Муллачанова Гузалия Халиловна

Сайт учителя татарского языка и литературы

Если я хочу, чтобы ребенок любил мой предмет, я сама должна любить ТО, что преподаю, и ТЕХ, кому преподаю.

Профессия: Учитель татарского языка и литературы

Профессиональные интересы: Литература

Увлечения: Книги, кулинария, вязание, быть тамадой

Регион: Тюменская область

Населенный пункт: с.Чикча, Тюменский район

Место работы: МАОУ Чикчинская СОШ имени Якина

Звание, ученая степень: Почетный работник общего образования РФ, кандидат филологических наук, Заслуженный учитель РФ, Заслуженный учитель РТ

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/mullachanova-guzaliya-halilovna
«Каждый ученик обладает потенциалом саморазвития, причем потенциал этот безмерен, и каждый может достичь в жизни цели и осуществить любой жизненный проект»
М.Монтесорри

 Ученик - это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь. (Плутарх)

 
Учитель! Даже через много лет 
Зажженный вами не погаснет свет! 
И сердце, знаю, будет молодым 
Пока огонь священный будет с ним. 
Твоя душа от всяческих невзгод 
Врачующее пламя сбережёт. 
Оно ещё поможет нам в пути 
Хитрейшие загадки превзойти. 
Оно ещё поможет, и не раз, 
Учитель мой, в делах продолжить вас! 
Учитель! Даже через много лет 
Зажженный вами не погаснет свет!

О себе

Я, Муллачанова  Гузалия Халиловна, окончив Казанский университет вернулась работать учителем татарского языка и литературы в родной Тюменский муниципальный район. Мой педагогический стаж работы - 29 лет. С первых дней работы я полюбила свою профессию и поняла, что это - мое призвание. Учитель – человек особый. В чем его особенность? Можно ответить просто: учитель должен быть примером для своих учеников. Эта истина известна всем. Она бесспорна. Какой большой и тяжелый труд возложен на их плечи. Вечно изобретать, пробовать, совершенствовать и совершенствоваться – вот единственный путь учительской рабочей жизни.
Каждый учитель должен задумываться, как организовать свою работу необычно, интересно, творчески и наиболее эффективно. Ведь эффективность обучения – это результат организации активной деятельности учащихся. Интерес к учебной деятельности у детей резко возрастает, если они действуют не по принуждению, а по внутреннему побуждению. В своей педагогической деятельности я работала над различными темами: «Работа с одаренными обучающимися на уроках родного языка, литературы и во внеурочное время», «Коммуникативно- развивающее обучение на уроках родного языка  и литературы», «Блочно-модульная технология», «Организация внеклассной творческой деятельности по изучению этнокультурного компонента», «Личностно-ориентированное обучение: индивидуализация содержания образования». Мне нравились все технологии. С первых дней моей работы я полюбила детей, старалась принимать их такими, какие они есть, может, поэтому они всегда радовали меня своими успехами и достижениями. За последние 5 лет я подготовила более 10  победителей областной олимпиады по татарскому языку и литературе, 2 призера Всероссийской и Международной олимпиады. Все это – мои ученики, моя гордость, результат моей работы. В своей работе особое внимание уделяю внеклассной работе с учениками.
Хорошая организация послеурочной творческой деятельности учащихся эта та возможность для учителя, которая в какой–то мере, восполняет недостающие часы по изучению родного языка и литературы.
Я веду  эту работу  по многим направлениям  для разновозрастной группы на интегративной основе:
1. Работа с одаренными учащимися – это забота об интеллектуальном потенциале народа. При планировании системы работы с одаренными школьниками надо стремиться к достижению тесной связи урочной системы с внеклассными  мероприятиями по предмету. Группа одаренных детей глубже изучает творчество писателя и поэта, чаще работает в библиотеке, организовывает классные и общешкольные мероприятия, выпускает стенды на родном языке. Наибольшее внимание уделяется подготовке к олимпиадам. Олимпиада – это большая возможность  для пробуждения интереса к родному языку, воспитания у учащихся любознательности, зоркости к  фактам  и явлениям языка, стремление многое осмыслить и понять, повысить речевую культуру. В апреле 2015 года моя ученица 10 класса, Гадиева Анжелла заняла призовое место на Международной олимпиаде по татарской литературе, которая проходила в Республике Татарстан.
2. Сотрудничество с областной татарской газетой «Янарыш», дает возможность организовывать встречи с журналистами, писателями, учеными, видными деятелями культуры, писать статьи, планировать совместные мероприятия. Около 100 публикаций моих учеников напечатались на страницах этой газеты, неоднократные благодарственные письма редакции радуют нас. Самая большая гордость, когда родители видят результат своих детей на страницах газет. Статьи посвящаются родителям, бабушкам и дедушкам, временам года, событиям в школе, праздникам и т.д.
3. Реализация программ дополнительного образования – кружки «Татарское устное народное творчество», «Юный корреспондент», дают возможность более подробно изучить историю, культуру, литературу татарского народа, сравнить с другими народами, найти общее, а также освещать результаты работы на страницах газет. Ежегодно вместе с ребятами готовим постановки татарских спектаклей, которые показываем родителям, приглашенным гостям. Потенциал детей действительно безграничен, надо просто найти ключ к каждому ребенку и уметь заинтересовать их. Ведение исследовательской работы по изучению фольклора, ономастики, святых мест, праздников помогает разнообразить внеклассную работу. Мои ученики ежегодно участвуют на областном конкурсе «Моя малая Родина: культура, природа, этнос» с такими работами: «Исследование старинной  и современной одежды татар», «Роль национальных праздников в развитии культуры села», «История моего села». Активно участвуем  в районном и областном смотре - конкурсе «Утренняя звезда» в номинации «Художественное слово», «Сочинение». Все это результаты изучения этнокультурного компонента.
4. Сотрудничество с Тюменским государственным университетом, с ТОГИРРО дает возможность активно участвовать на научно-практических конференциях «Сулеймановские чтения», «Диалог культур». Выступление не только в секционной части конференций, но и в пленарной или ежегодно показывать мастер-классы на областном и межрегиональном уровне, дает новый старт на достижение высоких результатов в работе. За последние 5 лет наличие около 15 публикаций позволяет мне делиться опытом работы на различных уровнях.
 
Более  25 лет я возглавляю районное методическое объединение учителей татарского языка и литературы, куда входят 7 школ с этнокультурным компонентом.  Ежегодно провожу по 4 семинара, где мы с учителями показываем открытые уроки, обмениваемся опытом. В последние годы в своей работе уделяю особое внимание наиболее актуальным темам: «Сравнительно-сопоставительное изучение русского и татарского языков», «Диалог культур в контексте литератур». Так как именно через сравнительно-сопоставильное изучение двух языков можно больше заинтересовать детей своим предметом, добиться больших результатов. А изучение литератур через диалог культур, позволяет воспитать толерантного, нравственно воспитанного человека, ведь это одна из самых основных задач каждого учителя. В 26 ноябре 2016 года в нашей школе на высоком уровне прошло Межрегиональное мероприятие «Дни татарского просвещения в Тюменской области», где мне представилась возможность показать мастер-класс по татарской литературе. 
Последние 10 лет возглавляла школьное научное общество молодых исследователей “Эврика”. Проводила ежегодные научно практические конференции, где защищались исследовательские работы с этнокультурным содержанием. Многие годы являюсь членом аттестационного совета района, а с 2011 года являюсь членом экспертного совета Тюменского муниципального района.
Одним из самых важных моментов педагогической деятельности является уважение коллег, умение планировать совместную работу, помогать друг другу и тогда все у тебя получится. Я рада, что  в моей школе коллеги всегда поддерживают меня, ведь мои заслуги – это и их труд, ведь мы делаем общее дело – воспитываем подрастающее поколение!
Я счастлива, что я стала учителем татарского языка и литературы, я чувствую, что ко мне тянутся дети, уважают коллеги, а большего мне и не надо. Именно тогда самое трудное становиться легким и я люблю то, что делаю, и тех, для кого даю урок! 
 

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

  И.Тургенев "Отцы и дети"; М. Шолохов "Сульба человека", Б.Васильев "А зори здесь тихие"; Повесть Фатиха  Амирхана  "Хаят" ("Хәят")

      Повесть "Осень" ("Көз"), драма "Зулейха" ("Зөләйха") Гаяза Исхакыя

      "Фронтовики" ("Фронтовиклар"), "Мы - дети сорок первого года" ("Без - кырык беренче ел балалары"),

 "Человек уходит - песня остается" ("Кеше китә - җыры кала")  Мухаммада Махдиева

      "Незказанное завещание" ("Әйтелмәгән васыять") Амирхана Еники

      "Раскаяние любви" ("Мәхәббәт тәүбәсе") Хади Такташа

      "Судьба, выбранная нами" ("Үзебез сайлаган язмыш") Туфана Миннуллина

      "Школа Жизни" Ш.А. Амонашвили

Мой взгляд на мир

 Современный учитель? Кто он? Профессионал - человек, который живёт своей профессией, в которой достигает значительных успехов, получает прогнозируемый результат?… Гражданин - лицо, принадлежащее на правовой основе к определенному государству, имеющее определенную правоспособность, наделенное правами, свободами и обремененное обязанностями? Творец или творческая личность, которая через творческую деятельность стремится найти себя, ядро своей личности, глубинную сущность? Мало кто из ведущих учёных, творцов или граждан своей страны может похвастаться тем, что он хороший школьный учитель. Именно школьный, поскольку "научная школа" - это несколько иное…. Учитель.… Стоит только произнести слово «Учитель», как мы представляем всё самое прекрасное и доброе, что может быть в человеке. Таких людей, как учителя, пожалуй, не встретишь нигде: артистичные, творческие, бесконечно преданные ученикам, эрудированные, энергичные. Люди этой важнейшей профессии на земле, не жалея себя, делают всё возможное, чтобы их ученики стали образованными, грамотными людьми в будущем.
    Учитель – это человек, который стоит между наукой и маленькой личностью. Учитель видит и ценит в ребёнке ту неповторимую индивидуальность, которая отличает всех друг от друга, умеет обеспечить свободу самовыражения его личности и понимает, что ребёнок – человек, имеющий собственное представление о мире, свой опыт и свои чувства. Учитель – необыкновенный человек, в котором должны присутствовать сразу два противоположных качества: мягкость и строгость. В их разумном сочетании и заключается мудрость учителя. Современный учитель…, на мой взгляд, профессионал, который вынужден знать о массе направлений, непосредственно связанных с его предметом/предметами, а сверх того — иметь представление и о других предметах, владеющий комплексом качеств, которые способствуют успешной передаче знаний; гражданин, на каждом уроке воспитывающий в своих детях доброту, милосердие, честность, порядочность, любовь к Родине - качества, составляющие непреходящую ценность человеческой культуры во все века. Когда надо, он артист, художник, потребуется – писатель, певец. В то же время он всегда ученик. Недаром русская народная пословица гласит: учи других, и сам поймёшь. Это тот, кто всегда учится творчеству, и творит – себя как личность, урок, ученика, так как педагогическая деятельность - будто мозаика, где образ складывается из кусочков, который необходимо подобрать по цвету, форме, размеру. Работа кропотливая, трудоёмкая. Не всегда частички совпадают. Иной раз приходится всё перекладывать заново, пересматривать. Учитель только тогда учитель, когда он чувствует, что накопленный им опыт, его знание позволяют вести за собой своих учеников. На нем огромная ответственность за каждое прикосновение словом, мыслью, жестом к разуму, душе ребенка. Ребенку нужен учитель не информатор-марионетка, а соратник, друг, способный бескорыстно дарить знания, доброту, любовь всем людям, окружающим его, поэтому надо построить свою работу так, чтобы ученик всегда выступал в соавторстве с тобой: спорил, делился мнениями, выступал, отстаивал свою точку зрения. «Смотри на мир глазами ребенка,…учись мечтать и учи этому современных детей», - вот так кратко можно охарактеризовать мою педагогическую философию. Отдавать себя детям, понимать их, находить радость в общении с ними, верить в то, что каждый из них – личность индивидуальная, неповторимая – вот основные составляющие, на мой взгляд, современного учителя.
     Я работаю учителем татарского языка и литературы. В школу я попала неслучайно, еще, будучи студенткой 5 курса при прохождении педагогической практики, я твердо решила, что по окончании университета непременно буду работать в своей родной школе. Я глубоко убеждена, что учитель должен верить, что все дети без исключения способны и успешны, но каждый ребёнок талантлив по - своему. Каждому нужно помочь найти себя, раскрыть свои способности, самореализоваться. Только тогда он может добиться поставленной цели. А если нужного результата нет, то причину нужно искать, прежде всего, в учителе, в его неудачных методах, а не в бездарности детей.
    
     И, в заключение, мне хотелось бы привести одно высказывание, которое, в полной мере раскрывает мою педагогику: «Каждый человек выбирает свой жизненный путь с того момента, когда появились «маленькие крылышки», с помощью которых он пытается взлететь вверх, но они еще слишком малы, чтобы взлететь, и поэтому он бежит по земле, перебирая своими еще неокрепшими ножками в надежде почувствовать свободу полета. И куда приведут его эти ножки, если рядом не окажется того, кто будет учить его летать?» Учите летать! Уверенно стоящим на крыле падения не страшны!

Моё портфолио

Учительство – это искусство, труд не менее титанический, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает своими знаниями и любовью, своим отношением к миру.  (Лихачев Д.С.)

Мои публикации:
Родной язык и литература
Филологические науки
Публикации моих учеников:
Добавить грамоту в портфолио
Портфолио: