Сибирский характер: особенности, сущность, духовная красота
Сибирь воспринимается поэтами как регион, содержащий уникальный комплекс природно–сырьевых и человеческих ресурсов. Поэты рассматривают Сибирь как топос, способный воздействовать на личностные качества сибиряков. Обширное пространство края требовало от людей экстраординарного типа поведения, выраженного в способности к состраданию, милосердию. В стихотворении Ш.Гадельши «Себер татары» проводится именно такая мысль, милосердие возводится в ранг признаков, присущих именно сибирским татарам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sibirskiy_harakter.doc | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муллачанова Гузалия Халиловна,
учитель родного языка и литературы
МАОУ Чикчинской СОШ
Сибирский характер: особенности, сущность, духовная красота
Сибирь воспринимается поэтами как регион, содержащий уникальный комплекс природно–сырьевых и человеческих ресурсов. Поэты рассматривают Сибирь как топос, способный воздействовать на личностные качества сибиряков. Обширное пространство края требовало от людей экстраординарного типа поведения, выраженного в способности к состраданию, милосердию. В стихотворении Ш.Гадельши «Себер татары» проводится именно такая мысль, милосердие возводится в ранг признаков, присущих именно сибирским татарам.
Вместе с тем, некоторые качества, присущие местным жителям, вызывают у поэтов негативную оценку. Например, чрезмерная скованность, скромность, застенчивость, терпеливость, сдержанность. В стихотворениях С.Сагитова («Халкым хәле»), Ш.Гадельши («Ишеттерәләр колагыма») такие черты становятся объектами политической сатиры.
Во многих стихотворениях, посвященных теме труда, сибирский характер предстает перед читателем такими чертами, как усердие, выносливость, смелость. Авторами проводится мысль, что только в условиях суровой природы мог сформироваться современный тип сибиряка. Как одно из качеств, выделяется чрезмерная любовь к профессии, а именно – к охоте и рыболовству (Гаделша, «…Болан баскан эзләргә»). Поэзия Ш.Гадельши обращена к неуловимым движениям человеческой души, ищущей гармонии с миром. Целеустремленность и наивность вперемежку с хитринкой – качество, передающееся из поколения в поколение: сибирские татары как дети, заявляет он («Яртыясак»).
Во многих случаях на стыке историзма и психологизма снимается противоречие характера сибиряка. Обожествление природы, соединение мифологических представлений с реальными служат выделению в структуре характера сибиряка таких качеств, как бережное отношение к природе, уважение старших, отзывчивость (Ш.Гаделша, «Күл йөрәге» и др.). Авторы открывают в сибиряках способность соединять в своем сознании воображаемые, мифологические образы и выражать их в фольклорных мотивах и образах. Например, в стихотворении Ш.Гадельши «Элек тә бит, самолетлар очса..» сибирские леса сравниваются со скотом для забоя. Экологическая катастрофа передается через призму мировоззрения первобытного человека.
Особое внимание уделяется этико–социальному содержанию жизни сибиряков. В посвящениях землякам формируется тип людей, склонных к подвижничеству, мобильных, энергичных. На первое место выходит способность служения народу, посвящения себя общему делу. Восхваляя их, лирический герой как бы и сам проходит серьезный духовный путь внутренней эволюции, самосовершенствования, призывая «за собой» и читателей.
Для многих поэтов центральной темой является духовно–нравственное состояние общества, тревога за судьбу своей малой родины. По мнению поэтов, природа Сибири обладает реальной созидательной силой. Человек научится созидать в нем не нарушая, если сумеет преодолеть свою чрезмерную терпеливость, беспечность, беззаботность (Ш.Гадельша, «Төмәнне көрткә төрә»), если сумеет проникнуть душевным строем внутреннего одухотворенного пространства в реально–историческое, природное время–пространство своей земли.
С.Сагитов указывает на некоторые противоречивые черты сибирского характера («Мин яратмыйм»). В стихотворениях З. Акбулякова («Тормыш сыйфатлары»), Г. Абайдуллиной («Ит изгелек») определяется назначение человека, смысл его жизни в мирной счастливой жизни в кругу семьи в удовлетворении его насущных потребностей и размножении рода, что соответствует народным представлениям о счастье. Сибирский характер выступает в роли хранителя родовой памяти.