«Кинезиологические упражнения для психомоторного развития дошкольников»
консультация (старшая группа)

Анникова Екатерина Николаевна

Проблемы воспитания здорового ребенка были и остаются наиболее актуальными в практике дошкольного воспитания, они диктуют необходимость поисков эффективных средств их реализации. Методы кинезиологии совершенствуют механизмы адаптации детского организма к внешней среде, способствуют развитию у детей таких качеств как ловкость, гибкость, выносливость. Постепенно приучают ребенка выдерживать нагрузки, проявлять волю, в итоге, делают ребенка успешным.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Кинезиологические упражнения

 для психомоторного развития дошкольников»

     Актуальность темы:  проблемы воспитания здорового ребенка были и остаются наиболее актуальными в практике дошкольного воспитания, они диктуют необходимость поисков эффективных средств их реализации. Методы кинезиологии совершенствуют механизмы адаптации детского организма к внешней среде, способствуют развитию у детей таких качеств как ловкость, гибкость, выносливость. Постепенно приучают ребенка выдерживать нагрузки, проявлять волю, в итоге, делают ребенка успешным.

     Цель:  распространение педагогического опыта работы по использованию кинезиологических упражнений, как одну их форм двигательной активности с детьми дошкольного возраста.

      Что может быть важнее собственного здоровья? Наверное, только здоровье наших детей. Наши дети – это наше будущее, будущее нашей семьи, нашего общества, страны, всего мира.

      Постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и психическом развитии ставит перед педагогом задачу поиска эффективных технологий развития и воспитания детей в условиях дошкольной образовательной организации.  На сегодняшний день одним из перспективных средств такого развития выступают кинезиологические упражнения.

     Итак, что же такое кинезиология?

     Кинезиология – эта наука о развитии головного мозга через движение.

     Кинезиологические упражнения (или как их еще называют «Гимнастика мозга») – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарные связи, развивать мозолистое тело, улучшить память, внимание, речь, пространственные представления, развить мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость, излишнее напряжение, повысить стрессоустойчивость организма.

     Понятие «кинезиология» имеет не одно значение. Хотя общий смысл един: наука о движении, а точнее кинезиология — наука о развитии головного мозга через движение. Существует уже 2000 лет и используется во всем мире.

     Истоки кинезиологии следует искать почти во всех известных философских системах древности и прогрессивных течениях современности. Так древнекитайская философская система Конфуция (около 2700 года до н. э.) демонстрировала роль определенных движений для укрепления здоровья и развития ума.

     Сходные элементы содержала древнеиндийская йога, основной целью которой было обретение высших психофизических способностей. Искуснейший врач Греции Гиппократ, родившийся в 460 году до н.э., также пользовался кинезиотерапией.

     Основателем кинезиологии в Древней Греции считался Асклепиад, живший более 2000 лет назад. Секрет красоты и молодости Клеопатры заключался в том, что она на протяжении всей жизни использовала кинезиологические упражнения, за счет которых поддерживала свой мозг в активном состоянии.

    Известно, что старение организма начинается со старения мозга. Поддерживая мозг в состоянии молодости, мы не позволяем стариться всему телу. Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий.   Межполушарное взаимодействие возможно развивать при помощи комплекса специальных кинезиологических упражнений, стимулирующих активность головного мозга, что позволяет ребенку дольше удерживать свое внимание, сосредотачиваться, наблюдать за предметами и явлениями и делать выводы из увиденного. При этом естественные силы ребенка стимулируются посредствам воздействия на рефлекторные точки, через определенные упражнения.

      Огромная польза и привлекательность «Гимнастики мозга» состоит в её простоте и практичности. Человек может выполнять эти упражнения в любое время и в любом месте. Главная идея, этих упражнений – развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот.

     Кинезиологические упражнения «оживляют» и оптимизируют образовательный процесс. Снижают заболеваемость, утомляемость детей, приводит к увеличению физического, эмоционального, ментального и духовного благополучия.

     Существует ряд кинезиологических упражнений, которые улучшают мыслительную деятельность, развивают межполушарное взаимодействие, мелкую моторику, память, внимание, речь, мышление.

Различные виды кинезиологических упражнений служат для различных целей:

- Упражнения растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).

- Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

- Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие.

- Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие.

- Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.

- При выполнении телесных движений снимаются мышечные зажимы.

- Упражнения для развития мелкой моторики стимулируют речевое развитие и мышление.

Кинезиологические упражнения проводятся в совместной деятельности с дошкольниками в ходе режимных моментов в качестве динамических пауз.

Важные моменты в проведении подобных упражнений:

  • во время образовательной деятельности проводить такие упражнения можно только в том случае, если идет стандартная работа. Творческую деятельность прерывать кинезиологическими упражнениями нецелесообразно;
  • если же предстоит интенсивная умственная нагрузка, то комплекс упражнений лучше проводить перед деятельностью;
  • кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и накапливающийся эффект;
  • самый благоприятный период для развития интеллектуальных, речевых, творческих возможностей человека от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, и, особенно, речь.

Пример кинезиологических упражнений.

        ПЕРЕКРЕСТНЫЕ ШАГИ.

Упражнение выполняется стоя: встаньте прямо, голова находится по средней линии тела. Одновременно поднимите вашу правую руку и левую ногу, легонько касаясь локтем руки левого колена. Затем верните руку и ногу в исходную позицию и поднимите левую руку и правую ногу, дотрагиваясь локтем левой руки до противоположного колена. Повторяйте эти движения в течение примерно минуты, как будто вы ритмично идете. Голова остается на месте.

          ЛЕНИВЫЕ ВОСЬМЕРКИ: 
Упражнение можно делать стоя: начертить в воздухе знак бесконечности сначала левой рукой, затем правой рукой ( ладони в кулак, из кулака вверх большой палец), затем двумя руками одновременно ( ладони в замок, большие пальцы вверх), глаза смотрят на большие пальцы. 
Вариант: упражнение можно делать, сидя за столом: начертить на бумаге знак бесконечности сначала левой рукой , затем правой рукой, затем двумя руками одновременно.

СИММЕТРИЧНОЕ ПИСЬМО
Рисовать двумя руками одновременно: движения или навстречу друг другу, или расходящиеся.

СЛОН
Правую руку вытянуть вверх, прислонив ее к правому уху. Глаза смотрят на пальцы. Ноги на ширине плеч, расслаблены в коленях. Всем телом рисовать «ленивую восьмерку». Поменять руку , сделать те же движения.

ШТАНГА

Упражнение надо делать стоя: представьте, что вы поднимаете тяжелую штангу. Наклонитесь, возьмите ее. Сожмите кулаки. Медленно поднимите руки. Они напряжены! Тяжело! Руки устали, бросаем штангу (руки резко опускаются вниз и свободно опускаются вдоль туловища). Они расслаблены, не напряжены, отдыхают. Легко дышится. Вдох – пауза, выдох – пауза.

Мы готовимся к рекорду,
Будем заниматься спортом 
(
наклониться вперед).
Штангу с пола поднимаем
(
выпрямиться, руки вверх).
Крепко держим...
И бросаем!
Наши мышцы не устали
И еще послушней стали.

Во время выполнения упражнения можно прикоснуться к мышцам плеча и предплечья ребенка и проверить, как они напряглись.

Нам становится понятно:
Расслабление приятно.

     Вот такие, простые на первый взгляд,  упражнения оказывают эффективное влияние на оздоровление и развитие мыслительной деятельности человека.  Все эти упражнения можно использовать как отдельно, так и в комплексе. Они помогают активизировать работу всех отделов коры нашего головного мозга и достичь эффективного взаимодействия между полушариями.

     Кинезиологические упражнения можно использовать в комплексах  утренней гимнастики, на занятиях по физическому развитию, как пятиминутку между занятиями, динамических паузах все будет зависеть, от того какой конечный результат планируете получить.

     Отдельные кинезиологические упражнения можно объединять в комплексы.

     При проведении комплексов кинезиологических упражнений специалисты советуют придерживаться следующих несложных правил:

1.  Заниматься каждый день, не пропуская, но без принуждения. Лучше сделать меньше, но качественнее.

2. Продолжительность гимнастики – не более 5-7 минут.

3. Не стоит ограничиваться стандартными рамками. Ребенку будет гораздо интереснее, если сегодня упражнения будут выполнены в спортивном зале, а завтра на улице.

4. Удобство комплекса и состоит в том, что тренировка не привязана к месту и временному промежутку.

5. В зависимости от индивидуальных способностей ребенка следует постепенно усложнять задание – например, ускорить темп выполнения.

6. Важно, чтобы каждое упражнение выполнялось точно и правильно. 

    Особенно, нравятся детям комплексы кинезиологических упражнений выполнять под музыкальное сопровождение. Знакомый, хорошо разученный детьми комплекс, объединяется с музыкой. А, как известно, музыка и движение – делают детей счастливыми.

   

     Литература:

1.Гейл Е. Деннисон,  Пол Е. Деннисон   «Гимнастика мозга». Книга для учителей и родителей. - Санкт-Петербург: Весь, 2015

2. А.Л.Сиротюк Коррекция развития интеллекта дошкольников. – М.: ТЦ, 2010

3. А.Л.Сиротюк Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2008

4. Обучение на основе движения: методические рекомендации для специалистов образования и родителей/ (под ред. А.В.Бояринцевой). – М.: Линка-Пресс, 2019

     Электронный ресурс

1. https://aneks.center/index.php/services/master-classes/1067-gimnastika-mozga-ili-prakticheskaya-psikhokineziologiya-dlya-vsekh-i-kazhdogo
2. https://creativekinesiology.ru/uprazhneniya-gimnastiki-mozga

3. http://www.deti-budushego.com/node/217.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преимущества интегрировано- синтезированных занятий в работе по музыкально-ритмическому, речевому и психомоторному развитию дошкольников.

В данной статье педставлен опыт многолетней работы с детьми, имеющими различные нарушения. С помощью интегрированно-синтезированных занятий у детей с ОВЗ быстрее развиваются: зрительное и слуховое вос...

Консультация для воспитателей и родителей «Роль кинезиологических упражнений в развитии дошкольников»

Кинезиология — наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполуша...

Рабочая программа педагога-психолога «Психомоторное развитие дошкольников с ОВЗ»

Программа для работы педагога-психолога в ДО с детьми с ОВЗ. Занятия с детьми 5-7 лет....

Консультация для родителей «Роль кинезиологических упражнений в развитии дошкольников»

Постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и психическом развитии ставит перед педагогом задачу поиска эффективных форм и приемов профилактики и укрепления здоровья детей в ус...

Роль кинезиологических упражнений в развитии дошкольников.

Кинезиология – это наука о развитии нашего головного мозга посредством движений. Ее методики можно назвать универсальными для развития умственных способностей с помощью специальных двигательных ...

Технология психомоторного развития дошкольников. Морозова И.С., Гарусова А.М.

Технология психомоторного развития дошкольников.Морозова И.С., Гарусова А.М....