Консультация для педагогов и родителей «Использование нейропсихических игр и упражнений на занятиях по физической культуре для детей 5-7 лет в условиях ДОУ»
консультация (старшая группа)

Елюшкина Елена Николаевна

Использование нейропсихических игр и упражнений на занятиях по физической культуре для детей 5-7 лет в условиях ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neyroigry.docx25.26 КБ

Предварительный просмотр:

        

Консультация для педагогов и родителей

«Использование нейропсихических игр и упражнений на занятиях по физической культуре для детей 5-7 лет в условиях ДОУ»

        

                                Инструктор по физической культуре :  Елюшкина Е.Н.

        Ульяновск - 2025

Использование нейропсихических игр и упражнений на занятиях по физической культуре для детей 5-7 лет в условиях ДОУ.

Существует множество традиционных программ по физическому развитию дошкольников, согласно которым работают инструктора в детских садах. Однако, в наше время активно набирают популярность новые и современные формы и методы проведения занятий. Один из таких приемов – это использование нейрогимнастики или нейроигр.

Нейрогимнастика – это система упражнений для развития нейропластичности, т. е. способности нейронов и нейронных сетей в мозге изменять связи и поведение в ответ на новую информацию, сенсорное стимулирование и другой опыт. Другими  словами - это не только гимнастика для тела, но и одновременно гимнастика для мозга.

Нейрогимнастика  активно задействует все органы восприятия, причем необычным образом и в разных комбинациях. Ее главная цель - развитие способности мозга устанавливать взаимосвязь между информацией, поступающей от различных анализаторов, что позволяет создавать новые нейронные связи.

Главный принцип нейрогимнастики - постоянно изменять простые шаблонные действия, т. е. давать мозгу возможность решать привычные задачи непривычным образом.

Цели нейрогимнастичеких упражнений:

- синхронизация развития полушарий;

- развитие мелкой моторики;

- развитие координации, ловкости;

- развитие памяти, внимания;

- развитие речи и мышления.

Основные правила выполнения упражнений нейрогимнастики:

- должны быть задействованы не менее двух органов чувств;

- нужно концентрировать внимание на тех объектах или параметрах среды, которые ранее оставались незамеченными;

- следует менять привычные маршруты выполнения движения;

- необходимо выполнять упражнения регулярно.

При выполнении определённых физических действий у человека образуются нейронные связи, соответственно, повышается способность к обучению. Поэтому, чтобы образовывать и развивать эти связи у детей дошкольного возраста можно использовать как раз нейродинамические упражнения и игры в процессе занятия по физической культуре.

Далее приведем пример таких игр и упражнений для детей старших и подготовительных групп.

В вводной части занятия можно использовать ходьбу с заданиями для рук на каждый шаг, разную постановку стоп при ходьбе – правая нога на носок, левая - на пятке, ходьба спиной вперёд, ходьба ноги с крестно меняя ноги на каждый шаг и т. д. Ещё можно использовать для ходьбы оборудование (дорожки, мостики, специальные коврики, координационные (верёвочные) лестницы.

В общеразвивающих упражнениях можно использовать разноименное поднимание ног и рук, а также задания для рук при выполнении привычных упражнений – при выполнении приседаний менять положение рук в определенном порядке на каждое приседание. Приступать к занятиям следует, постепенно включая по одному (или по два) простых задания. Предлагаю вашему вниманию комплекс нейрогимнастики.

Гомолатеральные  шаги.

Шагаем на месте. При этом высоко поднимаем колено и тянем к нему локоть. Чем медленнее выполняется упражнение, тем выше его эффективность и тем ощутимее будет результат. Идеально подходит для активации зон мозга, ответственных за логику и счет.

Рисуем знак бесконечности.

Это упражнение носит еще название Ленивые восьмерки. А все потому, что мы рисуем цифру 8, которая лежит на боку. О том, что это знак бесконечности знают далеко не все дети. Смысл в том, что мы следим глазами за движущимся большим пальцем, описывающим ленивую восьмерку. Сгибаем руку в локте и выставляем ее вперед, большой палец должен быть на уровне глаз. Чем медленнее движения тем выше мышечная концентрация Голову держим прямо и расслабленно. Важно: следить за движением большого пальца нужно только глазами! Движение большого пальца начинается от центра зрительного поля и идет сначала вверх по краю поля видения, а дальше против часовой стрелки вниз и обратно в центр. Затем аналогично по часовой стрелке - вправо и вверх, и обратно в центр. Делаем как минимум три раза каждой рукой, плавными и непрерывными движениями.

Теперь сцепляем руки в замок: при этом большие пальцы направлены вверх и образуют как бы букву «Х». А теперь делаем ленивую восьмерку уже двумя сцепленными руками.

«Ухо-нос»  или «Веселые обезьянки».

Со стороны это упражнение выглядит крайне забавно. Но на самом деле выполнять его не так, чтобы просто. С первого раза может и не получиться. При этом здесь как раз очень важна скорость. И чем быстрее вы будете его выполнять, тем лучше. Отличное упражнение для детей, испытывающих проблемы с чтением и письмом. Итак, левой рукой беремся за кончик носа, а правой в этот же момент за противоположное ухо. Теперь одновременно отпускаем ухо и нос, хлопаем в ладоши, меняем положение рук с точностью «до наоборот».

Крабик.

Упражнение, которое точно поможет проснуться, причем не только телу, но и мозгу.  Ребенок становится на пол, опираясь на руки и ноги (но именно ступни, а не колени), и ходит на четвереньках. При этом движения прямо, вперед, назад, в сторону, как краб, слева направо и справа налево.  

Нейроигры и упражнения с мячом.

С мячом можно проводить игры и упражнения, как индивидуальные, парные, так и командные, общие. Они могут быть разными: кидать мяч двумя руками одновременно, как вперёд, так и назад (за спину) – просто, а можно в цель; подбрасывать и перекидывать одной рукой, а ловить другой; сбивать мишень; отбивать о стену – ловить, перепрыгивать через него и т.д и т.п. Мячи чем более разнообразных размеров, форм, фактур и веса вы используете, тем больше вы создаёте условий для развития ребёнка. Задача состоит в том, чтобы довести каждый из этапов до автоматизма. Каждое движение выполняется четко.

1. Поднять мяч вверх, над головой. Ноги на ширине плеч.

2. Опустить мяч вниз и одновременно прыгнуть, приземляясь на пол ноги в стороны.

3. Прыгнуть приставляя ноги на ширину плеч и одновременно поднять мяч вверх над головой.

4. Дети кидают мяч друг другу и ловят его при этом называют слово связанное по смыслу (например один ребенок говорит слово: «небо», а второй ребенок отвечает: «облако» - и кидает мяч обратно).

В играх с мячом можно использовать различные варианты добавления слов, например: называет месяц, время года, читает стихотворение по очереди, считают вслух и т.п.

Игра развивает внимание, межполушарное взаимодействие, двигательную активность.

 Игра «Ножки и ладошки». 

Вырезаем отпечатки ступней и ладошек.

Наклеиваем их на ватман или другую основу. Предлагаем ребенку пройти полосу препятствий.

Балансир для детей.

Способствует развитию ловкости. Занятия на балансире воздействуют на мозжечок, который отвечает за эмоциональную и умственную составляющие, координацию движений, память, речь и равновесие. Детям будет интересно и весело балансировать на платформе. К тому же, это очень полезно для здоровья ребенка. При выполнении даже несложных движений, приходится напрягать самые мелкие мышцы тела для удерживания равновесия.

Балансировочные дорожки – используются для групповых занятий и проведения различных эстафет. Доказано, что развитие детей, постоянно занимающихся на балансире, происходит более активно по сравнению с другими детьми. Упражнения на удерживание равновесия способствуют улучшению осанки, гибкости и укреплению опорно-двигательного аппарата. И это при условии минимального воздействия на суставы. Во время тренировок, в сухожилиях, связках и мышцах активизируются проприоцептивные рецепторы, отвечающие за чувство равновесия в теле и реагирующие на изменение его положения.

Вывод.

Использование данных упражнений и игр  на физкультурных занятиях с детьми старшего дошкольного возраста способствует активизации межполушарного взаимодействия, что формирует стрессоустойчивость ребенка к обучению в школе. У детей улучшается память, самоконтроль поведения, повышается концентрация внимания, происходит формирование пространственных ориентаций, повышается уверенность в своих силах. А это, в свою очередь, является одним из главных критериев психологического здоровья дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проектная деятельность "Использование элементов аэробики и гимнастических упражнений на занятиях по физической культуре с детьми старшего дошкольного возраста"

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед нами педагогами, является сохранение и укрепление здоровья детей, координация их всестороннего физического и психического развития, р...

Консультация для педагогов «Игровые дыхательные упражнения на занятиях по физической культуре как средство развития речи дошкольников»

Дыхание - это жизнь. Справедливость такого утверждения вряд ли у кого-нибудь вызовет возражение. Действительно, если без твердой пищи организм может обходиться  несколько месяцев, без воды - неск...

Использование кинезиологических упражнений на занятиях по физической культуре для детей дошкольного возраста

Использование кинезиологических упражнений на занятиях физической культуры для детей дошкольного возраста...

Методическая разработка для педагогов ДОУ тема: «Рациональное использование гимнастических упражнений на занятиях по физической культуре в дошкольных учреждениях»

Методическая разработка в помощь педагогам детского сада для обучения и проведения гимнастических упражнений, ОРУ, строевых упражнений....

Сообщение из опыта работы "Использование кинезиологических упражнений на занятиях по физической культуре в работе с детьми, имеющими речевые нарушения"

      Сегодня мне хочется рассказать  о кинезиологических упражнениях, которые, по моему мнению, являются  результативными и эффективными средствами коррекции и по...

Использование нейроигр и упражнений на занятиях по физической культуре с детьми дошкольного возраста

Для детей важно движение. С рождения и до школы у ребёнка идёт созревание сенсорных систем: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Для их правильного развития необходимо, чтобы мозг верно «пере...

Использование кинезиологических упражнений на занятиях по физической культуре для детей дошкольного возраста

Тема по самообразованию. Польза кинезиологических упражнений для детей дошкольного возраста на занятиях по физической культуре и на утренней гимнастике....