Обобщение опыта работы Тема: «Организация деятельности родительского клуба «Здоровый малыш: азбука семейного общения» в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению»
статья (младшая группа)

Дружинина Анна Михайловна

Адаптивные возможности ребенка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребы­вание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональ­ным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.

В это время ребенок остро переживает даже кратковременную разлуку с мамой, трудно привыкает к новой обстановке, бывает «неуправляем», к нему не применимы многие приемы и методы воспитания и обучения, которые используют в работе с дошкольниками. Объяснения, инструкции, указания взрослого часто не действуют, организованные занятия не достигают своей цели, малыши не умеют слушать, принимать и выполнять задания взрослого.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщение опыта работы

Тема: «Организация деятельности родительского клуба «Здоровый малыш: азбука семейного общения» в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению»

Дружинина Анна Михайловна

Воспитатель

МБДОУ «Детский сад №7 «Чайка»

г. Мичуринск, Тамбовская область

Сотрудничество ДОУ с семьей – это взаимодействие педагогов с родителями, оно направленно на обеспечение единства и согласованности воспитательных воздействий.

В связи с этим мною была создана комплексная система сопровождения через «Родительский клуб «Здоровый малыш: азбука семейного общения» в период адаптации детей к условиям ДОУ. Все организуемые разнообразные интерактивные формы сотрудничества с родителями в ходе реализации комплексной системы сопровождения детей в период адаптации были направлены на укрепление здоровья и формирования предпосылок здорового образа жизни детей раннего возраста, повышение педагогической культуры родителей: сообщение им знаний, формировании педагогических умений, навыков.

Модель сотрудничества с семьями воспитанников

Родительский клуб Здоровый малыш: азбука семейного воспитания

Родительский клуб – необходимая социальная площадка на пути решения проблем семейного воспитания, укрепления детско-родительских отношений. Участие членов семьи в мероприятиях клуба «Здоровый малыш: азбука семейного общения» способствует возникновению желания и умения общаться за рамками собственных стереотипов, искать и находить выходы из трудных ситуаций. Изучение родительских запросов выявило необходимость деятельности клуба в двух направлениях.

Ведущие формы взаимодействия в условиях клуба — коллективные и индивидуальные.

Так же для более успешной работы был разработан перспективный план по работе с родителями в период адаптации.

Перспективный план работы воспитателя с родителями

на адаптационный период

Название мероприятия

Цель проведения мероприятия

Презентация детского сада

• Знакомство родителей и детей друг с другом, с педагогическим коллективом детского сада.

 • Формирование положительного имиджа детского сада в сознании родителей.

 • Формирование доброжелательного отношения родителей к детскому саду

Анкетирование «Давайте познакомимся»

• Получение и анализ первичной информации о ребенке и его семье

Консультация

«Первый раз в детский сад»

Консультирование родителей об особенностях поведения ребенка во время адаптации к детскому саду.

Формирование единого подхода к соблюдению режима дня, вопросам воспитания детей

Консультирование родителей на темы : режим дня; одежда по сезону и для группы; метки на одежде и обуви;  гигиенические требования к одежде; формирование кгн.

Консультация «Все о детском питании»

Формирование единого подхода к правилам питания ребенка в детском саду и дома

Родительское собрание

Знакомство родителей с правилами посещения детского сада, результатами адаптации детей в группе, задачами воспитания на год.

Выборы родительского комитета группы

После того как перспективный план работы с семьей на адаптационный период был составлен появилась необходимость четко регламентировать педагогическое взаимодействие специалистов с семьей в этот период.

Перспективный план работы сотрудников ДОУ с родителями

Мероприятия

Ответственный

1

Организационная работа:

  • беседа с родителями
  • составление подвижного графика поступления детей  в ДОУ
  • координация работы специалистов ДОУ

Заведующий, воспитатели

2.

Медико-оздоровительная работа:

  • сбор анамеза, просветительская работа с родителями
  • составление индивидуальных назначений, укрепляющих нервную и иммунную систему
  • реализация общеукрепляющих мероприятий для всех детей
  • индивидуальный подход к детям «группы риска»
  • наблюдение за физиологическим состоянием детей
  • контроль за соблюдением санитарно-эпидемиологического режима

Врач, медсестра

3.

Психологическое обеспечение адаптационного периода:

-     разработка рекомендаций для воспитателей по организации адаптационного периода

-    психологическое просвещение воспитателей и родителей

-    помощь в организации благоприятной  развивающей среды

-   составление индивидуального режима адаптационного периода для каждого ребенка

-   коррекционная работа с тяжело адаптирующимися детьми

воспитатели

4.

Построение педагогического процесса:

-    работа с семьей (беседы, анкетирование, учет индивидуальных запросов родителей в отношении ребенка)

-    реализация  индивидуального подхода к ребенку, учет его актуальных   потребностей, уровня психического развития

-    организация благоприятной развивающей среды

-    создание благоприятного психологического климата в группе

-    регистрация наблюдения за ребенком в адаптационном листе

-    организация специальных оздоровительных игр с музыкальным сопровождением

Педагоги

Музыкальный руководитель

Используя эти методы и приемы взаимодействия ДОУ с семьей в период адаптации, процесс привыкания у воспитанников детского сада протекал не как приспособительский, когда ребенка побуждают усваивать имеющиеся стереотипы, а как конструирующая деятельность, предполагающая перестройку имеющихся форм поведения и образования новых.

Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей – было установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Из сравнительно новых форм сотрудничества детского сада с семьей мы отметили такие формы работы: вечера отдыха с участием педагогов, родителей, детей; спортивные развлечения, посиделки, подготовки спектаклей, собрания в форме «Давайте знакомиться», «Порадуем друг друга» и др. Так же мы проводили «День добрых дел», вечера вопросов и ответов.

Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. В связи с этим мы приглашали их  на семинары-практикумы. Эта форма работы дала возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном и т.д.

В настоящее время, в связи с перестройкой системы дошкольного воспитания, практические работники ДОУ ищут новые, нетрадиционные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей.

В своей работе мы использовали такие нетрадиционные формы работы как: семейные клубы. В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности.

В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. Семейные клубы - динамичные структуры. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие, - все зависит от тематики встречи и замысла устроителей.

Значительным подспорьем в работе нашего клуба является библиотека специальной литературы по проблемам воспитания, обучения и развития детей. Педагоги следят за своевременным обменом, подбором необходимых книг, составляют аннотации новинок.

Учитывая занятость родителей, используются и такие нетрадиционные формы общения с семьей, как «Родительская почта» и «Телефон доверия». 

Любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, обратиться за помощью к конкретному специалисту и т.п. Телефон доверия помогает родителям анонимно выяснить какие-либо значимые для них проблемы, предупредить педагогов о замеченных необычных проявлениях детей.

Нетрадиционной формой взаимодействия с семьей является и библиотека игр. 

Поскольку игры требуют участия взрослого, это вынуждает родителей общаться с ребенком. Если традиция совместных домашних игр прививается, в библиотеке появляются новые игры, придуманные взрослыми вместе с детьми.

Бабушек и мам привлекает кружок «Очумелые ручки». Современная суета и спешка, а также теснота или, наоборот, излишняя роскошь современных квартир почти исключили из жизни ребенка возможность заниматься рукоделием, изготовлением поделок. В помещении, где работает кружок, дети и взрослые могут найти все необходимое для художественного творчества: бумагу, картон, бросовые материалы и др. 

В связи  с применяемыми нами формами работы уровень педагогической культуры у родителей повысился. Анализ работы, показал, что позиция родителей стала более гибкой, теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники различных мероприятий. Папы и мамы ощущают себя более компетентными в воспитании детей. 

В результате использования различных форм и методов общения с родителями как традиционных, так нетрадиционных, воспитательные умения родителей существенно обогатились. 

Так, если на начальном этапе работы лишь 10% родителей регулярно читали педагогическую литературу, целенаправленно занимались проблемами воспитания детей, хотели участвовать в работе с дошкольниками в детском саду, то после работы с родителями в соответствии с перспективным планом число таких родителей значительно увеличилось – с 15% до 30%. Родители стали более осознанно относиться ко всем мероприятиям, освоили приемы эффективного взаимодействия с ребенком, заметно повысился и педагогический уровень культуры родителей (рисунок 5).

Таким образом, взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма. Правильно организованное взаимодействие педагога с родителями позволяет не только выявить проблему адаптации ребенка к условиям ДОУ, но и показать возможности ее решения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Полезные советы родителям в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению

Данные советы предназначены для родителей детей раннего возраста, которые собираются вести своего ребёнка в детский сад впервые  Прислушаясь к данным советам, родители смогут подготовить малыша ...

Работа с родителями в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению

На сегодняшний день актуальна тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защ...

Родительский клуб «Здоровый малыш: азбука семейного общения»

«Здоровый малыш: азбука семейного общения»...

Полезные советы родителям в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению

Полезные советы родителям в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению...

Сказки в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению

Сказка – один из мощнейших ресурсов для адаптации малыша к детскому саду. Можно перед сном придумывать и рассказывать необычные истории про детский садик. Пусть там вместо детей будут разные смешные з...

Из опыта работы по организации заседаний родительского клуба «Психологическая гостиная» педагога-психолога Мавлудовой З.А.

В работе с семьями я использую такую форму взаимодействия как Родительский клуб. На мой взгляд, эта форма является одной из наиболее эффективных.Каждая тема затрагивает определенный возраст детей. Род...