программа по самообразованию «Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям здорового образа жизни посредством здоровьесберегающих технологий»
материал по физкультуре

Должикова Екатерина Сергеевна

«Приобщение детей дошкольного возраста

к ценностям здорового образа жизни

посредством здоровьесберегающих технологий»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_samoobrazovaniyu_dolzhikova_e.s.doc99.5 КБ

Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МБДОУ «Детский сад №8»

_________________________Трошина Н.В.

                                                                                                                                                                        Приказ №  ____  «____»___________21    г.

       

ПРОГРАММА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

«Приобщение детей дошкольного возраста

к ценностям здорового образа жизни

посредством здоровьесберегающих технологий»

Инструктора по физической культуре

МБДОУ «Детский сад № 8»

Должиковой Екатерины Сергеевны

2021-2022 учебный год

Цель работы: повышение педагогического уровня, профессиональной  компетентности педагога с целью  формирования у старших дошкольников  основ здорового образа жизни  посредством  использования здоровьесберегающих  технологий.

Задачи:

1.  Создать условия для формирования у старших дошкольников основ здорового образа жизни посредством применения здоровьесберегающих технологий.

2.   Изучить и осуществить выбор здоровьесберегающих технологий с учетом специфики ДОУ, климатических условий региона, возрастных и психофизиологических особенностей воспитанников группы.

3.  Разработать методическое обеспечение по данной теме.

  1. Оснащение РППС
  2. Создать психологически комфортное образовательное пространство посредством обеспечения безопасности жизни и поддержки эмоционального благополучия детей.
  3. Вовлечь семьи  в оздоровление и физическое развитие своих детей.
  4. Трансляция педагогический опыта среди коллег и социального партнёра (семей).

Актуальность выбранной темы

               В настоящее время отмечается рост заболеваний детей во всех возрастных периодах, что вызывает необходимость разработки профилактических и оздоровительных мероприятий для детских учреждений. Учитывая, что от 60 до 90 % детей 5-7 летнего возраста посещают ДОУ и естественно актуальным становится внимание к качеству их здоровья и комплексной оценке в различных социальных и экологических условиях. Причем родители предпочитают воспитывать своего ребенка добрым , интеллигентным, отзывчивым, бережливым ко всему живому, а вопросы, связанные со здоровьем, отступают на второй план. А между тем с каждым днём дети становятся все слабее.

Поступление ребёнка в детский сад является новым макросоциальным условием, что для многих детей является стрессом и в результате приводит к изменению защитных механизмов и обменных процессов. В результате этого в организме происходит снижение устойчивости и повышение вероятности заболевания. Уровень заболеваемости детей, посещающих детский сад высокий, что заставляет разрабатывать мероприятия по укреплению здоровья как в условиях д\с, так и в семье.

В условиях, когда ребёнку предъявляются большие требования со стороны общества, он должен быть здоровым физически и психически. В этом случае здоровье, здоровый образ жизни должны быть на первом месте.

Тема предпринятого исследования актуальна и привлекла внимание и врачей, и психологов, и педагогов. Проблема здоровья детей освещена в ряде публикаций известных ученых и ведущих специалистов. Проблема здоровья и ЗОЖ являются актуальными для педагогики, здравоохранения и социологии. Здоровые дети- это будущее нашей нации и государства.

Как известно, здоровье определяется многочисленными внутренними и внешними факторами , причем как свидетельствует большинство научных исследований , в формировании здоровья ребёнка факторы внешней среды имеют преимущественное значение. Поэтому так необходимо создание всех необходимых санитарно-гигиенических и психолого-педагогических условий в ДОУ, т.к. только здоровый ребёнок может успешно усвоить всё то, чему его учат, справляться с предъявленными требованиями, быть активным работоспособным, нормально развиваться.

Это обязывает ДОУ в своей работе считать приоритетным воспитание , связанное с укреплением здоровья детей и предупреждением возможных отклонений в их развитии.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

на 2021-2022 учебный год

Этапы работы по самообразованию

        

1. Формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач.

Цель работы по самообразованию: совершенствование профессиональных компетенций в вопросах формирования у детей старшего дошкольного возраста ценностей здорового образа жизни.

2. Планирование работы по самообразованию.

Планирование работы по следующим разделам:

  • изучение методической литературы;
  • оснащение РППС
  • работа с детьми;
  • работа с семьёй;
  • самореализация.

3. Теоретическое изучение проблемы.

Ознакомление и изучение пособий по физическому развитию и оздоровлению дошкольников:

  • Кудрявцев В. Т., Егоров Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст): Программно - методическое пособие. - М.: Линка-Пресс, 2000.
  • Кузнецова М.Н. Оздоровление детей в детском саду. Система мероприятий. – М.: Айрис-Пресс, 2008.
  • Оверчук Т.И. Здоровье и физическое развитие детей в ДОУ: Проблемы и пути оптимизации. – М.: Гном, 2004.
  • Попова Г.П., Горбатенко О.Ф., Кардаильская Т.А. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. Планирование, занятия, комплексы, спортивные досуги. – Волгоград: Учитель, 2017.
  • Яковлева Л.В., Юдина Р.А. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет: пособие для педагогов дошк. учрежд.: в 3 ч. Часть III. – М.: Владос, 2014.

Изучение и анализ здоровьесберегающих технологий из книг:

  • Яковлева Т.С. Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду. - М.: Школьная Пресса, 2006.
  •  Картушина М.Ю. «Программа оздоровления дошкольников «Зеленый огонек здоровья». – М.: Сфера, 2009.
  • Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников - М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  • Пантелеева Е.В. Дыхательная гимнастика для детей.- Человек, 2012.
  • Павлова М.А., Лысогорская М.В. «Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения» - Волгоград: Учитель, 2012.
  • Пензулаева Л.И.  Оздоровительная гимнастика для занятий с детьми с 3-7 лет.- М.: Мозаика-Синтез, 2016.
  • Подольянская Е. И. Формы оздоровления детей 4-7 лет: кинезиологическая и дыхательная гимнастики, комплексы утренних зарядок. – Волгоград: Учитель, 2009.

Осуществить выбор оздоровительных игр с учетом возрастных и психофизиологических особенностей воспитанников:

  • Гуськова А.А. Подвижные и речевые игры для детей 5-7 лет: Развитие моторики, коррекция координации движения и речи.- Волгоград: Учитель, 2014.
  • Соломенникова Н.М. Формирование двигательной сферы детей 3-7 лет. Фитболгимнастика.- Волгоград: Учитель, 2009.
  • Казина О.Б.  Веселая физкультура для детей и их родителей. Занятия, развлечения, праздники, походы. – М.: АСТ, 2008.
  • Деева Н.А. Занятия с детьми 3-7 лет. Игровые здоровьесберегающие технологии. Упр., гимнастики, сказки. – Волгоград, Учитель, 2018.
  • Овчинникова Т.С., Потапчук А.А. Двигательный игротренинг для дошкольников. – М: «Речь», 2009.

4. Практическая деятельность

  • Создание психолого-педагогических условий.
  • Разработка методического обеспечения образовательного процесса.
  • Разработка развивающей предметно-пространственной среды в группе.
  • Взаимодействие с родителями.
  • Взаимодействие с социальными партнерами.

5. Подведение итогов самообразования.

В результате работы по теме самообразования

  • Совершенствование профессионального уровня
  • Повышение эффективности ООД ( физкультурных занятий)
  • Создание системы применения здоровьесберегающих технологий на физкультурных занятиях, утренней гимнастике,  гимнастике после сна, развлечениях, досугах, на прогулке,  во время свободной самостоятельной деятельности детей.
  • Укрепление здоровья детей, снижение заболеваемости
  • Расширение представления детей о возможностях сохранности  здоровья
  • Повышение уровня компетенции родителей дошкольников в области физического развития и формировании семейных ценностей здорового образа жизни.

Перспективный план работы на 2021-2022 учебный год

Этапы

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность

Организационно-аналитический

1. Анализ собственных профессиональных проблем.

2. Изучение научной и методической литературы по теме самообразования.

Сентябрь

2021г.

Ознакомление с новинками педагогической литературы - постоянно.

1. Самоанализ собственной профессиональной деятельности:

  • выявление профессиональных проблем и сильных сторон в работе;
  • определение условий реализации темы.

2. Ознакомление с научной и методической    литературой по теме:

1. Разработка плана по самообразованию.

2. Мониторинг деятельности (вводная диагностика).

Сентябрь- Октябрь

2021г.

  • планирование курсов повышения квалификации по теме;
  • планирование обучения на вебинарах, семинарах по данной теме;
  • изучение опыта других педагогов по вопросам формирования ЗОЖ у дошкольников.

Деятельность по мониторингу:

  • проведение диагностических наблюдений, контрольных тестов;
  • обработка полученных данных.

Практический

1.Создание психолого-педагогических условий.

2.Разработка методического обеспечения образовательного процесса.

3.Разработка развивающей предметно-пространственной среды в группе.

4.Взаимодействие с родителями.

5.Взаимодействие с социальными партнерами.

Вторая половина октября 2021- май 2022 г.

1.Создание психолого-педагогических условий для формирования основ ЗОЖ у детей:

  • Применение недирективной помощи и поддержки детской инициативы и самостоятельности.
  • Проведение ситуаций позитивного общения.
  • Поддержка доброжелательных отношений между детьми.
  • Ориентировка на интересы и возможности каждого ребенка.
  • Применение в совместной деятельности форм и методов работы, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей.

2. Разработка учебно-методического комплекта:

  • Конспекты НОД оздоровительной направленности:
  • «Путешествие в страну здоровья»
  •  «Морское путешествие»
  • «Гуси- лебеди»
  • «Оздоровительные сеансы в детском саду»
  •  «Секреты здоровья» и др.

  • Сценарии оздоровительных проектов:
  • «Спортивная карусель»,
  • «Моя спортивная семья»,
  •  «За здоровьем в детский сад».

  • Картотека гимнастик
  • «Минутки здоровья» (пальчиковых, для глаз, дыхательных, бодрящих, ортопедических,артикуляционных).

  • Картотека дидактических игр
  • Картотека игровых упражнений, ритмических импровизаций и пластических этюдов.
  • Картотека подвижных игр
  • Картотека упражнений на развитие общей выносливости, силы, быстроты, ловкости.
  • Картотека упражнений на гибкость, координацию движений.
  • Сценарии оздоровительных праздников и развлечений
  • Рекомендации и консультации для родителей и педагогов:
  • «Коррекция плоскостопия и осанки»,
  • «Здоровые дети в здоровой семье»,
  • «Современные технологии по оздоровлению дошкольников»,
  • «Методы оздоровления детей дошкольного возраста» и др.

  • Буклеты, папки-передвижки по оздоровлению воспитанников:
  • «Здоровое питание»,
  •  «Пейте, дети, молоко!», «Я здоровье берегу»,
  • «Игровой самомассаж для детей»,
  • «Подвижные игры для здоровья детей»,
  • «Здоровое питание».

3. Создание развивающей предметно-пространственной среды:

  • Оформление в группах  «Центр здоровья»,

  • Оснащение образовательного пространства группы оборудованием и атрибутами к оздоровительным видам деятельности.

  • Создание объектов и предметов, обеспечивающих разнообразную деятельность детей по методической теме:
  • подбор специальных пособий, книг, альбомов;
  • подбор демонстрационного материала по теме;
  • пополнение видеотеки по физическому развитию дошкольников.

4. Вовлечение родителей в образовательную деятельность по теме:

Проведение совместно с родителями и для родителей:

оздоровительных образовательных мероприятий:

  • «Малые олимпийские игры»,
  • «Уроки здоровья»;

мастер-классов:

  • «Дыхательная гимнастика для дошкольников»,
  • «Упражнения для укрепления здоровья детей»,
  • «Пальчиковые игры»;

консультаций:

  • «Секреты бодрости для детей и родителей»,
  • «Как правильно организовать занятия физическими упражнениями дома»,
  •  «Гимнастика для глаз»,
  • «Игры с обручем»,
  •  «Учим детей ходить на лыжах»,
  • «Здоровое питание ребенка - что это такое?». 
  • «Здоровые зубы»

Организация совместной деятельности по обогащению РППС:

  • изготовление совместно с родителями нестандартного оборудования:
  • пособий для проведения общеразвивающих упражнений (султанчики, гантели, косички);
  • пособий для развития основных видов движений (мешочки, мишени);
  • пособий для проведения коррекционной работы (корригирующие дорожки, пособия для тренировки дыхательной системы, зрительные тренажеры);
  • элементов костюмов и атрибутов для спортивных праздников: шапочки, накидки, маски и т.д.

5.Взаимодействие с социальными партнёрами по теме самообразования:

С ФОК

  • «Мини- футбол»
  • «Спортландия»

Обобщающий

1. Описание и обобщение деятельности по теме самообразования.

2. Мониторинг деятельности (итоговая диагностика).

3. Распространение опыта работы.

Апрель - май

2022г.

  • Анализ и оценка деятельности.
  • Подготовка отчетов.

  • Деятельность по мониторингу:
  • проведение диагностических наблюдений, контрольных тестов;
  • обработка полученных данных;
  • соотнесение полученных результатов с планируемыми результатами.

  • Представление опыта в форме:
  • оздоровительных проектов
  • «Спортивная карусель»,
  • «Моя спортивная семья»,
  • «За здоровьем в детский сад».

  • презентаций
  • «Современные технологии оздоровления детей дошкольного возраста»,
  • «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни в процессе игровой деятельности»;

  • выступлений

  • публикаций

Список используемой литературы

Нормативно-правовые документы:

1.  Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "Об образовании в Российской Федерации" (29 декабря 2012 г.)

2.  «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (Приказ №1155 от 17 октября 2013 года)

3.Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014. – 96 с.

4.   Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении (авторы В. А. Петровский, Л.М. Кларина,Л.А.  Смывина, Л. П. Стрелкова, 1993 г.);  

Перспектива дальнейшей работы

1. Продолжать активное сотрудничество с семьями, используя нетрадиционные формы работы.

3. Продолжать расширять и обновлять РППС в соответствии с ФГОС ДО, создать дидактические и развивающие игры, наглядный и демонстрационный материал в соответствии с возрастными характеристиками воспитанников.

4. Разработать перспективный план по работе с семьями

5. Пополнить методическую библиотеку вновь изданными пособиями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая тема самообразования: «Приобщение детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни через нетрадиционные формы оздоровления»

Одной из задач ФГОС ДО является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. В соответствии с этим особую актуальность приобретает по...

Приобщение детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни посредством фитнес-технологий

Консультация для педагогов о способах  применения  фитнес-технологий  в оздоровительной работе с дошкольниками....

Индивидуальный план профессионального развития «Формирование у детей дошкольного возраста ценностей здорового образа жизни посредством здоровьесберегающих технологий»

совершенствование профессиональной деятельности и повышение профессиональной компетентности в вопросах внедрения современных здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ,...

Формирование у детей дошкольного возраста ценностей здорового образа жизни посредством здоровьесберегающих технологий

Формирование у детей дошкольного возраста ценностей здорового образа жизни посредством здоровьесберегающих технологий...