"Значение зрения в жизни человека"
план-конспект занятия (старшая группа)
Цель: познакомить со строением человеческого глаза, изучить для чего нужны глаза. Закрепить знания детей о том, что вредно, что полезно для глаз.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zachem_nuzhny_glaza.docx | 867.27 КБ |
Предварительный просмотр:
«Значение зрения в жизни человека»
Цель: познакомить со строением человеческого глаза, изучить для чего нужны глаза.
Задачи:
Обучающие
- Дать представление о том, что глаза являются одним из основных органов чувств человека.
- Познакомить детей со строением глаза, показать, какую роль играет зрение в жизни человека.
- Закрепить знания о значении бровей, ресниц и век на лице человека.
- Закрепить знания детей о том, что полезно, что вредно для глаз.
Развивающие
- Развивать умение взаимодействовать друг с другом в совместных играх.
Воспитательные
- Воспитывать бережное и заботливое отношение к своему организму; чувство сострадания к слепым людям, желание оказать им помощь.
- Воспитывать умение внимательно слушать ответы товарищей, дополнять ответы.
Оборудование: зеркала, карандаш, линейка, кукла, машинка, треугольник, круг, квадрат, прямоугольник разного цвета, 2 палочки разного размера, муляжи овощей и фруктов, шарф.
Материалы: картинки «вредно и полезно для глаз», полезные для глаз», иллюстрация «строение глаза».
Предварительная работа.
Беседа по теме «Зрение». Чтение художественной литературы К.И.Чуковского «Мойдодыр», «Доктор Айболит», А. Барто «Очки». Сюжетно-ролевая игра «Больница». Разучивание комплекса упражнений для глаз. Разучивание дидактических и подвижных игр. Рассматривание познавательных рисунков.
Ход занятия:
1.Объявление темы занятия.
Воспитатель: ребята, сегодня мы поговорим о здоровье. Сегодня будем играть, и узнавать, какие у человека есть помощники. Такие помощники есть и у каждого из вас. Кто же они? Об этом, вы догадаетесь, если отгадаете загадку:
- Есть у каждого лица два красивых озерца,
Между ними есть гора, что же это, детвора?
- Живёт мой братец за горой,
Не может видеться со мной. (глаза)
Воспитатель: правильно, это глаза. Ведь не зря говорят:
Видеть маму, видеть папу
Видеть небо и леса
Помогают нам …
Дети: глаза
Воспитатель:
Разберемся вместе, дети:
Для чего глаза на свете?
Почему у всех у нас
На лице есть пара глаз?
Игра «Какой» (дети берут овощи и фрукты с подноса и узнают его с открытыми и закрытыми глазами).
Воспитатель: когда предметы легко узнаются? (открытыми глазами)
Воспитатель: и не могут быть узнаны? (когда глаза закрыты)
Воспитатель: что же помогает узнать предметы, действия, содержание картинок? (глаза)
Воспитатель. Ребята, а давайте попробуем выяснить с помощью эксперимента, зачем человеку глаза.
Воспитатель: сейчас мы изучим, зачем нам нужны глаза? Какую пользу они приносят и что они умеют делать. Я вам предлагаю с помощью эксперимента убедиться, как трудно обходиться без зрения.
1. Эксперимент.
Воспитатель. Все закройте глаза и не открывайте, пока я не скажу.
- Скажите, что у меня в руках? (ребенок не может ответить)
- А, что я сейчас делаю? (воспитатель делает 2-3 бесшумных действия - ребенок снова не может ответить)
- Скажите, что я сейчас делаю? (показать ручку – молчание).
- А теперь? (взять книгу – молчание).
- Откройте глаза. Вот что я делала (повторить свои действия).
- Показать карандаш, линейку, куклу, машинку.
- Что это? (ответы)
- Как узнали? (видим)
- А теперь закройте глаза и скажите, что я держу в руках (определить невозможно).
Воспитатель. Значит, что умеют делать глаза?
Ответы детей. Видеть.
2. Эксперимент.
- Что стоит к нам ближе, пирамидка или матрёшка?
- Как вы определили? (посмотрели глазами).
- Значит, что могут определить глаза? (расстояние).
3. Эксперимент.
- Что больше, кукла или кубик? (кукла).
- Кто вам об этом сказал?
- Значит, что еще могут определять глаза? (размер)
4. Эксперимент.
- А могут ли они определить форму? (да).
- Как называется эта фигура? (квадрат).
- А эта? (треугольник). Показать треугольник, круг, квадрат, прямоугольник- определить форму каждой фигуры.
- Что могут определить глаза? (форму)
5. Эксперимент.
Воспитатель:
- А цвет предметов мы определяем с помощью глаз? (да).
- Какого цвета треугольник? Круг? Квадрат? прямоугольник?
- Что могут видеть глаза? (цвет)
- Назовите предметы, которые бывают красного цвета, зеленого цвета, желтого цвета (ответы детей).
Воспитатель: как вы думаете, как бы мы жили, если бы не было глаз? Хотите попробовать? (завязываю 2-3 детям глаза и даю задание: подойти к книжной полке и взять книгу со сказкой и т.д.).
Воспитатель: как вы себя чувствовали? Почему не справились с заданием? Почему трудно?
Ответы детей.
2. Ситуативные ответы детей, для чего нужны глаза.
Воспитатель: как вы думаете, зачем нам глазки? (выслушиваются ответы детей).
Ответы детей. Чтобы видеть предметы, их цвет, форму, перемещение предметов. Глаза помогают человеку передвигаться в нужном направлении.
Воспитатель: правильно, ребята. Да, глаза – самые главные наши помощники. Они помогают видеть всё, что есть вокруг, различать и узнавать предметы, их цвет, форму, величину. Благодаря глазам мы получаем почти всю информацию об окружающем нас мире. По глазам можно определить, какой человек, добрый или злой. А как наши глаза могут передавать наше настроение, мы сейчас покажем.
Психогимнастика «Глаза и настроение»
Воспитатель: если нас что-то удивило – раскрываем широко глаза и делаем удивленный вид. А если нам грустно, печально – опускаем глаза вниз. Ну, а если нам хорошо, весело и мы радуемся – глаза поднимаем вверх и улыбаемся.
Воспитатель: ребята повернитесь и посмотрите в глаза друг другу. Какие у вас красивые глазки! Как говорят о глазах, чтобы передать их красоту?
Ответы детей. Прекрасные, ясные, лучистые, чистые, нежные, заботливые, добрые, ласковые, счастливые, веселые.
Воспитатель: сколько ласковых и нежных слов вы назвали.
Воспитатель: какого цвета бывают глаза? Что умеют делать наши глазки? (плакать, смеяться, щуриться, смотреть, грустить, закрываться, открываться, мигать)
Воспитатель:
- Если человек грустит, какие у него глаза? (грустные).
- А если злится? (злые).
- Если сердится? (сердитые).
- А если человек удивляется? (удивлённые).
- Если думает? (задумчивые).
- Если человек веселится? (весёлые).
Воспитатель: вот видите, какими разными могут быть глаза у человека и у вас тоже.
-От чего нужно беречь глаза? (от острых предметов, переутомления)
-Как зрение сохранить хорошим, что для этого нужно делать? (делать гимнастику для глаз)
Воспитатель: глаза трудятся целый день: мы читаем, рисуем, смотрим телевизор, играем в компьютерные игры. Наши глаза устают. Поэтому необходимо давать им отдых. Кроме сна, когда они отдыхают, можно сделать гимнастику. Давайте и наши глаза отдохнут. Для этого выполним гимнастику для глаз:
Смотрит вправо – никого, Смотрит влево – никого. | Резко переводят взгляд вправо - влево |
Раз-два, раз-два – Закружилась голова | Выполняют круговые движения глазами |
Глазки закрывали, Глазки отдыхали. | Закрывают глаза |
Как откроем мы глаза, Вверх посмотрим, да-да-да. | Резко переводят взгляд вверх-вниз |
Вниз ты глазки опусти, Вверх опять их подними. | Резко переводят взгляд вверх-вниз |
Пальцами погладь глаза, Отдыхать пришла пора. | Мягко поглаживают пальцы указательными пальцами |
Строение глаза.
Воспитатель: природа заботливо оберегает наши глаза. Они расположены в специальных углублениях – глазницах («домик»). Закрывает этот «домик» специальная «дверка» под названием – веко.
- Как называются «домики»? Повтори…, повтори…
- А как называется «дверца»? повтори…, повтори…
Воспитатель: только тогда, когда глаза прикрыты веками, они находятся в покое. Когда же глаза открыты, человек постоянно рассматривает то, что находится перед его глазами. Они движутся то влево, то вправо, то вверх, то вниз.
Воспитатель: ребята, мы с вами узнали, что помощниками человека являются: глаза. Глаза наши устроены очень сложно. Мы познакомимся с той частью глаза, которую нам видно (рассматривание плаката с глазом). Что же можно обнаружить в глазу, рассматривая его. Можно увидеть цветной кружочек. Это радужка. У всех людей она разного цвета, т.е. по радужке мы определяем цвет глаз.
Воспитатель: посмотрите друг на друга.
- А какого цвета глаза у Гриши?
- Посмотрите на Юлины глаза? Какого они цвета?
- Одинаковые ли у вас глаза?
- Чем они различаются? (Они у нас разные по цвету: голубые, серые, карие, зелёные).
Воспитатель: правильно, глаза бывают разного цвета.
Воспитатель: посмотрите в зеркала и определите цвет своих глаз (работа с зеркалами).
Воспитатель: давайте рассмотрим, как устроен наш глаз? Возьмите зеркало и каждый из вас рассмотрит свои глаза.
ОПЫТ №1
Наш глаз похож на яблоко. Он надёжно спрятан в глазницу. Внутри глаза расположен хрусталик (посмотреть на схему). С его помощью мы можем видеть как вблизи, так и вдали. На дне глазного яблока (схема) находится сетчатка, которая необходима для того, чтобы различать цвета.
- А теперь внимательно присмотритесь к глазу.
(Рассказ сопровождается показом объектов на плакате.)
Воспитатель: посмотрите снова в свои зеркала. Посредине глаза расположен цветной кружочек – радужка. Она бывает разного цвета, это и есть цвет ваших глаз.
- Какой у вас цвет глаз?
Ответы детей.
Воспитатель: в центре радужной оболочки находится чёрная точка – это зрачок. Именно он помогает видеть предметы и всё что нас окружает. Зрачок может расширяться и сужаться.
Воспитатель: сейчас мы с вами проведем небольшой опыт, который поможет нам определить реакцию зрачков на различное освещение.
Детям предлагается рассмотреть зрачки друг друга, сначала в освещенной комнате, а потом в полумраке (закрыв глаза ладошкой, создав темноту) Дети самостоятельно приходят к выводу, что в освещенной комнате зрачки сужены, а после пребывания без света в течение нескольких минут зрачки расширяются.
Воспитатель: расширяются зрачки для того, что бы уловить свет и восстановить способность различать в этих сумерках предметы.
Воспитатель: снаружи глаз защищен твердой прозрачной оболочкой. Эта оболочка называется роговицей.
Верные помощники наших глаз (ресницы, веки, брови, слёзы).
Воспитатель: наши глазки совсем не большие, но работают в течение целого дня и так много успевают, как вы думаете, тяжело ли им?
Ответ детей: да.
Воспитатель: но у нас на лице есть помощники, облегчающие эту работу. Догадайтесь, какие?
Ответ детей: брови и ресницы, веки.
Воспитатель: изучим, зачем они нужны.
- Посмотрите друг на друга. Поморгайте.
-Что значит «поморгать»? Какой орган в этом участвует? (открывать и закрывать глаза; веко)
-Зачем нужно моргать? (чтобы глаза отдыхали)
-Помашите рукой перед глазами своего товарища.
-Что сделал товарищ? (моргнул)
-Зачем нужны веки и ресницы?
Воспитатель: вы знаете, для чего нужны нам брови, веки, ресницы?
Ответы детей. Они нам нужны для красоты и здоровья.
Воспитатель: правильно, и для красоты, и для удобства. От попадания пыли, пота, ветра, и опасных предметов наши глаза защищают брови, ресницы и веки. Вот если мы вспотеем, и потечёт пот со лба, его остановят наши брови. А когда в наши глаза летит пыль, соринки, наши веки и ресницы быстро закрываются и защищают наши глаза. А если же в опасной близости от глаза появится какой-нибудь предмет, веки захлопнутся сами раньше, чем мы об этом подумаем.
Воспитатель: чтобы сохранить глаза и зрение этой защиты недостаточно, нужно делать гимнастику для глаз – это тоже полезно. Как только почувствуете, что глаза устали, сразу начинайте делать такие упражнения (показ).
Физкультурная минутка:
Приступили. Для начала
Только глазками вращаем.
А теперь покрутим шеей,
Это мы легко умеем.
Мы к плечам прижали руки,
Начинаем их вращать,
Прочь усталость, лень и скука,
Будем мышцы разминать.
Поворот за поворотом,
То к окну, а то к стене.
Выполняем упражнение.
Чтобы отдых дать спине.
Напоследок пошагаем,
Выше ноги поднимаем.
Отдохнули мы чудесно,
А теперь пора на место.
Игра «Жмурки».
Завязать ребёнку шарфом глаза. С завязанными глазами он должен поймать ребёнка который хлопает в лодоши, остальные стоят в кругу.
Воспитатель: ребята эта игра дает понять, как трудно в этом мире жить, не видя ничего. Глаза способны защитить себя, но если о них плохо заботиться, с ними могут случиться разные неприятности. Нам необходимо самим заботится о своем зрении, и беречь глаза.
- Умываться по утрам.
- Смотреть телевизор не более 1 часа в день.
- Сидеть не ближе 3м. от телевизора.
- Оберегать глаза от попадания в них инородных предметов.
- Не тереть глаза грязными руками.
- Делать гимнастику для глаз.
- Не читать лёжа и при слабом освещении.
- Употреблять в пищу продукты (морковь, лук, петрушку, помидоры, сладкий красный перец).
Дидактическая игра «Что полезно, а что вредно для глаз». Набор картинок «Продукты» - морковь, черника, лук, петрушка, помидор, красный перец, шиповник и т.д. Воспитатель предлагает детям взять по одной карточке внимательно рассмотреть, подумать и решить, что для глаз вредно, а что полезно. Объясняют свой выбор.
Воспитатель: ребята, а вы знаете, какие продукты наиболее полезны для глаз?»
Ответ детей: морковь, черника, перец…
Воспитатель: ещё очень полезны для глаз укроп, шиповник, рябина, тыква, черная смородина, петрушка, капуста, лимоны, печень, сливочное масло, рыба, молоко и т. д.
Воспитатель: назовите овощи, в которых много витамина «А» (морковь).
Воспитатель:
Помни истину простую,
Лучше видит только тот,
Кто жует морковь сырую
Или пьет морковный сок.
Беседа о слепых.
Опыт с закрыванием и открыванием глаз.
Воспитатель: попробуем закрыть глаза, можем ли мы что-нибудь наблюдать?
Ты закрой глаза ладошкой,
Посиди совсем немножко —
Сразу сделалось темно:
Где кроватка, где окно?
Странно, скучно и обидно —
Ничего вокруг не видно.
Воспитатель: ребята, а как бы мы жили, если бы у человека не было глаз?
Ответы детей. Было бы тяжело.
Воспитатель: конечно, мы и представить себе не можем, как бы мы узнавали мир без зрения, но есть люди, которые по некоторым причинам видят плохо или не видят совсем.
Воспитатель: как называется такой человек?
Ответы детей. Слепой.
Воспитатель: наше государство заботится о таких людях. Для слепых детей построены школы, где их учат читать с помощью пальцев.
Воспитатель: как вы думаете, легко ли жить слепым людям?
Воспитатель: если мы увидим слепого человека на улице, как можно помочь ему?
Ответы детей. Можно помочь перейти дорогу, подняться по ступенькам, зайти в транспорт, купить продукты в магазине, лекарства т т.д.
Завершение занятия.
Воспитатель: глаза наши - незаменимые помощники. С их помощью мы видим окружающий мир, наш прекрасный цветной мир и любуемся им. Поэтому берегите и охраняйте глаза.
Воспитатель: ну, что ребята, вот и подошло наше занятие к завершению. Вам оно понравилось? А кто напомнит мне, о чём мы сегодня говорили?
Воспитатель: нужно беречь глаза? Зачем? Почему?
Ответы детей. Это наши помощники, помогают видеть и т.д.
Воспитатель: через что мы видим? Как называется чёрная точка в середине глаза? Из чего состоит глаз? Что бывает у всех разного цвета?
Ответы детей.
Воспитатель: какие помощники есть у наших глаз?
Ответы детей.
Воспитатель: как брови, ресницы, веки защищают глаза?
Ответы детей. Брови задерживают капельки пота и воды, стекающие со лба, и не дают им попасть в глаза. От пыли спасают ресницы, если попадает пыль, соринки в глаза их смывает слеза. Если рядом с глазом появляется опасный предмет, веко закрывает глаз.
Воспитатель: смотреть на мир и видеть его красоту – большое счастье. И это счастье дают человеку…глаза! Берегите свои глаза.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль зрения в жизни человека. Как видят животные
Конспект занятия...
Роль зрения в жизни человека
Данная презентация может быть использована как дополнение к занятию по валеологии. Главная задача: показать детям, какую роль играет зрение в жизни человека, а также рассказать об особенностиях строен...
«Роль зрения в жизни человека»
1. Данный материал позволит закрепить знания детей о внешнем строении глаза, Научить детей беречь свои глаза....
конспект занятия "Роль зрения в жизни человека"
конспект занятия "Роль зрения в жизни человека"...
План- конспект занятия по ЗОЖ "Роль зрения в жизни человека"
План -конспект занятия по ЗОЖ. Название занятия "Роль зрения в жизни человека". Цель: познакомить ребят с тем, какую роль играет зрение в нашей жизни.Познакомить со с...
Конспект занятия для детей старшей группы «Роль зрения в жизни человека»
Цель занятия: уточнить и закрепить знания детей о роли зрения в жизни детей....
Конспект занятия в подготовительной группе «Вода в жизни человека»«Вода в жизни человека» Цель: совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, воспитывать бережное отношение к воде. Задачи: • дать знания детям о воде, как об источнике жиз
laquo;Вода в жизни человека»Цель: совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, воспитывать бережное отношение к воде.Задачи:• дать знания детям о воде, как об источ...