«Формирование навыков здорового образа жизни на занятиях по физической культуре»
статья
В настоящее время остро стоит вопрос о состоянии здоровья детей, которое, к сожалению, не соответствует ни потребностям, ни потенциальным возможностям современного общества.
Между тем известно, что здоровье взрослого человека на 75% определяется условиями его формирования в детском возрасте. Детство - ключевой критический период жизни, когда осуществляется формирование всех морфологических и функциональных структур, определяющих потенциальные возможности взрослого человека пожизненно. Поэтому именно с раннего возраста необходимо приобщать человека к заботе о своем здоровье, воспитывать у него заинтересованность и активность в саморазвитии, самопостроении и самосохранении.
Важный субъект начального звена этой системы - семья как основа психотелесного здоровья ребенка, его интеллектуального статуса и духовного благополучия. Она создает условия для первичной ориентации детей в организации здорового образа жизни, включения их в процесс самосознания, формирования установки на здоровье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_navykov_zdorovogo_obraza_zhizni_na_zanyatiyah_po_fizicheskoy_kulture.docx | 16.43 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование навыков здорового образа жизни на занятиях по физической культуре»
Григорьева Ю. В. воспитатель,
Мизяк Ю. А. воспитатель,
Смолякова О. А. воспитатель
В настоящее время остро стоит вопрос о состоянии здоровья детей, которое, к сожалению, не соответствует ни потребностям, ни потенциальным возможностям современного общества. Заболеваемость детей раннего и дошкольного возраста продолжает оставаться высокой и имеет тенденцию к увеличению.
Сравнительный анализ выявляет значительное ухудшение в последние годы уровня физического состояния детей дошкольного возраста. В частности, обнаружено резкое снижение показателей динамометрии, массы тела, скоростных и скоростно-силовых способностей.
Особую тревогу вызывает физическое здоровье детей на этапе их подготовки к школе. Выяснилось, что по большинству показателей физической подготовленности (за исключением гибкости) дети 6 - 7 лет отстают от детей, на которых рассчитан программный материал по физической культуре.
Низкий исходный уровень здоровья в этом возрасте самым неблагоприятным образом сказывается на процессе адаптации детей к школьным нагрузкам, являясь причиной дальнейшего ухудшения способности к освоению требований школьной программы.
Между тем известно, что здоровье взрослого человека на 75% определяется условиями его формирования в детском возрасте. Детство - ключевой критический период жизни, когда осуществляется формирование всех морфологических и функциональных структур, определяющих потенциальные возможности взрослого человека пожизненно. Поэтому именно с раннего возраста необходимо приобщать человека к заботе о своем здоровье, воспитывать у него заинтересованность и активность в саморазвитии, самопостроении и самосохранении.
Важный субъект начального звена этой системы - семья как основа психотелесного здоровья ребенка, его интеллектуального статуса и духовного благополучия. Она создает условия для первичной ориентации детей в организации здорового образа жизни, включения их в процесс самосознания, формирования установки на здоровье.
Содержание и характер опыта решения данной задачи зависят от ценностей всей семьи, эрудиции в вопросах здоровья и здорового образа жизни, понимания родителями ответственности перед детьми за качество их здоровья. Иначе говоря, семья служит моделью для своего ребенка.
Мать должна владеть необходимыми знаниями, практическими умениями, готовностью и желанием кропотливо формировать здоровье ребенка на этапе раннего детства, шаг за шагом, включая самого малыша в процесс самосохранения и самоорганизации здорового образа жизни.
Однако значительное число заболеваний в данном возрасте (по результатам исследования - 2 - 3 случая на одного ребенка) свидетельствует о валеологической безграмотности родителей и прежде всего матери. Ограниченность знаний и практических умений по оздоровлению малыша препятствует эффективному решению задачи формирования и сбережения его здоровья. Окружив ребенка после рождения температурным комфортом, мать, сама того не ведая, детренирует системы иммунитета и терморегуляции. На вопрос: "Какие факторы определяют здоровье современного человека?" - 38,2% опрошенных матерей на первое место поставили психоэмоциональное равновесие, 32,4 - полноценное питание, 11,8 - наследственные факторы и экологию. Значение двигательной активности для здоровья человека признают лишь 8,8% респонденток, что свидетельствует о недооценке роли физических упражнений в совершенствовании функций организма.
Одной из эффективных форм реализации комплексной методики оздоровления является ежегодно организуемая морская экспедиция, где, находясь вместе с семьей у моря, дети вступают в контакт со всеми природными факторами, что способствует адаптации к внешним условиям, познанию мира и ориентировке в нем.
Следующее звено в системе непрерывного процесса обучения и сохранения здоровья детей - это дошкольное образовательное учреждение (ДОУ), главной задачей которого становится включение ребенка в процесс саморазвития, самопостроения и самоорганизации здорового образа жизни.
Известно, что решение данной задачи наиболее успешно осуществляется при активной включенности в физкультурно-оздоровительную деятельность. Установлено, что родители, систематически занимающиеся физической культурой и спортом, более осознанно подходят к вопросу организации двигательного режима детей, активно вовлекая их в занятия различными видами физкультурно-оздоровительной деятельности.
Так, например, 100% опрошенных выполняют упражнения в домашнем спортивном уголке, 50% детей занимаются сезонными видами спорта (катание на велосипеде, роликах, лыжах и т.д.), 37,5% посещают занятия в физкультурных клубах и выполняют оздоровительные пробежки вместе с родителями. У других опрошенных, отличающихся пассивностью и отсутствием выраженного интереса к занятиям физической культурой, дети не проявляют активности и заинтересованности в двигательной деятельности.
Изучение профилактических мероприятий по укреплению здоровья членов семьи выявило также преимущество родителей, чей образ жизни связан с организованной двигательной активностью. Установлено, что в этих семьях систематически проводятся сезонная витаминизация пищи (45,4%), профилактические мероприятия перед эпидемиями гриппа и другими инфекционными заболеваниями (50%), активно используются разнообразные средства и методы оздоровления (62,5% - хождение босиком, 43,7% - обтирание холодной водой, 98,7% - посещение сауны).
В других же семьях, где родители пассивны к занятиям физической культурой и спортом, значительно менее выражены действия по формированию профилактической установки на здоровый образ жизни. Для них характерна также низкая познавательная активность в приобретении знаний о сохранении здоровья детей (3%), в то время как у других родителей этот интерес более выражен (54,5%). Поэтому в двигательно- пассивных семьях закономерными можно считать более частые случаи заболеваний детей (55,7%) и взрослых (36,7%) по сравнению с семьями, в которых родители регулярно занимаются физическими упражнениями (0% - у взрослых и 37,5% - у детей).
Процесс формирования индивидуального здоровья неразрывно связан с двигательной активностью, имеющей для детей жизненно важное значение.
Потребность в движении, физическом самосовершенствовании является основой формирования валеологически обоснованного поведения детей на этапе дошкольного возраста.
Уже на этапе дошкольного возраста можно успешно осваивать знания, необходимые для формирования сознательного отношения личности к собственному здоровью и здоровью окружающих, здоровому телу, к личной гигиене, развитию физических качеств.
Выполняемые по собственной инициативе, без напоминания и контроля взрослых, действия по организации здоровой жизнедеятельности могут свидетельствовать о сформированности потребности в валеологической и физкультурно - оздоровительной деятельности.
На основе положительного интереса, в процессе физкультурных занятий у детей развивается эмоциональное и вместе с тем осознанное отношение к здоровью.
Таким образом, данные процесса формирования знаний, умений, навыков и привычек здорового образа жизни, выступающих в качестве критерия эффективности системы валеологического образования, обосновывают
возможность и необходимость целенаправленного обучения искусству управления своим здоровьем на этапе дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию навыков здорового образа жизни с детьми группы младшего дошкольного возраста
Конспект занятия по формированию навыков здорового образа жизни с детьми группы младшего дошкольного возрастаТема: «формирование навыков здорового образа жизни у детей раннего возрас...
Конспект занятия НОД (познавательное развитие) в подготовительной группе детского сада по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей подготовительной группы»
Предлагаю Вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы (6-7 лет) по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей подготов...
«Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий в процессе физического развития и воспитания»
описание ситемы работы «Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий в процессе физического развития и воспитани...
Формирование навыков здорового образа жизни на занятиях по физической культуре
Формирование навыков здорового образа жизни на занятиях по физической культуре...
Формирование навыков здорового образа жизни на занятиях по физической культуре
Формирование навыков здорового образа жизни на занятиях по физической культуре...
«Организация и внедрения новых форм физического развития и формирование навыков здорового образа жизни»
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка — это самая главная задача не только для родителей, но и для педаго...
Программа формирования навыков здорового образа жизни и профилактики заболеваемости работников МАДОУ ДСКВ «Рябинушка»-«За здоровый образ жизни!»
Актуальность решения проблемы сохранения и укрепления здоровья сотрудников на рабочих местах продолжает оставаться высокой в связи с тем, что показатели здоровья и состояния здраво...