САМООБРАЗОВАНИЕ с 2021 по 2022 г. Тема: "Умная гимнастика" для детей с ОВЗ (ОНР) старшего дошкольного возраста

Бажукова Зинаида Вячеславовна

           ФГОС ДО указывает на необходимость учитывать индивидуальные потребности ребёнка в образовательной среде, которые связаны с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья. В ряде психолого – педагогических исследований (Останкова Ю.В., Богачкина Н.А. и др.) отмечается, что в последние годы, у детей, поступающих в 1 класс, с каждым годом все больше обнаруживается отклонений в состоянии здоровья, нервно-психическом и функциональном развитии. 

          Для оптимального обучения детей с ОВЗ нам необходимы оба полушария, работающие вместе в равной степени и сформированность межполушарного взаимодействия. При несформированности межполушарного взаимодействия не происходит полноценного обмена информацией между правым и левым полушариями. 

           Этой проблемой занимались многие учёные, ведущие специалисты в области нейропсихологии. Благодаря этому современные методики воспитания и обучения, сильно шагнули вперед. Они позволяют развивать мозг, способствуют формированию межполушарных связей, в результате чего дети показывают прекрасные результаты в освоении школьных программ любой сложности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение  

«Детский сад № 69 комбинированного вида»  

ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Бажукова Зинаида Вячеславовна

(Ф.И.О.)

Воспитатель

(Должность)

«Умная гимнастика» для детей с ОВЗ (ОНР) старшего дошкольного возраста

(Название темы)

2021-2022 учебный год

(Начало изучения темы)

 

(Окончание изучения темы)

Ухта, 2021 г


ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПЕДАГОГЕ

Ф.И.О. педагога:  Бажукова Зинаида Вячеславовна                                    

Дата рождения: 13.08.1986 г.                                                                                    

                                                                       

Стаж работы в должности: 11 лет                                                                              

Образование (название учебного заведения и год  окончания):

1. Высшее педагогическое. Учитель географии и биологии г. Сыктывкар, Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального образования «Коми государственный педагогический институт», 2010 г.      

2. Профессиональная переподготовка. Воспитатель. Всерегиональный научно-образовательный центр «Современные образовательные технологии» (ООО «ВНОЦ «СОТех») г. Липецк, 2019 г.                             

Квалификационная категория, год и № приказа о присвоении: Высшая квалификационная категория, приказ № 125-нк от 26 ноября 2018 года.

Темы самообразования, изучаемые ранее (года изучения):

1. Использование технологии «Синквейн» как средство развития речи детей с ТНР (с 2017 по 2019 гг.).

2. Создание интерактивных обучающих компьютерных игр (ИОКИ) для детей старшего дошкольного возраста (с 2019 по 2021 гг.).

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

С введением федерального государственного образовательного стандарта в системе дошкольного образования произошли существенные изменения. Новые требования призваны обеспечить всестороннее личностное развитие ребёнка, создавая условия для его позитивной социализации, развития инициативы и творчества в соответствующих дошкольному возрасту видах деятельности, в том числе и детей с ОВЗ. Впервые за много лет дошкольное детство становится самоценным уровнем образования, а не рассматривается как одна из ступеней для подготовки ребёнка к школе.

Основной целью дошкольного детства стало формирование успешной личности. Определены целевые ориентиры на завершающем этапе дошкольного детства: инициативность, самостоятельность, уверенность в себе, развитое воображение, творческие способности в рисовании, любознательность, способность к волевым усилиям, а также развитая крупная и мелкая моторика.

ФГОС ДО указывает на необходимость учитывать индивидуальные потребности ребёнка в образовательной среде, которые связаны с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья. В ряде психолого – педагогических исследований (Останкова Ю.В., Богачкина Н.А. и др.) отмечается, что в последние годы, у детей, поступающих в 1 класс, с каждым годом все больше обнаруживается отклонений в состоянии здоровья, нервно-психическом и функциональном развитии. Снижается количество детей, имеющих, по результатам диагностического обследования, средний и высокий уровень готовности к обучению в школе. Низкий уровень мышления, нарушения речи, недостаточный уровень произвольности приводит к тому, что увеличивается количество детей, у которых после обследования врачом – психиатром в медицинской карте стоит формулировка «начать» обучение.

Результаты психолого-педагогических обследований, а также наблюдения за детьми в детском саду, позволяют сделать вывод о том, что одной из причин задержки речевого и интеллектуального развития у детей является недостаточное развитие моторики. Дети, у которых плохо развита мелкая моторика, позднее овладевают умением застегивать пуговицы, завязывать банты и шнурки. Им трудно играть с мелкими деталями конструктора, собирать разрезные картинки, нанизывать бусы. У таких детей наблюдается пониженный интерес к занятию лепкой, рисованием. Многие испытывают стресс, который связан с неуспехами в данной деятельности, и поэтому отказываются выполнять какие – либо задания на занятиях. Иногда дети проявляют агрессию по отношению к взрослым и сверстникам, поскольку нарушения речевого развития являются преградой в общении.

Наш мозг состоит из двух различных полушарий, связанных в центре узлом нервных окончаний, который называется мозолистым телом. Каждое полушарие развивает и обрабатывает информацию специфическим образом.

Правое полушарие обрабатывает информацию из кусков до целого линейным способом. Это полушарие имеет дело с частями языка (алфавит, слова, синтаксис, произношение) и должно рассматриваться как языковое полушарие. Оно также имеет дело линейным способом с числами и предпочитает технику обучения новому мастерству шаг за шагом. Ученик с логической доминантой имеет тенденцию к обладанию большим преимуществом в нашей сегодняшней системе образования, ориентированной на язык.

Левое полушарие обрабатывает информацию из целого по кускам в виде контекста. Это полушарие обрабатывает через образ, ритм, движение, эмоции и интуицию. По отношению к языку, это полушарие обеспечивает образы, эмоции, диалект языка, который способствует пониманию. Это полушарие должно быть рассмотрено как творческое сознание из-за его любознательной спонтанной природы. Ребенок с этой доминантой не будет обладать преимуществом в нашей образовательной системе.

Для оптимального обучения детей с ОВЗ нам необходимы оба полушария, работающие вместе в равной степени и сформированность межполушарного взаимодействия. При несформированности межполушарного взаимодействия не происходит полноценного обмена информацией между правым и левым полушариями. Каждое из которых по-своему осуществляет процесс постижения внешнего мира человеком. Несформированность межполушарных взаимодействий у детей приводит к отсутствию слаженности в работе двух полушарий мозга, что, в свою очередь, является одной из причин трудностей в учебе, в том числе и связанных с дизграфией, дизлексией и акалькулией (нарушением процесса формирования навыков письма, чтения, счета).

В настоящее время учителя начальных классов отмечают тенденцию в увеличении числа первоклассников, испытывающих трудности в овладении письмом, чтением, развитии общей и мелкой моторики. Поскольку развитие мелкой моторики руки и зрительно–моторной координации является одним из важных показателей функционального развития, связанного с успешным обучением в школе, возникла необходимость создания в нашем дошкольном образовательном учреждении системы развивающей работы с детьми по данному направлению.

Этой проблемой занимались многие учёные, ведущие специалисты в области нейропсихологии. Благодаря этому современные методики воспитания и обучения, сильно шагнули вперед. Они позволяют развивать мозг, способствуют формированию межполушарных связей, в результате чего дети показывают прекрасные результаты в освоении школьных программ любой сложности.

Развитие межполушарного взаимодействия является фундаментом гармоничного развития ребёнка. Специалисты по нейропсихологии утверждают, что от совместной работы обоих полушарий во многом зависит успеваемость ребенка в школе и благополучие в жизни в целом.

ЛИЧНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА__2021-2022__  УЧЕБНЫЙ ГОД

Сроки проведения итогов по теме самообразования –______________

Форма и место подведения итогов – _________________________________

Месяц

Направления работы

Способы достижения

Отметка о выполнении

Сентябрь

Работа с документацией.

Изучение закона «Об образовании», других нормативных документов

Знакомство и анализ документации

Планирование работы  с детьми на новый учебный год

Изучение литературы по проблеме, создания плана работы

Октябрь

Планирование работы с воспитанниками, требующими особого внимания

Изучение литературы по проблеме, создания плана работы

 Подбор литературы по теме самообразования

Работа с личной библиотекой, интернетом

Создание картотеки упражнений для нейрогимнастики

Сбор необходимой информации на порталах интернета

Подбор карточек-рисунков для нейрогимнастики

Сбор необходимой информации на порталах интернета

Ноябрь

Знакомство воспитанников подготовительной группы с понятием и задачами нейрогимнастики

Беседы, показ презентации, видеороликов

Применение упражнений нейрогимнастики с детьми

Использование разработанных картотек и плана работы

Оформление родительского уголка информацией о нейрогимнастике (кинезиологических упражнениях)

Статьи распечатанные в формате А4

Декабрь

Семинар-практикум для педагогов «Умная гимнастика для детей с ОВЗ»

Обмен опытом

Применение упражнений нейрогимнастики с детьми

Использование разработанных картотек и плана работы

Январь

Дальнейшая разработка плана. Изучение темы по самообразованию

Подбор материала

Подготовка к практическому семинару для родителей

Подготовка доклада с презентацией (видео)

Семинар-практикум для родителей «Умная гимнастика для развития межполушарного взаимодействия у детей с ОВЗ»

Февраль

Применение упражнений нейрогимнастики с детьми

Использование разработанных картотек и плана работы

Март

Применение упражнений нейрогимнастики с детьми

Использование разработанных картотек и плана работы

Дальнейшее изучение по теме самообразования

Источники на порталах интернета

Апрель

Мастер-класс для педагогов «Кинезиологические упражнения на развитие межполушарного взаимодействия»

Подготовка презентации и доклада

Май

Работа над самоанализом. Подведение итогов проведённой работы

Обобщение  опыта

Разработка плана по самообразованию на новый учебный год

Подбор методической литературы

ИЗУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ ЗА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД.

  1. Статья «Развитие мозга». http://sf.misis.ru/Portals/40/Documents/opk/student-life/psychologist/razvitie_mozga.pdf 
  2. Статья «Гимнастика для мозга». https://amakids.ru/about_us/blog/mentalnaya-arifmetika/gimnastika-dlya-mozga-treniruem-um/
  3. Статья «Как гармонично развить мозг ребёнка». https://childdevelop.ru/articles/develop/55/ 
  4. Статья «Нейродинамическая гимнастика для тренировки мозга у детей» https://vospitanie.guru/doshkolniki/nejrodinamicheskaya-gimnastika-dlya-trenirovki-mozga-u-detej 
  5. Комплекс упражнений нейрогимнастики для детей. https://detsad63.odinedu.ru/assets/img/detsad63/%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%20%D1%83%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9%20%D0%BD%D0%B5%D0%B9%D1%80%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BC%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B8.pdf 
  6. Дидактическое пособие для старшего дошкольного возраста. https://dou2.krn.prosadiki.ru/media/2019/12/18/1265220828/Kravchenko_L.A._DOU_2_govoryashhie_kameshki.pdf 
  7. Развитие межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста посредством использования сиситемы кинезиологических игр и упражнений https://www.beluo31.ru/wp-content/uploads/2021/07/72-shiroglazova-yu.a.-yurchenko-l.i..pdf 
  8. Сборник кинезиологических упражнений для детей дошкольного возраста. https://sch7.rkomi.ru/system/attachments/uploads/000/234/220/original/%D1%81%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B8%D0%BA_%D1%83%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9.pdf 
  9. Кинезиологические упражнения направленные на развитие межполушарного взаимодействия у детей младшего школьного возраста с тяжелым нарушением речи http://jigschool1.ru/Logoped/kineziologicheskie_upr.pdf 

ИЗУЧЕНИЕ ВИДЕОМАТЕРИАЛОВ ЗА 2021-2022 УЧ.  ГОД.

1.  5 упражнений на развитие межполушарного взаимодействия у детей. https://www.youtube.com/watch?v=_e3J0lR961U 

2. Как развить мог ребёнка? https://www.youtube.com/watch?v=_NpQfUEuwPE 

3. Нейрогимнастика для детей. Упражнения. https://www.youtube.com/playlist?list=PLL9mTR8ufdlFP-5g_IDadZ8NSlwgoYKQa 

4. Лето с нейрогимнастикой. https://www.youtube.com/watch?v=4-ZevcGqg6c&list=PLL9mTR8ufdlFP-5g_IDadZ8NSlwgoYKQa&index=10 

5. Нескучное развитие (нейрогимнастика с детьми) https://www.youtube.com/watch?v=w6NY5spRg28&list=PLL9mTR8ufdlFP-5g_IDadZ8NSlwgoYKQa&index=12 

6. Гимнастика мозга. Упражнение на развитие интеллекта ребёнка. https://www.youtube.com/watch?v=zBwh_yw60po&list=PLL9mTR8ufdlFP-5g_IDadZ8NSlwgoYKQa&index=14 


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: