проект "К природе с душой"
проект

Ушхвани Светлана Михайловна

проект направлен на формирование положительного отношения ребенка к окружающей среде. Экологическое воспитание детей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования и представляет собой методический материал по приобщению детей к закладыванию фундамента осознанного отношения к окружающей действительности, эмоциональных впечатлений, которые надолго остаются в памяти человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл методическая разработка49.98 КБ

Предварительный просмотр:

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад № 68»

        Энгельсского муниципального района Саратовской области        

413121, Саратовская область, г. Энгельс, пр. Строителей, 13 А, тел. (8453)74-58-42

ПРОЕКТ

«К природе с душой»

Автор проекта:

Ушхвани Светлана Михайловна

Старший воспитатель.

г. Энгельс

Вид проекта: образовательный

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители.

Сроки реализации: 2024-2025 год (долгосрочный)

Краткая аннотация проекта: проект направлен на формирование положительного отношения ребенка к окружающей среде. Экологическое воспитание детей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования и представляет собой методический материал по приобщению детей к закладыванию фундамента осознанного отношения к окружающей действительности, эмоциональных впечатлений, которые надолго остаются в памяти человека. 

Постановка проблемы: приобщению детей к эко-волонтерству в условиях эколого-развивающей среды ДОУ.

 Цель и задачи проекта

Цель: создать условия для формирования основ экологического волонтерского мировоззрения у всех участников образовательных отношений, через организацию в ДОУ единого эколого-развивающего пространства.

Задачи:  

- дать представление о традиционных формах гражданского участия и

взаимопомощи людей друг другу.

- формировать у воспитанников основы экологического волонтёрского мировоззрения;

- развивать познавательные, практические и творческие умения экологического характера у детей дошкольного возраста;

- обогатить практические навыки участия в волонтерском движении всем участникам образовательного процесса.

Актуальность проекта: экологическое образование официально признано сегодня как одно из приоритетных направлений совершенствования деятельности образовательных систем. Экология в настоящее время является основой формирования нового образа жизни. Дошкольное учреждение как первая ступень приобщения детей к данному направлению. Экологическое воспитание не ограничивается только образовательной деятельность. Расширяя возможности-выбираем и такую форму как волонтерское движение. Волонтерство как потенциал развития здорового общества. Волонтерство как идея служения обществу такое же давнее понятие, как и «социум». Во все века были люди, которые реализовывали себя в общении и помощи своему сообществу.

Уникальность феномена волонтерства в том, что оно всепроникающе. Сегодня у волонтерства нет никаких границ, в том числе возрастных.

Готовность к реализации проекта: В ДОУ № 68 уже были созданы условия:

- участники всероссийского проекта «Эколята- молодые защитники природы», участие в различных экологических акциях;

- малые архитектурные формы – «Сельский дворик», искусственный водоем;

- «Лесная аптека»;

- подбор методического и дидактического материала;

- проведение теоретических и практических семинаров для педагогов;

- личностная включённость всех участников образовательных отношений.

Этапы, содержание и методы реализации проекта: данный проект осуществляется по трём направлениям, каждое из которых нацелено на решение определенных задач:

  • с детьми - в различных видах деятельности, (в совместной и самостоятельной деятельности);
  • с педагогами – презентация опыта работы;
  • с родителями - в совместной деятельности.

Методы и средства реализации проекта:

Основные направления работы по проекту:

1.  Изучение инновационных подходов в работе по данному направлению, обобщение имеющегося опыта ДОУ.

2. Формирование электронного банка методических разработок, справочных и наглядных материалов.

3. Проектирование волонтерского движения (экологической направленности) на основе интеграции содержания образовательных областей, детских видов деятельности и вовлечения родителей (законных представителей) воспитанников в педагогический процесс дошкольного учреждения.

Используемые методы:

Наглядный метод используется во время

  • чтения педагогом рассказов, сказок;
  • рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
  • проведения дидактических игр;

Словесный метод в процессе:

  • чтения литературных произведений воспитателем;
  • бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
  • ответов на вопросы педагогов, детей;
  • проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, игры-драматизации, дидактические и др.)
  • загадывания загадок;
  • рассматривания наглядного материала;

Практический метод:

  • организовать продуктивную деятельность;
  • опыты;
  • провести игры (дидактические, малоподвижные, подвижные, инсценировки и др.);
  • изготовить с детьми наглядные пособия для дидактических игр;
  • экологическая тропа.

Реализация проекта будет осуществляться поэтапно.

I. Подготовительный, исследовательский этап:

Задачи:

1.Разработать методы диагностики детей старшего возраста с целью выявления уровней сформированности знаний о экологическом воспитании и волонтёрском движении.

2.Разработать перспективный план мероприятий. (участие в акциях по раздельному сбору отходов, высадки деревьев, защитите и помощи животным и просвещение населения).
 сетевое взаимодействие с питомниками,  

3. Планирование работы с детьми, родителями.

II. Основной этап

Задачи:

- определение содержания и форм работы с дошкольниками, родителями;

- способствовать активному включению родителей в образовательный процесс ДОУ по экологическому воспитанию;

- повышение уровня педагогической культуры родителей;

- развивать у родителей активный интерес к жизни ребёнка в ДОУ;

-реализация плана проекта.

1. Участие в проекте родителей

- наглядная информация в родительских уголках, на стендах

в течение всего периода;

- участие родителей в акциях, мероприятиях ДОУ, города;

- создании экологического пространство в группе, на территории ДОУ»

- родительские собрания.

2.Участие в проекте детей, педагогов

- проведение мероприятий тематической направленности;

- экологические викторины;

- участие в городских и всероссийских конкурсах, олимпиадах, викторинах.

Мероприятия

Дата

участники

итоги

Занимательная деятельность

В течении года

Педагоги, дети

Реализация ОП

Викторина «Лесные загадки

15 сентября

Педагоги, дети

Изготовление карточек «Правила поведения в лесу»

Международный день туризма (участие в стажировочной площадки ДОУ)

27 сентября

педагоги, дети, родители

Поход с участием родителей «По родному краю с рюкзаком шагаю»

«Животные – братья наши меньшие»

4 октября

педагоги, дети, родители

Изготовление плаката «Бережем животных вместе с Эколятами»

«Осенины»

ноябрь

педагоги, дети, родители

утренник

«Эко-квест»

ноябрь

педагоги, дети, родители

Изготовление дидактических игр

Экологическая акция «Кормушка для синички»  

ноябрь

педагоги, дети, родители

Изготовление кормушек

День добровольца (волонтера) в России  

5 декабря

педагоги, дети, родители

Акция «Поможем детям младшей группы» (подготовка спектаклей)

День зимующих птиц России

15 января

педагоги, дети, родители

Экологическая акция «Поможем птицам зимой»

День Земли

март

педагоги, дети

«День Земли» Изготовление стенгазет  

Всемирный день водных ресурсов

март

педагоги, дети

Экспериментирование с водой

Международный день птиц  

апрель

педагоги, дети, родители

Создания альбома «Птицы нашего края»  

День экологических знаний

апрель

педагоги, дети, родители

Создание экологической тропы

Неделя добра

апрель

педагоги, дети, родители

Акция «Добрые дела»

День Волги

май

педагоги, дети, родители

Создание видео фильма «Матушка-Волга»

Совместный досуг «Защитники природы»

май

педагоги, дети, родители

Изготовления карточек «Правила поведения в природе»

Благоустройство территории ДОУ

июнь

педагоги, дети, родители

Сотрудничество с питомником

«Сортировка мусора»

В течении всего периода

педагоги, дети, родители

Создание видеороликов, буклетов.

Участие в олимпиадах, конкурсах, акциях

В течении всего периода

педагоги, дети, родители

Сертификаты, дипломы

III. Заключительный этап

Задачи:

1. Подведение и анализ итогов деятельности по разработке и внедрению комплекса мероприятий, способствующих приобщению детей к эко-волонтерству.

2. Презентация результатов проекта на заседании педагогического совета, в гос пабликах.

Прогнозируемые конечные результаты деятельности

При взаимодействии всех участников образовательного процесса будет положительный эффект от проделанной работы. 

В результате реализации проекта:

Дети:

- расширят знания в экологическом воспитании;

- познакомятся с волонтерским движением в России;

- обогатят и расширят словарный запас;

Педагоги:

-создадут дидактические игры «Экологическое воспитание дошкольников»;

-  создадут «методическую копилку»: конспекты, сценарии, иллюстративный и художественный материал;

- пополнят предметно–пространственную среду по теме;

           - открытие странички в соц. сетях: «Эко-волонтёрская деятельность»

Родители:

-  будут принимать более активное участие в совместных мероприятиях.

Все участники образовательных отношений:

- экологическая тропа, включающая огород, «Цветник», клумбу с лекарственными растениями, «Птичья столовая», различные деревья и кустарники, цветники, метеостанцию, уголок леса.

Практическая значимость

Практическая значимость представленного опыта работы состоит в возможности применения его в повседневной практике педагога любого дошкольного образовательного учреждения, в возможности использования в рамках любой образовательной программы.

Реализация проекта открывает для педагога новое направление в воспитании дошкольника, углубляя патриотическую работу, раскрывает для других педагогов новый положительный опыт по данной теме.

Оценка результативности проекта:

Оценка результатов деятельности проекта будет проходить по трём направлениям: родители, педагоги, дети.

Оценка включенности родителей в проектную деятельность группы, их заинтересованности будет проанализирована в степени активности родителей в совместных мероприятиях.

Механизм отслеживания результатов работы с детьми:

  • анализ детской деятельности (рассказы, творческие работы, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры);
  • наблюдение за поведением и играми детей (положительная направленность поведения).

Методы исследования:

  • наблюдения за играми детей;
  • диагностика представлений детей о эко-волонтерстве. Результаты по выполнению проекта будут подводиться на педагогическом совете.

 

Вывод:

Эко-волонтерская деятельность - крупица экологических знаний, полученных в детстве, помогут детям ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её. Эко-волонтерство - начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней в будущем.

Ресурсное обеспечение проектной деятельности:

1.Методическая литература о экологическом воспитании дошкольников.

2.Детская познавательная литература, энциклопедии.

3.Развивающие игры, дидактические материалы

4. Интернет ресурсы

https://dobro.ru/project/28590

http://detstvogid.ru/opyt-eko-volontyorskogo-dvizheniya-v-rabote-s-detmi-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v-usloviyah-dou/.html

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BD%D1%82%D1%91%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта "Живая душа природы"

Потребительское отношение к природе и ухудшением экологии требует формирование основ экологической культуры у дошкольников. Данный проект предназначен для детей, родителей и педагогов.Проект "Живая ду...

План-конспект образовательной деятельности по экологии в разновозрастной группе (2 младшая - средняя группа) Экологическая сказка в рамках проектной деятельности: «Человек и природа».Тема: Экологическая сказка "Живая душа природы"

Цель: приобщить детей к миру природы, к пониманию ее универсальной ценности в жизни каждого человека, своей причастности к сбережению и защите природных обитателей, обитателей, живущих рядом с вами и ...

Зеркало природы - отражение души

В рамках регионального слета творческих педагогов образовательных учреждений"Творчество и вдохновенье - это вечность или мгновенье"по проблеме: "Формирование основ нравственно - экологических позиций ...

Конспект смотра – конкурса чтецов на тему: «Душой к природе прикоснись»

Данное занятие для конкурса чтецов. Воспитывать умение рассказывать и слушать новые стихи, которые читают другие дети и взрослые; развивать навыки эмоционального отклика на эти стихи; продолжать ...

Выступление на межмуниципальных экологических чтениях «Экология природы – экология культуры» «Реализация индивидуальных запросов воспитанников детского сада через участие в экологическом проекте «Экология природы – экология души»

 Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение центр развития ребенка - детский сад «Аленький цветочек» - это образовательное учреждение, в котором экологическ...