Мастерство изображения образов природы в сибирской поэзии

Муллачанова Гузалия Халиловна

Татарские поэты Сибири творчески перерабатывают и развивают традиционную образность, органично связав ее с задачей раскрытия идеи произведения. В поэзии широко представлены образы мифологии сибирских татар, отражающие представления народа о природе. Чертами живых существ наделены и деревья, и озера, и птицы, и животный мир. Это позволило отразить философские взгляды, этико–эстетические и педагогические воззрения народа. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon masterstvo_izobrazheniya_obrazov.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муллачанова Гузалия Халиловна,

 учитель родного языка и литературы

МОУ Чикчинской СОШ

Мастерство изображения образов природы в сибирской поэзии

Образность в поэзии сибирских татар опирается на традиции фольклора. Главными объектами образной системы поэтов становятся лес, деревья, птицы и др. При этом поэты расширили границы использования образов природы, наполняя их новым содержанием. Например, Ш. Гадельша обращается к природе для описания внутреннего мира, духовного состояния лирического героя. В его стихах природа продолжает или заменяет человека. Образ леса – один из основных в его поэзии. Для него лес – и друг, и сердечный советчик, и талисман. Лирический герой как бы пропускает каждый вздох леса через себя. Тревога за лес как сквозной мотив проходит через все творчество поэта: «Сагая карт урман», «Элек тђ бит, самолетлар очса...», «Урманнарга кабам», «Заман агачлары» и др. Лес выступает как целое, а деревья и птицы, звери – как его составляющие. Появляются параллели: лес – деревья, лес – родная земля, лес – окружающая действительность, лес – Родина. В некоторых произведениях образ леса становится средством сатирической образности.

В творчестве И.Махиянова сильна аллегоричность. Например, в стихотворении «Поши» лесные звери олицетворяют людское общество. Сложный мир своего времени поэт раскрывает, основываясь на народную мудрость, мировоззрение народа.

Образы, связанные с водой, в творчестве сибирских поэтов придают стихам не только национальный колорит, но и передают особенности восприятия, мышления народа. В стихотворениях Б.Наурузова («Тирән күл буенда», «Җәйге кичтә», «Тубыл сулары», «Туган ягым»и др.) озеро – венец сибирской природы. Как и в мифологии, чувствуется придание образу свойств символа чистоты, первозданности. В некоторых стихотворениях образ колодца, например, становится средством психологического анализа.  Психологический параллелизм выдвигается на первый план в стихотворениях Г.Абайдуллиной «Күңел коесы», «Олыкүл». В некоторых стихах Ш.Гадельши также применяется аллегория озеро/душа. В стихотворении «Күл йөрәге» трансформирован этнологический миф первобытного человека: его герой–рыбак вдруг вообразил, что поймал сердце озера и поэт описывает состояние испуга, растерянности, успокоения.

Образы деревьев в основном используются как символы. Береза олицетворяет любовь, сосна – род и др. В стихотворениях Ш.Гадельши, как и у Б.Сулейманова, образы деревьев дают возможность художественного постижения философских глубин человеческого бытия. Как и в представлениях дедов, их деревья – мыслящие существа, поэты представляют модель мира, основанную на единстве человека и природы.

Через символические образы птиц поэты выражают слияние природы с внутренним миром человека, доказывают, что все в мире имеет общую природную основу. Образ лебедя в стихотворениях Гадельши – символ природы, в стихотворении «Аккошларым минем» символ служит выделению идеи: вопросы экологии причиняют боль только любящим природу! Образ журавля выступает как аллегория. Утка как и в тюркской мифологии – начало всех начал и т.д. Таким образом, в его поэзии через образы птиц ярко высвечивается менталитет, характер сибирских татар. Птицы–символы часто встречаются в творчестве Б.Сулейманова. Ф.Утяшева вводит их с целью политической сатиры («Каргалар») и т.д.

Образы животных воплощают материнское начало в природе. Среди них выделяются олень и медведь (хозяин). Стихотворения  Гадельши, где участвуют образы животных – это кодекс народной морали: например, он утверждает, что смерть каждого животного –  прекращение жизни вообще.

Среди образов природы присутствуют и связанные лишь с природой Сибири. Например, топь, болото и др.

Таким образом, татарские поэты Сибири творчески перерабатывают и развивают традиционную образность, органично связав ее с задачей раскрытия идеи произведения. В поэзии широко представлены образы мифологии сибирских татар, отражающие представления народа о природе. Чертами живых существ наделены и деревья, и озера, и птицы, и животный мир. Это позволило отразить философские взгляды, этико–эстетические и педагогические воззрения народа.