Проект "Тропинка здоровья"
проект

Андреева Кристина Анатольевна

Проект разработан для детей средних, старших и подготовительных групп. Цель проекта: создание «Тропинки здоровья», осуществление комплекса воспитательных и профилактических мер, направленных на укрепление здоровья дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_tropinka_zdorovya.docx326.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение                                 «Детский сад №169»

Практико – ориентированный проект

«Тропинка здоровья»C:\Users\админ\Desktop\S0y-I4d-6Do.jpg

Подготовила:

инструктор по физической культуре

Андреева Кристина Анатольевна

г. Оренбург

Содержание

  1. Паспорт проекта…………………………………………………………..3
  2. Актуальность проекта…………………………………………………....3
  3. Цель,  задачи, планируемый результат проекта……………………...4
  4. Этапы работы над проектом………………………………………….....5
  5. Список литературы………………………………………………………7
  6. Приложения………………………………………………………………..8

             Проект «Тропинка здоровья»

Паспорт проекта

1.

Вид проекта

Практико-ориентированный

2.

Продолжительность

Краткосрочный (май-август)

3.

Участники

Инструктор по физической культуре

Воспитанники средних, старших и подготовительных групп

Воспитатели

Родители

Актуальность проекта «Тропинка здоровья»

Уровень социализации личности дошкольника во многом зависит от полноценного физического воспитания. Исходя из принципа «здоровый ребёнок – успешный ребёнок», невозможно решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по физическому развитию детей.

Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребёнка, двигательной активности принадлежит едва ли не основная роль. От степени развития естественной потребности ребенка в движении во многом зависит развитие двигательных навыков, памяти, восприятия, эмоций, мышления. Поэтому очень важно обогащать двигательный опыт ребёнка, который составляет его двигательный статус.

Одно из приоритетных направлений деятельности нашего детского сада - оздоровительная работа: профилактика заболеваемости, укрепление здоровья детей и обеспечение их физического развития традиционными и нетрадиционными методами, приобщение их к ценностям здорового образа жизни, улучшение эмоционально - психического состояния детей.

Особое внимание необходимо уделять здоровьесберегающим технологиям в летний период, когда основными средствами оздоровления выступают естественные факторы: солнце, воздух, вода. С целью закаливания и оздоровления организма детей в летний период мною  разработан проект «Тропинка здоровья».

Цель проекта: создание «Тропинки здоровья», осуществление комплекса воспитательных и профилактических мер, направленных на укрепление здоровья дошкольников.

Задачи:

-создать условия для профилактики  плоскостопия и формирования правильной осанки дошкольников,

-создать условия для закаливания организма детей,

-развивать двигательную активность детей,

-совершенствовать координацию движений,

-формировать положительный эмоциональный настрой на занятиях на свежем воздухе,

-приобщать детей к здоровому образу жизни.

Планируемые результаты:

-профилактика плоскостопия,

-повышение иммунитета,

-нормализация дыхательной и сердечно-сосудистой систем организма дошкольников,

-улучшение эмоционально-психологического состояния детей.

Этапы работы над проектом.

Этап

Мероприятия

Срок реализации

Участники

Подготовительный этап

-Обобщение информационного и методического материалов по теме

-Формирование творческой группы

-Определение функциональности «Тропинки здоровья»

-Разработка плана-схемы «Тропинки здоровья» с расположением ее секторов

-Обсуждение с детьми наполнителей каждого сектора «Тропинки здоровья», зарисовки и презентация эскиза детьми

- Поиск и сбор материала, необходимого для создания «Тропинки здоровья»

-Непосредственно обустройство оздоровительной зоны

-Анкетирование родителей по вопросам закаливания детей

-Подбор игровых упражнений для занятий на «Тропинке здоровья»

-Консультация для родителей «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»

Май

Инструктор по физической культуре

Педагоги

Воспитанники средних,  старших и подготовительных групп

Родители

Основной этап

-Открытие «Тропинки здоровья». Развлечение «Приключения Аха и Оха  на «Тропинке здоровья»

-Проведение игровых занятий и упражнений на «Тропинке здоровья»

-Методические рекомендации для педагогов по использованию секторов «Тропинки здоровья» в работе с детьми

Июнь-август

Инструктор по физической культуре Воспитанники средних,  старших и подготовительных групп

Педагоги

Заключительный этап

-Проведение недели здоровья с детьми

-Подведение итогов реализации проекта

Август

Инструктор по физической культуре

Воспитанники средних,  старших и подготовительных групп

Список литературы

1.Веракса, Н. Е. Комарова, Т. С. Васильева М. А. «От рождения до школы» Основная общеобразовательная программа дошкольного образования, под ред. М.: Издательство: Мозаика-Синтез, 2013.

2. Гаврилова В.В. Занимательная физкультура для детей 4-7 лет. – Волгоград: Издательство: Учитель, 2014.

3. Горбатенко О. Ф. , Кардаильская Т. А. , Попова Г. П. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ: планирование, занятия, упражнения, спортивно-досуговые мероприятия. – Волгоград: Учитель, 2008.

4. Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья: Программа оздоровления дошкольников. – М.: ТЦ СФЕРА, 2009.

5. Маханева М. Д. С физкультурой дружить- здоровым быть! Метод.пособие. –М.: ТЦ Сфера, 2009.

6.Научно-практический журнал Инструктор по физкультуре, 2016-2017.

7. Подольянская Е. И. Формы оздоровления детей 4-7 лет: кинезиологическая и дыхательная гимнастики, комплексы утренних зарядок. – Волгоград: Учитель, 2009.

8.Степаненкова Э.Я. Сборник подвижных игр. – М.: Мозаика- Синтез, 2014.

9.Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье. Метод. пособие . – М..: ТЦ Сфера, 2015.

Приложение 1

Описание «Тропинки здоровья».

«Тропинка здоровья» длиной 7 метров, шириной 80 см делится на сектора с разным покрытием:

- песчаная поверхность;

- керамзит;

- донышки пластиковых бутылок;

- искусственный газон;

- трава;

- пластмассовые крышки;

- ребристая дорожка;

- пенечки;

- 2 бревна диаметром 10 см, длиной 60 см;

- лейка с водой.

Закаливание на «Тропинке здоровья» проходит в тёплое время года. Проходя по разным участкам поверхности «Тропинки здоровья», дети получают последовательное воздействие на биологически активные зоны, расположенные на подошвенной части стопы. Эти зоны связаны с иммунной системой организма и помогают стимулировать и укреплять защитные силы организма.

Дети проходят по «Тропинке здоровья» босиком, выполняя дыхательные упражнения. После чего проводятся гигиенические процедуры.

 

Приложение 2

Методика использования «Тропинки здоровья».

Перед тем, как пойти по «Тропинке здоровья», следует присесть на скамеечку и провести самомассаж стоп: обхватить одной рукой стопу и уложить её на колено. Другой рукой сделать несколько разминающих движений в направлении от пятки к пальцам, обращая внимание на энергичное растирание и поколачивание свода стопы. Этим снимается неприятное ощущение, появляющееся при прохождении первых участков «Тропинки здоровья».

Пользоваться «Тропинкой здоровья» следует постепенно, с учетом состояния здоровья и степени закаленности дошкольников.

При пользовании «Тропинкой здоровья» не рекомендуется отвлекаться, громко разговаривать, обмениваться репликами, делать какие-либо замечания другим детям. Во время выполнения этого вида закаливания следует соблюдать темп и продолжительность ходьбы.

После завершения процедуры закаливающей ходьбы обмыть стопы проточной водой из лейки, растереть их полотенцем и надеть обувь.

Для получения прочного и длительного оздоравливающего эффекта рекомендуется использовать «Тропинку здоровья» не менее трех раз в неделю в течении трех месяцев, затем перерыв месяц. Далее курс можно повторить, но уже в группе, используя массажные коврики.

        

Приложение 3

Дыхательная гимнастика. Правила использования во время прогулок.

Мы, педагоги, придерживаемся мнения многих физиологов, которые утверждают, что дышать правильно надо учить! Для этого необходимо научить ребёнка глубокому выдоху для хорошей очистки лёгких и улучшения их снабжения кислородом. Необходимо обращать внимание детей на то, что дышать нужно через нос. Правильное носовое дыхание – условие здоровья ребёнка, профилактическое средство против респираторных заболеваний. Во время прогулок полезно учить ребёнка медленно вдыхать и ещё медленней выдыхать носом, а также при быстрой ходьбе и медленном беге.

Дыхательная гимнастика играет значительную роль в процессе оздоровления и закаливания дошкольников. Для успешного овладения этой гимнастикой необходимо соблюдать основные правила:

-дышать надо с удовольствием, так как положительные эмоции сами по себе имеют значительный оздоровительный эффект;

- необходимо концентрировать внимание на дыхательном упражнении, что увеличивает его положительное воздействие;

-дышать надо медленно, это необходимо для насыщения организма кислородом;

-выполнять каждое упражнение не дольше, чем оно доставляет удовольствие;

-все упражнения выполнять естественно, без усилий и напряжения;

-привести свой организм в состояние глубокого расслабления;

-воздух должен входить и выходить из лёгких одной непрерывной струёй.

Приложение 4

Картотека игровых упражнений на «Тропинке здоровья».

1.«Флажок».  В руках педагога флажок. Дети  идут друг за другом. Если воспитатель поднял флажок, дети останавливаются. Если флажок опущен, то продолжают движение.

2. «Самолеты». Дети, раскинув руки в стороны и изображая самолеты, идут друг за другом («летят»). Пункт прилета в конце «Тропинки здоровья».

3.«Цапля».  Дети идут друг за другом. По сигналу воспитателя «Цапля!» останавливаются, сгибают одну ногу в колене, поднимают ее. Руки в стороны.

4.«Шишка – камешек». Дети идут друг за другом. У первого в руках шишка, у последнего – камешек. По команде воспитателя «Шишка!» продолжают идти вперед за первым, на сигнал «Камешек!» поворачиваются и идут за последним.

5.Ходьба с мешочком на голове с одновременным выполнением разных движений: ходьба в полуприседе, с высоким подниманием колен, руки в стороны, присесть, сохраняя правильную осанку.

6.«Тропинка». Обычная ходьба по тропинке; обычная ходьба на месте на каждом участке (по 6 шагов), ходьба с высоким подниманием коленей, наступая на каждый участок (2 раза), ходьба боком приставным шагом ( 2 раза), ходьба на внешней стороне ступни (2 раза).

7.«Качели». Перекаты с носка на пятку (10 раз)

8.«Великан и гномик». Исходное положение - стоя на секторе «Тропинки здоровья» на носках – «великан», полуприсед – «гномик» (8 раз).

9.«Танцующий медвежонок» (сектор - трава) Исходное положение - стоя на траве, стопы параллельно,  опора на внешние стороны ступней (как медвежонок), топтание на одном месте, вокруг себя, то в одну сторону, то в другую (8 раз).

10.«Веселый мячик» (сектор  - трава). Исходное положение - стоя на траве, стопы параллельно. Прыжки на двух ногах с чередованием с ходьбой.

11.«На гребне волны» (сектор – бревнышки). Различные виды ходьбы по выпуклым поверхностям: обычная ходьба с высоким подниманием коленей, обычная ходьба с приседанием (шаг – присед 4 раза), ходьба по краю волн – опора на внешнюю сторону ступни (как медвежонок - 4 раза).

12.«Лягушка» (сектор – керамзит). Ходьба с разведенными в стороны ступнями, ноги согнуты в коленях, тоже разведены в стороны (4 раза).

13.«Стойкий оловянный солдатик». Исходное положение - стоя на секторе, ноги на ширине ступни, носки врозь.  Сохраняя правильное положение стоп, постоять 6 секунд, ноги прямые.

14.«Зайцы» (сектор – трава). Прыжки на двух ногах.

15.«Тик-так». Исходное положение - стоя на секторе, ноги параллельно, поочередно поднимаем и отводим ногу в сторону, опираясь то на одну, то на другую стопу, сохраняя равновесие (10 раз).

16.«Сели-встали». Исходное положение - ноги на ширине ступни, руки на поясе. Присесть, руки выпрямить перед собой, встать – руки на пояс (6 раз).

Приложение 5

Комплексы дыхательных упражнений.

Средняя группа.

Упражнение № 1. «Поиграем животиками».

Цель: формирование диафрагмального дыхания.

В положении лежа на спине, дети кладут руки на живот, глубоко вдыхают - при этом животик надувается, затем выдыхают - животик втягивается. Чтобы упражнение стало еще интереснее, можно положить на живот какую-либо небольшую игрушку. Когда ребенок вдохнет, игрушка вместе с животом поднимется вверх, а на выдохе, наоборот, опустится вниз - как будто она качается на качелях. Второй вариант. В положении стоя дети выполняют глубокий вдох, не поднимая плеч, а затем выдох, контролируя движения живота руками.

Упражнение № 2. «Носик и ротик поучим дышать».

Цель: дифференциация вдоха и выдоха через нос и рот, развитие внимания.

Ребенок учится контролировать свой вдох и выдох, осуществляя их разными способами. Сначала ребенок выполняет вдох носом и выдох носом (2-4 раза), показывая указательным пальчиком до носа; а, вдыхая ртом, подносит ладонь ко рту, но не дотрагивается, а лишь тактильно контролирует, выходящую изо рта воздушную струю. Второй вариант. Аналогично проводятся упражнения: вдох ртом - выдох ртом (ко рту подносится ладошка) и вдох ртом - выдох носом (при вдохе ребенок открывает рот, а при выдохе закрывает и показывает на нос указательным пальчиком).

Упражнение № 3. «Погудим».

Цель: выработка длительного плавного ротового выдоха.

Взрослый демонстрирует детям, как можно подуть в пластиковую бутылочку, чтобы она загудела. Для этого нижняя губа должна слегка касаться края горлышка, а выдуваемая воздушная струя – «ветерок» быть достаточно сильной. Затем по очереди дети сами дуют в свои бутылочки, добиваясь возникновения гудящего звука. В заключение упражнения все дети дуют одновременно. При обыгрывании упражнения можно предложить малышам несколько вариантов, когда гудение может означать сигнал парохода, паровоза или завывание ветра. Можно использовать бутылочку в качестве музыкального инструмента, заставляя ее гудеть по сигналу педагога во время исполнения специально подобранной музыки.

Старшая группа.

Упражнение № 1. «Дышим по - разному».

Исходное положение - сидя на стуле прямо или стоя:

Вдох и выдох через нос (вдох быстрый, не очень глубокий, выдох продолжительный).

Вдох через нос, выдох через рот.

Вдох через рот, выдох через нос.

Вдох и выдох через одну половину носа, выдох через другую (попеременно).

Вдох через одну половину носа, выдох через другую (попеременно).

Вдох через нос, замедленный выдох через нос с усилением в конце.

Вдох через нос, выдох через неплотно сжатые губы.

Вдох через нос, выдох через нос толчками.

Упражнение №2. «Свеча».

Тренировка медленного выдоха при задутии воображаемого пламени свечи. Внимание на живот. Медленно дуйте на «пламя». Оно отклоняется, постарайтесь держать пламя во время выдоха в отклоненном положении.

Можно взять полоску бумаги шириной 2-3 см и длиной 10 см. Положите левую ладонь между грудной клеткой и животом, в правую возьмите полоску бумаги, используя её как свечу, и дуйте на нее спокойно, медленно и равномерно. Бумажка отклонится, если выдох ровный, то она будет до конца выдоха находиться в отклоненном положении. Обратите внимание на движение диафрагмы - левая ладонь во время выдоха как бы «медленно погружается». Повторите 2-3 раза.

Упражнение № 3. «Танец живота».

Верхнюю часть туловища наклоните вперед под углом 45 градусов, а руки положите на поясницу большими пальцами вперед. Смотрите перед собой, спина прямая, плечи развернуты. Исполнение - одновременно с выдохом на «п-ффф» втягивается живот, затем рефлекторно происходит вдох, живот выдвигается вперед. Повторите 3-5 раз.

Подготовительная группа.

Упражнение № 1. «Душистая роза».

Исходное положение - стоя, внимание сосредоточьте на ребрах. Положите ладони на ребра по обе стороны грудной клетки. Исполнение - представьте, что вы нюхаете душистую розу. Медленно вдохните через нос - заметим, как ребра грудной клетки раздвинулись. Вы это почувствовали ладонями, а теперь выдохните, ребра опустились и ладони тоже. Живот и плечи при этом остаются неподвижными. Помните, что все внимание - только на ребрах, так как вы хотите натренировать межреберные мышцы. Вдохи должны быть неглубокими, но полными. Повторите 3-4 раза.

Упражнение № 2. «Птица».

Исходное положение - стоя, ноги вместе, руки вдоль туловища. На счет раз поднять руки в стороны - вдох, задержать дыхание на один счет, после этого медленно опустить руки через стороны - выдох на протяжном звуке «п-ф-ф-ф, сссс». Повторить 2 раза.

Упражнение № 3. «Весёлые шаги».

Делаем на один шаг вдох, задержка на один счет, на 4 шага выдох. Через каждые 2-3 дня увеличивайте продолжительность выдоха на 1 счет. Чтобы через 1 месяц научиться делать выдох на 10-15 шагов.

Приложение 6

Анкета для родителей по вопросам закаливания детей.

Уважаемые родители!

В целях повышения эффективности Вашего сотрудничества с педагогами дошкольного учреждения в вопросах укрепления здоровья и закаливания детей просим ответить на следующие вопросы.

1. Что, на Ваш взгляд, означает быть здоровым?

________________________________________________________________

2. Какого ребенка, на Ваш взгляд, можно назвать здоровым?

________________________________________________________________

3. Интересует ли Вас информация о сохранении, укреплении и формировании здоровья Вашего ребенка? («да»«нет»)

________________________________________________________________

4. Знаете ли Вы как укреплять здоровье ребенка дома?

(А. Да, знаю. Б. Не знаю В. Хочу узнать)

5. Что такое закаливание?

__________________________________________________________________

6. Знаете ли вы основные принципы и методы закаливания? Перечислите их.

__________________________________________________________________

7. Как часто болеет Ваш ребенок?Что вас беспокоит в состоянии здоровья вашего ребенка?

__________________________________________________________________

8. Проводите ли дома с ребенком закаливающие мероприятия, какие?

__________________________________________________________________

9. Знаете ли Вы как проводить закаливающие процедуры? («да»«нет»)

10. Закаливаетесь ли сами, как?

__________________________________________________________________

11. Беседуете ли вы с ребенком о необходимости закаливания?

(«да»«нет»)

12. Как вы относитесь к нетрадиционным методам закаливания?

__________________________________________________________________

13. Соблюдаете ли вы дома режим дня? («да»«нет»)

14. Делаете ли Вы дома с ребенком утреннюю гимнастику?

(А. Регулярно Б. Не регулярно)

15. Сколько времени ваш ребенок проводит на воздухе ежедневно?

__________________________________________________________________

16. Какие закаливающие процедуры приемлемы для вашего ребенка?

- занятия спортом и прогулки на свежем воздухе;

- облегченная одежда;

- контрастное закаливание (обливание ног водой контрастной температуры, контрастный душ и т. д.);

- обтирание влажным полотенцем или рукавичкой;

- хождение босиком по «дорожкам здоровья», профилактика плоскостопия;

-полоскание горла прохладной водой;

- сон с доступом свежего воздуха;

- солевое закаливание;

- самомассаж;

- бодрящая гимнастика после сна;

- дыхательная гимнастика.

17. Хотели бы вы поделиться опытом организации закаливания ребенка в семье? («да»«нет»)

20. Что бы вы хотели  изменить в работе детского сада, направленной на физическое развитие детей, сохранение и укрепление их здоровья?

_______________________________________________________________

Благодарим за сотрудничество!

Приложение 7

Консультация для родителей

«Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья»

Многие дети-дошкольники все еще часто страдают от воспалений верхних дыхательных путей. Эти заболевания отрицательно влияют на здоровье ребенка и иногда становятся причиной его хронических недомоганий в последующие годы.

Основное средство предупреждения простудных заболеваний - естественные оздоровительные факторы. Целесообразное использование воздуха, солнца и воды помогает выработать у ребенка приспособительные реакции к меняющимся внешним условиям.

Воздушные ванны применяются с целью приучить детей к непосредственному соприкосновению всей поверхности тела с воздухом. При этом, кроме температуры, имеют значение влажность и движение воздуха.

Жарким летом, когда дети весь день ходят только в трусиках, особой необходимости в приеме специальных воздушных ванн нет. Весной же, когда еще нет привычки к воздуху, и в прохладные дни, которые случаются и в летнюю пору, они очень полезны.

Для воздушных ванн выбирают площадку, защищенную от ветра, проводить их можно на террасе, на открытом балконе. Детей раздевают догола или оставляют только короткие трусики. Вначале воздушные ванны продолжаются всего 3-4 минуты, постепенно увеличивая их продолжительность, можно довести до часа. Начинать процедуру лучше в тихую погоду при температуре воздуха не ниже 23-24°.

Во время воздушных ванн дети должны быть в движении, в прохладные дни надо подбирать более подвижные игры, в теплые - спокойные. Можно предложить ребенку какое-нибудь интересное задание: бросать и ловить мяч определенное количество раз так, чтобы он ни разу не упал, прокатить деревянный обруч до конца дорожки, обежать 2-3 раза вокруг дерева, беседки и т. п.

Солнечные ванны оказывают на организм дошкольников общее укрепляющее действие, усиливают обмен веществ, повышают сопротивляемость организма к заболеваниям. В коже под влиянием солнечных лучей образуются вещества, богатые витамином D (противорахитическим), что улучшает усвоение солей, кальция и фосфора, особенно важных для растущего организма. Пребывание на солнце полезно еще потому, что дети привыкают переносить тепловое действие солнечных лучей и чувствуют себя бодро даже в жаркую погоду.

Но после продолжительного пребывания на солнце у некоторых детей может появиться слабость, раздражительность, иногда плохой сон. Поэтому необходимо внимательно следить за самочувствием детей как во время приема солнечной ванны, так и после нее.

Место, выбранное для приема солнечных ванн, должно быть сухое. Ребенок ложится на подстилку так, чтобы тело было освещено солнцем, а голова находилась в тени (ее можно покрыть панамой). Продолжительность процедуры вначале 4 минуты, при этом ребенок меняет положение, подставляя солнцу спину, правый и левый бок, живот. Через каждые 2-3 ванны ко времени облучения прибавляется еще по минуте для каждой стороны тела. Постепенно длительность солнечной ванны можно довести до 25-30 минут. Через 2-3 минуты по окончании солнечной ванны ребенка надо облить водой с температурой 26-28° и устроить на полчаса отдыхать в тени.

Купание - прекрасное закаливающее средство. Купаться в открытых водоёмах можно начиная с двух лет. Место для купания должно быть неглубоким, ровным, с медленным течением. Прежде чем дать ребёнку возможность самостоятельно войти в воду, необходимо убедиться в том, что в данном месте нет ям, глубокой тины, коряг, острых камней. В воде вместе с ребёнком обязательно должен находиться взрослый.

При купании необходимо соблюдать правила:

- не разрешается купаться натощак и раньше чем через 1-1, 5 часа после еды;

- в воде дети должны находиться в движении;

- при появлении озноба немедленно выйти из воды;

- нельзя разгорячённым окунаться в прохладную воду.

Существует несколько отдельных способов закаливания водой:

Обтирание - самая нежная из всех водных процедур. Его можно применять во всех возрастах, начиная с младенческого. Обтирание производится смоченной в воде материей, ткань которой должна удовлетворять следующим условиям: хорошо впитывать воду, не быть слишком мягкой. Желательно, чтобы рукавички были хорошо смочены, но вода не должна с них капать. После обтирания тело растирают сухим полотенцем. Обтирание сопровождается легким массирующим действием, а массаж всегда делают от периферии к центру, поэтому конечности надо обтирать снизу вверх (руки от кисти, ноги от стопы). Снижение температуры на один градус через 2-3 дня.

Обливание - бывает местное и общее. Местное обливание: обливание ног, чаще всего используется в яслях и младших группах. Начальная температура воды +30, затем доводят до +18, а в старших группах до +16. Время обливания ног 20-30 секунд. Общее обливание надо начинать с более высокой температуры преимущественно летом, а в осенне-зимний период надо организовать так, чтобы вода охватывала возможно большую поверхность тела, спину, затем грудь и живот, затем правый и левый бок. После окончания - растереть полотенцем. Время под струей 20-40 секунд. Душ действует сильнее, чем простое обливание. Вода из душа оказывает массирующее действие, ощущается как более теплая, чем даже вода при обливании.

Хождение босиком - один из древнейших приемов закаливания, широко практикуемый и сегодня во многих странах. Начинать хождение босиком надо в комнате, сначала по 1 минуте и прибавлять через каждые 5-7 дней по 1 минуте, доведя общую продолжительность до 8-10 минут ежедневно.

Идеальный отдых часто болеющего ребенка выглядит так (важно каждое слово): лето в деревне; надувной бассейн с колодезной водой, рядом куча песка; форма одежды - трусы, босиком; ограничение на использование мыла; кормить только тогда, когда закричит: «Мама, я тебя съем!». Грязный голый ребенок, который скачет из воды в песок, выпрашивает еду, дышит свежим воздухом и не контактирует с множеством людей за 3-4 недели восстанавливает иммунитет, поврежденный городской жизнью.

Во время закаливающих процедур организм получает сигнал о том, что он попал в стрессовую ситуацию и необходимо под нее подстроиться. Таким образом, иммунная система привыкает к различным изменениям среды. Настраивается и терморегуляция организма, ведь у детей она еще далеко не совершенна. Организм учится не терять излишки тепла при охлаждении и наоборот, отдавать тепло, чтобы не перегреться. При периодических повторениях процедур организм постепенно привыкает и сразу же отвечает необходимой реакцией. Чем раньше начать закаливание ребенка, тем легче его организм будет переносить процедуры и тем эффективнее будет результат. К тому же, при закаливании ребенка, тренируется не только его тело, но и ускоряются реакции головного мозга.

Приложение 8

Сценарий спортивного развлечения на улице

«Приключения Оха и Аха на «Тропинке здоровья».

Цель: создание условий для профилактики и коррекции плоскостопия и осанки у детей дошкольного возраста в естественных условиях окружающей среды.

Задачи: способствовать улучшению координации движений, функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышать сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям путем закаливания детей, развивать двигательные навыки дошкольников, приобщать детей и их родителей к ЗОЖ, воспитывать дружелюбие, организованность, взаимопомощь.

Оборудование: музыкальный центр, гимнастические обручи (12 штук), 2 стойки, 2 мяча, 2 мешка для прыжков, канат, ленточки по количеству детей.

 

Ход мероприятия

 

Инструктор: Дорогие друзья, сегодня мы с вами собрались здесь, чтобы поговорить о здоровье, о физкультуре. Сегодня у нас на празднике все здоровы? А все ли вы любите заниматься физкультурой? Замечательно! (под музыку появляются «Ох» и «Ах»

 «Ах»: Здравствуйте ребята! Это детский сад? Меня зовут «Ах», а это мой друг «Ох»! Мы пришли к вам не просто так! Слышали, что вы любите спорт и физкультуру! Инсценировка сценки :

Инструктор: В двух шагах от Лесничьего пруда

Проживали хороших два друга

Первый- «Ах», заводной, непоседа,

Приглашает в спорткомплекс Оха- соседа:

«Ах»: Будем вместе в бассейне купаться

И на матах с тобой кувыркаться

Бегать вдоволь, играть в волейбол

И в ворота забьём с тобой гол!

«Ох»: Ох, чё-то мне не охота:

Чёх и кашель и в теле ломота.

Где и как бы мне подлечиться?

Может быть мне поможет больница?

«Ах»: Спорт- вот лучшая в мире аптека ( вручает гантели)

Для такого как ты человека! 

Я в любое время года,

Даже стужу и мороз,

Не закутываю шею

И не прячу в шарфик нос!

Кто со спортом крепко дружен,

С физкультурою знаком,

Летом бегает по лужам

И по травке босиком!

Чтобы не болеть ангиной,

И простуды не бояться,

Я советую вам спортом,

Физкультурой заниматься!

А закаляться любите? А как вы закаляетесь?

Инструктор: А для закаливания организма лето мы построили настоящую тропинку здоровья!

«Ах»: А, на ней вы будете заниматься: ходить босиком по песку, траве, камням, земле, дереву, шишкам. Будете закаляться!

Инструктор: Но на эту тропу может ступить не каждый, а лишь подготовленный!

«Ах»:  Ну что, «Ох», пройдём вместе с ребятами по « Тропе Здоровья?»

«Ох»: Ох, тяжко с вами мне идти, сдамся я на полпути.

«Ах»: Ах, как же нам ему помочь свою немочь превозмочь! А, ну-ка, рассчитайтесь по порядку, вместе сделаем зарядку.

Разминка.

(Под ритмичную музыку дети вместе с «Ахом» и «Охом» делают зарядку)

«Ах»: Какие вы молодцы! Вот видишь, «Ох», зарядка- это веселое настроение, заряд бодрости на целый день.

А давайте научим «Оха», как можно играть с мячом.

Проводится эстафета- «Гонка мячей»

( 2 команды по 5 человек. Передача мяча над головой. Последний участник перебегает в начало колонны и передаём мяч снова. И так до тех пор, пока мяч не окажется у первого игрока).Побеждает команда, быстрее справившаяся с заданием.

«Ах»: «Ох», а теперь мы приглашаем тебя поиграть в игру «Займи свой домик»

Игра: «Раз- два- три-место займи»

(на земле лежат обручи на 1 меньше ,чем участников. Пока звучит музыка, дети бегают врассыпную между обручами. По окончании музыки, должны занять «домики». Тот, кому не хватило обруча, выбывает из игры)

«Ах»: Ах, какие же вы быстрые, молодцы. Мне кажется, что «Оху» понравилась эта игра. А давайте -ка научим «Оха» прыгать, да не просто так, а в мешке.

Эстафета «Кто быстрее»

( По сигналу дети прыгают в мешках до ориентира и назад)

Эстафета «Передай быстро обручи»

(Дети встают в две шеренги, одна команда напротив другой. Вначале шеренги лежат обручи, в конце - стоит по 1 стойке. По сигналу первый игрок берёт обруч, пролезает через него и передаёт следующему игроку, сам берёт другой обруч и т.д. Последний игрок пролезает в обруч и набрасывает его на стойку.)

Игра «Завяжи ленточку»

(Ох и Ах держат натянутый канат. Дети разделены на 2 команды. По сигналу первые участники берут по ленте, бегут и завязывают их на канате. Побеждает команда, быстрее справившаяся с заданием).

«Ах»:

Вот теперь я вижу, вы ребята подготовленные! И помогли моему другу «Оху» полюбить физкультуру. Я думаю, что мы все вместе пройдем по «Тропе Здоровья!

(Дети вместе с героями разуваются и подходят к арке, украшенной шарами) «Ах» и «Ох» под торжественную музыку перерезают красную ленту и объявляют «Тропу Здоровья» открытой для всех детей. «Ах» идёт впереди, а «Ох» позади детей.

Дети выполняют задания соответственно тексту:

Ну- ка, встали на песочек-

Потянулись на носочек!

Потоптались, пошагали

Ножки дальше побежали 

Травка шелковистая-

Солнышко лучистое

С пятки на носок пройдём

Дальше мы ступать начнём

Руки в стороны, по швам!

И пройдёмся по камням!

Гравий- мелкий камень.

Камень мелкий- не ленись!

Руки в боки и пройдись!

Вот наш мостик деревянный!

А под ним течёт река

По следам пройдём мы ловко!

У всех отличная сноровка.

Мы на землю встанем дружно,

Нам здоровье очень нужно!

Повернёмся влево, вправо,

Вот хорошая забава. 

По ребристой - по дорожке

Зашагали наши ножки

Выше ноги поднимаем

Дружно весело шагаем.

«Ах»: Не надо бояться, что будут смеяться.

Закалку свою не бросай никогда!

Лишь тот, кто не плачет, добьётся удачи.

Ничто не даётся легко никогда!

«Ох»: Я мгновенно в тот же час

Стал совсем другим сейчас:

Стал я сильным и не робким,

На подъём и шутку ловким

И со спортом я дружу, ни о чём я не тужу!

«Ах»: Мораль сей сказки такова:

Вместе: Спорт- здоровью голова!

Физкультура, спорт и я-

Это лучшие друзья!

«Ах»: Я очень доволен вами, ребята, а теперь мы с «Охом» пойдём в другой детский сад. А вы пользуйтесь «Тропой Здоровья» на здоровье! До свидания.

Инструктор: Ну вот, ребята, наша тропа здоровья открыта! Давайте пройдём по ней ещё раз, полюбуемся и рассмотрим повнимательнее.

(под контролем инструктора и воспитателей дети проходят по тропе здоровья )

В конце выполняют комплекс дыхательной гимнастики под спокойную музыку.

Соединить ладони и потереть ими одна о другую до нагрева.

Указательными пальцами нажимать на точки около ноздрей .

« Уколоть» указательным и большим пальцами, как «клешнёй», перегородку носа.

Указательными пальцами с нажимом «рисуем» брови.

Указательным и большим пальцами «лепим» уши снизу вверх.

Вдох через левую ноздрю ( правая в это время закрыта указательным пальцем), выдох через правую ноздрю (при этом закрывается левая).

Вдох через нос, медленный выдох через рот.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы детско-родительского клуба "Здоровей-ка" в рамках реализации психолого-педагогического проекта «Здоровая семья» «Интеграция физического развития и психологического здоровья ребенка через работу детско-родительского клуба «Здоровей-ка»

Кардинальные изменения, произошедшие в жизни страны в последние десятилетия, потребовали серьезных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста. Именно ...

Проект по формированию здорового образа жизни в рамках недели здоровья «Здоровым быть здорово»

В последнее время остро стоит проблема здоровья. Появилась тенденция к ухудшению здоровья среди детей. Достичь необходимого уровня интеллектуально – познавательного развития может только здоровы...

Буклет«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья – здоровая – страна!»

Долг родителей укрепить здоровье ребенка в данный момент и обеспечить благоприятное развитие детского организма в будущем....

Сценарий спортивных состязаний «В здоровом теле – здоровый дух» В рамках мероприятий «Здоровые дети – в здоровой семье» в старшей и подготовительной к школе группах.

Цель: Содействовать охране и укреплению здоровья детейЗадачи:Образовательная область  «Здоровье»Закреплять знания детей о пользе занятий физическими упражнениям.Воспиты...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию предпосылок здорового образа жизни в рамках проекта: «Как здорово здоровым быть» по теме: «Здоровое питание – основа процветания» в старшей группе № 10 «Солнышко»

В ходе ООД предпологанется закрепить знания детей о продуктах питания и их назначении для человека, о понятиях «правильное» или «здоровое питание», формирование познавател...

«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья - здоровая нация!»

Цель: повысить результативность воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье.Статья предназначена для расширения кругозора родителей и педагогов....

Лучшая методическая разработка «Все вместе» по формированию ЗОЖ «Здоровая семья – здоровый ребенок» (реализация проекта: «Здоровая семья – здоровый ребенок»)

Цель:Повышение педагогической культуры родителей по вопросам здорового образа жизни.Задачи:1. Организовать совместное мероприятиедля повышения знаний родителей по вопросам здоровь...