МАДОУ ЦРР - д/с
материал (старшая группа)
Актуальность проблемы обучения детей игре в шахматы обусловлена поиском эффективных методов интеллектуального развития детей дошкольного возраста. И шахматы - это уникальный инструмент развития творческого мышления, мощное средство для гармоничного развития интеллекта ребёнка. Они сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта. Игра развивает и дисциплинирует мысль, даёт больше человеку, чем он тратит на неё.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 741.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность проблемы обучения детей игре в шахматы обусловлена поиском эффективных методов интеллектуального развития детей дошкольного возраста. И шахматы - это уникальный инструмент развития творческого мышления, мощное средство для гармоничного развития интеллекта ребёнка. Они сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта. Игра развивает и дисциплинирует мысль, даёт больше человеку, чем он тратит на неё.
Цель: развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста при обучении детей игре в шахматы. Задачи: Расширять кругозор, учить думать, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, ориентироваться на плоскости. Развивать изобретательность и логическое мышление. Вырабатывать целеустремленность, выдержку, волю, усидчивость, внимательность и собранность. Обогащать внутренний мир, развивать фантазию.
Современная концепция общего образования во главу угла ставит идею развития личности ребенка, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств. Процесс обучения азам шахматной игры способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости, развитию аналитико-синтетической деятельности, мышления, суждений, умозаключений, учит ребенка запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, содействует формированию таких ценнейших качеств, как: усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость, гибкость, собранность, изобретательность и др. Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития.
Интеллектуальное развитие ребенка предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Однако, в основном, мышление ребенка остается образным, опирающимся на реальные действия с предметами, их заместителями. Интеллектуальное развитие также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную деятельности.
Таким образом, интеллектуальное развитие предполагает: дифференцированное восприятие; аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец); рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии); логическое запоминание; интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий; овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов; развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координации.
Сегодня роль шахматной культуры в жизни общества настолько возросла, что ее считают одним из феноменов современной цивилизации. Отечественными и зарубежными учеными не раз подчеркивались их достоинства. Отмечалась важная роль шахмат для развития планирующей функции мышления, тренинга гибкости мышления (Д.Б.Богоявленская); развития интеллектуальных способностей (Н.Г.Алексеев); полноценного воспитания умственных способностей и памяти (В.А.Сухомлинский); формирования образного мышления ( Л.А.Венгер ).
Шахматы влияют не только на интеллектуальные функции, но и на характер человека в целом. Выдающийся советский психолог Б. Ананьев справедливо подчеркивал: «Шахматы не только состязание умов, но и интеллектуальное соревнование характеров». На развитие самостоятельности и активности личности в процессе шахматной деятельности указывают А. Бинэ , А. Нечаев и другие ученые. Приведем еще одно высказывание Г. Клауса: «…Шахматы – замечательная школа воспитание воли, они требуют самообладания и твердости в отношении самого себя». Из вышесказанного следует, что шахматы могут служить хорошим тренажером развития логического мышления и повышения интеллектуальной работоспособности. Для ребенка это не только игра, доставляющая много радости, но и эффективное средство самовоспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/01/picture-8814-1349110350.jpg)
Публичный доклад МАДОУ №37 "Журавлик"г.Дрезна Московской обл.
Публичный доклад адресован широкому кругу читателей: представителям органов законодательной и исполнительной власти, обучающимся и/или их родителям, работникам системы образования, представителям сред...
Работа с одаренными детьми в режиме инновационной деятельности МАДОУ
Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры.Практика музыкального воспитания в детском саду ...
«Организация и проведение смотра-конкурса «Лучшая площадка МАДОУ детский сад «Дюймовочка» комбинированного вида»
В работе проанализированы приказ № 655 от 23 ноября 2009 года «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошк...
"Оптимизация процеса оздоровления детей дошольного возраста в условиях ДОУ" ( из опыта работы МАДОУ №41)
"Оптмизация процесса оздоровления детей дошкольного возраст а в условиях ДОУ"(выступление из опыта работы МАДОУ«Детский сад № 41 присмотра и оздоровления» на городской конференции для руко...
Ширма "Дети имеют права!" для уголка правового воспитания в МАДОУ.
КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКАПринята ре...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/06/picture-736908-1488816176.jpg)
Участие в тематических проверках в МАДОУ ДСКВ «Солнышко» музыкального руководителя МАДОУ ДСКВ «Солнышко» Мезенцевой Татьяны Сергеевны.
Годназвание2019«Создание условий для художественно – эстетического, музыкально – творческого воспитания детей дошкольного возраста».2021 «Владение педагогическими те...