Формирование навыков здорового образа жизни на занятиях по физической культуре
статья по физкультуре на тему
Формирование навыков здорового образа жизни на занятиях по физической культуре
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_navykov_zdorovogo_obraza_zhizni_na_zanyatiyah_po_fizicheskoy_kulture.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Педсовет.
«Формирование навыков здорового образа жизни на занятиях по физической культуре»
Доклад подготовила
воспитатель по физкультуре
ОржевскаяЮ.Н.
ГБОУ Школа 1381 СП №696
2014 г.
В настоящее время остро стоит вопрос о состоянии здоровья детей, которое, к сожалению, не соответствует ни потребностям, ни потенциальным возможностям современного общества. Заболеваемость детей раннего и дошкольного возраста продолжает оставаться высокой и имеет тенденцию к увеличению. Результаты проведенного мониторинга (Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. - М.: Наука, 1982. - 270) физического здоровья детей 3 - 7 лет позволили установить, что практически здоровыми можно считать лишь 16,4% детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения. Нарушения в состоянии здоровья обнаружены у 75,9% детей; с различной патологией выявлено 6,4% детей; 0,2% составляют дети 4-й группы здоровья.
Сравнительный анализ полученных данных с результатами массового обследования прошлых лет выявил значительное ухудшение в последние годы уровня физического состояния детей дошкольного возраста. В частности, обнаружено резкое снижение показателей динамометрии, массы тела, скоростных и скоростно-силовых способностей.
Особую тревогу вызывает физическое здоровье детей на этапе их подготовки к школе. Выяснилось, что по большинству показателей физической подготовленности (за исключением гибкости) дети 6 - 7 лет отстают от детей, на которых рассчитан программный материал по физической культуре.
Низкий исходный уровень здоровья в этом возрасте самым неблагоприятным образом сказывается на процессе адаптации детей к школьным нагрузкам, являясь причиной дальнейшего ухудшения способности к освоению требований школьной программы.
Между тем известно, что здоровье взрослого человека на 75% определяется условиями его формирования в детском возрасте. Детство - ключевой критический период жизни, когда осуществляется формирование всех морфологических и функциональных структур, определяющих потенциальные возможности взрослого человека пожизненно. Поэтому именно с раннего возраста необходимо приобщать человека к заботе о своем здоровье, воспитывать у него заинтересованность и активность в саморазвитии, самопостроении и самосохранении.
Важный субъект начального звена этой системы - семья как основа психотелесного здоровья ребенка, его интеллектуального статуса и духовного благополучия. Она создает условия для первичной ориентации детей в организации здорового образа жизни, включения их в процесс самосознания, формирования установки на здоровье.
Важный субъект начального звена этой системы - семья как основа психотелесного здоровья ребенка, его интеллектуального статуса и духовного благополучия. Она создает условия для первичной ориентации детей в организации здорового образа жизни, включения их в процесс самосознания, формирования установки на здоровье.
Содержание и характер опыта решения данной задачи зависят от ценностей всей семьи, эрудиции в вопросах здоровья и здорового образа жизни, понимания родителями ответственности перед детьми за качество их здоровья. Иначе говоря, семья служит моделью для своего ребенка.
Мать должна владеть необходимыми знаниями, практическими умениями, готовностью и желанием кропотливо формировать здоровье ребенка на этапе раннего детства, шаг за шагом, включая самого малыша в процесс самосохранения и самоорганизации здорового образа жизни.
Однако значительное число заболеваний в данном возрасте (по результатам исследования - 2 - 3 случая на одного ребенка) свидетельствует о валеологической безграмотности родителей и прежде всего матери. По данным опроса матерей, имеющих детей до года, установлено, что 47,1% из их числа считают ограниченным свой уровень знаний о здоровье ребенка, его физическом состоянии и средствах воздействия на них. Явно недостаточной свою осведомленность признали 20,8% опрошенных и 31,1% уверены в своей подготовленности по этому вопросу.
Ограниченность знаний и практических умений по оздоровлению малыша препятствует эффективному решению задачи формирования и сбережения его здоровья. Окружив ребенка после рождения температурным комфортом, мать, сама того не ведая, детренирует системы иммунитета и терморегуляции. Это подтверждается и результатами проведенного опроса, в ходе которого установлено, что молодые матери ограничиваются в основном традиционными, щадящими средствами закаливания и оздоровления. 79,7% применяют купание в ванне (преимущественно в гигиенических целях), 61,7% - прогулки на свежем воздухе, 41,7% - воздушные ванны, 32,3% - массаж. Водные процедуры, в частности в форме обтирания и обливания, используют лишь 2,9% опрошенных.
На вопрос: "Какие факторы определяют здоровье современного человека?" - 38,2% опрошенных матерей на первое место поставили психоэмоциональное равновесие, 32,4 - полноценное питание, 11,8 - наследственные факторы и экологию. Значение двигательной активности для здоровья человека признают лишь 8,8% респонденток, что свидетельствует о недооценке роли физических упражнений в совершенствовании функций организма.
Одной из эффективных форм реализации комплексной методики оздоровления является ежегодно организуемая морская экспедиция, где, находясь вместе с семьей у моря, дети вступают в контакт со всеми природными факторами, что способствует адаптации к внешним условиям, познанию мира и ориентировке в нем.
Следующее звено в системе непрерывного процесса обучения и сохранения здоровья детей - это дошкольное образовательное учреждение (ДОУ), главной задачей которого становится включение ребенка в процесс саморазвития, самопостроения и самоорганизации здорового образа жизни.
Известно, что решение данной задачи наиболее успешно осуществляется при активной включенности в физкультурно-оздоровительную деятельность. Установлено, что родители, систематически занимающиеся физической культурой и спортом, более осознанно подходят к вопросу организации двигательного режима детей, активно вовлекая их в занятия различными видами физкультурно-оздоровительной деятельности.
Так, например, 100% опрошенных выполняют упражнения в домашнем спортивном уголке, 50% детей занимаются сезонными видами спорта (катание на велосипеде, роликах, лыжах и т.д.), 37,5% посещают занятия в физкультурных клубах и выполняют оздоровительные пробежки вместе с родителями. У других опрошенных, отличающихся пассивностью и отсутствием выраженного интереса к занятиям физической культурой, дети не проявляют активности и заинтересованности в двигательной деятельности.
Изучение профилактических мероприятий по укреплению здоровья членов семьи выявило также преимущество родителей, чей образ жизни связан с организованной двигательной активностью. Установлено, что в этих семьях систематически проводятся сезонная витаминизация пищи (45,4%), профилактические мероприятия перед эпидемиями гриппа и другими инфекционными заболеваниями (50%), активно используются разнообразные средства и методы оздоровления (62,5% - хождение босиком, 43,7% - обтирание холодной водой, 98,7% - посещение сауны).
В других же семьях, где родители пассивны к занятиям физической культурой и спортом, значительно менее выражены действия по формированию профилактической установки на здоровый образ жизни. Для них характерна также низкая познавательная активность в приобретении знаний о сохранении здоровья детей (3%), в то время как у других родителей этот интерес более выражен (54,5%). Поэтому в двигательно- пассивных семьях закономерными можно считать более частые случаи заболеваний детей (55,7%) и взрослых (36,7%) по сравнению с семьями, в которых родители регулярно занимаются физическими упражнениями (0% - у взрослых и 37,5% - у детей).
Процесс формирования индивидуального здоровья неразрывно связан с двигательной активностью, имеющей для детей жизненно важное значение.
Потребность в движении, физическом самосовершенствовании явилась основой формирования валеологически обоснованного поведения детей на этапе дошкольного возраста. Именно поэтому в рамках концепции формирования здоровья детей 3 - 7 лет ведущей стала задача обучения знаниям, умениям и навыкам здорового образа жизни.
Поэтому мной проводились досуги по валеологии:
1. В младшей группе « Формирование правильной осанки».
«Растём здоровыми».
2. В средней группе «Сила воли».
«Если хочешь быть здоров - закаляйся».
3. В старшей группе «Гигиена тела».
«Спорт как полезная привычка».
4. В подготовительной «Сила русского духа».
группе «Полезные привычки».
На этих занятиях я прививала детям основные знания о правильном, здоровом образе жизни.
На них мы говорили:
- О том, что сила воли очень важное качество в нашей жизни.
Сила воли помогает довести начатое дело до конца, воспитывает
твёрдость нашего характера. Помогает нам быть
дисциплинированными.
- О том, что существуют такие полезные привычки как
Утренняя гимнастика - дети получают заряд бодрости на весь
день, эти занятия улучшают деятельность
всех органов, способствует укреплению
мышц, формирует правильную осанку.
Правильная осанка – Правильную осанку надо формировать с
раннего возраста. Если этого не делать начи-
нает искревляться позвоночник, или
разовьётся сутулость, что может привести
к образованию горба. Всё это очень вредит
нашему здоровью, так как затрудняет
работу нашего сердца и лёгких. Ребёнок
слабеет и ухудшается его самочувствие.
Закаливание - Делает наш организм крепче и помогает ему
лучше сопротивляться болезням.
Режим дня - Очень важен для детей, он охраняет наш
организм от переутомления, формирует
волевые качества, дисциплинирует.
- Говорила о том, что очень полезно заниматься спортом именно с детства, потому что в дошкольном детстве закладываются основы крепкого здоровья. В эти воды происходит становление детского организма.
Это могучее оружие в борьбе за здоровье и долголетие.
- Говорили о вредных привычках. Как пагубно они влияют на организм человека. О том, что они ведут к различны заболеваниям и сокращают нашу жизнь.
- Говорили о гигиене тела и одежды. Как это важно для нашего организма.
Уже на этапе дошкольного возраста можно успешно осваивать знания, необходимые для формирования сознательного отношения личности к собственному здоровью и здоровью окружающих, здоровому телу, к личной гигиене, развитию физических качеств.
Выполняемые по собственной инициативе, без напоминания и контроля взрослых, действия по организации здоровой жизнедеятельности свидетельствуют о сформированности потребности в валеологической и физкультурно-оздоровительной деятельности.
На основе положительного интереса в процессе физкультурных занятий у детей развивается эмоциональное и вместе с тем осознанное отношение к здоровью.
Таким образом, данные процесса формирования знаний, умений, навыков и привычек здорового образа жизни, выступающих в качестве критерия эффективности системы валеологического образования, обосновывают
возможность и необходимость целенаправленного обучения искусству управления своим здоровьем на этапе дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию навыков здорового образа жизни с детьми группы младшего дошкольного возраста
Конспект занятия по формированию навыков здорового образа жизни с детьми группы младшего дошкольного возрастаТема: «формирование навыков здорового образа жизни у детей раннего возрас...
Конспект занятия НОД (познавательное развитие) в подготовительной группе детского сада по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей подготовительной группы»
Предлагаю Вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы (6-7 лет) по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей подготов...
«Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий в процессе физического развития и воспитания»
описание ситемы работы «Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий в процессе физического развития и воспитани...
Формирование навыков здорового образа жизни на занятиях по физической культуре
Формирование навыков здорового образа жизни на занятиях по физической культуре...
Разработка НОД в средней группе.Формирование у детей навыков здорового образа жизни. Открытое занятие в средней группе «Орган вкуса — помощник человека»
Орган вкуса-помощник человека...
«Организация и внедрения новых форм физического развития и формирование навыков здорового образа жизни»
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка — это самая главная задача не только для родителей, но и для педаго...
Программа формирования навыков здорового образа жизни и профилактики заболеваемости работников МАДОУ ДСКВ «Рябинушка»-«За здоровый образ жизни!»
Актуальность решения проблемы сохранения и укрепления здоровья сотрудников на рабочих местах продолжает оставаться высокой в связи с тем, что показатели здоровья и состояния здраво...