Проект "Речевой ветерок"
проект (подготовительная группа)

Софронова Елена Ивановна

Проект

«Речевой ветерок»

Актуальность.

 

Дети с тяжелыми нарушениями речи (5-7 лет), посещающие группу компенсирующей направленности испытывают особые трудности в выработке сильной, направленной воздушной струи. Это вызвало необходимость использования в 1 периоде обучения не только традиционных приёмов, но и поиску действенных методов коррекционной работы. Включения мотивационного компонента в образовательный процесс. Метод образовательного проекта позволит решить задачи речевого развития через включение детей в различные виды деятельности. Особую роль отводим играм. Содержание образовательной деятельности строим на основе изучения материала с опорой на лексические темы (тематический принцип планирования логопедической работы, рекомендованный коррекционной программой Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста»).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_rechevoy_veterok.docx22.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №98 комбинированного вида»

Проект

«Речевой ветерок»

(сентябрь 2024 г. – май 2025 г.)

                                                            Автор проекта:

                                                                             Софронова Е.И., воспитатель

                                                                             высшей квалификационной категории

г. Саранск, 2024 г.

Паспорт проекта.

Актуальность.

Дети с тяжелыми нарушениями речи (5-7 лет), посещающие группу компенсирующей направленности испытывают особые трудности в выработке сильной, направленной воздушной струи. Это вызвало необходимость использования в 1 периоде обучения не только традиционных приёмов, но и поиску действенных методов коррекционной работы. Включения мотивационного компонента в образовательный процесс. Метод образовательного проекта позволит решить задачи речевого развития через включение детей в различные виды деятельности. Особую роль отводим играм. Содержание образовательной деятельности строим на основе изучения материала с опорой на лексические темы (тематический принцип планирования логопедической работы, рекомендованный коррекционной программой Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста»).

Качество речи (ритм, темп, громкость голоса) во многом зависят от речевого дыхания. Дыхание – это физиологический процесс, который включает в себя две фазы: вдох и выдох.

Дыхание можно разделить на два вида: речевое и неречевое. В неречевом дыхании вдох и выдох примерно одинаковы по длительности. Речевое же дыхание характеризуется более длительным выдохом, по сравнению со вдохом.

Для того, чтобы уметь пользоваться в своей речи развёрнутыми фразами с правильной интонацией, необходимо владеть правильным речевым дыханием. Так же дыхание важно для постановки звуков. Произнесение большинства звуков русского языка требует сильной направленной воздушной струи, выработка которой проводится одновременно с артикуляционной гимнастикой.

Правильное речевое дыхание- это основа звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи. При правильном речевом дыхании ребенок может правильно произносить звуки, говорить громко, четко, выразительно, плавно и соблюдать необходимые паузы.

Правильное физиологическое дыхание не предполагает, правильное речевое дыхание. Это связано с тем, что дыхательный аппарат выполняет не только основную физиологическую функцию – осуществление газообмена, но и участвует в образовании звука и голоса.

Речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий глубокий вход и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний. Только правильное речевое дыхание позволяет человеку затрачивать меньше мышечной энергии, но вместе с этим добиваться максимального звука и плавности.

Речевое дыхание происходит произвольно (человек сам себя контролирует), неречевое дыхание выполняется автоматически. При проговаривании человек контролирует вдох и выдох, изменяя его и обеспечивая плавность, длительность и легкость произнесения. Если ребенок плохо говорит, то начинать работу по развитию речи следует прежде всего с развития дыхания.

Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения. Некоторые упражнения для развития дыхания помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки. И прежде, чем начинать постановку звуков, нужно научить ребенка правильной выработке воздушной струи. Упражнения дыхательной гимнастики проводятся в процессе логопедического занятия или как часть его.

Цель: развитие речевого дыхания.

Задачи:

Коррекционно - образовательные:

– формировать у детей понятия о правильном дыхании;

– развивать навыки дифференцированного носового и ротового дыхания, эффективно использовать речевое дыхание;

– формировать сильную, плавную, направленную ротовую воздушную струю.

Развивающие:

– способствовать развитию у детей следующих психических процессов: произвольного внимания, логического мышления, зрительного и слухового восприятия, памяти.

Воспитательные:

– повышать мотивацию, интерес к занятиям, приобщать детей к процессу активного познания;

– побуждать детей к совместной деятельности;

– привлекать родителей к более тесному сотрудничеству в коррекционной работе;

– повышение компетенции воспитателей в данной области;

– привлечение внимания родителей к совместной работе по развитию правильного речевого дыхания у детей;

– объединение усилий педагогов и родителей в совместной деятельности по коррекции речевых нарушений.

Задачи проекта решаются во время непосредственной образовательной деятельности учителя-логопеда, воспитателей, подгрупповых и индивидуальных занятий учителя-логопеда, совместной деятельности воспитателя и детей (занятия, прогулки, ролевые игры, др.), самостоятельной деятельности детей (игры по выбору). Совместной деятельности родителей и детей в играх и выполнение домашних заданий. Это обязательные игры на развитие воздушной струи (игры и упражнения, для дошкольников с общим недоразвитием речи, которые просты по содержанию, имеют несложную инструкцию и интересны для детей).

Тип проекта: Практико-ориентированный, коррекционно-развивающий.

Сроки реализации: долгосрочный с сентября 2024 г. По май 2025 г.

Участники проекта: дети группы компенсирующей направленности, родители воспитанников (законные представители), воспитатель.

Ожидаемый результат:

  • Раскрытие потенциальных возможностей ребенка. Повышение самооценки и уверенности детей в себе. Положительная динамика речевого

развития детей за 1 период обучения, успешное развитие коммуникативных и творческих способностей детей.

  • Повышение педагогической компетенции педагогов и родителей в вопросах речевого развития детей.
  • Повышение заинтересованности родителей не только в результатах, но и в самом процессе коррекционно-воспитательной работы.
  • Оформление выставки «Послушный ветерок». Практическое применение продуктов проекта в коррекционном процессе.

Этапы реализации проекта

1 этап. Организационный.

Сентябрь – октябрь

  1. Изучение литературы по вопросу развития речевого дыхания.
  2. Составление перспективного плана работы над дыханием.
  3. Планирование работы с родителями по вопросу формирования правильного дыхания.

2 этап. Практический.

Работа с детьми:

Октябрь – май

  1. Выработка длительного плавного выдоха, дифференциация ротового и носового выдоха.
  2. Выработка глубокого вдоха.
  3. Формирование физиологического дыхания, развитие его силы.
  4. Развитие силы голоса и речевого дыхания.
  5. Закрепление диафрагмального дыхания на материале гласных и согласных звуков.
  6. Закрепление диафрагмального дыхания на материале слогов, слов и предложений.

Работа с родителями:

  1. Семинар-практикум «Развитие речевого дыхания детей – дошкольников».
  2. Оформление стенда «Упражнения на развитие речевого дыхания детей».
  3. Индивидуальные консультации для родителей.
  4. Оформление памятки для родителей «Упражнения для развития речевого дыхания».

Работа с воспитателями группы:

  1. Консультация «Речевое дыхание – энергетическая основа речи».
  2. Оформление памятки   для воспитателей группы «Изготовление игр и пособий по развитию дыхания у детей».

3 этап. Итоговый.

Март – май

  1. Участие воспитанников в весенних утренниках, развлечениях.
  2. Разработка картотеки упражнений на формирование речевого дыхания.

Этапы реализации проекта:

                             1 организационный этап:

  • Подборка материалов и литературы с информацией по теме проекта;        
  • Разработка плана работы по реализации проекта;
  • Составление плана проекта.

2 практический этап реализации проекта.

Образовательная деятельность осуществляемая, в ходе режимных моментов.

Срок реализации

1.

Дыхательная гимнастика по методу А.Н. Стрельниковой

Сентябрь

2.

Консультация для родителей «Роль дыхательной гимнастики в нарушении речи детей»

Сентябрь

3.

Изготовление картотеки игр по дыхательной гимнастики

Октябрь

4.

Дыхательные упражнения:

«Подуй на листочек»;

«Ветерок»;

«Улетай тучка»

Октябрь

5.

Разучивание стихотворений ко «Дню Матери»

Ноябрь

6.

Консультация для педагогов «Использование дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста в режимных моментах»

Ноябрь

7.

Дыхательные упражнения:

«Кошечка»;

«Ёжик»

Ноябрь

8.

Дыхательные упражнения:

«Подуй на снежинку»;

«Новогодняя гирлянда»;

«Петух»

Декабрь

9.

Памятка для родителей «Упражнения для дыхательной гимнастики»

Декабрь

10.

Изготовление атрибутов для дыхательной гимнастики

Декабрь

11.

Дыхательные упражнения:

«Горячий чай»;

«Ушки»;

«Обними плечи»

Январь

12.

Консультация для молодых педагогов «Роль дыхательной гимнастики в дошкольном возрасте»

Январь

13.

Рекомендация для родителей по дыхательной гимнастике

Февраль

14.

Дыхательные упражнения:

«Подуй на вертушку»;

«Снег идёт»

Февраль

15.

Памятка для родителей «Дыхательная гимнастика»

Март

16.

Дыхательные упражнения:

«Чья птичка дальше улетит»;

«Листик»;

«Часики»

Апрель

17.

Буклет для родителей «Дыхательная гимнастика»

Апрель

18.

Дыхательные упражнения:

«Насос»;

«Подуй на облако»;

«Одуванчик»

Апрель

19.

Занятие с использованием дыхательной гимнастики

 Май

20.

Презентация проекта «Речевой ветерок» для педагогов ДОУ

Май

3 итоговый этап реализации проекта:

1. Подведение итогов реализации проекта методом диагностирования детей.

2. Фотоотчёт детско- родительских пособий по речевому дыханию.

Список литературы:

1.М.Н. Щетинин «Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой»

2.Т.В. Нестерюк «Дыхательная и звуковая гимнастика»

3.Новикова Е.Л. «Здоровьесберегающая технология формирования правильного речевого дыхания у детей 6 лет с ОНР»

4.Белякова, Л. И., Гончарова, Н. Н., Шишкова Т. Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи / Под ред. Л. И. Беляковой. – М.: Книголюб, 2004. – 56 с. – (Логопедические технологии).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Ветер, ветерок, ветрище"интегрированное занятие в старшей группе

Данное занятие дает представление детям о ветре....

Веселый ветерок. Комплекс упражнения для развития дыхания.

Современное овладение правильной речью имеет важное значение для формирования личности ребенка. Для того, чтобы правильно научиться произносить звуки, нужно подготовить артикуляционный аппарат, тренир...

ЖЕРЕБЁНОК ВЕТЕРОК (СКАЗКА ЧУДИНОЙ Т.М.)

Сказка помогает детям правильно запоминать названия животных,  их детёнышей, звукоподражания.Ёе легко инсценировать, что способствует запоминанию содержания сказки, пересказывать.Можно добавлять ...

" Вей, вей, ветерок".

Летнее развлечение для детей 3-4 лет....

стихи для дошкольников "Ветерок"

текст  можно  использовать  на  праздниках, быту, развлечениях...

Комплекс дыхательной гимнастики «Веселый ветерок»

Представлен комплекс дыхательной гимнастики для детей старшего дошкольного возраста...