Обобщение педагогического опыта по теме "Влияние игр на интеллектуальное развитие дошкольников"
материал (средняя группа)

Представленный материал по обобщению опыта будет полезен и интересен воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, заинтересованным и внимательным родителям, студентам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt._kalmykova_l.f.docx425.63 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение педагогического опыта

воспитателя Калмыковой Елены Федоровны,

по теме: «Влияние развивающих игр на интеллектуальное развитие дошкольников»

   

 «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка выливается живительный поток представлений, понятий.

Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности

                                                                                              В.А. Сухомлинский       

                                       

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса

Игра, через которую дошкольник знакомится с окружающим миром, имеет важное значение для интеллектуального и психического развития ребёнка. Именно развивающая игра является эффективным средством формирования таких качеств, как организованность, самоконтроль и т.д. Она  помогает создать условия, которые будут способствовать   полноценному развитию личности. Выполнение этих условий необходимо  для возникновения  у каждого ребёнка новых эмоций, умений, для   расширения  опыта общения, развития совместной и индивидуальной активность.

Игры   должны предлагаться в определённой последовательности: от самых простых и доступных  каждому ребёнку к более сложным, в соответствии с учетом психического развития. Опираться в игре следует на то,  что  ребенок  уже обладает какими- либо умениями, и на то,  что он сам любит делать.

 Но педагогу важно понимать, что игра - это не только удовольствие и радость для ребёнка, хотя это один из основных аспектов,   но и то, что она является важнейшим средством  развития внимания, памяти, мышления, воображения. Играя, ребёнок должен приобретать новые знания, умения, навыки,  у него развиваются определённые  способности.  

Необходимо выделить следующие группы игр, которые направлены на развитие разнообразных способностей: развитие внимания, развитие  памяти, развитие мышления,  которые являются основополагающими элементами, влияющими на уровень интеллектуального развитие ребёнка.

Игры,  направленные на развитие внимания формируют у ребёнка умение сосредотачиваться на определённых сторонах и явлениях действительности. Основные свойства внимания, формирующиеся  уже  у дошкольника, - это Устойчивость внимания (способность длительно сосредотачиваться на чём-нибудь), переключение внимания (способность переходить от одной деятельности к другой, от одного занятия к другому), распределение внимания (умение  действовать сразу с двумя или несколькими предметами).

Игры на развитие памяти способствуют запоминанию чего-либо,  а также подбору средств для облегчения процесс запоминания.

О развитии мышления речь идёт тогда, когда происходит овладение тремя основными формами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и логическим. В процессе действий с различными предметами, игрушками формируется наглядно-действенное мышление, мышление в действии, которое  развивается уже у младших дошкольников Основная форма мышления дошкольника - наглядно-образное мышление, которое позволяет выделять самое существенное в предметах, а также видеть соотношение их друг с другом и соотношение их частей. Ребёнок должен научиться пользоваться различными планами, схемами. К концу дошкольного возраста у детей начинают складываться элементы логического мышления, т. е. формируются умения рассуждать.

Придя в детский сад,  ребенок  уже  обладает  определенным опытом, который  пока  что  недостаточно  осознан  и  представляет собой  скорее  потенциальные  способности,   чем   сложившуюся   способность реализовывать умения в своей  деятельности. Поэтому задача   педагога заключается как раз в том, чтобы, опираясь на эти потенциальные  возможности,  продвинуть вперед сознание малыша, положить начало полноценной внутренней жизни благодаря использованию в учебно-воспитательном процессе различных средств, включая  развивающие игры.

Новизна выбранной педагогической идеи определяется тем, что в наши дни проблеме интеллектуального  развития придаётся  одно из центральных мест, работа по интеллектуальному развитию ребёнка со стороны воспитателя должна осуществляться не периодически, а систематически и поэтапно.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта

Интеллектуальное развитие дошкольника – важнейшая составная часть его общего психического развития, подготовки его к школе и к будущей его жизни. В дошкольном возрасте закладывается фундамент представлений и понятий, который обеспечивает успешное умственное развитие ребенка. Рядом психологических исследований было установлено, что темп умственного развития детей дошкольного возраста очень высок по сравнению с более поздними возрастными периодами (А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, В. С. Мухина и др.).

В настоящее время объем и характер содержания умственного развития определены программами воспитания и обучения. Без сомнения, успешность умственного развития детей зависит от характера усваемых знаний, а также от методов обучения. Обучение должно не только сообщать знания, но и воспитывать и развивать личность. Сообщая знания, важно следить, чтобы развивалась мысль ребенка, чтобы у него формировался интерес к знаниям, чтобы развивалась умственная активность детей.

Безусловно, в дошкольном возрасте  самым эффективным способом заниматься с ребенком, обучать его чему-либо и продолжать развитие тех или иных качеств, влияющих на развитие, является игра. Именно игровая форма обучения – это кратчайший путь к достижению поставленных целей и задач! Родители и педагоги должны стремиться построить игровой процесс таким образом, чтобы он охватывал самые разнообразные области и сферы деятельности. Только такой подход может обеспечить наиболее эффективную и качественную подготовку малышей к следующему важному этапу в своей жизни – переходу в школу.

Темп жизни людей настолько велик, что родителям порой не хватает времени заняться со своими детьми, просто сесть и поиграть с ними. И уж тем более целенаправленно, систематически развивать их. Поэтому одной из задач педагога состоит в том, чтобы не упустить возможности развивать в ребенке заложенные способности, помочь ему раскрыться, чтобы он мог познавать мир легко и самостоятельно. Один из способов развития интеллектуального развития ребенка  это развивающие игры. В развивающих играх удалось объединить один из основных принципов обучения – от простого к сложному, и очень важный принцип творческой деятельности – самостоятельно и по способностям. Постепенное возрастание трудностей в играх, позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои способности, в отличие от обучения. Именно поэтому педагоги в своей работе  используют самые разнообразные развивающие игры.

На формирование опыта по данной теме оказала влияние работа по соответствующей теме самообразования. Изучение различных  методических пособий и передового педагогического опыта по исследуемому вопросу дало возможность выбрать и применить на практике наиболее актуальные к нашим условиям методические приемы, спроектировать, спланировать и выстроить систему воспитательно-образовательной работы.

В рамках работы по теме «Влияние развивающих игр на интеллектуальное развитие дошкольников» мною была проанализирована психолого-педагогическую литература по соответствующей проблеме, изучены игровые технологии  для осуществления образовательной деятельности детей дошкольного возраста, составлена  подборка дидактических  игр, заданий  игрового содержания по развитию  интеллектуальных способностей у детей средней группы (4-5 года). Разработанный материал  использовался в ходе осуществления образовательной деятельности с детьми.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

Для развития интеллекта ребенка с учетом его индивидуальных особенностей восприятия стараюсь знакомить дошкольников с различными способами отражения действительности.  И целью моей работы по теме «Влияние развивающих игр на интеллектуальное развитие дошкольников» стало  нахождение  путей оптимального решения задач интеллектуального развития дошкольников (в данном случае 4-5 лет) посредством развивающей игры: максимально использовать возможности ребенка, с одной стороны, и не допустить перегрузки организма, с другой. Достижение обозначенной цели предполагает решение мною следующих задач:

  • развивать познавательные психические процессы: восприятие, память, мышление, внимание, воображение, речь;
  •  развивать любознательность и умственные способности; первичные интеллектуальные умения и навыки;
  • последовательно увеличивать у детей запас знаний, проводить их упорядочение, уточнение, систематизацию.

К средствам достижения цели и решения поставленных задач использовался дидактический материал, которым каждый ребенок может пользоваться как индивидуально, так и для групповых дидактических игр. Высокого уровня познавательной деятельности дошкольники достигают только, если обучение направлено на активное развитие мыслительных процессов и является развивающим, ориентированным на "зону ближайшего развития". Дидактическая игра - основной вид деятельности ребёнка  в дошкольном возрасте, играя, он познаёт мир людей, играя, ребёнок развивается. В современной педагогике существует огромное количество развивающих игр, способных развить интеллектуальные способности ребёнка. Следует напомнить, что понятие "развитие интеллекта" включает в себя развитие памяти, восприятия, мышления, то есть всех умственных способностей. Сконцентрировав своё внимание лишь на одном показателе, нельзя говорить о развитии детского интеллекта в целом. Проводить развивающие дидактические игры лучше с группой детей, так как именно коллективные игры способны гораздо лучше развить интеллектуальные способности.

Дидактические игры помогают усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. Дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Использование дидактической игры повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. Особенно эффективны эти игры при организации непосредственной образовательной деятельности: по формированию целостной картины мира, по формированию элементарных математических представлений. В дидактической игре учебные, познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми, поэтому при организации игры обращаю особое внимание на присутствие в образовательной деятельности элементов занимательности: поиска, сюрпризности, отгадывания и т.п. Проводя дидактические игры,  я как педагог пытаюсь целенаправленно воздействовать на детей, продумываю методические приёмы проведения, добиваюсь, чтобы дидактические задачи были приняты всеми детьми. Систематически усложняя материал с учётом требований программы, воспитатель через дидактические игры сообщаются доступные знания, формируются необходимые умения, совершенствуются психические процессы.

Игры-занятия с дидактическими игрушками развивают сосредоточенность, умение спокойно, не отвлекаясь, заниматься в течение некоторого времени каким-то делом, развивают способность подражать взрослому. Действия с подобными предметами всегда ставят перед ребёнком умственную задачу - он старается добиться результата. Постепенно включаются задачи сенсорного характера: научить различать величину, форму, цвет. Большое значение в речевом развитии детей имеют словесные дидактические игры. Они формируют слуховое внимание, умение прислушиваться к звукам речи, повторять звукосочетания и слова. Игровые действия в словесных дидактических играх (имитация движений, поиск того, кто позвал, действия по словесному сигналу, звукоподражание) побуждают к многократному повторению одного итого же звукосочетания, что упражняет в правильном произношении звуков и слов. Учитывая рекомендации физиологов, о необходимости тренировки пальцев рук в целях развития речевых зон мозга, следует проводить с детьми соответствующие игры, Развитость мелкой моторики - основной показатель готовности ребёнка к усвоению письма, чтения, правильной речи и интеллекта в целом; руки, голова и язык связаны одной ниточкой, и любые отставания в этой цепи приводят к отставанию. Большую ценность в интеллектуальном развитии детей представляют словесные игры (народные загадки, молчанка, запретное слово). Эти игры возбуждают умственную активность. Правильно используемые дидактические игры помогают формировать у детей усидчивость, умение тормозить свои чувства и желания, подчиняться правилам. В играх ребёнок вынужден проявлять умственную активность и настойчивость в овладении окружающим, в осуществлении задуманного, умение ставить цель и добиваться её решения. Дети этого возраста лучше могут управлять своими психическими процессами, речью и мышлением. Систематически проводя с детьми группы дидактические игры, можно не только развить умственные способности детей, но и выработать у них нравственно-волевые черты характера, приучать детей к более быстрому темпу умственной деятельности.

Дошкольное детство-первая ступень в психическом развитии ребёнка, его подготовке к участию в жизни общества. Этот период является важным подготовительным этапом для следующей ступени - школьного обучения. Таким образом, роль игры в развитии интеллектуальных способностей дошкольников несомненна.

Организация учебно-воспитательного процесса Учебно-воспитательный процесс стараюсь строить таким образом, чтобы каждому ребенку было интересно во время организованной образовательной деятельности, чтобы он стал активным участником происходящего. А после образовательной деятельности, во время прогулки или просто в свободное время непроизвольно идет обсуждение среди детей только что полученной информации. В начале каждой образовательной деятельности проводились специальные упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук.

При отборе содержания игры необходимо, чтобы учебный материал был эмоционально насыщен, запоминался. В материал образовательной деятельности обязательно включаются четкие, конкретные образы. Выбор игры в первую очередь зависит от того, каков контингент, какие воспитательные задачи требуют своего разрешения. Если игра коллективная, необходимо хорошо знать, каков состав играющих, их интеллектуальное развитие, физическая подготовленность, особенности возраста, интересы, уровни общения. Выбор игры зависит от времени ее проведения, природно- климатических условий, протяженности времени, светового дня и месяца ее проведения, от наличия игровых аксессуаров, зависит от конкретной ситуации, сложившейся в детском коллективе.

При проведении организационной образовательной деятельности всегда помню, что нельзя переутомлять детей играми, необходимо следить за правильной позой ребенка.

 Необходима и соответствующая работа с законными представителями детей,  чтобы и родители в своем семейном воспитании использовали различные игры для развития познавательных психических процессов: восприятие, память, мышление, внимание, воображение, речь. Для этих целей выступаю с сообщениями на родительских собраниях, знакомлю с  программным содержанием занятия, провожу индивидуальные беседы о результатах деятельности детей, консультирую по вопросу организации дидактических игр в домашних условиях.

Игры, как  и занятия,  дают положительные результаты при условии планомерности их проведения. Предварительно хорошо изучив содержание соответствующего раздела программы воспитания в детском саду, распределяю материал по образовательной деятельности, соблюдая принцип последовательности от простого к сложному. Получаемые в образовательной деятельности знания и умения должны быть устойчивыми настолько, чтобы дети применяли их в играх, при выполнении режима. При выполнении программного материала растет и активность детей, что позволяет им успешнее справляться с поставленной задачей.

Очень важно, чтобы организационная образовательная деятельность создавала у детей хорошее настроение, вызывала радость: ребенок радуется тому, что узнал что-то новое, радуется своему достижению, добиться результата. Эта радость является залогом успешного развития детей дошкольного возраста и имеет большое значение для дальнейшего развития.

Анализ результативности

Результатом своей работы по интеллектуальному развитию дошкольников посредством дидактической игры явились позитивные сдвиги в умственной и интеллектуальной активности детей, в том числе в развитии познавательных психических процессов: восприятия, мышления, памяти, воображения, связной речи дошкольников. Значительно увеличился запас знаний детей.

Проанализировать эффективность работы по развитию интеллектуальных способностей  позволяют данные диагностического обследования детей. О развитии детей средней группы по образовательной области «Познавательное развитие» свидетельствуют результаты педагогической диагностики в конце учебного года и их сравнительный анализ с результатами в начале учебного года.

Средний показатель по группе составил 4 балла (из 5 возможных). Из 12 участников мониторинга 10 человек (83%) могут выполнить все задания с частичной помощью взрослого, 2 человек (17 %) выполняют все параметры оценки самостоятельно и с частичной помощью педагога, высокий уровень познавательных способностей (5 баллов) продемонстрировали 6 человек или 50% от общего количества участников, данные воспитанники справляются со всеми заданиями самостоятельно.

В сравнении с результатами на начало учебного года, средний балл вырос с 2,6 до 4. Положительная динамика наблюдается у всех воспитанников группы.

Положительная динамика свидетельствует об эффективности реализованной системы методической работы по проблеме.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта

Для воспитателя подготовка к занятиям требует затрат времени на изготовление дидактического материала для проведения  развивающих игр, однако эти затраты оправдываются достижениями планируемого результата.      

Также решение данной педагогической проблемы требует определённых  навыков и опыта.

Адресные рекомендации по использованию опыта

Представленный материал по обобщению опыта будет полезен и интересен воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, заинтересованным и внимательным родителям, студентам.

C:\Users\Оля\Downloads\IMG-20201229-WA0004.jpg   C:\Users\Оля\Downloads\IMG-20201229-WA0006.jpg

C:\Users\Оля\Downloads\IMG-20201229-WA0005.jpg   C:\Users\Оля\Downloads\IMG-20201229-WA0007.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста»

Предлагаю ознакомиться с опытом работы по развитию коммуникативных способностей детей через сюжетно-ролевые игры. Опыт результативен и может использоваться в педагогической практике...

Обобщение педагогического опыта по теме: "Современные подходы к обучению дошкольников математике"

    Вхождение детей в мир математики начинается уже в дошкольном возрасте. Они сравнивают предметы по величине, устанавливают количественные и пространственные отношения, усваивают ге...

Обобщение педагогического опыта: "Создание системы мониторинга нарушения речевого развития, как средство повышения качества коррекционного воздействия на детей с особенностями в развитии"

Создание эффективной научно-обоснованной системы комплексного логопедического обследования речи старших дошкольников с ОВЗ с целью выявления характера, симптоматики, структуры речевой патологии, а так...

Обобщение педагогического опыта "Трудовое воспитание как способ социализации личности дошкольника"

        Труд – одно из важнейших средств воспитания детей. Каждый ребенок с дошкольного возраста должен принимать участие в труде и выполнять те несложные обязанности,...

Обобщение педагогического опыта работы по теме: «Опытно – экспериментальная деятельность дошкольников»

Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, заинтересованным и внимательным родителям....

Базовая модель обобщенного педагогического опыта « Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста»

Идея опыта: «Создание  условий  для развития творческих способностей и  всестороннего развития детей в процессе театрализованной деятельности; создание усло...