Консультация для воспитателей «Презентация дидактических игр по валеологии»
консультация
Воспитать здорового и полноценного человека – самая главная задача общества. Валеология – это наука о здоровье. Качественно разработанные занятия по валеологии в детском саду помогут в будущем ребенку поддерживать свое здоровье, не попасть в опасные ситуации. Дети на занятиях по валеологии расширяют свои представления о своем организме, о здоровье, о ситуациях опасных для здоровья и жизни, приобретают навыки личной гигиены, речевого общения, культуры досуга. Ребенок учится относиться к другим как к самому себе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
valeologiya.docx | 25.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Московская область
Городской округ Истра
Муниципальное образовательное учреждение
«СОШ имени А.П. Белобородова»
Консультация для воспитателей
«Презентация дидактических игр по валеологии»
Андропова Надежда Владимировна
воспитатель первой
квалификационной категории
Дедовск 2022г.
«Уголок валеологии в образовательном пространстве группы»
В последние годы одной из ведущих стала идея валеологизации образования, согласно которой здоровье детей рассматривается как приоритетная ценность, цель, необходимое условие и результат успешного педагогического процесса.
Здоровье детей в процессе их развития способно не только сохранятся или наращиваться, но определенным образом строиться и перестраиваться. Поэтому в валеологии наиболее актуальной является задача развития у детей осознанной потребности в здоровье и становлении практических навыков ведения здорового образа жизни. В связи с этим актуальной становиться проблема формирования валеологической культуры дошкольников.
В последнее время уровень здоровья детей стал значительно снижаться. Увеличилось количество детей с врожденными патологиями, с физическими отклонениями, рост простудных и инфекционных заболеваний. Такие ухудшения здоровья происходят по ряду причин: упадок моральных устоев семьи (разводы, алкоголизм, наркомания, убийства и т.д.); снижение социального благополучия (малообеспеченные семьи, неполные семьи, безработица, проблемы с жильем и т.д.); плохая экология (загрязнения почвы, воды, воздуха, уничтожение зеленого пояса, испытание разного вида оружия в военных и мирных целях и т.д.).
Давая знания детям о здоровье, здоровом образе жизни, оберегая их от эмоционального или физического перенапряжения, а также качественно выстроив сеть занятий по валеологии можно добиться у детей желание вести здоровый образ жизни.
Воспитать здорового и полноценного человека – самая главная задача общества. Валеология – это наука о здоровье. Качественно разработанные занятия по валеологии в детском саду помогут в будущем ребенку поддерживать свое здоровье, не попасть в опасные ситуации. Дети на занятиях по валеологии расширяют свои представления о своем организме, о здоровье, о ситуациях опасных для здоровья и жизни, приобретают навыки личной гигиены, речевого общения, культуры досуга. Ребенок учится относиться к другим как к самому себе.
Мероприятия, проводимые в детском саду для укрепления здоровья детей:
-соблюдение личной гигиены.
-рациональное питание.
-закаливающие процедуры: воздушные и солнечные ванны, босохождение, солевая и массажная дорожка, контрастные ванны для ног, соблюдение температурного и водного режима, проветривание помещений, прогулка, дыхательная гимнастика, точечный массаж.
-соблюдение режима дня.
-витаминизация (витамин С, напитки из трав и ягод).
Профилактика простудных заболеваний
-создание условий для двигательной активности.
-утренняя гимнастика, физкультурные занятия.
-оптимальное сочетание занятий и отдыха.
-факторы, обеспечивающие сохранение и укрепление детей:
-соблюдение режима дня;
-рациональное питание и режим питания;
-пребывание на воздухе;
-закаливание;
-двигательная активность;
- соблюдение санитарно - гигиенических норм и правил.
-психологическая безопасность детей в ДОУ
Задачи валеологического воспитания:
-формирование осознанного отношения к здоровью как ведущей ценности и мотивации к ЗОЖ.
-накопление знаний о здоровье.
-становление валеологической компетентности ребёнка как готовности самостоятельно решать задачи ЗОЖ и безопасного поведения в непредвиденных ситуациях и оказания элементарной медицинской и психологической помощи.
Задачи валеологического воспитания должны решаться во всех видах детской деятельности: игровая, трудовая и др.
Все эти задачи мы решаем при помощи методов:
Методы:
-словесные (беседы, чтение, рассказывание о здоровом образе жизни),
-наглядные (рассматривание иллюстраций, картин, плакатов),
-практические (просмотр мультипликационных фильмов о ЗОЖ;
-упражнения и игры, развивающие представление ребенка о себе и др.)
Формы организации детей:
НОД;
экскурсии;
наблюдения;
дидактические игры;
чтение художественной литературы;
сюжетно-ролевые игры;
простейшие опыты;
самостоятельное наблюдение;
индивидуальным занятиям в уголках здоровья.
закаливание,
физическая культура,
релаксация,
физкультминутки,
рациональное и полноценное питание,
личная гигиена,
использование народных средств,
активный труд,
рациональный отдых,
прогулки на свежем воздухе.
Невозможно развить ребенка, не создав для этого соответствующие условия. Поэтому одним из важных этапов воспитания основ здорового образа жизни у детей является создание предметно-пространственной среды в группе. В первую очередь детям нужна наглядность, которая предлагается им через организацию валеологических зон, уголков или центров.
Задачи валеологического уголка:
- сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей;
- формировать осознанное отношение к своему здоровью;
- знакомить детей со строением человеческого организма;
- формировать навыки и соблюдать правила личной гигиены;
- формировать гармоничную личность.
Три составляющие валеологического уголка:
- питание
- гигиенические навыки
- физическая культура (спорт)
Итак, первая составляющая – питание:
Во время приема пищи используется художественное слово: стихи, потешки, пословицы. Примерные пословицы, используемые во время приема пищи:
- Хорошее питание - основа здоровья.
- Пища - основа жизни.
- Разумно есть – долго жить.
Представляю некоторые дидактические и подвижные игры по воспитанию культуры питания
Цель: Привитие культуры питания.
-«Полезно – вредно»
-«Вместе - отдельно»
-«Чудесный мешочек»
-«Что можно приготовить из этих продуктов?»
- «Что, где растет?»
- «Соберем урожай»
-«Волшебная кастрюля»
-«Витаминная азбука»
- «Аскорбинка и ее друзья» и т. д.
Игры для детей от 3 до 7 лет
Цель: закрепление знаний о полезных и вредных продуктах.
- Детям 3-4 лет раздают карточки с изображением продуктов питания (до 4-5 наименований). Они должны разложить их на панно, разделенное на 2 части. В первую часть- зеленого цвета раскладываются полезные продукты, в другую - красную раскладываются вредные продукты. Игра проводится после беседы.
-Детям 4 лет даются картинки с изображением 5-8 наименований продуктов питания. Картинки висят на веревочке, на шее. Дети двигаются по участку (бегают, ходят, прыгают), на сигнал «стой» останавливаются и распределяются на ту часть участка, которая соответствует картинке (полезное зеленый шнур, вредное - красный шнур)
- Дети 5-7 лет выполняют те же задачи, но выстраиваются в колонны в соответствии с цветом флажка: к зеленому - полезные продукты, к красному – вредные.
Вторая составляющая валеологического уголка - гигиенические навыки.
- Схема, как правильно чистить зубы.
-Таблица, как правильно мыть руки.
- Дидактические игры: « Вымоем куклу», «Подбери картинки», «Правила гигиены», «Сделаем куклам разные прически», «Таня простудилась» и др.
- Сюжетно-ролевые игры: «Поликлиника», «Скорая помощь», «Больница» и др.
-Также здесь имеется «Сундучок чистюли», в нем лежат: зубная щетка, зубная паста, расческа, шампунь, мыло (жидкое, кусковое), платки (бумажные, тканевые, влажные салфетки), диски ватные, ватные палочки.
Третья составляющая уголка - физическая культура
- Дидактические игры « Спорт», « Команда чемпионов», и т.д.
-Картотеки игр (подвижные, пальчиковые).
- физкультминутки.
- картотеки: утренней гимнастики, гимнастики после сна, зрительной гимнастики, дыхательной гимнастики.
- Папка « Строение тела»
- Самомассаж (дорожки здоровья, массажные варежки).
-массаж (мячики - ежики).
В уголке представляется наглядная информация о спорте: сюжетные картинки в соответствии с возрастом детей. Так же здесь расположен спортивно-игровой инвентарь: корзина для метания предметов, разноцветные ленты, мячи простые и массажные, комплект разноцветных кеглей и шаров, скакалки, флажки, платочки. Дети с большим интересом и желанием пользуются данным оборудованием в свободное время.
Для организации подвижных игр в уголке размещаются маски, полумаски и шапочки различных сказочных героев.
Он оснащается разного вида массажными ковриками, массажной варежкой, диском здоровья, стопой и рукой с шипами, ковриком с шипами, ковриками, сделанными своими руками: из пуговиц, коврик с применением карандашей и бигудей – детям нравится ходить по ним + массаж стопы ног, и развития координации движений.
Для развития дыхания и увеличения объема легких используются султанчики и вертушки, мыльные пузыри, воздушные шары, игры, сделанные своими руками: «Ураган в бутылке», «Тучки, солнышко».
Появившиеся в дошкольном возрасте нарушения осанки, могут в дальнейшем привести к образованию стойких деформаций костной системы. Чтобы избежать этого должны осуществляться профилактические мероприятия, способствующие правильному развитию организма. В течение всего дня пребывания детей в детском саду необходимо следить за тем, чтобы они правильно сидели во время еды, занятий, отдыха. Причём, чтобы сформировать красивое и здоровое тело, не только показываем, но и рассказываем, как правильно сидеть. В этом может помочь плакат «Правильная осанка».
Также в валеологическом уголке находится информация по уходу за зубами: алгоритмы чистки зубов, полезная пища для зубов, дидактические игры, к примеру «Зуб – неболей-ка».
-«Валеология»
- Игры-пазлы
Тематические словари:
-гигиена и здоровье,
-я и моя безопасность,
-я и мое тело.
Дидактические карточки:
-Азбука здоровья,
- Как устроен человек.
Картотеки валеологических игр.
Так же предлагаются детям комплексы утренней гимнастики, спортивные упражнения для занятий дома, в детском саду. В центре представляются атрибуты для игр, в которых ребёнок может закрепить правила гигиены, взаимодействие со сверстниками в проблемных и бытовых ситуациях.
Организуются экскурсии в медицинский кабинет.
Проводятся беседы с детьми о необходимости соблюдения режима дня, о важности двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем, дети приобретают навыки культуры и здорового образа жизни, знания правил безопасного поведения и разумных действий в непредвиденных ситуациях.
Самая лучшая валеологическая программа не сможет дать положительных результатов, если её задачи не решаются совместно с семьёй, если в ДОУ не создано сообщество «дети – родители – педагоги».
Задачи:
Установление доверительно-делового контакта с родителями;
Повышение педагогической культуры родителей;
Пропаганда ЗОЖ;
Изучение, внедрение, распространение передового опыта семейного воспитания.
Формы работы с родителями:
Общие родительские собрания;
Дни открытых дверей с возможностью просмотра занятий, знакомством с организацией питания, различных форм физкультурно-оздоровительной работы;
Проведение совместных мероприятий: - спортивных олимпиад, физкультурных досугов, праздников, дней здоровья; - вечеров развлечений; - дней именинника; - витаминных и чайных столов;
Создание библиотеки для родителей в кабинете методиста;
Проведение консультаций врача, психолога, логопеда, инструктора по физкультуре;
Организация выставок «Одежда и здоровье детей», «Мир глазами детей» и др.
В течение года рекомендуется проводить мониторинг с целью установления преемственности в семейном и общественном воспитании.
Эффективность работы по комплексному подходу в организации ЗОЖ ребёнка может быть определена следующими показателями:
Снижение заболеваемости.
Рост уровня физического и психического здоровья.
Повышение двигательной активности детей.
Динамика показателей физической подготовленности дошкольников.
Сознательное отношение детей к собственному здоровью и использование доступных способов его укрепления.
Общая подготовленность к обучению в школе.
Сотрудничество ДОУ с родителями в вопросе организации здорового образа жизни.
Таким образом, все воспитательно - оздоровительные мероприятия позволяют выработать отношение к своему организму, привить необходимые санитарно-гигиенические навыки, наилучшим образом приспособить ребенка к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды. Такая приспособленность проявляется в устойчивости к экстремальным условиям, невосприимчивости организма ребенка к различным болезнетворным факторам - словом учит вести здоровый образ жизни с детства.
Закончить консультацию хочется словами доктора Комаровского: «Только здоровый ребенок может быть счастливым».
Литература:
Валеология. Конспекты комплексных занятий в детском саду (от 3 до 7 лет). Н. О. Сизова.: СПб.: Паритет, 2008.
Оздоровительные игры. Младшая группа./ авт. – сост. С. Е Голомидова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2005.
Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет. Картушина М. Ю. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
Ребенок познает мир (игровые занятия по формированию представлений о себе для младших дошкольников)/ авт. – сост. Т. В. Смирнова. – Волгоград: учитель, 2011.
Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование, система работы/авт. – сост. Т. Г. Карепова. – Волгоград: Учитель, 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Роль дидактической игры в речевом развитии дошкольников"
Консультация для начинающих воспитателей....
Консультация для воспитателей "Роль дидактической игры в развитии словаря у дошкольников".
Особенности содержания и методики словарной работы в разных возрастных группах. Подбор материала для дидактических игр в разных возрастных группах....
Консультация для воспитателей «Использование дидактических игр и упражнений для развития лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»
Развитие лексико-грамматического строя речи в онтогенезе.Причины возникновения аграмматизмов у детей.Использование дидактических игр и упражнений для формирования лексико-грамматического с...
Консультация для воспитателей: "Использование дидактических игр в совместной деятельности воспитателей и детей"
Консультация для воспитателей по математическому развитию...
Презентация дидактической игры по валеологии "Опасно - не опасно"
Игровая задача: Определить степень угрозы предлагаемой ситуации для жизни и здоровья. Определить, какая из описанных ситуаций представляет угрозу для здоровья. Поднять нужную карто...
Презентация. Консультация для воспитателей "Музыкально-дидактические игры для дошкольников"
Консультация для воспитателей "Музыкально - дидактические игры для дошкольников на развитие чувства ритма"...
Для родителей и воспитателей презентация "Дидактическое пособие "Улётные пчёлки".
Предлагаю вашему вниманию игру для детей раннего и младшего возраста " Улётные пчёлки"....