Арт-терапия как здоровьесберегающая технология в работе с детьми с ОВЗ
методическая разработка (старшая группа)

Елена Ивановна Рагозина

Арт-терапия как здоровьесберегающая технология

в работе с детьми с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkursnyy_material.docx207.54 КБ

Предварительный просмотр:

Арт-терапия как здоровьесберегающая технология

в работе с детьми с ОВЗ

Не секрет, что именно дошкольное детство - один из самых важных этапов в жизни ребенка. В этот период ребенок активно познает окружающий мир. А в детском саду ребенок получает первый опыт взаимодействия с другими людьми, пытается найти свое место среди них, учится жить в ладу с самим собой и окружающими и получает первые элементарные знания. Задача педагогов дошкольного образования заключается в том, чтобы и опыт, и навыки, и знания ребенок получал в комфортных для него психологических условиях и в той степени, какая ему необходима.

Психика ребенка очень ранима и требует бережного к себе отношения, ведь малыш только начинает узнавать самого себя и этот мир вокруг. И на своем пути дети часто сталкиваются с серьезными трудностями: в общении со сверстниками и наедине с самими собой. Взрослые очень хотят им помочь, но часто не знают как: убеждения и нравоучения не помогают, а сам малыш не может толком ничего объяснить. В таких случаях и может помочь арт-терапия.

Арт-терапия (от англ. art - «искусство»+терапия) - направление, основанное на применении для терапии искусства и творчества, которое является средством работы с детьми ОВЗ.

Это эффективная технология в коррекционной, диагностической и развивающей работе, радостный способ улучшения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств.

Метод арт-терапии в коррекционной работе позволяет справиться с разными проблемами, такими как:

-Повышение самооценки и уверенности в своих силах.

-Снижение уровня стресса.

-Преодоление депрессивных состояний и тревожных расстройств.

-Преодоление возрастных кризисов.

-Повышение навыков коммуникации.

-Самопознание (процессы, помогающие лучше понять свои жизненные цели, желания).

-Проработка психологических травм.

-Преодоление фобий.

-Способствует повышению уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного ребенком с ОВЗ.

Опыт работы с детьми дошкольного возраста позволяет сформулировать условия, соблюдение которых делает арт-терапию более успешной и интересной. В работе с детьми ОВЗ в интеллектуальном развитии арт-терапия выступает как здоровьесберегающая технология, использование которой позволяет достичь положительную динамику развития детей, которым очень интересны занятия изобразительного искусства.

Рисование в дошкольном возрасте носит коррекционный характер и даже терапевтический. Изобразительная деятельность обеспечивает богатые возможности для исправления недостатков развития детей с ограниченными возможностями: развитие мысли, анализа, синтеза, сравнения и обобщения, способствует овладению связной речью, обогащению словарного запаса, развитию мелкой моторики рук, что сказывается на общем интеллектуальном развитии.

Ведь именно цветом, формой и подачей рисунка ребенок красноречиво говорит то, что никогда не произнесет вслух. Он также развивает мышление, координацию, воображение и учится терпеливости. И чем раньше освоит любимый, удобный и комфортный метод рисования, тем легче ему и понятнее вам станут многие непростые вещи.

В практике работы я использую несколько видов арт-терапии:

-изотерапия - рисование красками, карандашами, пальчиковыми красками;

-цветотерапия (хромотерапия) - направление, при котором используется воздействие цветовой гаммы;

-песочная терапия (рисование пальчиками на песочной основе);

-терапия водой;

-игротерапия;

-драматерапия - отыгрывание с помощью постановок негативных ситуаций, которые могут появляться в жизни детей;

-танцевально-двигательная терапия;

-куклотерапия - использование театра, пальчиковых кукол;

- рисуночная терапия, основанная на изобразительном искусстве;

- музыкотерапия;

- пластикотерапия.

Совсем недавно для меня стала интересна  арт-технология «Мандала».

Слово «мандала» имеет древнее происхождение, еще с санскрита оно переводится как «священный круг». Где сам круг - это символ, олицетворяющий модель Вселенной, от малого до великого, от схематичного изображения клетки человека до «карты космоса». В психологии мандалу впервые начал использовать швейцарский психиатр Карл Густав Юнг. Изначально мандалы рисовали цветным песком, что до сих пор практикуют Тибетские Монахи. Сегодня же мандалу рисуют, вышивают, плетут, выбивают на ткани и коже, изображают на песке, делают из витражей и вообще применяют почти все виды творчества!

Эта технология работы эффективна с детьми с ограниченными возможностями здоровья, так как снижена познавательная активность, имеются нарушения в общении, замкнутость и повышенная застенчивость или, напротив, преобладают агрессивность и гиперактивность. Такое необычное и интересное занятие позволяет выявить психологические расстройства и скорректировать их, учит детей сосредотачиваться и успокаиваться, а также самовыражаться через создание рисунка.

В этой технологии есть свои тонкости:

-во время работы не желательно разговаривать друг с другом. Лишь в исключительных случаях можно шепотом что-то спросить и ответить;

-необходимо дать возможность руке самой двигаться по кругу, самой брать «понравившиеся» ей цвет краски, материал;

-не стремиться искусственно создать шедевр. Важно сделать искренний рисунок, отражающий настроение;

-создание рисунка всегда начинается от центра круга.

Рисунок может представлен кругом с ярко выраженным центром. Но, можно предложить ребенку раскрасить и квадратную мандалу. Внутри круга, квадрата обозначены основные направления - элементы: квадрат, овалы, кривые линии, треугольники.

Рисунки-схемы мандал могут быть разными.

Рассматривая и раскрашивая мандалу, ребёнок интуитивно воспринимает гармонию, внутренне успокаивается, сосредотачивается и «заряжается» положительной энергией. Одну и ту же мандалу можно раскрашивать много раз. И она почти никогда не повторится. Все зависит от эмоционального состояния настроения ребёнка. Если грустно, цветовая гамма будет одной, а если весело - другой.

Выбор изобразительных техник и материала индивидуален. Дети сами выбирают материал для мандалы: краски, гуашь, камни, песок, крашеная соль, макароны, соломка, крупы, бросовый материал, пластилин, соленое тесто и природные материалы и т. п.  Для создания мандалы необходимо включать релаксационную музыку, которая помогает помогает расслабиться и реализовать свою фантазию.

Работа с мандалами является одним из способов развития творческих

способностей у детей дошкольного возраста, особенно ОВЗ. Ведь в современном мире обучение детей направлено на развитие левого полушария, отвечающего за логическое мышление. Правое же обычно остается не задействовано. Но именно оно отвечает за визуализацию, творческие способности, которые мы считаем важным в развитии детей дошкольного возраста. Постоянное использование технологии «Мандала» поможет ребенку постоянно находиться в гармонии с окружающим миром, проявлять инициативность.

Арт-терапевтические занятия можно проводить как групповые, так и индивидуальные.

В работе с детьми можно предложить сочинить историю, сказку, рассказ о своей мандале. Когда дети вербализуют рисунок, это помогает им научиться точно, передавать свои мысли, переводить зрительные и чувственные образы в словесные.

Важно, слушая историю, придуманную ребёнком, воздерживаться от каких-либо комментариев и своих интерпретаций.

В завершении работы по желанию ребенка можно придумать название полученной картины, рассказывать о своих чувствах, эмоциях, которые возникли при выполнении работы.

Использование изобразительной        деятельности        как        средства коррекции недостатков дает положительный результат и динамику в развитии детей с ОВЗ, является мощным        и эффективным средством в образовательной среде ДОУ.

В заключении хочется привести слова А.С.Сухомлинского: «Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок».

Список использованной литературы.

1. Коновалова Н.Л., Матвеева Н.Ю. статья «Адаптация гиперактивных детей дошкольного возраста к групповой работе при помощи  арт-терапии».- В кн.: «Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии». Часть 3.-М.: Изд. «Международный центр науки и образования», 2012.-198с.

2.Нищева Н.В., Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. – 352 с.

3.Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Дети с общим недоразвитием речи. Учебно- методическое пособие. /Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. М.: Изд-во Гном и Д. 2000. 128с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей с фрагментом открытого просмотра на тему: «Су-Джок терапия – как эффективная здоровьесберегающая технология в работе с детьми дошкольного возраста»

В моем мастер-классе я познакомлю с элементами здоровьесберегающих технологий и помогу раскрыть их значение в работе по сохранению здоровья дошкольников....

Мастер - класс "Су - Джок терапия как часть современной здоровьесберегающей технологии в работе с детьми"

Мастер - класс "Су - Джок терапия как часть современной здоровьесберегающей технологии в работе с детьми"...

Консультация для педагогов . Тема: "Арт-терапия - одна из форм здоровьесберегающих технологий в работе с детьми".

Представлен опыт практического применения арт-терапевтических техник в работе с детьми...

План самобразования на тему: «Оригами-терапия, как здоровьесберегающая технология в работе с детьми ТНР».

Арт-терапевтическое воздействие на развитие мелкой моторики с помощью оригами является одним из эффективных методов. Сложение бумажных фигурок является одним из самых активных занятий для развития тон...

Самообразование «Оригами-терапия как здоровьесберегающая технология в работе с детьми»

Занятие оригами повышает активность работы головного мозга, а также уравновешивает работу обоих полушарий. Благодаря занятиям развиваются такие высшие психические процессы, как внимание, восприят...

Презентация на тему: " Лего-терапия как здоровьесберегающая технология в работе с детьми дошкольного возраста."

ЛЕГО - терапия - одно из новых направлений в обучении и развитии дошкольников, в основе которых лежит созидательная конструктивно-игровая деятельность....

Су - Джок терапия - современная здоровьесберегающая технология в работе с детьми.

Не секрет, что ухудшение состояния здоровья детского населения является одной из острых проблем, стоящих сегодня перед обществом. В связи с этим актуальным становится необходимость совершен...