Использование здоровьесберегающих технологий (из опыта работы)
статья по логопедии по теме

Фугарова Елена Ромалдо

 

 

 

 

 

                                                        Использование  здоровьесберегающих технологий

                                                                           на  логопедических  занятиях.

                                ( из опыта работы)

                                                                                                                               Учитель-логопед: Фугарова Е.Р.

                                                                                                                              МБДОУ д/с №1 « Петушок»

                                                                                                                                                         г. Нестеров

 

                  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchitel.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

 




 Использование  здоровьесберегающих технологий

на  логопедических  занятиях.

                             ( из опыта работы)

                                                                Учитель-логопед: Фугарова Е.Р.

                                                                                                           МБДОУ д/с №1 « Петушок»

                                                                                                                                        г. Нестеров

                 

     Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее  отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Вся работа по развитию речи – это составляющая часть логопедической работы, которая направлена на коррекцию речи детей. В системе занятий реализуется основной принцип специального образования – принцип коррекционной направленности при соблюдении триединой задачи, а именно: коррекционное обучение, коррекционное развитие, коррекционное воспитание.

Коррекционное развитие проводится по основным направлениям:

  1. развитие сенсорных и моторных функций;
  1. формирование кинестетической основы артикуляционных движений;
  1.  развитие мимической мускулатуры;
  1. развитие правильного физиологического и речевого дыхания;
  1. развитие слухового и зрительного внимания;
  1. развитие интеллектуальных функций;
  1. развитие эмоционально-волевой и игровой деятельности;
  1. формирование черт гармоничной и незакомплексованной личности.

В своей коррекционной работе абсолютно на всех подгрупповых занятиях применяю следующие методы и приемы здоровьесберегающих технологий.

1. Первый этап занятия – организационный. Его цель – введение в тему занятия, создание положительного настроя на учение, пробуждения интереса к познанию, а также коррекция психофизических функций.

В организационные моменты включаю:

  1. упражнения, направленные на психологический настрой;
  1. мимические и имитирующие упражнения, которые улучшают работу лицевых мышц, способствуют развитию подвижности артикуляционного аппарата;
  1. психофизические гимнастики – способствующие раскрепощению детей, появлению своего «Я», развитию воображения, преодолению двигательной неловкости;
  1. релаксационные упражнения, которые учат детей управлять собственным мышечным тонусом, приемам расслабления различных групп мышц (у детей с дизартрией!).

2. Комплексы дыхательных гимнастик с игровыми моментами (в соответствии с лексической темой), которые развивают правильное физиологическое и речевое дыхание, а так же способствуют профилактике болезней дыхательных путей (ринит, ринофарингит, гайморит, бронхит, аденоиды и полипы носовой полости).

3. Комплексы упражнений, направленные на профилактику нарушений зрения. Адаптированные упражнения, подобранные на основе разработок НИИ глазных болезней им. Гельмгольца, которые провожу в течение 1 м. в середине занятия, игру  «Помоги Пете»- направленную на профилактику амблиопии.

4. Обязательно на занятии присутствует физминутка, тесно связанная с темой занятия. В процессе проведения физминуток, во время которых движения сочетаются со словом, естественно и ненавязчиво воспитываются поведение детей, развивается мышечная активность, совершенствуется общая моторика, активизируется словарный запас.

5. Система работы по развитию мелкой моторики рук (на подгрупповых занятиях)

  1. календарно-тематическое планирование пальчиковых игр в старшей и подготовительной группах согласно лексическим темам,
  2. графические диктанты в подготовительной группе,
  3. обводка шаблонов и штриховка изображений согласно лексическим темам
  4. пальчиковая азбука
  5. различные задания с раздаточным материалом

6. Одним из основных этапов логопедического занятия – работа по развитию основных движений артикуляционного аппарата, которая проводится в форме артикуляционной гимнастики. Артикуляционная гимнастика- это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности  движений органов, участвующих в речевом процессе. Занятия артикуляционной гимнастикой по своим результатам подобны утренней зарядке: они усиливают кровообращение.

Анализ литературы по проблеме речевых нарушений, опыт работы и результативность использования традиционных методов таких как: пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика и т.д. выявил возможность и необходимость использования способов вариативности традиционных и нетрадиционных методов, которые способствуют коррекции речевой патологии и направлены на здоровьесбережение  детей.

  Для достижения лучших результатов в работе по постановке звуков, чтобы процесс был более занимательным и увлекал детей, применяю такой метод как биоэнергопластика (сопряженная гимнастика)- это содружественное взаимодействие руки и языка. Артикуляционные упражнения проводятся одновременно с движениями сначала одной кисти руки, затем обеих, имитирующих движения челюсти, языка губ. Известно, что движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику. Ко всем классическим упражнениям добавляю движения кисти :

«Улыбка»-пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка. Под счет 1-пальцы расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек., на счет 2-ладонь сворачивается в кулак.

«Часики» - сопровождает сжатая и опущенная вниз ладонь, которая движется под счет влево, вправо.

«Качели» - движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх вниз.

«Утюжок» - сомкнутая ладонь поднята вверх, тыльной стороной от себя, четыре сомкнутых пальца медленно и плавно двигаются вперед, назад и влево, вправо.

«Футбол» - ладонь сжата в кулак, указательный палец выдвинут вперед, под счет кисть руки поворачивается вправо, влево.

Статистические упражнения способствуют развитию мышечной силы, динамической организации движения, помогают ребенку принять правильную артикуляционную и пальчиковую позу:

«Улыбка» - пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка. Под счет 1-пальцы расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек., на счет 2-ладонь сворачивается в кулак.

«Хоботок» - ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему.

«Жало», «Змейка» - пальцы сжаты в кулак, указательный выдвинут вперед.

«Лопаточка» - большой палец прижат к ладони сбоку, сомкнутая, ненапряженная ладонь опущена вниз.

«Чашечка» - пальцы прижаты друг к другу, имитируя положение «чашечки».

«Парус» - сомкнутая ладонь поднята вверх.

«Горка» - согнутая ладонь опущена.

           Театр пальчиков и языка.

  Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. В своей работе  использую еще одну методику, она позволяет выявить скрытые способности ребенка и расширить границы возможностей его мозга. Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Кинезиологические методы позволяют активировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблемы в различных областях психики. В частности, применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и общую моторику, снижает утомляемость. Повышает способность к произвольному контролю. Кинезиологоия- методика сохранения здоровья путем  воздействия на мышцы тела, т.е. путем физической активности. Кинезиологические упражнения комплекс движений, позволяющий активировать межполушарное взаимодействие, развить комиссуры (нервные волокна, осуществляющие взаимодействие между полушариями) как межполушарные интеграторы, через которые полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация работы полушарий. Виды упражнений:

1. Растяжки и телесные упражнения – нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (мышечная вялость).

2. Дыхательные упражнения, улучшающие ритмику организма, развивают контроль и произвольность.

3. Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергию всего организма.

4. Телесные упражнения.

5. Упражнения для развития мелкой моторики.

         6. «Зеркальное рисование», при котором деятельность общих полушарий синхронизируется, увеличевается эффективность работы всего мозга. 

   

                        Кинезеологические упражнения

1. «Колечко»

Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

2. «Кулак -ребро -ладонь»

Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола. Сначала ребенок выполняет вместе с педагогом, затем по памяти 8-10 раз. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом - правой, затем -двумя руками вместе.

3. «Лезгинка»

Левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. После этого одновременно сменить положение правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций. Добиваться высокой скорости смены положений.

4. «Зеркальное рисование»

Положить на стол чистый лист бумаги. Взять в обе руки по карандашу. Начинать рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обеих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

5. «Ухо - нос»

Левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши. Поменять положение рук «с точностью до наоборот».

6. «Змейка»

Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. Двигать пальцем, который укажет педагог. Палец должен двигаться точно и четко. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

7. «Перекрестные движения»

Выполнять перекрестные координированные движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперед, в сторону, назад). Затем сделать то же левой рукой и правой ногой.

8. «Медвежьи покачивания»

Качаться из стороны в сторону, подражая медведю. Затем подключить руки. Можно придумать сюжет.

9. «Поза скручивания»

Сесть на стул боком. Ноги вместе, бедро прижать к спинке. Правой рукой держаться за правую сторону спинки стула, а левой - за левую. Медленно на выдохе поворачивать верхнюю часть туловища так, чтобы грудь оказалась против спинки стула. Оставаться в этом положении 5-10 сек. Выполнить то же самое в другую сторону.

10. «Качание головой»

Дышать глубоко. Расправить плечи, закрыть глаза, опустить голову вперед и медленно раскачивать голову из стороны в сторону.

 11. «Звонок»

Опираясь на стол ладонями, полусогнуть руки в локтях. Встряхивать по очереди кистями.

12. «Домик»

Соединить концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажать на пальцы левой, затем наоборот. Отработать эти движения для каждой пары пальцев отдельно.

13. «Снеговик»

Стоя. Представьте, что вы только что слепленный снеговик. Тело должно быть напряжено, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце и снеговик начал таять. Сначала «тает» и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т.д. В конце упражнения мягко упадите на пол и лежите, как лужица воды.

14. «Дерево»

Сидя на корточках. Спрятать голову в колени, колени обхватить руками. Это семечко, которое постепенно прорастает. Подняться на ноги, затем распрямлять туловище, вытягивать руки вверх. Напрячь тело и вытянуть его вверх. Подул ветер: раскачивать тело, имитируя дерево.

15. «Яйцо»

Сесть на пол, подтянуть колени к животу, обхватить их руками, голову спрятать в колени. Раскачиваться из стороны в сторону, стараясь расслабиться.

3. Су Джок терапия.

Стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенным на Су-кистях рук, Джок- стопах ног.

Использую следующие формы работы по использованию Су Джок терапии:

  1. это диагностика и стимуляция активных точек, расположенных на кистях и пальцах рук;
  2. профилактический ручной массаж кистей рук; массаж и самомассаж кончиков пальцев и растирание ногтевых пластинок. Кончики пальцев и ногтевые пластины отвечают за головной мозг, особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека. Стимуляция систем соответствия (особенно большого пальца) способствует созреванию нервных клеток и активному функционированию коры головного мозга.;
  3. использование Су Джок массажеров: шариков, колец, аппликаторов и других приспособлений: грецкие орехи, шестигранные карандаши, шишки, прищепки и т.п.
  4. терапия с помощью семян ( закрепление семян с помощью пластыря на точки системы соответствия, массаж подушечек пальцев (массаж проводится с ребенком до стойкого ощущения тепла и незначительного покраснения), самомассаж в сухом бассейне наполненном семенами;

Дети очень любят играть в «человечков»: рисуют личико на

большом пальце, обыгрывают сюжеты.

Использовать можно любые зерна. Каждое зерно несет в себе целебное воздействие за счет имеющейся в нем биоэнергии. Разумеется, больше всего такой энергии содержится  в неповрежденных зернах недавнего урожая. Использую гречиху, так называемые

канареечные зерна и зернышки темного цвета от зрелых яблок. По своему внешнему виду очень напоминают маленькие сердечки. Так вот, в том месте, где такое «сердечко» заострено, это начало, а место выхода биоэнергии тупой конец зерна. Также применяю желтые зернышки пшена (они пополняют недостаток энергии в организме).

Cу Джок терапия - это высоко эффективный, безопасный и простой метод, который в логопедических целях активизирует развитие речи ребенка, а так же благотворно влияет на весь организм.

                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий.(из опыта работы)

В своей работе мы используем как традиционные, так и нетрадиционные приёмы здоровьесберегающей технологии, среди которых:Организация рациональной двигательной активности: дыхательная, артикуляционная ...

«Формирование у старших дошкольников понимания ценности здоровья с помощью системы современных здоровьесберегающих технологий» (из опыта работы по реализации программы дополнительного образования «Быть здоровыми хотим»)

АКТУАЛЬНОСТЬ. Здоровье - бесценное достояние и великая ценность. Одно из неотъемлемых прав человека. И оно может сделать человека счастливым! В Конвенции по правам ребёнка прописаны его законные права...

Здоровье сберегающая технология (из опыта работы)

        Укрепление здоровья в условиях обычного детского сада                              ...

Консультация для родителей: «Экологическое воспитание детей с использованием ИКТ технологий» (из опыта работы)

Познание родной природы является источником первых знаний. Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувс...

Организация музыкального воспитания с использованием здоровьесберегающих технологий (из опыта работы)

Описание педагогического опыта по теме"Организация музыкального воспитания с использованием здоровьесберегающих технологий"...

«Современные педагогические технологии, как залог успешности образовательного процесса» Проектные технологии (Описание опыта работы)

Современные реалии и требования, предъявляемые государством к качеству воспитательно-образовательной работы  с детьми дошкольного возраста, предполагают, что педагог должен владеть необходимыми п...


 

Комментарии

БУЛИНА ТАТЬЯНА ИВАНОВНА

Статья понравилась. Тема статьи очень актуальна в наше время.