Рабочая программа педагога-психолога «Психомоторное развитие дошкольников с ОВЗ»
рабочая программа по коррекционной педагогике
Программа для работы педагога-психолога в ДО с детьми с ОВЗ. Занятия с детьми 5-7 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Психомоторная коррекция | 66.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования и науки города Москвы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
«Школа № 2055 имени Героев Советского Союза
Анатолия Живова и Юрия Костикова»
Юридический адрес: 123100, г. Москва, ул. 2-я Черногрязская, д. 7 , стр. 1 e-mail: 2055@edu.mos.ru
Фактические адреса:
123100, г. Москва, ул. 2-я Черногрязская, д. 7, стр.1 тел. 8 (499) 256-81-29, 8 (499) 256-44-23;
123317, г. Москва, ул. Подвойского, д.2, стр.1 факс 8 (499) 256-81-29
Рабочая программа педагога-психолога
«Психомоторное развитие
дошкольников с ОВЗ»
Уровень образования: ДО
Составители: педагог –психолог А.Г. Фомичёва
педагог –психолог Е.А. Котова
г. Москва, 2020г.
Содержание
- Пояснительная записка
- Календарно-тематическое планирование
- Содержание программы
- Условия реализации программы
- Список литературы
- Пояснительная записка
Великий русский физиолог И.М. Сеченов писал: «Смеется ли ребенок при виде игрушки, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге, – везде окончательным фактом являемся мышечное движение».
Двигательный акт есть внешнее завершение любого внутреннего психического процесса. Практически любая психическая деятельность не имела бы для человека смысла, если бы не завершалась движением, позволяющим реально достичь поставленной цели, удовлетворить возникшую потребность, избежать опасности.
Отражение через мышечные движения практически любой деятельности человека (в том числе и внимания, памяти, восприятия, мышления) – это психомоторика. Моторика – двигательная активность.
Выполнение и закрепление любых телесных навыков предполагает востребованность эмоций, восприятия, памяти, процессов саморегуляции.
Дошкольный период характеризуется значительными преобразованиями в деятельности всех физиологических систем организма, а возраст 5–7 лет считается одним из критических этапов развития ребенка, от которого во многом зависит вся его последующая жизнь. Уровень психомоторного развития обусловлен функциональной зрелостью нервной системы, обеспечивающей способность к проявлению произвольных действий. Движение — естественная биологическая потребность детей.
Двигательная функция есть результат совместной работы различных мозговых звеньев функциональной единой системы. Выпадение или дисфункция любого из них приводит к нарушению функционирования системы в целом. Каждое звено вносит с вой специфический вклад в работу, в зависимости от уровня дисфункции, нарушения имеют различный характер. На первый план выступает несформированность динамических характеристик двигательной активности, выражающееся в трудностях переключения с одного движения на другое. При выполнении двигательных заданий наблюдается сильное напряжение мышц, трудности регуляции мышечного тонуса.
Проблема психомоторного развития ребенка принадлежит к числу наиболее значимых в современной общей и специальной дошкольной педагогике, общей и специальной детской психологии. Это закономерно, поскольку на первых этапах развития психика и моторика находятся в неразрывном единстве.
Психомоторные способности в психолого-педагогической литературе рассматриваются в рамках проблемы трансформации в деятельности самого ее субъекта, его потребностей, его предрасположенности к конкретным видам деятельности. Деятельность является одним из основных факторов развития личности. Каждому этапу психического развития человека соответствует определённый тип ведущей деятельности, которая на данной стадии развития оказывает решающее влияние на изменение в его психических процессах и психологических особенностях личности (А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский). Способности определяются как устойчивые индивидуальные психологические и физические свойства индивида, обеспечивающие успешность выполнения одного или нескольких видов деятельности
Проблема формирования психомоторных функций у дошкольников остается актуальной, в связи тем, что она играет значительную роль в психическом развитии детей дошкольного возраста.
А значит, речь идет о необходимости оказания комплексной дифференцированной помощи детям, направленной на преодоление трудностей овладения программными знаниями, умениями и навыками, что в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации в обществе и интеграции их в него.
Содержание программы помогает повысить уровень сенсомоторного развития весело и интересно, соответствует принципам здоровьесберегающих технологий, и направлена на развитие:
- зрительно-моторной координации;
- общей моторики и коррекцию двигательных нарушений;
- базисных механизмов анализа пространства и пространственно-временных
отношений,
- межполушарного взаимодействия и функциональную специализацию левого и правого полушарий;
- снятие мышечных зажимов;
- умение напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, возможностей овладения навыками управления своим телом,
- произвольной саморегуляции;
- эмоциональной устойчивости, способности на высокую концентрацию усилий и умений своевременно восстанавливать свои силы; повышение общей работоспособности; а также помогает ребенку преодолеть трудности, связанные с нарушением социальной адаптации, общения.
Цель: создание условий для развития у детей сенсомоторной координации как базового фактора развития высших психических функций.
Задачи:
- развивать общую моторику, зрительно-моторную координацию, двигательную активность и динамические стереотипы движений;
- пространственную организацию собственных движений, оптико-пространственную ориентировку в пространстве через движение;
- развивать понимание вербальных инструкций, отражающих пространственные отношения и выполнение действий на основе вербальной инструкции; способность к словесному выражению пространственных отношений (движение влево-вправо, назад-вперед, руки вверх - вниз и т. д.);
- развивать межполушарную специализацию, межполушарное взаимодействие, синхронизацию работы полушарий;
- развивать имитационно-подражательные выразительные движения;
- развивать произвольность при выполнении движений.
Этапы реализации программы:
Название | Цель | Мероприятие | Срок |
Организационный | Создание необходимых психолого- педагогических условий. Подготовка программы и оборудования. | Подготовка программы и оборудования. Диагностическое исследование уровня сенсомоторного развития. | Сентябрь |
Содержательно- практический | Реализация программы | Занятия по программе | октябрь- апрель |
Оценочный | Оценка динамики Изменения сенсомоторного развития детей. | Диагностика. | апрель |
Методы, используемые в Программе
1. Метод двигательных ритмов - направлен на формирование межфункционального взаимодействия: формирование слухомоторной координации, произвольной регуляции движений, слухового внимания; создает основу для появления таких характеристик моторики детей, как плавность, переключаемость, быстрота и координация движений рук и ног.
2. Метод звукодыхательных упражнений - направлен на стимуляцию стволовых отделов головного мозга, развитие межполушарного взаимодействия, развитие лобных отделов; развивает самоконтроль и произвольность.
3. Метод кинезиологии - направлен на восстановление баланса в системе «мозг - тело» и приведения ее к оптимальному функционированию за счет
высвобождения застоявшейся энергии, восстановление каналов коммуникации. Метод, пробуждая систему «интеллект - тело», помогает снизить влияние стресса и улучшить процесс учения каждого человека. Упражнения очень просты и практичны, их можно выполнять в любое время и в любом месте для повышения эффективности деятельности.
4. Метод физического действия - система динамичных и статичных упражнений, повышающих двигательную активность, выносливость, снижающих эмоционально-психическое напряжение.
5. Метод импровизации - аналогия с животными и растительным миром (образ, поза, двигательная имитация); театрализация, где педагог-психолог - режиссёр, используя образ, активизирует работу правого полушария головного мозга ребёнка, его пространственно-образное мышление, способствуя высвобождению скрытых творческих и оздоровительных возможностей подсознания. Кроме того, выразительные движения являются неотъемлемым компонентом эмоциональной, чувственной сферы человека, так как нет такой эмоции, переживания, которые бы не выражались в телесном движении. В результате дети лучше чувствуют и осознают свое тело, свои чувства и переживания, могут более адекватно их выразить, что создает дополнительные условия для развития.
6. Релаксационный метод - направлен на формирование произвольного внимания, дифференцированных двигательных и психических реакций, что
придает психомоторному развитию ребенка своеобразную равномерность; нормализует гипертонус и гипотонус мышц, способствует снятию синкинезий и мышечных зажимов; развивает чувствование своего тела, способствует обогащению и дифференциаций сенсорной информации от самого тела
7. Метод подвижных игр - обеспечивает развитие межполушарного взаимодействия, снятие синкинезий, мышечных зажимов, способствует активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга.
Возраст обучающихся: дети с ОВЗ 4-6 лет.
Сроки реализации программы: 1 год. Программа включает 14 комплексов. Занятия по программе проводятся в групповой форме 1 раз в неделю, длительность занятия 20 минут.
Форма организации занятия: игровой тренинг, который позволяет поддерживать заинтересованное участие ребенка в коррекционном процессе.
Планируемые результаты освоения Программы:
- уровень сенсомоторного развития детей соответствует или приближен к
социально-психологическому нормативу;
- дети в достаточной степени способны ориентироваться «на себя»; свободно различают у себя левой и правой руки в практических действиях;
- сформированы предпосылки к произвольной регуляции деятельности и поведения, элементарные навыки самоконтроля;
- позитивное психическое состояние.
Диагностический инструментарий
Название шкалы | Используемые методики | Исследуемая функция |
Сенсомоторное развитие | «Оценка психомоторного развития детей дошкольников» | Статическое равновесие. Координация движений. Ручная моторика. Развитие кисти рук. |
Произвольность | Н.И Гуткина «Домик» | Способность ориентироваться на образец. Сформированность произвольного внимания. Уровень развития мелкой моторики |
Пространственно-конструктивный праксис | Кубики Кооса, Рисунок фигура человека, разрезные картинки и кубики | Уровень пространственного анализа и синтеза, соотношение целого и части, топологические и пространственные представления |
- Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Месяц | Кол-во занятий |
1. | Комплекс № 1 «Заводные игрушки -1» | октябрь | 2 |
2. | Комплекс № 2 «Заводные игрушки-2» | октябрь | 2 |
3. | Комплекс № 3 «Обезьянки» | ноябрь | 2 |
4. | Комплекс № 4 «Озорной петушок» | ноябрь | 2 |
5. | Комплекс № 5 «Буратино» | декабрь | 2 |
6. | Комплекс № 6 « Робот» | декабрь | 1 |
7. | Комплекс № 7 «Воздушный шарик» | январь | 2 |
8. | Комплекс № 8 «Клоун» | февраль | 2 |
9. | Комплекс № 9 « Хомячок» | февраль | 2 |
10. | Комплекс № 10 « Веселый котенок» | март | 2 |
11. | Комплекс № 11 « Медвежонок» | март | 2 |
12. | Комплекс № 12 « Паучок» | апрель | 2 |
13. | Комплекс № 13 «Зайчик» | апрель | 2 |
14. | Комплекс № 14 « Куклы» | май | 1 |
- Содержание программы
Содержание коррекционной работы обусловлено особенностями сенсомоторного развития детей, спецификой недостатков их эмоционального развития и требует обязательного дифференцирования и индивидуализации. Основными критериями дифференцировании и индивидуализации содержания тренинга выступают, с одной стороны, педагогически значимые личностно-психологические различия детей, с другой - задачи коррекционной работы, а также специфика сенсорных стимулов.
Содержательной основой занятий является работа с движениями.
Структура занятий разработана в соответствии с требованиями физиологии и
гигиены физических упражнений. Все занятия проводятся с использованием оборудования сенсорной комнаты в виде сюжетно-ролевой или комплекса, состоящего из взаимосвязанных игровых ситуаций, заданий, упражнений, игр. Во избежания однообразия, использование какого-нибудь тренажера является частью сказки. Части занятия естественно переходят одна в другую.
В начале занятия проводится комплекс упражнений в сочетании с различными движениями тела. Это способствует оптимизации самочувствия. Выполнение дыхательных упражнений успокаивает и способствует концентрации внимания. На каждом занятии закладывается основа для формирующего воздействия на ряд психических сфер и создаются условия для расширения межфункционального взаимодействия. Формирование пространственных представлений и схемы тела идет по пути усвоения устойчивых координат "право-лево" и "верх-низ", зрительно - пространственного восприятия, зрительно-моторной координации.
Схема построения занятий
1 часть. Ритуал начала занятия:
- приветствие;
- упражнения на гармонизацию эмоционального состояния;
- упражнения на позитивное самовосприятие и повышение самооценки;
- упражнения на, повышение энергии тела.
2 часть. Основное содержание занятия:
- функциональные игры и упражнения, на развитие двигательных ритмов;
- функциональные игры и упражнения на развитие пространственных
представлений;
- игры и упражнения на развитие межполушарной специализации, межполушарного взаимодействия, синхронизации работы полушарий.
3 часть Ритуал окончания занятия:
- релаксационные упражнения;
- упражнения на гармонизацию эмоционального состояния;
- упражнения на позитивное самовосприятие и повышение самооценки;
- прощание.
1 часть Ритуал начала занятия | 2 часть Основное содержание занятия | 3 часть Ритуал окончания занятия | |
Октябрь. Комплекс № 1 «Заводные игрушки-1». | |||
Педагог-психолог: «Посмотрите, в магазине все игрушки заводные. Все на полочках сидят, с нами поиграть хотят» Вот солдатики стоят, начинается парад! Раз, два, три, четыре, пять — начинаем мы шагать. Эта часть упражнения выполняется на сенсорной тропе. Ребенок марширует, подражая игрушечным солдатикам. | 3. Игра «Речка – Берег» Ход: На полу в линию лежит длинная веревка, представляющая морской берег. Ребенок встает с одной стороны «на берег». Когда ведущий крикнет «Речка!» ребенок перепрыгивает через линию вперед на правой ноге. Если он кричит «Берег!», то ребенок перепрыгивает назад на левой ноге. 4.Упражнение «Молчу - шепчу – кричу» Ход: Ребенку предлагается действовать и говорить в соответствие с определенными знаками: красный – молчать, желтый – шептать, зеленый – кричать. | 5. Релаксационное упражнение: «Ленточки любви» (с использованием сухого душа) Ход: ребенок встает в круг. педагог-психолог встает у сухого душа, берут в руки ленточки и опускают их в круг со словами: «Мы любим тебя» 6. Прощание. | |
Октябрь. Комплекс № 2 «Заводные игрушки-2». | |||
1. Приветствие 2. Упражнение «Заводные игрушки» Педагог-психолог: «Посмотрите, в магазине все игрушки заводные. Все на полочках сидят, с нами поиграть хотят»: Вот бегут машины, шуршат своими шинами. Желтые и красные - все такие разные. Эта часть упражнения выполняется на сенсорной тропе: Выполняется дробный топающий шаг с продвижением вперед. Взрослый обращает внимание на положение корпуса ребенка: спинка прямая, голова вниз не опускается, ноги слегка согнуты в коленях. Движение может исполняться с постепенным ускорением и замедлением. | 3.Упражнение: «Здравствуй!» Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, вольный ветерок! Здравствуй, маленький дубок! Мы живем в одном краю — Всех я вас приветствую! Пальчиками правой руки по очереди «здороваться» с пальчиками левой, похлопывая друг друга кончиками. 4.Упражнение «Мельница» Ход: Делать одновременные круговые движения рукой и ногой: сначала — левой рукой и левой ногой; затем — правой рукой и правой ногой; далее — левой рукой и правой ногой, правой рукой и левой ногой. Сначала вращение выполняется вперед, затем — назад; рукой — вперед, а ногой — назад. Выполнять упражнение так, чтобы рука и противоположная нога двигались одновременно, с вращением глаз вправо — влево; вверх — вниз. Дыхание произвольное. | 5. Релаксационное упражнение: «Росток» Дети сидят на корточках в кругу, нагнув голову к коленям, обхватив их руками. Педагог-психолог: «Представьте себе, что вы — маленький росток, только что показавшийся из земли. Вы растете, постепенно выпрямляясь, раскрываясь и устремляясь вверх. Я буду помогать вам расти, считая до 5: «один» — медленно выпрямляются ноги; «два» — ноги продолжают выпрямляться и постепенно расслабляются руки, висят, как «тряпочки»; «три» —постепенно выпрямляется позвоночник (от поясницы к плечам); «четыре» — разводим плечи и выпрямляем шею, поднимаем голову; «пять» — поднимаем руки вверх, смотрим вверх, тянемся к солнышку». 6. Прощание. | |
Ноябрь. Комплекс №3 «Обезьянка». | |||
1.Приветствие. 2. «Обезьянки» Рано утром на полянке Так резвится обезьянка: Левой ножкой: топ, топ! Правой ножкой: топ, топ! Руки вверх, вверх, вверх! Кто поднимет выше всех? Руки вниз и наклонились, На пол руки положили. А теперь на четвереньках Погуляем хорошенько. Ребенок выполняют движения по тексту 3. Упражнение «Сенсорная тропа». Ходьба и мерный бег в сочетании с движениями рук и различным дыханием (глубоким, замедленным, порциями). | 4. Игра «Четвереньки» Ход: ребенок становится на четвереньки, опираясь о пол коленями и ладонями рук. Педагог-психолог четко задает ритм и темп ползания на четвереньках. При ползании необходимо переставлять вперед противоположные руки и ноги одновременно. 5.Игра «Похлопаем, потопаем, постучим". Ход: ребенок отхлопывает заданный ведущим ритм (без музыки) ладонями, оттопывает ногой (при усложнении задания попросить ребенка оттопывать обеими ногами поочередно), отстукивает карандашом или палочкой. | 6. Релаксационное упражнение: «Дождик». Ход: ребенок вместе с педагогом-психологом встают к сухому душу и, двигаясь друг за другом, изображают дождь (по показу взрослого, ребенок самостоятельно подбирает выразительные движения). Он может быть веселым, с солнышком, со страшным ливнем и грозой, с громом, грустным бесконечно моросящим и т.д. 7. Прощание. | |
Ноябрь. Комплекс № 4 «Озорной петушок». | |||
1.Приветствие. 2. «Петушок» Петя, Петя, Петушок, Яркий хвост и гребешок. Петя зернышки клюет, Громко курочек зовет: «Ку-ка-ре-ку!» Движения: Идут по кругу, сложив руки за спиной, кивая головой. Меняют направление движения. Встают лицом в круг, показывают, как клюет петушок. Хлопают себя руками по бокам. 3.Упражнение «Сенсорная тропа». Ходьба на носках, пятках, боковых и внутренних сторонах стопы. | 4.Упражнение «Перекрестные и односторонние движения». Ход: На первом этапе ребенок медленно шагает, попеременно касаясь то правой, то левой рукой противоположного колена (перекрестные движения). Педагог-психолог на этапе освоения упражнения отсчитывает 8 раз в медленном темпе. 5.Игра «Ладушки». Ход: хлопок в ладоши, хлопок двумя руками с партнером, хлопок с партнером «левая-правая», хлопок, хлопок с партнером «правая-левая». 6. Игра «Полет» Ход: Бегая по комнате, размахивать руками и громко кричать. По команде «стоп» остановиться и расслабиться. | 7. Релаксационное упражнение. «Солнечный зайчик». Ход: ребенку предлагают представить, что зеркальный шар - это солнце, которое посылает нам солнечных зайчиков. Зайчик «гладит» детей по лицу, рукам, ногам. 8. Прощание.
| |
Декабрь. Комплекс № 5 «Буратино». | |||
1.Приветствие. 2. «Буратино» Буратино потянулся, Раз- нагнулся, два-нагнулся, Руки в стороны развел, Ключик, видно, не нашел. Чтобы ключик нам достать Надо на носочки встать. (Ребенок выполняет движения по показу педагога-психолога, самостоятельно). 3. Упражнение Ребенок, сидя на стуле, отталкивает мяч педагогу-психологу, стоящему на расстоянии 2-3 метр, затем быстро встает и ловит мяч, брошенный ему педагогом- психологом (повторить 2-3 раза). | 4. Игра «Буратино». Ребенок стоя лицом к ведущему. Ход: Правая рука вверх — прыжок на правой ноге. Левая рука вверх—прыжок на левой ноге. Правая рука вверх — прыжок на левой ноге. Левая рука вверх — прыжок на правой ноге. Цикл прыжков повторяется несколько раз. 5. Игра «С мячом». Упражнение выполняется в паре с педагогом-психологом: Ход: - Перекатывать мяч партнеру напротив только правой рукой и ловим только правой. - Перекатывать мяч партнеру напротив только левой рукой и ловим только левой. - Перекатывать мяч партнеру напротив только правой ногой и ловим только правой. - Перекатывать мяч партнеру напротив только левой ногой и ловим только левой. | 6. Релаксационное упражнение: «Стук сердца». Ложись удобно, так, чтобы твои ручки и ножки отдыхали и закрывай глазки. Что ты слышишь? Тук-тук, тук-тук… Это тихонько бьются твое сердечко. Положи руку на грудь и почувствуй: Тук-тук, тук-тук… Твое сердце полно добра и любви. Тук-тук, тук-тук… Ты слушаешь как стучат твое сердце, и тебе становится хорошо и спокойно. Радость наполняет твое сердце с каждым ударом. Дыши легко и спокойно. Открой глазки и улыбнись. 7. Прощание. | |
Декабрь. Комплекс № 6 «Робот». | |||
1. Приветствие. 2.Упражнение «Рожицы» (с использованием зеркала) Выполнять различные мимические движения: надувать щеки, выдвигать язык, вытягивать губы трубочкой, широко открывать рот. 3.Упражнение «Дождик и гроза» (с использованием сухого душа) Когда идет дождь, мы стоим под тучей и купаемся в волшебных капельках. Как только загремит гром, нужно быстро выбежать из-под тучи (из-под сухого душа). | 4. Игра «Робот». Ход: Ребенок изображает робота, правильно выполняющего команды человека: «Один шаг вперед, два шага направо, прыжок вверх, три шага налево, вниз (присесть)». 5.Игра «Переход через болото». Ход: Перед ребенком располагается «болото» — поле с разложенными геометрическими фигурами, различными по величине и цвету. Инструкция. Чтобы не застрять в болоте, нужно пройти по кочкам: большой красный треугольник, маленький желтый квадрат, большой синий круг и т.п. 6. Игра «Секрет» Ход: Педагог-психолог прячет в комнате конфету. Задача - найти ее, ориентируясь на команды педагога-психолога, например: «Сделай два шага, один направо и т. д.». | 7. Релаксационное упражнение: «Снежинки». Инструкция: Мы попали в волшебный зимний лес. Чудесный, морозный день. Тебе приятно, ты чувствуешь себя хорошо, дышишь легко и свободно. Ты -легкая, нежная снежинка. Они легкие-легкие — это тонкие лучики снежинки. Твое тело тоже легкое-легкое, как будто оно снежное. Подул легкий ветерок, и снежинки полетели. С каждым вздохом и выдохом ты все выше и выше поднимаешься над волшебным лесом. Ласковый ветерок нежно гладит маленькие, легкие снежинки... (пауза — поглаживание ребенка). Гладит снежинку, ласкает... Тебе хорошо и приятно. Но вот пришла пора возвращаться домой. Потянись и на счет «три» улыбнитесь ласковому ветерку и хрупкой снежинке. 8. Прощание. | |
Январь. Комплекс № 7 «Воздушный шарик». | |||
1. Приветствие. 2. Игры с воздушным шариком Цель: развитие внимания, контроля за двигательной активностью. Упражнение 1. Ловить воздушный шарик, который бросает педагог-психолог (сверху, снизу, справа, слева) Упражнение 2. Отбивать правой и левой руками воздушный шарик, подвешенный за веревочку. Упражнение 3. Дуем на шарик, лежащий на столе, чтобы он слетел на пол. 3.Игра «Тихий колокольчик» Ход: Ребенку дается колокольчик. Надо пройти по сенсорной тропе и пронести колокольчик и сделать так, чтобы колокольчик не зазвучал – идти медленно и осторожно. | 4.Упражнение «Колечко» Ход: (маленькие шарики). Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе. 5.Упражнение «Ухо—нос». Ход: Левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью до наоборот». 6. Упражнение «Дружные ладошки» Цель: развитие межполушарного взаимодействия. Ход: Дети встают друг напротив друга в парах, согнутые в локтях руки поднимаются к плечам таким образом, что ладони обеих рук "смотрят" на ладони партнера. Дети выполняют сначала хлопок своими руками, возвращают руки в исходное положение. Затем хлопок по рукам партнера. И.п. Хлопок своими руками. И.п. Хлопок правой рукой по правой руке партнера. И.п. Хлопок своими руками. И.п. Хлопок левой рукой по левой руке партнера. Повторять цикл, постепенно увеличивая темп, пока кто-либо из партнеров не перепутает последовательность. | 7. Релаксационное упражнение: «Воздушный шарик». Представь себе, что ты – воздушный шарик, очень красивый и весёлый. Тебя надувают и ты становишься всё легче и легче. Все твое тело становится лёгким, невесомым. И ручки лёгкие, и ножки стали лёгкие, лёгкие. Воздушные шарик поднимаются всё выше и выше. Дует тёплый ласковый ветерок, он нежно обдувает шарик…(пауза -поглаживание детей). Обдувает шарик …, ласкает шарик … Тебе легко, спокойно. Ты летишь туда, куда дует ласковый ветерок. Но вот пришла пора возвращаться домой. Ты снова в этой комнате. Потянись и улыбнитесь своему шарику. 8.Упражнение «Шарик по кругу» Сказать что-то приятное, комплимент другу и передать шарик. 9. Прощание. | |
Февраль. «Комплекс № 8 «Клоун». | |||
1.Приветствие. 2. Упражнение «Клоун» Ход: ведущий - «клоун» - старается развеселить ребенка с помощью мимики и жестов. Ребенок повторяет движения за ним: - указательным пальцем нажимают на кончик носа; - растягивают уголки губ; - ладонью одной руки машут из-за головы, другой - чешут нос; -показывают длинный нос, как у Буратино, с помощью ладоней. 3.Упражнение «Сенсорная тропа». Ходьба спиной вперед. | 4. Упражнение «Перекрестные движения». Ход: Выполнять перекрестные координированные движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперед, в сторону, назад). Затем сделать то же левой рукой и правой ногой. 5. Упражнение «Веселые руки». Ход: Вытянуть руки перед собой, сгибать кисти вверх и вниз. Затем вращать обеими кистями до и против часовой стрелки (сначала однонаправлено, затем разнонаправлено), сводить и разводить пальцы обеих рук. Одновременно с движениями рук широко открывать и закрывать рот. 6. Упражнение «Движущийся карандаш». Вращать карандаш сначала между пальцами правой руки, затем левой (между большим и указательным; указательным и средним; средним и безымянным; безымянным и мизинцем; затем в обратную сторону). | 7.Релаксационное упражнение: «Раскачиващееся дерево» Ход: И.п. — стоя. Представьте себя каким -нибудь деревом. Корни — это ноги, ствол — туловищ е, крона — руки и голова. Начинает дуть ветер, и дерево плавно раскачивается — наклоняется вправо и влево (3 - 5 раз), вперед и назад. Во время выполнения движений дети должны стремиться соблюдать ритмичность дыхания. В результате выполнения упражнения усиливается деятельность внутренних органов, улучшается эластичность легких, особенно нижних отделов; улучшается кровообращение головного мозга. 8. Прощание. | |
Февраль. Комплекс №9 «Хомячок». | |||
1.Приветствие. 2. Упражнение «Хомячок» Хомка, хомка, хомячок, Полосатенький бочок Хомка раненько втает Шейку моет, спинку трет, Подметает хомка хатку И выходит на зарядку Раз, два, три, четыре, пять Хочет хомка сильным стать. (Ребенок выполняет движения по показу педагога-психолога, самостоятельно). 3.Упражнение «Сенсорная тропа». Ходьба закрытыми глазами, педагог-психолог, воспитатель помогают детям, ведя их за руку. Дети могут разделиться по парам и вести друг друга. | 4.Упражнение: «Прыжки на месте с одновременными движениями руками и ногами» Ход: левая рука — вперед, правая — назад + правая нога — вперед, левая — назад; — левая рука — назад, правая — вперед + правая нога — назад, левая — вперед; — левая рука — вперед, правая — вперед +правая нога — назад, левая — назад; — левая рука — назад, правая — назад + правая нога — вперед, левая — вперед. Цикл прыжков повторить несколько раз. Вариант 2: — правая рука — вверх + прыжок на левой ноге; — левая рука — вверх + прыжок на правой ноге; — правая рука — вверх + прыжок на правой ноге; — левая рука — вверх + прыжок на левой ноге. Цикл прыжков повторить несколько раз. 5. Упражнение «Лягушка» Положить руки па пол (стол). Одну ладошку сжать в кулак, другую положить на плоскость стола. Одновременно (реципрокно) менять положение рук. Усложнение упражнения состоит в ускорении. | 6. Релаксационное упражнение: «Радуга». Инструкция: Представь, что находишься в очень красивом месте. Ты лежишь на мягкой траве, светит солнце. Вокруг тихо, ты дышишь ровно и легко. небо и видишь большую радугу. Она переливается яркими простая радуга, она волшебная. опускается на землю светится необычным Почувствуй, как этот Твои ручки становятся становятся теплыми, наполняются светом и теплом волшебной радуги. (поглаживание детей). С этим теплом ты чувствуешь счастливым, самыми спокойно и тепло. Но — она прощается с тобой. На счет «три» откройте глаза волшебной радуге. 7. Прощание. | |
Март. Комплекс №10 «Веселый котенок». | |||
1.Приветствие. 2. Упражнение «Котенок» Вот какой коташка круглая мордашка, И на каждой лапке коготки- царапки. Все ему игрушки- кубик и катушки. Котик, точно мячик, по квартире скачет. Движения: Крадутся по кругу друг за другом на носочках. Останавливаются, показывают обеими руками мордашку, покачивают головой. Ритмично вытягивают вперед то левую, то правую руку. Прыгают на носочках. Держат руки на поясе, выполняя подскоки. 3.Упражнение «Я кубик несу и не уроню» (выполняется на сенсорной тропе) Ребенок должен пронести и кубик по сенсорной тропе, маршируя. Кубик лежит на открытой ладони вытянутой руки. Если ребенок легко справляется с заданием, то кубик кладется на тыльную сторону ладони или на голову. Тогда ребенок не марширует, а двигается плавно. | Упражнения выполняются за столом. 4. Упражнение «Карандаш». Зафиксировать предплечье правой руки на столе. Указательным и средним пальцами взять карандаш со стола, приподнять и опустить его. Сделать то же левой рукой. 5. Ползание на четвереньках — перекрестная ходьба (левая нога — правая рука; правая рука — левая нога) на четвереньках на ладошках (передом и задом); — перекрестная ходьба на четвереньках на локтях (передом и задом); — односторонняя ходьба на четвереньках (правая рука и правая нога; левая рука и левая нога); — односторонние четвереньки боком (левым, правым); 6. Упражнение «Велосипед» Дети лежат на спине. Имитировать ногами езду на велосипеде, касаясь при этом локтем противоположного колена; то же — до одноименного колена; затем — снова до противоположного колена. 7.Упражнение «Лодочка» Дети лежат на спине, затем — на животе. Изогнувшись, приподнять голову, руки и ноги над полом, изображая лодочку. Усложнение — «покачивание на волнах». | 8. Релаксационное упражнение: «Спящий котёнок» Представь себе, что ты весёлый, озорной котенок. Котенок ходит, выгибает спинку, машет хвостиком. Но вот котенок устал… начал зевать, ложится на коврик и засыпает. У котенка равномерно поднимается и опускается животик, он спокойно дышат (повторить 2 – 3 раза). 9. Прощание. | |
Март. Комплекс № 11 «Медвежонок». | |||
1.Приветствие 2.Упражнение «Медвежонок» Медвежонок взял гармошку, Поиграть решил немножко. Раз, два! Поворот... Он танцует и поет. Ребенок стоит на слегка расставленных и согнутых в коленях ногах. Под текст первых двух строчек имитируют руками игру на гармошке, «сдвигая и растягивая меха». Затем, не спеша, пружиня в коленях и перенося тяжесть тела с одной ноги на другую, кружатся вокруг себя. 3.Упражнение «Сенсорная тропа». Ход: идти по сенсорной тропе, как только прозвучит колокольчик – замереть. | 4.Отработка согласованных движений головы, туловища, глаз, языка, рук н ног И.п. — лежа: — позиции головы и туловища фиксированы. Выполнять одновременные движения глаз, языка, рук и ног: вверх — вниз; вправо — влево, сведение к центру (конвергенция глаз, сжатые челюсти, перекрест рук и перекрест ног); — позиции глаз (взгляд прямо перед собой) и туловища фиксированы. Выполнять одновременные движения головы, языка, рук и ног: вверх — вниз; вправо — влево; сведение к центру (голова — прямо, сжатые челюсти, перекрест рук и перекрест ног). 5.Упражнение: «Качалка» Сесть на пол, подтянуть колени к животу, обхватить их руками; голову спрятать в колени. Перекатываться с одного бока на другой, вперед — назад, прокатываясь всеми позвонками по полу. 6. Упражнение: «Носик-художник» Глубоко дышать, смотреть вдаль. Носом «рисовать» горизонтальные, вертикальные и диагональные восьмерки вокруг предмета, на который ребенок смотрит. Проделать упражнение с несколькими предметами. | 7.Релаксационное упражнение «Снеговик» Педагог-психолог: Представьте, что вы — только что слепленный снеговик. Тело должно быть напряжено, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. С начала «тает» и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т.д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и лежит, как лужица воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу. 8. Прощание. | |
Апрель. Комплекс №12 «Паучок». | |||
1.Приветствие 2. Упражнение «Паучок» Паучок все вверх ползет, Паутинку он плетет Паутинка так тонка, но крепко держит паучка. (Ребенок выполняет движения по показу педагога-психолога, самостоятельно). | 4.Упражнение: «Паучок» Ход: И.п. — сидя. Отталкиваясь от пола правой ногой и левой рукой одновременно, продвинуться вперед; затем оттолкнуться от пола левой ногой и правой рукой одновременно и т.д. В качестве усложнения данного упражнения подключить разнонаправленные движения глаз и языка: отталкиваются левая рука и правая нога, высунутый язык — влево, глаза — вправо; отталкиваются правая рука и левая нога, высунутый язык — вправо, глаза — влево. 5.Упражнение «Крестики» Скрещенные руки лежат на коленях; попеременно правая рука ударяет по левому колену, левая рука — по правому колену. 6. Упражнение «Лезгинка» Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук в течение 6 -8 смен позиций. Необходимо добиваться высокой скорости смены положений. | 7. Релаксационное упражнение: «Травинка на ветру» Изобразить всем телом травинку (сесть на пятки, руки вытянуть вверх, сделать вдох). Педагог-психолог: «Начинает дуть ветер, и травинка наклоняется до земли. (Выдыхая, наклонить туловище вперед, пока грудь не коснется бедер; руки при этом вытянуть вперед, ладони — на полу; не меняя положения туловища, протянуть руки по полу еще дальше вперед.) Ветер стихает, травинка выпрямляется и тянется к солнышку. (На вдохе вернуться в исходное положение, потянуться вверх.) 8. Прощание. | |
Апрель. Комплекс №13 «Зайчик». | |||
1.Приветствие 2. Упражнение «Зайчик» Бум-бум, тра-та-та! Барабан гремит с утра — зайчики играют, лапкой ударяют. Эта часть упражнения выполняется на мягком покрытии. Под текст четверостишия имитируется игра на барабане и выполняются легкие прыжки на двух ногах (то на одной, то на другой ноге попеременно). | 3.Упражнение: «Бревнышко» Ход: И.п. — лежа. Ребенок прокатывается «бревнышком» по ковру туда — обратно. Сначала руки вытянуты над головой, затем — вдоль туловища. Усложнение: несколько детей перекатываются одновременно по ковру. 4.Упражнение «Зайчик — колечко» Прыгнул заинька с крылечка И в траве нашел колечко. А колечко не простое: Блестит, словно золотое. Упражнение основано на переходе из оной позиции в другую: а) пальчики — в кулачок, выдвинуть указательный и средний и развести их в стороны; б) большой и указательный — соединить в колечко, остальные пальчики развести в стороны. 5.Упражнение «Спички». Ход: Зафиксировать предплечье на столе. Брать пальцами правой руки спички из коробочки на столе и складывать рядом, не сдвигая руку с места. Затем уложить их обратно в коробку. Сделать то же левой рукой. | 6.Релаксационное упражнение: «Море» Педагог – психолог рассказывает историю, а ребенок сопровождает ее соответствующий движениями: «На море плещутся волны маленькие и большие (сначала одной рукой, а затем другой рукой в воздухе рисуются маленькие волны; сцепленные в замок руки рисуют большую волну). По волнам плывут дельфины (однообразные движения всей рукой вперед). Они сначала вместе, а потом по очереди ныряют в воду — один нырнул, другой (поочередные волнообразные движения рук). За ними плывут их дельфинята (руки согнуты в локтях, прижаты к груди, кисти рук выполняют синхронные волнообразные движения вперед). Они ныряют вместе и по очереди (одновременные и поочередные волнообразные движения кистями рук). Вот так двигаются их хвостики (каждый палец поочередно совершает волнообразные движения). Вместе с дельфинами плавают медузы (руки, сжатые в кулаки, резко разжимаются). Все они танцуют и смеются (вращение рук в лучезапястных суставах)». 7. Прощание. | |
Май. Комплекс №14 «Куклы». | |||
1.Приветствие 2. Упражение «Куклы» Эй, скорее посмотри! Куклы танцевать пошли. Ножки выставляют, В гости приглашают. Под текст ребенок имитирует движения заводной куклы. Руки у него слегка отведены в стороны и раскрыты ладошками наружу. Поочередно выставляется на пяточку то правая, то левая нога. | 3.Упражнение «Угадай». Ход: Закрыть глаза и опознать небольшой предмет, который педагог-психолог дает ребенку в руку (ключ, пуговица, скрепка и т.д.). Другой рукой нарисовать его на бумаге (пальцем в воздухе). 4.Упражнение «Ползание на животе и на спине а) ползание на животе: — синхронно, при помощи рук и ног (головой вперед, затем ногами вперед); — только при помощи рук; — только при помощи ног. б) ползание на спине: — синхронно при помощи рук и ног (головой вперед, затем ногами вперед); — только при помощи рук; — только при помощи ног. Необходимо контролировать синхронность выполнения упражнений. 5. Упражнение: «Зеркальное рисование» Ход: Положить на стол чистый лист бумаги; взять в обе руки по карандашу или фломастеру; начать рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения ребенок чувствует, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга. | 6. Релаксационное упражнение: «Пляж» Все дети лежат на ковре на спине. Педагог-психолог: «Закройте глаза и представьте, что вы лежите на теплом песке. Ласково светит и пригревает солнышко. Веет легкий ветерок. Вы отдыхаете, слушаете шум прибоя, наблюдаете за игрой волн и танцам и чаек над водой. Прислушайтесь к своему телу, почувствуйте позу, в которой лежите. Удобно ли вам? Попытайтесь изменить свою позу так, чтобы было максимально удобно, чтобы вы максимально расслабились. Представьте себя целиком и запомните возникший образ. Затем — потянуться, сделать глубокий вдох и выдох, открыть глаза, медленно сесть и аккуратно встать. 7. Прощание. |
- Условия реализации программы
Для успешной реализации программы определены психолого – педагогические условия:
- наличие специально оборудованной сенсорной комнаты;
- профессиональная компетентность педагога-психолога;
- оптимальной формой организации занятия является игровой тренинг;
- создание доверительной, спокойной, доброжелательной комфортной атмосферы.
Занятия проводит педагог-психолог. К организации занятий могут привлекаться воспитатели, музыкальные работники и педагоги по физической культуре.
Материально-технические условия.
Занятия проводятся в специально оборудованной сенсорной комнате (или музыкальном зале).
На полу: ковровое покрытие или физкультурные маты.
В наличии у педагога должны быть: сенсорная тропа, сухой дождь, мяч, колокольчик, кубики, канцелярские принадлежности.
- Список литературы:
1. Анисимова Н.П., Большакова О.В. Коррекционно-развивающие программы с использованием специального оборудования для детей и подростков.-Москва- Ярославль, 2002.
2. Горячева Т.Г., Султанова А.С. Сенсомоторная коррекция при нарушениях
психического развития в детском возрасте.- М.,1999.
3. Касицына М.А,Бородина И.Г. Коррекционная ритмика: Комплекс практических материалов и технология работы с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР, Москва, 2005.
4. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М., 1973.
5. Колос Г.Г.. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические
рекомендации.- М.:АРКТИ, 2006.
6. Мальцева Е.В., Тихомирова Н.В. Диагностика и коррекция недостатков тонкой моторики рук у детей: Пособие для учителей начальных классов, воспитателей дошкольных учреждений, школьных психологов.- Кострома, 1996.
7. Новотворцева Н.В. Коррекционная педагогика и специальная психология: Словарь: Учебное пособие. КАРО, Санк-Петербург, 2006.
8. Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток,
пальчиковой гимнастики.Санк-Петербург «Детство-Прогресс» 2010.
9. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников.- М,: ТЦ Сфера,2003.
10. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. Москва, 2003.
11.Шанина Г.Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие. –М., 1999.
12. Чистякова М.И. Психогимнастика. Москва. 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по художественно-эстетическому развитию дошкольников «Умелые руки»
Программа называется «Умелые руки». В названии заключена ее направленность. Познавая красоту окружающего мира, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых и возникают более глубокие чув...
Рабочая программа по художественно-эстетическому развитию дошкольников
Рабочая программа разработана на основе примерной основной образовательной программы "Детство" под ред. Т.И.Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе и программы Лыковой И.А. «Цветные ладошки» в соответствии с ...
Рабочая программа для коррекции и развития познавательной и эмоционально - волевой сферы старших дошкольников с использованием песочной терапии "В гостях у Песочной Феи"
Игра с песком, как способ развития и самотерапии ребенка, известен уже давно. Песочная терапия - это возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обра...
Рабочая программа по подготовке к обучению дошкольников грамоте «УМНЫЕ ЗВУКИ» подготовительной группы «Капельки», как приложение к основной рабочей Программе.
Эта рабочая Программа, разработана как приложение к основной рабочей Программе подготовительной группы нашего ДОУ и содержит календарно - тематический план, и план образовательной деятельности по подг...
Рабочая программа кружка по речевому развитию дошкольников "Читарики" в разновозрастной группе с 4 до 6 лет для детей с ТНР
Цель: Создание условий для речевого развития детей старшего дошкольного возраста через знакомство с художественной литературой. ...
Рабочая программа музыкального воспитания и развития дошкольников
Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы ДОУ образовательная область "Художественно-эстетическое развитие" направление "Музыкальная деятельность"...
Рабочая программа педагога-психолога по развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы дошкольников «Уроки эмоционального развития»
Понимание своих эмоций и чувств является важным моментом в становлении личности растущего человека. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосозна...