«Роль пальчиковой гимнастики в здоровьесберегающих технологиях дошкольного образования» 2025
статья

Статья посвящена использованию пальчиковой гимнастики как одного из эффективных методов здоровьесберегающих технологий в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ). В работе рассматриваются теоретические аспекты влияния пальчиковых игр на развитие мелкой моторики у детей, а также их роль в формировании речи и когнитивных способностей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Роль пальчиковой гимнастики в здоровьесберегающих технологиях дошкольного образования» 2025

      Пальчиковая гимнастика, несомненно, является одним из эффективных средств здоровьесберегающих технологий в дошкольных образовательных учреждениях.  Её применение способствует всестороннему развитию детей, оказывая благотворное влияние на мелкую моторику, речь, познавательную деятельность и эмоциональное состояние. Систематическое выполнение пальчиковых упражнений стимулирует развитие межполушарных связей в головном мозге, что положительно сказывается на координации движений, улучшении памяти и внимания. Кроме того, пальчиковая гимнастика помогает детям освоить основные математические понятия, развить творческое воображение и расширить словарный запас. Включение её в образовательный процесс способствует созданию позитивной эмоциональной атмосферы, укреплению доверия между педагогом и детьми, а также развитию коммуникативных навыков. Таким образом, пальчиковая гимнастика представляет собой ценный инструмент для реализации здоровьесберегающей направленности дошкольного образования, способствуя всестороннему гармоничному развитию детей.

      Пальчиковая гимнастика представляет собой важный инструмент в комплексном развитии ребенка. Она оказывает положительное влияние на различные аспекты его роста и познания. Регулярное выполнение упражнений пальчиковой гимнастики способствует:

-развитию мелкой моторики, которая, в свою очередь, тесно связана с развитием речи;

- повышению эмоциональной выразительности, активизации работы головного мозга, улучшению внимания, памяти и воображения;

-развитию пространственного мышления и помогает снять тревожность у детей.

      Однако, необходимо учитывать, что такая стимуляция может быть нежелательной для детей с повышенной судорожной готовностью. В таких случаях,  внедрение пальчиковых игр должно осуществляться только под наблюдением специалиста, который сможет оценить индивидуальные особенности ребёнка и подобрать адекватную интенсивность и тип упражнений, минимизируя риск провокации судорожной активности.

Продолжительность пальчиковых игр зависит от возраста детей:

1. Младшая группа (до 3 лет):

   - Продолжительность игры составляет около 2–4 минут. В этом возрасте дети еще не могут долго концентрироваться, поэтому важно поддерживать их интерес короткими упражнениями.

   

2. Средняя группа (3–4 года):

   - Время увеличивается до 4–6 минут. Дети уже способны удерживать внимание чуть дольше, но важно чередовать активные и спокойные элементы.

3. Старшая группа (4–5 лет):

   - Игры могут длиться 7–10 минут, так как дети становятся более усидчивыми и могут выполнять более сложные движения.

4. Подготовительная к школе группа (5–6 лет):

   - Пальчиковые игры могут продолжаться 10–15 минут. В этом возрасте дети способны заниматься более сложными заданиями и дольше сохранять концентрацию.

      Важно помнить, что продолжительность занятий должна варьироваться в зависимости от индивидуальных особенностей группы и уровня утомляемости детей.

Пальчиковые игры подразделяются на пассивные и активные виды. Пассивные игры, такие как массаж кистей рук с элементами поглаживания, растирания и вибрации, направлены на расслабление мышц и подготовку к более сложным движениям. Рекомендуется использовать пассивные игры в качестве предварительного этапа перед активными играми для детей с недостаточно развитой мелкой моторикой.

«Фонарики»

Расположить ладони перед собой, выпрямив и раздвинув пальцы. Сжимать и разжимать пальцы на обеих руках одновременно, сопровождая движения соответствующими фразами.

Фонарики зажглись! (пальцы выпрямить)

Фонарики погасли! (пальцы сжать).

«Кошечка»

Две ладошки одновременно сжать в кулачки и поставить на стол, затем одновременно выпрямить пальчики и прижать к столу, повторить 3-5 раз.

Кулачок- ладошка.

Я иду как кошка.

Активные виды пальчиковых игр:

«Наши пальцы»

Дружно пальцы встали в ряд (покажите ладони)

Десять крепеньких ребят (сожмите пальцы в кулак)

Эти два – всему указка (покажите указательные пальцы)

Все покажут без подсказки.

Пальцы – два середнячка (продемонстрируйте средние пальцы)

Два здоровых бодрячка.

Ну, а эти безымянны (покажите безымянные пальцы)

Молчуны, всегда упрямы.

Два мизинца-коротышки (вытяните мизинцы)

Непоседы и плутишки.

Пальцы главные средь них (покажите большие пальцы)

Два больших и удалых (остальные пальцы сожмите в кулак)

«Кулачок»

Чок-чок-чок!

Чок-чок-чок! (Сжимаем руки в кулачки. Бьем сверху кулачком: сначала правым по левому, потом левым по правому.)

Жил на свете кулачок.

А потом, потом, потом

Что же стало с кулачком?

Выросли рожки, (Вытягиваем средний и указательный пальцы на правой руке.)

Выросли ножки. (Остальные пальцы опускаем вниз.)

Кулачок на ножки встал

И тебя защекотал. (Щекочем под мышкой.)

«Дождик»

Тихий, тихий, тихий дождик,
Дождик, дождик, кап-кап-кап!

Указательным пальцем слегка постукивать по поверхности ладони

А потом сильнее дождик,
Дождик, дождик, кап-кап-кап!

Теперь несильно постучать указательным и средним пальцами по ладони

А потом сильнее дождик,
Дождик, дождик, кап-кап-кап!

Теперь несильно постучать указательным, средним и безымянным пальцами по ладони

Си-и-ильный, си-и-ильный, си-и-ильный ли-и-ивень.

Громче стучать  указательным, средним, безымянным и мизинцем по ладошке

Гром, гром, гром!

Хлопаеме в ладоши

В небе молния кругом!

Поднимаем руки вверх и трясём ими.

«Фруктовая ладошка»

Этот пальчик — апельсин, он, конечно, не один.

(поочередно разгибаем пальчики кулачка, начиная с большого)

Этот пальчик – слива, вкусная, красивая.

Этот пальчик — абрикос, высоко на ветке рос.

Этот пальчик — груша, просит: «Ну-ка, скушай!»

(показываем ладошками вокруг себя и на себя)

«Белка»

Сидит белка на тележке,

(спинку выпрямить, голову поднять, согнутые кисти рук прижать)

К груди, как лапочки.

Продает она орешки.

Лисичке-сестричке, (правой рукой загибать по очереди пальцы на левой)

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Кому в зобок, (погладить себя по горлу сверху вниз)

Кому в платок, (протянуть вперед две ладони вместе)

Кому в лапочку.  (протянуть вперед ладонь, сложив в виде ложечки)

«Пекарь»

Пекарь, пекарь, из муки (выполняем круговые движения ладонями)

Испеки нам колобки. (имитируем скатывание колобка)

Да сушки — Ванюшке, (поочередно соединяем большие пальцы обеих рук с остальными пальцами – упражнение «колечки»)

Да баранки – Танюшке,

Да бублики – Мишке.

Да калачи – Маришке.

«Гномики»

Жили – были в домике (сжимать и разжимать кулачки)

Маленькие гномики:

Токи, Бики, Лики, Чики, Микки.

(загибать пальчики, начиная с мизинца)

Раз, два, три, четыре, пять (разгибать пальчики)

Стали гномики стирать (тереть кулачки друг о друга)

Таки – рубашки, (загибать пальчики, начиная с большого)

Тики – платочки,

Лики – штанишки,

Чики – носочки,

Микки умница был,

Всем водичку носил.

      В заключение необходимо отметить, что пальчиковые игры оказывают комплексное воздействие на развитие ребенка. Они не только обогащают его сенсорный опыт за счет зрительных, слуховых и тактильных впечатлений, но и способствуют формированию важных когнитивных навыков. Ребенок учится концентрировать внимание, переключаться между различными задачами, а также соотносить воспринимаемую информацию с движениями своих рук. Кроме того, пальчиковые игры способствуют развитию эмоциональной сферы, помогая ребенку сформировать адекватную самооценку, научиться мобилизовывать свои силы, концентрироваться и расслабляться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Роль пальчиковой гимнастики в формировании произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с нарушениями"

В течение дошкольного детства ребёнок практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много причин, когда его речь не сформирована должным образом, и одна из них: плохо развитая мелкая...

Пальчиковая гимнастика как здоровьесберегающая технология

Пальчиковая гимнастика как здоровьесберегающая технология...

Современные здоровьесберегающие технологии дошкольного образования

ФГОС: ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ  приобретение опыта в следующих видах поведения детей:‒      двигательном, в том числе связанном с выполнением упражнений, направленных на разви...

Презентация "Пальчиковая гимнастика - вид здоровьесберегающих технологий"

В своей презентации я предлагаю педагогам упражнения пальчиковой гимнастики, которые можно использовать в физкультминутках, динамических паузах....

Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика, как здоровьесберегающая технология ДОУ"

Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика, как здоровьесберегающая технология ДОУ"...

Деловая игра «Современные технологии дошкольного образования» «Здоровьесберегающие технологии, в условиях реализации ФГОС ДО».

Сценарий деловой игры «Современные технологии дошкольного образования». «Здоровьесберегающие технологии, в условиях реализации ФГОС ДО». -методическое мероприятие, форма работы...

Публичный доклад на тему: «Пальчиковая гимнастика как здоровьесберегающая технология»

Пальчиковая гимнастика – здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста. Представляет собой набор упражнений, направленных на развитие мелкой мото...