Конспект занятия "Кулинарная лаборатория: Секреты здорового питания" (подготовительная группа)
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Конспект занятия
"Кулинарная лаборатория:
Секреты здорового питания"
(подготовительная группа)
Разработала:
Сенотова Наталья Владимировна,
воспитатель высшей категории
структурного подразделения
МОУ «СОШ «Созвездие» с.Тепловка
Новобурасского района
Саратовской области»
с. Тепловка 2025 г.
Возрастная группа: подготовительная группа
Тема: "Кулинарная лаборатория: Секреты здорового питания"
Цель: Формирование у детей представлений о здоровом питании, развитие практических навыков приготовления простых блюд, воспитание культуры питания и умения работать в команде.
Задачи:
1. Обучающие задачи:
• Формирование представлений о здоровом питании:
• Познакомить детей с основными принципами здорового питания (разнообразие, умеренность, баланс).
• Дать представление о пользе овощей, фруктов, злаков, молочных продуктов, белковых продуктов для организма.
• Разъяснить разницу между полезными и вредными продуктами (фастфуд, сладости, газированные напитки).
• Обучение практическим навыкам:
• Научить детей правильно мыть продукты.
• Обучить базовым навыкам работы с безопасными кухонными инструментами (ножи, доски, ложки, миски).
• Научить детей готовить простые и полезные блюда (овощные и фруктовые салаты).
• Познакомить детей с рецептами здоровых блюд и научить следовать им.
• Формирование представлений о происхождении продуктов:
• Рассказать детям о том, где растут овощи и фрукты, как производится хлеб и молоко.
• Научить детей бережно относиться к продуктам и не выбрасывать еду.
• Расширение словарного запаса:
• Пополнить словарный запас детей новыми словами, связанными с продуктами питания, кулинарией, здоровым образом жизни.
2. Развивающие задачи:
• Развитие познавательного интереса:
• Стимулировать любознательность детей к теме здорового питания.
• Развивать интерес к исследованию новых продуктов и их свойств.
• Поощрять детей к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы.
• Развитие сенсорного восприятия:
• Развивать умение различать продукты по цвету, форме, запаху, вкусу и текстуре.
• Активизировать тактильные, обонятельные, вкусовые и зрительные ощущения.
• Развитие мелкой моторики:
• Совершенствовать навыки работы с кухонными инструментами.
• Развивать ловкость, координацию движений рук и пальцев.
• Развитие творческого мышления и воображения:
• Стимулировать детей к придумыванию новых блюд и рецептов.
• Развивать умение оригинально оформлять блюда.
• Развитие речи и коммуникативных навыков:
• Способствовать развитию умения выражать свои мысли и впечатления.
• Поощрять детей к обсуждению своих кулинарных достижений и идей.
• Развивать умение работать в команде и слушать друг друга.
3. Воспитательные задачи:
• Формирование культуры питания:
• Воспитывать у детей уважительное отношение к еде.
• Прививать навыки правильного поведения за столом.
• Формировать привычку есть полезную еду.
• Развивать осознанное отношение к своему здоровью.
• Воспитание чувства ответственности:
• Развивать умение самостоятельно выполнять порученные задания.
• Прививать ответственность за результаты своей деятельности.
• Учить детей соблюдать чистоту и порядок на рабочем месте.
• Воспитание чувства сотрудничества:
• Учить детей работать в команде, помогать друг другу.
• Развивать умение договариваться, делиться и уступать.
• Формирование ценностных ориентиров:
• Воспитывать у детей ценностное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
• Формировать представления о том, что правильное питание – это залог здоровья и хорошего самочувствия.
Виды деятельности:
• Познавательная деятельность: беседы, изучение продуктов, обсуждение их полезных свойств.
• Исследовательская деятельность: дегустация продуктов, изучение их сенсорных качеств, эксперименты.
• Практическая деятельность: приготовление блюд, нарезка овощей и фруктов, смешивание ингредиентов.
• Творческая деятельность: оформление рецептов, создание новых комбинаций продуктов.
• Коммуникативная деятельность: обсуждение результатов, обмен впечатлениями, совместная работа в группе.
• Музыкальная деятельность: музыкальное сопровождение во время занятия.
Формы организации: групповая, подгрупповая.
Формы реализации детских видов деятельности: путешествие.
Оборудование:
1. Кухонное оборудование и инвентарь (для каждой группы детей):
• Безопасные ножи:
* Ножи с закругленными концами или пластиковые ножи для детей (несколько штук (в зависимости от количества детей в группе).
• Разделочные доски:
* Доски из пластика или дерева (желательно небольшого размера для удобства детей несколько штук).
• Миски разных размеров:
* Для смешивания ингредиентов (несколько на группу (пластиковые или металлические, но без острых краев).
• Ложки:
* Ложки столовые (желательно несколько на группу)
* Ложки чайные (для размешивания и пробы).
• Вилки (пластиковые):
* Для перемешивания или употребления блюда (по количеству детей).
• Посуда для дегустации:
* Тарелки (неглубокие).
* Ложки, вилки, салфетки (в достаточном количестве для каждого ребенка).
2. Средства индивидуальной защиты:
• Фартуки:
* Одноразовые (по одному на каждого ребенка и воспитателя).
• Колпаки:
* Одноразовые или тканевые (по одному на каждого ребенка и воспитателя).
• Перчатки (по желанию-одноразовые перчатки для работы с продуктами).
3. Материалы для оформления (после занятия):
• Бумага:
* Листы бумаги для рисования или цветная бумага для оформления рецептов.
* Несколько пачек.
• Цветные карандаши, фломастеры:
* Наборы цветных карандашей и фломастеров для рисования, раскрашивания и написания рецептов.
• Клей:
* Клей-карандаш или ПВА для приклеивания аппликаций.
• Ножницы (безопасные)
* С закругленными концами.
• Наклейки:
* Наклейки с изображениями продуктов для оформления рецептов.
• Трафареты:
* Шаблоны для вырезания фигурок или овощей и фруктов (по желанию).
4. Демонстрационные и учебные материалы:
• Музыкальное сопровождение:
* Музыкальный центр или колонки, музыка для создания атмосферы.
• Муляжи продуктов:
* Муляжи фруктов, овощей и других продуктов для демонстрации.
• Карточки с рецептами:
* Распечатанные или ламинированные карточки с рецептами (с текстом и картинками).
• Энциклопедии, детские книги:
* Книги с информацией о продуктах, их пользе для организма (по желанию).
• Коробка или корзина:
* Для хранения продуктов и муляжей.
• Фотоаппарат:
* Для фотофиксации процесса приготовления и результатов.
• Специи и приправы:
* Специи с разными ароматами (корица, ваниль, гвоздика и др.) для сенсорного развития.
Организационные моменты:
• Проверка оборудования: заранее проверьте исправность всего оборудования.
• Размещение: разместите оборудование и материалы в удобном и доступном для детей месте.
• Безопасность: обеспечьте безопасные условия для работы на кухне, убрав все потенциально опасные предметы.
• Чистота: подготовьте рабочие поверхности и инструменты для работы.
• Запасной комплект: желательно подготовить запасной комплект оборудования и материалов на случай, если что-то сломается или закончится.
Предварительная работа:
1. Подготовка воспитателя:
• Изучение методической литературы:
• Ознакомление с рекомендациями по организации занятий по формированию представлений о здоровом питании у детей дошкольного возраста.
• Изучение безопасных способов работы с кухонными инструментами.
• Ознакомление с принципами составления меню для детей дошкольного возраста.
• Разработка конспекта занятия:
• Четкое определение цели и задач занятия.
• Планирование последовательности этапов занятия.
• Подбор подходящих видов деятельности, игр и упражнений.
• Разработка рецептов, адаптированных к возрасту детей.
• Подготовка раздаточного материала (карточки, рецепты, шаблоны, заготовки).
• Подбор музыкального сопровождения:
• Выбор подходящей музыки для создания атмосферы (веселая, ритмичная, кулинарная).
• Подготовка к беседе с детьми:
• Подбор вопросов, направленных на актуализацию знаний детей о здоровом питании.
• Подготовка интересных фактов о продуктах, которые будут использоваться на занятии.
• Проверка наличия материалов:
• Составление списка необходимых материалов, инструментов и продуктов.
• Проверка их наличия и исправности.
2. Подготовка материалов и оборудования:
• Кухонное оборудование:
• Сбор и проверка наличия необходимых инструментов (безопасные ножи, разделочные доски, миски, ложки).
• Обеспечение наличия фартуков и колпаков для каждого ребенка.
• Подготовка тарелок для дегустации.
• Продукты:
• Составление списка необходимых продуктов в соответствии с выбранными рецептами.
• Закупка свежих, качественных и безопасных продуктов.
• Тщательное мытье и подготовка продуктов (нарезка, чистка, если необходимо).
• Обеспечение наличия всех необходимых ингредиентов в достаточном количестве.
• Раздаточный материал:
• Подготовка карточек с рецептами или картинками.
• Подготовка листов бумаги, цветных карандашей, фломастеров для оформления рецептов.
• Подготовка шаблонов для вырезания (если необходимо).
• Демонстрационный материал:
• Подготовка наглядных пособий (муляжи фруктов, овощей).
• Подготовка материалов для сенсорного восприятия (например, специи с разными запахами)
• Организация рабочей зоны:
• Организация столов для работы детей.
• Установка всего необходимого оборудования и материалов в доступных для детей местах.
* Уборка рабочей зоны и подготовка места для дегустации.
3. Работа с детьми (предварительная подготовка):
• Беседа о здоровом питании:
• Проведение короткой беседы с детьми о важности здорового питания, полезных продуктах, необходимости мыть фрукты и овощи перед едой.
• Чтение книг о полезных продуктах
• Просмотр мультфильмов:
* Просмотр мультфильмов на тему здорового питания.
• Знакомство с рецептами:
• Заранее показать детям, какие блюда они будут готовить на занятии, а также показать простые рецепты.
• Игры о продуктах:
* Игры, которые закрепят знания детей о полезных продуктах.
• Правила поведения на кухне:
* Обсуждение правил безопасного поведения на кухне (например, как правильно обращаться с ножом).
4. Работа с родителями (по желанию):
• Информирование о теме занятия:
• Размещение информации о предстоящем занятии на родительском уголке, на сайте детского сада или в группе в соцсетях.
• Консультации:
* Проведение консультаций с родителями о принципах здорового питания.
• Привлечение к подготовке:
• Предложить родителям помочь в подготовке продуктов или материалов для занятия (например, принести овощи или фрукты из дома).
* Привлечь родителей к разработке рецептов для занятия.
• Привлечение к участию в занятии:
* Привлечение родителя-волонтера к участию в занятии.
Общие рекомендации:
• Планирование: тщательно спланировать все этапы занятия, чтобы избежать неожиданных ситуаций.
• Безопасность: обеспечить безопасные условия для работы детей.
• Адаптация: адаптировать содержание и сложность заданий к возрасту и возможностям детей.
• Гибкость: быть готовым к изменениям в процессе занятия, если это необходимо.
• Положительный настрой: создать доброжелательную и поддерживающую атмосферу на занятии.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников |
|
Вводная часть (мотивация) | ||
1. Приветствие и создание позитивной атмосферы: • Воспитатель встречает детей с улыбкой, приветствует их. • Предлагает детям встать в круг, взяться за руки. • Проводит короткую приветственную разминку: • Игра "Здравствуйте":
• Игра «Улыбка по кругу»:
• Воспитатель использует мотивирующие фразы: "Ребята, сегодня нас ждет увлекательное путешествие! Давайте вместе сделаем наш день ярким и интересным!" 2. Введение в тему и объявление цели занятия: • Использование "волшебной корзины": Воспитатель показывает детям корзину, наполненную муляжами фруктов, овощей и других продуктов. • Игра "Угадай на ощупь":
• Беседа: Воспитатель задает детям вопросы, которые подводят их к цели занятия: • "Какие продукты лежат в нашей корзине?" • "Какие из них полезные?" • "Как мы можем приготовить из них вкусные блюда?" • Объявление цели занятия: Воспитатель объявляет цель занятия: "Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в мир здорового питания, узнаем много нового о полезных продуктах и научимся готовить вкусные и полезные блюда. А после нашего путешествия мы создадим свою собственную книгу рецептов!" 3. Распределение ролей и подготовка к путешествию: • Раздача "билетиков": Воспитатель раздает детям маленькие "билетики" (сделать их в виде маленьких фруктов или овощей), объявляя, что это их пропуск в "мир здорового питания". • Подготовка к путешествию:
• Звучит веселая музыка. • Воспитатель поощряет детей к активному участию: "Ну что ж, юные путешественники, мы готовы отправиться в путь? Тогда перёд к приключениям!» | Ребята располагаются в зале.
Дети встают в круг.
Дети по очереди здороваются друг с другом, называя друг друга по имени и сопровождая слова жестами (хлопок в ладоши, кивок головы). Дети передают друг другу улыбку по кругу, создавая позитивный настрой.
Дети с закрытыми глазами берут муляж, ощупывают его и называют.
Дети отвечают на вопросы.
Дети надевают одноразовые фартуки и колпаки, создавая атмосферу кулинарной лаборатории. |
|
Основная часть | ||
1. Исследовательская деятельность: "Секреты продуктов" • Деление на группы: Воспитатель делит детей на группы (например, по 4 человека), обеспечивая равномерное распределение детей и материалов. • Ознакомление с продуктами: • Каждая группа получает корзину (или тарелку) с разными продуктами. • Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть каждый продукт, потрогать, понюхать, и, если это безопасно, попробовать на вкус (предварительно обговорив правила безопасности). "Какой это фрукт (овощ)? Какого он цвета? Какой формы? Какой у него запах? Каков он на вкус? Что вы чувствуете, когда его трогаете?". • Воспитатель помогает детям называть продукты и определяет, какие из них полезные, а какие стоит употреблять в меньшем количестве. • Беседа о пользе: • Воспитатель задает детям наводящие вопросы: * "Чем полезны овощи (фрукты)? " * "Какие витамины содержатся в этих продуктах?" * "Почему важно есть крупы (хлеб)?" * "Какую роль играет молоко (яйца) для нашего организма?" • Воспитатель дополняет ответы детей, предоставляя краткую и доступную информацию о пользе каждого продукта.
2. Кулинарный эксперимент: "Готовим вместе" Воспитатель проводит физминутку:
• Выбор блюда и ознакомление с рецептом:
Воспитатель предлагает детям ознакомиться с рецептами (читает вслух или показывает карточки с картинками и этапами приготовления). • Приготовление блюда:
Воспитатель следит за безопасностью при работе с ножами и другими инструментами, помогает детям, отвечает на их вопросы.
• Сенсорное восприятие: * Воспитатель поощряет детей задействовать все свои чувства в процессе приготовления. * "Принюхайтесь к нарезаемому продукту. Как он пахнет?" * "Ощутите текстуру продуктов. Какие они на ощупь: мягкие, твёрдые, гладкие, шершавые?" * "Слушайте звук от нарезаемых продуктов" • Эксперименты: Воспитатель предлагает детям поэкспериментировать со вкусом продуктов, попробовать добавить разные ингредиенты и приправы, чтобы создать что-то новое и необычное. (ограниченное количество вариантов и с осторожностью)
|
Дети делятся на 2 группы и работают в них.
Дети описывают свои ощущения.
Отвечают на вопросы.
Дети выполняют движения по тексту:
«Приготовили обед» Сели как-то мы обедать И позвали в дом соседей. (руками зазываем гостей) Скатерть белую накрыли, (руки перед собой, развести их в стороны) Вилки ложки разложили, Хлеб нарезали и сыр, Приготовили гарнир. (резкими движениями потереть ладонь о ладонь) Помешали его в чашке И добавили колбаски. (вращательные движения кистями рук) А из фарша всем котлеты Жарили мы без диеты. (лепка котлет) Посолили, поперчили, Замесили (имитация движений) Не забыли лук сердитый положить И скорее все закрыть. Наготовились, устали, Печь пирожное не стали. (вытереть лоб рукой)
Каждая группа выбирает блюдо, которое они будут готовить. 1группа: овощной салат "Радуга": • Цель: научить детей нарезать овощи, смешивать их, знакомить с разными цветами овощей. • Ингредиенты: • Огурец • Помидор • Болгарский перец (разных цветов) • Морковь • Зелень (укроп, петрушка) • Растительное масло или сметана для заправки (по желанию) • Соль по вкусу • Инструкция: 1. Помыть все овощи и зелень. 2. Нарезать овощи небольшими кусочками (можно использовать безопасные ножи для детей). 3. Нарезать зелень (можно руками, если это мелко). 4. Смешать все ингредиенты в миске. 5. Заправить салат маслом или сметаной, посолить по вкусу. 6. Попробовать и порадоваться вкусному и полезному салату.
2 группа: фруктовый салат "Солнышко": • Цель: познакомить детей с разнообразием фруктов, научить их нарезать, смешивать, формировать красивые блюда. • Ингредиенты: • Яблоки • Банан • Апельсин (мандарин) • Груша • Виноград • Йогурт (натуральный или фруктовый) или мед (по желанию) • Инструкция: 1. Помыть все фрукты. 2. Нарезать фрукты небольшими кусочками (банан можно нарезать кружочками, яблоки, грушу и апельсин – дольками). 3. Смешать все фрукты в миске. 4. Добавить йогурт или мед (по желанию). 5. Выложить салат в виде солнышка на тарелку, украсить.
Дети под руководством воспитателя (или более старшего помощника из детей) приступают к приготовлению блюда. Дети выполняют действия по рецепту: моют продукты, нарезают (при необходимости), смешивают ингредиенты, выкладывают на тарелки.
Дети экспериментируют. |
|
Заключительная часть (рефлексия) | ||
1. Организация дегустации: "Пробуем наши шедевры"
• Сервировка стола: Воспитатель совместно с детьми организует сервировку стола: выставляет тарелки, стаканы, салфетки, ложки и вилки. Расставляет приготовленные блюда на видном месте.
• Дегустация:
• Воспитатель предлагает детям не торопиться, наслаждаться вкусом, делиться своими впечатлениями. Воспитатель следит за тем, чтобы каждый ребенок попробовал все блюда. • Обмен впечатлениями: Воспитатель задает наводящие вопросы: * "Что вам больше всего понравилось?" * "Какое блюдо получилось самым вкусным?" * "Какие ингредиенты вы использовали?"
2. Подведение итогов и создание книги рецептов: "Наша кулинарная книга" • Сбор рецептов: Воспитатель предлагает детям после занятия придумать свои рецепты и собирать их в общую "Книгу рецептов". Воспитатель подводит детей к выводу, что они создадут не просто книжку, а настоящий сборник полезных рецептов. Воспитатель подводит итоги занятия, обобщает полученные знания. * "Что нового вы сегодня узнали?" * "Какие блюда вы научились готовить?" * "Почему важно правильно питаться?" * "Что вы хотите приготовить дома для своей семьи?" * "Какой секрет здорового питания вы расскажете своим друзьям?" * "Как мы можем применить то, чему научились сегодня?"
3. Рефлексия: "Поделимся эмоциями" Карточки с эмоциями: Воспитатель предлагает детям выбрать карточки с изображениями разных эмоций (радость, удивление, интерес, восторг) и показать, какие эмоции они испытывают после занятия. • Музыкальное завершение: Звучит легкая, приятная музыка, создающая атмосферу радости и удовлетворения. |
Дети принимают участие в сервировке стола.
Дети по очереди подходят к столу и пробуют приготовленные блюда.
Дети делятся своими мнениями, описывают свои ощущения.
Ответы детей.
Дети делятся своими чувствами и впечатлениями. |
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 122.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация Новобурасского муниципального района
Саратовской области
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа «Созвездие» с. Тёпловка Новобурасского района Саратовской области»
Россия. Саратовская область Новобурасский телефон: (8 845 57) 2-53-13
район с. Тёпловка улица Колхозная, д 14. e-mail: tepbur_ 2007@mail.ru
Конспект занятия
"Кулинарная лаборатория:
Секреты здорового питания"
(подготовительная группа)
Разработала:
Сенотова Наталья Владимировна,
воспитатель высшей категории
структурного подразделения
МОУ «СОШ «Созвездие» с.Тепловка
Новобурасского района
Саратовской области»
с. Тепловка 2025 г.
Возрастная группа: подготовительная группа
Тема: "Кулинарная лаборатория: Секреты здорового питания"
Цель: Формирование у детей представлений о здоровом питании, развитие практических навыков приготовления простых блюд, воспитание культуры питания и умения работать в команде.
Задачи:
1. Обучающие задачи:
• Формирование представлений о здоровом питании:
• Познакомить детей с основными принципами здорового питания (разнообразие, умеренность, баланс).
• Дать представление о пользе овощей, фруктов, злаков, молочных продуктов, белковых продуктов для организма.
• Разъяснить разницу между полезными и вредными продуктами (фастфуд, сладости, газированные напитки).
• Обучение практическим навыкам:
• Научить детей правильно мыть продукты.
• Обучить базовым навыкам работы с безопасными кухонными инструментами (ножи, доски, ложки, миски).
• Научить детей готовить простые и полезные блюда (овощные и фруктовые салаты).
• Познакомить детей с рецептами здоровых блюд и научить следовать им.
• Формирование представлений о происхождении продуктов:
• Рассказать детям о том, где растут овощи и фрукты, как производится хлеб и молоко.
• Научить детей бережно относиться к продуктам и не выбрасывать еду.
• Расширение словарного запаса:
• Пополнить словарный запас детей новыми словами, связанными с продуктами питания, кулинарией, здоровым образом жизни.
2. Развивающие задачи:
• Развитие познавательного интереса:
• Стимулировать любознательность детей к теме здорового питания.
• Развивать интерес к исследованию новых продуктов и их свойств.
• Поощрять детей к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы.
• Развитие сенсорного восприятия:
• Развивать умение различать продукты по цвету, форме, запаху, вкусу и текстуре.
• Активизировать тактильные, обонятельные, вкусовые и зрительные ощущения.
• Развитие мелкой моторики:
• Совершенствовать навыки работы с кухонными инструментами.
• Развивать ловкость, координацию движений рук и пальцев.
• Развитие творческого мышления и воображения:
• Стимулировать детей к придумыванию новых блюд и рецептов.
• Развивать умение оригинально оформлять блюда.
• Развитие речи и коммуникативных навыков:
• Способствовать развитию умения выражать свои мысли и впечатления.
• Поощрять детей к обсуждению своих кулинарных достижений и идей.
• Развивать умение работать в команде и слушать друг друга.
3. Воспитательные задачи:
• Формирование культуры питания:
• Воспитывать у детей уважительное отношение к еде.
• Прививать навыки правильного поведения за столом.
• Формировать привычку есть полезную еду.
• Развивать осознанное отношение к своему здоровью.
• Воспитание чувства ответственности:
• Развивать умение самостоятельно выполнять порученные задания.
• Прививать ответственность за результаты своей деятельности.
• Учить детей соблюдать чистоту и порядок на рабочем месте.
• Воспитание чувства сотрудничества:
• Учить детей работать в команде, помогать друг другу.
• Развивать умение договариваться, делиться и уступать.
• Формирование ценностных ориентиров:
• Воспитывать у детей ценностное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
• Формировать представления о том, что правильное питание – это залог здоровья и хорошего самочувствия.
Виды деятельности:
• Познавательная деятельность: беседы, изучение продуктов, обсуждение их полезных свойств.
• Исследовательская деятельность: дегустация продуктов, изучение их сенсорных качеств, эксперименты.
• Практическая деятельность: приготовление блюд, нарезка овощей и фруктов, смешивание ингредиентов.
• Творческая деятельность: оформление рецептов, создание новых комбинаций продуктов.
• Коммуникативная деятельность: обсуждение результатов, обмен впечатлениями, совместная работа в группе.
• Музыкальная деятельность: музыкальное сопровождение во время занятия.
Формы организации: групповая, подгрупповая.
Формы реализации детских видов деятельности: путешествие.
Оборудование:
1. Кухонное оборудование и инвентарь (для каждой группы детей):
• Безопасные ножи:
* Ножи с закругленными концами или пластиковые ножи для детей (несколько штук (в зависимости от количества детей в группе).
• Разделочные доски:
* Доски из пластика или дерева (желательно небольшого размера для удобства детей несколько штук).
• Миски разных размеров:
* Для смешивания ингредиентов (несколько на группу (пластиковые или металлические, но без острых краев).
• Ложки:
* Ложки столовые (желательно несколько на группу)
* Ложки чайные (для размешивания и пробы).
• Вилки (пластиковые):
* Для перемешивания или употребления блюда (по количеству детей).
• Посуда для дегустации:
* Тарелки (неглубокие).
* Ложки, вилки, салфетки (в достаточном количестве для каждого ребенка).
2. Средства индивидуальной защиты:
• Фартуки:
* Одноразовые (по одному на каждого ребенка и воспитателя).
• Колпаки:
* Одноразовые или тканевые (по одному на каждого ребенка и воспитателя).
• Перчатки (по желанию-одноразовые перчатки для работы с продуктами).
3. Материалы для оформления (после занятия):
• Бумага:
* Листы бумаги для рисования или цветная бумага для оформления рецептов.
* Несколько пачек.
• Цветные карандаши, фломастеры:
* Наборы цветных карандашей и фломастеров для рисования, раскрашивания и написания рецептов.
• Клей:
* Клей-карандаш или ПВА для приклеивания аппликаций.
• Ножницы (безопасные)
* С закругленными концами.
• Наклейки:
* Наклейки с изображениями продуктов для оформления рецептов.
• Трафареты:
* Шаблоны для вырезания фигурок или овощей и фруктов (по желанию).
4. Демонстрационные и учебные материалы:
• Музыкальное сопровождение:
* Музыкальный центр или колонки, музыка для создания атмосферы.
• Муляжи продуктов:
* Муляжи фруктов, овощей и других продуктов для демонстрации.
• Карточки с рецептами:
* Распечатанные или ламинированные карточки с рецептами (с текстом и картинками).
• Энциклопедии, детские книги:
* Книги с информацией о продуктах, их пользе для организма (по желанию).
• Коробка или корзина:
* Для хранения продуктов и муляжей.
• Фотоаппарат:
* Для фотофиксации процесса приготовления и результатов.
• Специи и приправы:
* Специи с разными ароматами (корица, ваниль, гвоздика и др.) для сенсорного развития.
Организационные моменты:
• Проверка оборудования: заранее проверьте исправность всего оборудования.
• Размещение: разместите оборудование и материалы в удобном и доступном для детей месте.
• Безопасность: обеспечьте безопасные условия для работы на кухне, убрав все потенциально опасные предметы.
• Чистота: подготовьте рабочие поверхности и инструменты для работы.
• Запасной комплект: желательно подготовить запасной комплект оборудования и материалов на случай, если что-то сломается или закончится.
Предварительная работа:
1. Подготовка воспитателя:
• Изучение методической литературы:
• Ознакомление с рекомендациями по организации занятий по формированию представлений о здоровом питании у детей дошкольного возраста.
• Изучение безопасных способов работы с кухонными инструментами.
• Ознакомление с принципами составления меню для детей дошкольного возраста.
• Разработка конспекта занятия:
• Четкое определение цели и задач занятия.
• Планирование последовательности этапов занятия.
• Подбор подходящих видов деятельности, игр и упражнений.
• Разработка рецептов, адаптированных к возрасту детей.
• Подготовка раздаточного материала (карточки, рецепты, шаблоны, заготовки).
• Подбор музыкального сопровождения:
• Выбор подходящей музыки для создания атмосферы (веселая, ритмичная, кулинарная).
• Подготовка к беседе с детьми:
• Подбор вопросов, направленных на актуализацию знаний детей о здоровом питании.
• Подготовка интересных фактов о продуктах, которые будут использоваться на занятии.
• Проверка наличия материалов:
• Составление списка необходимых материалов, инструментов и продуктов.
• Проверка их наличия и исправности.
2. Подготовка материалов и оборудования:
• Кухонное оборудование:
• Сбор и проверка наличия необходимых инструментов (безопасные ножи, разделочные доски, миски, ложки).
• Обеспечение наличия фартуков и колпаков для каждого ребенка.
• Подготовка тарелок для дегустации.
• Продукты:
• Составление списка необходимых продуктов в соответствии с выбранными рецептами.
• Закупка свежих, качественных и безопасных продуктов.
• Тщательное мытье и подготовка продуктов (нарезка, чистка, если необходимо).
• Обеспечение наличия всех необходимых ингредиентов в достаточном количестве.
• Раздаточный материал:
• Подготовка карточек с рецептами или картинками.
• Подготовка листов бумаги, цветных карандашей, фломастеров для оформления рецептов.
• Подготовка шаблонов для вырезания (если необходимо).
• Демонстрационный материал:
• Подготовка наглядных пособий (муляжи фруктов, овощей).
• Подготовка материалов для сенсорного восприятия (например, специи с разными запахами)
• Организация рабочей зоны:
• Организация столов для работы детей.
• Установка всего необходимого оборудования и материалов в доступных для детей местах.
* Уборка рабочей зоны и подготовка места для дегустации.
3. Работа с детьми (предварительная подготовка):
• Беседа о здоровом питании:
• Проведение короткой беседы с детьми о важности здорового питания, полезных продуктах, необходимости мыть фрукты и овощи перед едой.
• Чтение книг о полезных продуктах
• Просмотр мультфильмов:
* Просмотр мультфильмов на тему здорового питания.
• Знакомство с рецептами:
• Заранее показать детям, какие блюда они будут готовить на занятии, а также показать простые рецепты.
• Игры о продуктах:
* Игры, которые закрепят знания детей о полезных продуктах.
• Правила поведения на кухне:
* Обсуждение правил безопасного поведения на кухне (например, как правильно обращаться с ножом).
4. Работа с родителями (по желанию):
• Информирование о теме занятия:
• Размещение информации о предстоящем занятии на родительском уголке, на сайте детского сада или в группе в соцсетях.
• Консультации:
* Проведение консультаций с родителями о принципах здорового питания.
• Привлечение к подготовке:
• Предложить родителям помочь в подготовке продуктов или материалов для занятия (например, принести овощи или фрукты из дома).
* Привлечь родителей к разработке рецептов для занятия.
• Привлечение к участию в занятии:
* Привлечение родителя-волонтера к участию в занятии.
Общие рекомендации:
• Планирование: тщательно спланировать все этапы занятия, чтобы избежать неожиданных ситуаций.
• Безопасность: обеспечить безопасные условия для работы детей.
• Адаптация: адаптировать содержание и сложность заданий к возрасту и возможностям детей.
• Гибкость: быть готовым к изменениям в процессе занятия, если это необходимо.
• Положительный настрой: создать доброжелательную и поддерживающую атмосферу на занятии.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | |
Вводная часть (мотивация) | ||
1. Приветствие и создание позитивной атмосферы: • Воспитатель встречает детей с улыбкой, приветствует их. • Предлагает детям встать в круг, взяться за руки. • Проводит короткую приветственную разминку: • Игра "Здравствуйте": • Игра «Улыбка по кругу»: • Воспитатель использует мотивирующие фразы: "Ребята, сегодня нас ждет увлекательное путешествие! Давайте вместе сделаем наш день ярким и интересным!" 2. Введение в тему и объявление цели занятия: • Использование "волшебной корзины": Воспитатель показывает детям корзину, наполненную муляжами фруктов, овощей и других продуктов. • Игра "Угадай на ощупь": • Беседа: Воспитатель задает детям вопросы, которые подводят их к цели занятия: • "Какие продукты лежат в нашей корзине?" • "Какие из них полезные?" • "Как мы можем приготовить из них вкусные блюда?" • Объявление цели занятия: Воспитатель объявляет цель занятия: "Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в мир здорового питания, узнаем много нового о полезных продуктах и научимся готовить вкусные и полезные блюда. А после нашего путешествия мы создадим свою собственную книгу рецептов!" 3. Распределение ролей и подготовка к путешествию: • Раздача "билетиков": Воспитатель раздает детям маленькие "билетики" (сделать их в виде маленьких фруктов или овощей), объявляя, что это их пропуск в "мир здорового питания". • Подготовка к путешествию: • Звучит веселая музыка. • Воспитатель поощряет детей к активному участию: "Ну что ж, юные путешественники, мы готовы отправиться в путь? Тогда перёд к приключениям!» | Ребята располагаются в зале. Дети встают в круг. Дети по очереди здороваются друг с другом, называя друг друга по имени и сопровождая слова жестами (хлопок в ладоши, кивок головы). Дети передают друг другу улыбку по кругу, создавая позитивный настрой. Дети с закрытыми глазами берут муляж, ощупывают его и называют. Дети отвечают на вопросы.
Дети надевают одноразовые фартуки и колпаки, создавая атмосферу кулинарной лаборатории. | |
Основная часть | ||
1. Исследовательская деятельность: "Секреты продуктов" • Деление на группы: Воспитатель делит детей на группы (например, по 4 человека), обеспечивая равномерное распределение детей и материалов. • Ознакомление с продуктами: • Каждая группа получает корзину (или тарелку) с разными продуктами. • Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть каждый продукт, потрогать, понюхать, и, если это безопасно, попробовать на вкус (предварительно обговорив правила безопасности). "Какой это фрукт (овощ)? Какого он цвета? Какой формы? Какой у него запах? Каков он на вкус? Что вы чувствуете, когда его трогаете?". • Воспитатель помогает детям называть продукты и определяет, какие из них полезные, а какие стоит употреблять в меньшем количестве. • Беседа о пользе: • Воспитатель задает детям наводящие вопросы: * "Чем полезны овощи (фрукты)? " * "Какие витамины содержатся в этих продуктах?" * "Почему важно есть крупы (хлеб)?" * "Какую роль играет молоко (яйца) для нашего организма?" • Воспитатель дополняет ответы детей, предоставляя краткую и доступную информацию о пользе каждого продукта. 2. Кулинарный эксперимент: "Готовим вместе" Воспитатель проводит физминутку: • Выбор блюда и ознакомление с рецептом:
Воспитатель предлагает детям ознакомиться с рецептами (читает вслух или показывает карточки с картинками и этапами приготовления). • Приготовление блюда: Воспитатель следит за безопасностью при работе с ножами и другими инструментами, помогает детям, отвечает на их вопросы. • Сенсорное восприятие: * Воспитатель поощряет детей задействовать все свои чувства в процессе приготовления. * "Принюхайтесь к нарезаемому продукту. Как он пахнет?" * "Ощутите текстуру продуктов. Какие они на ощупь: мягкие, твёрдые, гладкие, шершавые?" * "Слушайте звук от нарезаемых продуктов" • Эксперименты: Воспитатель предлагает детям поэкспериментировать со вкусом продуктов, попробовать добавить разные ингредиенты и приправы, чтобы создать что-то новое и необычное. (ограниченное количество вариантов и с осторожностью) | Дети делятся на 2 группы и работают в них.
Дети описывают свои ощущения. Отвечают на вопросы. Дети выполняют движения по тексту: «Приготовили обед» Сели как-то мы обедать И позвали в дом соседей. (руками зазываем гостей) Скатерть белую накрыли, (руки перед собой, развести их в стороны) Вилки ложки разложили, Хлеб нарезали и сыр, Приготовили гарнир. (резкими движениями потереть ладонь о ладонь) Помешали его в чашке И добавили колбаски. (вращательные движения кистями рук) А из фарша всем котлеты Жарили мы без диеты. (лепка котлет) Посолили, поперчили, Замесили (имитация движений) Не забыли лук сердитый положить И скорее все закрыть. Наготовились, устали, Печь пирожное не стали. (вытереть лоб рукой) Каждая группа выбирает блюдо, которое они будут готовить. 1группа: овощной салат "Радуга": • Цель: научить детей нарезать овощи, смешивать их, знакомить с разными цветами овощей. • Ингредиенты: • Огурец • Помидор • Болгарский перец (разных цветов) • Морковь • Зелень (укроп, петрушка) • Растительное масло или сметана для заправки (по желанию) • Соль по вкусу • Инструкция: 1. Помыть все овощи и зелень. 2. Нарезать овощи небольшими кусочками (можно использовать безопасные ножи для детей). 3. Нарезать зелень (можно руками, если это мелко). 4. Смешать все ингредиенты в миске. 5. Заправить салат маслом или сметаной, посолить по вкусу. 6. Попробовать и порадоваться вкусному и полезному салату. 2 группа: фруктовый салат "Солнышко": • Цель: познакомить детей с разнообразием фруктов, научить их нарезать, смешивать, формировать красивые блюда. • Ингредиенты: • Яблоки • Банан • Апельсин (мандарин) • Груша • Виноград • Йогурт (натуральный или фруктовый) или мед (по желанию) • Инструкция: 1. Помыть все фрукты. 2. Нарезать фрукты небольшими кусочками (банан можно нарезать кружочками, яблоки, грушу и апельсин – дольками). 3. Смешать все фрукты в миске. 4. Добавить йогурт или мед (по желанию). 5. Выложить салат в виде солнышка на тарелку, украсить. Дети под руководством воспитателя (или более старшего помощника из детей) приступают к приготовлению блюда. Дети выполняют действия по рецепту: моют продукты, нарезают (при необходимости), смешивают ингредиенты, выкладывают на тарелки. Дети экспериментируют. | |
Заключительная часть (рефлексия) | ||
1. Организация дегустации: "Пробуем наши шедевры" • Сервировка стола: Воспитатель совместно с детьми организует сервировку стола: выставляет тарелки, стаканы, салфетки, ложки и вилки. Расставляет приготовленные блюда на видном месте. • Дегустация:
• Воспитатель предлагает детям не торопиться, наслаждаться вкусом, делиться своими впечатлениями. Воспитатель следит за тем, чтобы каждый ребенок попробовал все блюда. • Обмен впечатлениями: Воспитатель задает наводящие вопросы: * "Что вам больше всего понравилось?" * "Какое блюдо получилось самым вкусным?" * "Какие ингредиенты вы использовали?" 2. Подведение итогов и создание книги рецептов: "Наша кулинарная книга" • Сбор рецептов: Воспитатель предлагает детям после занятия придумать свои рецепты и собирать их в общую "Книгу рецептов". Воспитатель подводит детей к выводу, что они создадут не просто книжку, а настоящий сборник полезных рецептов. Воспитатель подводит итоги занятия, обобщает полученные знания. * "Что нового вы сегодня узнали?" * "Какие блюда вы научились готовить?" * "Почему важно правильно питаться?" * "Что вы хотите приготовить дома для своей семьи?" * "Какой секрет здорового питания вы расскажете своим друзьям?" * "Как мы можем применить то, чему научились сегодня?" 3. Рефлексия: "Поделимся эмоциями" Карточки с эмоциями: Воспитатель предлагает детям выбрать карточки с изображениями разных эмоций (радость, удивление, интерес, восторг) и показать, какие эмоции они испытывают после занятия. • Музыкальное завершение: Звучит легкая, приятная музыка, создающая атмосферу радости и удовлетворения. | Дети принимают участие в сервировке стола. Дети по очереди подходят к столу и пробуют приготовленные блюда. Дети делятся своими мнениями, описывают свои ощущения. Ответы детей. Дети делятся своими чувствами и впечатлениями. |
Отчет по самоанализу занятия "Кулинарная лаборатория: Секреты здорового питания"
Дата проведения:
Возрастная группа: подготовительная группа
Воспитатель: Сенотова Наталья Владимировна
I. Общая характеристика занятия:
1. Соответствие целям и задачам:
• Цель занятия была достигнута - дети проявили интерес к теме, активно участвовали в приготовлении и дегустации блюд.
• Задачи обучения, развития и воспитания, поставленные на занятие, были реализованы.
• Содержание занятия соответствовало программе и возрасту детей. Были учтены их особенности восприятия и понимания.
2. Тематическая направленность:
• Тема занятия была актуальной и вызвала интерес у детей. Они с удовольствием участвовали в обсуждении, дегустации и приготовлении блюд. Связь с реальной жизнью была очевидна.
• Тему удалось раскрыть достаточно полно, благодаря использованию различных видов деятельности и наглядных пособий.
3. Организационная структура:
• Структура занятия была логичной и рациональной (вводная, основная и заключительная части).
• Временной режим был соблюден в целом, хотя на этапе приготовления блюд потребовалось чуть больше времени, чем планировалось.
• Смена видов деятельности была обеспечена, что позволило поддерживать интерес и активность детей на протяжении всего занятия.
4. Интеграция образовательных областей:
• На занятии были успешно интегрированы разные образовательные области:
* Познавательное развитие: дети изучали продукты, их происхождение и полезные свойства.
* Речевое развитие: активно обсуждали тему, делились впечатлениями.
* Социально-коммуникативное развитие: работали в группах, сотрудничали, помогали друг другу.
* Художественно-эстетическое развитие: оформляли рецепты, проявляли творчество при создании блюд.
* Физическое развитие: развивали мелкую моторику при нарезке и смешивании ингредиентов, двигательную активность в физминутке.
5. Обеспечение безопасности:
• Безопасность детей во время практической деятельности была обеспечена в полном объеме. Использовались безопасные ножи, доски, все острые предметы были под моим контролем. Дети соблюдали правила поведения.
II. Содержание занятия:
1. Научность и достоверность:
• Информация, представленная на занятии, была научной, достоверной и актуальной.
• Уровень сложности материала соответствовал возрастным особенностям детей. Я избегала сложных терминов, объясняя все доступным языком.
2. Практическая направленность:
• Практическая направленность занятия была обеспечена. Дети активно участвовали в приготовлении блюд, учились правильно пользоваться кухонными инструментами.
• Дети достаточно эффективно овладели практическими навыками (нарезка овощей и фруктов, смешивание ингредиентов и т.д.).
3. Разнообразие видов деятельности:
• Виды деятельности были достаточно разнообразными и сменяли друг друга, что способствовало поддержанию интереса детей.
• Было обеспечено сочетание познавательной (беседы, обсуждения), исследовательской (дегустация), практической (приготовление блюд) и творческой (оформление рецептов) деятельности после занятия.
4. Наглядность:
• Были использованы наглядные пособия: муляжи продуктов, карточки с рецептами.
• Наглядные материалы были понятными и эффективно использовались для представления информации.
5. Стимулирование познавательной активности:
• Были созданы условия для самостоятельного поиска информации о продуктах. Дети самостоятельно изучали продукты, пробовали их на вкус и запах.
• Стимулировалась любознательность и познавательный интерес за счет задавания вопросов, вовлечения в дискуссии.
III. Методическое обеспечение:
1. Эффективность методов и приемов:
• Методы и приемы обучения были адекватны поставленным задачам и возрасту детей (беседа, демонстрация, объяснение, практическая работа, игровые методы).
• Использовались проблемные и исследовательские методы, стимулировавшие самостоятельную активность детей.
• Удалось создать положительный эмоциональный настрой в течение всего занятия.
2. Индивидуализация и дифференциация:
• Старалась применять индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывая их особенности и интересы.
• Дифференциация заданий была учтена при работе в группах, где дети могли выбирать рецепты и виды деятельности по своему желанию.
3. Работа с материалами:
• Все необходимые материалы и оборудование были подготовлены заранее и находились в свободном доступе для детей.
• Материалы были привлекательными и мотивировали детей к деятельности.
IV. Взаимодействие с детьми:
1. Активность детей:
• Дети были активными и заинтересованными в процессе занятия, проявляли инициативу, задавали вопросы, с удовольствием участвовали в приготовлении блюд.
• Дети достаточно эффективно участвовали в обсуждении и выполнении заданий, проявляли активность и самостоятельность.
2. Взаимодействие с педагогом:
• Взаимодействие с детьми было эффективным. Я старалась создать атмосферу сотрудничества, поддержки и доверия.
• Была обеспечена обратная связь с детьми, все вопросы и пожелания учитывались. Инструкции были доступны для понимания.
3. Дисциплина:
• Дисциплина в группе поддерживалась на достаточном уровне. Дети соблюдали правила поведения во время занятия.
4. Эмоциональный фон:
• Эмоциональная атмосфера на занятии была положительной и доброжелательной.
• Занятие было интересным и эмоционально значимым для детей, они выражали радость и удовлетворение от проделанной работы.
V. Результативность занятия:
1. Усвоение материала:
• Дети достаточно эффективно усвоили материал занятия. Они показали понимание основных понятий о здоровом питании и пользе разных продуктов.
• У детей сформировались представления о принципах здорового питания.
2. Практические навыки:
• Дети успешно применили полученные знания на практике, приготовив простые и полезные блюда.
• Они научились правильно мыть, нарезать, смешивать продукты, а также следовать рецепту.
3. Обратная связь:
• Обратная связь от детей в процессе занятия и при подведении итогов была положительной. Они активно делились своими впечатлениями, называли любимые блюда и продукты.
• Дети выразили желание готовить такие же блюда дома с родителями.
VI. Самооценка:
1. Удовлетворенность результатом:
• Я удовлетворена результатом проведенного занятия. Удалось достичь поставленных целей и задач.
• Особенно хорошо получилась практическая часть занятия, где дети с большим удовольствием готовили блюда.
2. Выявленные недочеты:
• Недочеты: на этапе приготовления блюд потребовалось чуть больше времени, чем я планировала. В следующий раз, при планировании времени, я буду стараться учитывать и этот момент.
• Причины: дети увлеклись процессом, проявляли интерес к каждому этапу.
3. Корректировка планов:
• В дальнейшее планирование необходимо внести коррективы по времени, отведенному на практическую деятельность. Возможно, стоит заранее распределить этапы работы, чтобы уложиться во времени.
• При подготовке к следующим занятиям можно использовать больше технических средств для демонстрации процессов.
4. Перспективы:
• Занятие открывает перспективы для дальнейшей работы с детьми по теме здорового питания.
• Можно продолжить изучать рецепты.
Вывод:
Занятие "Кулинарная лаборатория: Секреты здорового питания" прошло успешно. Были достигнуты поставленные цели и задачи. Дети проявили интерес к теме, активно участвовали во всех видах деятельности и получили новые знания и навыки.
Предложения:
• Увеличить время на практическую деятельность.
• Использовать больше технических средств и интерактивных заданий.
• Привлечь родителей к участию в реализации темы здорового питания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/30/picture-151155-1527685261.jpg)
Конспект занятия "Путешествие в страну здоровья" 2 младшая группа
Закрепляются знания о необходимости заниматься физкультурой, быть чистыми, о пользе витаминов. Дети путешествуют по стране здоровья, останавливаясь на различных станциях, спортивная, чистота, ви...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/11/picture-365797-1386780825.jpg)
Конспект коррекционного часа на тему: «Продукты питания» (подготовительная логопедическая группа).
Конспект коррекционного часа...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/02/picture-1310777-1612253486.jpg)
Конспект занятия по физкультуре«День здоровья» в старшей группе.
Формирование у детей осознанного отношения к своему здоровью; учить заботиться о своем здоровье....
![](/sites/default/files/pictures/2021/08/25/picture-910172-1629910518.jpg)
Конспект занятия по познавательному развитию "Здоровые зубки" средняя группа
Уважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию конспект занятия по познавательному развитию для детей средней группы «Здоровые зубки».Цель конспекта: Формировать у дошкольников представления...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/30/picture-1367778-1638242777.jpg)
Конспект занятия «Путешествие в страну Здоровья» (вторая младшая группа)
Конспект занятия «Путешествие в страну Здоровья» (вторая младшая группа)...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/29/picture-1440061-1669755252.jpg)
Конспект занятия на тему «День здоровья» в средней группе.
приобщить детей к здоровому образу жизни....