ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ
Здоровьесбережение в дошкольном образовании – это методы, приемы и технологии, которые в первую очередь направлены на решение задачи сохранения, поддержания, укрепления и обогащениая здоровья всех участников педагогического процесса в детском саду.
В данном разделе Вашему вниманию представлены документы, методические материалы (конспекты занятий и мероприятий) и пособия по сохранению здоровья воспитанников логопедической группы (ОВЗ) старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 69 комбинированного вида»
Конспект образовательной деятельности в образовательной области «Познание»
ТЕМА: «Чистим зубы правильно!»
(Подготовительная группа)
Разработала:
Воспитатель, Бажукова З.В.
Ухта 2019 г.
Цель: Расширение представления о строении и значении зубов, закрепление правил ухода за полостью рта.
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
- Продолжать закреплять представление детей о значении зубов.
- Расширять знания о причинах заболевания зубов и их лечении.
- Закрепить правила ухода за зубами.
- Уточнить и обобщить словарь относительных прилагательных.
- Расширить и активизировать словарь детей: стоматолог, десна, эмаль, корень.
Коррекционно – развивающие:
- Развитие монологической речи.
- Развитие умения согласовать существительные с прилагательными.
- Развитие логического мышления, памяти, внимания.
- Развитие интереса к изучаемой теме.
Коррекционно – воспитательные:
- Воспитывать ответственное желание ухаживать за зубами.
- Воспитывать культурно-гигиенические навыки, привычку к здоровому образу жизни.
Предварительная работа:
- Рассматривание иллюстраций книги К.И. Чуковского «Мойдодыр».
- Просмотр мультфильма «Королева Зубная щетка».
- Беседа о том, зачем нужно чистить зубы.
Материал:
- Куклы: мальчик Грязнуля, Королева Зубная щетка.
- Запись диалога Королевы Зубной щётки.
- Книга К.И. Чуковского «Мойдодыр».
- Зеркала.
- Предметные картинки: зуб, рот, дерево
- Сюжетная картина: дикие животные.
- Набор картинок «Эмалированная посуда».
- Набор картинок – схем, показывающих поэтапное повреждение зуба.
- Плакат – схема поэтапной чистки зубов.
Ход
- Организационный момент.
Дети заходят в группу, встают в кругу, а в середине сидит кукла мальчика с перевязанной щекой и книжкой в руках.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто это к нам пришел в гости?
Ответы детей.
Воспитатель: Посмотрите, он держит книгу с закладкой на странице. Давайте прочитаем, что в ней написано.
Чтение отрывка К. И. Чуковского «Мойдодыр».
Воспитатель: Значит кто наш гость?
Дети: Мальчик – Грязнуля.
Воспитатель: Правильно, а из какой сказки он к нам пришел?
Дети: Из сказки «Мойдодыр».
Воспитатель: Правильно. Только он какой-то грустный и молчаливый. Как вы думаете, почему он такой?
Дети: У него болят зубы.
Воспитатель: А как вы догадались, что у него болят зубы?
Дети: У него перевязана щека.
Воспитатель: Правильно, ребята. Мойдодыр научил его умываться, следить за своим внешним видом, но чему же он не научил нашего гостя, если у него заболели зубы?
Дети: Мойдодыр не научил его следить за зубами.
Воспитатель: А кто его может научить правильно следить за своими зубами?
Дети: Врач – стоматолог.
Воспитатель: Вы правы, ребята. Но в нашем детском саду нет врача – стоматолога и Айболита тоже нет. Кто же тогда сможет научить нашего больного ухаживать за зубами и беречь их?
Дети: Мы!
Воспитатель: Хорошо. Тогда садитесь на свои места, и нашего гостя я приглашаю сесть за стол. Сейчас мы вместе будем учить его, как правильно следить за своими зубами, чтобы они не болели.
Дети садятся за столы. Раздается стук в дверь.
Воспитатель: Ой, ребята, кажется, к нам ещё кто-то пришёл. Пойду посмотрю.
Открывается дверь и воспитатель вносит куклу.
Королева Зубная щетка: Здравствуйте ребята, вы узнали меня?
Дети: Да! Вы Королева Зубная щетка.
Королева Зубная Щетка: Да, это я, Королева Зубная щетка. Я услышала, что ваш гость не умеет ухаживать за зубами и поэтому с ним приключилась беда. И я здесь, чтобы рассказать ему о правилах ухода за зубами.
Воспитатель: Уважаемая Королева Зубная щетка. А давайте наши дети научат гостя, как следить за зубами, чтобы они не болели.
Королева Зубная Щетка: Хорошо, вот и проверим, смогут ли они помочь бедному мальчику.
- Беседа.
Воспитатель: Ну что, ребята, поможем нашему больному?
Дети: Конечно, поможем.
Воспитатель: Тогда расскажем ему, как правильно следить за зубами, чтобы они были здоровыми и не болели. Для начала вспомним, для чего человеку нужны зубы?
Дети: Для того чтобы пережевывать пищу.
Воспитатель: А у кого еще, кроме человека есть зубы?
Дети: Зубы есть у животных и рыб.
Выставляется сюжетная картина с дикими животными.
Воспитатель: Для чего нужны зубы животным?
Дети: Для того чтобы питаться и защищаться от врагов.
Воспитатель: Молодцы, правильно. А как называется домик, в котором живут зубы?
Дети: Рот.
Выставляется картинка рта.
Воспитатель: Правильно. Зубы во рту живут сверху и снизу. Что нужно сделать, чтобы увидеть зубы во рту.
Дети: Улыбнуться или открыть рот.
Воспитатель: А когда мы открываем рот?
Дети: Когда говорим, показываем горло врачу, чистим зубы, зеваем и т.д.
Воспитатель: Раз, два, три, зеркала поверни. Посмотрите на свой рот в зеркало, улыбнитесь, а теперь откройте рот, рассмотрите свои зубки. Почему когда вы открыли рот, зубы не упали? Что их так крепко удерживает?
Дети: Корни.
Воспитатель: Правильно. У каждого зуба есть корень, который прячется в десне (показ картинки), поэтому мы его не видим. А у кого еще есть корень?
Дети: Корни имеют растения.
Воспитатель: Совершенно верно.
Выставляется картинка дерева с корнями.
Воспитатель: Что скрывает корни у дерева?
Дети: Корни дерева скрывает земля.
Воспитатель: А что скрывает корень зуба?
Дети: Корень зуба скрывает десна.
Воспитатель: Молодцы, А теперь ещё раз посмотрите в зеркало, широко улыбнитесь, так чтобы были видны верхние и нижние зубы. Какого цвета ваши зубы?
Дети: Наши зубы белого цвета.
Воспитатель: Правильно. Раз, два, три зеркала убери. А вы знаете, почему они именно белого цвета?
Ответы детей.
Воспитатель: А давайте на это вопрос мы попросим ответить Королеву Зубную щетку, ведь она знает о зубах всё.
Королева Зубная щетка: Здоровые зубы всегда белого цвета, так как они покрыты защитным белым слоем – эмалью.
Воспитатель: Спасибо Королева. Вот видите, ребята, у наших зубов есть защитный слой – эмаль! Эмаль у зубов как буде называться?
Дети: Зубная эмаль.
Воспитатель: А мы знаем, что эмаль есть и у других предметов. Каких?
Дети: Эмаль есть у посуды.
Выставляются картинки эмалированной посуды.
Воспитатель: А как будет называться посуда, покрытая эмалью?
Дети: Эмалированная посуда.
Воспитатель: Верно. А что произойдет, если мы нечаянно уроним эмалированную посуду?
Ответы детей.
Воспитатель: Эмаль на посуде при ударе может повредится. А человек может повредить зубную эмаль во время приема твердой пищи. А что произойдет с зубом, если его эмаль повредилась, нам расскажет Королева Зубная щетка.
Королева Зубная щетка: (По ходу рассказа выставляются картинки- схемы). Здоровый зуб имеет прочную, но тонкую зубную эмаль. Если ребенок не чистит зубы, и постоянно будет питаться твердой пищей (есть орехи, грызть семечки), то зубная эмаль начинает разрушаться. Если зубы не лечить, то это приведет к образованию в нём полости. А там поселятся бактерии и будут дальше разрушать зуб. В итоге зуб заболит, как у нашего больного мальчика. Для решения этой проблемы нужно немедленно обратиться к врачу – стоматологу на лечение или удаления зуба. Поэтому зубы нужно лечить каждый день и посещать стоматолога два раза в год.
Воспитатель: Спасибо за интересный рассказ, Королева Зубная щетка. Надеюсь, наш мальчик, все внимательно слушал и запомнил. Но ведь зубы надо чистить правильно. Ребята, давайте покажем нашим гостям, что мы знаем и умеем правильно чистить зубы.
- Физкультминутка.
А теперь, мои ребятки,
Встанем дружно на зарядку.
Ну-ка быстро покружились
В щетки в ручках появились.
Выставляется плакат-схема поэтапной чистки зубов. Воспитатель указкой показывает последовательность чистки зубов, проговаривая слова:
Щетки в руки мы возьмем,
Чистить зубы мы начнём.
Зубы верхние почистим,
Зубы нижние почистим.
Водим щеткой взад – вперед,
Щетки в стороны ведём.
Верх, вниз (2 раза),
И по кругу покружились.
Язычок почистим тоже
В этом щетка нам поможет
Вот закончили трудится.
Для здоровья пригодится.
Дети садятся на свои места.
Воспитатель: Молодцы ребята. Теперь поиграем с вами в игру «Вопрос - ответ». Как называется паста, которой чистят зубы?
Дети: Зубная паста.
Воспитатель: Порошок для зубов, какой?
Дети: Зубной порошок.
Воспитатель: Как называется щетка для зубов?
Дети: Зубная щетка.
Воспитатель: Эмаль зуба, какая?
Дети: Зубная эмаль.
Воспитатель: Если у ребенка болит зуб, то эта боль какая?
Дети: Зубная боль.
Воспитатель: Если корень у зуба, то он какой?
Дети: Зубной корень.
Воспитатель: Как называется врач, который лечит зубы?
Дети: Лечит зубы врач – стоматолог.
Воспитатель: Молодцы ребята, все правильно ответили. Давайте напомним нашим гостям, что нужно делать, чтобы зубы были здоровыми.
Дети: Чистить зубы 2 раза в день.
- Полоскать рот после еды.
- Ходить к стоматологу на обследование 2 раза в год.
- Есть фрукты и овощи каждый день.
- Не есть много твердой пищи и сладостей.
- Есть побольше молочных продуктов.
Воспитатель: Ну что гости дорогие, порадовали вас наши дети знаниями по уходу за зубами?
Королева Зубная щетка: Молодцы, ребята. Я очень рада, что вы столько знаете о правилах ухода за зубами. Вам в подарок я принесла буклеты – раскраски «Чистим зубы правильно!!!», чтобы не только вы, но и ваши родители помнили, как правильно следить за зубами.
Воспитатель: Большое спасибо, Королева Зубная щетка за подарки. Я надеюсь что наш гость из сказки «Мойдодыр» научился правилам ухода за зубами и больше не будет мучатся с зубной болью. Уважаемая Королева, у нас к Вам будет небольшая просьба. Проводи, пожалуйста, нашего гостя в детскую стоматологическую клинику на прием к детскому стоматологу, пусть он полечит свои больные зубы.
Королева: Конечно, я помогу ему. До свидания ребята! Не забывайте следить за своими зубами!
Дети прощаются с гостями и выходят на ковер и встают в круг.
- Рефлексия.
Воспитатель: Давайте поиграем с вами в игру на внимание, и вспомним, что полезно, а что вредно для наших зубов. Если то, о чем я говорю полезно – вы хлопаете один раз в ладоши, если сказанное мной не полезно – в ладоши не хлопайте.
- Чистить зубы по утрам?
- А еще по вечерам?
- Есть в обед одни конфеты?
- К стоматологу ходить?
- Зубы вовремя лечить?
- Молоко пить, есть творог?
- Чужой щеткой чистить рот?
- Съедать фрукты за обедом?
- Чистить зубы детским кремом?
- Чистить зубы три минутки?
- Душистым мылом дважды в сутки?
Воспитатель: Молодцы, я вижу, что вы всё поняли и всё запомнили. Раздаются буклеты – раскраски «Чистим зубы правильно!!!»
Предварительный просмотр:
- промежутков и контактных поверхностей пользуются зубочистками, нитями
- если нет возможности почистить зубы после приема пищи, можно использовать специальные ополаскиватели (профилактические и/или лечебные)
- уровень гигиены полости рта должен контролировать стоматолог
- обучение правилам чистки зубов входит в обязанности стоматолога.
Прочтите детям!!!
Рано утром просыпайся,
Ты зарядкой занимайся,
Обливайся, вытирайся,
Всегда правильно питайся.
Как поел, почисти зубки,
Делай так два раза в сутки.
Предпочти конфетам - фрукты,
Очень важные продукты.
Чтобы зуб не беспокоил,
Помни правило такое:
К стоматологу идем,
В год два раза на прием.
И тогда улыбки свет,
Сохранишь на много лет!
За зубами нужно следить с раннего детства, в этом случае дети вырастают здоровыми, веселыми, красивыми и получают больше шансов в жизни». Джордж Истман
Чистить зубы необходимо два раза в день — утром и обязательно вечером перед сном. Те, кто выполняет эту процедуру однократно (чаще всего утром после сна), поступает неправильно.
Чистка зубной щеткой состоит из ряда простых элементов, удобных для запоминания и воспроизведения. Время чистки зубов должно составлять в среднем 2 — 3 мин.
Чистка зубов должна быть не только регулярной, но и содержать достаточное количество движений щетки для очищения всех зубных поверхностей. Каждую поверхность зубов каждого фрагмента челюсти необходимо очищать не менее чем 10 движениями щетки, что в сумме составит 160 движений на каждую челюсть. Следовательно, для очистки обеих челюстей необходимо произвести 320 движений щеткой.
Рекомендации по чистке зубов:
- вымойте руки, тщательно промойте зубную щетку водой, прополощите рот. Затем нанесите зубную пасту на всю длину чистящей поверхности щетки
- расположите зубную щетку под углом 45° к поверхности зуба
- сомкните зубы и начинайте чистить верхние зубы с внутренней стороны. Выполните 10—15 движений, после этого проделайте то же самое для зубов с другой стороны верхней челюсти
- возвратно-поступательными движениями в горизонтальном и вертикальном направлении почистите внутренние поверхности зубов, обращенные к языку (10—15 движений)
- затем приступите к чистке жевательных поверхностей зубов. Необходимо выполнить 10—15 скребущих и возвратно-поступательных движений с каждой стороны
- выполните то же самое для зубов нижней челюсти
- при чистке передних зубов расположите щетку перпендикулярно зубному ряду, сначала выполните возвратно-поступательные движения, затем круговые (всего 10—15 движений)
- заканчивают чистку зубов массажем десен, который проводится при сомкнутых зубах. Круговыми движениями щетки проводят легкий массаж десен верхних и нижних зубов
- после чистки зубов полость рта нужно прополоскать водой для удаления остатков зубной пасты, зубную щетку тщательно промыть и поставить в специальный стакан.
Дополнительная информация:
- наиболее распространенной ошибкой при чистке зубов является выполнение щеткой различных движений (возвратно-поступательных или скребущих) поперек оси зубов. Это приводит к переносу зубных отложений с одного участка зубного ряда на другой, а также к загрязнению ими межзубных промежутков
- нужно знать, что даже интенсивная чистка зубов не обеспечивает удаления зубных отложений с контактных поверхностей. Для очистки межзубных