САМООБРАЗОВАНИЕ с 2017 по 2019 гг. Тема: "Использование технологии «Синквейн» как средство развития речи детей с ТНР"
С 1 января 2014 г. действует Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС). Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОУ. Одним из эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна. Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения.
Актуальность и целесообразность использования синквейна объясняется тем, что, прежде всего:
- открываются новые творческие интеллектуальные возможности;
- гармонично вписывается в работу по развитию лексико – грамматические категории;
- способствует обогащению и актуализации словаря;
- является диагностическим инструментом;
- носит характер комплексного воздействия – развивает речь, память,
внимание, мышление
- используется для закрепления изученной темы;
- является игровым приемом.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 69 комбинированного вида»
ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Бажукова Зинаида Вячеславовна
(Ф.И.О.)
Воспитатель
(Должность)
Использование технологии «Синквейн» как средство развития речи детей с ТНР
(Название темы)
2017-2018 учебный год
(Начало изучения темы)
2018-2019 учебный год
(Окончание изучения темы)
Ухта 2017г
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПЕДАГОГЕ
Ф.И.О. педагога: Бажукова Зинаида Вячеславовна
Дата рождения: 13.08.1986 г.
Стаж работы в должности: 7 лет
Образование (название учебного заведения и год окончания):
г. Сыктывкар Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Коми государственный педагогический институт»
Квалификационная категория, год и № приказа о присвоении: Первая квалификационная категория, приказ № 123-нк от 26 ноября 2015 года.
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
С 1 января 2014 г. действует Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС). Современная дошкольная педагогика не может оставаться в стороне от процессов модернизации образования. Ни для кого не секрет, что одним из важнейших факторов развития человека является речь. Различные отклонения в становлении речи приводят не только к ограниченному речевому общению, но и отрицательно влияют на развитие личности. Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. В речи детей существует множество проблем: бедный словарный запас, неумение составить рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение. Поэтому педагогическое воздействие на развитие речи дошкольников – кропотливая, ежедневная, необходимая работа. Согласно статистике количество речевых нарушений в последние годы имеет тенденцию к увеличению. Поэтому работе по коррекции речи уделяется большое внимание.
В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОУ, так как внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования.
Инновационные технологии – неотъемлемая часть нашей жизни. Разумно используя их в работе, мы можем выйти на современный уровень общения с детьми, родителями, педагогами – всеми участниками образовательного процесса.
Одним из эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна. На сегодняшний день десятки отечественных авторов указывают на большую помощь синквейна в постановке правильности и осмысленности речи для детей дошкольного возраста.
Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения.
Инновационность данной методики состоит в том, что создаются условия для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.
Актуальность и целесообразность использования синквейна объясняется тем, что, прежде всего:
- открываются новые творческие интеллектуальные возможности;
- гармонично вписывается в работу по развитию лексико – грамматические категории;
- способствует обогащению и актуализации словаря;
- является диагностическим инструментом;
- носит характер комплексного воздействия – развивает речь, память,
внимание, мышление
- используется для закрепления изученной темы;
- является игровым приемом.
При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра. Но нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы хорошо известные детьми и обязательно показывать образец. Дети должны иметь достаточный словарный запас, владеть обобщением, понятиями: слово-предмет, слово – действия, слово-признак. Согласовывать слова в предложении. Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации. Самое главное, что мне очень импонирует в данном методе, это то, что Синквейн – получается у всех! Данный метод может легко интегрироваться со всеми образовательными областями, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат. Синквейн – это не способ проверки знаний детей, это способ на любом этапе изучения темы проверить, что находится у воспитанников на уровне ассоциаций.
https://interactive-plus.ru/ru/article/15439/discussion_platform
ЛИЧНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА__2017-2018__ УЧЕБНЫЙ ГОД
Сроки проведения итогов по теме самообразования –__________
Форма и место подведения итогов – _________________________
Месяц | Направления работы | Способы достижения | Отметка о выполнении |
Сентябрь | Работа с документацией. Изучение закона «Об образовании», других нормативных документов | Знакомство и анализ документации. | |
Планирование работы с детьми на новый учебный год | Изучение литературы по проблеме, создания плана работы | ||
Октябрь | Планирование работы с воспитанниками, требующими особого внимания | Изучение литературы по проблеме, создания плана работы | |
Подготовка к аттестации: Подбор литературы по теме самообразования | Работа с личной библиотекой, интернетом | ||
Ноябрь | Изучение теории по теме: «Развитие связной речи по средствам синквейна у детей дошкольного возраста» | Знакомство с литературой по данной тематике | |
Посещение НОД, ГМО конференций, семинаров по применению технологии «Синквейн» | Обмен опытом по проблеме | ||
Декабрь | Работа над созданием методических папок | Подбор материала по темам | |
Консультация «Синквейн – как средство развития речи детей с ТНР» для студентов педколледжа проходящих практику в ДОУ | |||
Январь | Разработка плана на месяц, год | Подбор материала | |
Знакомство родителей с технологией синквейна на втором родительском собрании | Подготовка доклада с презентацией | ||
Февраль | Подготовка к консультации на педагогическом совете по теме «Учимся составлять синквейн» | Подбор материала
| |
Выступление на педагогическом совете. Консультация «Учимся составлять синквейн» | Доклад. Презентация | ||
Март | Создание методической разработки | Изучение литературы | |
Разработка конспектов на следующий учебный год | Подбор материала | ||
Апрель | Подготовка открытого занятия по синквейну | Разработка конспекта, презентации | |
Показ и анализ открытого занятия по применению синквейна | Показ НОД. Анализ работы | ||
Май | Работа над самоанализом. Подведение итогов проведённой работы | Обобщение опыта | |
Разработка плана по самообразованию на новый учебный год | Подбор методической литературы |
ЛИЧНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
Сроки проведения итогов по теме самообразования –__________
Форма и место подведения итогов – _________________________
Месяц | Направления работы | Способы достижения | Отметка о выполнении |
Сентябрь | Изучение новых статей и презентаций по изучению и использованию синквейна в работе с дошкольниками | Знакомство и анализ интернет сайтов, содержащих информацию о технологии «Синквейн» | |
Планирование работы с детьми на новый учебный год | Изучение литературы по проблеме, создания плана работы | ||
Разработка интерактивных обучающих игр для детей, родителей и коллег, по составлению синквейна | Изучение и использование необходимых программ для создания компьютерных игр по составлению синквейна | ||
Октябрь | Составление конспектов ОД по развитию речи с применением технологии «Синквейн» (на первое полугодие) | Подбор литературы по лексическим темам (развитие речи) | |
Подготовка к аттестации: Подбор литературы по теме самообразования | Работа с личной библиотекой, интернетом | ||
Разработка интерактивных обучающих игр для детей, родителей и коллег по составлению синквейна | Изучение и использование необходимых программ для создания компьютерных игр по составлению синквейна | ||
Ноябрь | Работа над созданием статей, конспектов ОД для публикации на сайтах для педагогических работников | Подбор материала по темам. | |
Посещение НОД, ГМО конференций, семинаров по применению современных технологии в работе с детьми с ОВЗ | Обмен опытом по проблеме | ||
Декабрь | Знакомство детей с синквейном | ОД по развитию речи с применением технологии «Синквейн» | |
Подготовка к консультации для родителей (знакомство родителей с технологией «Синквейн») | Подготовка необходимой литературы, детей, для показа фрагмента ОД. Составление презентации | ||
Консультация для родителей «Учимся составлять синквейн» | Доклад и презентация. Фрагмент ОД с применением синквейна | ||
Подготовка к семинару-практикуму для педагогов на тему: «Использование интерактивных обучающих игр для детей по составлению синквейна» | Подготовка доклада с презентацией | ||
Январь | Разработка конспектов по развитию речи с применением технологии «Синквейн» (на второе полугодие) | Подбор материала по лексическим темам (развитие речи) | |
Семинар-практикум для педагогов «Использования интерактивных обучающих игр для детей по составлению синквейна» | Доклад с презентацией | ||
Февраль | Применение интерактивных обучающих игр по составлению синквейна во время ОД по развитию речи | Применение разработанных компьютерных игр для детей во время ОД | |
Публикация методических материалов, статей на педагогических сайтах. Участие в дистанционных педагогических конкурсах | Методические разработки | ||
Март | Создание методической разработки | Изучение литературы | |
Вовлечение родителей в разработку интерактивных обучающих игр для обучения составлению синквейна | |||
Апрель | Подготовка открытого занятия по синквейну с применением интерактивных обучающих игр (по развитию речи) | Разработка конспекта, подготовка необходимого материала | |
Показ и анализ открытого занятия по применению интерактивных обучающих игр с детьми (по составлению синквейна) во время ОД по развитию речи | Показ НОД. Анализ работы | ||
Май | Выступление на педагогическом совете. Консультация «Эффективность применения синквейна для детей с ТНР 6-го года жизни». Подведение итогов по теме самообразования | Доклад. Презентация | |
Подготовка документов и фотоотчетов для хранения в архиве | Анализ проделанной работы | ||
ИЗУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ ЗА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД.
2. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. – Ростов Н/Д; изд. Феникс, 2011.
3. Душка Н.Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Журнал «Логопед № 5». (2005).
4. Элементы инновационных технологий (кафедра МедБио КГМУ).
6. Статья Е.В. Заверина, Синквейн как основной метод в развитии речи детей старшего дошкольного возраста www.ppk1.perm.ru/.
ИЗУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ ЗА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД.
1. Мастер-класс на тему «Синквейн в речевом развитии дошкольников»
https://infourok.ru/masterklass-na-temu-sinkveyn-v-rechevom-razvitii-doshkolnikov-1625786.html
2. Статья. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИНКВЕЙН-ТЕХНОЛОГИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ Ильяшенко Светлана Валентиновна. https://interactive-plus.ru.
3. Терентьева Н. Синквейн по «Котловану». Литература. Журнал «Первое сентября», №4 (2006).
СХЕМА СИНКВЕЙНА
(нерифмованное стихотворение)
Первая строка – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное).
Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства.
Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.
Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение ребенка к тому, о чем говорится в тексте.
Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом.
СТРУКТУРА СОСТАВЛЕНИЯ СИНКВЕЙНА
- Накопление словарного запаса по лексической теме.
- Нахождение слов – признаков по теме.
- Нахождение слов – действий по теме.
- Составление распространённого предложения с этими словами.
- Подбор слов, ассоциативно связанных с темой.
ФОРМЫ РАБОТЫ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ СИНКВЕЙНА С ДЕТЬМИ
- Составление нового синквейна.
- Составление краткого рассказа по готовому синквейну с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна.
- Составление синквейна по прослушанному художественному произведению.
- Коррекция и совершенствование готового синквейна.
- Анализ неполного синквейна.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ СИНКВЕЙНА
- Составлять синквейны только на темы, хорошо знакомые детям.
- При затруднении у детей в составлении синквейна помочь наводящими вопросами.
- Нужно быть готовым к тому, что не всем детям может понравиться составление синквейна. Поэтому синквейн можно составлять только по желанию ребёнка.
- Постепенно превращать составление синквейна в игру.
ВИДЫ СИНКВЕЙНА
- Обратный синквейн – обратная последовательность строк.
НАПРИМЕР:
Незабудка
Символ лета и солнца
Восхищает, околдовывает, пленяет
Маленькая, доверчивая
Радость
- Зеркальный – два пяти строчных синквейна, где первый - традиционный, а второй – обратный.
НАПРИМЕР:
Кошечка
Глупенькая, ласковая
Прыгает, играет, бегает
Мой любимый домашний питомец
Шалунья!
Мой котик
Самый преданный зверёк
Хулиганит, мурлыкает, ласкается
Смешной, игручий
Пушистик
3. Синквейн бабочка – состоит из 9 строк, где 5-ая строка первого синквейна является первой строкой второго синквейна.
НАПРИМЕР
Сеть
Всемирная, глобальная
Объединяет, привлекает, затягивает
Сокровищница знаний и информации
Интернет
Помогает жить и работать
Советует, связывает, зацепляет
Высокоскоростной, эффективный
Общение
ОТЗЫВЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «СИНКВЕЙН» КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ТНР
№ п/п | Направление работы | Дата проведения | Ф.И.О. (должность) | Отзывы и предложения |
1 | ||||
2 | ||||
3 | ||||
4 | ||||
5 | ||||
6 | ||||
7 | ||||
8 | ||||
9 | ||||
10 | ||||
11 |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 69 комбинированного вида»
Конспект мастер-класса для родителей
«Учимся составлять синквейн».
Разработала:
Воспитатель логопедической группы
Бажукова З.В.
Ухта, 2018 г.
Время проведения: 24 января 2019 год.
Форма проведения: фрагмент ОД по развитию речи с применением технологии «Синквейн». Мастер-класс по обучению составления синквейна.
Цель: ознакомление родителей с технологией «Синквейн», как средство развития речи детей.
План проведения:
- Выступление воспитателя. Ознакомление родителей со структурой, формой и видами синквейна (доклад, презентация).
- Показ фрагмента ОД по развитию речи.
- Проведение мастер-класса, совместно с детьми, по обучению родителей в составлении основных видов синквейна.
Предварительная работа.
Воспитатель продумывает доклад и презентацию для родителей воспитанников, разрабатывает план проведения фрагмента ОД по развитию речи, подготавливает необходимый материал. Проводит работу с детьми по проведению обучения своих родителей технологии «Синквейн».
Оборудование.
Ноутбук и телевизор для показа презентации. Предметные картинки для родителей.
Ход мероприятия
Организационный этап.
Звучит музыка. Родители рассаживаются произвольно. Воспитатель приветствует родителей.
- Проведение консультации.
Выступление воспитателя с докладом.
Слайд 1
Специалисты и педагоги, работающие в детском саду, отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение.
Сегодня существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей.
Одним из эффективных интересных технологий, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является синквейн. Синквейны часто используются современными педагогами на занятиях в детском саду и на уроках в школе. Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в форме игры.
Слайд 2
Слово синквейн происходит от французского слова «пять», что означает «стихотворение из пяти строк», которое пишется по определенным правилам.
История возникновения синквейна достаточно молода, по основной версии в начале двадцатого века этот жанр поэзии придумала американская поэтесса Аделаида Крэпси. В отечественной педагогике синквейн стал использоваться с конца 1990-х годов.
Слайд 3
Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать своё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать. Можно сказать, что это полёт мысли, свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам.
Слайд 4
Синквейн состоит из 5 строк. По форме напоминает ёлочку (МОДЕЛЬ СОСТАВЛЕНИЯ СИНКВЕЙНА).
В первой строке – должна находиться сама тема (заголовок) синквейна, обычно это явление или предмет, о котором идет речь. В первой строке пишется всего одно слово, но иногда и небольшое словосо-четание. По части речи это существительное или местоимение, и отвечает на вопросы: кто? что?
Во второй строке – находятся уже два слова, которые описывают свойства и признаки этого предмета или явления. По части речи это обычно прилагательные или причастия, отвечающие на вопросы: какой? какая? какое? какие?
В третьей строке – содержатся уже три слова, которые описывают действия, обычные для этого явления или объекта. По части речи это глаголы, отвечающие на вопрос: что делает? что делают?)
В четвертой строке — ребенок выражает уже непосредственно свое мнение о затронутой теме. Это фраза или предложение, состоящее из четырёх слов.
Пятая строка – последняя. Одно слово (существительное) для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, или повторение сути, синоним.
Слайд 6
Пример синквейна:
1. Кукла.
2. Красивая, любимая.
3. Стоит, сидит, улыбается.
4. Моя кукла самая красивая.
5. Игрушка.
Слайд 7
Актуально и целесообразно использовать традиционный синквейн в
логопедической практике, потому что он органично вписывается в работу по
развитию лексико-грамматических категорий, не нарушает общепринятую систему воздействия на речевую патологию и обеспечивает еѐ логическую завершенность, способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий.
Слайд 8
Данная технология может легко интегрироваться со всеми образовательными областями. Простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.
Слайд 9
Умение сочинить синквейн требует от ребенка определённой подготовки, а от воспитателя тщательно продуманной, планомерной работы. Для того, чтобы правильно составить синквейн, необходимо
- иметь достаточный словарный запас в рамках темы;
- владеть анализом, обобщением, понятиями:слово-предмет (живой, неживой), слово-действие, слово-признак;
- уметь подбирать синонимы;
- научиться правильно понимать и задавать вопросы;
- оформлять свою мысль в виде предложения, правильно согласовывая в нѐм слова.
Следовательно, перед составлением синквейна должна быть проведена предварительная работа по созданию речевой базы. Эта работа не противоречит «ПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯПРОГРАММА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ» под редакцией профессора Л. В. Лопатиной и служит средством оптимизации учебного процесса.
Слайд 10
Работа по обучению дошкольников составлению синквейна ведется поэтапно:
I этап – подготовительный
(сентябрь-декабрь первого года обучения)
Работа начинается с уточнения, расширения и совершенствования словаря.
Дети знакомятся с понятиями:
«слова-предметы неживые»
«слова-предметы живые»
«слова-признаки»
«слова- действия»
«предложение»
Дети овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предмета. В этой работе используются различные картинки, предметы.
На начальном этапе детям предлагается назвать слова, которые обозначают живые предметы, затем–неживые, называть предметы по порядку и к каждому ставить соответствующий вопрос. Затем предлагается назвать несколько действий, которые могут производить изображенные предметы. Дети называют несколько признаков к одному предмету. После того как у детей сформировалось представление о словах, обозначающих предмет и его действия, их подводят к понятию о предложении и начинают работу над структурой и грамматическим оформлением предложения. В первую очередь, дети учатся составлять простое нераспространенное предложение разной структуры. Далее структура предложения распространяется путем введения в него определения, дополнения.
Слайд 11
Использование наглядно-графических схем помогает детям быстрее усвоить эти понятия.
На этом этапе работы можно использовать следующие словесные игры и упражнения:
- «Подбери признаки» – например, к слову «груша».
Какая она? Спелая, сочная, мягкая, вкусная.
- «Узнай предмет по признаку» (загадки-описание) – круглый, гладкий, резиновый … (мяч)
- «Кто что делает?» – повар … (варит, жарит, печет); лист … (падает, кружится, летит, растет).
- «Что чем делают?» – рисуют … карандашом, мелком, углем, фломастером, кисточкой)
- «Назови часть целого» – дерево … (ствол, ветки, корень, листья); и др.
Эти игры не требуют специальной подготовки, поэтому можно играть даже в свободное время.
Слайд 12
II этап – основной (январь – май первого года обучения).
Цель: знакомство с алгоритмом составления синквейна, формирование первоначального умения составлять синквейн (с помощью педагога).
Составление синквейна я буду использовать раз в месяц во время образовательной деятельности по развитию речи, в соответствии с лексической темой.
Слайд 13
III этап -практический (до конца второго года обучения).
Цель: Формирование умения и совершенствование навыка составления основных видов синквейна.
Тема синквейна может быть любой. Целесообразно использовать синквейн для закрепления изученной лексической темы; для развития связной речи: для закрепления понятий, усвоенных на занятиях по подготовке к обучению грамоте.
Слайд 14
Например, синквейн о звуках речи (традиционный):
1. Звуки речи.
2. Гласные, согласные.
3. Слышим, произносим, выделяем.
4. Звуки складываются в слоги.
5. Речь.
Слайд 15
Обратный синквейн. Состоит из 5 строк перевёрнутого традиционного синквейна. Например:
- Профессия
- Воспитатель – это звучит гордо!
- Воспитывает, оберегает, учит.
- Строгий, справедливый
- Воспитатель.
Слайд 16
Зеркальный синквейн состоит из 10 строк и включает в себя традиционный и обратный синквейны. Например:
- Праздник.
- Весёлый, задорный.
- Веселит, радует, впечатляет.
- Праздник – это веселье и смех.
- Радость.
- Подарки.
- День рождения – мой любимый праздник.
- Объединяет, радует, удивляет.
- Долгожданный, значимый.
10. День рождения.
Слайд 17
Синквейн – бабочка. Состоит из 9 строк, первая часть – традиционный, вторая часть - описание последней 5-ой строчки первого синквейна. Например:
- Отпуск.
- Приятный, летний.
- Вдохновляет, радует, расслабляет.
- Отпуск любят все люди.
- Море.
- Теплое, голубое.
- Омывает, оздоровляет, бушует.
- Я отдыхаю на море
- Пляж.
Слайд 18
Чем выше уровень речевого развития ребенка, тем интереснее получаются синквейны. Кажущаяся простота формы этого приёма скрывает сильнейший, многосторонний инструмент для рефлексии.
Но! Оценивать информацию, излагать мысли, чувства и представления в не-скольких словах, на самом деле, не так-то просто даже взрослому. Это слож-ная и плодотворная работа как для воспитателя, так и для его воспитан-ников. Ведь детям необходимо из всего своего словарного запаса найти нуж-ные слова-признаки, слова-действия, составить распространенное предложе-ние с этими словами, подобрать слово, которые ассоциативно связано с этим понятием.
Слайд 19
Выводы:
Синквейн помогает пополнить словарный запас.
Синквейн учит краткому пересказу.
Синквейн помогает развить речь и мышление.
Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.
Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.
Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.
Синквейн — это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнивать синквейны и оценивать их).
Слайд 20
Спасибо за внимание!
- Проведение фрагмента ОД с детьми (6 воспитанников).
Воспитатель. Поздоровайтесь с нашими гостями и присаживайтесь на стульчики. Сейчас мы покажем вашим родителям, как мы составляем синквейн и его виды, а ещё мы научим родителей составлять синквейн вместе с вами.
Воспитатель. Давайте вспомним, что такое синквейн?
Ответы детей.
Воспитатель. Для чего нам нужен синквейн?
Ответы детей.
Нравиться ли вам составлять синквейн?
Ответы детей.
Воспитатель. Какие виды синквейна вы знаете?
Ответы детей.
Воспитатель. Совсем недавно мы с вами встречали самый главный и большой праздник года во всём мире. О каком празднике я говорю?
Дети. Новый год.
Воспитатель. Правильно! А какой это праздник по характеру?
Дети. Весёлый, торжественный, грандиозный, радостный и т.д.
Воспитатель. Молодцы. А что самое приятное в этом празднике?
Ответы детей.
Воспитатель. Всем детям, да и взрослым приятно в Новый год получать подарки. Поэтому сейчас я предлагаю вам составить синквейн о подарках, которые вам подарил Дед Мороз или ваши родители.
По желанию детей составляются синквейн по его видам. В конце ОД воспитатель благодарит детей за работу.
- Проведение мастер-класса.
Воспитатель предлагает воспитанникам обучить своих родителей любому виду синквейна. Для этого родители (по желанию) должны самостоятельно выбрать предмет (картинку) о котором будут составлять синквейн.
В конце мастер-класса воспитатель подводит итоги по применению технологии «Синквейн» для развития речи детей дошкольников. Выслушивает мнения и пожелания родителей.
Список источников:
- https://infourok.ru/masterklass-na-temu-sinkveyn-v-rechevom-razvitii-doshkolnikov-1625786.html
- Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй: Пособие для работников ДОУ.М.: Аркти, 2004.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 69 комбинированного вида»
Конспект образовательной деятельности по развитию речи.
Тема: «Зимующие птицы».
Подготовительная логопедическая группа
Разработала: руководитель педагогической
практики Бажукова З.В.
Провела: студентка IV курса Рогова З.Б.
Ухта 2017
Цели: систематизировать и закреплять знания детей о зимующих птицах, их жизни, питании.
Задачи:
- Уточнить, как люди помогают птицам в зимнее время.
- Продолжать учить составлять рассказ по методу синквейна.
- Развивать мышление, внимание, память.
Материал: Мяч, серия предметных картин - схемы для составления синквейна.
Ход ОД.
1. Организационный момент.
Дети встают в круг вместе с воспитателем.
В.: Приготовим свои ручки, давайте выполним пальчиковую гимнастику. Повторяйте за мной.
Сколько птиц к кормушке нашей (дети ритмично сжимают и разжимают кулаки)
Прилетело? Мы расскажем.
Две синицы, воробей, (на каждое название птиц дети сгибают пальцы)
Шесть ворон и голубей,
Дятел в пёстрых пёрышках.
Всем хватило зёрнышек. (опять сжимают и разжимают кулаки)
В.: Ребята, названия каких птиц вы услышали в этом стихотворении?
Д.: Перечисляют.
В.: А как можно назвать всех этих птиц одним словом?
Д.: Зимующие.
В. Правильно. Сегодня мы будем говорить о зимующих птицах и попробуем составить маленький рассказ – синквейн о понравившейся вам зимующий птице.
2. Закрепление изученного материала.
В.: А сейчас мы поиграем с вами в игру «Назови одним словом». Я буду описывать строение птиц, и бросать вам мяч, а вы скажите, как их при этом назвать одним словом.
Н-р.: У совы большие крылья, поэтому она БОЛЬШЕКРЫЛАЯ.
- У сороки белые бока, поэтому её называют …(БЕЛОБОКАЯ).
- У синицы жёлтая грудь, поэтому её называют ...(ЖЕЛТОГРУДАЯ).
- У снегиря красная грудь, поэтому его называют… (КРАСНОГРУДЫЙ).
- У ворона чёрные крылья, поэтому его называют … (ЧЕРНОКРЫЛЫЙ).
- У дятла острый клюв, поэтому его называют …(ОСТРОКЛЮВЫЙ).
- У совы большая голова, поэтому её называют... (БОЛЬШЕГОЛОВАЯ).
- У свиристели звонкий голос, поэтому её называют… (ЗВОНКОГОЛОСАЯ).
- У дятла длинный клюв, поэтому его называют… (ДЛИННОКЛЮВЫЙ).
- У сороки длинный хвост, поэтому она… (ДЛИНОХВОСТАЯ).
В.: Молодцы ребята, а сейчас садимся за столы. Послушайте, что я скажу (читает стихотворение).
Прилетел птички
К нам зимой во двор.
Заводили птички.
С нами разговор.
Воробей чирикал,
Зёрнышки искал,
Каркала ворона,
Голубь ворковал,
Тинькала синица,
И снегирь свистел,
Свиристель на ветке
Тоже песню пел
(Т. Кулакова)
В.: На мольберте у нас много зимующих птиц. Все они разные и красивые. Я предлагаю выбрать любую понравившуюся вам птицу. Именно об этой зимующей птице вы будете составить маленькие рассказы - синквейны. А сейчас я напомню вам, как мы составляем синквейн и рассказу о своей зимующей птице.
1. Свиристель. (1 слово - существительное)
2. Маленькая, шустрая. (2 слова - прилагательные).
3. Летает, клюёт, поёт. (3 слова - глагол).
4. Прилетает к нам зимовать. (4 слова – предложение о предмете).
5. Птица (1 слово - существительное)
По желанию дети составляют синквейн про выбранную ими птицу.
3. Рефлексия.
Ребята, сегодня мы закрепили знания о зимующих птицах, продолжали учиться составлять синквейн о понравившейся птице.
У вас на столах лежат картинки с кусочком хлебушка. Я попрошу вас принести хлебушек и покормить птиц (о которых мы составляли синквейн) кому понравилось наше занятие.
Материалы, используемые для разработки конспекта:
Бухарина К.Е. Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 6 – 7 лет с ОНР и ЗПР: методическое пособие. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2016. – 192 с.
Карпова С.И. Развитие речи детей и познавательных способностей дошкольников 6 – 7 лет: 33 лексические темы/ С.И. Карпова, В.В. Мамаева. – СПб.; М.: Речь, 2017 – 144 с. ISBN 978-5-9268-1223-4.
Развитие речи: конспекты занятий для подготовительной группы/ авт.-сост. Л.Е. Кыласова. – Изд. 3-е, перераб. Волгоград: Учитель. – 312 с. ISBN 978-5-7057-4643-9
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 69 комбинированного вида»
Конспект организованной образовательной
деятельности по развитию речи. Образовательная область «Познавательное развитие».
Тема: «Школьные принадлежности».
(с применением технологии Синквейн)
Разработала:
Воспитатель Бажукова З.В.
Возрастная группа: подготовительная.
Дата проведения: 04.04.2018 г.
Ухта, 2018г.
Цель: Уточнение и расширение знаний детей о школьных принадлежностях.
Задачи:
- Познакомить детей с назначением и важностью школьных принадлежностей для обучения детей в школе. Закрепить умение различать и называть предметы школьных принадлежностей.
- Учить детей грамотно составлять виды синквейна с интонацией и законченностью.
- Формировать фразовую речь при составлении синквейна.
- Развивать наблюдательность, логическое и образное мышление, память, творческое воображение.
- Развивать эмоциональную сферу детей, их умение сопереживать.
- Расширять словарный запас детей.
- Воспитывать интерес к школе и доброжелательные отношения.
Материал:
- Предметные картинки из серии «Школьные принадлежности» и «Игрушки».
- Папка-портфель.
- Конверты с заданиями и предметными картинками школьных принадлежностей.
- Значки - схемы для составления синквейна.
- Мольберт магнитный.
- Подарки для детей.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, беседы, чтение стихов, рассказов и загадок о школе и школьных принадлежностях.
Ход ООД.
Дети встают около разложенных по кругу карточек с предметными картинками из серии «Школьные принадлежности». В руках у воспитателя папка с изображением портфеля, она пуста.
Воспитатель. Ребята, у меня есть племянник, его зовут Никита, который как и вы в сентябре пойдёт в школу. Только вот он не очень хочет туда идти, но не потому что не хочет учиться, а потому что не знает, что нужно брать с собой в школу для занятий и ему за это стыдно. И я предложила Никите нашу помощь. У меня есть вот такой портфель, сейчас он пуст, но с вашей помощью он наполниться всеми необходимыми предметами для занятий в школе. А потом этот портфель я подарю своему племяннику, посмотрев в него он всегда будет знать о том, что же ему необходимо в школе.
- Чтобы помочь Никите, я предлагаю я вам поиграть в игру, где вы выполняя различные задания будете находить конверты с необходимыми предметами для этого портфеля. Сего вам нужно будет найти 4 конверта. Ну что начнём?
Дети. Да!
Воспитатель кладет портфель на свой стол.
Воспитатель. Пара начинать наши поиски, повторяйте за мной.
Началась у нас игра, Дети идут по кругу.
В школу в сентябре пора.
Чтоб портфельчик нам собрать Изображают руками портфель.
Предметы надо отыскать! Приставив руку ко лбу ищут предметы.
Выполнить задания сможем- Шагают на месте.
Никите — школьнику поможем.
Воспитатель. Ребята, а что это за предметы такие, которые и вам нужны будут в школе? Как они называются? Что же мы с вами будем искать?
Дети. Школьные принадлежности.
Воспитатель. Правильно!
Воспитатель обращает внимание детей на карточки разложенные по кругу.
Вот задание — посмотри,
В руки карточки возьми.
Один — много назови!
И последний твой ответ
Тебе подскажет где конверт.
На карточках изображены школьные принадлежности. Ребёнок берёт напротив него лежащую карточку и образует существительные единственного и множественного числа (по типу дидактической игры «Один-много»). Последний отвечает тот ребёнок, у которого в руках букварь, т. к. под букварями в группе лежит первый конверт.
Воспитатель. Какой последний был ответ?
Дети. Букварь — буквари.
Воспитатель. Верно. Значит первый конверт находится под букварями.
Воспитатель просит аккуратно положить на свои места (по кругу, картинкой вниз) предметные картинки и отправляет одного из детей найти и принести конверт №1.
В конверте лежат картинки: шариковая ручка, линейка, ластик, фломастер, кукла, мячик.
Воспитатель. Достает все картинки и спрашивает у детей какие предметы нужно положить в портфель? Почему?
Дети. Шариковая ручка, линейка, ластик, фломастер. Потому что это школьные принадлежности, а кукла и мячик игрушки.
Воспитатель. Правильно. Чтобы забрать необходимые школьные принадлежности в портфель, нужно про каждый предмет составить «Традиционный» (обычный) синквейн.
Воспитатель по желанию вызывает детей для составления традиционного синквейна про ручку, линейку и ластик. Для этого дети проходят на стульчики стоящие полукругом возле магнитного мольберта. Схему традиционного синквейна дети выкладывают самостоятельно, при этом рассказывают о виде синквейна.
Примеры традиционных синквейнов:
Ручка. Ластик.
Шариковая, пластмассовая. Белый, резиновый.
Пишет, исправляет, заполняет. Стирает, крошится, помогает.
Ручка нужна для письма. Ластик помогает исправить ошибки.
Школа. Школьная принадлежность.
Линейка. Фломастер.
Деревянная, длинная. Яркий, красивый.
Измеряет, чертит, помогает. Чертит, рисует, закрашивает.
Линейка — это школьная принадлежность. Фломастер рисует очень ярко.
Измерение. Рисование.
Воспитатель. Молодцы, ребята. Теперь мы можем положить эти картинки в портфель. Но нам нужно искать остальные школьные принадлежности.
Дети стоят возле стульчиков.
Вот задание номер два.
Внимание включить пора!
Слушай стих не просто так
А скажи, что в неё не так?!
Дашь ты правильный ответ
И узнаешь где конверт.
Воспитатель читает стих-небылицу.
Ручкой нужно рисовать,
А в альбоме лишь писать.
Пластилином — вырезать.
А точилкой измерять.
В букваре чертить отрезки,
А в тетради читать сказки.
Ответы детей.
Воспитатель. Молодцы, вы всё ответили правильно.
Второй конвертик посмотри,
Там где стоят карандаши.
Воспитатель просит одного из детей посмотреть и принести конверт, остальные дети садятся на стулья. В конверте лежат картинки графитного карандаша, тетради, точилки, пенал, машинки, конструктора.
Воспитатель. Какие предметы мы должны положить в портфель? Почему?
Дети. Графитный карандаш, тетрадь, точилку, пенал. Так как машинка и конструктор — игрушки.
Воспитатель. Верно. Но чтобы эти предметы убрать в портфель нам надо составить о них «Обратный» синквейн.
По желанию детей составляется обратный синквейн. Схемы синквейна дети выкладывают самостоятельно, при этом рассказывают о виде синквейна.
Примеры обратных синквейнов:
Школьная принадлежность. Занятие.
Карандаш нужен для рисования. У меня красивая тетрадь.
Чертит, рисует, ломается. Заполняют, записывают, чертят.
Графитный, деревянный. Красивая, тонкая.
Графитный карандаш. Тетрадь.
Школьная принадлежность. Карандаш.
В пенале лежат карандаши. Помогает мне точить карандаши.
Хранит, защищает, открывается. Точит, заостряет, помогает.
Красивый, удобный. Пластмассовая, прямоугольная.
Пенал. Точилка.
После составления детьми обратных синквейнов воспитатель убирает картинки со школьными принадлежностями в портфельчик.
Воспитатель. Ребята, вы очень здорово справляетесь с заданиями, но нам нужно найти ещё два конверта. Чтобы найти третий конверт вам нужно будет выполнить следующее задание.
Воспитатель просит пройти детей на ковёр к предметным картинкам, с которыми они занимались в самом начале поисковой деятельности, и встать по кругу.
Воспитатель. Мы по кругу вновь пойдём.
Остановимся. Возьмём.
В руках у каждого предмет.
Ласковый ты дай ответ.
Дети выполняют действия по инструкции воспитателя, взяв в руки предметные картинки, они называют школьную принадлежность ласково. По окончанию выполнения задания дети кладут на ковер картинки, а воспитатель продолжает:
Вы старались, молодцы!
А конвертик № 3
Ты в тетрадях поищи.
Воспитатель просит одного из детей подойти к стеллажу с тетрадями, найти конверт №3 и принести его.
Воспитатель достаёт из конверта предметные картинки: кисть с акварельными красками, альбом с цветными карандашами, игрушку-трансформер и тарелку каши с молоком. Дети называют предметы необходимые для обучения в школе и обоснуют свой выбор.
Воспитатель. Чтобы нужные предметы оказались в нашем портфеле, вам необходимо про каждую пару школьных принадлежностей составить зеркальный синквейн.
Воспитатель просит детей пройти на стульчики. По желанию детей составляются зеркальные синквейны: кисть и акварельные краски, альбом и цветные карандаши. Схему зеркального синквейна дети выкладывают самостоятельно, при этом рассказывают о виде синквейна.
Примеры зеркальных синквейнов:
Кисть. Альбом.
Щетинистая, тонкая. Белый, большой.
Рисует, закрашивает, помогает. Отображает, сохраняет, радует.
Мне нравиться рисовать кистью. Альбом нужен для рисования.
Художник. Занятие.
Рисование. Радуга.
Краски делают рисунок красивым. Цветные карандаши очень яркие.
Раскрашивают, оживляют, восхищают. Рисуют, закрашивают, штрихуют.
Красивые, яркие. Деревянные, разноцветные
Акварельные краски. Цветные карандаши.
Воспитатель. Молодцы, ребята и с этим заданием вы справились, теперь можно положить эти школьные принадлежности в портфельчик. А нам нужно найти последний четвёртый конверт, но перед этим нам нужно выполнить последнее задание.
Воспитатель просит детей встать со стульчиков и пройти на ковер, где по кругу лежат карточки с предметными картинками школьных принадлежностей.
Воспитатель. (Дети идут по кругу).
Мы по кругу вновь пойдём.
Карточки свои возьмём.
Посчитать предметы нужно.
1-3-5 мы назовём.
Дети берут предметные картинки в руки и каждый считает свой школьный предмет по типу 1-3-5. Например 1 ручка - 3 ручки - 5 ручек. После выполнения задания дети отдают воспитателю карточки, а воспитатель продолжает:
Подходит поиск ваш к концу.
Конверт четвёртый принеси
Лежит он там, где для работы
Храним клеёнки и подносы.
Воспитатель достает последний четвёртый конверт и вынимает из него картинки: пластилин, азбука, дневник, ролики и ноутбук.
Воспитатель. Ребята, какие предметы нам нужно положить в портфельчик? Почему?
Дети. Пластилин, азбука и дневник. Потому что это школьные принадлежности, а ролики и ноутбук (компьютер) нужны нам дома и для прогулки.
Воспитатель. Совершенно верно. Теперь чтобы положить в портфель последние недостающие школьные принадлежности нам надо составить про них синвкейн «Бабаочка».
По желанию детей составляется синквейн «Бабочка». Как составляется этот синквейн дети рассказывают самостоятельно.
Примеры синквейнов «Бабаочка
Пластилин. Азбука.
Липкий, разноцветный. Красочная, необходимая.
Лепит, скатывается, размазывает. Учит, развивает, обогащает.
Люблю лепить из пластилина. Азбука нужна для чтения.
Лепка. Школа.
Лепка очень увлекательное занятие. В школе получают знания.
Развивает, учит, украшает. Развивает, учит, воспитывает.
Сложная, интересная. Большая, нужная.
Занятие. Знания.
Дневник.
Оценочный, показательный.
Оценивает, информирует, доказывает.
Дневник показывает мои знания.
Школа.
В школу ходят учиться.
Учит, помогает, развивает.
Интересная, сложная.
Необходимость.
Воспитатель. Какие вы молодцы, ребята. Вы выполнили все задания и помогли мне собрать для моего племянника портфельчик. Большое вам спасибо. Я приготовила вам небольшие подарочки за помощь.
Воспитатель раздает детям подарки.
Воспитатель. И в завершении нашего занятия давайте составим «Традиционный» сиквейн о нашей сегодняшней работе.
По желанию один-два ребёнка составляют традиционный синквейн о занятии.
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 69 комбинированного вида»
Муниципальный методический форум
«Непрерывное образование педагога в инновационном пространстве – основа достижения нового качества образования в условиях подготовки к реализации национального проекта «Образование».
Тематическая площадка «Коррекционно-образовательное пространство ребенка с особыми образовательными потребностями».
Тема доклада: «Использование технологии синквейн как средство развития речи детей с ТНР»
Участник форума: воспитатель, Бажукова З.В.
Дата выступления: 26.09.2018
Ухта 2018
Слайд 1. Тема доклада: «Использование технологии синквейн как средство развития речи детей с ТНР»
Слайд 2.
Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедный словарный запас, неумение составить рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи – кропотливая, ежедневная, необходимая работа.
Поиск подходов к повышению эффективности образовательного процесса вызывает необходимость уделять большое внимание применению инновационных педагогических технологий и методов.
Для себя, я отметила, что одной из технологий, которая позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.
Инновационность данной методики состоит в том, что создаются условия для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать и классифицировать.
Слайд 3
Актуальность и целесообразность использования синквейна объясняется тем, что прежде всего:
- открываются новые творческие интеллектуальные возможности;
- эта технология гармонично вписывается в работу;
- способствует обогащению и актуализации словаря;
- носит характер комплексного воздействия (развивает речь, память, внимание, мышление)
- используется для закрепления изученной темы;
- является игровым приемом;
При творческом использовании синквейна во время ООД он воспринимается как увлекательная игра. Но нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы хорошо известные детям и обязательно показывать образец.
Дети должны иметь достаточный словарный запас, владеть обобщением, понятиями: слово - предмет, слово - действие, слово-признак.
Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.
Самое главное, что мне очень импонирует в данной технологии, это то, что Синквейн – получается у всех, может легко интегрироваться со всеми учебными предметами, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.
Уважаемые коллеги и я хочу познакомить вас с этой технологией.
Слайд 4
Целью моей работы является применение технологии «Синквейн» для более глубокого осмысление лексических тем, совершенствования словарной работы, как основы развития речи в целом.
Слайд 5
Слово синквейн происходит от французского слова «пять», что означает «стихотворение из пяти строк», которые пишутся по определенным правилам.
Традиционный (классический) синквейн как жанр поэзии, в начале XX века придумала американская поэтесса Аделаида Крэпси под влиянием популярной в то время японской поэзии.
Синквейн используется во многих странах мира, с конца 90-х годов и в России.
Слайд 6,7,8
Алгоритм синквейна для детей, похож на ёлочку. Части речи можно выделять разным цветом
или использовать условные обозначения:
К основным правилам составления синквейна относятся следующие:
1 строка – одно ключевое слово – название, заголовок, тема, обычно существительное, определяющее содержание (название предмета, произведения, имя героя и т. д.).
2 строка – два слова (прилагательные), описывающие признаки предмета или его свойства.
3 строка – три слова (глаголы). Действия предмета, относящиеся к теме.
4 строка – четыре слова – предложение. Фраза, в которой выражается личное мнение к предмету разговора.
5 строчка – одно слово – вывод, ассоциация, синоним, который характеризует суть темы, обобщение, выражает личное выражение и эмоцию автора к теме в первой строчке. Обычно - существительное.
Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.
В своей педагогической работе я использую четыре основных вида синквена:
Слайд 9- Традиционный.
Это обычный синквейн, состоящий из пяти строк.
Слайд 10. Обратный.
Состоит из пяти строк и строится в обратной последовательности относительно традиционного.
Слайд 11. Зеркальный.
Состоит из 2 синквейнов (1 часть-традиционный, 2 часть-обратный) и включает в себя 10 строк.
Слайд 12. Синквейн бабочка.
Также как и зеркальный синквейн, состоит из двух синквейнов и включает в себя 9 строк. Отличием данного вида синквейна от зеркального является то, что вторая часть синквейна бабочки описывает тот предмет или явление, которым заканчивается первая часть синквейна (слово ассоциация).
Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас. Поэтому работа начинается с уточнения, расширения и самосовершенствования словаря.
Слайд 13.
Основные виды синквейна я применяю с детьми в подготовительной к школе группе, т.к. в этом возрасте у детей определённые знания и словарный запас по изучаемым лексическим темам. Если составление синквейна вызывает затруднение, то можно помочь наводящими вопросами. Начинать надо с простых понятий, знакомой темы.
Слайд 14.
И в конце своего выстпления мне хочется сказать об эффективности применения синквейна.
Синквейн – это не способ проверки знаний детей, это способ на любом этапе изучения темы проверить, что находится у детей на уровне ассоциаций.
Чем богаче будет словарный запас ребёнка, тем легче ему будет построить не только синквейн, но и пересказать текст и выразить свои мысли.
Синквейн уместно составлять в конце каждой темы, когда у детей уже имеется достаточный словарный запас по данной теме.
• средство творческого самовыражения ребёнка. Синквейн могут составлять все!
• игровой способ обогащения словарного запаса;
• подготовка к краткому пересказу;
• умение выделять главную мысль, формулировать идею, подбирать синонимы, правильно понимать и задавать вопросы, согласовывать слова в предложении;
• увлекательное занятие, благодаря которому каждый ребёнок может почувствовать себя гением-творцом.
Слайд 15. Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 69 комбинированного вида»
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи с применением авторской обучающей компьютерной игры по составлению синквейна
на тему:
«Необычное объявление».
Разработала: воспитатель Бажукова З.В.
Возрастная группа: подготовительная.
Ухта, 2018г.
Цель: обучение детей составлению синквейна посредством авторской обучающей компьютерной игры на тему «Необычное объявление».
Задачи:
1. Обучающие:
- познакомить детей с технологией «Синквейн».
- упражнять в отгадывании загадок о сказочных героях;
- учить находить и выделять главное по опорным значкам-подсказкам;
- обогащение и активизация словаря;
- закрепить правила безопасности при работе с компьютером.
2. Развивающие:
- развивать мелкую моторику пальцев рук, умение соотносить движение с текстом;
- развивать умение работать в малых группах, действовать сообща;
- развивать чувство ответственности за полученный командный результат;
- развивать психические процессы.
- развивать творческие способности, фантазию;
- развивать интерес к обучающим компьютерным играм.
4. Воспитательные:
- воспитание доброжелательности, навыков сотрудничества, активности, инициативности, самостоятельности.
Используемые технологии:
Здоровьесберегающая: пальчиковая гимнастика, динамическая пауза.
«Синквейн»: составление описательных рассказов с применением обучающей компьютерной игры.
ИКТ: показ презентации, демонстрация (образец обучающей игры).
Элемент социо-игравой технологии: (игра-писк).
Личностно-ориентированная технология: поддержка инициативы, самостоятельности, с учётом индивидуальных особенностей ребёнка.
Материалы и оборудование: презентация к ООД, значки с героями мультфильма «Трое из Простоквашино» по количеству детей, 4 ноутбука, мультимедийный проектор и настенный экран.
Ход организованной образовательной деятельности.
Дети становятся полукругом перед настенным экраном. Воспитатель приветствует и знакомится с детьми.
Воспитатель. Здравствуйте, ребята, меня зовут Зинаида Вячеславовна. Я пришла к вам, чтобы поделиться интересной новостью, которую я узнала сегодня. По утрам, в интернете, я всегда читаю новости, и вот на одном из детских сайтов, увидела необычное объявление от известного мультипликационного героя – кота Матроскина. А вы хотите узнать, о чём говорится в этом объявлении?
Дети. Да!
Воспитатель. Тогда всё внимание на экран.
Воспитатель включает видеообращение сказочного персонажа, в котором говориться о том, что кот Матроскин решил поучаствовать в творческом конкурсе «Расскажи о себе» среди домашних животных. Ему очень хочется занять призовое место на этом конкурсе, а каким способом это сделать, он не знает. Поэтому он просит помочь ему придумать интересный способ для выступления на конкурсе, а свои предложения выслать ему на электронную почту, адрес которой он указал в объявлении.
Воспитатель. Вот так новость. Ребята, а чём просит кот Матроскин в своем видеообращении?
Дети. Помочь ему подготовить выступление для участия в конкурсе.
Воспитатель. Правильно, ребята. Какой Матроскин молодец. А какие идеи, ребята, есть у вас? Каким способом можно рассказать о себе?
Дети. Сделать презентацию, сочинить рассказы, сказки, стихотворения или даже песни.
Воспитатель. Молодцы, сколько у вас идей! Тогда давайте поможем Матроскину подготовить выступление на конкурс. Вы согласны?
Дети. Да!
Воспитатель. Ребята, у нас с вами не так много времени, поэтому из всех перечисленных способов нужно выбрать самый быстрый в составлении и использовать его для описания кота Матроскина. Как вы думаете, что можно составить (сочинить) быстрее всего?
Дети. Стихотворение.
Воспитатель. Совершенно верно. Значит, как мы можем помочь Матроскину?
Дети. Сочинить про него стихотворение.
Воспитатель. Молодцы! Только вот для того чтобы выиграть в конкурсе, нужно придумать необычное стихотворение, потому что и другие участники конкурса могут написать стихотворение о себе. А вы умеете быстро сочинять стихи?
Ответы детей.
Воспитатель. У меня есть к вам предложение, я могу научить вас составлять необычный коротенький стишок, который называется «Синквейн», может быть, вы про него уже слышали?
Ответы детей.
Воспитатель. С помощью стишка-синквейна можно быстро и легко описывать любой предмет. А самое интересное это то, что синквейн можно составлять с помощью компьютерной игры. Мне кажется, Матроскин удивится и обрадуется такой идеи от нас и у него будет больше шансов победить на конкурсе. Ну что, вы хотите удивить Матроскина и помочь ему?
Дети. Да!
Воспитатель. А как мы будем ему помогать?
Дети. Составим про него стишок-Синквейн.
Воспитатель. Правильно, ребята. Тогда нам пора познакомиться с синквейном, присаживайтесь на стульчики и будьте внимательны, смотрите и запоминайте. Сейчас я вам покажу пример, как составлять синквейн с помощью компьютерной игры. А вот про какого мультипликационного героя я составлю синквейн, вы узнаете, если отгадаете загадку:
В Простоквашино он жил
И с Матроскиным дружил.
Он не лаял, не кусал.
Дружно жил и поживал.
Дети. Пёс Шарик.
Воспитатель. Правильно, ребята. Воспитатель обращает внимание детей на слайд, где выставлена алгоритм-схема синквейна и значки подсказки Синквейн имеет вид ёлочки и состоит всего из 5 строк. А составлять мы его будем с помощью значков –подсказок, где в каждом значке нужно выделить только одно слова для составления синквейна. Первая строка синквейна – это белый смайлик обозначает название предмета и отвечает на вопрос: «Кто или что это?», который мы будем описывать. Сейчас мы описываем пса Шарика, поэтому значок с его изображением я поставлю на первую строку синквейна. Кто-Шарик. Навожу указатель мыши на значок с псом, щёлкаю левой кнопкой и веду указатель на схему смайлик (первую строку синквейна). Жду, когда значок появится на схеме, и снова щелкаю по схеме левой кнопкой мыши. Значок закрепился на схеме (таким способом выкладываются все строки синквейна):
Воспитатель. Вторая строка состоит всего из двух голубых кругов с кляксами, это слова признаки, которые описывают предмет по внешнему виду (по форме, цвету, размеру, какой предмет на ощупь, по характеру и поведению) и отвечают на вопрос: «Какой?». Для второй строки синквейна есть значки-подсказки, которые обведены голубой рамкой и их три. Давайте попробуем выделить слова-признаки в этих значках. Какой пёс Шарик?
Ответы детей. Пушистый (лохматый, мягкий), весёлый (добрый, улыбающийся), злой (сердитый, недовольный).
Воспитатель. Молодцы. Теперь нам нужно выбрать только два значка для второй строки синквейна и сказать, какой пёс Шарик?
Дети. Добрый и пушистый.
Воспитатель. Третья строка состоит из трёх красных кругов с молоточками, это три слова действия, они описываю то, что может делать предмет или для чего этот предмет нужен и отвечают на вопрос: «Что делает?». Для этой строки синквейна значки-подсказки выделены красной рамкой. Давайте вместе попробуем выделить слова-действия в этих значках и заполним третью строку синквейна.
Дети. Лает, прыгает (играет), лежит, гуляет.
Воспитатель. Четвёртая строка – это предложение, состоящее из 4 слов, обозначаем его зелёными кружочками с сердечками. И для предложения значки-подсказки также обведены зелёным цветом. Какое предложение можно составить из этих значков?
Дети выделяют слова из значков-подсказок и составляют предложение: «Шарик любит есть мясо (кость)».
Воспитатель. И последняя пятая строка состоит из одного жёлтого кружка с солнышком – это слово ассоциация. Ассоциация – это такое слово, с помощью которого можно описать предмет или свое отношение к нему одним словом. Значки-подсказки для слова ассоциации обведены жёлтой рамкой. Давайте определим слово ассоциацию из предложенных значков и закончим синквейн.
Дети. Друг или домашнее животное.
Воспитатель. Вот так выглядит схема стишка-синквейна. Теперь давайте вместе повторим, какой синквейн у меня получился:
Пёс Шарик.
Добрый, пушистый.
Лает, играет, гуляет.
Шарик любит есть мясо.
Домашнее животное.
Теперь, ребята, давайте повторим, как составляется синквейн, а для этого вам понадобятся ваши пальчики.
Педагог проводит пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика.
Вот такой у нас синквейн: (разминают кулаки обеих рук)
Первая строка – предмет, (соединяют мизинцы)
А вторая - форма, цвет. (соединяют безымянные пальцы)
Третья - слова действия. (соединяют средние пальцы)
Четвёртая – предложение. (соединяют указательные пальцы)
Ну а пятая строка – (соединяют большие пальцы)
Слово ассоциация.
Воспитатель. Молодцы ребята. Теперь вы знаете, как составлять синквейн с помощью компьютерной игры и мы можем составить синквейн про Матроскина. А хотите сами составить про него синквейн?
Дети. Да!
Воспитатель. Хорошо, ребята. Для этого вам понадобятся ноутбуки, ну вот ещё какая проблема, у нас их только четыре ноутбука. Что же нам делать? Педагог подводит детей к делению на группы.
Дети. Поделиться на команды.
Воспитатель. Верно, ребята. Поэтому я вам предлагаю поделиться на 4 равные команды по вашему желанию.
Если дети не могут разделиться на группы самостоятельно, то педагог предлагает свою помощь и проводит элемент социо-игровой технологии (игру-поиск), где детям необходимо найти заранее развешенные по всей группе значки с изображением героев мультфильма «Трое из Простоквашино». Каждый значок имеет цветовое обозначение, согласно которым и формируются 4 команды детей для работы с компьютером. Поиск значков проходит по музыкальное сопровождение.
Воспитатель. Ребята, каждый ваш значок обведен круглыми рамками разного цвета. Обратите внимание на цвет рамок своих значков и цвет кружка указанный на ноутбуках и займите свои места за рабочими столами. Дети рассаживаются за столы.
Воспитатель. Молодцы, ребята!
Если дети самостоятельно делятся на 4 группы, то педагогом проводиться динамическая пауза под музыкальное сопровождение.
Динамическая пауза.
Кот Матроскин жил на крыше. (руки поднять вверх)
А в подвале жили мыши! (наклон вперёд, руками дотронуться до пола)
По стене взбирались мыши, (руками «шагать» от щиколотки- вверх по
Не боясь кота на крыше. голени -к коленям- по бедру)
Караулил кот мышей, (повороты головы в сторону)
Вынув пробки из ушей. (руки к ушам)
Он готовил мышеловки, (ладони захлопнуть «мышеловка»)
Но мышата были ловки. (попрыгать на месте, руки на поясе)
Спрятавшись за спину кошки, (ладони перед лицом, выглядывать из-за
В прятки с ним играли мышки. них то с одной, то с другой стороны)
После проведения динамической паузы дети садятся командами за столы с ноутбуками по своему желанию.
Воспитатель. Перед началом работы с компьютером нужно соблюдать простые правила безопасности для сохранения своего здоровья. А какие правила по работе с компьютером вы знаете?
Ответы детей.
Если дети затрудняются в ответе, педагог предлагает послушать правила работы за компьютером.
Дети просматривают ролик «Правила работы за компьютером».
Воспитатель. Сейчас у каждой группы детей будет возможность самостоятельно составить синквейн про Матроскина. Обращает внимание на ноутбуки, лежащие на столах. Для этого вам необходимо открыть ноутбуки и нажать на большую клавишу «пробел». На экранах своих ноутбуков вы видите схему синквейна с левой стороны и значки-подсказки для описания кота Матроскина с правой. Каждый из вас по очереди составляет одну строчку синквейна, по желанию, а остальные ему помогают. Когда работа будет выполнена, каждая группа (или один представитель группы) выйдет к экрану и расскажет свой нерифмованный стишок. Начинаем составлять синквейн. Желаю вам удачи!
Во время составления каждой группой детей синквейнов, воспитатель активно наблюдает за процессом, помогает при необходимости. После работы с обучающими играми дети садятся на стульчики у экрана. После представитель каждой группы (или вся группа) представляет составленный ими синквейн.
Итог занятия.
Воспитатель. Ребята, что-то я забыла, а что мы с вами сейчас составляли?
Дети. Синквейн.
Воспитатель. Одинаковые синквейны у вас получились?
Дети. Нет. Разные!!!
Воспитатель. Совершенно верно!
Воспитатель. А зачем мы составляли синквейны?
Дети. Чтобы помочь коту Матроскину поучаствовать в конкурсе «Расскажи о себе».
Воспитатель. Правильно, молодцы ребята. Так нам же нужно оправить вашу идею коту Матроскину, а так как синквейны получились у вас совсем разные и интересные, то предлагаю вам отправить все синквейны. Вы не против?
Дети. Нет!
Воспитатель. Кот Матроскин может сам выбрать синквейн, который ему больше понравиться, а может соединить все синквейны, как пирамидку, и у него получиться целая корона синквейнов и описать себя на конкурсе по-разному. Педагог отправляет электронное письмо.
Воспитатель. Мне так приятно было работать с вами сегодня, вы такие молодцы!!! А давайте о нашей сегодняшней встрече тоже попробуем составить синквейн.
Педагог последовательно выкладывает алгоритм-схему синквейна на магнитной доске.
Воспитатель. А первое слово в сенквейне будет встреча.
Воспитатель. Подберите два слова-признака, которые могут рассказать, какая была эта встреча.
Дети. Интересная, поучительная.
Воспитатель. Что мы делали на этой встрече?
Дети. Помогали, учились, составляли.
Воспитатель. Составьте предложение о том, для чего мы с вами сегодня встретились?
Дети. Мы помогали коту Матроскину.
Воспитатель. А как бы вы оценили вашу работу.
Дети. Молодцы!