Обобщение опыта работы Тема: «Организация деятельности родительского клуба «Здоровый малыш: азбука семейного общения» в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению»
статья (младшая группа)
Адаптивные возможности ребенка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.
В это время ребенок остро переживает даже кратковременную разлуку с мамой, трудно привыкает к новой обстановке, бывает «неуправляем», к нему не применимы многие приемы и методы воспитания и обучения, которые используют в работе с дошкольниками. Объяснения, инструкции, указания взрослого часто не действуют, организованные занятия не достигают своей цели, малыши не умеют слушать, принимать и выполнять задания взрослого.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Обобщение опыта работы
Тема: «Организация деятельности родительского клуба «Здоровый малыш: азбука семейного общения» в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению»
Дружинина Анна Михайловна
Воспитатель
МБДОУ «Детский сад №7 «Чайка»
г. Мичуринск, Тамбовская область
Сотрудничество ДОУ с семьей – это взаимодействие педагогов с родителями, оно направленно на обеспечение единства и согласованности воспитательных воздействий.
В связи с этим мною была создана комплексная система сопровождения через «Родительский клуб «Здоровый малыш: азбука семейного общения» в период адаптации детей к условиям ДОУ. Все организуемые разнообразные интерактивные формы сотрудничества с родителями в ходе реализации комплексной системы сопровождения детей в период адаптации были направлены на укрепление здоровья и формирования предпосылок здорового образа жизни детей раннего возраста, повышение педагогической культуры родителей: сообщение им знаний, формировании педагогических умений, навыков.
Модель сотрудничества с семьями воспитанников
Родительский клуб Здоровый малыш: азбука семейного воспитания
Родительский клуб – необходимая социальная площадка на пути решения проблем семейного воспитания, укрепления детско-родительских отношений. Участие членов семьи в мероприятиях клуба «Здоровый малыш: азбука семейного общения» способствует возникновению желания и умения общаться за рамками собственных стереотипов, искать и находить выходы из трудных ситуаций. Изучение родительских запросов выявило необходимость деятельности клуба в двух направлениях.
Ведущие формы взаимодействия в условиях клуба — коллективные и индивидуальные.
Так же для более успешной работы был разработан перспективный план по работе с родителями в период адаптации.
Перспективный план работы воспитателя с родителями
на адаптационный период
Название мероприятия | Цель проведения мероприятия |
Презентация детского сада | • Знакомство родителей и детей друг с другом, с педагогическим коллективом детского сада. • Формирование положительного имиджа детского сада в сознании родителей. • Формирование доброжелательного отношения родителей к детскому саду |
Анкетирование «Давайте познакомимся» | • Получение и анализ первичной информации о ребенке и его семье |
Консультация «Первый раз в детский сад» | Консультирование родителей об особенностях поведения ребенка во время адаптации к детскому саду. Формирование единого подхода к соблюдению режима дня, вопросам воспитания детей Консультирование родителей на темы : режим дня; одежда по сезону и для группы; метки на одежде и обуви; гигиенические требования к одежде; формирование кгн. |
Консультация «Все о детском питании» | Формирование единого подхода к правилам питания ребенка в детском саду и дома |
Родительское собрание | Знакомство родителей с правилами посещения детского сада, результатами адаптации детей в группе, задачами воспитания на год. Выборы родительского комитета группы |
После того как перспективный план работы с семьей на адаптационный период был составлен появилась необходимость четко регламентировать педагогическое взаимодействие специалистов с семьей в этот период.
Перспективный план работы сотрудников ДОУ с родителями
№ | Мероприятия | Ответственный |
1 | Организационная работа:
| Заведующий, воспитатели |
2. | Медико-оздоровительная работа:
| Врач, медсестра |
3. | Психологическое обеспечение адаптационного периода: - разработка рекомендаций для воспитателей по организации адаптационного периода - психологическое просвещение воспитателей и родителей - помощь в организации благоприятной развивающей среды - составление индивидуального режима адаптационного периода для каждого ребенка - коррекционная работа с тяжело адаптирующимися детьми | воспитатели |
4. | Построение педагогического процесса: - работа с семьей (беседы, анкетирование, учет индивидуальных запросов родителей в отношении ребенка) - реализация индивидуального подхода к ребенку, учет его актуальных потребностей, уровня психического развития - организация благоприятной развивающей среды - создание благоприятного психологического климата в группе - регистрация наблюдения за ребенком в адаптационном листе - организация специальных оздоровительных игр с музыкальным сопровождением | Педагоги Музыкальный руководитель |
Используя эти методы и приемы взаимодействия ДОУ с семьей в период адаптации, процесс привыкания у воспитанников детского сада протекал не как приспособительский, когда ребенка побуждают усваивать имеющиеся стереотипы, а как конструирующая деятельность, предполагающая перестройку имеющихся форм поведения и образования новых.
Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей – было установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Из сравнительно новых форм сотрудничества детского сада с семьей мы отметили такие формы работы: вечера отдыха с участием педагогов, родителей, детей; спортивные развлечения, посиделки, подготовки спектаклей, собрания в форме «Давайте знакомиться», «Порадуем друг друга» и др. Так же мы проводили «День добрых дел», вечера вопросов и ответов.
Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. В связи с этим мы приглашали их на семинары-практикумы. Эта форма работы дала возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном и т.д.
В настоящее время, в связи с перестройкой системы дошкольного воспитания, практические работники ДОУ ищут новые, нетрадиционные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей.
В своей работе мы использовали такие нетрадиционные формы работы как: семейные клубы. В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности.
В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. Семейные клубы - динамичные структуры. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие, - все зависит от тематики встречи и замысла устроителей.
Значительным подспорьем в работе нашего клуба является библиотека специальной литературы по проблемам воспитания, обучения и развития детей. Педагоги следят за своевременным обменом, подбором необходимых книг, составляют аннотации новинок.
Учитывая занятость родителей, используются и такие нетрадиционные формы общения с семьей, как «Родительская почта» и «Телефон доверия».
Любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, обратиться за помощью к конкретному специалисту и т.п. Телефон доверия помогает родителям анонимно выяснить какие-либо значимые для них проблемы, предупредить педагогов о замеченных необычных проявлениях детей.
Нетрадиционной формой взаимодействия с семьей является и библиотека игр.
Поскольку игры требуют участия взрослого, это вынуждает родителей общаться с ребенком. Если традиция совместных домашних игр прививается, в библиотеке появляются новые игры, придуманные взрослыми вместе с детьми.
Бабушек и мам привлекает кружок «Очумелые ручки». Современная суета и спешка, а также теснота или, наоборот, излишняя роскошь современных квартир почти исключили из жизни ребенка возможность заниматься рукоделием, изготовлением поделок. В помещении, где работает кружок, дети и взрослые могут найти все необходимое для художественного творчества: бумагу, картон, бросовые материалы и др.
В связи с применяемыми нами формами работы уровень педагогической культуры у родителей повысился. Анализ работы, показал, что позиция родителей стала более гибкой, теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники различных мероприятий. Папы и мамы ощущают себя более компетентными в воспитании детей.
В результате использования различных форм и методов общения с родителями как традиционных, так нетрадиционных, воспитательные умения родителей существенно обогатились.
Так, если на начальном этапе работы лишь 10% родителей регулярно читали педагогическую литературу, целенаправленно занимались проблемами воспитания детей, хотели участвовать в работе с дошкольниками в детском саду, то после работы с родителями в соответствии с перспективным планом число таких родителей значительно увеличилось – с 15% до 30%. Родители стали более осознанно относиться ко всем мероприятиям, освоили приемы эффективного взаимодействия с ребенком, заметно повысился и педагогический уровень культуры родителей (рисунок 5).
Таким образом, взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма. Правильно организованное взаимодействие педагога с родителями позволяет не только выявить проблему адаптации ребенка к условиям ДОУ, но и показать возможности ее решения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Полезные советы родителям в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению
Данные советы предназначены для родителей детей раннего возраста, которые собираются вести своего ребёнка в детский сад впервые Прислушаясь к данным советам, родители смогут подготовить малыша ...
Работа с родителями в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению
На сегодняшний день актуальна тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защ...

Использование педагогических современных методов в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению.
Статья о привыкании ребенкак условиям детского сада....

Родительский клуб «Здоровый малыш: азбука семейного общения»
«Здоровый малыш: азбука семейного общения»...

Полезные советы родителям в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению
Полезные советы родителям в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению...

Сказки в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению
Сказка – один из мощнейших ресурсов для адаптации малыша к детскому саду. Можно перед сном придумывать и рассказывать необычные истории про детский садик. Пусть там вместо детей будут разные смешные з...
Из опыта работы по организации заседаний родительского клуба «Психологическая гостиная» педагога-психолога Мавлудовой З.А.
В работе с семьями я использую такую форму взаимодействия как Родительский клуб. На мой взгляд, эта форма является одной из наиболее эффективных.Каждая тема затрагивает определенный возраст детей. Род...