Коррекция двигательных нарушений - основа оптимизации физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
методическая разработка (подготовительная группа)
Дети с ограниченными возможностями здоровья – особая категория детей, требующая от работы педагога по физическому воспитанию использования широкого спектра приемов, средств и методов в достижении положительной динамики коррекции нарушений двигательной сферы для развития оптимального уровня физической подготовленности.
Специфика физического воспитания выражается в том, что обеспечение оптимального физического развития, обучение двигательным умениям и навыкам осуществляется в единстве с решением основных задач физического воспитания и одновременно с решением коррекционных задач путем преодоления или ослабления недостатков физического развития и нарушений моторики:
оздоровительно-профилактических
лечебно-восстановительных;
двигательно-коррекционных
Для успешной работы в развитии познавательной самостоятельности детей необходимо создание эмоционально-стимулирующей среды, обеспечение близкой и понятной мотивации деятельности, создание ситуации успеха. Основным побуждающим мотивом детей к занятиям физическими упражнениями является спортивный результат. Главное – соединить в упражнениях эффективность и простоту выполнения, подобрать такие двигательные действия, чтобы они дали быстрый результат и чтобы на освоение данных упражнений уходил минимум времени (перепрыгивание с минимального расстояния, спрыгивание с минимальной высоты, страховка в висах и на высоте).
Создание эмоционально-стимулирующей среды, системность использования здоровьесберегающих технологий позволяют мне оптимально организовать образовательный процесс по физическому воспитанию, способствуя формированию и устойчивости мотивационных установок к самореализации, тем самым, решая задачи коррекционно-развивающего воздействия на двигательную сферу детей
с ограниченными возможностями здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_konkurs.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КОРРЕКЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ –
ОСНОВА ОПТИМИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕНЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – особая категория детей, требующая от работы педагога по физическому воспитанию использования широкого спектра приемов, средств и методов в достижении положительной динамики коррекции нарушений двигательной сферы для развития оптимального уровня физической подготовленности.
Своевременность коррекции имеющихся и профилактика возможных нарушений играет огромную роль в образовательном процессе.
Характерной особенностью детей со снижением когнитивных навыков является наличие у них разнообразных нарушений психического и физического развития, возникающих на разных возрастных этапах индивидуального развития.
Специфика физического воспитания выражается в том, что обеспечение оптимального физического развития, обучение двигательным умениям и навыкам осуществляется в единстве с решением основных задач физического воспитания и одновременно с решением коррекционных задач путем преодоления или ослабления недостатков физического развития и нарушений моторики:
- оздоровительно-профилактических;
- лечебно-восстановительных;
- двигательно-коррекционных, включающих:
- формирование двигательного базиса движений;
- строгую последовательность упражнений.
Решение перечисленных задач создает условия для коррекции двигательных нарушений и, как следствие, развития двигательного анализатора, устранения дефектов телосложения [2].
Цель: создание условий для эффективного решения педагогических задач по
реализации направлений (инновационных подходов) коррекционно –
развивающей работы в образовательном процессе по физическому
воспитанию с детьми со снижением когнитивных навыков.
Задачи: 1. Систематизировать и расширить объем знаний в области применения
здоровьесберегающих и коррекционно-развивающих технологий.
2. Определить специальные методические приемы, содействующих
активизации умственной деятельности детей, коррекции недостатков
моторики.
3. Обобщить собственный практический опыт работы с детьми
со снижением когнитивных навыков.
Направления коррекционной работы по физическому воспитанию,
реализуемые в нашем ДОУ:
направления коррекционной работы | практическая реализация |
представлений о собственных возможностях и ограничениях;
зрительного восприятия;
процессов внимания, памяти, мыслительных операций;
Способность управлять своими движениями:
пространственной ориентации, вестибулосенсорных реакций;
| диагностика, тестирование, медицинское обследование; умение адекватно оценивать свои силы, понимать соответствие и интенсивность физической нагрузки. зрительная гимнастика. -- подвижные игры; -- изменение ритма, расстояния, темпа; -- словесная регуляция движений (развитие познавательных возможностей средствами физической культуры). -- упражнения в парах, тройках; -- взаимопомощь, взаимостраховка; -- подвижные и спортивные игры; -- соревновательная деятельность. -- упражнения на координацию -- метания; -- броски мяча в стену, в пол, с отскоком; -- упражнения в равновесии; -- прыжки на точность. -- упражнения с предметами; -- лазанье, перелезание; -- метания; -- упражнения для кистей и пальцев рук. систематическое повторение комплекса упражнений. |
Ценность использования предлагаемых коррекционных средств заключается в том, что эти упражнения побуждают учеников к активной умственной деятельности:
- восприятие как самих движений, так и результатов движений;
- установление причинно-следственных связей между характером движения и его результатом = >
вносить соответствующие коррективы для совершенствования последующих движений.
и содействуют не только развитию функции двигательного аппарата, но и совершенствуют нервно-психические процессы, при помощи которых осуществляется целесообразная организация двигательных действий у детей со снижением когнитивных навыков.
Для успешной работы в развитии познавательной самостоятельности детей необходимо создание эмоционально-стимулирующей среды, обеспечение близкой и понятной мотивации деятельности, создание ситуации успеха. Основным побуждающим мотивом детей к занятиям физическими упражнениями является спортивный результат. Главное – соединить в упражнениях эффективность и простоту выполнения, подобрать такие двигательные действия, чтобы они дали быстрый результат и чтобы на освоение данных упражнений уходил минимум времени (перепрыгивание с минимального расстояния, спрыгивание с минимальной высоты, страховка в висах и на высоте).
Внутренняя мотивация к занятиям возникает тогда, когда ребенок испытывает удовлетворение от самого процесса выполнения упражнений, а точнее, от их правильного, технически верного выполнения [1].
У детей одной группы нашего ДОУ наблюдается большой диапазон индивидуальных различий, характеризующих уровень психического, физического и интеллектуального развития. Реализация оздоровительно-развивающего и коррекционного воздействия выстраивается через составление (создание) индивидуальной траектории саморазвития.
Используемая система – исходный критерий для дальнейшего отслеживания динамики физического развития, основана на определении потенциальных возможностей ребенка, «зоны его ближайшего развития». Результаты диагностики показателей физической подготовленности служат точкой отсчета для подбора оптимального содержания, средств и приемов коррекционно-педагогического воздействия.
Метод сравнения индивидуальных показателей (сравнение собственных достижений) – в беге, прыжках, метании, равновесии – позволяет оценивать состояние моторики не только по отдельным показателям, но и по объективным результатам выполнения целостных произвольных двигательных действий, в которых проявляются как собственно двигательные функции детей, так и психологические, интеллектуальные процессы, связанные с произвольной регуляцией движений.
Данная методика позволяет получить качественный анализ особенностей физического развития ребенка со снижением когнитивных навыков.
Для достижения поставленных условий и положительных результатов работы по физическому воспитанию считаю целесообразным использование следующих специальных методических приемов, эффективно содействующих активизации умственной деятельности, коррекции недостатков моторики и соответствующих возможностям детей:
- Приемы, направленные на восприятие детьми собственных достижений и их дифференциацию (изменение темпа, направления, амплитуды и усилия движения).
- Приемы, побуждающие ребенка к самооценке своих достижений (сравнение, выявление ошибок, накопление двигательного опыта).
- Приемы, содействующие развитию регулирующей функции речи в двигательных действиях (повторение терминов, называть выполняемые задания, подсчет). Способствуют развитию познавательных возможностей средствами физической культуры.
Речь обладает мощным коррекционно-развивающим эффектом, контролируя
деятельность психических процессов и активизируя в сознании ребенка ход
и результат его действий. Таким образом, дети начинают ощущать
неразрывную связь между словами, объясняющими технику выполнения
движений, зрительным образом и мышечным ощущением.
У каждого ребенка имеется свой потенциал развития, на который педагог может опереться при выстраивании личностно-ориентированного взаимодействия:
- развивающее взаимодействие начинается с эмоционального контакта, способствующего созданию определенного положительного настроя, формированию уверенности в своих силах, возможностях;
- умения преодолевать препятствия, самостоятельно выбирать способ действия в зависимости от условий [3].
Создание эмоционально-стимулирующей среды, системность использования здоровьесберегающих технологий позволяют мне оптимально организовать образовательный процесс по физическому воспитанию, способствуя формированию и устойчивости мотивационных установок к самореализации, тем самым, решая задачи коррекционно-развивающего воздействия на двигательную сферу детей
с ограниченными возможностями здоровья.
Список литературы.
- Игнатова Л.В. Волик О.И. Программа укрепления здоровья детей
в коррекционных группах. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
2. Инструктор по физкультуре / Научно-практический журнал, №1, 2012.
3. Козырева О.В. Лечебная физкультура для дошкольников. – М.: Просвещение,
2003.
4. Оценка эффективности занятий лечебной физической культуры: Методические
указания / Под ред. И.С.Дамслер. – Ленинград, 1986.
5. Маслюков А.В. Развитие координационных способностей у школьников.
М.: Чистые пруды, 2008.
6. Якубович М.А. Преснова О.В. Коррекция двигательных и речевых
нарушений методами физического воспитания: Пособие для учителя. –
М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ИКТ в коррекции психофизического и речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья
Средства информационных компьютерных технологий позволяют нам сделать процесс развития ребенка с ОВЗ достаточно эффективным....
"Социально - коммуникативное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья.(детей с нарушением зрения" Проект "Вместе весело шагать"
Цели-:Повысить качество социально - коммуникативного развития детей с ограниченными возможностями здоровья.- Развить целостные и системные представления о социальных нормах и правилах поведения в обще...
Создание условий для раннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением зрения) в возрасте до 3-х лет
Презентация "Создание условий для раннего развития детей с ОВЗ"...
Кинезиология - как один из способов коррекции развития детей с ограниченными возможностями здоровья
В данной презентация педагоги могут познакомиться с такой интересной наукой, как кинезиология. Узнают значение кинезиологических упражнений в развитии дошкольников, виды данных упражнений, требования ...
Использование ИКТ в коррекции психофизического и речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
Использование ИКТв коррекции психофизического и речевого развитиядетей с ограниченными возможностями здоровья Подготовила: Воспитатель: Гуслякова Н.В. ...
Использование дидактической игры "Вспоминай-ка" для развития и коррекции познавательных процессов и речи у детей с ограниченными возможностями здоровья
Использование дидактической игры "Вспоминай-ка" для развития и коррекции познавательных процессав и речи у детей с ограниченными возможностями здоровья....
Сборник заданий и упражнений по коррекции эмоционально-волевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
Коррекция развития эмоционально-волевой сферы детей с овз....