13.12.2024 Особенности приобщения детей дошкольного возраста к ценностям здорового образа жизни
консультация (подготовительная группа)
особенности приобщения здорового образа жизни
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_priobshcheniya_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 16.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности приобщения детей дошкольного возраста к ценностям
здорового образа жизни
Дошкольный возраст считается наиболее чувствительным периодом для направленного
формирования личности ребенка. Ориентиры, установленные в качестве критериев его
ценности, обладают силой инерции, а сформированные в этом возрасте внутренние
поведенческие регуляторы обладают устойчивостью, проецируются на будущее, изменяют
жизненную позицию человека, его взаимоотношения с другими людьми и существенно
определяют дальнейшее развитие человека.
А.В. Серый отмечает, что изменения, которые происходят в данном возрастном периоде,
становятся основой для формирования аксиологической сферы личности, влияющей на
объективную и субъективную готовность ребенка к полноценной жизни в обществе. Это
связано с интенсивным социальным развитием психики и ее основных подструктур,
изменением образа жизни ребенка, новыми интересами и обязанностями, потребностями,
важнейшей из которых становится потребность в приобретении новых знаний, умений и
навыков .
По мнению С.П. Голышенкова, становление и развитие ценностного отношения к
здоровью, его осмысление может происходить в течение всей жизни человека .
Однако наиболее сензитивным периодом формирования ориентации на ценностные
характеристики здоровья является старший дошкольный возраст.
Ценностное отношение дошкольников к здоровому образу жизни А.В. Кирьякова
рассматривает как устойчивое личностное образование, основанное на чувственно-
эмоциональном восприятии, характеризующееся осознанием здоровья как ценности и
обеспечивающее устойчивость, преемственность поведения в деятельности по сохранению и
улучшению здоровья .
По мнению Р.А. Березовской, в формировании ценностного отношения к ЗОЖ
присутствуют четыре компонента: целевой, содержательный, организационно-
деятельностный и результативно-оценочный .
Целевой компонент представляет собой информационную основу процесса формирования
у дошкольников ценностного отношения к ЗОЖ и обусловливает возможные ожидаемые
результаты. В соответствии с этим цель определена как формирование устойчивых
представлений детей о здоровом образе жизни как ценности, умений осуществлять линию
поведения, основывающуюся на приоритете здоровья. Предметно-содержательный
компонент образован смысловым наполнением основных аспектов формирования у детей
дошкольного возраста ценностного отношения к здоровому образу жизни. Организационно-
деятельностный компонент раскрывается в многообразии форм, методов и способов
деятельности по формированию у дошкольников ценностной ориентации на здоровый образ
жизни, которые определяются выбранными целевыми установками и ведущими
направлениями педагогической работы. Результативно-оценочный компонент отражает
теоретические представления о промежуточных и конечном ожидаемых результатах
деятельности по приобщению детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни.
Для более полного раскрытия механизма формирования у дошкольников ценностного
отношения к ЗОЖ Э.М. Казин выделяет его основные критерии: когнитивно-смысловой,
эмоционально-волевой, деятельностный и рефлексивно-оценочный .
Когнитивно-смысловой критерий предполагает отражение в сознании дошкольника
результата овладения знаниями о здоровом образе жизни как ценности, осознание его
значимости на личностно-смысловом уровне. Эмоционально-волевой критерий отражает
спектр установок ребенка старшего дошкольного возраста в осуществлении здорового образа
жизни. Он представляет собой качество отношения дошкольника к видам деятельности,
направленным на осуществление здорового образа жизни. Деятельностный критерий
проявляется в активности ребенка по присвоению данной ценности, т.е. в преобразовании
своего поведения на основе полученных знаний о здоровье человека и здоровом образе
жизни. Рефлексивно-оценочный критерий предполагает отражение содержательной стороны
ценности в сознании и поведении старшего дошкольника, оценку здорового образа жизни с
позиции личностной значимости. Рефлексивно-оценочная деятельность протекает через
процессы самопонимания, самооценки, самоинтерпретации, а также понимания, оценки и
интерпретации деятельности других людей, которые позволяют осознать, какое значение
имеет здоровый образ жизни для человека.
Данные критерии тесно связаны между собой. Причем, отмечает Э.М. Казин, эта
взаимосвязь является не суммативной, а системной, поскольку ценностное отношение к ЗОЖ
– это целостное образование, в котором в неразрывной связи находятся субъективно-
личностные компоненты, выражающие внутренний план отношения дошкольника к данной
ценности и объективно-практические действия .
Обостренная отзывчивость, чувствительность ребенка старшего дошкольного возраста,
особая направленность его активности обусловливают меру готовности к преобразованиям в
ходе воспитания. При этом ориентиры, установленные в качестве критериев ценности,
обладают силой инерции, а сформированное в этом возрасте ценностное отношение к
здоровому образу жизни обладает устойчивостью, проецируется на будущее, изменяет образ
жизни и жизненную позицию ребенка, влияет на взаимоотношения с другими людьми и
определяет дальнейшее развитие личности.
Литература:
1 Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. М.: Физкультура и спорт, 1987 64 с.
2 Белоножкина О.В. Смирнова В.Г. Егунова Г.В. Спортивно-оздоровительные
мероприятия в школе: Дни здоровья, спортивные праздники, конкурсы. Волгоград:
Учитель, 2007 173 с.
3 Березовская Р.А., Никифоров Г.С. Отношение к здоровью. СПб.: Питер, 2003 607 с.
4 Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей: пособие для воспитателя детского сада. М.:
Просвещение, 1986 128 с.
5 Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления,
установки. М.: Академия, 2001 352 с.
6 Воронова Е.А. Здоровый образ жизни в современной школе: программы, мероприятия,
игры. Ростов н/Д.: Феникс, 2007 246 с.
7 Дерябо С., Ясин В. Отношение к здоровью и к здоровому образу жизни: методика
измерения // Директор школы. 1994 №2. С.7–16.
8 Зайцев Г.К. Педагогика здоровья // Инновации в образовании. 2004 №4. С. 98-110.
9 Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология ХХ1 века / сост.
Антонов Ю.Е., Кузнецова М.Н., Саулина Т.Ф. М.: АРКТИ, 2000 80 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СТАТЬЯ "ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ЦЕННОСТЯМ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ".
В дошкольном возрасте биологическая потребность в движении является ведущей и оказывает мобилизующее влияние на интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка, на привычки и поведения. Поэтому наиб...
программа по самообразованию «Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям здорового образа жизни посредством здоровьесберегающих технологий»
laquo;Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям здорового образа жизни посредством здоровьесберегающих технологий»...
Доклад "Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям здорового образа жизни посредством здоровьесберегающих технологий".
Детский сад должен стать фундаментом, на котором мы будем приобщать детей к здоровому образу жизни и спорту....
Сборник дидактических игр по приобщению детей -7 лет к ценностям здорового образа жизни «Азбука здоровья».
В помощь педагогам...
Консультация для педагогов «Приобщение детей дошкольного возраста к культуре здорового образа жизни»
Консультация для педагогов...
«Приобщение детей дошкольного возраста к культуре здорового образа жизни»
Консультация для педагогов...
«Приобщение детей дошкольного возраста к культуре здорового образа жизни»
Консультация для педагогов...