Обобщение опыта работы по теме «Валеология или здоровый малыш"
проект по окружающему миру
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobschenie_opyta_raboty_po_teme.docx | 217.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад №11 «Буратино»
г. Невеля Псковской области» ___________________________________________________________
ул. Ленина д.36, г. Невель, Псковская область,182500
телефон: 8(81151) 2-16-29; e-mail: org2170@pskovedu.ru
воспитатель
Кутумова Нина Олеговна
первая квалификационная категория
2024
Пояснительная записка
« Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье – важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
В. Сухомлинский.
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду.
Поэтому в образовательных программах дошкольных учреждений все больше разделов, посвященных изучению организма человека, обеспечению безопасности его жизни. Не исключая этих подходов, я считаю, что главное – помочь малышам выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье.
Поэтому именно на этапе дошкольного возраста приоритетными являются задачи воспитания у детей мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на здоровый образ жизни.
В последние годы одной из ведущих стала идея валеологизации образования, согласно которой здоровье детей рассматривается как приоритетная ценность, цель, необходимое условие и результат успешного педагогического процесса.
Валеология – наука о здоровом образе жизни, сохранении, формировании и управлении здоровья.
Применительно к дошкольному образованию, валеология ставит свой целью обучение детей основным гигиеническим правилам и нормам, укрепление здоровья и привитие навыков здорового образа жизни: активный труд, рациональный отдых, закаливание, занятие физкультурой и саморазвитием, рациональное и полноценное питание, личная гигиена, своевременное обращение к врачу и др.
Интегративный курс «валеология» в детском саду – первый важный этап непрерывного валеологического образования человека, который должен обеспечить реализацию таких задач:
- Воспитание у детей сознания того, что человек – часть природы и общества
- Установление гармонических отношений детей с живой и неживой природой
- Формирование личности ребенка
- Воспитание привычек личной гигиены
- Закаливание ребенка и его двигательная активность
- Профилактика и устранение вредных привычек
- Осуществление валеологического мониторинга.
Существенной особенностью младшего возраста является взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно-психического развития детей. Важными в работе с детьми в ДОУ является предупреждение перегрузок, обеспечение условий для возникновения положительных эмоциональных переживаний, создание оптимального психологического климата в группе. В основе психологического состояния ребенка, а значит и здоровья, лежит переживание ребенком психологического комфорта и дискомфорта.
От того, как педагоги организуют свою деятельность, зависит дальнейшее развитие малыша. Поэтому свою работу направила на поиски путей и методов обеспечения психологической безопасности воспитанников.
Дети младшего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно заряжаться как положительными, так и отрицательными эмоциями взрослых и сверстников. К работе по профилактике эмоциональных напряжений, а следовательно, и подготовке детей к формированию у них основ здорового образа жизни мы приступили сразу после прихода малышей в детский сад. Прежде всего, мы познакомились с особенностями наших воспитанников, проведя анкетирование родителей. (Приложение 1). Это дало возможность проанализировать степень готовности каждого ребенка к поступлению в детское учреждение, выяснить проблемы, которые могли возникнуть и дать рекомендации родителям по этому поводу.
Следующим этапом стало создание условий для реализации потребностей в двигательной активности детей. Для этого была собрана и изучена учебно-методическая литература по теме, составлен проект оздоровительной работы, план внедрения оздоровительных мероприятий: организация закаливания, сна, воспитания у детей привычек здорового образа жизни, массаж и элементы самомассажа, дыхательная гимнастика, гимнастика после сна (Приложение 2).
Каждый этап психического развития ребенка во многом зависит от уровня его физического развития. Развитость движений является одним из показателей правильного нервно – психического развития в младшем возрасте. В самостоятельной деятельности малыши больше, чем дети старшего возраста двигаются, так как в силу возрастных особенностей не могут долго сосредотачиваться, рисуя, рассматривая книги. Подавляющая часть их самостоятельной деятельности уходит на действие с предметами и игрушками. Использование физических упражнений в младшем возрасте имеет свои особенности:
1. Все двигательные задания связаны с конкретной задачей: “Бросим мяч в корзину” и т.д.
2. В играх прибегаем к сравнениям: “Попрыгаем как мячики. Побежим тихо, как мышки”.
3. Обязательно следим за физической нагрузкой, не допускаем перевозбуждения.
4. Отслеживаем поэтапность: сначала отрабатываются пассивные движения, потом совместные, затем по подражанию, и, наконец, по слову.
5. Учитываем не только возрастные, но и индивидуальные особенности детей.
После занятий по рисованию, лепке проводим игры с активными действиями. Однако, после занятий, требовавших от детей сосредоточенного внимания, не разучиваем что-то новое.
Развивая двигательные навыки ребенка, мы можем корректировать задержки развития той или иной сферы.
Например, коррекция речевых нарушений (как и речевое развитие) начинается с воспитания моторных навыков именно в процессе движений, сопровождаемого словами. Песенками, прибаутками решаются задачи речевого развития: развивается понимание речи, расширяется активный словарь ребенка, начинает образовываться фраза.
Развитие психических процессов – с помощью игр, включающих в себя сенсорные представления: собрать в корзину мячи одного цвета, одного размера; из шариков и кубиков, разбросанных на полу выбрать кубики…
Адаптивное поведение можно скорректировать с помощью упражнений для релаксации и движениями, связанных с чередованием напряжения и расслабления разных групп мышц.
Социализация малыша – с помощью развития движений и общих представлений (взрослый поет и показывает движения, ребенок ему подражает), движений и общения (дети вдвоем ведут куклу за руки…)
Обучение подвижным играм и упражнениям начинаем с утренней эмоционально – стимулирующей гимнастики, которую проводили в период адаптации детей к детскому саду. Эмоционально-стимулирующая гимнастика позволяет детям обрести положительное эмоциональное состояние и тонус на весь день. Она проста по своей структуре и доступна детям, доставляет им удовольствие и не требует специального оборудования.
Положительное воздействие на психические процессы оказывают природные звуки и классическая музыка.
Музыкально-речевые игры мы активно использовали в период адаптации детей к детскому саду, при знакомстве, для запоминания имен детей, создания положительного эмоционального микроклимата в группе. Это такие игры, как «А кто у нас есть?», «Кто в домике живет?»
Для развития выразительных средств общения используем такие игры: “Кто пришел?”, “Отгадайте-ка, ребята, кто пришел к нам поиграть?”, “Не сердись, улыбнись!”, “Ладошки”.
Привычные бытовые ситуации в жизни детей (особенно на первом году пребывания в детском саду) мы сопровождали играми и упражнениями, которые помогали ощутить собственное тело, а также снять физические зажимы, отработать рефлекс “избегания”. (Приложение 3)
Важно оберегать неокрепший организм неокрепшую детскую психику от сильных воздействий некоторых направлений современной музыки. Необходимо использовать также гармонизирующее воздействие на психические процессы в работе с детьми воздействие шумов и звуков окружающей действительности: в качестве звукового фона при проведении занятий, в режимных моментах, для освобождения их от нагрузок и стрессов.
Для этой цели мы использовали аудиокассеты с музыкой для детей, классической музыкой, совместно с музыкальными руководителями подобрали соответствующие возрасту русские народные песни и музыку, а также кассету с шумами и звуками природного и социального окружения.
В настоящее время для нашей страны и для стран всего мира характерно увеличение количества детей с нарушением зрения.
Поэтому, профилактика зрения – это одна из важнейших задач в детском саду. Следуя рекомендациям Г.В, Никулиной (Охраняем, развиваем зрение.-С-Пб.:2002.-124с), после каждого занятия, связанного с напряжением глаз, мы тренируем мышечный аппарат глаз у детей простыми упражнениями (Приложение 4).
Проводя работу по профилактике зрительных нарушений, мы следим за соблюдением светового режима, правильной посадкой, соблюдением рационального режима дня, сочетанием труда и отдыха, наличием прогулок на свежем воздухе, правильным питанием, не допускаем зрительного и общего утомления за счет включения в образовательный процесс физкультминуток и пальчиковых игр, проводим профилактику простудных заболеваний.
Воспитание потребности в здоровом образе жизни у детей 3-4 лет осуществляется нами по следующим направлениям:
- Привитие культурно-гигиенических навыков.
- Обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи.
- Формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма.
- Формирование привычки к ежедневным физкультурным упражнениям.
- Формирование потребности семьи (родителей) ребенка в здоровом образе жизнедеятельности и личного примера в укреплении и сохранении здоровья.
Привитие культурно-гигиенических навыков.
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками. Проблема формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста является одной из самых актуальных при воспитании детей младшего возраста. И насколько она изначально продумана, спланирована и организована, зависит, будет ли она способствовать укреплению здоровья, физическому и психическому развитию, а так же воспитанию культуры поведения. Главное то, что в этом возрасте происходит быстрое и прочное формирование стереотипов действий, с одной стороны, весьма затруднительна их ломка – переделка с другой. Иначе говоря, ребенок легко воспринимает определенную последовательность действий, но очень трудно осваивает изменения в ней.
Для достижения эффективности формирования культурно-гигиенических навыков нами был разработан перспективный план (Приложение 5), который состоит из 2-х разделов – это изучение на занятиях и повседневная жизнь, где использовались разные формы организации: дидактические игры, игры – упражнения, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, картин, наблюдения, показ инсценировок, рассказывание, заучивание, сюжетно-ролевые игры.
Обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи.
Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение, разговаривать, писать, читать. Уход за собой дарит человеку ощущение чистоты, здоровья: каждая клеточка организма начинает жить в оптимальном режиме, не огорчая её владельца. Сколько радости доставляет человеку, ощущение хорошо и слаженно работающего организма!
Важно, чтобы малыш усвоил, что в его теле нет органов, отделов ненужных, некрасивых, что обо всех частях тела надо одинаково постоянно заботиться и в первую очередь содержать в чистоте.
Приучаем ребёнка к гигиеническому индивидуализму: своя расчёска, своя постель, свой носовой платок, своё полотенце, своя зубная щётка.
Подводим детей к пониманию того, что соблюдение чистоты тела важно не только для охраны личного здоровья, но и здоровья окружающих.
Обучение организовываем не только на занятиях, но и в повседневной жизни, когда возникают ситуации, наталкивающие детей на принятие решения по этой проблеме.
Формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма.
Оформили альбом «Правила поведения для малышей», куда подобрали иллюстрации и стихи к положительному и негативному воздействию на организм человека. Особое внимание обращаем на значимость для организма сна, прогулки, еды и других режимных процессов.
Развитие движений в полной мере не обеспечивает укрепление здоровья, рекомендуется закалять детей ввиду того, что адаптация к температурным перепадам идет сложно, дети часто болеют простудными заболеваниями.
Поэтому особое внимание в режиме дня уделяем проведению закаливающих процедур. Закаливающие мероприятия, как важная составная часть физической культуры, содействует созданию привычек здорового образа жизни (Приложение 6).
В комплексе закаливающих средств, оберегающих нервную систему детей от перегрузок, особую роль играет правильно организованный дневной сон. В связи с этим мы используем два правила:
- обеспечить в момент подготовки детей ко сну спокойную обстановку. Исключить шумные игры за 30 минут до сна;
- проветривать спальное помещение перед сном со снижением температуры на 3-5 градусов.
В 15 часов дети просыпаются, с ними проводится гимнастика после сна. Нами разработаны комплексы на весь учебный год. Далее следует перебежка в группу по “колючим” дорожкам, где дети выполняют различные виды ходьбы, а затем выполняем упражнения на укрепление свода стопы, элементы самомассажа (Приложение 7).
Эффективными методами, дополняющим закаливание, являются мытье рук прохладной водой (доходя до локтей).
Важную роль играет дыхание. Дыхательные упражнения включаются во все оздоровительные упражнения. В работе с детьми трех, четырех лет используются несложные упражнения. Учитывается недостаточно развитая координация движений. Эффективно использовать в этом возрасте игровых приемов, эмоционально-образных упражнений. Упражнения выполняем вместе с ребенком. Большинство упражнений носит имитационный характер: “Носик”, “Насос”, “Упрямый ослик”, “Полет самолета”, “Лошадка”.
Большое внимание мы уделяем обучению детей элементам массажа. Массаж – сам по себе не является закаливающим средством, но способен усиливать адаптацию к перепадам температуры. Самомассаж рук и ног – процедура, к которой ребенок может привыкнуть и проводить самостоятельно. Сначала – это поглаживание ладошек под потешки, разминание и растирание каждого пальчика вдоль и поперек, затем прокатывание между ладоней шестигранных карандашей, грецких орехов, массажных мячиков (Приложение 8).
Мы придаем большое значение развитию манипулятивной деятельности. Этому как нельзя лучше способствуют различные пальчиковые игры, ведь они напрямую связаны с развитием речи (Приложение 9).
Игры на развития кистей рук дают возможность выполнять различные контролируемые двусторонние движения обеими руками. Например, при разрыве бумаги одна рука тянет бумагу по направлению к телу, а другая, одновременно в противоположную сторону.
Мы учим детей:
1. Катать между ладонями шарики и мячики разного размера, рвать бумагу, скатывать ее в шарики и наоборот, разглаживать скомканные шарики из бумаги с изображением контуров птиц, животных “Кто спрятался в комочке?”.
2. Отщипывать от куска пластилина кусочки, перекладывать из одной коробки в другую разные мелкие предметы одной рукой или двумя одновременно; Перебирать фасоль разного цвета или отделять фасоль от гороха (“Накормим птичек”);
3. Рвать бумагу на мелкие клочки “Нарвем травки для зайчат”.
4. Втыкать спички в большой и маленький комочек пластилина “Ежи и ежата”, “Солнышко”.
5. Рисовать пальчиками на песке (или на манке) птичьи следы, закручивать пробки на бутылках, “Ловкие ручки”, упражнять в шнуровке.
6. Искать фигурки на ощупь в коробке с горохом (бутылочными пробками).
Сначала все упражнения делаются медленно. Следим, чтобы ребенок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти и пальцев. Когда все упражнения будут хорошо знакомы, можно перейти к “рассказыванию руками” маленьких историй, сказок.
Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка.
Формирование привычки к ежедневным физкультурным упражнениям.
Одним из показателей здорового образа жизни является отношение человека к движениям, к физкультурным упражнениям, к использованию их в своей жизнедеятельности. Для этого мы разработали двигательный режим (Приложение 10), а также создали физкультурный уголок, оснащенный атрибутами, необходимыми для общеразвивающих упражнений, корригирующей, бодрящей гимнастики, коррекции осанки.
Формирование потребности семьи (родителей) ребенка в здоровом образе жизнедеятельности и личного примера в укреплении и сохранении здоровья.
Главными союзниками в нашей работе по формированию привычки к здоровому образу жизни у малышей являются родители. С первых дней знакомства с ними, мы показываем и рассказываем всё, что ждёт их детей в нашем детском саду, обращая особое внимание на вопросы, связанные со здоровьем детей. Выслушиваем их просьбы относительно питания, сна, одежды ребёнка. Все медицинские и закаливающие процедуры проводим с согласия родителей.
Но, главное, на что в первую очередь направлена наша работа – это доказать, что без их участия мы не сможем добиться хороших результатов, только они являются самым ярким примером для своих детей.
Наладить взаимоотношения помогают разнообразные формы работы: показы занятий, консультации, тематические родительские собрания, папки-передвижки, в которых отражается жизнь детей в детском саду.
В приёмной оформлен «Уголок здоровья», где содержатся советы и рекомендации по вопросу формирования привычки к здоровому образу жизни, а также часто проводятся фотовыставки “В здоровом теле - здоровый дух”.
Также часто проводится анкетирование родителей.
Мною разработаны конспекты: «Если хочешь быть здоров», «Праздник чистоты и здоровья», «Путешествие ёжика», «В гостях у Мойдодыра», «Здоровье дарит Айболит» и др.
Об эффективности разработанных мной мероприятий по воспитанию здорового образа жизни свидетельствует положительная динамика в валеологическом развитии дошкольников: сформировалось представление о своем теле и организме, повысился интерес детей к оздоровлению собственного организма, появилось умение у детей определять свое состояние и ощущение, сформировались навыки ведения здорового образа жизни.
Таким образом, необходимо с малых лет приобщать ребенка в семейном и общественном воспитание к здоровому образу жизни формировать у малыша навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих. Работа в изложенном выше направлении дает хорошие результаты, и стала вполне традиционной для нашей группы. Кроме этого, дети и их родители с каждым днем становятся валеологически грамотней. Малыши знают, как не навредить своему здоровью, как действовать в экстремальных ситуациях и многое другое.
В следующем учебном году планирую разработать конспекты утренней гимнастики с элементами кинезиологической (кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения) и дыхательной гимнастики, упражнениями для профилактики нарушения осанки.
Библиографический список
- Е.Ю. Александрова, Оздоровительная работа в ДОУ по программе «Остров здоровья». Издательство «Учитель» 2007 г.
- Е.И. Подольская, Формы оздоровления детей 4-7 лет. Издательство «Учитель» 2008 г.
- Н.И. Крылова, Здоровьесберегающее пространство в ДОУ. Издательство «Учитель» 2008 г.
- Т.Г. Каренова, Формирование здорового образа жизни у дошкольников. Издательство «Учитель» 2009 г.
- О.Ф. Горбатенко, Т.А. Кадраильская, Г.П. Попова, Физкультурно-оздоровительная работа. Издательство «Учитель» 2007 г.
- О.Н. Арсеневская, Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду. Издательство «Учитель» 2009 г.
- Е.П. Климова, Художественно-эстетическое развитие дошкольников. Интегрированные занятия. Издательство «Учитель» 2007 г.
- Т.А. Тарасова, Л.С. Власова, Я и мое здоровье. М., Школьная пресса. 2008 г.
- М.Ю. Картушина, Сценарии оздоровительных досугов для детей 5-6 лет. ООО «ТССъера» 2004 г.
- В.М. Минаева, Развитие эмоций дошкольников. М. АРКТИ 2003 г.
Приложение 1
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ
ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГОТОВНОСТИ ПОСТУПЛЕНИЯ РЕБЕНКА
В ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
№ пп | Параметры | Дополнительный вопрос к матери | Оценка в баллах или словесно |
1. Поведение | |||
1.1 | Настроение: бодрое, уравновешенное, раздражительное, неустойчивое | Какое из перечисленных настроений преобладает у ребенка | 3 2 1 |
1.2 | Сон |
|
|
1.2.1 | Засыпание |
|
|
1.2.1.2 | Длительность: быстрое до 10 минут, медленное |
Как засыпает ребенок? | 3 2 |
1.2.1.3 | Характер: спокойный, неспокойный |
| 3 1 |
1.2.1.4 | 1) использую дополнительные воздействия; 2) без дополнительных воздействий
| Что вы делаете, чтобы ребенок заснул? | 1 3 |
1.2.1.5 | Сон: длительность соответствует возрасту, не соответствует возрасту |
Какова длительность сна? | 3 1 |
1.3 | Аппетит: хороший, избирательный, неустойчивый, плохой |
Какой аппетит у ребенка? | 3 2 1 |
1.4 | Отношение к высаживанию на горшок: положительное, отрицательное | Как ребенок относится к этой процедуре? | 3 1 |
1.5 | Навыки опрятности: просится на горшок, не просится, но бывает сухой, не просится, ходит мокрый |
|
3 2 1 |
1.6 | Отрицательные привычки: есть (какие), нет | Сосет пустышку, палец, раскачивается и др. | 1 |
II. Нервно-психическое развитие |
№ пп | Параметры | Дополнительный вопрос к матери | Оценка в баллах или словесно |
2.1 | Возраст 2г. – 2 г.4мес. Понимание речи Активная речь Игра Навыки | Соответствует возрасту Ниже на один эпикризисный срок Ниже на 2-3 эпикризисных срока | 3 2
1 |
III. Личность | |||
3.1 | Проявление познавательных потребностей | Проявляет интерес к игрушкам, предметам домашнего обихода и в новой обстановке? |
|
3.1.1 | В повседневной жизни: недостаточно проявляет, не проявляет | а) Проявляет интерес к игрушкам, предметам домашнего обихода и в новой обстановке? б) Интересуется ли действиями взрослых? Любит ли заниматься, внимателен, активен, усидчив? | 2
1 |
3.1.2 | При обучении: проявляет интерес, активность; недостаточно проявляет; не проявляет |
| 3 2 1 |
3.2 | Инициативность |
|
|
3.2.1 | Инициативность в игре: проявляет инициативность по всем указанным параметрам, умеет сам найти для себя дело: да, нет |
|
3
3 1 |
| Есть фаза подготовки игры самостоятельно, с помощью взрослого есть элементы воображения: да, нет |
| 3 2
3 1 |
3.2.2 | Инициативность во взаимоотношениях со взрослыми: вступает в контакт по своей инициативе, сам не вступает в контакт |
|
3 2 |
3.2.3 | Инициативность во взаимоотношениях с детьми: вступает в контакт по своей инициативе, сам не вступает в контакт |
|
3 2 |
3.3 | Результативность: доводит начатое дело до конца, не всегда, не доводит |
|
3 2 1 |
№ пп | Параметры | Дополнительный вопрос к матери | Оценка в баллах или словесно |
3.4 | Самостоятельность в игре: умеет играть самостоятельно в отсутствие взрослого, не всегда, не играет сам |
| 3
2 1 |
3.5 3.5.1 | Социальные связи со взрослыми: легко идет на контакт, избирательно, трудно |
|
3 2 1 |
3.5.2 | Контакты с детьми: вступает легко, избирательно, трудно |
|
3 2 1 |
3.5.3 | Наличие опыта совместной деятель- ности со взрослыми: есть, недостаточные, нет |
|
3 2 1 |
3.5.4 | Уверенность в себе: есть, не всегда, нет |
|
3 2 1 |
3.5.5 | Адекватное отношение к оценке взрослым деятельности ребенка: да, не всегда, нет |
|
3 2 1 |
3.5.6 | Был ли опыт разлуки с близкими (санаторий, больница и др.) Как перенес: легко, нет |
|
3 1 |
3.5.7 | Аффективная привязанность к кому-либо из взрослых | К кому именно |
|
| Прогноз адаптации (по среднему числу баллов): 3-2,6 б. - готов 2,5-2 – условно готов 1,9-1,6б. – не готов |
|
|
Анкета для родителей
Уважаемые родители!
Мы рады, что ваш ребенок будет ходить в нашу группу.
Для знакомства с вашим ребенком и более успешной работы воспитателей просим вас ответить на следующие вопросы:
1. Фамилия, имя ребенка __________________________________________________________________
2. Дата рождения_____________________________________________________
3: Ф.И.О. родителей, дата рождения, место работы и рабочий телефон
мама ____________________________________________________________________________________________________________________________________
папа ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Домашний адрес и телефон __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
4. Кто участвует в воспитании ребенка __________________________________________________________________
Живете ли вы с бабушкой, дедушкой ребенка или нет __________________________
Есть ли у ребенка братик, сестричка_____________________________________
5. Что, по вашему мнению, должны знать воспитатели о здоровье вашего ребенка ____________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
6. Чем любит заниматься ваш ребенок _________________________________________________________________
__________________________________________________________________
7. Как вы называете своего ребенка дома ________________________________________________________
8. О чем бы вы хотели узнать, поговорить при следующих встречах __________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Какую помощь вы можете оказать группе: сшить, связать одежду для кукол, отремонтировать игрушки, нарисовать что-либо, отпечатать на компьютере, сделать ксерокопии ___________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
10. Чем больше всего вы любите заниматься в свободное время: рукоделием, чтением, коллекционированием, рисованием, садоводством, кулинарией, спортом, игрой на музыкальных инструментах ____________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
СПАСИБО!
Приложение 2
ПЛАН
проведения здоровьесберегающих мероприятий в группе
№ пп | Работа с детьми | Сроки | Ответственный |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. | Адаптация детей, поступивших в ДОУ: - щадящий режим; - проведение утренней эмоционально-стимулирующей гимнастики; - Создание музыкально-звуковой среды в группе (использование музыки при засыпании и пробуждении, в режимных моментах, на занятиях); «Ласковые минутки»: прослушивание аудиозаписей голосов родителей, звуков природы, классической музыки для малышей; - проведение с детьми упражнений и занятий, способствующих эмоциональному расслаблению детей: игры-знакомства «В нашей группе…», «Кто у нас хороший», «Кто в домике живет?», игры для создания положительного эмоционального фона в группе (закладывать основы доброжелательного отношения к взрослым) «Я иду к вам в гости с подарками», «Загляни ко мне в окошко», «Мы шли, шли. Что же мы нашли?»; - рассматривание фотоальбомов; - индивидуальный подход: сокращенное пребывание в ДОУ, удлиненный сон, незначительное утепление одежды. |
ежедневно |
воспитатель |
2. |
Проведение утренней гимнастики. |
ежедневно |
воспитатель
|
3. | Планирование и проведение физкультурных занятий (традиционных, тематических, сюжетных, набор подвижных игр) и упражнений. | еженедельно | воспитатель |
4. | Разучивание и проведение гимнастики для рук, глаз, логоритмических разминок в режимных моментах и на занятии. | ежедневно | воспитатель |
5. | Разучивание и проведение гимнастики после сна. | начиная с ноября
| воспитатель |
6. | Проведение неспецифической профилактики ОРВИ: Мобилизация защитных сил организма: Витаминотерапия, фитонциды: чеснок, лук. Оксолиновая мазь (в период вспышек гриппа и ОРЗ ). | В течение года по плану мед. работников
| воспитатель медработник |
7.
| Разучивание и проведение дыхательной гимнастики, массажа и самомассажа, закаливания. Утренняя гимнастика, хождение босиком. Прогулка на свежем воздухе в одежде по сезону. Сон: температура в спальне 16 градусов. Воздушные ванны, гимнастика после сна, использование «дорожек здоровья», массажных мячиков, хождение босиком. Умывание рук холодной водой до локтя. | ежедневно
с января
с марта
| Воспитатель
Воспитатель
Воспитатель |
8
| Формирование у детей знаний о себе через подвижные и словесные игры: «Это – ты, а это – я», «Ладошки», «У меня есть ножки», «Стенка, стенка»…
| Ежедневно
| Воспитатель
|
9.
| Обеспечение качественного санитарного состояния группы | Ежедневно
| Воспитатель мл. воспитатель |
10. | Проведение диагностики заболеваний и физического развития детей
| Сравнительная диагностика | воспитатель мед.работник |
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад №11 «Буратино»
г. Невеля Псковской области» ___________________________________________________________
ул. Ленина д.36, г. Невель, Псковская область,182500
телефон: 8(81151) 2-16-29; e-mail: org2170@pskovedu.ru
воспитатель
Кутумова Нина Олеговна
первая квалификационная категория
2024
I. Потягивание
И. п.- из позиции лежа на спине.
1. На вдохе левая нога тянется пяточкой вперед по полу, а левая рука - вдоль туловища вверх. Дыхание задерживается, руки и ноги максимально растянуты. На выдохе, расслабляясь, ребенок произносит: "ид-д-да-а-а".
Цель: почувствовать удовольствие от растяжки мышц левой стороны тела (происходит прочистка левого энергетического канала).
2. Правая нога тянется пяточкой вперед по полу, а правая рука - вверх, вдоль туловища - вдох. После задержки дыхания на выдохе произносится "пин-гал-ла-а".
Цель: почувствовать удовольствие от растяжки мышц правой стороны тела (происходит прочистка правого энергетического канала).
3. Обе ноги тянутся пяточками вперед по полу, обе руки -вверх вдоль туловища. Дыхание задержать и на выдохе медленно произнести "су-шум-м-м-на".
Цель: почувствовать удовольствие от напряжения, переходящего в расслабление (прочистка центрального энергетического канала).
II. Массаж живота
И. п. - лежа на животе.
1. Ребенок поглаживает живот по часовой стрелке, похлопывает ребром ладони, кулачком, снова поглаживает, пощипывает, имитирует движения тестомеса, замешивающего тесто, снова поглаживает.
Цель: улучшить работу кишечника
2. С левой стороны пальчиками нажимает несколько раз более глубоко, словно палочкой проверяет готовность теста.
Цель: воздействие на сигмовидную кишку и нормализация стула.
III. Массаж грудной области
И. п. - сидя по-турецки.
1. Поглаживание области грудной клетки со словами: "Я милая, чудесная, прекрасная".
Цель: воспитывать бережное отношение к своему телу, учить любить себя.
2. "Заводим машину". Ребенок ставит пальчики на середину грудины от вилочковой железы вниз (кроме больших пальцев, все восемь остальных ставятся на одной линии сверху вниз), делает вращательные движения 5-6 раз по часовой стрелке со звуком "ж-ж-ж-ж". Затем 5-6 раз вращательные движения против часовой стрелки.
3. Сняв все пальцы с грудины со звуком "пи-и-и", нажимает на точку между грудными отделами в области сердца (сигнал - "машина завелась").
Цель: воздействовать на биоактивные точки грудного отдела, почувствовать радость от звукового сопровождения.
IV. Массаж шеи
И. п. - сидя по-турецки.
1. Поглаживает шею от грудного отдела к подбородку.
2. Развернув плечи, гордо поднимает голову на вытянутой шее.
3. Ласково похлопывает по подбородку тыльной стороной кисти рук.
4. Представив, что у него красивая лебединая шея, любуется ею, как будто она отражается в зеркале.
Цель: почувствовать радость от внутреннего ощущения красоты и гибкости прекрасной лебединой шеи.
V. Массаж ушных раковин
И. п. - сидя по-турецки.
Ребенок лепит ушки для Чебурашки или для доброго, милого слона.
1. Поглаживает ушные раковины по краям, затем по бороздкам внутри раковин, за ушами.
2. Ласково оттягивает ушные раковины вверх, вниз, в стороны (по 5-6 раз в каждую сторону).
3. Нажимает на мочки ушей ("вешает на них красивые сережки").
4. Лепит ушки внутри. Пальцами внутри раковины делает 7-8 вращательных движений по часовой, затем против часовой стрелки (пусть ушки будут чистыми и всеслышащими).
5. С усилием "примазывает глину" вокруг ушных раковин - проверяет прочность, заглаживает поверхность вокруг ушных раковин на расстоянии 1-1,5 см.
Цель: вызвать образ любимой игрушки и в процессе игры воздействовать на слуховой аппарат и активные точки кишечника, выходящие на ушные раковины.
VI. Массаж головы
1. Сильным нажатием пальчиков имитирует мытье головы.
2. Пальцами, словно граблями, ведет от затылка, от висков, от лба к середине головы, словно сгребает сено в стог.
3. Спиралевидными движениями ведет пальцы от висков к затылку.
4. "Догонялки": сильно ударяя подушечками пальцев, словно по клавиатуре, "бегает" по поверхности головы. Пальцы обеих рук то сбегаются, то разбегаются, то догоняют друг друга.
5. С любовью и лаской расчесывает пальцами, словно расческой, волосы и представляет, что его "прическа самая красивая на конкурсе причесок".
Цель: воздействие на активные точки на голове, которые улучшают ток крови.
VII. Массаж лица
Лепит красивое лицо.
1. Поглаживает лоб, щеки, крылья носа от центра к вискам, мягко постукивает по коже, словно уплотняет ее, чтобы она была упругой.
2. Надавливает пальцами на переносицу, середину бровей, делая вращательные движения по часовой, затем против часовой стрелки по 5-6 раз.
3. С усилием, надавливая, рисует желаемый красивый изгиб бровей, затем щипками лепит густые брови от переносицы к вискам.
4. Мягко и нежно лепит глаза, надавливая на их уголки и расчесывая длинные пушистые реснички.
5. Надавливая на крылья носа, ведет пальчики от переносицы к носовым пазухам, подергивает себя за нос и представляет, какой красивый нос для Буратино у него получился.
- предотвращение простудных заболеваний путем воздействия на активные точки лица. Выработка умения управлять мимикой.
VIII. Массаж шейных позвонков
Игра "Буратино"
Буратино своим длинным любопытным носом рисует солнышко, морковку, дерево.
1. Мягкие круговые движения головой по часовой стрелке, затем против часовой стрелки.
2. Повороты головы в стороны, вверх, вниз.
3. Наклоны головы во время "рисования" вправо, затем влево.
Цель: почувствовать приятное ощущение от медленных, плавных движений позвонков шейного отдела. Представить и рассказать, какие ощущения вызывают рисунки, выполненные движением носа в воздухе.
IX. Массаж рук
1. "Моют" кисти рук, активно трут ладошки до ощущения сильного тепла.
2. Вытягивают каждый пальчик, надавливают на него.
3. Фалангами пальцев одной руки трут по ногтям другой, словно по стиральной доске.
Цель: оказать благотворное воздействие на внутренние органы, выходящие на биоактивные точки пальцев: сердце, легкие, печень, кишечник. Вызвать ощущение легкости, внутренней радости.
4. Трут "мочалкой" всю руку до плеча, сильно нажимают на мышцы плеча и предплечья; "смывают водичкой мыло", ведут одной рукой вверх, затем ладошкой вниз и "стряхивают воду".
Цель: возбуждение мышц рук и прочистка энергетических каналов рук.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы "Формирование культуры здорового образа жизни в ДОУ"
Выступление на педагогическом совете....
Материал к педсовету, по теме:"Формирование здорового образа дошкольников". Обобщение опыта воспитателей Столяровой Н.В. и Широких О.И.по организации образовательной деятельности "Здоровье", "Физическая ОО" :"Чтоб здоровье сохранить, научись его ценить"
Целью данной работы является желание поделиться методами и приемами, способствующими сохранению и укреплению здоровья дошкольников. Ни кого не удивишь, если скажешь...
Обобщение опыта работы «Закаливание – часть здорового образа жизни ребенка»
Закаливание является составной частью здорового образа жизни. Закалить ребенка – сделать его физически крепким, сильным, выносливым. Основными средствами закаливания являются: воздух, солнце, вода, бо...
Обобщение опыта работы по физическому воспитанию малышей
Мой опыт работы в доме ребенка...
Сценарий проведения РМО. Обобщение опыта работы по сохранению и укреплению здоровья «День здоровья в детском саду»
Одной из первостепенных задач дошкольного учреждения является органичное сочетание воспитательно-образовательного процесса с сохранением и укреплением здоровья детей. Средствам...
Обобщение опыта работы. Тема: «Здорово быть здоровым»
Дошкольный возраст – особенно важный и ответственный период, когда происходит перестройка функционирования многих систем детского организма. Поэтому наше дошкольное учреждение ...
Обобщение опыта работы по укреплению здоровья и повышению двигательной активности детей"
Общеизвестно, что движение является врождённой жизненно необходимой потребностью человека. Движение – это не только предупреждение разного рода болезней, но и способ познания ребёнко...