13.12.2024 Особенности приобщения детей дошкольного возраста к ценностям здорового образа жизни
консультация (подготовительная группа)

Веккер Светлана Федоровна

особенности приобщения здорового образа жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_priobshcheniya_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx16.74 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности приобщения детей дошкольного возраста к ценностям

здорового образа жизни

Дошкольный возраст считается наиболее чувствительным периодом для направленного

формирования личности ребенка. Ориентиры, установленные в качестве критериев его

ценности, обладают силой инерции, а сформированные в этом возрасте внутренние

поведенческие регуляторы обладают устойчивостью, проецируются на будущее, изменяют

жизненную позицию человека, его взаимоотношения с другими людьми и существенно

определяют дальнейшее развитие человека.

А.В. Серый отмечает, что изменения, которые происходят в данном возрастном периоде,

становятся основой для формирования аксиологической сферы личности, влияющей на

объективную и субъективную готовность ребенка к полноценной жизни в обществе. Это

связано с интенсивным социальным развитием психики и ее основных подструктур,

изменением образа жизни ребенка, новыми интересами и обязанностями, потребностями,

важнейшей из которых становится потребность в приобретении новых знаний, умений и

навыков .

По мнению С.П. Голышенкова, становление и развитие ценностного отношения к

здоровью, его осмысление может происходить в течение всей жизни человека .

Однако наиболее сензитивным периодом формирования ориентации на ценностные

характеристики здоровья является старший дошкольный возраст.

Ценностное отношение дошкольников к здоровому образу жизни А.В. Кирьякова

рассматривает как устойчивое личностное образование, основанное на чувственно-

эмоциональном восприятии, характеризующееся осознанием здоровья как ценности и

обеспечивающее устойчивость, преемственность поведения в деятельности по сохранению и

улучшению здоровья .

По мнению Р.А. Березовской, в формировании ценностного отношения к ЗОЖ

присутствуют четыре компонента: целевой, содержательный, организационно-

деятельностный и результативно-оценочный .

Целевой компонент представляет собой информационную основу процесса формирования

у дошкольников ценностного отношения к ЗОЖ и обусловливает возможные ожидаемые

результаты. В соответствии с этим цель определена как формирование устойчивых

представлений детей о здоровом образе жизни как ценности, умений осуществлять линию

поведения, основывающуюся на приоритете здоровья. Предметно-содержательный

компонент образован смысловым наполнением основных аспектов формирования у детей

дошкольного возраста ценностного отношения к здоровому образу жизни. Организационно-

деятельностный компонент раскрывается в многообразии форм, методов и способов

деятельности по формированию у дошкольников ценностной ориентации на здоровый образ

жизни, которые определяются выбранными целевыми установками и ведущими

направлениями педагогической работы. Результативно-оценочный компонент отражает

теоретические представления о промежуточных и конечном ожидаемых результатах

деятельности по приобщению детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни.

Для более полного раскрытия механизма формирования у дошкольников ценностного

отношения к ЗОЖ Э.М. Казин выделяет его основные критерии: когнитивно-смысловой,

эмоционально-волевой, деятельностный и рефлексивно-оценочный .

Когнитивно-смысловой критерий предполагает отражение в сознании дошкольника

результата овладения знаниями о здоровом образе жизни как ценности, осознание его

значимости на личностно-смысловом уровне. Эмоционально-волевой критерий отражает

спектр установок ребенка старшего дошкольного возраста в осуществлении здорового образа

жизни. Он представляет собой качество отношения дошкольника к видам деятельности,

направленным на осуществление здорового образа жизни. Деятельностный критерий

проявляется в активности ребенка по присвоению данной ценности, т.е. в преобразовании

своего поведения на основе полученных знаний о здоровье человека и здоровом образе

жизни. Рефлексивно-оценочный критерий предполагает отражение содержательной стороны

ценности в сознании и поведении старшего дошкольника, оценку здорового образа жизни с

позиции личностной значимости. Рефлексивно-оценочная деятельность протекает через

процессы самопонимания, самооценки, самоинтерпретации, а также понимания, оценки и

интерпретации деятельности других людей, которые позволяют осознать, какое значение

имеет здоровый образ жизни для человека.

Данные критерии тесно связаны между собой. Причем, отмечает Э.М. Казин, эта

взаимосвязь является не суммативной, а системной, поскольку ценностное отношение к ЗОЖ

– это целостное образование, в котором в неразрывной связи находятся субъективно-

личностные компоненты, выражающие внутренний план отношения дошкольника к данной

ценности и объективно-практические действия .

Обостренная отзывчивость, чувствительность ребенка старшего дошкольного возраста,

особая направленность его активности обусловливают меру готовности к преобразованиям в

ходе воспитания. При этом ориентиры, установленные в качестве критериев ценности,

обладают силой инерции, а сформированное в этом возрасте ценностное отношение к

здоровому образу жизни обладает устойчивостью, проецируется на будущее, изменяет образ

жизни и жизненную позицию ребенка, влияет на взаимоотношения с другими людьми и

определяет дальнейшее развитие личности.

Литература:

1 Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. М.: Физкультура и спорт, 1987 64 с.

2 Белоножкина О.В. Смирнова В.Г. Егунова Г.В. Спортивно-оздоровительные

мероприятия в школе: Дни здоровья, спортивные праздники, конкурсы. Волгоград:

Учитель, 2007 173 с.

3 Березовская Р.А., Никифоров Г.С. Отношение к здоровью. СПб.: Питер, 2003 607 с.

4 Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей: пособие для воспитателя детского сада. М.:

Просвещение, 1986 128 с.

5 Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления,

установки. М.: Академия, 2001 352 с.

6 Воронова Е.А. Здоровый образ жизни в современной школе: программы, мероприятия,

игры. Ростов н/Д.: Феникс, 2007 246 с.

7 Дерябо С., Ясин В. Отношение к здоровью и к здоровому образу жизни: методика

измерения // Директор школы. 1994 №2. С.7–16.

8 Зайцев Г.К. Педагогика здоровья // Инновации в образовании. 2004 №4. С. 98-110.

9 Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология ХХ1 века / сост.

Антонов Ю.Е., Кузнецова М.Н., Саулина Т.Ф. М.: АРКТИ, 2000 80 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ "ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ЦЕННОСТЯМ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ".

В дошкольном возрасте биологическая потребность в движении является ведущей и оказывает мобилизующее влияние на интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка, на привычки и поведения. Поэтому наиб...

программа по самообразованию «Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям здорового образа жизни посредством здоровьесберегающих технологий»

laquo;Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям здорового образа жизни посредством здоровьесберегающих технологий»...

Доклад "Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям здорового образа жизни посредством здоровьесберегающих технологий".

Детский сад должен стать фундаментом, на котором мы будем приобщать детей к здоровому образу жизни и спорту....