Обобщение педагогического опыта по теме «Обеспечение процесса индивидуализации музыкального образования дошкольников в контексте ФГОС ДО».
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Чернова Мария Станиславовна

Представлен педагогический опыт работы по обеспечению процесса индивидуализации музыкального образования дошкольников в контексте ФГОС ДО. Автором раскрыты цель, задачи процесса индивидуализации в музыкально-педагогической деятельности. В качестве механизма индивидуализации процесса музыкального образования разработана педагогическая модель, состоящая из трёх этапов: диагностического, организационного, заключительного. Представлены методы индивидуализации музыкального образования: метод реагирования, обеспечение взрослыми гибкости в инициированной ими деятельности,  метод «строительных лесов», иррадиирующее обучение. Опыт работы предназначен для музыкальных руководителей ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon retsenziya_obobshchenie_opyta_1.doc699 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №45»

Тема педагогического опыта

«Обеспечение процесса индивидуализации

музыкального образования дошкольников

в контексте ФГОС ДО».

Автор опыта:

Чернова Мария Станиславовна,

музыкальный руководитель

г. Заволжье, 2016 год

  1. Информационный лист.

Ф.И.О.

Должность

Чернова Мария Станиславовна

Музыкальный руководитель

Образование

Специальность

Шуйский государственный педагогический университет, 2003 г

«Дошкольная педагогика и психология»

Педагогический стаж работы

Квалификационная категория и год её присвоения.

17 лет

Высшая, 2015 г.

Курсы повышения квалификации

«Теория и практика музыкального образования в условиях реализации ФГОС», 108 ч., ГБОУ ДПО НИРО, 2015год

  1. Рецензия

на педагогический опыт

музыкального руководителя МБДОУ «Детский сад № 45»

Черновой Марии Станиславовны

на тему «Обеспечение процесса индивидуализации

музыкального образования дошкольников в контексте ФГОС ДО»

Работа музыкального руководителя Черновой Марии Станиславовны достаточно полно, научно, содержательно раскрывает данную тему. Целостное описание опыта соответствует критериям передового педагогического опыта, основополагающим положениям дошкольной педагогики и психологии. Опыт является актуальным т.к. педагогом рассматриваются вопросы построения музыкального образования на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится субъектом образования.

Теоретическая значимость представленного педагогического опыта заключается в том, что в ней представлены материалы, являющиеся результатом последовательного и углубленного изучения проблемы индивидуализации музыкального образования дошкольников. Новизна теоретической части работы - в разработанной педагогической модели, состоящей из трех этапов: диагностического, организационного, заключительного. На диагностическом этапе изучены индивидуальные особенности детей, в соответствии с которыми прогнозируется наиболее оптимальный путь развития их музыкально-творческой индивидуальности. В рамках организационного этапа разработаны наиболее оптимальные формы и методы индивидуализации процесса музыкального образования. В заключительном этапе отражена результативность, успешность проделанной работы.

Педагогическую ценность представляет практическое использование предложенного материала музыкальными руководителями детских садов Городецкого муниципального района. Интересно подобраны методы и приемы педагогической деятельности с детьми, их родителями (законными представителями), педагогами. Черновой М.С. представлены материалы педагогического обследования качества музыкального образования дошкольников. Материалы используются для индивидуализации процесса музыкального образования дошкольников (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории). Данная педагогическая диагностика востребована, т.к. выступает профессиональным инструментом музыкального руководителя, которым он может воспользоваться при получении информации об уровне индивидуального развития ребенка.

Особую ценность имеет разработанная индивидуальная карта музыкального развития дошкольников. Карта предназначена для фиксации индивидуальных достижений воспитанников за весь период пребывания в детском саду, а также выявления проблемных точек в образовательном процессе, требующих участия взрослого.

Востребованы разработки комплексно-тематического планирования к программе «Камертон» Э.П. Костиной. К использованию в работе автор предлагает таблицу-схему, в которой прописывается совместная деятельность ребенка и взрослого, индивидуальная работа, организация музыкальной развивающей предметно-пространственной среды и взаимодействие с родителями (законными представителями).

Особое внимание уделяется подобранным музыкально-дидактическим играм, дидактическим материалам по работе с музыкальным конструктором, пособиям по моделированию содержания песен, схем танца, музыкально-ритмических движений, направленных на обеспечение процесса индивидуализации музыкального образования дошкольников. Автор творчески использует пособия в ходе образовательной деятельности (индивидуализация на уровне группы детей), так и в индивидуальной работе с воспитанниками.

Для работы с воспитателями очень ценен практический материал по созданию музыкальной развивающей предметно-пространственной среды в группах. Автором подобраны консультации для работы с родителями воспитанников по развитию музыкально-творческих способностей детей, образцы анкет, газеты детского сада.

Использование новинок методической литературы, авторских находок, а также нестандартных форм и методов работы  должны дать хороший результат. Учитывая востребованность представленных материалов, данный педагогический опыт рекомендуется к распространению среди музыкальных руководителей Городецкого муниципального района.

Старший воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 45»  _________________________ О.В. Павлова

  1. Аннотация.

Представлен педагогический опыт работы по обеспечению процесса индивидуализации музыкального образования дошкольников в контексте ФГОС ДО. Автором раскрыты цель, задачи процесса индивидуализации в музыкально-педагогической деятельности. В качестве механизма индивидуализации процесса музыкального образования разработана педагогическая модель, состоящая из трёх этапов: диагностического, организационного, заключительного. Представлены методы индивидуализации музыкального образования: метод реагирования, обеспечение взрослыми гибкости в инициированной ими деятельности,  метод «строительных лесов», иррадиирующее обучение. Опыт работы предназначен для музыкальных руководителей ДОУ. Предложено комплексно — тематическое планирование по образовательной области «Художественно — эстетическое развитие». Музыкальная деятельность, где учитывается индивидуализация на уровне группы детей,  подгруппы детей, и на уровне ребёнка. Разработана индивидуальная карта музыкального развития детей. Представлены варианты музыкально — дидактических игр, дидактические материалы по работе с музыкальным конструктором, пособия по моделированию содержания песен, схем танца, музыкально-ритмических движений, направленные на обеспечение процесса индивидуализации музыкального образования дошкольников. Даны требования и представлены варианты музыкальной развивающей предметно-пространственной среды. Обозначены  направления социального партнёрства с семьями воспитанников.

  1. Содержание

Информационный лист.        2

Рецензия        3

Аннотация.        4

Содержание        5

Введение        6

Теоретические основы индивидуализации музыкального образования.        8

Практическая часть.        10

Заключение.        14

Библиография.        15

Приложение 1.        16

Приложение 2.        17

Приложение 3.        18

Приложение 4.        19

Приложение 5.        20

Приложение 6.        21

Приложение 7.        22

Приложение 8        23

Приложение 9.        24

Приложение 10.        25

Приложение 11.        26

Приложение 12.        27

Приложение13.        28

Приложение 14.        29

Приложение 15.        30

Приложение 16.        31

Приложение 17.        32

Приложение 18.        33

Приложение 19.        34

Приложение 20.        35

  1. Введение

«Одно из самых ценных человеческих качеств –

индивидуальность.

 Оно приобретается от рождения, «даётся судьбой»

и развивается искренностью».

Д.С.Лихачёв.

Дошкольное детство – период интенсивного развития, становления важнейших черт личности ребёнка, формирования тех качеств, которые будут необходимы ребёнку в течение всей его последующей жизни. Необходимость поддержать индивидуальность каждого ребёнка – одна из главных задач дошкольного воспитания. Только на её основе может быть достигнуто полноценное развитие личности дошкольника, раскрыться его особенности, уникальные способности.

Ребёнок – это солнце, вокруг которого вращается весь педагогический процесс, его сила должна быть выявлена, интересы удовлетворены, способности развиты.

Индивидуализация – процесс создания и осознания индивидом собственного опыта, в котором он проявляет себя в качестве субъекта собственной деятельности, свободно определяющего и реализующего собственные цели.

Индивидуализация основывается на предпосылке, что не может быть двух детей, которые развиваются совершенно одинаково – каждый ребёнок приобретает и проявляет собственные знания, отношение, навыки, личностные особенности. В противовес восприятию ребёнка как «пустой корзины», которую воспитатель «наполняет» информацией, индивидуализация рассматривает ребёнка так, как будто бы они вместе закладывают основы личности.

Современный социальный заказ общества ориентирует современную педагогику на развитие творческой личности каждого ребёнка с учётом его индивидуальных возможностей и склонностей. Таким образом, в современной теории и практике индивидуализации музыкального образования сложилась ситуация, характеризующаяся следующими противоречиями:

  • с одной стороны теория и практика ориентирована на индивидуализацию процесса образования, а с другой стороны реальный воспитательный процесс в ДОУ является по прежнему коллективно оформленным образованием;
  • с одной стороны – индивидуализация музыкального образования в рамках внедрения ФГОС ДО, а с другой стороны – отсутствие педагогической модели индивидуализации процесса музыкального образования, выявляющей принципы и способы создания образовательного пространства, способствующего личностному росту ребёнка. В этой связи возникает необходимость теоретического и практического осмысления ряда аспектов проблемы индивидуализации музыкального образования в ДОУ.

Приступая к музыкально-педагогической деятельности, нами был изучен и обобщён передовой педагогический опыт по теме «Обеспечение качества музыкального образования дошкольников в условиях индивидуализации процесса музыкального образования в контексте ФГОС ДО». Определено и разработано содержание, направления, принципы индивидуализации процесса музыкального образования дошкольников.

В результате процесса индивидуализации музыкального образования дошкольников появляется возможность изучения индивидуальных возможностей детей в контексте музыкальной деятельности – и всё это подводит к обеспечению качества музыкального образования дошкольников, развитию творческой личности каждого ребёнка.

На основании всего вышеизложенного была определена ведущая педагогическая идея – в контексте ФГОС ДО поднять на новый уровень качество музыкального образования в процессе индивидуализации музыкального образования дошкольников.

Цель музыкально-педагогической деятельности – повысить качество музыкального образования в процессе индивидуализации музыкального образования дошкольников.

Задачи:

  • создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими людьми, взрослыми и миром;
  • формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
  • осуществление социального партнёрства с семьями воспитанников в ходе индивидуализации процесса музыкального образования дошкольников.

  1. Теоретические основы индивидуализации музыкального образования.

Среди ведущих методологических принципов, на которых должно строиться российское образование XXI века, важное место занимает принцип индивидуализации. В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основании приказа Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования» с 1 января 2014 года вступил в силу федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Согласно стандарту определены основные принципы дошкольного образования, одним из которых является - построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.

Необходимость учета в педагогической деятельности индивидуальных особенностей ребенка нашла свое отражение в одном из дидактических принципов, декларированном еще со времен Я.А. Коменского – принципе индивидуального подхода к учащимся, реализующемся на практике в тех или иных формах и методах индивидуализированного обучения. В широком смысле индивидуализация образования предполагает переориентацию его на личность, неповторимую индивидуальность ребёнка. "Педагогические приложения" таких наук, как физиология, психология, социология, культурология, демография, философия и др. позволяют не только более системно описать закономерности и особенности развития человека как индивида, личности, субъекта деятельности, но и наполняют принцип индивидуализации образования новым содержанием, предлагают новые организационно-методические решения.

Исторический контекст проблемы индивидуализации и обращение к "Энциклопедическому словарю" Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона дает следующее - самое общее - определение: индивидуализация - это "выделение индивидуальных особенностей из первоначального безразличия".  П.Ф.Лесгафт, рассматривая педагогический контекст этого процесса, утверждает, что "все развитие состоит в вытачивании из первоначальных намеченных общих человеческих форм индивидуальных форм и индивидуального образа, который постепенно резче очерчивается и получает все более резкое выражение, причем отбрасываются изменчивые телесные потребности и заменяются стойкими идейными". 

Психолог А.В.Петровский так трактует определение индивидуализации: «Индивидуализация – открытие и утверждение своего «Я», выявление своих склонностей и возможностей, особенностей характера, т.е. становление и осмысление индивидуальности». В трудах педагогов-гуманистов (Ш.А.Амонашвили, Я. Корчака, Я.А. Коменского, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского и др.) сам термин «воспитание» рассматривался с позиций развития индивидуального своеобразия личности ребенка.

Бесспорно, в теории и практике педагогики необходимость изучения и учета индивидуальных особенностей детей обсуждается длительное время. Однако определение индивидуализации как принципа образования в научно-методических исследованиях и практических руководствах для специалистов образовательных учреждений на протяжении последней половины XX века нередко было сужено; часто он просто утрачивал свое содержание, подменяясь понятиями "индивидуальный" или "индивидуально-дифференцированный подход". Обращает на себя внимание и значительный акцент в исследовательских работах на его дидактическую сторону, т.е. индивидуализацию процесса образования.

Проблема индивидуализации не решаема вне вопросов индивидуальности, т.к. требует, прежде всего, знания индивидуально-психологических особенностей человека и их учета в формировании и развитии его личности. Исследование связей между индивидуальным своеобразием свойств личности и путей гармонизации всех ее сторон и качеств также невозможно осуществлять в отрыве от понимания генезиса данного явления. Процесс музыкально-эстетического воспитания школьников не может строиться в отрыве от систематического изучения их индивидуальности, т.к. специфика музыкальных занятий требует учета музыкальных способностей детей, достаточно вариативных уже на начальном этапе обучения.

В этой связи возникает необходимость теоретического и практического осмысления ряда аспектов проблемы индивидуализации процесса музыкального образования дошкольников в контексте ФГОС ДО.

  1. Практическая часть.

В качестве основы механизма индивидуализации процесса музыкального образования нами была разработана педагогическая модель, состоящая из трёх этапов: диагностический, организационный, заключительный.

На стадии диагностического этапа изучались индивидуальные особенности детей, в соответствии с которыми прогнозируется наиболее оптимальный путь развития их музыкально-творческой индивидуальности. В рамках организационного этапа разрабатывались наиболее оптимальные формы и методы индивидуализации процесса музыкального образования. Заключительный этап – направлен на определение результативности, успешности проделанной работы. Каждый этап включал в себя ряд элементов, составляющих его основу и являющихся факторами индивидуализированного процесса музыкального образования. Так, в основе первого этапа лежало определение составных компонентов музыкально-творческой индивидуальности дошкольников, выявление исходного уровня и динамики её развития. В качестве основных компонентов организационного этапа была отмечена внутригрупповая индивидуализация в единстве фронтальной, подгрупповой и индивидуальной форм работы с детьми, индивидуализированную систему творческих заданий. В структуре заключительного этапа определялось успешность всей работы. Участниками процесса индивидуализации процесса музыкального образования дошкольников выступили – воспитанники ДОУ, воспитатель, музыкальный руководитель, семьи воспитанников.

Эффективность процесса музыкального образования дошкольников во многом зависит от знания и учёта педагогом индивидуальных особенностей детей. Это определяется в ходе педагогического обследования. Для определений качества музыкального образования дошкольников применялась методика педагогического обследования качества музыкального образования, разработанная Э.П.Костиной. Анализ результатов показал, что в основном все дети справлялись с заданиями, но с помощью наводящих вопросов взрослых, либо же с помощью вопросов в сочетании с наглядностью или моторной помощью. Данные по результативности представлены в таблице 1. (Приложение 1. Педагогическое обследование качества музыкального образования дошкольников. Начало года. (Э.П.Костина).

На основании педагогического обследования была определена целостность процесса индивидуализации музыкального образования дошкольников в контексте ФГОС ДО (Приложение 2. Целостность процесса музыкального образования дошкольников в контексте ФГОС ДО).

Индивидуализация прослеживалась как в регламентированной (ОД, праздники и развлечения), так и в нерегламентированной совместной с педагогом и самостоятельной музыкальной деятельности детей. Это всё неразрывно связано с обеспечением социального партнёрства с семьями воспитанников. Все формы организации носили фронтальный, дифференцированный и индивидуальный характер. Индивидуализация прослеживалась во всех видах музыкальной деятельности. Вся работа строилась на основе методов индивидуализации.

Метод реагирования. Направлен на стимулирование и поддержку инициативы, активности и самостоятельности детей. Этот метод включает в себя наблюдение за детьми, анализ результатов этих наблюдений, созданий условий, которые помогут детям реализовать свои цели. Примером обучения на основе реагирования является использование модели трёх вопросов. Так, выбрав с детьми тему «Музыкальные инструменты» провели неформальный вопрос детей, и вот что выяснили. Дети знают, что музыкальные инструменты бывают разные, они изготавливаются мастерами, на заводах или специальными людьми, они дарят радость людям. Хотят узнать следующее – какие инструменты бывают?, как на них играть?, какие инструменты можно изготовить самим своими руками. Предполагают, что можно узнать об этом несколькими путями: прочитать в книжках, посмотреть телевизионные передачи про музыкальные инструменты, а потом рассказать всем, спросить у старших.

Метод индивидуализации – обеспечение взрослыми гибкости в инициированной им деятельности. Подгруппа детей по предложению педагога работала над созданием альбома «Рисуем музыку» (дети выражали свои впечатления от настроения музыки, от её содержания в рисунке). Тот факт, что несколько человек вместе были заняты одним делом не означало одинаковости действий. У каждого ребёнка было своё видение этого музыкального произведения, свои эмоции от прослушанного музыкального произведения. Одному педагог помогал словесно, другого подбодрил, третьему оказал практическую помощь.

Наиболее эффективным методом индивидуализации музыкального образования является метод «строительных лесов». Основа этого метода – идеи Выготского о зоне ближайшего развития. Сущность этого метода помочь ребёнку самому сделать следующий самостоятельный шаг, узнать что-то новое. Например, ребёнок играет на одной пластинке металлофона. Педагог задаёт вопрос – А если попробовать вот так? – и играет на двух соседних пластинках. Дальше выбор за ребёнком – попробовать или проигнорировать. Так педагог постепенно помогает ребёнку перейти на более высокий функциональный уровень.

Метод индивидуализации – иррадиирующее обучение. Основан на признании различий интересов, мотивов и динамике продвижения. Например, педагог говорит детям: нас музыкальный руководитель познакомила с новой интересной музыкальной игрой. Кто хочет научиться играть в неё, может пройти в музыкальный городок. Или, я сегодня буду работать в центре музыки, хочу научиться моделировать схему танца. Кто хочет мне помочь? Получая таким образом внимание от эмоционально значимого взрослого, приобретая во взаимодействии с другими новый опыт или знание, ребёнок, как правило, стремится поделиться с другими детьми, с которыми он дружит, показать им своё приобретённое умение. Таким образом, новые сведения или новый опыт станут достоянием многих.

Организационный этап включал в себя следующие формы работы:

  • индивидуально – дифференцированная работа с детьми    в ходе ОД «Художественно – эстетическое развитие». Музыкальная деятельность.
  • подгрупповые, индивидуальные занятия с детьми с разным уровнем музыкального развития.
  • подгрупповые занятия с детьми  с учётом гендерного развития.
  • профессиональное педагогическое сотрудничество музыкального руководителя и воспитателя в процессе индивидуализации музыкального образования дошкольников.
  • осуществление социального партнёрства с семьями воспитанников в целях индивидуализации процесса музыкального образования дошкольников.

В ходе ОД «Художественно – эстетическое развитие» Музыкальная деятельность применялись такие приёмы индивидуализации как:

  • выражение музыкальных впечатлений от прослушанного музыкального произведения в музыкальных движениях, в рисунках;
  • моделирование настроения, характера музыки сочетание цветовой гаммы;
  • пение фраз песен по подгруппам (сложные музыкальные фразы – лёгкие музыкальные фразы), пение «эхо», пение с солистами;
  • чередование пения «вслух» и «про себя»;
  • работа с музыкальным конструктором «Ручные знаки», разработанным Э.П. Костиной;
  • организация и проведение музыкально – дидактических игр на развитие звуковысотного, ритмического, тембрового слуха;
  • досочинение музыкальной фразы с последующим обсуждением наиболее интересных вариантов;
  • различные творческие задания на развитие песенного, танцевально-игрового творчества;
  • выбор детьми музыкальных инструментов в соответствии с образным содержанием музыкального произведения;
  • усложнение и вариативность заданий.

Индивидуализация процесса музыкального образования предполагает постоянное варьирование заданий в ходе ОД, использование заданий различной степени сложности. (например, сложные музыкальные фразы песни). Одним детям предлагались задания повышенной сложности. Другим детям – временно-облегчённые, заранее рассчитанные на успешное их выполнение.  Во взаимодействии с такими детьми применялись такие приёмы, как поощрение, подбадривание. Варьирование заданий помогает активизировать всех детей, повысить их работоспособность. Таким образом, каждый ребёнок в ходе ОД выполнял то задание, которое ему посильно.

Как показала практика,  дети, имеющие задатки музыкальности не просто готовы к дополнительной работе, но скорей нуждаются в этом. Они испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала – с радостью участвуют в подготовке сольных номеров, легко усваивают дополнительный материал, их привлекает сценическая деятельность. Индивидуальные занятия воспринимаются ими, как награда, а не как дополнительная нагрузка. Так, участвуя  во Всероссийском вокальном конкурсе «Чудо – песенка», воспитанники МБДОУ «Детского сада № 45» Пучков Александр и Дунина София заняли почётные места. Пучков Александр – лауреат 2 степени, Дунина София – лауреат 3 степени. Дипломы представлены в приложении. Наши воспитанники являются активными участниками в педагогических конференциях, на праздновании дня города Городца.  (Приложение 10. Дипломы

Но и те дети, которые не совсем успешны в освоении музыкальной деятельность тоже не остаются без внимания.

На основании этого были разработаны индивидуальные карты музыкального развития дошкольников, которые представлены в виде таблицы. (Приложение 4 «Индивидуальная карта музыкального развития дошкольника»). В данных картах отмечается характеристика музыкальных способностей дошкольника на начало учебного года,  формы индивидуально – коррекционной работы с ребёнком. И в заключении отмечаются показатели достижений ребёнка.

Особое место в обеспечении процесса индивидуализации музыкального образования отводилась индивидуальной работе с детьми. Например, Кирилл поступил в детский сад в старшую группу в мае, когда все дети освоили переменный шаг. Достаточно было позаниматься с ним 3 – 4 раза, и он начал активно действовать в коллективе, овладел переменным шагом. В среднюю группу поступила девочка, которая пела громко, опережая других. Пришлось приложить немало усилий, прежде чем она стала прислушиваться к мелодии песни и к пению других.  Всегда стараемся сажать её с хорошо поющими детьми, подбадриваем её. При разучивании танцевальных движений обращаем внимание детей на того ребёнка, у которого получается лучше выполнять.

Обеспечение процесса индивидуализации музыкального образования невозможно без создания развивающей предметно – пространственной среды по музыкальному образованию.

 «Мы не можем создать таланты, но мы можем создавать среду для их развития». Нейгауз

Были выделены требования к развивающей предметно-пространственной среде в условиях индивидуализации процесса музыкального образования:

  •  РППС обеспечивает максимальную реализацию музыкального образовательного потенциала группы, материалов, оборудования в соответствии с возрастными и индивидуальными  особенностями детей и коррекции недостатков их развития.
  •  РППС обеспечивает возможность общения и совместной музыкальной деятельности детей и взрослых.
  •  РППС обеспечивает учёт возрастных особенностей детей.
  • РППС содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная, безопасная.

Проектируя и создавая, систематически преобразовывая развивающую предметно-пространственную музыкальную среду, направленную на обеспечение индивидуальной траектории ребёнка, педагог учитывал особенности его развития, определял свою роль в ней относительно каждого воспитанника. Сильный в интеллектуальном развитии ребёнок не нуждается в объяснении задач, действий, результатов деятельности. В этом случае воспитатель выбирает роль консультанта, затем наблюдателя. Для ребёнка, которому нужно многократное объяснение, совместно выполнение действий, показ, рассказ – педагог выступает в роли помощника, соучастника до тех пор, пока ребёнок в этом нуждается. Такой способ взаимодействия педагога с ребёнком ориентирует каждого из них на успех, радость достижения, а значит, и на продвижение вперёд, поскольку именно успех и радость достижения создают уверенность в силах, заставляют многократно возвращаться к достигнутому, т.е. совершенствоваться. (Приложение 12 «Организация музыкальной развивающей предметно – пространственная среды в группах ДОУ»)

Социальное партнёрство с семьями воспитанников осуществлялось по следующим направлениям:

  1. Взаимопознание и взаимоинформирование. Было проведено анкетирование родителей, с целью выявления мотивации родителей к музыкальной деятельности.  (Приложение 13 Анкета для родителей «Система музыкального воспитания в ДОУ»). В детском саду были изданы газеты «Аленький цветочек», которые в интересной форме предлагали родителям познакомиться с теми или иными вопросами воспитания детей. (Приложение 14. Выпуски газет «Аленький цветочек» в рамках ДОУ»
  2. Непрерывное образование воспитывающих взрослых. Был организован и проведён семинар – практикум «Развиваем творческие способности ребёнка». (Приложение 15. Семинар - практикум «Развиваем творческие способности ребёнка).  В ходе него родителям предлагались различные варианты творческих заданий, которые помогают развить творческий потенциал дошкольников.
  3. Совместная деятельность педагогов, родителей и детей. Всем детям очень нравиться, когда родители, мамы и папы вместе с ними участвуют в праздниках, поют, танцуют. Мы постарались эти желания детей воплотить в жизнь. В преддверии дня матери был организован концерт, на котором активными участниками были не только дети, но и мамы. Вместе с мамами мальчики исполнили очень трогательный танец «Мама и сын». В гости на праздник приходили и цыгане (мамы воспитанников), которые провели шуточные гадания. А также, была инсценирована сказка «Как воронёнок маму искал», где все роли исполнили сами мамы. (Приложение 16«Фотоотчёт о проведении праздника - Дня мамы»).

Силами родителей в группах созданы альбомы по музыке, где собраны портреты любимых композиторов семей воспитанников,  любимые музыкальные инструменты семей воспитанников. (Приложение 17. Альбомы «Любимые музыкальные инструменты моей семьи», «Любимые композиторы моей семьи», «Мои любимые песни») )

  1. Заключение.

В заключение работы было проведено педагогическое обследование качества музыкального образования дошкольников. Данные представлены диаграммой. (Приложение 18. Результаты педагогического обследования качества музыкального образования дошкольников. Конец года).

На основании полученных данных, можно сделать вывод, что в результате разработки и апробации педагогической модели индивидуализации процесса музыкального образования дошкольников в контексте ФГОС ДО:

  • созданы благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими людьми, взрослыми и миром;
  • сформирована социокультурная среда, соответствующая возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
  • осуществляется социальное партнёрство с семьями воспитанников в ходе индивидуализации процесса музыкального образования дошкольников.

Таким образом, процесс индивидуализации музыкального образования помогает повысить качество музыкального образования дошкольников в условиях ФГОС ДО.

  1. Библиография.

  1. Российская Федерация. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012 — Ростов н/Д: Легион, 2013.-208с.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.- М: УЦ Перспектива, 2014.-32с.
  3. Костина Э.П. Управление качеством музыкального образования дошкольников на основе комплексного педагогического мониторинга: монография. - Н.Новгород, 2012.-304c/
  4. Костина Э.П. Теория и практика педагогической технологии содействия музыкальному образованию детей 5-6 лет. – Н.Новгород, 2008.-424с.
  5. Литвиненко О.С. Индивидуализация музыкального обучения в условиях общего образования: монография. – М., 2009 г.-15с.
  6. Михайлова – Свирская Л.В. Индивидуализация образования детей дошкольного возраста: пособие для педагогов ДОО. – М.: Просвещение, 2015.-152с.
  7. Голдобина Е.Г. Индивидуальная работа с детьми по развитию музыкальных способностей.// Инновационные педагогические технологии: материалы международной научной конференции. – Казань, 2014.-81с.

Приложение 1.

Педагогическое обследование качества  музыкального образования дошкольников. (Э.П.Костина) Начало года

         Дети самостоятельно и правильно дают жанровую характеристику музыкальных произведений. Отличают отношения музыкальных звуков по высоте, длительности, тембру самостоятельно. Творческие импровизации отличаются оригинальностью, вариативностью.

Дети с помощью элементарных наводящих вопросов дают жанровую характеристику музыкальных произведений, рассказывают о характере произведений, различают звуки по высоте, тембру, динамике. Творческие импровизации не отличаются оригинальностью, дети импровизируют после словесной помощи педагога.

Дети могут охарактеризовать музыкальное произведение, определить отношение музыкальных звуков по высоте, длительности, динамике, тембру  при условии оказания им словесной помощи с опорой на зрительную наглядность или моторной помощи. Дети затрудняются импровизировать.

Приложение 2.

Приложение 3.

Комплексно — тематическое планирование в старшей группе. Образовательная область «Художественно — эстетическое развитие» Музыкальная деятельность.

Приложение 4.

Индивидуальная карта музыкального развития ребёнка.

Приложение 5.

Фотоматериал «Индивидуальная работа с детьми»

Приложение 6.

Музыкально — дидактические игры.

Приложение 7.

Дидактический материал по работе музыкальным конструктором. (автор Э.П. Костина)

Приложение 8

Фотоматериал «Использование музыкального конструктора в работе с детьми»

Приложение 9.

Рисунки детей «Мы рисуем музыку»

Приложение 10.

Пособия по моделированию содержания песен.

Приложение 11.

Пособия по моделированию схемы танца, музыкально-ритмических движений, по ориентировке в пространстве.

Приложение 12.

Копии дипломов воспитанников детского сада № 45 за участие во Всероссийском вокальном конкурсе «Чудо — песенка».

Приложение13.

Консультация для воспитателей ДОУ «Примерное содержание музыкальной среды в группах детского сада»

Приложение 14.

Фотоматериалы «Организация музыкальной развивающей предметно — пространственной среды в группах»

Приложение 15.

Анкеты для родителей «Система музыкального воспитания в ДОУ»

Приложение 16.

Выпуски газет «Аленький цветочек» в рамках ДОУ.

Приложение 17.

Семинар — практикум для родителей «Развиваем творческие способности ребёнка»

Приложение 18.

Фотоотчёт о проведении Дня матери в МБДОУ «Детский сад № 45»

Приложение 19.

Альбомы «Любимые музыкальные инструменты моей семьи», «Любимые композиторы моей семьи», «Мои любимые песни».

Приложение 20.

Педагогическое обследование качества  музыкального образования дошкольников. (Э.П.Костина) Конец  года

Дети самостоятельно и правильно дают жанровую характеристику музыкальных произведений. Отличают отношения музыкальных звуков по высоте, длительности, тембру самостоятельно. Творческие импровизации отличаются оригинальностью, вариативностью.

Дети с помощью элементарных наводящих вопросов дают жанровую характеристику музыкальных произведений, рассказывают о характере произведений, различают звуки по высоте, тембру, динамике. Творческие импровизации не отличаются оригинальностью, дети импровизируют после словесной помощи педагога.

Дети могут охарактеризовать музыкальное произведение, определить отношение музыкальных звуков по высоте, длительности, динамике, тембру  при условии оказания им словесной помощи с опорой на зрительную наглядность или моторной помощи. Дети затрудняются импровизировать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта по теме: "Формирование основ музицирования на музыкальных инструментах у детей старшего дошкольного возраста в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО"

Игре на детских музыкальных инструментах в детском саду должно уделяться особое внимание, так как именно детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника, повышает интерес к ...

Обобщение педагогического опыта педагога. Тема: «Эмоциональное развитие старших дошкольников в процессе музыкально-театрализованной деятельности»

Дошкольный возраст - важнейший этап в развитии ребенка. Это период его приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Вместе с тем детский возраст характер...

Обобщение педагогического опыта по теме "Роль фольклора в музыкальном образовании детей дошкольного возраста"

МБДОУ "Детский сад №8"Корсаковского городского округаСаалинской областиОбобщение педагогического опытатема: "Роль фольклора в музыкальном образовании детей дошкольного возраста"вып...

Обобщение педагогического опыта по теме "Формирование основ финансовой культуры старших дошкольников"

Обобщение педагогического опыта по теме "Формирование основ финансовой культуры старших дошкольников" и конспект интегрированного занятия по финансовой культуре....

Обобщение педагогического опыта по теме" Использование метода интеллект-карт в образовательном процессе детского сада"

Глобальные преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества – социальной, политической, культурной, - не могли не затронуть и систему образования, определяющую интеллектуальный потенц...

Обобщение педагогического опыта по теме: "Формирование знаний правил дорожного движения у детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия педагога и семьи через использование технологии «Персональный помогатер"

Опыт заключается в использовании технологии в образовательной деятельности «Персональный помогатер» по правилам дорожного движения для развития и закрепления знаний у детей младшего дошкол...

Обобщение педагогического опыта по теме "Влияние игр на интеллектуальное развитие дошкольников"

Представленный материал по обобщению опыта будет полезен и интересен воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, заинтересованным и внимательным родителям, студентам....