САМООБРАЗОВАНИЕ с 2019 по 2021 гг. Тема: «Создание интерактивных обучающих компьютерных игр для детей старшего дошкольного возраста»

Бажукова Зинаида Вячеславовна
В современном обществе процесс компьютеризации затронул все сферы жизнедеятельности человека, в том числе дошкольное образование. В ходе образовательного процесса в дошкольных учреждениях у воспитанников формируется культура общения с компьютером и навыки, необходимые для работы с ним.

Актуальность и целесообразность использования интерактивных обучающих игр объясняется  тем, что, прежде всего:

- открываются новые творческие интеллектуальные возможности;

- гармонично вписывается в работу по развитию лексико – грамматические категории;

- способствует обогащению и актуализации словаря;

- является диагностическим инструментом;

- носит характер комплексного воздействия – развивает речь, память,

внимание, мышление

-  используется для закрепления изученной темы;

- является игровым приемом.

ИТОГИ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ:

1.  II муниципальный конкурс «Виртуальные обучающие игры в образовательной деятельности дошкольников» - 2 место.
2. Муниципальный конкурс профессионального мастерства «Академия новых возможностей» Номинация: «Компьютерные обучающие игры в организованной образовательной деятельности по этнокультурному направлению с детьми дошкольного возраста» с участием воспитателей и специалистов МДОУ - 1 место.
3. VIII дистанционный конкурс "Моя презентация" . Конкурсная работа: Обучающая преентация "Экологические проблемы на Земле"
4. Республиканский экологический конкурс "Взгляд в чистое будущее"Номенация: "Экологическое просвещение и воспитание" - участник.

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение  

«Детский сад № 69 комбинированного вида»  

ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Бажукова Зинаида Вячеславовна

(Ф.И.О.)

Воспитатель

(Должность)

«Создание интерактивных обучающих компьютерных игр для детей старшего дошкольного возраста»

(Название темы)

2019-2020 учебный год

(Начало изучения темы)

2020-2021 учебный год

(Окончание изучения темы)

Ухта 2019 г


ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПЕДАГОГЕ

Ф.И.О. педагога:  Бажукова Зинаида Вячеславовна                                    

Дата рождения: 13.08.1986 г.                                                                                    

                                                                       

Стаж работы в должности: 9 лет                                                                              

Образование (название учебного заведения и год  окончания):

Высшее педагогическое. Учитель географии и биологии г. Сыктывкар, Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального образования «Коми государственный педагогический институт», 2010 г.      

Воспитатель. Всерегиональный научно-образовательный центр «Современные образовательные технологии» (ООО «ВНОЦ «СОТех») г. Липецк, 2019 г.                             

Квалификационная категория, год и № приказа о присвоении: Высшая квалификационная категория, приказ № 125-нк от 26 ноября 2018 года.

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

С 1 января 2014 г. действует Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС). Современная дошкольная педагогика не может оставаться в стороне от процессов модернизации образования.  Ни для кого не секрет, что одним из важнейших факторов развития человека является речь. Различные отклонения в становлении речи приводят не только к ограниченному речевому общению, но и отрицательно влияют на развитие личности. Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. В речи детей существует множество проблем: бедный словарный запас, неумение составить рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение. Поэтому педагогическое воздействие на развитие речи дошкольников – кропотливая, ежедневная, необходимая работа. Согласно статистике количество речевых нарушений в последние годы имеет тенденцию к увеличению. Поэтому работе по коррекции речи уделяется большое внимание.

В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОУ, так как внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования.

Инновационные технологии – неотъемлемая часть нашей жизни. Разумно используя их в работе, мы можем выйти на современный уровень общения с детьми, родителями, педагогами – всеми участниками образовательного процесса.

В современном обществе процесс компьютеризации затронул все сферы жизнедеятельности человека, в том числе дошкольное образование. В ходе образовательного процесса в дошкольных учреждениях у воспитанников формируется культура общения с компьютером и навыки, необходимые для работы с ним.

Компьютер привлекателен для дошкольников, так как в нем они видят игрушку. Психологами установлено, что игра является ведущим видом деятельности дошкольника и именно через нее, по словам Л. С. Выготского, можно осуществлять всестороннее развитие личности Стоит отметить, что общение дошкольников с компьютером должно проходить под руководством взрослого. Компьютерные программы или игры должны соответствовать возрастным особенностям воспитанников и носить дидактический характер. Важным является и качество техники, с которой будут работать дошкольники. Успех занятий будет напрямую зависеть от методики работы и организации образовательной деятельности.

Актуальность и целесообразность использования интерактивных обучающих игр объясняется  тем, что, прежде всего:

- открываются новые творческие интеллектуальные возможности;

- гармонично вписывается в работу по развитию лексико – грамматические категории;

- способствует обогащению и актуализации словаря;

- является диагностическим инструментом;

- носит характер комплексного воздействия – развивает речь, память,

внимание, мышление

-  используется для закрепления изученной темы;

- является игровым приемом.

ЛИЧНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА__2019-2020__  УЧЕБНЫЙ ГОД

Сроки проведения итогов по теме самообразования –______________

Форма и место подведения итогов – _________________________________

Месяц

Направления работы

Способы достижения

Отметка о выполнении

Сентябрь

Работа с документацией.

Изучение закона «Об образовании», других нормативных документов

Знакомство и анализ документации.

Планирование работы  с детьми на новый учебный год

Изучение литературы по проблеме, создания плана работы

Октябрь

Планирование работы с воспитанниками, требующими особого внимания

Изучение литературы по проблеме, создания плана работы

 Подбор литературы по теме самообразования

Работа с личной библиотекой, интернетом

Ноябрь

Разработка интерактивных обучающих компьютерных игр для детей подготовительной группы

Работа с программой DragAndDrop

Семинар-практикум для родителей «Интерактивные обучающие компьютерные игры»

Обмен опытом

Декабрь

Консультация для педагогов «Интерактивные обучающие компьютерные игры для детей старшего дошкольного возраста»

Январь

Дальнейшая разработка плана

Подбор материала

Проведение практического семинара «Создание развивающих компьютерных игр для педагогов МДОУ»

Подготовка доклада с презентацией

Февраль

Разработка интерактивных обучающих компьютерных игр

Подбор материала

      

Выступление  на педагогическом совете

Доклад. Презентация

Март

Создание методической разработки

Изучение литературы

Разработка  игр  на следующий учебный год

Подбор материала

Апрель

Подготовка открытого занятия по теме самообразования

Разработка ИОКИ и конспекта, презентации

Показ и анализ открытого занятия

Показ НОД. Анализ работы

Май

Работа над самоанализом. Подведение итогов проведённой работы

Обобщение  опыта

Разработка плана по самообразованию на новый учебный год

Подбор методической литературы

ЛИЧНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА__2020-2021__  УЧЕБНЫЙ ГОД

Сроки проведения итогов по теме самообразования –____апрель 2021 г.____

Форма и место подведения итогов –  открытый показ ООД для родителей с применением ИОКИ.

Месяц

Направления работы

Способы достижения

Отметка о выполнении

Сентябрь

Изучение научных статей, информации в сети интернет по теме самообразования

Интернет порталы

Планирование работы  с детьми на новый учебный год

Изучение литературы по проблеме, создания плана работы

Октябрь

Разработка  простых интерактивных обучающих компьютерных игр для детей (старшей) смешанной  группы

Работа с программой Microsoft PowerPoint–2007  и DragAndDrop

Обучение детей простейшим навыкам владения компьютером (работа с ноутбуком)

Обучающие беседы, работа с ноутбуком

Ноябрь

Проведение практического занятия по лексической теме с применением ИОКИ

Конспект ООД, демонстрация ИОКИ

Семинар-практикум для родителей «Интерактивные обучающие компьютерные игры»

Презентация + доклад

Декабрь

Применение ИОКИ для ОД по окружающему миру на тему «Новый год»

Разработанная ИОКИ по теме занятия

Январь

Дальнейшая разработка плана

Подбор материала

Разработка интерактивных обучающих компьютерных игр на следующее полугодие

Подбор материала по теме ИОКИ

Февраль

Создание медиакартотеки ИОКИ на личном сайте

Личный сайт педагога https://nsportal.ru/bazhukova-zinaida-vyacheslavovna 

Март

Применение ИОКИ для ОД по окружающему миру на тему «8 Марта»

Разработанная ИОКИ по теме занятия

Апрель

Подготовка  и проведение открытого показа ООД с применением ИОКИ для родителей

Разработка ИОКИ и конспекта ООД

Май

Работа над самоанализом. Подведение итогов проведённой работы

ИЗУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ ЗА 2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД.

  1. Научно-методический электронный журнал «Концепт» 2018. - №V9. Статья «Развивающие возможности компьютерных игр и обучающих программ для дошкольников».
  2. Статья «Компьютерные игры в обучении и технологии их разработки». Лариса Витальевна Зайцева профессор, Dr.sc.ing., заведующая кафедрой технологий разработки ПО, Рижский технический университет, ул. Межа, 1/3, г. Рига, LV-1048, Латвия, (371) 67089571 Larisa.Zaiceva@rtu.lv
  3. https://infourok.ru/material.html?mid=149303  Статья «Обучающие компьютерные игры для детей».
  4. http://didaktor.ru/ispolzovanie-shablona-s-makrosom-drag-and-drop/  Использование шаблона с макросом Drag-end-drop.
  5. https://pedsovet.org/publikatsii/bez-rubriki/primenenie-makrosa-drag-and-drop-v-prezentatsiyah-dlya-urokov-matematiki Применение макроса Drag-end-drop.

ИЗУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ ЗА 2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД.

1.  Вред и польза компьютерных игр. http://www.zdorov-malysh.ru/Poleznoe/VRED_I_POLZA_KOMPYUTERNIH_IGR.html 

2.  Компьютерные игры в обучении. https://cyberleninka.ru/article/n/kompyuternye-igry-v-obuchenii/viewer 

3. Компьютерные игры в жизни дошкольника https://psyjournals.ru/psyedu/2012/n2/51842_full.shtml 

4. Использование компьютерных игр в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС https://www.sgu.ru/sites/default/files/textdocsfiles/2020/10/16/ispolzovanie_kompyuternyh_igr_v_obrazovatelnom_processe_v_usloviyah_realizacii_fgos.pdf 



Предварительный просмотр:

Анкета для родителей

«Ребёнок и компьютерные игры в семье».

(Обведите выбранный вариант ответа)

1. Есть ли у вас дома компьютер?

                   Да              Нет

2. Сколько времени в день ваш ребёнок проводить за компьютером?

До 1 часа в день           От 1 до 2 часов в день           Более 2-х часов в день

3. Как часто ваш ребёнок играет в компьютерные игры?

Раз в неделю   Раз в несколько дней   Каждый день    Вообще не играет

4. Какие компьютерные игры предпочитает ваш ребёнок?

«Бродилки-стрелялки»    «Квесты»    «Обучающие»    «Игры-тренажеры»

5. Выполняете ли Вы с ребёнком специальное упражнение для глаз?

                     Да         Нет

6. Что Вы думаете о влиянии компьютерных игр на детей?

Отрицательное влияние       Положительное влияние          «+» и «-»

7. Против ли Вы компьютерных игр?

                        Да        Нет

Анкета для родителей

«Ребёнок и компьютерные игры в семье».

(Обведите выбранный вариант ответа)

1. Есть ли у вас дома компьютер?

                   Да              Нет

2. Сколько времени в день ваш ребёнок проводить за компьютером?

До 1 часа в день           От 1 до 2 часов в день           Более 2-х часов в день

3. Как часто ваш ребёнок играет в компьютерные игры?

Раз в неделю   Раз в несколько дней   Каждый день    Вообще не играет

4. Какие компьютерные игры предпочитает ваш ребёнок?

«Бродилки-стрелялки»    «Квесты»    «Обучающие»    «Игры-тренажеры»

5. Выполняете ли Вы с ребёнком специальное упражнение для глаз?

                     Да         Нет

6. Что Вы думаете о влиянии компьютерных игр на детей?

Отрицательное влияние       Положительное влияние          «+» и «-»

7. Против ли Вы компьютерных игр?

                        Да        Нет



Предварительный просмотр:

Группа №8                                                                              Приложение к семинару-практикуму  «ИОКИ»

                                                                                                    От 30.01.2020 г.

Согласие родителей на применение ИНТЕРАКТИВНЫХ ОБУЧАЮЩИХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР в образовательной деятельности с детьми подготовительной логопедической группы №8 МДОУ «Д/с № 69»

Ф.И.О. родителей

 (законного представителя)

Согласен (на),

подпись

Не согласен (на), подпись

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Воспитатель группы: Зинаида Вячеславовна Бажукова



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 69 комбинированного вида»

Семинар-практикум для родителей

«Интерактивные обучающие компьютерные игры».

(ИОКИ)

Разработала:

Воспитатель  Бажукова З.В.

Дата проведения:

30.01.2020 г.

г. Ухта

Время проведения:  30 января 2020 год.

Форма проведения: семинар - практикум.

Цель: ознакомление родителей с преимуществом использования ИОКИ в образовательной деятельности с дошкольниками.  

План проведения:

  1. Выступление воспитателя. Ознакомление родителей: с понятием ИОКИ, классификацией, применением ИОКИ в образовательной деятельности, положительными и отрицательными сторонами игры.
  2. Видео показ фрагмента НОД по окружающему миру на тему «Моя семья».
  3. Практическая работа родителей с ИОКИ. Выполнение заданий.

Предварительная работа.

  • Разработка доклада и презентации для родителей (законных представителей) воспитанников.
  • Запись НОД по окружающему миру на тему «Моя семья», нарезка видеофрагментов.
  • Анкетирование родителей.
  • Создание ИОКИ для родителей с примерными заданиями по разным образовательным областям.

Оборудование.

Ноутбук и телевизор для показа презентации и работы с ИОКИ.

Ход мероприятия

Организационный этап.

Звучит музыка. Родители рассаживаются произвольно. Воспитатель приветствует родителей.

  1. Проведение семинара.

Выступление воспитателя с докладом. Здравствуйте, Уважаемые родители. Спасибо что пришли на встречу.

Слайд 1

Тема нашего семинара-практикума - "Интерактивные обучающие компьютерные игры"

Сегодня мы поговорим о компьютерных играх, о результатах анкетирования и поиграем в обучающие компьютерные игры по всем образовательным областям.

Слайд 2

Как показывают многочисленные исследования, игра имеет прямое отношение к формированию личности ребенка, его потребностей и мотивов, его воли и воображения. Именно в игре происходит осознание своего места среди людей (Я еще ребенок) и потребность стать взрослым. В игре появляются принципиально новые желания.

Исследования последних лет говорят о том, что игра постепенно вытесняется из жизни дошкольника. Это связанно с увлечениями детей всё больше компьютерными играми.

Слайд 3

Компьютер стал неотъемлемой частью нашей жизни. В настоящее время рынок пролегает множество компьютерных игр для дошкольников, таких как игры-тренажеры, квесты, стратегии, симуляции. Они являются развлекательными и многие из них не отвечают психолого-педагогическим требованиям. Они могут нанести вред вашему ребенку, так как не ставят интеллектуальных задач, а стимулируют соревновательность и агрессивность, рассчитаны на внешний эффект. С помощь них ребенок попадает в мир, где все можно, все дозволено. Это чувство может провоцировать развитие компьютерной зависимости.

Слайд 4

Результатом избыточного погружения в компьютерные игры может являться появление таких качеств, как неспособность планировать  и прогнозировать свои действия, доводить дело до конца, концентрироваться и регулировать свое поведение.

Согласно санитарным требованиям время проводимое дошкольником за компьютером не должно превышать 10-15 минут. Чтобы свести риски к минимуму не рекомендуется допускать к компьютеру детей раньше 5 лет.

Наиболее целесообразно приобщать ребенка к компьютеру по средствам интерактивных развивающих и обучающих заданий. Об этом мы и поговорим сейчас подробнее.

Слайд 6

Чаще всего в образовательной деятельности применяются обучающие компьютерные игры – это компьютерная программа, которая дает возможность обучению ребёнка в игровом режиме.

Существует множество классификаций компьютерных игр. Я придерживаюсь самой простой и распространённой классификации:

  1. Развивающие компьютерные игры — их главным предназначением является формирование умственных способностей. Т.е. они направлены на развитие уже имеющихся навыков, способностей, знаний и т.п.
  2. Обучающие компьютерные игры — сюда относятся игры, связанные с обучением формированию математических навыков и чтением.
  3. Познавательные компьютерные игры — с малых лет дети активно исследуют мир, желая узнать больше новой информации. Подобные развлечения расширяют представление малышей об окружающем мире, учат устанавливать взаимосвязи, наблюдать и выделять характерные признаки предметов.
  4. Симуляторы  (развлекательные компьютерные игры) — в таких забавах действия из реальной жизни воспроизводятся в игровых ситуациях. Яркими примерами симуляторов являются разнообразные варианты гонок, в ходе которых дети управляют мотоциклами, автомобилями, кораблями, самолетами.

Слайд 7 

Перед проведением семинара я давала вам заполнить анкеты. В них были вопросы о компьютерных играх. Я бы хотела кратко остановиться на них и посмотреть проанализировать ответы детей и ваши ответы.

На слайдах 7-13 показаны результаты анкетирования родителей и опроса детей. Обсуждение результатов.

Слайд 14

В образовательной деятельности с детьми я использую только интерактивные обучающие компьютерные игры или сокращенно ИОКИ. А сейчас я предлагаю вам посмотреть фрагменты НОД с применением ИОКИ по теме «Моя семья». Обсуждение.

Слайд 15

Таким образом, ИОКИ имеет как положительное, так и отрицательное влияние на обучение детей во время образовательной деятельности:

«+»

  • Способствуют развитию мыслительной деятельности, быстроты реакции, формируют навыки самоконтроля.
  •  Развивают умение  анализировать, сопоставлять, доказывать свою точку зрения.
  • Развивают психические процессы и творческие возможности ребёнка.
  • Усвоение информации ребёнком в игровой форме.
  • Развитие нравственных качеств.
  •  Развитие способности работы в паре или команде.

Слайд 16

«-»

  • Компьютерная зависимость.
  • Ребёнок не владеет компьютером.
  • Отсутствие речевого сопровождения у детей выполненных заданий.
  • В процессе игры могут происходить конфликт из-за того, что кто-то кого- то не так понял. 

Слайд 17

Не так страшна игровая компьютерная зависимость, как зависимость виртуального общения. Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

ПРОВЕДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИОКИ по окружающему миру

C:\ДЕТСКИЙ САД\САМООБРАЗОВАНИЕ\ИОКИ\Фотографии и видео ИОКИ\23 Февраля\VideoCapture_20200224-094839.jpg

   Тема: «Защитники Родины».

Возрастная группа: подготовительная логопедическая.

Количество детей: 13

Дата проведения: 17.02.2020 г. Воспитатель: Бажукова З.В.

C:\ДЕТСКИЙ САД\САМООБРАЗОВАНИЕ\ИОКИ\Фотографии и видео ИОКИ\23 Февраля\VideoCapture_20200224-094756.jpgC:\ДЕТСКИЙ САД\САМООБРАЗОВАНИЕ\ИОКИ\Фотографии и видео ИОКИ\23 Февраля\VideoCapture_20200224-094743.jpg



Предварительный просмотр:

C:\ФОТО\Я\IMG-20190425-WA0001.jpgC:\ФОТО\Я\IMG-20190425-WA0002.jpgII муниципальный конкурс «Виртуальные обучающие игры в образовательной деятельности дошкольников»

 Тема конкурсной работы: Обучающая игра «В доме кто живёт моём?».

Возрастная группа: старший дошкольный возраст.

Дата проведения: 23.04.2019 г. Итог конкурса: 2 место

Воспитатель: Бажукова З.В.



Предварительный просмотр:

ПРОВЕДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИОКИ по окружающему миру

C:\ДЕТСКИЙ САД\САМООБРАЗОВАНИЕ\ИОКИ\Фотографии и видео ИОКИ\Моя семья\20200306_111922.jpg

              Тема: «Моя семья».

Возрастная группа: подготовительная логопедическая.

 Количество детей: 10

Дата проведения: 18.11.2019 г. Воспитатель: Бажукова З.В.

C:\ДЕТСКИЙ САД\САМООБРАЗОВАНИЕ\ИОКИ\Фотографии и видео ИОКИ\Моя семья\20200306_104943.jpgC:\ДЕТСКИЙ САД\САМООБРАЗОВАНИЕ\ИОКИ\Фотографии и видео ИОКИ\Моя семья\20200306_104340.jpgC:\ДЕТСКИЙ САД\САМООБРАЗОВАНИЕ\ИОКИ\Фотографии и видео ИОКИ\Моя семья\20200306_105525.jpg