ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ

Бажукова Зинаида Вячеславовна

Здоровьесбережение в дошкольном образовании – это методы, приемы и технологии, которые в первую очередь направлены на решение задачи сохранения, поддержания, укрепления и обогащениая здоровья всех участников педагогического процесса в детском саду.

                В данном разделе Вашему вниманию представлены документы, методические материалы (конспекты занятий и мероприятий) и пособия по сохранению здоровья воспитанников логопедической группы (ОВЗ) старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 69 комбинированного вида»

Конспект образовательной деятельности в образовательной области «Познание»

ТЕМА: «Чистим зубы правильно!»

(Подготовительная группа)

Разработала:

Воспитатель, Бажукова З.В.

Ухта 2019 г.

Цель: Расширение представления о строении и значении зубов, закрепление правил ухода за полостью рта.

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

  1. Продолжать закреплять представление детей о значении зубов.
  2. Расширять знания о причинах заболевания зубов и их лечении.
  3. Закрепить правила ухода за зубами.
  4. Уточнить и обобщить словарь относительных прилагательных.
  5. Расширить и активизировать словарь детей: стоматолог, десна, эмаль, корень.

Коррекционно – развивающие:

  1. Развитие монологической речи.
  2. Развитие умения согласовать существительные с прилагательными.
  3. Развитие логического мышления, памяти, внимания.
  4. Развитие интереса к изучаемой теме.

Коррекционно – воспитательные:

  1. Воспитывать ответственное желание ухаживать за зубами.
  2. Воспитывать культурно-гигиенические навыки, привычку к здоровому образу жизни.

Предварительная работа:

  1. Рассматривание иллюстраций книги К.И. Чуковского «Мойдодыр».
  2. Просмотр мультфильма «Королева Зубная щетка».
  3. Беседа о том, зачем нужно чистить зубы.

Материал:

  1. Куклы: мальчик Грязнуля, Королева Зубная щетка.
  2. Запись диалога Королевы Зубной щётки.
  3. Книга К.И. Чуковского «Мойдодыр».
  4. Зеркала.
  5. Предметные картинки: зуб, рот, дерево
  6. Сюжетная картина: дикие животные.
  7. Набор картинок «Эмалированная посуда».
  8. Набор картинок – схем, показывающих поэтапное повреждение зуба.
  9. Плакат – схема поэтапной чистки зубов.

Ход

  1. Организационный момент.

Дети заходят в группу, встают в кругу, а в середине сидит кукла мальчика с перевязанной щекой и книжкой в руках.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто это к нам пришел в гости?

Ответы детей.

Воспитатель: Посмотрите, он держит книгу с закладкой на странице. Давайте прочитаем, что в ней написано.

Чтение отрывка К. И. Чуковского «Мойдодыр».

Воспитатель: Значит кто наш гость?

Дети: Мальчик – Грязнуля.

Воспитатель: Правильно, а из какой сказки он к нам пришел?

Дети: Из сказки «Мойдодыр».

Воспитатель: Правильно. Только он какой-то грустный и молчаливый. Как вы думаете, почему он такой?

Дети: У него болят зубы.

Воспитатель: А как вы догадались, что у него болят зубы?

Дети: У него перевязана щека.

Воспитатель: Правильно, ребята. Мойдодыр научил его умываться, следить за своим внешним видом, но чему же он не научил нашего гостя, если у него заболели зубы?

Дети: Мойдодыр не научил его следить за зубами.

Воспитатель: А кто его может научить правильно следить за своими зубами?

Дети: Врач – стоматолог.

Воспитатель: Вы правы, ребята. Но в нашем детском саду нет врача – стоматолога и Айболита тоже нет. Кто же тогда сможет научить нашего больного ухаживать за зубами и беречь их?

Дети: Мы!

Воспитатель: Хорошо. Тогда садитесь на свои места, и нашего гостя я приглашаю сесть за стол. Сейчас мы вместе будем учить его, как правильно следить за своими зубами, чтобы они не болели.

Дети садятся за столы. Раздается стук в дверь.

Воспитатель: Ой, ребята, кажется, к нам ещё кто-то пришёл. Пойду посмотрю.

Открывается дверь и воспитатель вносит куклу.

Королева Зубная щетка: Здравствуйте ребята, вы узнали меня?

Дети: Да! Вы Королева Зубная щетка.

Королева Зубная Щетка: Да, это я, Королева Зубная щетка. Я услышала, что ваш гость не умеет ухаживать за зубами и поэтому с ним приключилась беда. И я здесь, чтобы рассказать ему о правилах ухода за зубами.

Воспитатель: Уважаемая Королева Зубная щетка. А давайте наши дети научат гостя, как следить за зубами, чтобы они не болели.

Королева Зубная Щетка: Хорошо, вот и проверим, смогут ли они помочь бедному мальчику.

  1. Беседа.

Воспитатель: Ну что, ребята, поможем нашему больному?

Дети: Конечно, поможем.

Воспитатель: Тогда расскажем ему, как правильно следить за зубами, чтобы они были здоровыми и не болели. Для начала вспомним, для чего человеку нужны зубы?

Дети: Для того чтобы пережевывать пищу.

Воспитатель: А у кого еще, кроме человека есть зубы?

Дети: Зубы есть у животных и рыб.

Выставляется сюжетная картина с дикими животными.

Воспитатель: Для чего нужны зубы животным?

Дети: Для того чтобы питаться и защищаться от врагов.

Воспитатель:  Молодцы, правильно. А как называется домик, в котором живут зубы?

Дети: Рот.

Выставляется картинка рта.

Воспитатель: Правильно. Зубы во рту живут сверху и снизу. Что нужно сделать, чтобы увидеть зубы во рту.

Дети: Улыбнуться или открыть рот.

Воспитатель: А когда мы открываем рот?

Дети: Когда говорим, показываем горло врачу, чистим зубы, зеваем и т.д.

Воспитатель: Раз, два, три, зеркала поверни. Посмотрите на свой рот в зеркало, улыбнитесь, а теперь откройте рот, рассмотрите свои зубки. Почему когда вы открыли рот, зубы не упали? Что их так крепко удерживает?

Дети: Корни.

Воспитатель: Правильно. У каждого зуба есть корень, который прячется в десне (показ картинки), поэтому мы его не видим. А у кого еще есть корень?

Дети: Корни имеют растения.

Воспитатель: Совершенно верно.

Выставляется картинка дерева с корнями.

Воспитатель: Что скрывает корни у дерева?

Дети: Корни дерева скрывает земля.

Воспитатель: А что скрывает корень зуба?

Дети: Корень зуба скрывает десна.

Воспитатель: Молодцы,  А теперь ещё раз посмотрите в зеркало, широко улыбнитесь, так чтобы были видны верхние и нижние зубы. Какого цвета ваши зубы?

Дети: Наши зубы белого цвета.

Воспитатель: Правильно. Раз, два, три зеркала убери. А вы знаете, почему они именно белого цвета?

Ответы детей.

Воспитатель: А давайте на это вопрос мы попросим ответить Королеву Зубную щетку, ведь она знает о зубах всё.

Королева Зубная щетка: Здоровые зубы всегда белого цвета, так как они покрыты защитным белым слоем – эмалью.

Воспитатель: Спасибо Королева. Вот видите, ребята, у наших зубов есть защитный слой – эмаль! Эмаль у зубов как буде называться?

Дети: Зубная эмаль.

 Воспитатель: А мы знаем, что эмаль есть и у других предметов. Каких?

Дети: Эмаль есть у посуды.

Выставляются картинки эмалированной посуды.

Воспитатель: А как будет называться посуда, покрытая эмалью?

Дети: Эмалированная посуда.

Воспитатель: Верно. А что произойдет, если мы нечаянно уроним эмалированную посуду?

Ответы детей.

Воспитатель: Эмаль на посуде при ударе может повредится. А человек может повредить зубную эмаль во время приема твердой пищи. А что произойдет с зубом, если его эмаль повредилась, нам расскажет Королева Зубная щетка.

Королева Зубная щетка: (По ходу рассказа выставляются картинки- схемы). Здоровый зуб имеет прочную, но тонкую зубную эмаль. Если  ребенок не чистит зубы, и постоянно будет питаться твердой пищей (есть орехи, грызть семечки), то зубная эмаль начинает разрушаться. Если зубы не лечить, то это приведет к образованию в нём полости.  А там поселятся бактерии и будут дальше разрушать зуб. В итоге зуб заболит, как у нашего больного мальчика. Для решения этой проблемы нужно немедленно обратиться к врачу – стоматологу на лечение или удаления зуба. Поэтому зубы нужно лечить каждый день и посещать стоматолога два раза в год.

Воспитатель: Спасибо за интересный рассказ, Королева Зубная щетка. Надеюсь, наш мальчик, все внимательно слушал и запомнил. Но ведь зубы надо чистить правильно. Ребята, давайте покажем нашим гостям, что мы знаем и умеем правильно чистить зубы.

  1. Физкультминутка.

А теперь, мои ребятки,

Встанем дружно на зарядку.

Ну-ка быстро покружились

В щетки в ручках появились.

Выставляется плакат-схема поэтапной чистки зубов. Воспитатель указкой показывает последовательность чистки зубов, проговаривая слова:

Щетки в руки мы возьмем,

Чистить зубы мы начнём.

Зубы верхние почистим,

Зубы нижние почистим.

Водим щеткой взад – вперед,

Щетки в стороны ведём.

Верх, вниз (2 раза),

И по кругу покружились.

Язычок почистим тоже

В этом щетка нам поможет

Вот закончили трудится.

Для здоровья пригодится.

Дети садятся на свои места.

Воспитатель: Молодцы ребята. Теперь поиграем с вами в игру «Вопрос - ответ». Как называется паста, которой чистят зубы?

Дети: Зубная паста.

Воспитатель: Порошок для зубов, какой?

Дети: Зубной порошок.

Воспитатель: Как называется щетка для зубов?

Дети: Зубная щетка.

Воспитатель: Эмаль зуба, какая?

Дети: Зубная эмаль.

Воспитатель: Если у ребенка болит  зуб, то эта боль какая?

Дети: Зубная боль.

Воспитатель: Если корень у зуба, то он какой?

Дети: Зубной корень.

Воспитатель: Как называется врач, который лечит зубы?

Дети: Лечит зубы врач – стоматолог.

Воспитатель: Молодцы ребята, все правильно ответили. Давайте напомним нашим гостям, что нужно делать, чтобы зубы были здоровыми.

Дети: Чистить зубы 2 раза в день.

- Полоскать рот после еды.

- Ходить к стоматологу на обследование 2 раза в год.

- Есть фрукты и овощи каждый день.

- Не есть много твердой пищи и сладостей.

- Есть побольше молочных продуктов.

Воспитатель: Ну что гости дорогие, порадовали вас наши дети знаниями по уходу за зубами?

Королева Зубная щетка: Молодцы, ребята. Я очень рада, что вы столько знаете о правилах ухода за зубами. Вам в подарок я принесла буклеты – раскраски «Чистим зубы правильно!!!», чтобы не только вы, но и ваши родители помнили, как правильно следить за зубами.

Воспитатель: Большое спасибо, Королева Зубная щетка за подарки. Я надеюсь что наш гость из сказки «Мойдодыр» научился правилам ухода за зубами и больше не будет мучатся с зубной болью. Уважаемая Королева, у нас к Вам будет небольшая просьба. Проводи, пожалуйста, нашего гостя в детскую стоматологическую клинику на прием к детскому стоматологу, пусть он полечит свои больные зубы.

Королева: Конечно, я помогу ему. До свидания ребята! Не забывайте следить за своими зубами!

Дети прощаются с гостями и выходят на ковер и встают в круг.

  1. Рефлексия.

Воспитатель: Давайте поиграем с вами в игру на внимание, и вспомним, что полезно, а что вредно для наших зубов. Если то, о чем я говорю полезно – вы хлопаете один раз в ладоши, если сказанное мной не полезно –  в ладоши не хлопайте.

- Чистить зубы по утрам?

- А еще по вечерам?

- Есть в обед одни конфеты?

- К стоматологу ходить?

- Зубы вовремя лечить?

- Молоко пить, есть творог?

- Чужой щеткой чистить рот?

- Съедать фрукты за обедом?

- Чистить зубы детским кремом?

- Чистить зубы три минутки?

- Душистым мылом дважды в сутки?

Воспитатель: Молодцы, я вижу, что вы всё поняли и всё запомнили. Раздаются буклеты – раскраски «Чистим зубы правильно!!!»



Предварительный просмотр:

  1. промежутков и контактных поверхностей пользуются зубочистками, нитями
  2. если нет возможности почистить зубы после приема пищи, можно использовать специальные ополаскиватели (профилактические и/или лечебные)
  3. уровень гигиены полости рта должен контролировать стоматолог
  4.   обучение правилам чистки зубов входит в обязанности стоматолога.

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\зубы\dentifrico-b4646.jpgC:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\зубы\tooth-coloring.gif

Прочтите детям!!!

Рано утром просыпайся,
Ты зарядкой занимайся,
Обливайся, вытирайся,
Всегда правильно питайся.

Как поел, почисти зубки,
Делай так два раза в сутки.
Предпочти конфетам - фрукты,
Очень важные продукты.

Чтобы зуб не беспокоил,
Помни правило такое:
К стоматологу идем,
В год два раза на прием.
И тогда улыбки свет,
Сохранишь на много лет!

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\зубы\zubki_dentist5.jpg

C:\Documents and Settings\Admin\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\brushing_teeth_coloring_pages.gifЗа зубами нужно следить с раннего детства, в этом случае дети вырастают здоровыми, веселыми, красивыми и получают больше шансов в жизни». Джордж Истман

Чистить зубы необходимо два раза в день — утром и обязательно вечером перед сном. Те, кто выполняет эту процедуру однократно (чаще всего утром после сна), поступает неправильно.

C:\Documents and Settings\Admin\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\brushing_teeth_coloring_pages.gifЧистка зубной щеткой состоит из ряда простых элементов, удобных для запоминания и воспроизведения. Время чистки зубов должно составлять в среднем 2 — 3 мин.

  Чистка зубов должна быть не только регулярной, но и содержать достаточное количество движений щетки для очищения всех зубных поверхностей. Каждую поверхность зубов каждого фрагмента челюсти необходимо очищать не менее чем 10 движениями щетки, что в сумме составит 160 движений на каждую челюсть. Следовательно, для очистки обеих челюстей необходимо произвести 320 движений щеткой.

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\зубы\zubki_bakt.jpg

Рекомендации по чистке зубов: 

  1. http://www.stom.by/pacients/profilactica/images/st_2.jpgвымойте руки, тщательно промойте зубную щетку водой, прополощите рот. Затем нанесите зубную пасту на всю длину чистящей поверхности щетки 
  2. расположите зубную щетку под углом 45° к поверхности зуба
  3. сомкните зубы и начинайте чистить верхние зубы с внутренней стороны. Выполните 10—15 движений, после этого проделайте то же самое для зубов с другой стороны верхней челюсти
  4. возвратно-поступательными движениями в горизонтальном и вертикальном направлении почистите внутренние поверхности зубов, обращенные к языку (10—15 движений)
  5. затем приступите к чистке жевательных поверхностей зубов. Необходимо выполнить 10—15 скребущих и возвратно-поступательных движений с каждой стороны
  6. выполните то же самое для зубов нижней челюсти
  7. при чистке передних зубов расположите щетку перпендикулярно зубному ряду, сначала выполните возвратно-поступательные движения, затем круговые (всего 10—15 движений)
  8. заканчивают чистку зубов массажем десен, который проводится при сомкнутых зубах. Круговыми движениями щетки проводят легкий массаж десен верхних и нижних зубов
  9. после чистки зубов полость рта нужно прополоскать водой для удаления остатков зубной пасты, зубную щетку тщательно промыть и поставить в специальный стакан. 

C:\Documents and Settings\Admin\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\30035_550_799.jpgДополнительная информация:

  1. наиболее распространенной ошибкой при чистке зубов является выполнение щеткой различных движений (возвратно-поступательных или скребущих) поперек оси зубов. Это приводит к переносу зубных отложений с одного участка зубного ряда на другой, а также к загрязнению ими межзубных промежутков
  2. нужно знать, что даже интенсивная чистка зубов не обеспечивает удаления зубных отложений с контактных поверхностей. Для очистки межзубных

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: