САМООБРАЗОВАНИЕ с 2019 по 2021 гг. Тема: «Создание интерактивных обучающих компьютерных игр для детей старшего дошкольного возраста»
Актуальность и целесообразность использования интерактивных обучающих игр объясняется тем, что, прежде всего:
- открываются новые творческие интеллектуальные возможности;
- гармонично вписывается в работу по развитию лексико – грамматические категории;
- способствует обогащению и актуализации словаря;
- является диагностическим инструментом;
- носит характер комплексного воздействия – развивает речь, память,
внимание, мышление
- используется для закрепления изученной темы;
- является игровым приемом.
ИТОГИ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ:
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 69 комбинированного вида»
ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Бажукова Зинаида Вячеславовна
(Ф.И.О.)
Воспитатель
(Должность)
«Создание интерактивных обучающих компьютерных игр для детей старшего дошкольного возраста»
(Название темы)
2019-2020 учебный год
(Начало изучения темы)
2020-2021 учебный год
(Окончание изучения темы)
Ухта 2019 г
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПЕДАГОГЕ
Ф.И.О. педагога: Бажукова Зинаида Вячеславовна
Дата рождения: 13.08.1986 г.
Стаж работы в должности: 9 лет
Образование (название учебного заведения и год окончания):
Высшее педагогическое. Учитель географии и биологии г. Сыктывкар, Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Коми государственный педагогический институт», 2010 г.
Воспитатель. Всерегиональный научно-образовательный центр «Современные образовательные технологии» (ООО «ВНОЦ «СОТех») г. Липецк, 2019 г.
Квалификационная категория, год и № приказа о присвоении: Высшая квалификационная категория, приказ № 125-нк от 26 ноября 2018 года.
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
С 1 января 2014 г. действует Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС). Современная дошкольная педагогика не может оставаться в стороне от процессов модернизации образования. Ни для кого не секрет, что одним из важнейших факторов развития человека является речь. Различные отклонения в становлении речи приводят не только к ограниченному речевому общению, но и отрицательно влияют на развитие личности. Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. В речи детей существует множество проблем: бедный словарный запас, неумение составить рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение. Поэтому педагогическое воздействие на развитие речи дошкольников – кропотливая, ежедневная, необходимая работа. Согласно статистике количество речевых нарушений в последние годы имеет тенденцию к увеличению. Поэтому работе по коррекции речи уделяется большое внимание.
В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОУ, так как внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования.
Инновационные технологии – неотъемлемая часть нашей жизни. Разумно используя их в работе, мы можем выйти на современный уровень общения с детьми, родителями, педагогами – всеми участниками образовательного процесса.
В современном обществе процесс компьютеризации затронул все сферы жизнедеятельности человека, в том числе дошкольное образование. В ходе образовательного процесса в дошкольных учреждениях у воспитанников формируется культура общения с компьютером и навыки, необходимые для работы с ним.
Компьютер привлекателен для дошкольников, так как в нем они видят игрушку. Психологами установлено, что игра является ведущим видом деятельности дошкольника и именно через нее, по словам Л. С. Выготского, можно осуществлять всестороннее развитие личности Стоит отметить, что общение дошкольников с компьютером должно проходить под руководством взрослого. Компьютерные программы или игры должны соответствовать возрастным особенностям воспитанников и носить дидактический характер. Важным является и качество техники, с которой будут работать дошкольники. Успех занятий будет напрямую зависеть от методики работы и организации образовательной деятельности.
Актуальность и целесообразность использования интерактивных обучающих игр объясняется тем, что, прежде всего:
- открываются новые творческие интеллектуальные возможности;
- гармонично вписывается в работу по развитию лексико – грамматические категории;
- способствует обогащению и актуализации словаря;
- является диагностическим инструментом;
- носит характер комплексного воздействия – развивает речь, память,
внимание, мышление
- используется для закрепления изученной темы;
- является игровым приемом.
ЛИЧНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА__2019-2020__ УЧЕБНЫЙ ГОД
Сроки проведения итогов по теме самообразования –______________
Форма и место подведения итогов – _________________________________
Месяц | Направления работы | Способы достижения | Отметка о выполнении |
Сентябрь | Работа с документацией. Изучение закона «Об образовании», других нормативных документов | Знакомство и анализ документации. | |
Планирование работы с детьми на новый учебный год | Изучение литературы по проблеме, создания плана работы | ||
Октябрь | Планирование работы с воспитанниками, требующими особого внимания | Изучение литературы по проблеме, создания плана работы | |
Подбор литературы по теме самообразования | Работа с личной библиотекой, интернетом | ||
Ноябрь | Разработка интерактивных обучающих компьютерных игр для детей подготовительной группы | Работа с программой DragAndDrop | |
Семинар-практикум для родителей «Интерактивные обучающие компьютерные игры» | Обмен опытом | ||
Декабрь | Консультация для педагогов «Интерактивные обучающие компьютерные игры для детей старшего дошкольного возраста» | ||
Январь | Дальнейшая разработка плана | Подбор материала | |
Проведение практического семинара «Создание развивающих компьютерных игр для педагогов МДОУ» | Подготовка доклада с презентацией | ||
Февраль | Разработка интерактивных обучающих компьютерных игр | Подбор материала
| |
Выступление на педагогическом совете | Доклад. Презентация | ||
Март | Создание методической разработки | Изучение литературы | |
Разработка игр на следующий учебный год | Подбор материала | ||
Апрель | Подготовка открытого занятия по теме самообразования | Разработка ИОКИ и конспекта, презентации | |
Показ и анализ открытого занятия | Показ НОД. Анализ работы | ||
Май | Работа над самоанализом. Подведение итогов проведённой работы | Обобщение опыта | |
Разработка плана по самообразованию на новый учебный год | Подбор методической литературы |
ЛИЧНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА__2020-2021__ УЧЕБНЫЙ ГОД
Сроки проведения итогов по теме самообразования –____апрель 2021 г.____
Форма и место подведения итогов – открытый показ ООД для родителей с применением ИОКИ.
Месяц | Направления работы | Способы достижения | Отметка о выполнении |
Сентябрь | Изучение научных статей, информации в сети интернет по теме самообразования | Интернет порталы | |
Планирование работы с детьми на новый учебный год | Изучение литературы по проблеме, создания плана работы | ||
Октябрь | Разработка простых интерактивных обучающих компьютерных игр для детей (старшей) смешанной группы | Работа с программой Microsoft PowerPoint–2007 и DragAndDrop | |
Обучение детей простейшим навыкам владения компьютером (работа с ноутбуком) | Обучающие беседы, работа с ноутбуком | ||
Ноябрь | Проведение практического занятия по лексической теме с применением ИОКИ | Конспект ООД, демонстрация ИОКИ | |
Семинар-практикум для родителей «Интерактивные обучающие компьютерные игры» | Презентация + доклад | ||
Декабрь | Применение ИОКИ для ОД по окружающему миру на тему «Новый год» | Разработанная ИОКИ по теме занятия | |
Январь | Дальнейшая разработка плана | Подбор материала | |
Разработка интерактивных обучающих компьютерных игр на следующее полугодие | Подбор материала по теме ИОКИ | ||
Февраль | Создание медиакартотеки ИОКИ на личном сайте | Личный сайт педагога https://nsportal.ru/bazhukova-zinaida-vyacheslavovna | |
Март | Применение ИОКИ для ОД по окружающему миру на тему «8 Марта» | Разработанная ИОКИ по теме занятия | |
Апрель | Подготовка и проведение открытого показа ООД с применением ИОКИ для родителей | Разработка ИОКИ и конспекта ООД | |
Май | Работа над самоанализом. Подведение итогов проведённой работы |
ИЗУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ ЗА 2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД.
- Научно-методический электронный журнал «Концепт» 2018. - №V9. Статья «Развивающие возможности компьютерных игр и обучающих программ для дошкольников».
- Статья «Компьютерные игры в обучении и технологии их разработки». Лариса Витальевна Зайцева профессор, Dr.sc.ing., заведующая кафедрой технологий разработки ПО, Рижский технический университет, ул. Межа, 1/3, г. Рига, LV-1048, Латвия, (371) 67089571 Larisa.Zaiceva@rtu.lv
- https://infourok.ru/material.html?mid=149303 Статья «Обучающие компьютерные игры для детей».
- http://didaktor.ru/ispolzovanie-shablona-s-makrosom-drag-and-drop/ Использование шаблона с макросом Drag-end-drop.
- https://pedsovet.org/publikatsii/bez-rubriki/primenenie-makrosa-drag-and-drop-v-prezentatsiyah-dlya-urokov-matematiki Применение макроса Drag-end-drop.
ИЗУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ ЗА 2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД.
1. Вред и польза компьютерных игр. http://www.zdorov-malysh.ru/Poleznoe/VRED_I_POLZA_KOMPYUTERNIH_IGR.html
2. Компьютерные игры в обучении. https://cyberleninka.ru/article/n/kompyuternye-igry-v-obuchenii/viewer
3. Компьютерные игры в жизни дошкольника https://psyjournals.ru/psyedu/2012/n2/51842_full.shtml
4. Использование компьютерных игр в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС https://www.sgu.ru/sites/default/files/textdocsfiles/2020/10/16/ispolzovanie_kompyuternyh_igr_v_obrazovatelnom_processe_v_usloviyah_realizacii_fgos.pdf
Предварительный просмотр:
Анкета для родителей
«Ребёнок и компьютерные игры в семье».
(Обведите выбранный вариант ответа)
1. Есть ли у вас дома компьютер?
Да Нет
2. Сколько времени в день ваш ребёнок проводить за компьютером?
До 1 часа в день От 1 до 2 часов в день Более 2-х часов в день
3. Как часто ваш ребёнок играет в компьютерные игры?
Раз в неделю Раз в несколько дней Каждый день Вообще не играет
4. Какие компьютерные игры предпочитает ваш ребёнок?
«Бродилки-стрелялки» «Квесты» «Обучающие» «Игры-тренажеры»
5. Выполняете ли Вы с ребёнком специальное упражнение для глаз?
Да Нет
6. Что Вы думаете о влиянии компьютерных игр на детей?
Отрицательное влияние Положительное влияние «+» и «-»
7. Против ли Вы компьютерных игр?
Да Нет
Анкета для родителей
«Ребёнок и компьютерные игры в семье».
(Обведите выбранный вариант ответа)
1. Есть ли у вас дома компьютер?
Да Нет
2. Сколько времени в день ваш ребёнок проводить за компьютером?
До 1 часа в день От 1 до 2 часов в день Более 2-х часов в день
3. Как часто ваш ребёнок играет в компьютерные игры?
Раз в неделю Раз в несколько дней Каждый день Вообще не играет
4. Какие компьютерные игры предпочитает ваш ребёнок?
«Бродилки-стрелялки» «Квесты» «Обучающие» «Игры-тренажеры»
5. Выполняете ли Вы с ребёнком специальное упражнение для глаз?
Да Нет
6. Что Вы думаете о влиянии компьютерных игр на детей?
Отрицательное влияние Положительное влияние «+» и «-»
7. Против ли Вы компьютерных игр?
Да Нет
Предварительный просмотр:
Группа №8 Приложение к семинару-практикуму «ИОКИ»
От 30.01.2020 г.
Согласие родителей на применение ИНТЕРАКТИВНЫХ ОБУЧАЮЩИХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР в образовательной деятельности с детьми подготовительной логопедической группы №8 МДОУ «Д/с № 69»
№ | Ф.И.О. родителей (законного представителя) | Согласен (на), подпись | Не согласен (на), подпись |
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 | |||
5 | |||
6 | |||
7 | |||
8 | |||
9 | |||
10 | |||
11 | |||
12 | |||
13 | |||
14 |
Воспитатель группы: Зинаида Вячеславовна Бажукова
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 69 комбинированного вида»
Семинар-практикум для родителей
«Интерактивные обучающие компьютерные игры».
(ИОКИ)
Разработала:
Воспитатель Бажукова З.В.
Дата проведения:
30.01.2020 г.
г. Ухта
Время проведения: 30 января 2020 год.
Форма проведения: семинар - практикум.
Цель: ознакомление родителей с преимуществом использования ИОКИ в образовательной деятельности с дошкольниками.
План проведения:
- Выступление воспитателя. Ознакомление родителей: с понятием ИОКИ, классификацией, применением ИОКИ в образовательной деятельности, положительными и отрицательными сторонами игры.
- Видео показ фрагмента НОД по окружающему миру на тему «Моя семья».
- Практическая работа родителей с ИОКИ. Выполнение заданий.
Предварительная работа.
- Разработка доклада и презентации для родителей (законных представителей) воспитанников.
- Запись НОД по окружающему миру на тему «Моя семья», нарезка видеофрагментов.
- Анкетирование родителей.
- Создание ИОКИ для родителей с примерными заданиями по разным образовательным областям.
Оборудование.
Ноутбук и телевизор для показа презентации и работы с ИОКИ.
Ход мероприятия
Организационный этап.
Звучит музыка. Родители рассаживаются произвольно. Воспитатель приветствует родителей.
- Проведение семинара.
Выступление воспитателя с докладом. Здравствуйте, Уважаемые родители. Спасибо что пришли на встречу.
Слайд 1
Тема нашего семинара-практикума - "Интерактивные обучающие компьютерные игры"
Сегодня мы поговорим о компьютерных играх, о результатах анкетирования и поиграем в обучающие компьютерные игры по всем образовательным областям.
Слайд 2
Как показывают многочисленные исследования, игра имеет прямое отношение к формированию личности ребенка, его потребностей и мотивов, его воли и воображения. Именно в игре происходит осознание своего места среди людей (Я еще ребенок) и потребность стать взрослым. В игре появляются принципиально новые желания.
Исследования последних лет говорят о том, что игра постепенно вытесняется из жизни дошкольника. Это связанно с увлечениями детей всё больше компьютерными играми.
Слайд 3
Компьютер стал неотъемлемой частью нашей жизни. В настоящее время рынок пролегает множество компьютерных игр для дошкольников, таких как игры-тренажеры, квесты, стратегии, симуляции. Они являются развлекательными и многие из них не отвечают психолого-педагогическим требованиям. Они могут нанести вред вашему ребенку, так как не ставят интеллектуальных задач, а стимулируют соревновательность и агрессивность, рассчитаны на внешний эффект. С помощь них ребенок попадает в мир, где все можно, все дозволено. Это чувство может провоцировать развитие компьютерной зависимости.
Слайд 4
Результатом избыточного погружения в компьютерные игры может являться появление таких качеств, как неспособность планировать и прогнозировать свои действия, доводить дело до конца, концентрироваться и регулировать свое поведение.
Согласно санитарным требованиям время проводимое дошкольником за компьютером не должно превышать 10-15 минут. Чтобы свести риски к минимуму не рекомендуется допускать к компьютеру детей раньше 5 лет.
Наиболее целесообразно приобщать ребенка к компьютеру по средствам интерактивных развивающих и обучающих заданий. Об этом мы и поговорим сейчас подробнее.
Слайд 6
Чаще всего в образовательной деятельности применяются обучающие компьютерные игры – это компьютерная программа, которая дает возможность обучению ребёнка в игровом режиме.
Существует множество классификаций компьютерных игр. Я придерживаюсь самой простой и распространённой классификации:
- Развивающие компьютерные игры — их главным предназначением является формирование умственных способностей. Т.е. они направлены на развитие уже имеющихся навыков, способностей, знаний и т.п.
- Обучающие компьютерные игры — сюда относятся игры, связанные с обучением формированию математических навыков и чтением.
- Познавательные компьютерные игры — с малых лет дети активно исследуют мир, желая узнать больше новой информации. Подобные развлечения расширяют представление малышей об окружающем мире, учат устанавливать взаимосвязи, наблюдать и выделять характерные признаки предметов.
- Симуляторы (развлекательные компьютерные игры) — в таких забавах действия из реальной жизни воспроизводятся в игровых ситуациях. Яркими примерами симуляторов являются разнообразные варианты гонок, в ходе которых дети управляют мотоциклами, автомобилями, кораблями, самолетами.
Слайд 7
Перед проведением семинара я давала вам заполнить анкеты. В них были вопросы о компьютерных играх. Я бы хотела кратко остановиться на них и посмотреть проанализировать ответы детей и ваши ответы.
На слайдах 7-13 показаны результаты анкетирования родителей и опроса детей. Обсуждение результатов.
Слайд 14
В образовательной деятельности с детьми я использую только интерактивные обучающие компьютерные игры или сокращенно ИОКИ. А сейчас я предлагаю вам посмотреть фрагменты НОД с применением ИОКИ по теме «Моя семья». Обсуждение.
Слайд 15
Таким образом, ИОКИ имеет как положительное, так и отрицательное влияние на обучение детей во время образовательной деятельности:
«+»
- Способствуют развитию мыслительной деятельности, быстроты реакции, формируют навыки самоконтроля.
- Развивают умение анализировать, сопоставлять, доказывать свою точку зрения.
- Развивают психические процессы и творческие возможности ребёнка.
- Усвоение информации ребёнком в игровой форме.
- Развитие нравственных качеств.
- Развитие способности работы в паре или команде.
Слайд 16
«-»
- Компьютерная зависимость.
- Ребёнок не владеет компьютером.
- Отсутствие речевого сопровождения у детей выполненных заданий.
- В процессе игры могут происходить конфликт из-за того, что кто-то кого- то не так понял.
Слайд 17
Не так страшна игровая компьютерная зависимость, как зависимость виртуального общения. Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
ПРОВЕДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИОКИ по окружающему миру
Тема: «Защитники Родины».
Возрастная группа: подготовительная логопедическая.
Количество детей: 13
Дата проведения: 17.02.2020 г. Воспитатель: Бажукова З.В.
Предварительный просмотр:
II муниципальный конкурс «Виртуальные обучающие игры в образовательной деятельности дошкольников»
Тема конкурсной работы: Обучающая игра «В доме кто живёт моём?».
Возрастная группа: старший дошкольный возраст.
Дата проведения: 23.04.2019 г. Итог конкурса: 2 место
Воспитатель: Бажукова З.В.
Предварительный просмотр:
ПРОВЕДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИОКИ по окружающему миру
Тема: «Моя семья».
Возрастная группа: подготовительная логопедическая.
Количество детей: 10
Дата проведения: 18.11.2019 г. Воспитатель: Бажукова З.В.