«Йога – это инструмент гармоничного развития ребенка»
методическая разработка

Бабинцева Наталья Алексеевна

Консультация для родителей и для педагогов

         Йога – явление чрезвычайно древнее и уникальное. Йогу в широком смысле обычно понимают как союз индивидуального (дживатма) со всеобщим (параматма). Человек в ней рассматривается как часть Вселенной, как частица космоса.

         «Йога — это свет, который когда-то горит, никогда не будет тусклым.

Чем лучше ваша практика, тем ярче пламя». БКС Айенгар

«Йога — это прекрасная возможность любоваться тем, кто вы есть».

Джейсон Кранделл

      Йога - это уникальная система, которая сочетает в себе физические, психологические практики, методики правильного дыхания и самосовершенствования. Она направляет даже самых маленьких к познанию окружающего мира, себя и возможностей своего организма.
Поддерживать здоровье, развивать гибкость и выносливость, умение концентрировать внимание необходимо с ранних лет, именно поэтому был разработан детский вариант йоги с учетом физических, физиологических и психологических особенностей ребенка. Выполняя специальные физические упражнения - асаны и суставную гимнастику, ребенок начинает осознанно относиться к своему телу и изменениям, которые происходят в нем. Регулярные занятия приводят к развитию гибкости, корректировке и профилактике заболеваний опорно-двигательного аппарата. Йога учит ребенка правильному дыханию. Йога для детей – это комплекс упражнений, который способствует нормальному физическому и психическому развитию детского организма. Попробуем разобраться, что следует знать родителям, чтобы направить ребенка заниматься йогой. Почему же нельзя заменить йогу для детей, скажем, каким-нибудь другим видом спорта? Во-первых, только йога позволяет гармонично развиваться как физически, так психически и умственно. Во-вторых, активные физические нагрузки, применяемые в других видах спорта, могут травмировать неокрепшие детские мышцы или позвоночник.  Как проводить занятия с детьми дошкольного возраста? Вот примерный план:

Сначала самомассаж («Мышка», «Воробей», «Дятел») и дыхательная гимнастика («Градусник», «Свеча», «Сердитый ежик» и другие). Затем – разминка,  которая улучшает кровообращение, разогревает мышцы и суставы, подготавливая тело ребенка к основной части - выполнению асан.
В разминку входят пальчиковые игры («Дружный зоопарк», «Гости», «Дружные пальчики») и подвижные игры («Парад чувств», «Детективы» )
     Основная часть –это разучивание асан или повторение, закрепление асан, которые изображают людей (поза героя) и животных (поза кошки, поза собаки). В этих позах дети свободно выражают свои эмоции. Можно лаять, мяукать, в позе льва - рычать, в позе змеи - шипеть. В позе героя - почувствовать себя героем. Таким образом, дети учатся освобождаться от негативных эмоций. И, конечно, эти упражнения дают детям физическое развитие.
После основной части - дыхательные упражнения. Они укрепляют иммунитет, приводят в порядок нервную систему.
Заканчивается занятие релаксацией, которая называется шавасана, когда ребенок после активного занятия учится расслаблять свое тело. Дети слушают сказки, легенды, поучительные истории и приятную музыку. \

Самое главное помнить, что цель детской йоги не выполнение упражнений на “отлично”, а создание доверительной, плодотворной, не конкурентной атмосферы, где дети будут чувствовать себя свободно, радостно и смогут расслабиться.

«Благодаря практике йоги мы обнаруживаем, что забота о счастье и благополучии других людей, а также животных, должна быть неотъемлемой частью поиска собственного счастья и благополучия».

 

Литратура.

.Научно-практический журнал «Инструктор по физической культуре».- М.: «Сфера», №5/2011

.В.Осипова «Поза ребёнка. Хатха-йога в детском саду». ж/Обруч №3 1997

.С.Сергеева «Йога для детей». Изд.: АСТ/Астрель Год: 2008 Серия: Рецепты здоровья.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yoga_-garmonichnoe_razvitie.docx19.29 КБ

Предварительный просмотр:

«Йога – это  инструмент гармоничного развития ребенка»

Консультация для родителей и для педагогов

         Йога – явление чрезвычайно древнее и уникальное. Йогу в широком смысле обычно понимают как союз индивидуального (дживатма) со всеобщим (параматма). Человек в ней рассматривается как часть Вселенной, как частица космоса.

         «Йога — это свет, который когда-то горит, никогда не будет тусклым.

Чем лучше ваша практика, тем ярче пламя». БКС Айенгар

«Йога — это прекрасная возможность любоваться тем, кто вы есть».

Джейсон Кранделл

      Йога - это уникальная система, которая сочетает в себе физические, психологические практики, методики правильного дыхания и самосовершенствования. Она направляет даже самых маленьких к познанию окружающего мира, себя и возможностей своего организма.
Поддерживать здоровье, развивать гибкость и выносливость, умение концентрировать внимание необходимо с ранних лет, именно поэтому был разработан детский вариант йоги с учетом физических, физиологических и психологических особенностей ребенка. Выполняя специальные физические упражнения - асаны и суставную гимнастику, ребенок начинает осознанно относиться к своему телу и изменениям, которые происходят в нем. Регулярные занятия приводят к развитию гибкости, корректировке и профилактике заболеваний опорно-двигательного аппарата. Йога учит ребенка правильному дыханию. Йога для детей – это комплекс упражнений, который способствует нормальному физическому и психическому развитию детского организма. Попробуем разобраться, что следует знать родителям, чтобы направить ребенка заниматься йогой. Почему же нельзя заменить йогу для детей, скажем, каким-нибудь другим видом спорта? Во-первых, только йога позволяет гармонично развиваться как физически, так психически и умственно. Во-вторых, активные физические нагрузки, применяемые в других видах спорта, могут травмировать неокрепшие детские мышцы или позвоночник.  Как проводить занятия с детьми дошкольного возраста? Вот примерный план:

Сначала самомассаж («Мышка», «Воробей», «Дятел») и дыхательная гимнастика («Градусник», «Свеча», «Сердитый ежик» и другие). Затем – разминка,  которая улучшает кровообращение, разогревает мышцы и суставы, подготавливая тело ребенка к основной части - выполнению асан.
В разминку входят пальчиковые игры («Дружный зоопарк», «Гости», «Дружные пальчики») и подвижные игры («Парад чувств», «Детективы» )
    Основная часть –это разучивание асан или повторение, закрепление асан, которые изображают людей (поза героя) и животных (поза кошки, поза собаки). В этих позах дети свободно выражают свои эмоции. Можно лаять, мяукать, в позе льва - рычать, в позе змеи - шипеть. В позе героя - почувствовать себя героем. Таким образом, дети учатся освобождаться от негативных эмоций. И, конечно, эти упражнения дают детям физическое развитие.
После основной части - дыхательные упражнения. Они укрепляют иммунитет, приводят в порядок нервную систему.
Заканчивается занятие релаксацией, которая называется шавасана, когда ребенок после активного занятия учится расслаблять свое тело. Дети слушают сказки, легенды, поучительные истории и приятную музыку. \

Самое главное помнить, что цель детской йоги не выполнение упражнений на “отлично”, а создание доверительной, плодотворной, не конкурентной атмосферы, где дети будут чувствовать себя свободно, радостно и смогут расслабиться.

«Благодаря практике йоги мы обнаруживаем, что забота о счастье и благополучии других людей, а также животных, должна быть неотъемлемой частью поиска собственного счастья и благополучия».

Литратура.

.Научно-практический журнал «Инструктор по физической культуре».- М.: «Сфера», №5/2011

.В.Осипова «Поза ребёнка. Хатха-йога в детском саду». ж/Обруч №3 1997

.С.Сергеева «Йога для детей». Изд.: АСТ/Астрель Год: 2008 Серия: Рецепты здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказочные занятия, как условие для гармоничного развития ребенка (материал по самообразованию)

Сказочные занятия, как условие для гармоничного развития ребенка (материал по самообразованию)...

Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения как условие гармоничного развития ребенка.

Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. Ведь семья – самый первый и наиболее долго действующий фактор, формирующий личность ребенка. Именно в семье пере...

Влияние национальных подвижных игр на гармоничное развитие ребенка.

Так как мы живем на территории народов Крайнего Севера, прежде всего, обязаны чтить и уважать их культуру. Играя в национальные игры, дети узнают образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои и ...

Значение развития мелкой моторики для гармоничного развития ребенка

Начинать формирование гармоничного развития ребенка надо с раннего детства....

ХАТХА-ЙОГА – КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА, ФИЗИЧЕСКОГО СОВЕРШЕНСТОВАНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ДЕТСКОГО ОРГАНИЗМА В РАМКАХ ФГОС.

Внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий в формировании физического и духовного "Я" ребенка....

Физическое развитие – часть гармоничного развития ребенка.

 В раннем возрасте, в период от 2-х-3-х лет, у детей закладываются  основы здоровья, физического развития, и наша задача, чтобы этот процесс протекал гармонично.  Следовательно н...

«Йога как инструмент гармоничного развития ребенка» Консультация для родителей

Йога — это свет, который когда-то горит,никогда не будет тусклым.Чем лучше ваша практика, тем ярче пламя.БКС Айенгар Йога — это прекрасная возможность любоваться тем, кто вы есть.Джей...