«Современные оздоравливающие и здоровьесберегающие технологии» (из опыта работы)
презентация к уроку (средняя группа)
«Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» (В.А. Сухомлинский).
Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Задачи здоровьесбережения:
сохранение здоровья детей и повышение двигательной активности и умственной работоспособности;
создание адекватных условий для развития, обучения, оздоровления детей;
создание положительного эмоционального настроя и снятие психоэмоционального напряжения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_k_slaydam.docx | 27.79 КБ |
zdorovesbereg_tehnologii.pptx | 2.05 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №18 «Ласточка»
«Современные
оздоравливающие и здоровьесберегающие технологии»
Автор: Карасева О.Н.
воспитатель высшей квалификационной категории
Каменский район, 2024
«Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» (В.А. Сухомлинский).
Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Задачи здоровьесбережения:
сохранение здоровья детей и повышение двигательной активности и умственной работоспособности;
создание адекватных условий для развития, обучения, оздоровления детей;
создание положительного эмоционального настроя и снятие психоэмоционального напряжения.
Здоровьесберегающие образовательные технологии делятся на
три группы:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья;
2. Технологии обучения здоровому образу жизни;
3. Коррекционные технологии.
Технологии сохранения и стимулирования:
Динамические паузы;
Подвижные и спортивные игры;
Релаксация;
Гимнастика пальчиковая;
Гимнастика для глаз;
Гимнастика дыхательная;
Динамическая гимнастика.
Динамические паузы во время занятия (физкультминутки):
Они развлекают детей, создают благоприятную для деятельности атмосферу, несут элементы релаксации, снимают нервное напряжение от перегрузок.
Физкультминутки могут проводиться в форме общеразвивающих упражнений, подвижной игры, дидактической игры с движением, танцевальных движений, выполнение движений под стихотворный текст, а также в виде любого двигательного действия и задания.
Гимнастика для глаз:
Улучшает циркуляцию крови и внутриглазной жидкости глаз;
Укрепляет мышцы глаз;
Улучшает аккомодацию (это способность глаза человека к хорошему качеству зрения на разных расстояниях).
Дыхательная гимнастика:
Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;
Улучшает дренажную функцию бронхов; - восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
Способствует восстановлению нормального крово - и лимфоснабжения
Повышает общую сопротивляемость организма.
Пальчиковая гимнастика:
Способствует овладению навыкам мелкой моторики;
Помогает развивать речь;
Повышает работоспособность коры головного мозга;
Развивает психические способности: мышление, память, воображение;
Снимает тревожность;
Проводится в любой удобный отрезок времени.
Бодрящая гимнастика:
Способствует постепенному переходу от сна к бодрствованию.
Повышает жизненный тонус и сопротивляемость, устойчивость организма к простудным заболеваниям, иными словами, происходит закаливание организма.
Гимнастика после дневного сна:
Это самомассаж, прогулки по ребристым дощечкам, «дорожкам здоровья», пробежки из спальни в игровую комнату, в которых поддерживается небольшая разница температур. Профилактика развития плоскостопия.
Релаксация:
Учит детей расслабляться;
Способствует концентрации внимания;
Помогает снять напряжение;
Снимает возбуждение.
Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы. Детям нужно дать почувствовать, что мышечное упражнение по их воле может смениться приятным расслаблением и спокойствием.
Технологии обучения здоровому образу жизни:
Физкультурные занятия;
Точечный массаж;
Проблемно – игровые и коммуникативные игры.
Физкультурные занятия - одна из форм физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ. Они проводятся круглый год с постоянным составом детей определенной возрастной группы по твердому расписанию. Для укрепления здоровья детей необходимо повышать уровень их двигательной активности, способствовать повышению функциональных возможностей организма, развивать физические навыки и умения.
Фитбол-аэробика:
Фитбол – это аэробика с использованием мячей диаметром от 55 до 70 см. Эти мячи вносят игровой момент в занятие, а также создают неповторимый эмоциональный подъем. Они имеют ярко выраженный лечебный эффект. Упражнения на мяче укрепляют все основные группы мышц, способствуют развитию выносливости, силы, координации движений. Формируют правильную осанку, заряжают энергией. Занятия в сочетании с движениями и музыкой развивают творческие способности, раскрывают природный потенциал детей, формируют положительные эмоционально – волевые качества: саморегуляцию, настойчивость, уверенность, оптимизм, смелость, выдержку, справедливость. Ребята получают приятные эмоции от общения с фитболами, победы над своим неумением, понимания того, что они делают что-то очень важное для своего здоровья.
Подвижные игры:
Подвижные игры имеют большое значение:
Дети удовлетворяют свою потребность в движении, общении друг с другом, и при этом получают необходимую для развития информацию.
Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения.
Точечный массаж и самомассаж:
Учит детей сознательно заботиться о своем здоровье;
Является профилактикой простудных заболеваний;
Повышает жизненный тонус у детей;
Прививает им чувство ответственности за своё здоровье, уверенность в том, что они сами могут помочь себе улучшить своё самочувствие.
Самомассаж позволяет усилить эффект занятия положительными эмоциями, вызвать интерес к заботе о личном здоровье, формировать привычку здорового образа жизни.
Коррекционные технологии:
Сказкотерапия;
Песочная терапия;
Арт –терапия;
Су-Джок терапия;
Музыкотерапия.
Песочная терапия:
Здоровьесберегающая технология, которая направлена на снятие напряжения, стресса, достижение комфорта, а также на развитие воображения, творчества, мелкой моторики и, как следствие, речи и когнитивных функций, то есть, способность понимать, познавать, изучать, воспринимать и перерабатывать (запоминать, передавать, использовать) внешнюю информацию.
Су-Джок терапия:
Воздействует на биологически активные точки организма;
Стимулирует речевые зоны коры головного мозга;
Способствует лечению внутренних органов, нормализует работу организма в целом;
Развивает мелкую моторику рук;
Развивает память, внимание, связную речь.
Музыкотерапия:
Музыкотерапия – метод, использующий музыку, как средство нормализации эмоционального состояния, устранения страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении. Это важная составляющая музыкально- оздоровительной работы ДОУ.
Повышает иммунитет детей;
Снимает напряжение и раздражительность;
Снимает головную боль;
Восстанавливает спокойное дыхание.
В нашем детском саду, несколько лет назад, была создана замечательная сенсорная комната.
Сенсорная комната – это особым образом организованная окружающая среда, наполненная различного рода стимуляторами. Они воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и другие. В сенсорной комнате созданы условия, в которых ребенок получает положительные эмоции. Спокойная цветовая гамма, мягкий свет, приятные ароматы, тихая нежная музыка – все это создает ощущение покоя, умиротворенности.
Ионизатор (увлажнитель воздуха) воздуха как один из факторов здоровьесбережения: Для поддержания в здоровом состоянии организма ребенка, одной из самых важных составляющих, является состояние влажности воздуха в помещении, где он находится. Влажное движение потоков с требуемой влажностью, можно создать только применяя специальные ультразвуковые увлажнители воздуха. Детям очень нравится наблюдать за работой музыкального увлажнителя воздуха. Успокаивающая музыка и смена цветовой гаммы светильника ребят просто завораживает, это своего рода релаксация, дети переключаются с активного вида деятельности, успокаиваются и расслабляются.
Интерактивная акустическая панель «Радуга»:
Имеет довольно привлекательный внешний вид, потому очень нравится детям. Изображение на панели меняется в зависимости от громкости звуков. Чем интенсивнее звук, тем больше лампочек загораются. Со стороны за этим наблюдать очень интересно. Рекомендуется для детей от трех лет. Особенно полезна вещь для малышей со слабым зрением. Данная акустическая панель отлично подходит для интерактивных игр. Взрослому человеку надо руководить процессом, побуждать детей к познанию, направлять, если это необходимо. Можно задавать вопросы: какой цвет тебе больше нравится и почему? Как меняется твое настроение? Иногда имеет смысл просто дать ребенку время побыть наедине с собой и ни о чем не расспрашивать дополнительно. Эту панель целесообразно использовать после пережитого стресса.
Настенное панно «Веселый свет»:
Представляет собой панно из фибероптических нитей и небьющегося зеркала. Спокойная цветовая гамма, мерцающий свет этого панно расслабляет, создает уют в сенсорной комнате. Монотонные действия с нитями успокаивают, учат воспринимать свои тактильные действия зрительно в отраженном пространстве. Фибероптические волокна приятно брать в руки, они завораживают переливанием цвета, своей красотой, легкостью в прикосновении к ним, их можно сгибать, перебирать, выполнять различные действия руками, а отражение этих волокон в зеркале, доставляет огромное удовольствие от визуальных образов, создаваемых этим отражением. Упражнения и занятия с настенным панно из фибероптических нитей способствуют эмоциональному расслаблению, психологическому комфорту и мотивируют на дальнейшую работу, способствуют активизации кинестетических ощущений, развивают воображение и познавательные процессы, формирую представление о цвете. Отражение трубки в зеркале способствует развитию зрительного восприятия, формированию фиксации взора, концентрации внимания, плавного прослеживания и зрительной координации.
Применение в работе дошкольного учреждения здоровьесберегающих технологий, повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
Здоровье ребенка превыше всего,
Богатство земли не заменит его.
Здоровье не купишь, никто не продаст,
Его берегите, как сердце, как глаз.
(Ж. Жабаев)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». (В.А. Сухомлинский)
Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Задачи здоровьесбережения: сохранение здоровья детей и повышение двигательной активности и умственной работоспособности; создание адекватных условий для развития, обучения, оздоровления детей; создание положительного эмоционального настроя и снятие психоэмоционального напряжения.
Здоровьесберегающие образовательные технологии делятся на три группы: 1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья; 2. Технологии обучения здоровому образу жизни; 3. Коррекционные технологии.
Технологии сохранения и стимулирования: Динамические паузы Подвижные и спортивные игры Релаксация Гимнастика пальчиковая Гимнастика для глаз Гимнастика дыхательная Динамическая гимнастика
Динамическая пауза ( физкультминутка )
Гимнастика для глаз
Дыхательная гимнастика
Пальчиковая гимнастика
Бодрящая гимнастика
Гимнастика после дневного сна
Релаксация
Технологии обучения здоровому образу жизни: Физкультурные занятия Фитбол-аэробика Подвижные игры Точечный массаж и самомассаж
Физкультурные занятия
Фитбол-аэробика
Подвижные игры
Точечный массаж и самомассаж
Коррекционные технологии: Песочная терапия Су-Джок терапия Музыкотерапия
Песочная терапия
Су-Джок терапия
Музыкотерапия
Ионизатор воздуха – как один из факторов здоровьесбережения
Интерактивная акустическая панель «Радуга»
Настенное панно «Веселый свет»
Применение в работе дошкольного учреждения здоровьесберегающих технологий, повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
Здоровье ребенка превыше всего, Богатство земли не заменит его. Здоровье не купишь, никто не продаст, Его берегите, как сердце, как глаз. (Ж. Жабаев)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих технологий.(из опыта работы)
В своей работе мы используем как традиционные, так и нетрадиционные приёмы здоровьесберегающей технологии, среди которых:Организация рациональной двигательной активности: дыхательная, артикуляционная ...
«Формирование у старших дошкольников понимания ценности здоровья с помощью системы современных здоровьесберегающих технологий» (из опыта работы по реализации программы дополнительного образования «Быть здоровыми хотим»)
АКТУАЛЬНОСТЬ. Здоровье - бесценное достояние и великая ценность. Одно из неотъемлемых прав человека. И оно может сделать человека счастливым! В Конвенции по правам ребёнка прописаны его законные права...
Организация музыкального воспитания с использованием здоровьесберегающих технологий (из опыта работы)
Описание педагогического опыта по теме"Организация музыкального воспитания с использованием здоровьесберегающих технологий"...
Об использовании современных образовательных, информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий из опыта работы в образовательном процессе
Из личного опыта работы: применение и использование современных инновационных технологий в работе....
Выступление на педагогическом совете. Доклад на тему: «Использование инновационных здоровьесберегающих технологий. Из опыта работы.»
Начинать закладывать основы здорового образа жизни надо с раннего возраста, формируя культуру здоровья, а также необходимо воспитывать осознанное отношение к ценности своего здоровья не тольео у детей...
Презентация "Здоровьесберегающие технологии" из опыта работы
Здоровьесберегающие технологии, используемые в воспитательно-образовательном процессе...