Для вас, родители
Здесь содержатся рекомендации, консультации, памятки для родителей моих детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_roditelyam.doc | 172 КБ |
rezhim_dnya_pervoklassnika.docx | 11 КБ |
олимпиадные задания по математике | 12.49 КБ |
тексты, по которым можете проверять технику чтения своего ребенка | 41.21 КБ |
domashnee_zadanie_na_zimnie_kanikuly.docx | 15.43 КБ |
domashnee_zadanie_na_vesennie_kanikuly.docx | 18.53 КБ |
rabochie_tetradi._4_klass.docx | 13.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации родителям пo воспитанию детей
Тревожные дети
В психологии под тревожностью понимается «устойчивое личностное образование, сохраняющееся на протяжении длительного времени», эмоциональный дискомфорт. Виды тревожности Тревожность как качество личности. Присуща ребенку-астенику, который склонен к пессимизму. Чаще всего такой подход к жизни перенимается от близких. Такой ребенок очень похож на своих родителей. Пример. Мама 7-летней девочки жаловалась, что дочь не может подойти к учительнице что-то спросить, плачет при расставании. Во время разговора речь женщины была тихой и прерывистой, на глазах – слезы. В подобных случаях трудно понять до конца, что в поведении ребенка является результатом воспитания, а что передалось по наследству. Многое зависит от врожденных особенностей характера, например, такая тревожность свойственна детям с темпераментом меланхолика. Такой ребенок всегда будет испытывать некий эмоциональный дискомфорт, он медленно адаптируется к тем или иным ситуациям, а любое изменение в привычной жизни надолго лишает его душевного равновесия. Тревожность ситуативная связана с конкретной ситуацией, является результатом каких-то событий. Например, после болезненной процедуры у врача ребенок начинает бояться всех врачей. Часто дети, независимо от возраста, боятся самостоятельно делать покупки в магазине. Зная о предстоящем походе в магазин, ребенок заранее расстраивается, у него портится настроение, он предпочитает остаться без конфеты, чем покупать ее самостоятельно. Ситуативную тревожность можно свести к минимуму, но совсем избавиться от нее получается не у всех – у многих взрослых осталась тревога перед посещением врача, или контрольной работой. Школьная тревожность – разновидность ситуативной тревожности. Ребенка волнует и беспокоит все, что связано со школой. Он боится контрольных работ, отвечать у доски, получить двойку, ошибиться. Такая тревожность часто проявляется у детей, родители которых предъявляют завышенные требования и ожидания, у детей, которых сравнивают с более успешными сверстниками. Такая тревожность часто встречается в классах шестилеток – такие маленькие дети могут плакать из-за незначительных затруднений (забыл линейку, не понял, что делать, родители пришли на пять минут позже и т.д.). Становясь старше, ребенок менее эмоционально реагирует на трудности, чувствуя себя более компетентным, он меньше боится перемен и быстрее адаптируется к изменениям. Типы тревожных детей Невротики. Дети с соматическими проявлениями (тики, заикания, энурез и т.д.). Проблема таких детей выходит за рамки компетенции психолога, необходима помощь невропатолога, психиатра. Таким детям необходимо давать выговориться, просить родителей не заострять внимание на соматических проявлениях. Необходимо создать для ребенка ситуацию комфорта, принятия и свести к минимуму травмирующий фактор. Таким детям полезно рисовать страхи, разыгрывать их. Им поможет всякое проявление активности, например, лупить подушку, обниматься с мягкими игрушками. Расторможенные. Очень активные, эмоциональные дети с глубоко спрятанными страхами. Поначалу стараются хорошо учиться, но если это не получается, то они становятся нарушителями дисциплины. Могут специально выставлять себя на посмешище перед классом. На критику реагируют подчеркнуто равнодушно. Своей повышенной активностью пытается заглушить страх. Возможны легкие органические нарушения, которые мешают успешной учебе (проблемы с памятью, вниманием, мелкой моторикой). Таким детям необходимо доброжелательное отношение окружающих, поддержка со стороны учителя и одноклассников. Надо создать у них ощущение успеха, помочь им поверить в собственные силы. На занятиях надо давать выход их активности. Застенчивые. Обычно это тихие, обаятельные дети, они боятся отвечать у доски, не поднимают руку, безынициативны, очень старательны в учебе, имеют проблемы в установлении контакта со сверстниками. Боятся о чет-то спросить учителя, очень пугаются, если он повышает голос (даже на другого), часто плачут из-за мелочей, переживают, если чего-то не сделали. Охотно общаются с психологом или педагогом лично (индивидуально). Таким детям поможет группа сверстников, подобранная по интересам. Взрослые должны оказывать поддержку, в случае затруднения спокойно предлагать выходы из ситуаций, больше хвалить, признавать за ребенком право на ошибку. Замкнутые. Мрачные, неприветливые дети. Никак не реагируют на критику, в контакт со взрослыми стараются не вступать, избегают шумных игр, сидят сами по себе. Могут быть проблемы в учебе из-за отсутствия заинтересованности и включенности в процесс. Ведут себя так, как будто ото всех ждут подвоха. Важно найти для таких детей область, которая им интересна (динозавры, компьютер и т.д.) и через обсуждение, беседы на эту тему налаживать общение.
Характерные черты тревожных детей
Как помочь ребенку преодолеть тревожность
Агрессивные дети
Внешние причины агрессивности Семья, в которой растет ребенок. К сожалению, многие родители склонны к двойным стандартам: на словах они отрицательно относятся к проявления агрессии у детей, желают воспитать ребенка добрым, но в тоже время поощряют стремление ребенка решить возникшие проблемы с помощью силы. Если в семье физические наказания являются нормальными, дети воспринимают это как норму поведения. Дети при выборе модели поведения ориентируются не на то, что говорят их родители, а на то, что они думают, чувствуют, как себя ведут. Общение со сверстниками. В детском сообществе часто сила является значимой, особенно среди мальчиков. Если ребенок попадает в “бойцовский” класс или группу, он подстраивается под общее “настроение”, перенимает поведение лидера либо имеет больше проблемы в общении со сверстниками. В таком случае необходимо поменять детский коллектив, тогда и поведение ребенка изменится. Ребенок может копировать персонажей фильмов, придуманных героев. Малыши смотрят передачи, фильмы, предназначенные для взрослых – боевики, выпуски новостей, основные темы которых – шантаж, насилие, убийства, катастрофы, терроризм. Те же темы муссируются в газетах, в книгах, в компьютерных играх. Психика детей не защищена от губительного воздействия агрессии внешнего мира, малышу необходимо подрасти, окрепнуть, к подростковому возрасту он уже сможет адекватно оценивать происходящее вокруг и защищаться от давления окружающей действительности. Внутренние причины агрессивности
Агрессивность как свойство личности отличается от ситуативной агрессии, возникающей при опасности и проходящей, когда человеку ничего не угрожает. Ситуативная агрессия совершенно нормальна и даже необходима, ее не стоит корректировать. В подобных случаях важно, чтобы человек умел выражать свои негативные эмоции адекватно. Примерные критерии агрессивности Младшие школьники:
Средний школьный возраст и подростки:
Если Вы считаете, что для ребенка характерна хотя бы половина из описанных проявлений агрессивности, причем проявляются они не менее чем в течение полугода и регулярно, то ребенок действительно агрессивен, ему (и семье) необходима помощь специалиста. Разобравшись с причинами появления агрессивности у детей, обратимся к игре. Агрессивная игра может быть коррекционной, в ходе которой ребенок пытается справиться со своими страхами, с обидой, пережить неприятные моменты и переиграть их по-своему, попытаться найти выход из сложных для него ситуаций. В таком случае игра развивается, агрессия в ней обдуманна, как правило заканчивается она хорошо. Но бывают игры, которые не ведут к разрешению детских проблем, они могут перейти в реальную драку и заканчиваются печально – шишками, слезами, жестоким поведением. Вы заметили, что ребенок агрессивен, часто играет в агрессивные игры. Что делать?
Мы и наши гиперактивные дети (СДВГ) Нет простого решения, как обращаться с гиперактивным ребенком дома. В конечном счете, эффективность любого воздействия зависит от знаний и упорства родителей. Необходимы: систематизация, воспитание, поощрение. 1. Позаботьтесь о том, где найти себе помощь и поддержку. 2. Помните, что дети с СДВГ нуждаются в систематизации. 3. Определите правила. 4. Повторяйте указания. 5. Поддерживайте постоянный визуальный контакт. 6. Установите границы. 7. Позаботьтесь заранее спланировать режим дня, насколько это возможно. 8. Уделите особое внимание предварительной подготовке к переменам. 9. Позволяйте ребенку спасительную отдушину. 10. Позаботьтесь о постоянной обратной связи. 11. Разбивайте длинные задания на более короткие. 12. Расслабляйтесь. Дурачьтесь. 13. Однако остерегайтесь перевозбуждения. 14. Следите за успехами и подчеркивайте их, насколько это возможно. 15. Используйте трюки для улучшения памяти. 16. Объявите то, что вы собираетесь сказать. Затем скажите это. И потом повторите то, что сказали. 17. Упрощайте указания. Упрощайте выбор. 18. Используйте обратную связь, которая поможет ребенку лучше понять самого себя. 19. Ясно объясните, чего ожидаете от ребенка. 20. Дети с СДВГ положительно реагируют на вознаграждения и стимулы. 21. Постарайтесь осторожно дать точный и ясный совет в социальном плане. 22. Пользуйтесь разными игровыми средствами. 23. Возложите на ребенка ответственность, когда это возможно. 24. Хвалите, гладьте, одобряйте, поощряйте, лелейте. 25. Будьте как дирижер симфонического оркестра. Перед тем, как начать, завладейте вниманием оркестра. 26. Повторяйте, повторяйте, повторяйте. 27. Проводите физзарядку. Правила эффективного общения родителей с детьми
При общении с ребёнком Вам помогут эти правила: Правило 1. Слушая ребенка, дайте ему понять и прочувствовать, что вы понимаете его состояние, чувства, связанные с тем событием, о котором он вам рассказывает. Для этого выслушайте ребенка, а затем своими словами повторите то, что он вам рассказал. Вы убьете сразу трех зайцев: • ребенок убедится, что вы его слышите; • ребенок сможет услышать самого себя как бы со стороны и лучше осознать свои чувства; • ребенок убедится, что вы его поняли правильно. Поглощенный проблемой или чем-то еще расстроенный человек обычно теряет ощущение перспективы. Внимательно слушая, мы помогаем ребенку разобраться в вопросе, «переварить» проблему. Правило 2. Слушая ребенка, следите за его мимикой и жестами, анализируйте их. Иногда дети уверяют нас, что у них все в порядке, но дрожащий подбородок или блестящие глаза говорят совсем о другом. Когда слова и мимика не совпадают, всегда отдавайте предпочтение мимике, выражению лица, позе, жестам, тону голоса. Правило 3. Поддерживайте и подбадривайте ребенка без слов. Улыбнитесь, обнимите, подмигните, потрепите по плечу, кивайте головой, смотрите в глаза, возьмите за руку. Правило 4. Следите за тем, каким тоном вы отвечаете на вопросы ребенка. Ваш тон «говорит» не менее ясно, чем ваши слова. Он не должен быть насмешливым. У вас может не быть готовых ответов на все вопросы. Правило 5. Поощряя ребенка, поддерживайте разговор, демонстрируйте вашу заинтересованность в том, что он вам рассказывает. Например, спросите: «А что было дальше?» или «Расскажи мне об этом...» Используйте время, проводимое вместе с ребёнком, играя в игры, которые вы знаете с детства. Это должно легко включаться, укладываться в семейный стиль взаимодействия ребенком, быть естественным и логичным развитием этих отношений. Например, ручки можно развивать, перебирая с бабушкой гречку, общую координацию – плавая, делая с папой зарядку, лазая по деревьям на даче. А для развития речи и кругозора нужно просто... говорить с ребенком (при этом решается множество и более тонких психологических проблем). Использование элементов массажа и даже простое растирание тела также способствуют снятию мышечного напряжения. В этом случае совсем не обязательно прибегать к помощи медицинских специалистов. Вы можете сами применить простейшие элементы массажа или просто обнять ребенка.
«Ласковый мелок» Цель: Игра способствует снятию мышечных зажимов, развитию тактильных ощущений. Взрослый говорит ребенку следующее: «Мы с тобой будем рисовать друг другу на спине. Что ты хочешь, чтобы я сейчас нарисовал? Солнышко? Хорошо». И мягким прикосновением пальцев изображает контур солнца. «Похоже? А как бы ты нарисовал на моей спине или руке? А хочешь, я нарисую тебе солнце «ласковым» мелком?» И взрослый рисует, едва касаясь поверхности тела. «Тебе приятно, когда я так рисую? А хочешь сейчас белка или лиса нарисуют солнце своим «ласковым» хвостиком? А хочешь, я нарисую другое солнце, или луну, или что-нибудь еще?» После окончания игры взрослый нежными движениями руки «стирает» все, что он нарисовал, при этом слегка массируя спину или другой участок тела. Эту игру можно использовать перед сном, во время отдыха. Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции?
Многие взрослые, не говоря уже о детях, не могут описать, что творится в их душе, чем они недовольны. А ведь если человек умеет оценить свое душевное состояние, будет легче и окружающим, и ему самому.
Чтобы научиться справляться с гневом, существуют специальные методики и упражнения. – чашка (в нее можно кричать); – тазик или ванна с водой (в них можно швырять резиновые игрушки); – листы бумаги (их можно мять, рвать, с силой кидать в мишень на стене); – карандаши (ими можно нарисовать неприятную ситуацию, а потом заштриховать или смять рисунок); – пластилин (из него можно слепить фигурку обидчика, а потом смять ее или переделать); – подушка (ее можно кидать, бить, пинать). Выделите отдельную подушку «для разрядки», можно пришить к ней глаза, рот; не стоит использовать для этой цели мягкие игрушки и кукол, а вот боксерская груша подойдет.
Вы уже поняли, что загонять эмоции внутрь, пытаться их скрывать, очень вредно? Следствие таких действий – заболевания сердца, неврозы, повышенное давление в старшем возрасте плюс непонимание окружающих, высокая раздражительность, агрессивность, проблемы общения. Поэтому учите ребенка и учитесь сами показывать эмоции, «выплескивать» их без вреда для окружающих. Эмоциональная разрядка необходима для сохранения здоровья (физического и психического), а умение рассказать о своих проблемах поможет налаживать контакты с окружающими, понимать самого себя. Если ребёнок ворует… Проблема воровства по мере роста ребенка усложняется. То, что в раннем детстве является случайным эпизодом, ошибкой, у подростков – уже осознанный шаг, а то и вредная привычка, девиантное поведение. В младшем школьном возрасте ребенок попадает в ситуацию постоянного оценивания, и не только со стороны взрослых (в первую очередь, учителей), но и со стороны одноклассников. Их оценки постепенно становятся более значимыми, нежели обыкновенные школьные, а иногда важнее, чем мнение родителей. Именно в этом возрасте наиболее активно происходит нравственное развитие маленького человека, освоение социальных норм, закладывается моральная основа личности. Теперь все зависит от шкалы предлагаемых ценностей. Чтобы завоевать популярность и уважение сверстников, ребенок готов на многое. Особенно тот, у которого не все благополучно дома. Если родители вечно заняты, им нет дела до проблем ребенка и его интересов, если они холодно относятся к нему, отвергают его, то школьник еще активнее будет искать утешения вне семьи, а здесь уж как повезет, какая компания попадется. К типу воровства младшего школьника можно отнести ситуации домашнего воровства, когда ребенок может украсть деньги или некую вещь, принадлежащую его родным или близким друзьям семьи. Чаще всего кражи такого рода совершают подростки и младшие школьники, хотя истоки подобного поведения могут находиться в раннем детстве. Такое воровство – своего рода сигнал об эмоциональном неблагополучии семьи, неудовлетворенности каких-то жизненно важных потребностей ребенка. К сожалению, особенную тревогу у родителей вызывают только те случаи, когда воровство начинает выходить за пределы семьи. А ведь даже самый первый подобный проступок – повод задуматься: все ли в порядке, не испытывает ли маленький член семьи дискомфорт в родственном кругу? Анализ работы с ворующими детьми подтверждает, что в их семьях наблюдается эмоциональная холодность между родственниками. Такой ребенок либо чувствует, что его не любят, либо в раннем детстве пережил развод родителей, и, хотя отношения с отцом сохраняются, он наблюдает отчужденность, даже враждебность между мамой и папой. Младшие школьники берут то, что им очень хочется иметь в данный момент: красивый ластик или яркий карандаш. И еще то, что они коллекционируют: яйца-сюрпризы, вкладыши, наклейки. Для подростков 11-13 лет украсть что-то в магазине – значит продемонстрировать сверстникам свою смелость, независимость и пренебрежение к социальным нормам. Девочка может украсть лак для ногтей, который не очень даже и понравился, мальчик тайком выносит из супермаркета музыкальные диски, не обращая внимания на их содержание. В школе младшие подростки воруют какую-то вещь у одноклассника, чтобы проучить его за то, что услужлив с учителем, лучше учится или просто не такой, как все. Чаще всего – это спонтанный поступок, а не расчетливая кража по меркантильным соображениям. Младшие школьники еще не способны предвидеть последствия действий, не понимают нравственного смысла нормы. Они не умеют представить переживания другого, когда тот лишается вещей. У подростков развиты чувства стыда и вины, но им еще трудно управлять своим поведением. Именно поэтому воровство всегда сопровождается ложью. Дети знают, что желание обладать сильнее страха родительского гнева. С помощью лжи они пытаются избежать наказания. Даже если школьник украл впервые, нельзя принижать значение такого поступка, утешать себя мыслью, что все пройдет с возрастом. Но и забрать украденное со словами «Никогда так больше не делай» – значит подтолкнуть его к тому же еще раз. Нужно взять себя в руки – не кричать, не грозить милицией. В идеале он должен вернуть в магазин (или одноклассникам) украденное (или возместить его стоимость) и принести свои извинения. Необходимо дать возможность вернуть вещь самостоятельно. Важно, чтобы ребенок не только почувствовал стыд, но имел шанс исправить свой поступок. И не следует наклеивать ярлыков. Школьник взял чужое, но он не вор. Если же проступок повторяется неоднократно, это серьезный повод задуматься о том, что происходит в его отношениях со сверстниками или в его семье. Золотое правило воспитания гласит: «Ругай наедине, хвали – при всех». Воровство – сор, который не следует «выносить из избы». Нельзя клеймить, красить образ в черный цвет: иначе порочный поступок может действительно превратиться в суть личности: «Мама говорит – значит, я такой!» А в подростковом возрасте уже звучит вызов: «Да! Обманщик, вор! Ну и что?» Одна из основных причин воровства в среднем и старшем школьном возрасте – отсутствие у детей денег на карманные расходы. В каждом возрасте у детей – свои запросы. В 1-3 классах всем хочется конфет в красивых обертках, жвачек, затем – разных игровых приставок, дальше – больше (вспомните, кому из нас в 9-10 классе не хотелось иметь джинсы?). Пусть эти всеобщие интересы и не всегда на пользу ребенку (вместо конфет и жвачек, конечно, полезнее фрукты и овощи), но родителям все же следует пойти у него «на поводу». Все эти периоды – жвачек, приставок и т. д. – быстро проходят, а вот чувство обиды за собственную ущербность (у всех есть, а у меня нет), желание обладать чем-то, во что бы то ни стало, могут привести к тому, что оставит след на всю жизнь – к краже. Некоторые психологи утверждают, что причиной детского воровства может быть легкое отношение родителей к чужому труду (но это уже скорее вопросы психотерапевтов) или к мелким деньгам. Когда в доме постоянно разбросаны рубли и родители не устают повторять, что это не деньги, ребенок вскоре перестает ценить и тысячи. Он полагает, что все так относятся к деньгам, и потому вытащить у кого-то из кармана недостающую ему «мелочь» не считает преступлением... Воровство в подростковом возрасте (12-16 лет) может быть связано с желанием получить острые ощущения, пережить авантюрное приключение, рискнуть. Так, в литературе приводится пример разговора с трудным подростком Сережей Ф., которого поставили на учет в милиции за совершение целой серии краж. Сережа был «форточником». Открытая форточка служила ему дверью в чужие квартиры. Список украденных им вещей включал военный бинокль, пейджер, плеер, пару кроссовок, газовый пистолет. В общем, нельзя сказать, что Сережа обчищал квартиры. – Неужели, – удивилась психолог, – все эти мелочи стоят того, чтобы позорить себя, родителей? – Дело не в вещах, – махнул рукой Сережа. – Тогда в чем? Он оживился: – Ну, понимаете, дух захватывает: лезешь – могут поймать, в квартире – хозяева прийти, потом выйти незамеченным – получится или нет? – В общем, риск, да? – закончил психолог. – Да! – подтвердил Сережа. – Шел бы тогда в летчики лучше! – презрительно вставила Леночка, которая случайно услышала разговор. Сережа опустил голову. Леночка ему очень нравилась. Через месяц Сережа пошел учиться прыгать с парашютом, а потом поступил в летное училище. Не стоит думать, что таких любителей приключений, как Сережа, единицы. Что заставляет мальчишек лезть в чужой сад за яблоками, когда в своем – ветки ломятся? Азарт, острые ощущения. Следовательно, мотивы воровства могут быть самыми разными. Прежде чем осуждать, нужно понять причины. Свершившийся факт – еще не вина. Ведь есть случаи, когда подростков силой или хитростью втягивают в порочный круг. Приятели ловят на «слабо», взрослые запугивают угрозами. Сейчас в школах, как в криминальных кругах, есть такое понятие – «поставить на счетчик». Подходит к тринадцатилетнему подростку шестнадцатилетний и говорит: «Ты мне должен тысячу рублей. Не отдашь – каждый день будет капать процент». Таким образом, названная сумма неуклонно растет. «Откуда же я возьму?!» – «У мамы с папой». Если жертва не отдает «долг», ее терроризируют и бьют. С этим явлением в школах бороться крайне сложно, поскольку ни учителя, ни родители ни о чем не подозревают: под страхом смерти жертвам запрещено жаловаться. Попадая в подобную зависимость, ребенок нередко начинает воровать: ему кажется, что, собрав необходимую сумму, он избавится от своих мучителей. Какая бы беда ни случилась с ребенком, главное – не отворачиваться от него, дать ему шанс остаться Человеком. А если потребуется – дать такой шанс еще раз. А.С.Макаренко в романе «Педагогическая поэма» рассказывает, как одному из своих воспитанников – прожженному вору и жулику – доверил получить огромную сумму денег за всю колонию. Он намеренно послал мальчишку за деньгами одного. Когда, измученный внутренней борьбой и соблазном, тот все-таки принес деньги и попросил их пересчитать, Макаренко ответил: – Зачем? Я тебе верю. Именно эта вера в своего ребенка, в то, что он хочет и может быть лучше, спасет его, убережет от рокового шага. Четыре шага к прекращению воровства Существует четыре основных правила поведения родителей, помогающих остановить воровство независимо от того, маленькие у вас дети или постарше. Шаг 1. Подойдите к ситуации спокойно и оцените намерения ребенка Шаг первый заключается в попытке найти ответы на пять основополагающих вопросов: - Что произошло? - Где и когда это случилось? - С кем был ваш ребенок? - Почему он украл? К сожалению, прямой вопрос «Почему ты это сделал?» ведет в никуда. Лучше всего начать с вашей реакции, объясняющей, что, по вашему мнению, произошло и как вы к этому относитесь. Например: «Тим, я огорчилась, когда нашла у тебя в шкафу видеоигру, ведь она не твоя. Как она туда попала?». Если не последует ответа, можно прямо спросить: «Ты взял ее?». Шаг 2. Объясните, почему воровать плохо Изложите ребенку свои взгляды на честность. Именно сейчас постарайтесь, чтобы ребенок понял, почему воровать нехорошо и почему это подрывает моральные устои вашей семьи. Будьте лаконичны и придерживайтесь темы вреда воровства: «Брать без разрешения то, что тебе не принадлежит, – очень плохо. Мы никогда не берем чужие вещи. Нам нужно доверять друг другу. Я надеюсь, что ты будешь уважать собственность других и всегда будешь спрашивать разрешение, прежде чем что-то одолжить». Помните, что детям часто трудно понять разницу между «одолжить» и «взять», поэтому вам придется объяснить ребенку идею права собственности и уважения к ней. Шаг 3. Делайте замечания и размышляйте над ситуацией Дети часто не задумываются о пагубных последствиях воровства. Постарайтесь поставить ребенка на место его жертвы и дать почувствовать, насколько обидно, когда крадут твои вещи. Если ребенок маленький, разыграйте ситуацию с его любимой игрушкой. Якобы украв его игрушку, спросите: «Что бы ты почувствовал, если бы украли твою игрушку? Это было бы справедливо?». Ребенка постарше можно спросить: «Представь, что ты жертва воровства, – ты обнаружил, что из твоего кошелька украдены все деньги. Что ты почувствуешь? Что ты сказал бы человеку, который украл?». Шаг 4. Требуйте восстановления справедливости И последний шаг – убедитесь в том, что ребенок действительно понимает, почему воровать плохо и что надо сделать, чтобы исправить положение. Лучшее наказание – потребовать, чтобы ребенок извинился перед жертвой и вернул украденную вещь. (Лучше, если при этом вы будете сопровождать ребенка.) Если кража произошла в магазине, переговорите предварительно с хозяином магазина, чтобы доброжелательный продавец простил ребенку содеянное. Если вещь испорчена или ее уже нельзя вернуть, ребенок должен оплатить ее стоимость. Вероятно, вам придется дать свои деньги, но ребенок должен их со временем вернуть из своих карманных денег или же за счет дополнительных ежедневных обязанностей.
Самостоятельность НЕ РОЖДАЕТСЯ САМА ПО СЕБЕ, ОНА ВОСПИТЫВАЕТСЯ И РАЗВИВАЕТСЯ. Самостоятельность – КАЧЕСТВО СЛОЖНОЕ, ОНО ВЫРАЖАЕТСЯ В СВОБОДЕ ОТ ВНЕШНИХ ВЛИЯНИЙ И ПРИНУЖДЕНИЙ. Анализ показывает, что самостоятельность у младших школьников имеет относительно ограниченный характер. К примеру, готовя домашние задания, большинство ребят в случае затруднений охотно, без колебаний спешат за помощью к старшим(!). Выполняя обязанности по дому, дети строго следуют полученной установке и не выходят за ее границы. Миша подметал пол (его попросила учительница), но не стер с доски. На вопрос: «Что же доска осталась грязной?» – мальчик недоуменно ответил: «Мария Александровна об этом мне не говорила». Причины подобных явлений лежат в психологических и возрастных возможностях детей. Психика младших школьников отличаетсяНЕУСТОЙЧИВОСТЬЮ И ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬЮ. Они с готовностью берутся за дело, но недостаточное развитие воли ведет к импульсивности, склонности действовать под влиянием случайных побуждений. Поэтому дети не всегда могут выполнить задуманное, им недостает настойчивости, упорства в преодолении трудностей. Среди малышей редко кто не хочет иметь поручение, но, получив его, многие быстро утрачивают к нему интерес. МНОГИЕ ВЗРОСЛЫЕ ЧАСТО НЕ ОСОЗНАЮТ ВАЖНОСТИ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА. Например, на вопросы: «Замечаете ли вы у своих детей самостоятельность?», «Учите ли вы их этому?» – родители учащихся младших классов отвечают: «Нет, особенно не замечаю», «Не хотят они никакой самостоятельности», «Какая тут самостоятельность – малы еще». На второй вопрос большинство давали положительный ответ, но тут же добавляли, что делают это они от случая к случаю, несистематически: «Некогда этим заниматься». ОДНОВРЕМЕННО С ЭТИМ ВЗРОСЛЫЕ ЧАСТО СЕТУЮТ, ЧТО ШКОЛЬНИКИ НЕСАМОСТОЯТЕЛЬНЫ: «Все их приходится за руку водить», «Все им надо «разжевывать». Рассмотрим этапы развития самостоятельности: Первый этап. Дети действуют по определенному образцу с помощью взрослых, старших, копируя их действия (этап подражания). Второй этап. Ребята в состоянии выполнить самостоятельно части работы, находят некоторые способы их осуществления (этап частичной самостоятельности). Третий этап. Младшие школьники выполняют определенную работу самостоятельно в повторяющихся ситуациях, в любимых, наиболее значимых видах деятельности (этап более полной самостоятельности). Проанализируем пример заблуждений родителей по поводу предъявления требований к самостоятельности детей. Мама жалуется учителю на свою дочь: «Надя привыкла к тому, что бабушка за нее все выполняла, а теперь дочь требует от меня такого же «сервиса». Но я работаю, не могу за ней ухаживать. И не хочу, потому что она должна чему-то учиться. Придется ведь ей жить и одной: не всегда будут мама и бабушка». «А чего именно она не умеет?» «Да ничего. Веник в руках держать не может. К розетке не подойдет. Даже спичку зажечь боится. Вы не представляете, сколько сил затратили, чтобы научить ее зажигать спички! Но все равно, обед сама не разогревает, ждет меня до вечера!» УВАЖАЕМЫЕ ВЗРОСЛЫЕ ЗАБЫВАЮТ, что их навыки по самообслуживанию СКЛАДЫВАЛИСЬ В ТЕЧЕНИЕ МНОГИХ ЛЕТ ИЗ МЕЛЬЧАЙШИХ ОПЕРАЦИЙ. Мамы и папы этим привычкам не придают значения и думают, что эти навыки – пустяк и ими может овладеть ребенок прямо с пеленок. Потому они часто повторяют, обращаясь к ребенку: «Ну, неужели такая мелочь тебе не под силу? Неужели эту чепуху ты не в состоянии был сделать?» А ребенок действительно не в состоянии был справиться с этим «пустяком»: что-то ему мешало, что-то отпугивало. В чем-то он не был уверен, чего-то боялся. ИТАК, в выработке самостоятельных навыков нужно доброжелательное терпение родителей, многократные повторения, поощрения, радость вместе с детьми, что уже хоть что-то стало получаться. И ни в коем случае – никакого крика, раздражения, упреков. КОГДА ВЫ СРЫВАЕТЕСЬ НА КРИК, ВЫ УНИЧТОЖАЕТЕ ВСЕ РЕЗУЛЬТАТЫ СВОЕГО ВОСПИТАНИЯ, рождаются основания для вражды. Представьте себе, что вы делаете какую-то работу впервые или недавно, а «над душой» кто-то стоит и все время понукает, раздражается и кричит. Как вы себя будете чувствовать? Любой ребенок стремится к некоторому максимализму. А родители, как правило, ставят его в положение мальчика на побегушках: «ПРИНЕСИ», «ПОДАЙ», «ВЫЛЕЙ», «ОПОЛОСНИ», «ЗАКРОЙ», «СБЕГАЙ». В таких условиях трудно стать самостоятельным. В какое-то время и как можно раньше надо переходить к передаче ребенку целостныхфункций: убрать всю комнату, приготовить завтрак, подготовить к выходу в детский сад брата. Что нужно делать для того, чтобы ребёнок учился осмысленно принимать решения и отвечать за последствия своих действий? Прежде всего, мы должны показывать ребёнку те возможности, которые есть у него в той или иной ситуации, и давать ему право самому выбрать, как поступить. При этом обязательно стоит обсуждать с ним последствия, к которым могут привести его действия. Например: «Ты хочешь разобрать машинку? Ладно, она твоя, ты можешь делать с ней, что хочешь, но только учти, что потом она может не собраться, и ты окажешься без машинки. Решай сам». У ребёнка обязательно должна быть область жизни, где решения принимает он сам и сам несёт ответственность за последствия своих действий. Например, он сам может решать, когда он будет убираться или заниматься (но вы должны оговорить с ним крайний срок, не позже которого ему надо это сделать), как распределить на несколько дней вкусный десерт, в какой одежде ходить дома или куда пойти гулять. Конечно, его выбор не всегда окажется лучшим, и временами он будет совершать ошибки. В таких случаях необходимо обсудить с ребёнком, почему его действие привело к плачевным результатам и как ему стоит поступать в будущем. Иначе – если мы всегда будем решать за ребёнка и лишим его права на ошибку – он не научится принимать осмысленные решения, а будет либо подчиняться окружающим, либо действовать импульсивно. Очень полезно планировать нужные дела вместе с ребёнком. Например, если мы хотим, чтобы ребёнок выучил стихотворение, не стоит требовать от него, чтобы он отложил все свои дела и принялся учить его прямо сейчас. Будет гораздо лучше, если мы предложим: «Машенька, давай решим, когда мы с тобой будем учить стихи». Тогда ребёнок сам будет стремиться выполнить принятое решение, поскольку будет ощущать его как своё. Ребёнок учится самостоятельно принимать решения не только в повседневной жизни, но и во время игры. Прежде всего, это относится к сюжетно-ролевым играм и к играм с правилами: это настольные (игры с фишками, карты, шашки, шахматы, нарды) и подвижные игры. Игра – это своеобразное пространство свободных действий, где можно опробовать самые разные варианты своего поведения. Поэтому чем чаще играет ребёнок в такие игры, тем больше его опыт самостоятельных действий и тем легче ему будет учиться действовать самостоятельно в реальной жизни. Важную роль в приучении ребёнка быть самостоятельным играет и поддержание режима дня. Привычка к определённому режиму, включающему в себя все основные дела дня, структурирует жизнь малыша и позволяет ему к концу дошкольного возраста начать учиться планировать своё время. Если же режим дня отсутствует, то маме или бабушке приходится постоянно тратить силы на "организацию" ребёнка, постоянно «стоять над ним» и требовать, чтобы он выполнял то или иное действие. Итак, больше доверия, больше самостоятельности и поощрения – таковы несложные правила развития самостоятельности ребенка в домашних делах. Ребенок должен чувствовать, что все не «понарошку», что его работа действительно кому-то нужна, приносит пользу. Тогда, выполняя работу многократно, он овладеет устойчивыми навыками этой деятельности и будет хотеть заниматься ею самостоятельно. |
Предварительный просмотр:
Режим дня первоклассника (придерживаться режима дня!!!)
6:30-7:30 - подъём, зарядка, умывание, завтрак, дорога в школу
8:00-12:00 - занятия, школьный завтрак, дорога домой
12:30-17:30 - обед, активный отдых, домашние задания, занятия по интересам
18:00-21:00 - помощь дома, ужин, свободное время, сон.
Режим дня первоклассника (придерживаться режима дня!!!)
6:30-7:30 - подъём, зарядка, умывание, завтрак, дорога в школу
8:00-12:00 - занятия, школьный завтрак, дорога домой
12:30-17:30 - обед, активный отдых, домашние задания, занятия по интересам
18:00-21:00 - помощь дома, ужин, свободное время, сон.
Режим дня первоклассника (придерживаться режима дня!!!)
6:30-7:30 - подъём, зарядка, умывание, завтрак, дорога в школу
8:00-12:00 - занятия, школьный завтрак, дорога домой
12:30-17:30 - обед, активный отдых, домашние задания, занятия по интересам
18:00-21:00 - помощь дома, ужин, свободное время, сон.
Режим дня первоклассника (придерживаться режима дня!!!)
6:30-7:30 - подъём, зарядка, умывание, завтрак, дорога в школу
8:00-12:00 - занятия, школьный завтрак, дорога домой
12:30-17:30 - обед, активный отдых, домашние задания, занятия по интересам
18:00-21:00 - помощь дома, ужин, свободное время, сон.
Режим дня первоклассника (придерживаться режима дня!!!)
6:30-7:30 - подъём, зарядка, умывание, завтрак, дорога в школу
8:00-12:00 - занятия, школьный завтрак, дорога домой
12:30-17:30 - обед, активный отдых, домашние задания, занятия по интересам
18:00-21:00 - помощь дома, ужин, свободное время, сон.
Предварительный просмотр:
Олимпиадные задания 3 класс
Ф.И.__________________________________
Задача №1
Если синий карандаш толще красного, а красный толще голубого, то какой карандаш толще: голубой или синий?_______________________________
Задача №2
Мать для своих детей оставила дома конфеты. Первым пришел из школы брат, взял свою половину конфет и ушел гулять. Затем пришла сестра. Думая, что брат еще не брал конфет, она съела только половину оставшихся, после чего осталось еще 3 конфеты. Сколько было конфет вначале?
____________________________________________________________
Задача №3
Подбери два слагаемых для числа 99 так, чтобы одно было больше другого в 2 раза.
_____________________________________________________________
Задача №4
Класс из 25 человек выстроился в шеренгу по одному, чередуясь: девочка, мальчик, девочка и т. д. Сколько в классе мальчиков, если первой стоит девочка?________________________________________________________
Задача №5
Есть два старых обруча. Один распилили на 2 одинаковые части и забрали одну, а второй распилили на 4 одинаковые части и взяли две. Что можно сделать из этих частей?_______________________________
Задача №6
Если от 100 отнять 28, то результат будет больше в 8 раз нужного числа. Назови это число._________________________________________________
Задача №7
Для приготовления обеда повару понадобилось 24 кг картошки, свеклы в 3 раза меньше, а лука в 2 раза меньше, чем свеклы. Сколько килограмм лука потратил повар?_____________________________________________
Задача №8
Оля вырезала из бумаги 5 квадратов, 7 треугольников, а кругов в 2 раза больше, чем треугольников. Сколько всего Оля вырезала фигур?_____________________________________________________
Задача №9
Первое число 12, второе в 3 раза меньше, а третье в 4 раза больше, чем второе. Вычисли сумму этих трех чисел.__________________________
Загадка №1
Вы обогнали бегуна, занимающего вторую позицию. На какой позиции теперь находитесь Вы?____________________________________________
Загадка №2
На столе лежат две монеты, в сумме они дают 3 рубля. Одна из них — не 1 рубль. Какие это монеты?____________________________________________
Загадка №3
Один оборот вокруг Земли спутник делает за 1 ч 40 минут, а другой — за 100 минут. Как это может быть?__________________________________________
Предварительный просмотр:
Нормы оценивания техники чтения в начальной школе
Класс | Первое полугодие | Второе полугодие |
1 | Правильное, осознанное и плавное слоговое чтение с четким проговариванием слогов и слов. Темп чтения – не менее 20-25 слов в минуту. | Осознанное, правильное чтение целыми словами. Слова сложной слоговой структуры прочитываются по слогам. Темп чтения – не менее 30-40 слов в минуту. |
2 | Осознанное, правильное чтение словами с соблюдением логических ударений. Слова сложной слоговой структуры прочитываются по слогам. Темп чтения - не менее 40-50 слов в минуту. | Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением логических ударений, пауз и интонаций. Темп чтения – не менее 55-60 слов в минуту. |
3 | Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает понимание смысла читаемого текста. Темп чтения – не менее 60-70 слов в минуту. | Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает понимание смысла читаемого текста. Темп чтения – не менее 65-75 слов в минуту. |
4 | Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает не только понимание смысла читаемого текста, но и свое отношение к его содержанию. Темп чтения – не менее 75-80 слов в минуту. | Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает не только понимание смысла читаемого текста, но и свое отношение к его содержанию. Темп чтения – не менее 85-95 слов в минуту. |
Классификация ошибок и недочётов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
- искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
- неправильная постановка ударений (более двух);
- чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
- непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
- неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
- неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
- нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
- нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
- монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
Недочёты:
- не более двух неправильных ударений;
- отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
- осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
- неточности при формулировке основной мысли произведения;
- нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.
В государственном общеобязательном стандарте начального образования указываются следующие составляющие техники чтения на момент завершения начального образования:
- способ чтения – чтение целыми словами;
- правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;
- скорость чтения – установка на нормальный для читающихся темп беглости, позволяющий ему осознать текст;
- установка на постепенное увеличение скорости чтения.
О чтении вслух говорится в разделе «Требования к уровню подготовки учащихся 1-4 классов» Учебной Программы по предметам образовательной области «Язык и литература» уровня начального образования:
формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания;
выпускник начальной школы должен уметь читать осознанно текст (про себя) без учета скорости.
- й класс
Осознанное, правильное, плавное слоговое чтение отдельных слов, предложений, маленьких текстов. Постепенный переход к чтению целыми словами.
2-й класс
Переход к осознанному, правильному чтению целыми словами. Формирование осознанного чтения про себя. Осознанное, правильное, выразительное чтение целыми словами с соблюдением соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи.
3-й класс
Правильное, осознанное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами про себя и вслух. Выбор интонации, соответствующей строению предложений, а также тона, темпа, громкости, логического ударения.
4-й класс
Беглое, осознанное, правильное, выразительное чтение с соблюдением всех необходимых норм, с использованием средств выразительности устной речи. Самостоятельная подготовка к выразительному чтению. Осознанное чтение про себя любого по объему и жанру текста.
Оценка понимания прочитанного:
Высокий уровень – самостоятельно придумывает название, выражающее главную мысль прочитанного текста.
Средний уровень – выбирает наиболее точное название текста из нескольких предложенных.
Низкий уровень – правильно отвечает на вопросы.
0 уровень – прочитанный текст не понимает или улавливает отдельные детали.
Таблица показателей уровня чтения учащихся ______ класса
Дата проверки:____________
Цель проверки: выявить уровень чтения – технику чтения и понимание прочитанного текста.
Учитель: ________________
Ассистент:_______________
№ | Фамилия уч-ся | Способ чтения | Кол-во ошибок | Темп чтения | Уровень понимания прочитанного | Отметка |
Тексты для проверки техники чтения
1 класс
ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ
КОШКА
Спала кошка на крыше. Она сжала лапки. Села около кошки птичка. Не сиди близко, птичка. Кошки очень хитры.
Куда села птичка?
18 слов. (Л.Н. Толстой)
ДЕДУШКА
Мальчики Миша и Серёжа жили у деда. Они помогали деду сушить сеть. Дедушка учил мальчиков ловить рыбу. Ребята любили работать с дедом.
- Где жили мальчики?
- Чему учил дедушка мальчиков?
(23 слова). (Л.Н. Толстой).
ВТОРОЕ ПОЛУГОДИЕ
ЛЕВ, МЕДВЕДЬ И ЛИСИЦА
Лев и медведь добыли мясо и стали за него драться. Медведь не хотел уступать, и лев не уступал. Они так долго бились, что ослабели оба и легли. Лисица увидала их мясо, подхватила его и убежала.
- Что добыли звери?
- Кому досталось мясо?
(35 слов). (Л.Н. Толстой)
В роще
Дети пришли в рощу. Там весело и шумно. Пчела брала мёд с цветка. Муравей тащил травинку. Голубь строил гнездо для голубят. Зайчик бежал к ручью. Ручей журчал по камням. Он работал. Ручей поил чистой водой людей и животных.
- Куда пришли дети?
- Что увидели дети в роще?
- Что делал ручей?
(38 слов). (К.Ушинский).
Сторож
У утки были пушистые утята. Однажды лисица утащила утку. Мы научили собаку водить к реке утят. Вот собака важно идёт к реке. Утята спешат за ней. Утята ныряют в воде. Потом они гуляют на лугу. Собака сидит и зорко охраняет утят.
- Что сделала лисица?
- Чему мы научили собаку?
- Что делали утята?
(41 слово). ( А. Седугин).
Звездная дорога.
В давние времена жила девушка. Взяла она однажды горсть золы и бросила её на небо. Зола рассыпалась там, и по небу пролегла звёздная дорога.
С тех пор эта звёздная дорога освещает ночью Землю мягким светом, чтобы люди возвращались домой не в полной темноте и находили свой дом.
- Что бросила девушка на небо?
- Для чего нужна звездная дорога?
(47 слов). (Притча)
2 класс
ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ.
Курочка.
Ходила курочка с цыплятами по двору. Вдруг пошел дождь. Курочка скорей на землю присела, все перышки растопырила и заквохтала. Это значит: прячьтесь скорей. И все цыплята залезли к ней под крылышки. Кто совсем спрятался, у кого только ножки видны, у кого головка торчит, у кого глаз выглядывает. Не страшен дождь цыплятам!
- Где ходила курочка с цыплятами?
- Как спрятала курочка цыплят от дождя?
(52 слова). ( Е. Чарушин).
Хлеб – всему голова
На столе лежит тёплый хлеб. Он так вкусно пахнет! У него такая золотистая корочка! Это от огня позолота на нём.
Да и не только от огня.
Большой путь проделал хлеб. Сначала золотые руки зерно посеяли. Урожай растили.
В золотом стебельке выросло зерно. Каждое утро серебряной росой умывался каждый колосок. Жаркое солнышко вбирало в себя каждое зёрнышко. Силой наливалось зерно.
- Объясни название текста. Почему хлеб –всему голова?
- Как ты понимаешь выражения «золотые руки», « серебряная роса»?
(59слов). (Т. Коломиец).
ВТОРОЕ ПОЛУГОДИЕ
Петух и павлин
Давным-давно, в незапамятные времена, самым красивым и стройным из всех зверей и птиц был петух. И был он очень горд этим. Вел себя петух важно, надменно и заносчиво. И ни с кем из зверей и птиц не разговаривал. Только павлин был его единственным другом.
На бедном павлине не было даже мало-мальски приличной одежды.
- Кто был самым красивым и стройным из всех зверей и птиц?
- Как вел себя петух?
- Кто был его единственным другом?
(53 слова) (Казахская народная сказка)
Золотой подснежник
После холодной, суровой зимы все ждут весну. Кто открывает весну?
Весну цветов открывает ранний первенец – мать – и – мачеха. Этот золотой подснежник растёт на солнечных глинистых склонах. Мать – и – мачеха распускается раньше всех трав – до выставки ульев, до вылета первых пчёл, до ледохода.
Цветёт этот чудесный цветок около двух месяцев.
- Кто открывает весну?
- Где растет золотой подснежник?
- Когда он распускается?
(51 слово). ( К. Пронин).
Старый друг
Был у Светланы зайчик. Не живой, не настоящий,
но очень красивый.
Серый, ушки в середине розовые, а хвостик белый, пушистый, похожий на снежинку.
Своего зайчика Светлана любила. Играла, спать с собой клала и другим детям давала поиграть.
Но вот износился зайчик. Сначала хвостик у него оторвался, потом ушко.
А шерстка сбилась и вытерлась.
Увидел зайчика Юра и говорит:
- Какой некрасивый заяц!
Подошла Галя и спрашивает:
- Зачем тебе такой старый, такой бесхвостый заяц?
1. Каким был зайчик?
2. Каким он стал?
3. Что сказали дети?
(74 слова). ( В. Карасёва)
3 класс
ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ
Сивка- бурка
Жил- был старик, и было у него три сына. Младшего все Иванушкой – дурачком звали. Посеял раз старик пшеницу, да только повадился кто-то ту пшеницу мять да топтать.
Вот старик и говорит сыновьям:
- Милые мои дети! Стерегите пшеницу каждую ночь по очереди, поймайте вора!
Настала первая ночь.
Отправился старший сын пшеницу стеречь, да захотелось ему спать.
Забрался он на сеновал и проспал до утра.
Приходит утром и говорит:
- Всю ночь я не спал, пшеницу стерёг, а вора не видел.
1. Как звали младшего сына?
2. Что велел старик сыновьям?
(80 слов). ( Русская народная сказка).
Осень в лесу
Прошёл сентябрь. После знойного лета, после августовских теплых дней наступила золотая осень. По опушкам лесов еще растут грибы: красноголовые подосиновики, зеленоватые и розовые сыроежки, скользкие грузди и душистые рыжики. На старых больших пнях жмутся друг к дружке тонконогие опенки.
В моховых болотах ожерельем рассыпано по кочкам румяная клюква. На освещенных солнцем лесных полянах краснеют гроздья рябины.
Чист и прозрачен воздух. Далеко слышны звуки, отчетливо разносятся голоса.
На дне лесного ручья виден каждый камешек, каждая тонкая травинка.
По прозрачному высокому небу бегут и бегут облака.
- Почему раннюю осень называют золотой?
- Какие грибы появляются в лесу осенью?
- С чем автор сравнивает румяную клюкву?
( 87 слов). (И.С. Соколов - Микитов).
ВТОРОЕ ПОЛУГОДИЕ
О дельфинах
Когда рассказывали о дельфинах, которые помогали тонущим морякам, люди не верили, что дельфины такие «умные», и считали это баснями.
Но вот стали изучать дельфинов и убедились, что это правда.
Дельфины «разговаривают» между собой.
Дельфины очень дружны.
Они помогают не только друг другу.
Дельфины выносили на берег тонущих моряков.
В Австралии дельфин – лоцман плыл впереди корабля и указывал путь между опасными рифами.
А один дельфин каждый день ждал у берега мальчика и перевозил его на спине в школу.
Люди решили никогда не охотиться в море на дельфинов.
- Что узнали люди, когда стали наблюдать за дельфинами?
- Как изменилось их отношение к ним?
(86 слов). ( Г. Снегирев).
Пушок
В доме у нас жил ежик. Он был ручной.
Когда его гладили, он прижимал к спине колючки и делался совсем мягким.
За это мы его прозвали Пушок.
Если Пушок был голоден, он гонялся за мной, как собака. При этом еж пыхтел, фыркал и кусал меня за ноги, требуя еды.
Летом я брал Пушка с собой гулять в сад. Он бегал по дорожкам, ловил лягушат, жуков, улиток и с аппетитом их съедал.
Когда наступила зима, я перестал брать Пушка на прогулки, держал его дома. Кормили мы теперь Пушка молоком, супом, моченым хлебом. Наестся, бывало, ежик, заберется за печку, свернется клубочком и спит. А вечером вылезет и начнет по комнатам бегать. Всю ночь бегает, лапками топает.
- Кто жил у нас в доме?
- За что его прозвали Пушком?
- Что делал Пушок зимой?
(114 слов). ( Г. Скребицкий).
Встреча со змеёй
Я вышел на полянку. Над пестрыми цветами кружились пчёлы, мухи, жучки.
Устав, я лёг на душистую траву.
Моё внимание привлёк зелёный кузнечик. Он сидел на травинке и звонко стрекотал.
Но вот кузнечик высоко подпрыгнул и исчез. Что – то его спугнуло.
Заинтересовавшись, я стал всматриваться в траву. У большого пня, где фонариками горели красные ягоды, свернувшись, лежала змея.
Она грелась на солнышке.
«Так вот кого испугался кузнечик!»
От этой неожиданной встречи я растерялся. Кувшин выпал из рук…..
Почуяв опасность, змея зло зашипела и стала разворачивать длинное чешуйчатое тело. Сплюснутая головка медленно закачалась в воздухе. В раскрытой пасти были видны острые, как иглы, зубы. Маленькие агатовые крупинки глаз ярко сверкали.
Я попятился…..
Змея, переливаясь на солнце чешуйками, заскользила по траве.
1.Какие чувства испытывает человек при встрече со змеёй?
2.Как надо себя вести в этой ситуации?
(118 слов). (А. Дорохов)
4 класс
ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ
Косточка
Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. Очень хотелось съесть. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.
За обедом отец и говорит: «А что, дети, не съел ли кто - нибудь одну сливу?»
Все сказали: «Нет». Ваня покраснел как рак и сказал тоже: «Нет, я не ел».
Тогда отец сказал: «Что съел кто – нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь».
Ваня побледнел и сказал: «Нет, я косточку бросил за окошко». И все засмеялись, а Ваня заплакал.
- Как все узнали, что Ваня съел сливу?
- Почему Ваня не признался сразу?
( 138 слов). (Л.Н. Толстой).
Лев и собачка
В Лондоне показывали диких зверей и за смотрение брали деньгами или собаками или кошками на корм диким зверям.
Одному человеку захотелось поглядеть диких зверей: он ухватил на улице собачонку и принес ее в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съеденье.
Собачонка поджала хвост и прижалась в угол клетки. Лев подошел к ней и понюхал её.
Собака легла на спину, подняла лапки и стала махать хвостиком.
Лев тронул ее лапой и перевернул.
Собачонка вскочила и стала перед львом на задние лапки.
Лев смотрел на собаку, поворачивал голову со стороны на сторону и трогал ее.
Когда хозяин бросил льву мяса, лев оторвал кусок и оставил собачке.
Вечером, когда лев лег спать, собачка легла подле него и положила свою голову ему на лапу.
С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал ее, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней.
- В каком городе показывали диких зверей?
- Кто принес собачонку в зверинец?
- Что произошло с собачонкой?
- Как вел себя лев?
- Чем закончилась эта история?
(153 слова). ( Л.Н. Толстой)
ВТОРОЕ ПОЛУГОДИЕ
Сирота
Хмурый вечер середины лета. У подножья гор Улытау сумрачная прохлада. Еле шевелит травы легкий ветерок. Солнце садится. В долине сгущаются тени. На горизонт грузно легли тяжелые тучи, и лучи заката, пробиваясь сквозь них, красят притихшие холмы в темно- багровый цвет, отчего они кажутся грустными, сиротливыми. Иногда луч вспыхнет ярко, предгорье оживет на мгновенье, и снова все вокруг мрачно и холодно.
Три всадника едут по холмам. Они не спешат, но все же иногда с опаской поглядывают на черную тучу, надвинувшуюся на горы. Там идет дождь.
Тоскливую тишину засыпающей долины нарушила песня одного из путников. Ее подтянули другие. Заунывно- протяжная песня казалась долгим возгласом великого смирения и терпения. Словно откликаясь на окружающее, песня то взмывала задорно и звонко, то снова текла уныло – однообразной дремотной мелодией. Песня как бы повторяла игру лучей уходящего солнца, которое бросало на вершины холмов крупные золотисто – алые мазки, а через мгновенье вдруг тускнело и скрывалось за тучами.
Очевидно, стремясь сократить путь, всадники не свернули на широкую проселочную дорогу, ведущую мимо аулов, а поехали по петляющей среди холмов узенькой тропинке.
- Какую картину наблюдали всадники у подножья гор?
- Как вела себя природа от песен путников?
- Почему это произведение так называется?
(171 слово). (М. Ауэзов).
Весна
Мы в школе слушали музыку. Учительница поставила пластинку, а мы сели слушать. Музыка была очень красивая, нежная такая. Потом, когда пластинка кончилась, учительница спросила, понравилась ли нам музыка и что она кому напомнила, на что она похожа.
Одна девочка сказала, что это похоже на бал во дворце. Как - будто танцуют принцы и принцессы, волшебники разные. Саша Крылов сказал, что музыка ему напомнила про море. Волны шумят, катятся… А я сказал, что от музыки как- будто ветерком прохладным обдувает. И учительница сказала: «Молодец, Андрей, правильно понял. Это музыка называется «Весна». А весной начинают бежать ручейки, дует ветерок….»
Но тут встала Кругликова и сказала: «Он потому про ветерок сказал, что у него сзади форточка открытая». И все стали смеяться.
А я ведь правда ветерок от музыки чувствовал, а совсем не от форточки.
Честное слово!
- Что напомнила музыка детям?
- Как ты думаешь, как надо слушать музыку, чтоб тебе что – нибудь представилось, напомнило?
( 135 слов). (А.Аксенова).
Три охотника
Жили- были три веселых охотника: дядя Ваня, дядя Федя да дядя Кузьма. Вот пошли они в лес. Ходили, ходили, много разных зверушек видели, но никого не убили. И решили устроить привал: отдохнуть, значит. Уселись на зеленой лужайке и стали рассказывать друг другу разные интересные случаи.
Первым рассказал охотник дядя Ваня.
- Вот послушайте, - сказал он. – Давно это было. Пошел я как- то зимою в лес. А ружья у меня в ту пору не было: я тогда маленький был. Вдруг смотрю – волк.
Огромный такой. Я от него бежать. А волк- то, видать, заметил, что я без ружья. Как побежит за мной!
«Ну, - думаю, - не удрать от него мне».
Смотрю – дерево. Я на дерево. Волк хотел цапнуть меня. Да не успел. Только штаны сзади зубами порвал. Залез я на дерево, сижу на ветке и трясусь от страха. А волк сидит внизу на снегу, поглядывает на меня и облизывается.
Я думаю: «Ладно, посижу здесь до вечера. Ночью волчишко заснет. Я от него удеру».
К вечеру, однако, еще один волк пришел. И стали они меня вдвоем караулить. Один волк спит, а другой стережет, чтоб я не сбежал. Немного погодя пришел третий волк. Потом еще и еще. Сидят все да зубами щелкают на меня. Ждут, когда я свалюсь к ним сверху.
1. Что делали в лесу охотники?
2. Какую историю рассказал дядя Ваня?
(209 слов). (Н. Носов).
Список использованной литературы:
- ГОСО РК 2013/Приказ МОН РК от 03.04.2013г. № 115.
- Учебная программа по предметам образовательной области «Язык и литература» уровня начального образования (1-4 классы).- Астана, 2013.
- Павленко В.К., Абенова Т.К. Литературное чтение. 2 класс. – Атамұра, 2002.
- Павленко В.К., Клыпа Г.В. Родное слово. 1 класс.- Алматыкітап, 2012.
- Жаданова К.Х., Бражникова Е.Д. Книга для чтения. 2 класс. - Алматыкітап, 2013.
- Кузнецова С.В., Тимошкина Е.В. Книга для чтения. 2 класс. - Алматыкітап,2009.
- Горецкий В.Г., Тикунова Л.И. Контрольные работы в начальной школе по чтению. 1-4 классы. Издательский дом «Дрофа». Москва, 1996.
- Горецкий В.Г., Климанова Л.Ф. Книга для чтения. 3 класс. 1 часть- Москва «Просвещение», 1992.
Предварительный просмотр:
Домашнее задание на зимние каникулы
Русский язык
1. Сделать фонетический разбор слов:
1) деньги, 2) луч, 3) солнце, 4) синим, 5) ложка
1) проспект, 2) окно, 3) груз, 4) грузчик, 5) мышь
1) еда, 2) въезд, 3) местный, 4) глушь, 5) разжечь
1) ателье, 2) цифры, 3) сшить, 4) ночной, 5) опоздав
1) обыскать, 2) объёмный, 3) ружьё, 4) (много) туч, 5) ложь
2. Разобрать слова по составу:
Времена, перевязь, глазной, глоток, гнёздышко, горный, давний, далёкий,
подарок, денёк, детёныш, длинный, дождливый, вздох, дочурка,
дровишки, дроздовый, еловый, жарища, желток, котёнок, ночник,
выпечка, плясун, зелёный, зеркальный, позолота, ловец, замазка, игривый, игрушка, качка, носишко, конина, котёнок, красивый, лесник, крикливый, кровинка, ледник, летучий, ловушка, овчина, парник, перина, мировая, низина, новизна, плечистый, пчелиный, пятнашки, робкий, садовый, свинина, свисток, божок, бочар, больной, силач, синева, ходули, подсказка, скворушка, снежинка, хитрый, травинка, тропинка, сосновый, соринка
3.Спишите, вставляя пропущенные буквы.
Радостный (М, м)ишавприпры...ку (с)б...гает (по) лестнице. З...мой в...р...бей ж...л в п...ч...ной трубе.
Долго т...нулась м...розная з...ма. В старые вр...мена люди ден...ги хр...нили (в)кубы...ках.
б) Разберите предложения по членам.
4.Спишите. Вставьте пропущенные буквы.
Ра..им весе...им утром (А, а)..а, (Э,э)...а и (Г, г)е...адий вместе с кла...ом ходили на кро... . (Р, р)и...а и (И,и)...а в су...оту сделали а...уратную а...ликацию, а потом купались в ба...ейне и играли в те...ис.
2. Чтение. Прочитать "Мифы и легенды Древней Греции".
3. Окружающий мир. Повторить все пройденные темы.
4. Математика. Учить таблицу умножения!!!!!!!!
1.Начерти прямоугольник со сторонами 7 и 4 см. Найди его периметр (P) и площадь (S).
2.Реши задачу.
В магазин привезли 5 ящиков сыра по 4 кг и 24 кг колбасы. Сколько всего кг колбасы и сыра привезли в магазин?
3.Реши уравнения:
х·5=25 63:х=9 х:7=4
4.Начерти квадрат со стороною 5 см. Найди его периметр (P) и площадь (S).
5.Реши задачу:
Доярка надоила 50 литров молока. Из них 10 литров отдала для кормления телят, а остальное молоко разлила в 4 одинаковых бидона. Сколько литров молока налила доярка в 1 бидон?
6.Реши уравнения:
х·6=42 32:х=4 х:8=6
7.Поставь знак «>», «<», «=».
19… 3·7 5·5…30:6
30:6… 20:4 18:6…18:2
8.Напиши вместо точек такие цифры, чтобы равенства были верными.
…1:3=7 4…:5=8
…4:8=3 1…:2=8
9. На пошив шести платьев израсходовали 18 м ткани. Сколько ткани потребуется для пошива семи таких же платьев?
10. Оля собирает календарики. Все календарики она разложила в два альбома: в большой на 9 страниц по 6 календариков на каждую страницу и в маленький на 4 страницы, по 3 календаря на каждую. Сколько календариков у Оли?
11. 85 – 40 : 5 + 35 =
57 – 27 : 3 + 24 =
(98 – 18) : 16 + 27 =
Предварительный просмотр:
Ребята! Выполняйте задания самостоятельно, родителям показываете для проверки.
Список литературы на весенние каникулы:
- Паустовский К. Стальное колечко.
- Маршак С. Двенадцать месяцев.
- Линдгрен А. Крошка Нильс Карлсон.
- Драгунский В. Арбузный переулок (память о Великой Отечественной войне).
- Гераскина Л. В стране невыученных уроков.
Задания выполняются в отдельной тетради.
Русский.
1. Какие безударные гласные пропущены?
На п..лянке л..сной
З..мляника под с..сной.
Накл..няйся, не л..нись,
З..мляничкойуг..стись.
2. Какие парные согласные пропущены?
Бабу..ка теплые варе..ки вяжет.
Бабу..ка вечером ска..ку расскажет.
О ры..ке золотой и о домике с трубой.
О волшебном клу..ке и горячем пиро..ке.
3. Раздели слова на слоги для переноса( если слово перенести нельзя, ничего не писать)
Пример: коль-цо
Уточка, Олег, дом, поскакал, копьё,
Брат, горох, большой, атака, Зоя, март, письмо, Ира, день,
4. Вставь букву г или к.
зву... виз... смо... су...
плу... творо... сапо... тан...
дру... бере... ночле... фла...
утю... прилё... слё... вра...
пиро... хирур... лу... поро...
5. Выдели корень. Подчеркни проверочные слова.
Ночной, ночь, ночевать, ночлег, ночёвка, ночью.
Волновать, волна, волны, волнушка.
Посадить, сад, посадка, садовник, садовые.
Больной, заболеть, больница, боль, больно.
Вода, водный, водянистый, водоём, воды, подводный.
6. Вставь букву ы или и.
Верш...на, у Глаш..., ковш...к, мыш..., ж...вопись, чертеж...,пляж..., р...нок, ж...листый, ш...рма, зонт..., луж..., ж...лище, л...стья, р...ба, ш...шка, у Паш..., маш...на, кр...ша, мал...шка
7. Раскрой скобки.
девоч(ь)ка, с(о,а)бака, в(о,а)рона, вес(е,и)ло, (Р,р)оссия, л(и,е)сица, д(е,и)журный, (я,и,е)зык, (М,м)осква, м(е,и)дведь, кла(с,сс), л(о,а)пата, мал(ь)чик, с(о,а)рока, учит(и,е)л(ь), т(и,е)традь, уч(е,и)ник, п(и,е)тух, в(о,а)робей, м(о,а)роз
8. Определи границы предложений. Подчеркни главные и второстепенные члены предложения.
Кукушка сидела на берёзе вокруг неё сновали между деревьями птицы они высматривали уютные уголки в роще пташки таскали пёрышки другие вили, строили, лепили гнёзда. (По В.Бианки)
9. Вставь пропущенные буквы. Поставь знаки препинания.(!)
Осень.
Наступила осень в з…леной (зелень) л.. стве (лист) д…ревьев
(дерево) появились жёлтые пряди ярко кр ..снеют (красный)
гроздья р…бин а сколько гр…бов (гриб) появилось в л..су.
очень х ..р .ш… стройные подберёзовики и нарядные по-
досиновики.
10.Найди и исправь ошибки.
В лисужывёт коршун яшка. Он чясто прилетает к избушке лесника. дедушка василий давал ему хлеба и
Кашы. Раз дедушка оставил у дома ведро, в котором
была щюка. Яшка уселся на край ведра и начял её
клевать. Вот разбойник ?
11.Вставь пропущенные буквы.
……ртист, б…рёза, вес…ло, в…круг, гор…д, дев…чка.
д..рога , кар. .ндаш, н ..род. , ….течество, …..оссия,
р…с….яне, п…года, с…бака, т…традь, ру….кий …зык,
т…атр, ч..ловек, р …бота., м..р..з. , …..е….. … оро…. .
12. Подчеркни слова, которые отвечают на вопрос кто?
Ребёнок, машина, сон , зверь, река, рыбка, утёнок, трава,
ночь, муравей, человек, автобус, сосед.
13.Подчеркни слова, которые отвечают на вопрос что?
Улица, телевизор, обед, змея, звёзды, солнце, дочка, школа,
учитель , осина, ягода , синица , трамвай ,море, мороженое.
Математика.
Реши задачи.
1. У Оли было 16 тетрадей. Она исписала 3 тетради в клетку и 4 в линейку. Сколько тетрадей осталось у Оли?
2. У Пятачка было 10 воздушных шариков. Он подарил друзьям 6 зеленых и 2 синих шарика. Сколько шариков осталось у Пятачка?
3. У Оли 12 наклеек, а у Даши 18. Все свои наклейки они наклеили в альбом на 3 страницы. Сколько наклеек на каждой странице?
4. Было 21 кг муки. Всю муку разложили в 7 пакетов поровну. Сколько пакетов нужно, чтобы разложить 12 кг муки?
5. Урок длился 40 минут, а перемена – на 30 минут меньше. Во сколько раз перемена короче урока?
6. За 5 тетрадей заплатили 30 рублей. Сколько нужно заплатить за 7 таких же тетрадей?
7. На зиму сварили 6 банок вишневого компота, а смородинового – на 12 банок больше. Во сколько раз вишневого компота сварили меньше, чем смородинового?
8. В магазине 18 ящиков яблок и 9 ящиков слив. Во сколько раз ящиков с яблоками больше, чем со сливами?
Реши геометрические задачи.
9. Найди периметр прямоугольника, длина которого 24 см, а ширина в 4 раза меньше.
10. Найди периметр прямоугольника, ширина которого 6 см, а длина в 4 раза больше.
11. Найди площадь прямоугольника, стороны которого 5 и 7 см.
12. Найди площадь прямоугольника, стороны которого 7 и 9 см.
13. Стороны прямоугольника 5 и 7 см. найди его периметр.
14. Длина прямоугольника 8 см, а ширина на 3 см меньше. Найди его площадь.
- 15. Реши уравнения.
х-30=69 х+27=58 62-х=41 х-17=48
93-х=10 х-5=88 х+23=83 х-18=48
154-х=99 х*25=100 х:5=200 х:4=89
Предварительный просмотр:
Рабочие тетради 4 класс УМК «Школа России» | Рабочие тетради 4 класс УМК «Школа России» |
1.Окр. мир. Рабочая тетрадь в 2 частях. Плешаков А.А. ФГОС | 1.Окр. мир. Рабочая тетрадь в 2 частях, тесты. Плешаков А.А. ФГОС |
2. Русс. яз. Рабочая тетрадь в 2 частях, Канакина В.П., Горецкий В. Г. | 2. Русс. яз. Рабочая тетрадь в 2 частях, Канакина В.П., Горецкий В. Г. |
3. Математика. Рабочая тетрадь в 2 частях, Волкова С. И. | 3. Математика. Рабочая тетрадь в 2 частях, Волкова С. И. Проверочные работы. Волкова С.И. |
4. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. Бойкина М. В., Виноградская Л. А. | 4. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. Бойкина М. В., Виноградская Л. А. |
5. Технология. Рабочая тетрадь. Роговцева Н. И. | 5. Технология. Рабочая тетрадь. Роговцева Н. И. |
6. Анг. яз. Рабочая тетрадь. Афанасьева О. В., Михеева И. В. | 6. Анг. яз. Рабочая тетрадь. Афанасьева О. В., Михеева И. В. |
ВПР. Окр. мир. Типовые задания. Е. В. Волкова, Г. И. Цитович | ВПР. Окр. мир. Типовые задания. Е. В. Волкова, Г. И. Цитович |
ВПР. Русс. яз. Типовые задания. Л. Ю. Комиссарова, А. Ю. Кузнецова | ВПР. Русс. яз. Типовые задания. Л. Ю. Комиссарова, А. Ю. Кузнецова |
ВПР. Математика. Типовые задания. Г. И. Вольфсон, И. Р. Высоцкий. | ВПР. Математика. Типовые задания. Г. И. Вольфсон, И. Р. Высоцкий. |
Рабочие тетради 4 класс УМК «Школа России» | Рабочие тетради 4 класс УМК «Школа России» |
1.Окр. мир. Рабочая тетрадь в 2 частях, тесты. Плешаков А.А. ФГОС | 1.Окр. мир. Рабочая тетрадь в 2 частях, тесты. Плешаков А.А. ФГОС |
2. Русс. яз. Рабочая тетрадь в 2 частях, Канакина В.П., Горецкий В. Г. | 2. Русс. яз. Рабочая тетрадь в 2 частях, Канакина В.П., Горецкий В. Г. |
3. Математика. Рабочая тетрадь в 2 частях, Волкова С. И. Проверочные работы. Волкова С.И. | 3. Математика. Рабочая тетрадь в 2 частях, Волкова С. И. Проверочные работы. Волкова С.И. |
4. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. Бойкина М. В., Виноградская Л. А. | 4. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. Бойкина М. В., Виноградская Л. А. |
5. Технология. Рабочая тетрадь. Роговцева Н. И. | 5. Технология. Рабочая тетрадь. Роговцева Н. И. |
6. Анг. яз. Рабочая тетрадь. Афанасьева О. В., Михеева И. В. | 6. Анг. яз. Рабочая тетрадь. Афанасьева О. В., Михеева И. В. |
ВПР. Окр. мир. Типовые задания. Е. В. Волкова, Г. И. Цитович | ВПР. Окр. мир. Типовые задания. Е. В. Волкова, Г. И. Цитович |
ВПР. Русс. яз. Типовые задания. Л. Ю. Комиссарова, А. Ю. Кузнецова | ВПР. Русс. яз. Типовые задания. Л. Ю. Комиссарова, А. Ю. Кузнецова |
ВПР. Математика. Типовые задания. Г. И. Вольфсон, И. Р. Высоцкий. | ВПР. Математика. Типовые задания. Г. И. Вольфсон, И. Р. Высоцкий. |