук.

4

Транспорт.

1. Упражнения  на дыхание и голос «Прокололась шина», «Насос», «Сигналит машина»                                2.Пальчиковая гимнастика «Самолет»                                                      3. Артикуляционная гимнастика «Посчитаем верхние зубки», «Маляр», «Барабан», «Гармошка»       4.«Кораблик» из геометрических фигур.                        5. Д /и «Дружит или не дружит»

Закрепить с детьми артикуляцию звука «ч». Формировать длительность речевого выдоха. Развивать слуховое внимание, физиологическое дыхание, мелкую моторику кистей рук.

1-2

март

апрель

Ранняя весна, приметы весны. Мамин праздник.

1.Мимические упражнения «Медведь в берлоге»

2.Артикуляционная гимнастика «Упрямый ослик», «Трубочка», «Чистим нижние зубки»

3.Игра на тактильное восприятие «Горячая – холодная»

4.Игры с бумагой «Цветок»

5.Самомассаж «Су-Джок»

6.Игра «Ответь правильно»

Продолжать вырабатывать правильный артикуляционный уклад звуков «л - ль» , выражать свои чувства и эмоции. Развивать слуховое внимание, физиологическое дыхание, мелкую моторику кистей рук.

3

Комнатные растения.

1. Пальчиковая гимнастика «Цветок»

2. Самомассаж.

3. Обведи по точкам цветок

4. Повтори чистоговорку

5. Игры с прищепками. «Весёлые пальчики».

Продолжать развивать мелкую моторику рук, расслаблять кисти рук

4

Аквариумные рыбки.

1. Пальчиковые игры «Рыбка»,  «Зайчик», «Кошка».                                                 2. Артикуляционная гимнастика «Поймай звук «л»,  «Индюк», «Посчитаем зубки»                                                    3. «Рыбка» из счетных палочек.                                                     4. «Аквариум» из пуговиц.  5. Заучивание стихотворения про рыбку

Продолжать вырабатывать правильный артикуляционный уклад звуков « л-ль», развивать мелку моторику рук

1

Весенние работы в саду и огороде.

1.Упр. Для мышц шеи, щек и губ «Ветерок качает подснежник», «Пускаем кораблик»

2.Пластические этюд «Работа в огороде»

3.Игры с бумагой.

4. Игра "Подскажи словечко"

5. Проговаривание чистоговорки

Продолжать вырабатывать правильный артикуляционный уклад звуков « р-рь», совершенствовать пластику движений, развивать мелкую моторику рук

2

Насекомые.

  1. Пальчиковая игры «Гусь», «Бабочка», «собачка», «Очки»
  2. Речевая подвижная игра «Стрекоза».
  3. «бабочка» из счетных палочек.
  4. Обведи по точкам муравья
  5. Д /и «Кого ты видел?»

Формировать длительность речевого выдоха.

Развивать слуховое внимание, физиологическое дыхание, мелкую моторику кистей рук.

3

Домашние животные и их детеныши

1.Упражнение на дыхание и голос «Звукоподражание»

2.Артикуляционная гимнастика «Фокус» «Чашечка», «Бублик», «Лошадка»,  

3.Пальчиковые игры «Кошка», «Собачка», «Человечек»

4. «Кошка» из геометрических фигур.

5.Игра «У кого кто?»

Продолжать вырабатывать правильный артикуляционный уклад звуков « ш-ж-щ-ч», правильное речевое дыхание, развивать интонационную выразительность голоса

4

Дикие животные и их детеныши

1.Упражнение для жевательно - артикул. мышц, щек и губ «Бобры пилят дерево», «Зайчик»,  «Сердитый волк» 2.Мимические упражнения «Лисенок высматривает мышку»                             3.Пластические этюды «Медведь в берлоге», «Медвежата и пчелы»       4.Игры с бумагой.                                             5.Д /И  «Кто с кем играет?»  6. Пальчиковые игры с массажным шариком Су-Джок «Ежик»

Продолжать развивать артикуляционный аппарат, выражать свои чувства и эмоции, совершенствовать пластику движений

1

май

Моя Страна, Республика, День победы

1.Артикул. упр. «Окошко», «Иголочка», «лошадка», «Качели»

2.«Дом» из счетных палочек

3.Подвижная игра «Плечо к плечу».

4.Обведи по точкам флаг

5. Заучивание четверостишья о Дне Победы

Продолжать развивать артикул. аппарат, мелкую моторику рук

2

Мой город. Поселок. Улица

1.Упражнение на речевое дыхание «Футбол», «Бабочка», «Ветерок»

2.Артикул. упр. «Качели», «Индюк», «Барабан»

3.Подвижная игра «Топай, хлопай».                                              4.Игры с прищепками, бусинами, грецкими орехами.

Продолжать вырабатывать правильное речевое дыхание, развивать артикуляционный аппарат, развивать мелкую моторику рук