"Значение зрения в жизни человека"
план-конспект занятия (старшая группа)

Цель: познакомить со строением человеческого глаза, изучить для чего нужны глаза. Закрепить знания детей о том, что вредно, что полезно для глаз.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zachem_nuzhny_glaza.docx867.27 КБ

Предварительный просмотр:

«Значение зрения в жизни человека»

Цель: познакомить со строением человеческого глаза, изучить для чего нужны глаза.

Задачи:

Обучающие

  • Дать представление о том, что глаза являются одним из основных органов чувств человека.
  • Познакомить детей со строением глаза, показать, какую роль играет зрение в жизни человека.
  • Закрепить знания о значении бровей, ресниц и век на лице человека.
  • Закрепить знания детей о том, что полезно, что вредно для глаз.

Развивающие

  • Развивать умение взаимодействовать друг с другом в совместных играх.  

Воспитательные

  • Воспитывать бережное и заботливое отношение к своему организму; чувство сострадания к слепым людям, желание оказать им помощь.
  • Воспитывать умение внимательно слушать ответы товарищей, дополнять ответы.

Оборудование: зеркала, карандаш, линейка, кукла, машинка, треугольник, круг, квадрат, прямоугольник разного цвета, 2 палочки разного размера, муляжи овощей и фруктов, шарф.

Материалы: картинки «вредно и полезно для глаз», полезные для глаз», иллюстрация «строение глаза».

Предварительная работа. 

Беседа по теме «Зрение». Чтение художественной литературы К.И.Чуковского «Мойдодыр», «Доктор Айболит», А. Барто «Очки». Сюжетно-ролевая игра «Больница». Разучивание комплекса упражнений для глаз. Разучивание дидактических и подвижных игр. Рассматривание познавательных рисунков.

Ход занятия:

1.Объявление темы занятия.

Воспитатель: ребята, сегодня мы поговорим о здоровье. Сегодня будем играть, и узнавать, какие у человека есть помощники. Такие помощники есть и у каждого из вас. Кто же они? Об этом, вы догадаетесь, если отгадаете загадку:

  • Есть у каждого лица два красивых озерца,

Между ними есть гора, что же это, детвора?

  • Живёт мой братец за горой,
    Не может видеться со мной. (глаза)

Воспитатель: правильно, это глаза. Ведь не зря говорят:

Видеть маму, видеть папу

Видеть небо и леса

Помогают нам …

Дети: глаза

Воспитатель:

Разберемся вместе, дети: 
Для чего глаза на свете? 
 
Почему у всех у нас
 
На лице есть пара глаз?

Игра «Какой» (дети берут овощи и фрукты с подноса и узнают его с открытыми и закрытыми глазами).

Воспитатель: когда предметы легко узнаются? (открытыми глазами)

Воспитатель: и не могут быть узнаны? (когда глаза закрыты)

Воспитатель: что же помогает узнать предметы, действия, содержание картинок? (глаза)

   

Воспитатель. Ребята, а давайте попробуем выяснить с помощью эксперимента, зачем человеку глаза.

Воспитатель: сейчас мы изучим, зачем нам нужны глаза? Какую пользу они приносят и что они умеют делать. Я вам предлагаю с помощью эксперимента убедиться, как трудно обходиться без зрения.

1. Эксперимент.

Воспитатель. Все закройте глаза и не открывайте, пока я не скажу.

Скажите, что у меня в руках?  (ребенок не может ответить)

- А, что я сейчас делаю? (воспитатель делает 2-3 бесшумных действия -  ребенок снова не может ответить)

Скажите, что я сейчас делаю? (показать ручку – молчание).

А теперь? (взять книгу – молчание).

Откройте глаза. Вот что я делала (повторить свои действия).

Показать карандаш, линейку, куклу, машинку.

- Что это? (ответы)

- Как узнали? (видим)

- А теперь закройте глаза и скажите, что я держу в руках (определить невозможно).

Воспитатель. Значит, что умеют делать глаза?

Ответы детей. Видеть.

2. Эксперимент.

- Что стоит к нам ближе, пирамидка или матрёшка?

- Как вы определили? (посмотрели глазами).

- Значит, что могут определить глаза? (расстояние).

3. Эксперимент.

- Что больше, кукла или кубик? (кукла).

- Кто вам об этом сказал?

- Значит, что еще могут определять глаза? (размер)

4. Эксперимент.

А могут ли они определить форму? (да).

- Как называется эта фигура? (квадрат).

- А эта? (треугольник). Показать треугольник, круг, квадрат, прямоугольник- определить форму каждой фигуры.

- Что могут определить глаза? (форму)

5. Эксперимент.

Воспитатель:

А цвет предметов мы определяем с помощью глаз? (да).

- Какого цвета треугольник? Круг? Квадрат? прямоугольник?

- Что могут видеть глаза? (цвет)

- Назовите предметы, которые бывают красного цвета, зеленого цвета, желтого цвета (ответы детей).

Воспитатель: как вы думаете, как бы мы жили, если бы не было глаз? Хотите попробовать? (завязываю 2-3 детям глаза и даю задание: подойти к книжной полке и взять книгу со сказкой и т.д.).

Воспитатель: как вы себя чувствовали? Почему не справились с заданием? Почему трудно?

Ответы детей.

2. Ситуативные ответы детей, для чего нужны глаза.

Воспитатель: как вы думаете, зачем нам глазки? (выслушиваются ответы детей).

Ответы детей. Чтобы видеть предметы, их цвет, форму, перемещение предметов. Глаза помогают человеку передвигаться в нужном направлении.

Воспитатель: правильно, ребята. Да, глаза – самые главные наши помощники. Они помогают видеть всё, что есть вокруг, различать и узнавать предметы, их цвет, форму, величину. Благодаря глазам мы получаем почти всю информацию об окружающем нас мире. По глазам можно определить, какой человек, добрый или злой. А как наши глаза могут передавать наше настроение, мы сейчас покажем.

 Психогимнастика «Глаза и настроение»

Воспитатель: если нас что-то удивило – раскрываем широко глаза и делаем удивленный вид. А если нам грустно, печально – опускаем глаза вниз. Ну, а если нам хорошо, весело и мы радуемся – глаза поднимаем вверх и улыбаемся.

Воспитатель: ребята повернитесь и посмотрите в глаза друг другу. Какие у вас красивые глазки! Как говорят о глазах, чтобы передать их красоту?

Ответы детей. Прекрасные, ясные, лучистые, чистые, нежные, заботливые, добрые, ласковые, счастливые, веселые.

Воспитатель: сколько ласковых и нежных слов вы назвали.

Воспитатель: какого цвета бывают глаза? Что умеют делать наши глазки? (плакать, смеяться, щуриться, смотреть, грустить, закрываться, открываться, мигать)

Воспитатель:

- Если человек грустит, какие у него глаза? (грустные).

- А если злится? (злые).

- Если сердится? (сердитые).

- А если человек удивляется? (удивлённые).

- Если думает? (задумчивые).

- Если человек веселится? (весёлые).

Воспитатель: вот видите, какими разными могут быть глаза у человека и у вас тоже.

-От чего нужно беречь глаза? (от острых предметов, переутомления)

-Как зрение сохранить хорошим, что для этого нужно делать? (делать гимнастику для глаз)

Воспитатель: глаза трудятся целый день: мы читаем, рисуем, смотрим телевизор, играем в компьютерные игры. Наши глаза устают. Поэтому необходимо давать им отдых. Кроме сна, когда они отдыхают, можно сделать гимнастику. Давайте и наши глаза отдохнут. Для этого выполним гимнастику для глаз:

Смотрит вправо – никого,

Смотрит влево – никого.

Резко переводят взгляд вправо - влево

Раз-два, раз-два –

Закружилась голова

Выполняют круговые движения глазами

Глазки закрывали,

Глазки отдыхали.

Закрывают глаза

Как откроем мы глаза,

Вверх посмотрим, да-да-да.

Резко переводят взгляд вверх-вниз

Вниз ты глазки опусти,

Вверх опять их подними.

Резко переводят взгляд вверх-вниз

Пальцами погладь глаза,

Отдыхать пришла пора.

Мягко поглаживают пальцы указательными пальцами

Строение глаза.

Воспитатель: природа заботливо оберегает наши глаза. Они расположены в специальных углублениях – глазницах («домик»). Закрывает этот «домик» специальная «дверка» под названием – веко.

- Как называются «домики»? Повтори…, повтори…

- А как называется «дверца»? повтори…, повтори…

Воспитатель: только тогда, когда глаза прикрыты веками, они находятся в покое. Когда же глаза открыты, человек постоянно рассматривает то, что находится перед его глазами. Они движутся то влево, то вправо, то вверх, то вниз.

Воспитатель: ребята, мы с вами узнали, что помощниками человека являются: глаза. Глаза наши устроены очень сложно. Мы познакомимся с той частью глаза, которую нам видно (рассматривание плаката с глазом). Что же можно обнаружить в глазу, рассматривая его. Можно увидеть цветной кружочек. Это радужка. У всех людей она разного цвета, т.е. по радужке мы определяем цвет глаз.

Воспитатель: посмотрите друг на друга.

- А какого цвета глаза у Гриши?

- Посмотрите на Юлины глаза? Какого они цвета?

- Одинаковые ли у вас глаза?

- Чем они различаются? (Они у нас разные по цвету: голубые, серые, карие, зелёные).

Воспитатель: правильно, глаза бывают разного цвета.

Воспитатель: посмотрите в зеркала и определите цвет своих глаз (работа с зеркалами).

Воспитатель: давайте рассмотрим, как устроен наш глаз? Возьмите зеркало и каждый из вас рассмотрит свои глаза.

ОПЫТ №1

Наш глаз похож на яблоко. Он надёжно спрятан в глазницу. Внутри глаза расположен хрусталик (посмотреть на схему). С его помощью мы можем видеть как вблизи, так и вдали. На дне глазного яблока (схема) находится сетчатка, которая необходима для того, чтобы различать цвета.

- А теперь внимательно присмотритесь к глазу.

(Рассказ сопровождается показом объектов на плакате.)

Воспитатель: посмотрите снова в свои зеркала. Посредине глаза расположен цветной кружочек – радужка. Она бывает разного цвета, это и есть цвет ваших глаз.

- Какой у вас цвет глаз?

Ответы детей.

Воспитатель: в центре радужной оболочки находится чёрная точка – это зрачок. Именно он помогает видеть предметы и всё что нас окружает. Зрачок может расширяться и сужаться.

Воспитатель: сейчас мы с вами проведем небольшой опыт, который поможет нам определить реакцию зрачков на различное освещение.

Детям предлагается рассмотреть зрачки друг друга, сначала в освещенной комнате, а потом в полумраке (закрыв глаза ладошкой, создав темноту) Дети самостоятельно приходят к выводу, что в освещенной комнате зрачки сужены, а после пребывания без света в течение нескольких минут зрачки расширяются.

Воспитатель: расширяются зрачки для того, что бы уловить свет и восстановить способность различать в этих сумерках предметы.

Воспитатель: снаружи глаз защищен твердой прозрачной оболочкой. Эта оболочка называется роговицей.

Верные помощники наших глаз (ресницы, веки, брови, слёзы).

Воспитатель: наши глазки совсем не большие, но работают в течение целого дня и так много успевают, как вы думаете, тяжело ли им?

Ответ детей: да.

Воспитатель: но у нас на лице есть помощники, облегчающие эту работу. Догадайтесь, какие?

Ответ детей: брови и ресницы, веки.

Воспитатель: изучим, зачем они нужны.

- Посмотрите друг на друга. Поморгайте.

-Что значит «поморгать»? Какой орган в этом участвует? (открывать и закрывать глаза; веко)

-Зачем нужно моргать? (чтобы глаза отдыхали)

-Помашите рукой перед глазами своего товарища.

-Что сделал товарищ? (моргнул)

-Зачем нужны веки и ресницы?

Воспитатель: вы знаете, для чего нужны нам брови, веки, ресницы?

Ответы детей. Они нам нужны для красоты и здоровья.

Воспитатель: правильно, и для красоты, и для удобства. От попадания пыли, пота, ветра, и опасных предметов наши глаза защищают брови, ресницы и веки. Вот если мы вспотеем, и потечёт пот со лба, его остановят наши брови. А когда в наши глаза летит пыль, соринки, наши веки и ресницы быстро закрываются и защищают наши глаза. А если же в опасной близости от глаза появится какой-нибудь предмет, веки захлопнутся сами раньше, чем мы об этом подумаем.

Воспитатель: чтобы сохранить глаза и зрение этой защиты недостаточно, нужно делать гимнастику для глаз – это тоже полезно. Как только почувствуете, что глаза устали, сразу начинайте делать такие упражнения (показ).

Физкультурная минутка:

Приступили. Для начала

Только глазками вращаем.

А теперь покрутим шеей,

Это мы легко умеем.

Мы к плечам прижали руки,

Начинаем их вращать,

Прочь усталость, лень и скука,

Будем мышцы разминать.

Поворот за поворотом,

То к окну, а то к стене.

Выполняем упражнение.

Чтобы отдых дать спине.

Напоследок пошагаем,

Выше ноги поднимаем.

Отдохнули мы чудесно,

А теперь пора на место.

Игра «Жмурки».

 Завязать ребёнку шарфом глаза. С завязанными глазами он должен поймать ребёнка который хлопает в лодоши, остальные стоят в кругу.

Воспитатель: ребята эта игра дает понять, как трудно в этом мире жить, не видя ничего. Глаза способны защитить себя, но если о них плохо заботиться, с ними могут случиться разные неприятности. Нам необходимо самим заботится о своем зрении, и беречь глаза.

  • Умываться по утрам.
  • Смотреть телевизор не более 1 часа в день.
  • Сидеть не ближе 3м. от телевизора.
  • Оберегать глаза от попадания в них инородных предметов.
  • Не тереть глаза грязными руками.
  • Делать гимнастику для глаз.
  • Не читать лёжа и при слабом освещении.
  • Употреблять в пищу продукты (морковь, лук, петрушку, помидоры, сладкий красный перец).

Дидактическая игра «Что полезно, а что вредно для глаз». Набор картинок «Продукты» - морковь, черника, лук, петрушка, помидор, красный перец, шиповник и т.д.  Воспитатель предлагает детям взять по одной карточке внимательно рассмотреть, подумать и решить, что для глаз вредно, а что полезно. Объясняют свой выбор.

Воспитатель: ребята, а вы знаете, какие продукты наиболее полезны для глаз?»

Ответ детей: морковь, черника, перец…

Воспитатель: ещё очень полезны для глаз укроп, шиповник, рябина, тыква, черная смородина, петрушка, капуста, лимоны, печень, сливочное масло, рыба, молоко и т. д.

Воспитатель: назовите овощи, в которых много витамина «А» (морковь).

Воспитатель:

Помни истину простую,

Лучше видит только тот,

Кто жует морковь сырую

Или пьет морковный сок.

Беседа о слепых.

Опыт с закрыванием и открыванием глаз.

Воспитатель: попробуем закрыть глаза, можем ли мы что-нибудь наблюдать?

Ты закрой глаза ладошкой, 
Посиди совсем немножко — 
Сразу сделалось темно:  
Где кроватка, где окно? 
Странно, скучно и обидно — 
Ничего вокруг не видно.

Воспитатель: ребята, а как бы мы жили, если бы у человека не было глаз?

Ответы детей. Было бы тяжело.

Воспитатель: конечно, мы и представить себе не можем, как бы мы узнавали мир без зрения, но есть люди, которые по некоторым причинам видят плохо или не видят совсем.

Воспитатель: как называется такой человек?

Ответы детей. Слепой.

Воспитатель: наше государство заботится о таких людях. Для слепых детей построены школы, где их учат читать с помощью пальцев.

Воспитатель: как вы думаете, легко ли жить слепым людям?
Воспитатель: если мы увидим слепого человека на улице, как можно помочь ему?

Ответы детей. Можно помочь перейти дорогу, подняться по ступенькам, зайти в транспорт, купить продукты в магазине, лекарства т т.д.

Завершение занятия.

Воспитатель: глаза наши - незаменимые помощники. С их помощью мы видим окружающий мир, наш прекрасный цветной мир и любуемся им. Поэтому берегите и охраняйте глаза.

Воспитатель: ну, что ребята, вот и подошло наше занятие к завершению. Вам оно понравилось? А кто напомнит мне, о чём мы сегодня говорили?

Воспитатель: нужно беречь глаза? Зачем? Почему?

Ответы детей. Это наши помощники, помогают видеть и т.д.

Воспитатель: через что мы видим? Как называется чёрная точка в середине глаза? Из чего состоит глаз? Что бывает у всех разного цвета?

Ответы детей.

Воспитатель: какие помощники есть у наших глаз?

Ответы детей.

Воспитатель: как брови, ресницы, веки защищают глаза?

Ответы детей. Брови задерживают капельки пота и воды, стекающие со лба, и не дают им попасть в глаза. От пыли спасают ресницы, если попадает пыль, соринки в глаза их смывает слеза. Если рядом с глазом появляется опасный предмет, веко закрывает глаз.

Воспитатель: смотреть на мир и видеть его красоту – большое счастье. И это счастье дают человеку…глаза! Берегите свои глаза.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль зрения в жизни человека

Данная презентация может быть использована как дополнение к занятию по валеологии. Главная задача: показать детям, какую роль играет зрение в жизни человека, а также рассказать об особенностиях строен...

«Роль зрения в жизни человека»

1.     Данный материал позволит закрепить знания детей о внешнем строении глаза,      Научить детей беречь свои глаза....

конспект занятия "Роль зрения в жизни человека"

конспект занятия "Роль зрения в жизни человека"...

План- конспект занятия по ЗОЖ "Роль зрения в жизни человека"

План -конспект занятия по ЗОЖ. Название занятия "Роль зрения в жизни человека". Цель:  познакомить ребят с тем, какую роль играет  зрение  в нашей жизни.Познакомить  со с...

Конспект занятия для детей старшей группы «Роль зрения в жизни человека»

Цель занятия: уточнить и закрепить знания детей о роли зрения в жизни детей....

Конспект занятия в подготовительной группе «Вода в жизни человека»«Вода в жизни человека» Цель: совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, воспитывать бережное отношение к воде. Задачи: • дать знания детям о воде, как об источнике жиз

laquo;Вода в жизни человека»Цель: совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, воспитывать бережное отношение к воде.Задачи:• дать знания детям о воде, как об источ...