Организация занятий занятий по физической культуре с детьми ДЦП
методическая разработка (младшая группа)

Григорчук Наталья Александровна

Рекомендации при организации занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizkult._ozd_rabota_s_detmi_ovz.docx25.69 КБ

Предварительный просмотр:

Организация занятий по физической культуре для детей с ДЦП в детском саду

Дети - будущее нашей страны. По отношению к детям можно определить состояние и уровень развития общества.  Сегодня стало очевидным, что состояние семьи и детства отражают глубокий кризис организации общества.

Среди многочисленных проблем детства особую остроту приобретают проблемы детей ОВЗ, в том числе детей-инвалидов, которые без специальной подготовки не могут расширить границы доступного им мира, приобщиться к современным достижениям цивилизации.  

Эта проблема актуальна и для  нашего города. Однако очень мало специалистов, которые бы глубоко изучали и занимались проблемами таких детей на городском уровне.  Не всегда детям оказывается комплексная квалифицированная помощь разных специалистов (педагогов и медработников). 

Эта проблема для большинства  детей  дошкольного возраста решилась с открытием  нашего детского сада комбинированного  вида. Однако на ранних этапах у нас не было опыта работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения здоровья.

Начиная свою работу с такими детьми прежде всего я выстроила определённую систему, создала условия для развития двигательной активности детей.  

  • приобрели спортивное оборудование и инвентарь;
  • изготавливаю  нестандартное  оборудование, пособия, способствующие повышению двигательной активности детей; 

Наш  детский сад посещают  дети с нарушением опорно-двигательного аппарата. Все дети-инвалиды имеют IVгруппу здоровья.

Детский церебральный паралич -  тяжелое заболевание, при котором поражается центральная нервная система. Характерными особенностями церебрального паралича являются нарушения двигательной активности, особенно подвергается поражению мышечная сфера - происходит нарушение координации движений. Хотя ДЦП не излечивается, но  систематические занятия могут привести к тому, что ребенок может начать ходить, говорить, учиться.  

Поэтому, цель моей деятельности - максимальное развитие сохранных функций опорно-двигательного аппарата, коррекция имеющихся нарушений.

В своей деятельности я определила следующие задачи: 

  • создавать условия для развития физических качеств и двигательной активности детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • организовывать оздоровительно-развивающую среду для воспитания и обучения детей с ОВЗ;
  • осуществлять квалифицированную коррекцию недостатков в физическом развитии воспитанников;
  • формировать психофизическое здоровье воспитанников с учетом их компенсаторных возможностей через разработку и реализацию основных направлений оздоровительной работы;
  • активизировать родителей на совместные проведения занятий, развлечений и праздников.

Реализацию данных задач осуществляю по этапам:

1-й этап.

Диагностический – владение диагностическими технологиями позволяет мне своевременно выявить

  • нарушения в развитии;
  • обеспечить индивидуальное сопровождение каждого ребёнка; спланировать коррекционную работу;  
  • оценить динамику в развитии ребёнка.

Для этого изучаю медицинскую документацию, делаю выписки из истории болезни, наблюдаю за ребёнком в свободной деятельности, определяю двигательный статус в соответствии с ведущим неврологическим синдромом: состоянием моторной функции, наличием тонических рефлексов. После этого обобщаю материалы, и результаты  заношу в диагностическую карту, в которой  разработала необходимые параметры.

Диагностируются двигательные умения по следующим критериям:

Ф.И.

ребен

ка

Удержи

вает голову

(0-2м)

Опирает

ся на предпле

чья

(3м)

Перево

роты туло

вища

(4-5м)

Самост

сидит

(6м)

Ползает

на

животе

(6м)

Ползает

на

четвер.

(7-8м)

Стоит

с

опорой

(9м)

Ходит

при

поддержке

(10-11м)

Ходит

самостоят.

(12-15м)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

На основе полученных результатов диагностики, разрабатываю индивидуальную программу сопровождения каждого ребёнка.

2-й этап.

Организация коррекционно - развивающей работы с ребенком

На этом этапе разрабатываю и провожу специальные  занятия, в которые включаются упражнения на развитие двигательных навыков, таких, как, удержание головы, перевороты туловища, ползание на четвереньках, навык сидения в различных положениях, стояние и ходьба с помощью и без оказания помощи.

Занятия строятся с учетом общепедагогических принципов:

  • Принцип последовательности. Занятия проводятся  от простого к сложному, научился ребенок держать голову, переходим к обучению переворотам туловища, научился ребенок самостоятельно стоять, переходим к обучению ходьбе;
  • Систематичности Регулярность, планомерность, непрерывность физического воспитания;
  • Принцип повторения двигательных навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений образуются двигательные навыки;
  • Принцип наглядности выражается в показе педагогом разучиваемого двигательного действия;
  • Принцип доступности и индивидуализации (дети с ДЦП очень быстро утомляются и поэтому короткие занятия, которые чередуются с отдыхом приносят больший результат, потому что дети могут лучше сконцентрироваться);
  • Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья ребенка. У детей с церебральным параличом в силу специфики их заболевания часто встречаются нарушения осанки, это крайне неблагоприятно сказывается на жизнедеятельности всего организма, прежде всего сердечно-сосудистую и дыхательную систему. Используются спец. упражнения на укрепления мышц спины и дыхательная гимнастика.

Занятия проводятся индивидуально 2 раза в неделю. Структура занятия зависит от уровня двигательных возможностей ребенка. Для ребенка с сохранными двигательными возможностями структура та же, что со здоровыми детьми.

 А вот для детей с тяжелыми формами ДЦП имеются свои особенности:

Подготовительная часть: 

  • расслабляющий массаж и разработка суставов;
  • пассивные общеразвивающие упражнения в положении лежа на спине и животе;
  • подготовка детей к ОВД.

Основная часть: 

  • обучение ребёнка умению удерживать голову, ползать, сидеть, ходить;
  • выполнение упражнений на координацию и равновесие;
  • проведение различных комплексов упражнений в тренажёрном устройстве «Гросса», которые позволяют ребёнку находиться в вертикальном положении неопределённое время, с помощью данного устройства выполняются упражнения, стимулирующие функции ослабленных мышц и суставов, формируются двигательные акты;
  • использование занятий на велотренажёрах, беговых дорожках, силовых многофункциональных тренажёрах.

Заключительная часть: 

  • упражнения на расслабление;
  • игры малой подвижности.

Для поддержания интереса на занятиях  использую:

  • сюрпризные моменты (дети с тяжелыми нарушениями не проявляют особого любопытства и стремления к обучению, для них подбираю яркие игрушки и картинки, учитываю предпочтения каждого ребенка и выбираю те игрушки, которые ему интересны);
  • поощрение (словестное - максимально поощряю любое достижение ребенка, будь то лишь слабая попытка к действию или полная победа, и материальное - полезные маленькие вещички (орех в фольге, камушек, шишка)
  • музыкальное сопровождение  (использую классическую и спокойную музыку, которая вызывает у детей положительные эмоции);
  • выполнение упражнений перед зеркалом ребенок видит, что он делает;
  • смену помещений для занятий (занятия в мягкой комнате) мягкая комната полностью состоит из мягких модулей в виде леса и круглых колонн, ступенек, сухого бассейна, заполненного цветными шариками, различных скатов и горок, стены и пол покрыты мягким материалом, предотвращающим травматизм и уменьшающих чувство страха перед выполнением упражнений, игр.

3-й этап 

Результативность 

На данном этапе провожу тестирование для определения динамики ребенка по развитию двигательных навыков, корректирую программу.

Образовательная деятельность:

В работе с детьми работаю по адаптированным образовательным программам:

  • для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА);
  • для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР);
  • программа ранней педагогической помощи детей с отклонениями в развитии «Маленькие ступеньки»;
  • программа (под ред. Шевченко) «Подготовка детей ЗПР к школе».

С целью реализации своей деятельности в работе с детьми применяю современные педагогические технологии:

  • личностно-ориентированные (ведущим звеном которых является развитие имеющихся способностей и учет их возможностей);
  • информационные (в которых использую компьютерные программы, методики в образовательном процессе);
  • лечебно-педагогические (рекомендованные в лечебно - методических пособиях «Навыки общей моторики» М. Питерси, «ЛФК при детских заболеваниях).

В своей работе использую принцип интеграции образовательных областей. В процессе данного принципа на занятиях по ЛФК провожу специфические физкультурные  игры и  упражнения с элементами развития речи, художественного слова  и математики.  

В рамках федеральных требований использую интегративный подход, в процессе которого обращаю внимание на решение задач других образовательных областей:

  • «Безопасность» формирую навыки безопасного поведения при использовании спортивным инвентарём;
  • «Социализация» развиваю нравственные качества, побуждаю детей к самооценке и оценке действий и поведения сверстников;
  • «Познание» активизирую мышление детей (через самостоятельный выбор оборудования, пересчёт мячей и пр.), организую специальные упражнения на ориентировку в пространстве, игры и упражнения закрепляющие знания об окружающем, провожу беседы о здоровом образе жизни;
  • «Коммуникация» побуждаю к проговариванию действий и называнию упражнений, поощряю речевую активность детей в процессе двигательной деятельности;
  • Чтение художественной литературы организую упражнения под тексты стихотворений, потешек, считалок
  • «Музыка» провожу специальные упражнения под музыкальное сопровождение

Для закрепления полученных навыков у детей на занятиях по адаптированной физической культуре, выстроила систему взаимодействия с воспитателями и другими специалистами.  Полученные на занятиях навыки, воспитатели закрепляют в группе на физминутках, в подвижных играх, следят за правильной осанкой детей во время занятий, за правильным положением стопы во время ходьбы. Специалисты так же отрабатывают эти навыки на своих занятиях.

Огромную роль в воспитании ребенка ДЦП занимает семья. Первоначально родители относились очень настороженно к моей работе. Но когда увидели результаты, стали проявлять заинтересованность, оказались первыми помощниками.

Я отработала систему взаимодействия с родителями. Знакомлю с комплексами коррекционных упражнений для детей с ДЦП, обучаю практическим приемам. Повышаю информированность о способах и методах снятия эмоционального напряжения детей при выполнении физических упражнений.

Широко использую совместные занятия родителей и ребенка, провожу дни открытых дверей, демонстрирую родителям видеозаписи, предлагаю домашние задания в виде распечаток по совершенствованию навыка в домашних условиях, провожу мастер – классы, оформляю информационные стенды, знакомлю родителей с результатами диагностики, положительной динамикой в развитии ребёнка.

За годы работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения в развитии,  практика  показала, что если работа проводится в системе, при взаимодействии всех специалистов, медицинских работников  и родителей, то эта работа даёт положительные результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование командных спортивных игр на занятиях на занятиях по физической культуре с детьми дошкольного возраста.

В дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки. Дети дошкольники любят заниматься физкультурой. Особый интерес вызывают спортивные игры: фут...

выступление на МО«Организация сюжетного занятия по физической культуре методом круговой тренировки»

Цель применения круговой тренировки Задачи круговой тренировки:Эффективность круговой тренировки:последовательность подготовки к проведению сюжетных занятий по  методу круговой тренировки (и...

Статья на тему: «Воспитание у детей дошкольного возраста чувства ответственности за своё здоровье через организацию проведения занятий по физической культуре»

Здоровый образ жизни является частью общечеловеческой культуры. Желание быть здоровым есть у каждого человека. Но для того, чтобы сохранить и укрепить здоровье, надо хорошо знать свой организм, свои ф...

Статья на тему: «Воспитание у детей дошкольного возраста чувства ответственности за своё здоровье через организацию проведения занятий по физической культуре»

Здоровый образ жизни является частью общечеловеческой культуры. Желание быть здоровым есть у каждого человека. Но для того, чтобы сохранить и укрепить здоровье, надо хорошо знать свой организм, свои ф...

ЗАНЯТИЯ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ С ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ И С ДЕТЬМИ С ОВЗ В РАМКАХ ОТДЕЛЕНИЯ «МИКРОРЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР НА ДОМУ»

По данным Федеральной службы государственной статистики на 1 января 2020 год за последние двадцать лет в нашей стране наметилась тенденция увеличения числа детей с установленной инвалидностью: если в ...

Проект:«Организация мероприятий по адаптивной физической культуре с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического и родителями (законными представителями)»

laquo;Организация мероприятий по адаптивной физической культуре с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического и родителями (законными представителями)»...

Мастер-класс "Особенности организации работы инструкторов по физической культуре с детьми с нарушениями зрения и слуха в условиях ДОУ"

В мастер-классе раскрываются основные особенности психофизического развития детей, имеющих нарушения зрения и слуха. Формулируются основные задачи и формы физического воспитания обучающихся с нарушени...