Здоровьесберегающая среда как фактор формирования ключевых жизненных компетенций учащихся.
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровье детей в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом. Профилактика же детских заболеваний является хорошо окупаемым национальным вложением, более экономичным и результативным, чем дорогостоящее лечение.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающая среда как фактор формирования ключевых жизненных компетенций учащихся.
Российский учитель 21 века только в том случае выполнит свою ответственную миссию, если его педагогическими приоритетами станут духовность, здоровье и творчество…
В.И.Андреев, доктор педагогических наук, профессор.
Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровье детей в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом. Профилактика же детских заболеваний является хорошо окупаемым национальным вложением, более экономичным и результативным, чем дорогостоящее лечение.
Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
Физическое здоровье:
- это совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде (педагогическое определение);
- это состояние роста и развития органов и систем организма, основу
которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции (медицинское определение).
Психическое здоровье:
- это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и
моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности (педагогическое определение); - это состояние психической сферы, основу которой составляет статус
общего душевного комфорта, адекватная поведенческая реакция (медицинское определение).
Социальное здоровье:
- это здоровье общества, а также окружающей среды для каждого человека.
Нравственное здоровье:
- это комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной сферы в жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.
Духовное здоровье:
- система ценностей и убеждений.
Здоровый образ жизни:
- благоприятное социальное окружение;
- духовно-нравственное благополучие;
- оптимальный двигательный режим (культура движений);
- закаливание организма;
- рациональное питание;
- личная гигиена;
- отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ);
- положительные эмоции.
Теория иерархии потребностей А.Маслоу
Теория иерархии потребностей Абрахама Маслоу, иногда называемой “пирамидой” или “лестницей” Маслоу, является фундаментальной теорией. В своей теории Маслоу разделил потребности человека на пять основных уровней по иерархическому принципу, который означает, что человек при удовлетворении своих потребностей движется как по лестнице, переходя от низкого уровня к более высокому (Рис.1).
Анализ возможностей реализации базовых потребностей ребенка в образовательном учреждении позволяет дифференцировать школьные факторы риска и определить компоненты здоровьесберегающей педагогической деятельности. Кроме того, иерархическая модель задает логику продвижения от низшего уровня потребностей, общего у человека и животных, к высшим, гуманитарным.
Физиологические потребности (в пище, отдыхе, движении, свежем воздухе и т.п.) являются основой жизнедеятельности; их неудовлетворение создает сильный физический дискомфорт и практически разрушает успешную учебную деятельность. Не случайно именно физиолого-гигиеническая составляющая школьных факторов риска (перегрузка; статическая поза, ведущая к гиподинамии; состояние учебного помещения и т.п.) чаще всего обсуждается и медицинскими работниками, и педагогами, и родителями.
После удовлетворения физиологических потребностей на следующей ступени находится потребность в психологической и физической безопасности, недостаточное удовлетворение которой создает эмоциональный стресс. Стрессовая педагогическая тактика (несоответствие между школьными требованиями и психофизиологическими возможностями учеников, авторитарный характер взаимоотношений, «традиционная» система оценивания и т.п.) находится на первом месте среди школьных факторов риска и, как следствие, формирует у учащихся дидактогенные неврозы.
Кроме того, авторитарный стиль воспитания создает у детей представление о самих себе как об объектах возможных манипуляций, агрессии, лишает возможности освоения конструктивных форм преодоления жизненных ситуаций и мешает формированию устойчивой позитивной самооценки, самоуважения. При этом фактически задаются факторы риска для всех видов отклоняющегося поведения, включая аддиктивное.
Рассмотренные выше потребности относятся к гомеостатическим: недостаточное их удовлетворение создает дискомфорт, который исчезает в случае удовлетворения. Однако качество жизни человека в наибольшей степени определяется следующими по иерархии высшими, «человеческими» потребностями. Согласно концепции А. Маслоу, это «потребности роста». В процессе жизни человека они могут вообще не актуализироваться; однако, их удовлетворение сопровождается сильными положительными эмоциями, которые побуждают вновь и вновь переживать этот опыт и стимулируют личностный рост. Актуализация высших потребностей учащихся является важнейшей задачей общего образования, которая может быть обеспечена за счет личностной ориентированности обучения.
Создание в школе условий для реализации потребности учащихся в общении (принадлежности к группе, привязанности), а также в уважении (признании, одобрении) возможно в диалогическом взаимодействии как между учителем и учащимися, так и между учащимися. Необходимым условием учебного диалога является «диалогическая готовность» учителя, который должен быть готов как к изменению своего мнения и совместному поиску истины вместе с учащимися, так и к организации кооперативного обучения (созданию ситуаций обучающего взаимодействия учащихся).
Современный компетентностный подход определяет усиление личностной ориентированности целей образования. Цели усвоения учащимся пресловутых предметно-дисциплинарных ЗУН и морально-нравственных норм сменяются необходимостью создания условий для развития его личности: формирования внутренней учебной мотивации, устойчивой позитивной самооценки, освоения способов деятельности и умения принимать ответственные решения. Становление этих личностных качеств обеспечивает, на наш взгляд, реализацию потребности в самоактуализации (уважении к самому себе, самоосуществлении).
Изменение целей ведет к необходимости изменения содержания и технологий обучения. Анализ технологий, предлагаемых современной педагогической практикой, позволяет выделить сущностные черты их личностной ориентированности: создание в ходе образовательного процесса ситуаций, стимулирующих субъектную активность учащихся. Личностно ориентированными являются образовательные технологии, ориентированные на свободный выбор, творчество и самореализацию учеников.
Свободное развитие ребенка - это задача каждого образовательного учреждения.
Современные тенденции модернизации образования, проявляющие себя в переходе российской системы образования на новую содержательную и технологическую модель, диктуют необходимость в совершенствовании службы практической психологии.
Служба является основой интеграции действий педагога-психолога, педагогов, социального педагога, медицинских работников и других специалистов в единую систему индивидуального комплексного динамического сопровождения развития ребенка на всех этапах обучения в образовательном учреждении.
Экономическое и социальное положение в обществе создают множество факторов риска для подрастающего поколения, ведет к целому ряду проблем, требующих решения. Особую тревогу вызывают увеличение количества безнадзорных и беспризорных детей, детей со школьной и социальной дезадаптацией, высокая преступность несовершеннолетних, семейное неблагополучие и охрана здоровья детей.
Важная роль в концепции модернизации отводится здоровьесберегающим технологиям, психологическому сопровождению детей в образовательных учреждениях, сохранению и укреплению психического здоровья. Сегодня еще продолжают оставаться вне поля видения и позитивного вмешательства дети, чье состояние можно охарактеризовать как пограничное относительно нормы и квалифицировать как " психически не болен, но психологически уже не здоров".
Психологическое здоровье - состояние, характеризующее процесс и результат нормального развития субъективной реальности в пределах индивидуальной жизни; максима психологического здоровья есть единство жизнеспособности и человечности индивида.
"Психологическое здоровье" характеризует личность в целом (в отличие от "психического здоровья", которое имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам), находится в непосредственной связи с проявлениями человеческого духа и позволяет выделить собственно психологический аспект проблемы психического здоровья.
Психологическое здоровье включает в себя разные компоненты жизнедеятельности человека:
- состояние психического развития ребенка, его душевного комфорта;
- адекватное социальное поведение;
- умение понимать себя и других;
- более полная реализация потенциала развития в разных видах деятельности;
- умение делать выбор и нести за него ответственность
Современная образовательная система и образовательные программы перегружены предметами, не привязанными к проблемам повседневной жизни, что осложняет понимание детей с особыми образовательными нуждами, не всегда адекватны их интеллектуальному развитию. Образование не имеет вариативности и гибкости, в результате чего это просто мешает не только нормальному учебному процессу, но и душит интерес учащихся, перенапрягает детей морально и физически. Учащиеся не в состоянии реализовать себя в разных видах деятельности. Следовательно, у детей теряется интерес к обучению, они вынуждены искать замену, альтернативу, которая уже, в свою очередь, может вырасти в разные варианты: от соматической слабости (перенапряжение, переутомление деятельностью, несоблюдение основных психолого-педагогических условий при обучении) до социальных проблем (нежелание учиться, конфликты, уход из дома, бродяжничество и пр.). Эти проблемы усиливаются также не только школьной дезадаптацией, но и, в огромной степени, от стиля педагогического общения, состояния самих педагогов, их компетентности. Не всегда педагоги учитывают и возрастные особенности школьников, их статус в детском коллективе, работоспособность, способности и состояние здоровья. Следовательно, обучение не индивидуализировано и не дифференцированно, не является развивающим для учащихся, не несет в себе личностного смысла для них, а просто формально.
Высокий уровень патологии школьников указывает на необходимость создания здоровьесберегающей среды в школе:
- создание оптимальных внешнесредовых условий в школе (стиль общения педагогов с учащимися, доступность излагаемого и предъявляемого материала, создание атмосферы заинтересованности и живого поиска знаний, атмосферы психологического расслабления и комфортности);
- нейтрализация негативизмов и страха получения отрицательной оценки своей деятельности;
- учет личностных и индивидуальных психических свойств учащихся (тип темперамента, тип утомления, тип нервной системы, ведущий тип восприятия информации и пр.);
- допуск вариации уроков по видам деятельности: чередование игр и наблюдений, решение практических задач, психоэмоциональные паузы, свободный творческий труд;
- рациональное использование педагогом слов, наглядности и действий на уроке;
- поддержка взаимосвязи между учебными предметами. Подход к обучению должен быть учебно-игровой, трудовой. Обучение в начальной школе - это проведение интересных и развивающих занятий, в среднем звене - усиление практической деятельности и самостоятельности на уроках, с обязательным включением подростков в дополнительное образование, в старшем звене - организация профильного обучения. Между этими ступенями обучения должен быть постепенный переход от одной ступени к другой;
- воспитание иммунитета к асоциальному поведению, рациональное использование поощрений и наказаний;
- оптимальный двигательный режим, правильное и витаминизированное питание, соблюдение санитарно-гигиенических норм, формирование здорового образа жизни.
Все эти необходимые условия только способствуют развитию детей, удовлетворяют их эмоциональное благополучие, а, следовательно, удовлетворяют их уровень здоровья (укрепляют физическое и психическое здоровье, формируют желание учиться, развивают ребенка как субъекта отношений с людьми, с миром и с самим собой).
Профессиональная забота психологической службы о здоровье детей предполагает создание единой системы развивающей и реабилитирующей сред, у каждой из которых своя специфика и свое назначение.
Практический психолог образования выступает в качестве координатора обеспечения ответственными субъектами образования условий психологического здоровья ребенка. Сотрудничество со специалистами позволяет разрешить серьезные проблемы, в том числе и нарушения психологического здоровья детей.
Данная схема означает "профессиональное взаимодополнение" субъектов образования.
Основная функция психического здоровья - это поддержание активного динамического баланса между человеком и окружающей средой в ситуациях, требующих мобилизации ресурсов личности.
Для здоровья ребенка важно не только то, что в школе удовлетворяются его познавательные потребности, но и социальные потребности в общении, психологические потребности в уважении к своему человеческому достоинству, к его чувствам и переживаниям, интересам и способностям. Психическое здоровье ребенка является предпосылкой не только его эмоционального благополучия и физического здоровья, но и хорошей школьной успеваемости, а также последующей успешной социализации, решения вопроса о выборе жизненного пути.
Целью психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса МОУ лицея №11 «Естественнонаучный» является создание системы социально-психологических условий, способствующих успешному обучению и развитию каждого ребенка в школьной среде.
Основными направлениями работы психологической службы МОУ лицея № 11 «Естественнонаучный» по формированию «психологического здоровья» школьников являются:
- Психодиагностика. В лицее проводится мониторинг психического здоровья учащихся, включающий комплекс исследовательских процедур и мероприятий по выявлению тенденций состояния ведущих психологических параметров здоровья:
- психоэмоциональное состояния учащихся,
- определения «проблемных» зон в развитии личности детей,
- адаптация учеников к школьным условиям,
- характер межличностных отношений в подростковой среде,
- уровень тревожности,
- мотивация к учению,
- особенности взаимоотношений учащихся и педагогов и другие.
Мотивация первоклассников.
Учебный год | 2006-07 | 2007-08 | 2008-09 |
Внутренняя мотивация | 37,5% | 27,5% | 52,4% |
Внешняя мотивация | 24% | 32,5% | 30,6% |
Игровая мотивация | 38,5% | 40% | 17% |
Уровень адаптации детей разных возрастных групп.
Оценка факторов психологической дезадаптации обучающихся в лицее.
Динамика показателей самооценки в начальной школе.
Учебный год | 2006-07 | 2007-08 | 2008-09 |
1 классы (средние) | 4,46 | 4,1 | нет |
2 классы | 4,0 | 3,4 | 4,3 |
3 классы | 4,65 | 3,8 | 4,2 |
4 классы | 4,2 | 4,5 | 3,8 |
Полученные результаты можно интерпретировать так: 4 балла и выше 4- адекватная самооценка. Ниже 4 баллов - самооценка снижена.
По данным самооценки видно, что условия обучения позволяют сформировать у ребенка адекватную самооценку своих способностей.
В целом наблюдается положительная динамика роста самооценки, что свидетельствует о психологическом комфорте детей. Незначительное снижение самооценки в некоторых классах временно может наблюдаться при смене классного руководителя.
Динамика показателей общей тревожности в начальной школе.
Учебный год | 2006-07 | 2007-08 | 2008-09 |
1 классы (средние) | 3,32 | 3,0 | 3,8 |
2 классы | 5,5 | 6,8 | 5,6 |
3 классы | 4,6 | 5,85 | 4,8 |
4 классы | 5,2 | 7,05 | 5,6 |
Особенность данного исследования состоит в том, что учащийся оценивает не наличие или отсутствие у себя каких-то переживаний, симптомов тревожности, а ситуацию с точки зрения того насколько она может вызывать тревогу. Несколько повышенный уровень тревожности наблюдался в 4-х классах 2007-08 учебного года. Этот повышенный уровень был более выражен в одном из классов этой параллели с самого начала школьного обучения, но для самого класса результаты не ухудшаются. Это может быть связано с природной тревожностью некоторых детей.
- Развивающая и психокоррекционная работа, направлена на создание условий для целостного развития школьников, их психологического здоровья, решение конкретных проблем обучения, поведения или психического самочувствия. Для учащихся начальной школы проводятся систематические занятия по программе «Учусь владеть собой», «Тропинка к своему Я», с подростками по программе «Личностное развитие учащихся».
Комплекс подобных занятий позволяет формировать у детей положительное самоотношение и принятие других людей, обучить рефлексии своего эмоционального состояния, развивать у школьников потребность в саморазвитии.
- Консультирование и просвещение.
- Консультирование учащихся, родителей и педагогов,
- Просвещение педагогов, родителей, учащихся-это организация лекториев, родительских собраний, «Дней открытых дверей».
Таким образом, профессиональная забота взрослых и специально организованная здоровьесберегающая среда развивает природные возможности и сохраняет здоровье учащихся в младшем школьном возрасте, обеспечивает интенсивное физическое и социальное созревание у подростков, физическое и социально-нравственное самосовершенствование в старших классах. Это является важнейшим направлением гуманизации образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение "Предметно- развивающая среда как фактор формирования игровых интересов и навыков дошкольников"
Содержание предметно- развивающей среды в младшей группе...
Формирование основ жизненных компетенций у ребенка с ОВЗ в дошкольном возрасте.
В последнее время все больше внимания уделяется такому явлению в педагогике как «инклюзивное образование», подразумевающее совместное обучение обычных детей и детей с ограничениями здоровья, дет...
Формирование образовательной здоровьесберегающей среды, как фактора повышающего эффективность валеологического воспитания детей дошкольного возраста
По данным министерства здравоохранения РК, в Казахстане только 40% детей можно считать условно здоровыми. Поэтому оздоровление и воспитание потребности к здоровому образу жизни являются важнейшими зад...
«Предметно-развивающая среда как средство формирования ключевых компетентностей воспитанников в средней группе».
Эта группа «Вини пух» зоветсяХорошо здесь ребятам живетсяВсе молодцы, да удальцы,Есть танцоры, есть певцы.Обаятельные и самостоятельные,Говорливые и спокойные,Все уважения дост...
Конспект педагогического совета на тему:"Здоровьесберегающая среда, как фактор детского развития детей с ОВЗ"
Педсовет на тему: «Здоровьесберегающая среда как фактор детского развития для детей с ОВЗ»...
«Использование педагогом игровых приемов при установлении контакта с ребенком с особыми образовательными потребностями в период адаптации к условиям коррекционной деятельности как фактор формирования социально – коммуникативной компетенции»
Освещены особенности детей с ОВЗ и ООП. Приведены приемы работы и подобран практический материал...
Особенности формирования активной жизненной позиции учащихся с ОВЗ
Коррецицонная работа с родителями...