Организация занятий занятий по физической культуре с детьми ДЦП
методическая разработка (младшая группа)
Рекомендации при организации занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация занятий по физической культуре для детей с ДЦП в детском саду
Дети - будущее нашей страны. По отношению к детям можно определить состояние и уровень развития общества. Сегодня стало очевидным, что состояние семьи и детства отражают глубокий кризис организации общества.
Среди многочисленных проблем детства особую остроту приобретают проблемы детей ОВЗ, в том числе детей-инвалидов, которые без специальной подготовки не могут расширить границы доступного им мира, приобщиться к современным достижениям цивилизации.
Эта проблема актуальна и для нашего города. Однако очень мало специалистов, которые бы глубоко изучали и занимались проблемами таких детей на городском уровне. Не всегда детям оказывается комплексная квалифицированная помощь разных специалистов (педагогов и медработников).
Эта проблема для большинства детей дошкольного возраста решилась с открытием нашего детского сада комбинированного вида. Однако на ранних этапах у нас не было опыта работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения здоровья.
Начиная свою работу с такими детьми прежде всего я выстроила определённую систему, создала условия для развития двигательной активности детей.
- приобрели спортивное оборудование и инвентарь;
- изготавливаю нестандартное оборудование, пособия, способствующие повышению двигательной активности детей;
Наш детский сад посещают дети с нарушением опорно-двигательного аппарата. Все дети-инвалиды имеют IVгруппу здоровья.
Детский церебральный паралич - тяжелое заболевание, при котором поражается центральная нервная система. Характерными особенностями церебрального паралича являются нарушения двигательной активности, особенно подвергается поражению мышечная сфера - происходит нарушение координации движений. Хотя ДЦП не излечивается, но систематические занятия могут привести к тому, что ребенок может начать ходить, говорить, учиться.
Поэтому, цель моей деятельности - максимальное развитие сохранных функций опорно-двигательного аппарата, коррекция имеющихся нарушений.
В своей деятельности я определила следующие задачи:
- создавать условия для развития физических качеств и двигательной активности детей с ограниченными возможностями здоровья;
- организовывать оздоровительно-развивающую среду для воспитания и обучения детей с ОВЗ;
- осуществлять квалифицированную коррекцию недостатков в физическом развитии воспитанников;
- формировать психофизическое здоровье воспитанников с учетом их компенсаторных возможностей через разработку и реализацию основных направлений оздоровительной работы;
- активизировать родителей на совместные проведения занятий, развлечений и праздников.
Реализацию данных задач осуществляю по этапам:
1-й этап.
Диагностический – владение диагностическими технологиями позволяет мне своевременно выявить
- нарушения в развитии;
- обеспечить индивидуальное сопровождение каждого ребёнка; спланировать коррекционную работу;
- оценить динамику в развитии ребёнка.
Для этого изучаю медицинскую документацию, делаю выписки из истории болезни, наблюдаю за ребёнком в свободной деятельности, определяю двигательный статус в соответствии с ведущим неврологическим синдромом: состоянием моторной функции, наличием тонических рефлексов. После этого обобщаю материалы, и результаты заношу в диагностическую карту, в которой разработала необходимые параметры.
Диагностируются двигательные умения по следующим критериям:
Ф.И. ребен ка | Удержи вает голову (0-2м) | Опирает ся на предпле чья (3м) | Перево роты туло вища (4-5м) | Самост сидит (6м) | Ползает на животе (6м) | Ползает на четвер. (7-8м) | Стоит с опорой (9м) | Ходит при поддержке (10-11м) | Ходит самостоят. (12-15м) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
На основе полученных результатов диагностики, разрабатываю индивидуальную программу сопровождения каждого ребёнка.
2-й этап.
Организация коррекционно - развивающей работы с ребенком
На этом этапе разрабатываю и провожу специальные занятия, в которые включаются упражнения на развитие двигательных навыков, таких, как, удержание головы, перевороты туловища, ползание на четвереньках, навык сидения в различных положениях, стояние и ходьба с помощью и без оказания помощи.
Занятия строятся с учетом общепедагогических принципов:
- Принцип последовательности. Занятия проводятся от простого к сложному, научился ребенок держать голову, переходим к обучению переворотам туловища, научился ребенок самостоятельно стоять, переходим к обучению ходьбе;
- Систематичности Регулярность, планомерность, непрерывность физического воспитания;
- Принцип повторения двигательных навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений образуются двигательные навыки;
- Принцип наглядности выражается в показе педагогом разучиваемого двигательного действия;
- Принцип доступности и индивидуализации (дети с ДЦП очень быстро утомляются и поэтому короткие занятия, которые чередуются с отдыхом приносят больший результат, потому что дети могут лучше сконцентрироваться);
- Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья ребенка. У детей с церебральным параличом в силу специфики их заболевания часто встречаются нарушения осанки, это крайне неблагоприятно сказывается на жизнедеятельности всего организма, прежде всего сердечно-сосудистую и дыхательную систему. Используются спец. упражнения на укрепления мышц спины и дыхательная гимнастика.
Занятия проводятся индивидуально 2 раза в неделю. Структура занятия зависит от уровня двигательных возможностей ребенка. Для ребенка с сохранными двигательными возможностями структура та же, что со здоровыми детьми.
А вот для детей с тяжелыми формами ДЦП имеются свои особенности:
Подготовительная часть:
- расслабляющий массаж и разработка суставов;
- пассивные общеразвивающие упражнения в положении лежа на спине и животе;
- подготовка детей к ОВД.
Основная часть:
- обучение ребёнка умению удерживать голову, ползать, сидеть, ходить;
- выполнение упражнений на координацию и равновесие;
- проведение различных комплексов упражнений в тренажёрном устройстве «Гросса», которые позволяют ребёнку находиться в вертикальном положении неопределённое время, с помощью данного устройства выполняются упражнения, стимулирующие функции ослабленных мышц и суставов, формируются двигательные акты;
- использование занятий на велотренажёрах, беговых дорожках, силовых многофункциональных тренажёрах.
Заключительная часть:
- упражнения на расслабление;
- игры малой подвижности.
Для поддержания интереса на занятиях использую:
- сюрпризные моменты (дети с тяжелыми нарушениями не проявляют особого любопытства и стремления к обучению, для них подбираю яркие игрушки и картинки, учитываю предпочтения каждого ребенка и выбираю те игрушки, которые ему интересны);
- поощрение (словестное - максимально поощряю любое достижение ребенка, будь то лишь слабая попытка к действию или полная победа, и материальное - полезные маленькие вещички (орех в фольге, камушек, шишка)
- музыкальное сопровождение (использую классическую и спокойную музыку, которая вызывает у детей положительные эмоции);
- выполнение упражнений перед зеркалом ребенок видит, что он делает;
- смену помещений для занятий (занятия в мягкой комнате) мягкая комната полностью состоит из мягких модулей в виде леса и круглых колонн, ступенек, сухого бассейна, заполненного цветными шариками, различных скатов и горок, стены и пол покрыты мягким материалом, предотвращающим травматизм и уменьшающих чувство страха перед выполнением упражнений, игр.
3-й этап
Результативность
На данном этапе провожу тестирование для определения динамики ребенка по развитию двигательных навыков, корректирую программу.
Образовательная деятельность:
В работе с детьми работаю по адаптированным образовательным программам:
- для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА);
- для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР);
- программа ранней педагогической помощи детей с отклонениями в развитии «Маленькие ступеньки»;
- программа (под ред. Шевченко) «Подготовка детей ЗПР к школе».
С целью реализации своей деятельности в работе с детьми применяю современные педагогические технологии:
- личностно-ориентированные (ведущим звеном которых является развитие имеющихся способностей и учет их возможностей);
- информационные (в которых использую компьютерные программы, методики в образовательном процессе);
- лечебно-педагогические (рекомендованные в лечебно - методических пособиях «Навыки общей моторики» М. Питерси, «ЛФК при детских заболеваниях).
В своей работе использую принцип интеграции образовательных областей. В процессе данного принципа на занятиях по ЛФК провожу специфические физкультурные игры и упражнения с элементами развития речи, художественного слова и математики.
В рамках федеральных требований использую интегративный подход, в процессе которого обращаю внимание на решение задач других образовательных областей:
- «Безопасность» формирую навыки безопасного поведения при использовании спортивным инвентарём;
- «Социализация» развиваю нравственные качества, побуждаю детей к самооценке и оценке действий и поведения сверстников;
- «Познание» активизирую мышление детей (через самостоятельный выбор оборудования, пересчёт мячей и пр.), организую специальные упражнения на ориентировку в пространстве, игры и упражнения закрепляющие знания об окружающем, провожу беседы о здоровом образе жизни;
- «Коммуникация» побуждаю к проговариванию действий и называнию упражнений, поощряю речевую активность детей в процессе двигательной деятельности;
- Чтение художественной литературы организую упражнения под тексты стихотворений, потешек, считалок
- «Музыка» провожу специальные упражнения под музыкальное сопровождение
Для закрепления полученных навыков у детей на занятиях по адаптированной физической культуре, выстроила систему взаимодействия с воспитателями и другими специалистами. Полученные на занятиях навыки, воспитатели закрепляют в группе на физминутках, в подвижных играх, следят за правильной осанкой детей во время занятий, за правильным положением стопы во время ходьбы. Специалисты так же отрабатывают эти навыки на своих занятиях.
Огромную роль в воспитании ребенка ДЦП занимает семья. Первоначально родители относились очень настороженно к моей работе. Но когда увидели результаты, стали проявлять заинтересованность, оказались первыми помощниками.
Я отработала систему взаимодействия с родителями. Знакомлю с комплексами коррекционных упражнений для детей с ДЦП, обучаю практическим приемам. Повышаю информированность о способах и методах снятия эмоционального напряжения детей при выполнении физических упражнений.
Широко использую совместные занятия родителей и ребенка, провожу дни открытых дверей, демонстрирую родителям видеозаписи, предлагаю домашние задания в виде распечаток по совершенствованию навыка в домашних условиях, провожу мастер – классы, оформляю информационные стенды, знакомлю родителей с результатами диагностики, положительной динамикой в развитии ребёнка.
За годы работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения в развитии, практика показала, что если работа проводится в системе, при взаимодействии всех специалистов, медицинских работников и родителей, то эта работа даёт положительные результаты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование командных спортивных игр на занятиях на занятиях по физической культуре с детьми дошкольного возраста.
В дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки. Дети дошкольники любят заниматься физкультурой. Особый интерес вызывают спортивные игры: фут...

выступление на МО«Организация сюжетного занятия по физической культуре методом круговой тренировки»
Цель применения круговой тренировки Задачи круговой тренировки:Эффективность круговой тренировки:последовательность подготовки к проведению сюжетных занятий по методу круговой тренировки (и...

Статья на тему: «Воспитание у детей дошкольного возраста чувства ответственности за своё здоровье через организацию проведения занятий по физической культуре»
Здоровый образ жизни является частью общечеловеческой культуры. Желание быть здоровым есть у каждого человека. Но для того, чтобы сохранить и укрепить здоровье, надо хорошо знать свой организм, свои ф...

Статья на тему: «Воспитание у детей дошкольного возраста чувства ответственности за своё здоровье через организацию проведения занятий по физической культуре»
Здоровый образ жизни является частью общечеловеческой культуры. Желание быть здоровым есть у каждого человека. Но для того, чтобы сохранить и укрепить здоровье, надо хорошо знать свой организм, свои ф...

ЗАНЯТИЯ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ С ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ И С ДЕТЬМИ С ОВЗ В РАМКАХ ОТДЕЛЕНИЯ «МИКРОРЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР НА ДОМУ»
По данным Федеральной службы государственной статистики на 1 января 2020 год за последние двадцать лет в нашей стране наметилась тенденция увеличения числа детей с установленной инвалидностью: если в ...

Проект:«Организация мероприятий по адаптивной физической культуре с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического и родителями (законными представителями)»
laquo;Организация мероприятий по адаптивной физической культуре с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического и родителями (законными представителями)»...

Мастер-класс "Особенности организации работы инструкторов по физической культуре с детьми с нарушениями зрения и слуха в условиях ДОУ"
В мастер-классе раскрываются основные особенности психофизического развития детей, имеющих нарушения зрения и слуха. Формулируются основные задачи и формы физического воспитания обучающихся с нарушени...