Психолого-педагогические диагностики

Хандажапова Арюна Ширап-Нимбуевна

Предварительный просмотр:

Методика оценки общей одаренности


Общая характеристика. Методика разработана Савенковым А.И. и адресована родителям (может также применяться педагогами). Ее задача - оценка общей одаренности ребенка его родителями.

Методика должна рассматриваться как дополнительная к комплекту методик для специалистов (психологов и педагогов).

Инструкция

Вам предлагается оценить уровень сформированности девяти характеристик, обычно наблюдаемых у одаренных детей.

Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:

5 - оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведения;

4 - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом и противоположное ему проявляется очень редко;

3 - оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;

2 - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому;
1 - четко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности;
0 - сведений для оценки данного качества нет (не имею).

Любознательность (познавательная потребность). Жажду интеллектуальной стимуляции и новизны обычно называют любознательностью. Чем более одарен ребенок, тем более выражено у него стремление к познанию нового, неизвестного.
Проявляется в поиске новой информации, новых знаний, в стремлении задавать много вопросов, в неугасающей исследовательской активности (желание разбирать игрушки, исследовать строение предметов, растений, поведение людей, животных и др.).
Сверхчувствительность к проблемам. «Познание начинается с удивления тому, что обыденно» (Платон). Способность видеть проблемы там, где другие ничего необычного не замечают, - важная характеристика творчески мыслящего человека. Она проявляется в способности выявлять проблемы, задавать вопросы.

Способность к прогнозированию - способность представить результат решения проблемы до того, как она будет реально решена, предсказать возможные последствия действия до его осуществления.

Выявляется не только при решении учебных задач, но и распространяется на самые разнообразные проявления реальной жизни: от прогнозирования последствий, не отдаленных во времени относительно элементарных событий, до возможностей прогноза развития социальных явлений.

Словарный запас. Большой словарный запас - результат и критерий развития умственных способностей ребенка.

Проявляется не только в большом количестве используемых в речи слов, но и в умении (стремлении) строить сложные синтаксические конструкции, в характерном для одаренных детей придумывании новых слов для обозначения новых, введенных ими понятий или воображаемых событий.

Способность к оценке - прежде всего результат критического мышления. Предполагает возможность понимания как собственных мыслей и поступков, так и действий других людей.
Проявляется в способности объективно характеризовать решения проблемных задач, поступки людей, события и явления.

Изобретательность - способность находить оригинальные, неожиданные решения в поведении и различных видах деятельности.

Проявляется в поведении ребенка, в играх и самых разных видах деятельности.

Способность рассуждать и мыслить логически - способность к анализу, синтезу, классификации явлений и событий, процессов, умение стройно излагать свои мысли.
Проявляется в умении формулировать понятия, высказывать собственные суждения.
Настойчивость (целеустремленность) - способность и стремление упорно двигаться к намеченной цели, умение концентрировать собственные усилия на предмете деятельности, несмотря на наличие помех.

Проявляется в поведении и во всех видах деятельности ребенка.

Требовательность к результатам собственной деятельности (перфекционизм) - стремление доводить продукты любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям.

Проявляется в том, что ребенок не успокаивается до тех пор, пока не доведет свою работу до самого высокого уровня.

Обработка результатов

Отметки внесите в таблицу. Естественно, что результат будет более объективен, если эти отметки, независимо друг от друга, поставят и другие взрослые, хорошо знающие ребенка.

hello_html_3ad2cf2f.jpg

Поставленные отметки (либо среднеарифметические показатели, вычисленные по результатам оценок нескольких взрослых) отложим на графике. 1hello_html_5b30d466.png

Идеальный результат – правильный девятиугольник. Но у реального ребенка при объективной оценке обычно получается «звездочка» сложной конфигурации. Этот график дает наглядное представление о том, в каком направлении нам следует вести дальнейшую воспитательную работу.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Анкета «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г.Лускановой

Описание методики

Цель методики – определение школьной мотивации. Проверка уровня школьной мотивации учащихся проводится по анкете Н.Г. Лускановой (1993), состоящей из 10 вопросов, наилучшим образом отражающих отношение детей к школе и учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию. Автор предложенной методики отмечает, что наличие у ребёнка такого мотива, как хорошо выполнять все предъявляемые школой требования и показать себя с самой лучшей стороны, заставляет ученика проявлять активность в отборе и запоминании необходимой информации. При низком уровне учебной мотивации наблюдается снижение школьной успеваемости.

Процедура проведения

Данная анкета может быть использована при индивидуальном обследовании ребенка, а также применяться для групповой диагностики. При этом допустимы два варианта предъявления:

  1. Вопросы читаются экспериментатором вслух, предлагаются варианты ответов, а дети должны написать те ответы, которые им подходят.
  2. Анкеты в напечатанном виде раздаются всем ученикам, и экспериментатор просит их отметить все подходящие ответы.

Каждый вариант имеет свои преимущества и недостатки. При первом варианте выше фактор лжи, так как дети видят перед собой взрослого, задающего вопросы. Второй вариант предъявления позволяет получить более искренние ответы, но такой способ затруднен в первом классе, так как дети еще плохо читают.

Инструкции

Инструкция для индивидуальной формы работы: «Сначала послушай вопрос и три варианта ответа на этот вопрос, а затем выбери один из трёх ответов, который выражает твоё мнение»

Инструкция для групповой формы работы: «Прочитайте вопрос и из предложенных вариантов ответа выберите один и отметьте его буквенное значение на бланке ответов».

Стимульный материал методики

1.Тебе нравится в школе?

-не очень 
-нравится
-не нравится

2.Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

-чаще хочется остаться дома
-бывает по-разному
-иду с радостью

3.Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты бы пошел бы в школу или остался бы дома?

-не знаю
-остался бы дома
-пошел бы в школу

4.Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

-не нравится
-бывает по-разному
-нравится

5.Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

-хотел бы
-не хотел бы
-не знаю

6.Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

-не знаю
-не хотел бы
-хотел бы

7.Ты часто рассказываешь о школе родителям?

-часто
-редко
-не рассказываю

8.Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

-точно не знаю
-хотел бы
-не хотел бы

9.У тебя в классе много друзей?

-мало
-много
-нет друзей

10.Тебе нравятся твои одноклассники?

-да 
-не очень
-нет

Обработка результатов

Ответы на вопросы анкеты расположены в случайном порядке, поэтому для упрощения оценки может быть использован специальный ключ. В итоге подсчитывается набранное количество баллов.

№ вопроса

Оценка за 1 ответ

Оценка за 2 ответ

Оценка за 3 ответ

1

1

3

0

2

0

1

3

3

1

0

3

4

3

1

0

5

0

3

1

6

1

3

1

7

3

1

0

8

1

0

3

9

1

3

0

10

3

1

0

Интерпретация результатов

Различия между группами детей были оценены по критерию Стьюдента, и было установлено 5 основных уровней школьной мотивации:

  1. 25-30 баллов (очень высокий уровень) - высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.
  2. 20-24 балла – (высокий уровень) хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
  3. 15 – 19 баллов – (средний уровень) положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у них сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.
  4. 10 – 14 баллов – (низкий уровень) низкая школьная мотивация. Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.
  5. Ниже 10 баллов – (очень низкий уровень) негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5 – 6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессивность, отказываться выполнить те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно – психического здоровья.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Протокол исследования самооценки учащихся ____3в__ класса МБОУ Нижнесаянтуйская СОШ

№ п/п

Фамилия, имя

Реальное положение

Идеальное положение

№ позиции, с которой себя отождествляет  

Описание

№ позиции, на которой хотел бы находиться

Описание

1

Андреев Владик

6

Установка на преодоление препятствий

20

Завышенная самооценка, установка на лидерство

2

Батомункуева Адиса

11

Общительность, дружеская поддержка

20

Завышенная самооценка, установка на лидерство

3

Батуев Костя

10

Комфортное состояние, нормальная адаптация

20

Завышенная самооценка, установка на лидерство

4

Будашкаева Айлана

10

Комфортное состояние, нормальная адаптация

20

Завышенная самооценка, установка на лидерство

5

Бурлаков Матвей

20

Завышенная самооценка, установка на лидерство

4

Устойчивость положения (желание добиваться успеха, не преодолевая трудности)

6

Бурцев Рома

14

Кризисное состояние, падение в пропасть

10

Комфортное состояние, нормальная адаптация

7

Гармаев Артур

10

Комфортное состояние, нормальная адаптация

20

Завышенная самооценка, установка на лидерство

8

Емельянов Коля

9

Мотивация на развлечения

1

Установка на преодоление препятствий

9

Жамбалов саян

20

Завышенная самооценка, установка на лидерство

4

Устойчивость положения (желание добиваться успеха, не преодолевая трудности)

10

Захаров Вова

15

Комфортное состояние, нормальная адаптация

20

Завышенная самооценка, установка на лидерство

11

иванов Егор

1

Установка на преодоление препятствий

20

Завышенная самооценка, установка на лидерство

12

Квасов Данил

18

Общительность, дружеская поддержка

10

Комфортное состояние, нормальная адаптация

13

Краснопеева Яна

15

Комфортное состояние, нормальная адаптация

19

Общительность, дружеская поддержка

14

Манзарханова Саша

15

Комфортное состояние, нормальная адаптация

20

Завышенная самооценка, установка на лидерство

15

Моролдоева арина

13

Отстраненность, замкнутость, тревожность

15

Комфортное состояние, нормальная адаптация

16

намдаков Аюша

 

 

 

 

17

Оганнисян Егор

 

 

 

 

18

Редюк Артём

14

Кризисное состояние, падение в пропасть

13

Отстраненность, замкнутость, тревожность

19

Самбаев Дима

20

Завышенная самооценка, установка на лидерство

5

Утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость

20

Санжихаева Айлана

20

Завышенная самооценка, установка на лидерство

1

Установка на преодоление препятствий

21

Семенова Дарья

15

Комфортное состояние, нормальная адаптация

10

Комфортное состояние, нормальная адаптация

22

Синицына Виолетта

21

Отстраненность, замкнутость, тревожность

1

Установка на преодоление препятствий

23

Тетерин Игорь

13

Отстраненность, замкнутость, тревожность

20

Завышенная самооценка, установка на лидерство

24

Чебунина Кристина

15

Комфортное состояние, нормальная адаптация

20

Завышенная самооценка, установка на лидерство

25

Штыкина Женя

10

Комфортное состояние, нормальная адаптация

20

Завышенная самооценка, установка на лидерство

Общие показатели по выборам позиций

Установка на преодоление препятствий

Общительность, дружеская поддержка

Устойчивость положения (желание добиваться успеха, не преодолевая трудности)

Утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость

Мотивация на развлечения

Отстраненность, замкнутость,  тревожность

Отстраненность от учебного процесса, уход в себя

Комфортное состояние, нормальная адаптация

Кризисное состояние

Завышенная самооценка, установка на лидерство

Поддержка другого

Потребность в поддержке окружающих

Реальное положение

Кол-во уч-ся

2

2

0

0

1

3

0

9

2

4

0

0

% уч-ся

9%

9%

0%

0%

4%

13%

0%

39%

9%

17%

0%

0%

Идеальное положение

Кол-во уч-ся

3

1

2

1

0

1

0

4

0

11

0

0

% уч-ся

13%

4%

9%

4%

0%

4%

0%

17%

0%

48%

0%

0%

Реальная позиция:

Установка на преодоление препятствий у двоих учеников: Андреев Владик и Иванов Егор.

Общительность, дружеская поддержка - 2 ученика - Батомункуева Адиса и Квасов Данил.

Комфортное состояние - 9 учеников - Костя, Артур, Вова, Яна, Саша, даша, Кристина, Женя, Айлана С.

Завышенная самооценка, установка на лидерство- 4 ученика - Матвей, саян, Дима, Айлана С..

Мотивация на развлечение - 1 ученик - Коля.

Отстраненность, замкнутость - 3 ученика - Арина, Виолетта, Игорь.

Кризисное состояние - 2 ученика - Рома, Артём.

Идеальная позиция:

Установка на преодоление препятствий - 3 ученика - Коля, Айлана С. , Виолетта.

Общительность, дружеская поддержка - 1 уч. - Яна.

Комфортное состояние - 3 ученика - Ланил, Арина, Даша.

Отстраненность, замкнутость - 1 уч. -Артём.

Утомляемость - 1 уч. - Дима.

Устойчивость положения - 2 ученика - Саян и Матвей.

Завышенная самооценка, установка на лидерство - 12 учениокв - Владик, Адиса, Костя, Айлана Б, Рома, Артур, Вова, Егор Иванов, Саша, Игорь, Кристина, Женя.



Предварительный просмотр:

Результаты тестирования анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой

3 «в» класса

Ф.И.О.

Результат

1

Батомункуева Адиса

высокий уровень школьной мотивации

2

Чебунина Кристина

хорошая школьная мотивация

3

Редюк Артём

положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами.

4

Иванов Егор

хорошая школьная мотивация

5

Манзарханова Саша

высокий уровень школьной мотивации

6

Семёнова Даша

хорошая школьная мотивация

7

Емельянов Коля

хорошая школьная мотивация

8

 Бурцев Рома

хорошая школьная мотивация.

9

Краснопеева Яна

высокий уровень школьной мотивации

10

Моролдоева Арина

высокий уровень школьной мотивации

11

Штыкина Женя

хорошая школьная мотивация.

12

Батуев Костя

хорошая школьная мотивация

13

Гармаев Артур

хорошая школьная мотивация.

14

Самбаев Дима

низкая школьная мотивация

15

Жамьянова Снежана

высокий уровень школьной мотивации

16

Санжихаева Айлана

высокий уровень школьной мотивации

17

Намдаков Аюша

хорошая школьная мотивация

18

 Бурлаков Матвей

высокий уровень школьной мотивации

19

Синицына Виолетта

высокий уровень школьной мотивации

20

Андреев Владислав

хорошая школьная мотивация.

21

Оганнисян Егор

хорошая школьная мотивация

22

Квасов Данил

высокий уровень школьной мотивации

23

Захаров Вова

высокий уровень школьной мотивации

24

Будашкаева Айлана

хорошая школьная мотивация

25

Таким образом, можно сказать, что в результате тестирования  у 10  учащихся: - высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень чётко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки ли замечания педагога.

     У 12 учащиеся:– средний уровень школьной мотивации (хорошая школьная мотивация). Наиболее типичный уровень для младших школьников, успешно справляющихся с учебной деятельностью. При ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жёстких требований и норм.

У 2 учащихся - положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие дети изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.

1 учащийся - низкая школьная мотивация.

Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой, присутствуют в школе.



Предварительный просмотр:

Результаты тестирования методики «Лесенка»

3 «в» класса

Ф.И.О.

Результат

1

С. Даша

адекватная  самооценка

2

Чебунина К.

завышенная самооценка

3

Петрин И.

Заниженная самооценка

4

Б.Рома

Заниженная самооценка

5

Моролдоева А.

завышенная самооценка

6

Жамьянова С.

адекватная  самооценка

7

Андреев В.

Заниженная самооценка

8

Костя

адекватная  самооценка

9

Б. Матвей

адекватная  самооценка

10

Будашкаева А.

адекватная  самооценка

11

Захаров В.

Завышенная самооценка

12

Квасов Д.

Завышенная самооценка

13

Оганнисян Е.

завышенная самооценка

14

Синицына В.

завышенная самооценка

15

Намдаков А.

адекватная  самооценка

16

С. Айлана

адекватная  самооценка

17

Дима

адекватная  самооценка

18

Гармаев А.

завышенная самооценка

19

Штыкина Ж.

адекватная  самооценка

20

Краснопеева Я.

адекватная  самооценка

21

Емельянов К.

адекватная  самооценка

22

М. Саша

завышенная самооценка

23

Иванов Е.

адекватная  самооценка

24

Редюк А.

Заниженная самооценка

25

Батомункуева А.

завышенная самооценка

Таким образом, можно сказать, что у 9 учащихся: - завышенная самооценка, у 12 учащихся –  адекватная самооценка, у ребенка сформировано положительное отношение к себе, он умеет себя оценивать и свою деятельность,4 учащихся – заниженная самооценка , как правило, это связано с определенной психологической проблемой ученика. В беседе ребенок может о ней рассказать. Например: «Я и ни хороший и ни плохой, потому что я бываю добрым (когда помогаю папе), бываю злым (когда на братика своего кричу)». Здесь налицо проблемы во взаимоотношениях в семье. «Я ни хорошая и ни плохая, потому что пишу плохо буквы, а мама и учительница меня ругают за это». В данном случае разрушены ситуация успеха и положительное отношение школьницы, по меньшей мере к урокам письма; нарушены межличностные отношения со значимыми взрослыми».



Предварительный просмотр:

Результаты тестирования анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой, определение  скорости мышления  методики,  определения уровня памяти на образы, определения объема внимания и его концентрации

Ф.И.

Память на образы

Объем внимания и его концентрация

Уровень мотивации

Скорость мышления

1

Раднаева Я.

норма

норма

Положительное отношение к школе

Низкий уровень

2

Эрхитуев Т.

недостаточный

норма

Положительное отношение к школе

Средний уровень

3

Иванова А.

норма

норма

Высокий

Хороший

4

Сыденов О.

норма

норма

Хорошая школьная мотивация

Средний

5

Емельянов Т.

норма

норма

Высокий

Средний

6

Кушекбаев К.

норма

норма

Высокий

Средний

7

Малова К.

норма

норма

Высокий

Высокий

8

Алексеева К.

норма

норма

Высокий

Средний

9

Ребягин К.

Недостаточный

снижен

Положительное отношение к школе

Низкий

10

Дамбаева А.

норма

норма

Хорошая школьная мотивация

Средний

11

Иванова Арина

норма

норма

Высокий

Средний

12

Манзаров А.

норма

норма

Высокий

Средний

13

Тетерин Р.

норма

норма

Высокий

Средний

14

Бальчинова Ю.

норма

норма

Высокий

Средний

15

Пурбуева А.

норма

норма

Положительное отношение к школе

Низкий

16

Иванов Д.

норма

норма

Положительное отношение к школе

Хороший

17

Макаров И.

Недостаточный

норма

Высокий

Средний

18

Федорова С.

норма

норма

Высокий

Средний

19

Нагаева В.

норма

норма

Высокий

Высокий

20

Эрдынеева А.

норма

норма

Положительное отношение к школе

Высокий

21

Чистяков Л.

Недостаточный

норма

Положительное отношение к школе

Низкий

22

Моролдоева Д.

норма

норма

Высокий

Средний

23

Стрекаловская П.

норма

норма

Высокий

Средний

24

Иванов А.

Недостаточный

норма

Высокий

Низкий

25

Юндунов А.

норма

норма

Высокий

Низкий

26

Собенников В.

норма

норма

Высокий

Средний

27

Гарипов К.

норма

Норма

высокий

Хороший

28

Субботина М.

норма

норма

Хорошая школьная мотивация

Хороший

29

Токарева К.

норма

норма

Хорошая школьная мотивация

Средний

30

Бубеева Н.

норма

норма

Положительное отношение к школе

Низкий