Тренинг для педагогов ДОУ «Дни психологической разгрузки»
материал
Тренинг для педагогов ДОУ
«Дни психологической разгрузки»
Основные задачи:
- Создание благоприятных условий для работы;
- Сплочение коллектива, создание доверительных отношений;
- Профилактика профессионального выгорания;
- Развитие коммуникативных умений, эмоциональной сферы;
- Снятие эмоционального напряжения;
- Изучение техник саморегуляции.
Форма проведения: тренинг
День первый:
Материалы и оборудование: аудитория с расставленными по кругу стульями (по количеству участников), мяч, магнитола, диск с медленными танцами, диск с музыкой для релаксации, тканевые повязки на глаза, листы бумаги, краски, кисточки, вода.
Ход занятия:
- Приветствие
Цель: познакомить участников группы с ритуалом приветствия, включение участников в работу.
Психолог: Здравствуйте, дорогие педагоги! Я рада вас всех видеть. Сегодня мы с вами собрались в нашем зале, чтобы немного отдохнуть, расслабиться, познакомиться немного поближе друг с другом. В начале нашего мероприятия я предлагаю всем участникам поздороваться необычным способом: каждый участник группы, мизинцами соединяется с рядом сидящим соседом, и по моей команде дружно, скажем «Здравствуйте».
- «Знакомство»
Цель: настроить каждого участника на работу в группе; вызвать ощущение доверия и психологического комфорта в данной группе людей.
Психолог: перед началом дальнейшей работы, я думаю, нам стоит вновь познакомиться. Как правило, в тренинговых группах принято называть друг друга по имени, поэтому на некоторое время забудьте о том, что у вас есть отчество. Давайте устроимся поудобнее, представимся, передавая мяч и называя свое имя, а также слово, отражающее настроение или наше состояние (Катя – дружелюбная).
- Игра «Карусель»
Психолог: Следующее наше упражнение называется «Карусель».
Встаньте в шеренгу. Рассчитайтесь на яблоки и груши. Груши остаются на месте, яблоки делают шаг вперед. Образуем два круга: внутренний и внешний, лицом друг к другу. Яблоки – внутренний круг, груши – внешний. По хлопку начинайте обсуждать заявленную тему с участником, стоящим напротив, а затем внутренний круг (яблоки) по хлопку двигается по часовой стрелке к следующему участнику.
Перечень тем:
- Я родился…..;
- Лето я провожу….;
- Я люблю….;
- Я не люблю….;
- Мне нравится…;
- Моя работа….;
- Музыкальное упражнение «Танец вдвоем»
Цель: установить контакт на невербальном уровне, почувствовать доверие к партнеру и самому себе.
Психолог: А сейчас зазвучит приятная музыка. Все участники с закрытыми глазами (можно надеть тканевые повязки на глаза) начинают выполнять танцевальные движения, после чего вы должны найти себе пару и продолжить танец вдвоем. Как только музыка перестанет звучать – откройте глаза и поблагодарите своего партнера.
После упражнения участники делятся своими ощущениями. Важно выяснить, оправдались ли их ожидания от своего партнера, какие чувства они испытали, когда сняли темные очки.
- Медитативное рисование «Мои чувства»
Выбрав бумагу любого размера, а также изобразительный материал, участники под медитативную музыку отображают свои внутренние ощущения.
Обсуждение: каждый участник говорит о том, что было важно для него в момент рисования, что испытал, какие чувства.
- Рефлексия занятия Цель: получить обратную связь от участников группы. Обеспечение возможностей выразить свои чувства, возникшие в ходе занятий.
- Домашнее задание. Сделать что-либо приятное себе и уделить 1 час времени.
День второй
Материалы и оборудование: листы бумаги, ручки (по количество участников) музыка для релаксации, магнитофон.
Ход занятия:
1.Проверка домашнего задания. Обсуждение: участники рассказывают, как выполняли домашнее задание, какие чувства испытывали, в каком состоянии пребывали.
2.Формулы психологической устойчивости
Психолог: Я хочу познакомить вас с формулами психологической устойчивости и рекомендую время от времени проговаривать себе этот текст. Не забывайте говорить себе ободряющие слова. Думайте о счастье, силе и покое.
Формулы психологической устойчивости:
Устойчиво стою я на земле
Устойчиво стою я на земле. Вот так!
Несчастиям своим я дам под зад. Вот так!
Друзей моих я буду обнимать. Вот так!
Смеяться буду громко я. Вот так!
Только смеяться
Только смеяться и улыбаться, но не сдаваться, не распускаться!
И подниматься, и распрямляться, крепко держаться и снова смеяться!
Формулы принятия несчастья
Что бы со мной ни случилось
Что бы со мной ни случилось, я совершенно спокоен,
Потому что я расслабляюсь, а потом, как дитя, улыбаюсь.
То, что в судьбе неизбежно
То, что в судьбе неизбежно, я легко принимаю.
Невозможно прожить без несчастий, это я хорошо понимаю.
Успехов вам.
3.Упражнение «Мои роли, интересы, возможности»
Участники на бумаге прописывают сверху вниз свои роли, интересы, возможности:
- Я… (жена, психолог…);
- Мне интересно…;
- Я могу…
Обсуждение: участники рассказывают про значимые для них чувства.
4. Музыкальная релаксация
Участники располагаются на ковриках. Закрывают глаза. Психолог дает установку на расслабление, достижение внутреннего спокойствия, позитивный настрой. Под музыку читает текст: «Закройте глаза, сделайте вдох, выдох. Почувствуйте свое тело, следите за своим дыханием. Вы можете слышать музыку, голоса людей и еще много разных звуков, но это вас не отвлекает, вы сосредоточенны на своих ощущениях и чувствах, вы сконцентрированы на глубоком дыхании, которое проходит через ваше тело, вы расслаблены и спокойны. Вы находитесь здесь и сейчас, вы узнали новое о своих ролевых позициях в семье, на работе и в жизни. Какие роли заставили проявиться новым чувствам? Еще раз проживите их… это ваши чувства. Возможно, в какой-то роли вы ущемляете свои интересы… подумайте, почему это происходит. Возможно, есть способ, который позволит вам выйти из этого положения с наименьшим сопротивлением. Почувствуйте своим телом, чьи интересы важнее всего для вас в этих ситуациях. Найдите свои внутренние и внешние резервы, почувствуйте свои силы, скажите себе: «Да, это мои роли и мои чувства, они делают меня сильнее и дают мне неоценимый жизненный опыт, благодаря этому опыту , тем ситуациям и тем людям, с чьей помощью я играю свои роли, я стала мудрее, и благодаря моему опыту я сейчас живу». Почувствуйте свое дыхание. На счет три вы откроете глаза. Раз – вы отдохнули и еще раз прожили свои чувства, вы стали сильнее. Два – вы ощущаете легкость во всем теле, вы свободны и счастливы. Три – вы чувствуете свое дыхание, вы живете полноценной жизнью, все в ваших руках.
5 . «Рефлексия»
Цель: получить обратную связь от участников группы. Обеспечение возможностей выразить свои чувства, возникшие в ходе занятий.
Психолог: Давайте по кругу, передавая в руки мяч, выскажем свое мнение о прошедшей встрече и её значимости для вас. Можно высказать свои мысли, чувства и ощущения; что больше понравилось, что не понравилось; что выполнить было труднее всего, что легче; что удивило; ваши пожелания и т.д.
- Домашнее задание. Написать свои цели, желании мечты на год.
День третий
Материалы и оборудование: листы бумаги, ручки (по количество участников) подвижная музыка, магнитофон.
Ход занятия:
1.Проверка домашнего задания. Обсуждение: участники рассказывают, как выполняли домашнее задание.
2. Упражнение «Почувствуй эмоции»
Участники встают в круг, водящий в центре. Задание: передать водящему разнообразные чувства. Важное условие: он не должен знать, какое чувство ему передают. Задание выполняется на невербальном уровне.
3. Упражнение «Что больше всего раздражает меня в других»
Участники пишут, о том что их раздражает в поведении или в характере других людей. Обсуждение. Комментарии психолога (в зависимости от ситуации, представленной каждым конкретным участником).
4.Музыкальное упражнение «Танец вдвоем»
Цели: развитие умения чувствовать другого человека; определение ситуаций доверия и недоверия между людьми.
Участники делятся на пары. Желательно выбрать в пару того человека, с которым трудно общаться и взаимодействовать. Когда зазвучит музыка, один из пары начинает двигаться, другой – повторяет зеркально все его движения, стараясь предвосхитить их, и двигаться синхронно. По команде они сначала двигаются на расстоянии друг от друга, затем как бы «срастаясь» ладонями одной руки, потом обеих рук. Далее ведущий и ведомый меняются ролями. Завершение :
-Кем легче быть – ведущим или ведомым?
-Что было труднее всего?
-Что давалось легко?
5. Упражнение «Рисунок вдвоем»
Цель: сплочение действий и умение сотрудничать, развитие коммуникативных навыков, развитие умений сотрудничать.
Для выполнения упражнения необходимо объединиться в пары. Все действия выполняются по инструкции и молча, т.е. разговаривать с партнером не разрешается.
Возьмите на двоих один лист бумаги и одну ручку, которой будете рисовать, держась за нее вдвоем. Ваша задача, не договариваясь с партнером, нарисовать сюжетный рисунок. Время выполнения – 5 – 10 мин.
По окончанию работы дайте название своему рисунку. Поблагодарите партнера за совместную деятельность.
Покажите свой рисунок группе. Посмотрите, что нарисовали другие. Есть ли сходства у рисунков? Во время выполнения упражнения в группе возникает много положительных эмоций, повышается активность.
- Формулы принятия несчастья:
Что бы со мной ни случилось
Что бы со мной ни случилось, я совершенно спокоен,
Потому что я расслабляюсь, а потом, как дитя, улыбаюсь.
То, что в судьбе неизбежно
То, что в судьбе неизбежно, я легко принимаю.
Невозможно прожить без несчастий, это я хорошо понимаю.
Формулы позитивных мыслей:
Начинается мой новый день
Начинается мой новый день,
Начинается моя новая жизнь!
Загорается во мне новый свет,
И рождается во мне чудо-жизнь!
Здравствуй, новый мой прекрасный день!
Здравствуй, новая моя чудо жизнь!
Здравствуй, новый в сердце дивный свет!
Здравствуй, новая моя чудо – мысль!
Формула повышения самооценки
и позитивного восприятия окружающих
Я хороший
Я, я, я хороший. Я, я, я спокойный. Я, я, я здоровый. Я, я, я веселый.
Я, я, я очень умный. Я, я, я очень добрый. Я, я, я очень сильный.
Я люблю тебя.
7 . «Рефлексия»
Цель: получить обратную связь от участников группы. Обеспечение возможностей выразить свои чувства, возникшие в ходе занятий.
Психолог: Давайте по кругу, передавая в руки мяч, выскажем свое мнение о прошедшей встрече и её значимости для вас. Можно высказать свои мысли, чувства и ощущения; что больше понравилось, что не понравилось; что выполнить было труднее всего, что легче; что удивило; ваши пожелания и т.д.
8. «Прощание»
Психолог: Я предлагаю всем встать в круг, взяться за руки дружно и громко произнести «Всем-Всем-Всем спасибо за работу».
Использованная литература:
- Справочник педагога- психолога. Детский сад № 2, 2011 год
- Справочник педагога- психолога. Детский сад № 5, 2011 год
- Справочник педагога- психолога. Детский сад № 1, 2012 год
- Практические семинары и тренинги для педагогов.- Вып.1. воспитатель и ребёнок: эффективное взаимодействие/ авт.-сост.Е.В.Шитова.-Волгоград: Учитель, 2009.- 171 с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_dni_psihol.razgruzki.docx | 33.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад № 66»
Тренинг для педагогов ДОУ
«Дни психологической разгрузки»
Подготовила:
педагог-психолог
I квалификационной
категории
Тирон Е. В.
Оренбург
Тренинг для педагогов ДОУ
«Дни психологической разгрузки»
Основные задачи:
- Создание благоприятных условий для работы;
- Сплочение коллектива, создание доверительных отношений;
- Профилактика профессионального выгорания;
- Развитие коммуникативных умений, эмоциональной сферы;
- Снятие эмоционального напряжения;
- Изучение техник саморегуляции.
Форма проведения: тренинг
День первый:
Материалы и оборудование: аудитория с расставленными по кругу стульями (по количеству участников), мяч, магнитола, диск с медленными танцами, диск с музыкой для релаксации, тканевые повязки на глаза, листы бумаги, краски, кисточки, вода.
Ход занятия:
- Приветствие
Цель: познакомить участников группы с ритуалом приветствия, включение участников в работу.
Психолог: Здравствуйте, дорогие педагоги! Я рада вас всех видеть. Сегодня мы с вами собрались в нашем зале, чтобы немного отдохнуть, расслабиться, познакомиться немного поближе друг с другом. В начале нашего мероприятия я предлагаю всем участникам поздороваться необычным способом: каждый участник группы, мизинцами соединяется с рядом сидящим соседом, и по моей команде дружно, скажем «Здравствуйте».
- «Знакомство»
Цель: настроить каждого участника на работу в группе; вызвать ощущение доверия и психологического комфорта в данной группе людей.
Психолог: перед началом дальнейшей работы, я думаю, нам стоит вновь познакомиться. Как правило, в тренинговых группах принято называть друг друга по имени, поэтому на некоторое время забудьте о том, что у вас есть отчество. Давайте устроимся поудобнее, представимся, передавая мяч и называя свое имя, а также слово, отражающее настроение или наше состояние (Катя – дружелюбная).
- Игра «Карусель»
Психолог: Следующее наше упражнение называется «Карусель».
Встаньте в шеренгу. Рассчитайтесь на яблоки и груши. Груши остаются на месте, яблоки делают шаг вперед. Образуем два круга: внутренний и внешний, лицом друг к другу. Яблоки – внутренний круг, груши – внешний. По хлопку начинайте обсуждать заявленную тему с участником, стоящим напротив, а затем внутренний круг (яблоки) по хлопку двигается по часовой стрелке к следующему участнику.
Перечень тем:
- Я родился…..;
- Лето я провожу….;
- Я люблю….;
- Я не люблю….;
- Мне нравится…;
- Моя работа….;
- Музыкальное упражнение «Танец вдвоем»
Цель: установить контакт на невербальном уровне, почувствовать доверие к партнеру и самому себе.
Психолог: А сейчас зазвучит приятная музыка. Все участники с закрытыми глазами (можно надеть тканевые повязки на глаза) начинают выполнять танцевальные движения, после чего вы должны найти себе пару и продолжить танец вдвоем. Как только музыка перестанет звучать – откройте глаза и поблагодарите своего партнера.
После упражнения участники делятся своими ощущениями. Важно выяснить, оправдались ли их ожидания от своего партнера, какие чувства они испытали, когда сняли темные очки.
- Медитативное рисование «Мои чувства»
Выбрав бумагу любого размера, а также изобразительный материал, участники под медитативную музыку отображают свои внутренние ощущения.
Обсуждение: каждый участник говорит о том, что было важно для него в момент рисования, что испытал, какие чувства.
- Рефлексия занятия Цель: получить обратную связь от участников группы. Обеспечение возможностей выразить свои чувства, возникшие в ходе занятий.
- Домашнее задание. Сделать что-либо приятное себе и уделить 1 час времени.
День второй
Материалы и оборудование: листы бумаги, ручки (по количество участников) музыка для релаксации, магнитофон.
Ход занятия:
1.Проверка домашнего задания. Обсуждение: участники рассказывают, как выполняли домашнее задание, какие чувства испытывали, в каком состоянии пребывали.
2.Формулы психологической устойчивости
Психолог: Я хочу познакомить вас с формулами психологической устойчивости и рекомендую время от времени проговаривать себе этот текст. Не забывайте говорить себе ободряющие слова. Думайте о счастье, силе и покое.
Формулы психологической устойчивости:
Устойчиво стою я на земле
Устойчиво стою я на земле. Вот так!
Несчастиям своим я дам под зад. Вот так!
Друзей моих я буду обнимать. Вот так!
Смеяться буду громко я. Вот так!
Только смеяться
Только смеяться и улыбаться, но не сдаваться, не распускаться!
И подниматься, и распрямляться, крепко держаться и снова смеяться!
Формулы принятия несчастья
Что бы со мной ни случилось
Что бы со мной ни случилось, я совершенно спокоен,
Потому что я расслабляюсь, а потом, как дитя, улыбаюсь.
То, что в судьбе неизбежно
То, что в судьбе неизбежно, я легко принимаю.
Невозможно прожить без несчастий, это я хорошо понимаю.
Успехов вам.
3.Упражнение «Мои роли, интересы, возможности»
Участники на бумаге прописывают сверху вниз свои роли, интересы, возможности:
- Я… (жена, психолог…);
- Мне интересно…;
- Я могу…
Обсуждение: участники рассказывают про значимые для них чувства.
4. Музыкальная релаксация
Участники располагаются на ковриках. Закрывают глаза. Психолог дает установку на расслабление, достижение внутреннего спокойствия, позитивный настрой. Под музыку читает текст: «Закройте глаза, сделайте вдох, выдох. Почувствуйте свое тело, следите за своим дыханием. Вы можете слышать музыку, голоса людей и еще много разных звуков, но это вас не отвлекает, вы сосредоточенны на своих ощущениях и чувствах, вы сконцентрированы на глубоком дыхании, которое проходит через ваше тело, вы расслаблены и спокойны. Вы находитесь здесь и сейчас, вы узнали новое о своих ролевых позициях в семье, на работе и в жизни. Какие роли заставили проявиться новым чувствам? Еще раз проживите их… это ваши чувства. Возможно, в какой-то роли вы ущемляете свои интересы… подумайте, почему это происходит. Возможно, есть способ, который позволит вам выйти из этого положения с наименьшим сопротивлением. Почувствуйте своим телом, чьи интересы важнее всего для вас в этих ситуациях. Найдите свои внутренние и внешние резервы, почувствуйте свои силы, скажите себе: «Да, это мои роли и мои чувства, они делают меня сильнее и дают мне неоценимый жизненный опыт, благодаря этому опыту , тем ситуациям и тем людям, с чьей помощью я играю свои роли, я стала мудрее, и благодаря моему опыту я сейчас живу». Почувствуйте свое дыхание. На счет три вы откроете глаза. Раз – вы отдохнули и еще раз прожили свои чувства, вы стали сильнее. Два – вы ощущаете легкость во всем теле, вы свободны и счастливы. Три – вы чувствуете свое дыхание, вы живете полноценной жизнью, все в ваших руках.
5 . «Рефлексия»
Цель: получить обратную связь от участников группы. Обеспечение возможностей выразить свои чувства, возникшие в ходе занятий.
Психолог: Давайте по кругу, передавая в руки мяч, выскажем свое мнение о прошедшей встрече и её значимости для вас. Можно высказать свои мысли, чувства и ощущения; что больше понравилось, что не понравилось; что выполнить было труднее всего, что легче; что удивило; ваши пожелания и т.д.
- Домашнее задание. Написать свои цели, желании мечты на год.
День третий
Материалы и оборудование: листы бумаги, ручки (по количество участников) подвижная музыка, магнитофон.
Ход занятия:
1.Проверка домашнего задания. Обсуждение: участники рассказывают, как выполняли домашнее задание.
2. Упражнение «Почувствуй эмоции»
Участники встают в круг, водящий в центре. Задание: передать водящему разнообразные чувства. Важное условие: он не должен знать, какое чувство ему передают. Задание выполняется на невербальном уровне.
3. Упражнение «Что больше всего раздражает меня в других»
Участники пишут, о том что их раздражает в поведении или в характере других людей. Обсуждение. Комментарии психолога (в зависимости от ситуации, представленной каждым конкретным участником).
4.Музыкальное упражнение «Танец вдвоем»
Цели: развитие умения чувствовать другого человека; определение ситуаций доверия и недоверия между людьми.
Участники делятся на пары. Желательно выбрать в пару того человека, с которым трудно общаться и взаимодействовать. Когда зазвучит музыка, один из пары начинает двигаться, другой – повторяет зеркально все его движения, стараясь предвосхитить их, и двигаться синхронно. По команде они сначала двигаются на расстоянии друг от друга, затем как бы «срастаясь» ладонями одной руки, потом обеих рук. Далее ведущий и ведомый меняются ролями. Завершение :
-Кем легче быть – ведущим или ведомым?
-Что было труднее всего?
-Что давалось легко?
5. Упражнение «Рисунок вдвоем»
Цель: сплочение действий и умение сотрудничать, развитие коммуникативных навыков, развитие умений сотрудничать.
Для выполнения упражнения необходимо объединиться в пары. Все действия выполняются по инструкции и молча, т.е. разговаривать с партнером не разрешается.
Возьмите на двоих один лист бумаги и одну ручку, которой будете рисовать, держась за нее вдвоем. Ваша задача, не договариваясь с партнером, нарисовать сюжетный рисунок. Время выполнения – 5 – 10 мин.
По окончанию работы дайте название своему рисунку. Поблагодарите партнера за совместную деятельность.
Покажите свой рисунок группе. Посмотрите, что нарисовали другие. Есть ли сходства у рисунков? Во время выполнения упражнения в группе возникает много положительных эмоций, повышается активность.
- Формулы принятия несчастья:
Что бы со мной ни случилось
Что бы со мной ни случилось, я совершенно спокоен,
Потому что я расслабляюсь, а потом, как дитя, улыбаюсь.
То, что в судьбе неизбежно
То, что в судьбе неизбежно, я легко принимаю.
Невозможно прожить без несчастий, это я хорошо понимаю.
Формулы позитивных мыслей:
Начинается мой новый день
Начинается мой новый день,
Начинается моя новая жизнь!
Загорается во мне новый свет,
И рождается во мне чудо-жизнь!
Здравствуй, новый мой прекрасный день!
Здравствуй, новая моя чудо жизнь!
Здравствуй, новый в сердце дивный свет!
Здравствуй, новая моя чудо – мысль!
Формула повышения самооценки
и позитивного восприятия окружающих
Я хороший
Я, я, я хороший. Я, я, я спокойный. Я, я, я здоровый. Я, я, я веселый.
Я, я, я очень умный. Я, я, я очень добрый. Я, я, я очень сильный.
Я люблю тебя.
7 . «Рефлексия»
Цель: получить обратную связь от участников группы. Обеспечение возможностей выразить свои чувства, возникшие в ходе занятий.
Психолог: Давайте по кругу, передавая в руки мяч, выскажем свое мнение о прошедшей встрече и её значимости для вас. Можно высказать свои мысли, чувства и ощущения; что больше понравилось, что не понравилось; что выполнить было труднее всего, что легче; что удивило; ваши пожелания и т.д.
8. «Прощание»
Психолог: Я предлагаю всем встать в круг, взяться за руки дружно и громко произнести «Всем-Всем-Всем спасибо за работу».
Использованная литература:
- Справочник педагога- психолога. Детский сад № 2, 2011 год
- Справочник педагога- психолога. Детский сад № 5, 2011 год
- Справочник педагога- психолога. Детский сад № 1, 2012 год
- Практические семинары и тренинги для педагогов.- Вып.1. воспитатель и ребёнок: эффективное взаимодействие/ авт.-сост.Е.В.Шитова.-Волгоград: Учитель, 2009.- 171 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг для педагогов ДОУ «День психологической разгрузки»
Тренинг для педагогов ДОУ «День психологической разгрузки»...
Занятие с элементами тренинга "День психологической разгрузки"
Занятие с элементами тренинга для педагогов ДОУ «День психологической разгрузки». Цели:• Формирование благоприятного психологического климата;• Сплочение коллектив...
Организация и проведение социально-психологического тренинга для педагогов ДОУ «День психологической разгрузки»
Организация и проведение социально-психологического тренинга для педагогов ДОУ «День психологической разгрузки»Цели:Формирование благоприятного психологического климата;Сплочение колл...
Тренинг для педагогов "День психологической разгрузки"
Тренинг для педагогов "День психологической разгрузки"...
Тренинг для педагогов «День психологической разгрузки».
Цели:• Формирование благоприятного психологического климата;• Сплочение коллектива, создание доверительных отношений;• Профилактика профессионального выгорания;• Развитие комм...
Тренинг для педагогов "День психологической разгрузки"
Цели:· Формирование благоприятного психологического климата;· Сплочение коллектива, создание доверительных отношений;· Профилактика профессионального выгорания;· Развитие к...
Тренинг для педагогов «День психологической разгрузки»
Тренинг для педагогов «День психологической разгрузки»...