"Туристические мини-походы с элементами Геокешинга, как средство развития двигательной деятельности и познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста" (из опыта работы)
методическая разработка
"Туристические мини-походы с элементами Геокешинга, как средство развития двигательной деятельности и познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1._moy_opyt_turpohod_s_geokeshingom._perm.docx | 70.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №52 г. Пензы «Полянка»
Опыт работы по теме:
«Туристические мини-походы
с элементами Геокешинга,
как средство развития двигательной
деятельности и познавательного интереса
у детей старшего дошкольного возраста»
подготовила:
инструктор по физической культуре
(высшая квалификационная категория)
Зайцева Лариса Александровна
Пенза, 2024 год
Содержание
- Введение..…………………………………………………..………...................2
- Теоретическое обоснование………………………………………………........3
- Актуальность и новизна педагогического опыта………………………….4
- Практическая часть …………………………………………………………...5
- Цели и задачи технологии «Туристические мини-походы с
элементами Геокешинга»..……………………………............................5
- Условия, принципы и формы организации мини-походов с детьми старшего дошкольного возраста……………………………….....……..5
- Структура и содержание мини-походов с элементами Геокешинга…………………………………………………………….....6
- Организация мероприятий, направленных на подготовку детей к
мини-походам с элементами Геокешинга………………………….….7
- Оснащение территории ДОУ для мини-походов……………………...9
- Результативность педагогического опыта и перспектива его использования ……………………….. …………………………………11
- Выводы……………………………………………………………….…………11
- Список используемой литературы и интернет – ресурсов…………………..12
- Приложения ……………………………………………………………………
- Введение
Мир, окружающий ребёнка, становится год от года всё разнообразнее и сложнее и требует от него не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстроты ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач, хорошей физической подготовленности.
Основная задача детского сада - подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения и навыки. Одна из задач, утвержденных ФОП ДО, является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоциональное благополучие. Поэтому проблема сохранения и укрепления здоровья детей, приобщение их к здоровому образу жизни, к активному отдыху, остро стоит в современном обществе, где к дошкольникам при переходе из детского сада в школу предъявляют высокие требования. В связи с этим активизируется поиск подходов в физическом воспитании, которые могли бы одновременно развивать физические качества и формировать познавательные и умственные способности.
Не секрет, что дети сейчас много времени проводят у телевизора, компьютера, потребность в движении удовлетворяется не полностью, в современных квартирах не находится места спортивным уголкам. Известно, ребенок показывает более высокое физическое развитие, если семья ведет здоровый образ жизни. Поэтому возникла необходимость поиска эффективных и интересных путей повышения двигательной активности детей.
Опыт походной жизни развивает у дошкольников первоначальные навыки выживания в природной среде. Туризм является прекрасным средством активного отдыха. Он способствует развитию у детей умения интересно и содержательно организовать свой досуг. Интересно продуманная двигательная деятельность детей в природных условиях развивает у них интерес к занятиям туризмом и физической культурой, повышает мотивацию на здоровье и здоровый образ жизни.
В современном мире ритм жизни ребенка в детском саду достаточно высок, но не всегда удается сохранить оптимальный баланс между образовательной и двигательной деятельностью. Следовательно, возникает необходимость создания такой формы работы, при которой, происходит интеграция оздоровительной деятельности и образовательной.
Такую интеграцию мы нашли в здоровьесберегающей технологии «Туристические мини – походы с элементами Геокешинга». Эта методическая находка, которая позволяет интегрировать физическое и познавательное развитие дошкольников, популяризовать ЗОЖ у воспитанников и родителей.
Что такое Геокешинг? Складывая смысл составляющих его слов geo (земля) и cache (тайник, получается – «поиск тайника в земле»). Это действительно смысл «геокешинга», игры, в которую играют миллионы жителей разных стран мира. Геокешинг – приключенческая игра с элементами туризма, спорта, краеведения; которая, играет большую положительную роль в воспитании детей.
В ДОУ эта игра предполагает более широкую адаптивную версию для детей с использованием ИКТ (мультимедийного оборудования, планшета, навигатора, карт и схем), которые помогают им найти тайник. Отличительной особенностью игры является отсутствие GPS- навигатора. Поэтому, мы используем адаптированный вариант игры - по картам и схемам.
Изучив психолого-педагогические разработки по данной теме, мы пришли к выводу, что туризм - это не просто рекреативная физическая культура, это нечто большее, чем отдых. Туризм в детском сад у- это школа жизни для маленьких воспитанников, школа мужества, ведь каждый поход требует новых знаний и умений, как от педагогов, так и от дошкольников.
- Теоретическое обоснование
Термин «туризм» впервые встречается в английских источниках начала XIX века и обозначает экскурсию или путешествие, которое заканчивается возвращением к месту начал путешествия. Нельзя недооценивать и того, что детскому возрасту свойственно стремление к необычности, к приключениям и романтике.
Основоположником детского туризма являются Эразм Роттердамский и Мишель Монтей. В России основоположником является Пётр l. Первые рекомендации писал М. В. Ломоносов. В начале ХХ века вышел первый журнал «Русский туризм». В 1965 г состоялся Всесоюзный слёт юных туристов в г. Брест
Швейцарский педагог И. Г Песталоцци писал: «Средства физического развития каждый раз идут в ногу со средствами нравственного воспитания и умственного развития… Упражнения всесторонне воздействуют на умственные силы ребенка – воображение, память, комбинаторные способности, силу суждения, изобретательность. Упражнения предъявляют требования не только к уму ребёнка; они захватывают и приводят в движение все его эмоции, все силы сердца, вплоть до самых нежных и чувственных».
Исследование, проведенное Н. И. Бочаровой по данной проблеме, раскрывает необходимость постоянных, а не эпизодических педагогических воздействий для достижения оздоровительно-воспитательного эффекта. Она рекомендует систему работы по организации круглогодичных туристических прогулок, которые предусматривают планомерную их подготовку, регулярное проведение и подведение итогов. Овладение ребенком определенным объемом знаний, формирование важнейших личностных качеств во многом происходят именно во время этого неформального воспитательного мероприятия.
Согласно представлениям Н.А. Бернтштейна, навык является активной формой деятельности, в которой нет места нецелесообразным движениям. При внезапном изменении ситуации идёт изменение ситуативных форм движений. Люди с большим запасом двигательных навыков рационально решают двигательные задачи. Выполняя различные задания по туризму, дети увеличивают свою копилку двигательных навыков и развивают двигательные качества. Они учатся принимать решения, выполнять задуманное, оценивать достижения других и выполнять командные действия.
Методической основой данного опыта послужили теоретические труды:
- Куприной Лидия Ефимовны (доцент кафедры физической географии и экологии ТюмГ) программа «Экология, туризм», рекреация; 2012г.
- Кузнецовой С.В.Туризм в детском саду, Москва, Обруч, 2013 г.
- Голициной Н.С. Физкультурный калейдоскоп для дошкольников; 2003г.
- Гаврючиной Л.В. «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ». 2010г.
- Актуальность и новизна, перспективность опыта
Изучив работы данных специалистов, я использовала их рекомендации по приобщению детей к здоровому образу жизни и внедрению элементов туризма в практику работы с детьми. Образовательный Геокешинг является еще одним педагогическим инструментом в процессе воспитания и развития дошкольников. Современные технологии позволяют проводить обучение детей в виде игры, делают обучение интересным, творческим и значимым, приветствуется фантазия.
Как же организовывается игра Геокешинг? Вот, например, тайники - это небольшой контейнер с каким-нибудь интересным предметом (игрушки, канцтовары, украшения). Геокешеры приветствуют тайники с загадками, рисунками, фотографиями. Это же касается месторасположения тайников. Они могут быть совсем рядом, а могут потребовать преодоления серьезных препятствий. Правила игры довольно просты, но их нужно выполнять. Кладом называют предмет, положенный в контейнер, который прячут в интересном месте: в траве, за деревом, за домиком, в песке и т.д.
Способы поиска клада: Для игры важна карта местонахождения. На карте нужно отметить, где спрятали клад. Способ поиска клада - это поиск по загадкам, по приметам, по схеме. Для того, чтобы заинтересовать детей, в первые тайники можно закладывать конфеты. Ребята научаться искать тайник по указанным меткам и указаниям, которые им оставляют. Затем усложняется задача - искать тайники по картам или схемам. Для этого необходимо научить детей читать карту, поэтому следующим шагом работы на подготовительном этапе проекта является обучение детей ориентироваться в пределах группы ДОО, участку, по схеме, по карте, посредством использования разнообразных игровых упражнений на развитие пространственных представлений.
Целью игры Геокэшинг - является пропаганда здорового образа жизни через спортивно-познавательную игру, воспитание полезных привычек по сохранению своего здоровья и мотивация детей к занятиям физической культурой и спортом. В ходе игры Геокэшинг дети не только активно двигаются, совершенствуют свои физические навыки и умения, но и развиваются умственно. Участвуя в игре, дети закрепляют уже полученные знания, узнают новые сведения, обогащающие их представление о мире людей и животных, нравственных ценностях, о важности своего здоровья и здоровья окружающих, учатся правилам безопасного поведения.
Основной плюс и изюминка игры Геокэшинг состоит в том, что каждый раз дети не знают, какое приключение их ждет, с чем им придется столкнуться и какой маршрут преодолеть. В результате чего заинтересованность детей от игры к игре только возрастает, у них возникает желание заниматься физкультурой стать сильнее, быстрее, быть более ловким, смелым, развиваются физические качества.
Детский туризм с элементами Геокешинга развивает коллективизм, дисциплинированность, настойчивость, взаимопонимание, самостоятельность, смелость, укрепляет волю. Так же с дошкольного возраста закладываются навыки экологической культуры, соблюдение правил здорового образа жизни, это помогает расширить знания о природных и погодных явлениях, строении и функциях своего тела. Совершенствуются естественные виды движения, и обогащается двигательный опыт (ориентирование в пространстве). Развиваются координационные способности и выносливость, как основа физической подготовки ребенка.
Новизна опыта заключается в интеграции инновационных здоровье- сохраняющих технологий Геокешинга и Детского туризма для повышения двигательной активности и познавательного интереса у детей в процессе формирования основ здорового образа жизни.
- Практическая часть
- Цели и задачи технологии «Туристические мини - походы с элементами Геокешинга»
Целью технологии является создание условий для развития двигательной активности и познавательного интереса дошкольников через внедрение элементарных форм детского туризма с элементами Геокешинга.
Задачи технологии:
- Способствовать сохранению и укреплению здоровья дошкольников, формированию ценностного отношения к своему здоровью.
- Развивать физические качества: выносливость, координацию, гибкость, ловкость, навыки самоорганизации, двигательную активность детей;
- Формировать исследовательские умения воспитанников, интерес к самостоятельному решению познавательных, творческих задач;развивать целеустремленность, концентрацию внимания, логическое мышление.
- Способствовать приобретению навыков ориентировки на местности, умении разбираться в карте-схеме маршрута;
- Оздоравливать организм детей во время пешеходной прогулки естественными силами природы;
- Формировать коммуникативные умения детей, культуру общения в жизненных ситуациях, создавать атмосферу доброжелательности у детей и взрослых в период похода; воспитывать чувства товариществ, взаимопомощи.
Решая данные задачи, я предположила возможность качественно повысить двигательную активность, представления о культуре здоровья и ЗОЖ через туристические походы, при соблюдении ряда педагогических условий:
1.Реализации выстроенной системы педагогической работы по повышению двигательной активности, приобщению детей к ЗОЖ через туристические походы, с опорой на разнообразные методы и приемы (геокешинг).
2. Включения материала по ЗОЖ в непрерывную образовательную деятельность
3.Активного включения родителей в работу по сохранению и укреплению здоровья детей.
4.2. Условия, принципы и формы организации мини-походов с детьми старшего дошкольного возраста
В данном педагогическом опыте работы мною были использованы следующие принципы:
- принцип доступности и активности, позволяющий детям с разным уровнем интеллектуального развития, участвовать в образовательном процессе одинаково активно;
- принцип общности и разобщенности, носит коллективный характер в образовательном процессе и индивидуальный подход к каждому ребенку;
- личностно – деятельный принцип, где мы учитываем желание каждого ребенка в принятии активного участия в познавательной деятельности;
- принцип управляемости и целенаправленности, предполагает создание условий для формирования у детей туристических умений, способствующих получению навыков безопасного поведения в окружающей среде;
- принцип результативности, направлен на достижение интеллектуальных и практических результатов в безопасном поведении в природе на туристической тропе;
- принцип систематичности и последовательности, предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе;
Для использования в работе со старшими дошкольниками нами определены следующие формы туризма: прогулки, экскурсии, походы, мини-походы; путешествия, семейные туристические слеты, туристские соревнования.
- Под туристской прогулкой понимается непродолжительный по времени групповой выход с активным способом передвижения по территории населенного пункта или в его окрестностях в целях отдыха и познания.
- Туристская экскурсия рассматривается как групповое посещение одного или нескольких экскурсионных объектов в учебно-познавательных целях.
- Туристский поход – это прохождение группы по определенному маршруту активным способом передвижения с целями познания, физического развития, выполнения общественно-полезной и краеведческой работы в пути, определенных спортивно-туристских нормативов, содержательного отдыха.
- Туристическое путешествие включает в себя организованное путешествие (поездка на самокатах, велосипедах, передвижение, пребывание) детей за пределы их площадки или детского сада, с познавательной и оздоровительной целью.
- Семейные туристические слеты – это групповые семейные походы, имеющие целью физическую закалку организма и создание дружеских отношений в семье.
- Туристские соревнования проводятся по всем видам туризма, включенным в спортивную классификацию. Соревнования заключаются в выявлении сильнейших туристских групп и туристов-спортсменов при прохождении туристских маршрутов и дистанций.
Во все вышеперечисленные формы обязательно добавляются приемы Геокешинга, чтобы сделать поход более увлекательным (приложение №3)
- Структура и содержание мини-походов с элементами Геокешинга
Первый этап – игра начинается в группе после получения видео-письма, это является приглашением к игре и помогает детям получить заряд разнообразных положительных эмоций, включить свое воображение, настроиться на новую игру.
В назначенное время дети собираются в определенном месте и игра начинается. Их встречают герои, которые приглашают детей и взрослых в мир приключений и поиска. Начинается подготовка, проводится разминка, эстафеты. После этого дети получают карты, схемы, необходимые во втором этапе игры.
Второй этап - это квест-игра в здании детского сада (где детям надо найти части потерянной карты, ключи или определенные предметы). Целью этого этапа является закрепление у детей умения ориентироваться в пространстве, кроме того во время передвижения по детскому саду, дети получают необходимую двигательную нагрузку, так лестницы используются как «тренажеры» для развития выносливости. Дети должны пройти по заданному маршруту, следуя ориентирам, представленным на картах или схемах. Во время данного маршрута дети выполняют различные задания, как интеллектуального, так и физического характера (приложение №4)
Цель таких заданий во время квеста - расширять и систематизировать знания в области экологии, географии, литературы, ОБЖ. Хорошо продуманная мотивация действий (оказание помощи героям, поиск предметов, демонстрация своей удали и сообразительности), взаимосвязанные задания-испытания делают эту игру весьма привлекательной для детей. Благодаря данному этапу игры, ребенок изучает здание детского сада, посещая соседние группы, различные помещения, в результате чего детский сад становится ему знакомым, так же как и собственный дом. После выполнения квеста дети все собираются на улице.
Третий этап игры проходит на улице, и дети совершают длительную пешую прогулку - своеобразный мини поход по территории детского сада, передвигаясь с помощью навигатора, карты, планшета или другого путеводительного гаджета. Во время этого мини похода они наблюдают за птицами, явлениями природы, знакомятся с участками, преодолевают препятствия, учатся действовать дружно.
Неожиданная встреча в пути со сказочными персонажами, является элементом сказкотерапии, где дети могут пригласить персонажа поиграть с ними, вместе разрешить проблему. На улице обычно дети находят клад, ключи или подсказки, спрятанный в самом неожиданном месте.
На заключительном этапе игры открывается клад и подводится итог путешествия, в ходе которого в игровой форме проводится беседа по закреплению правил ЗОЖ, пользе физкультуры, заканчивается веселым танцем.
Важнейший компонент игры Геокэшинг - радость от участия, дух приключения, найденный клад, общение со сверстниками и взрослыми, сказочными персонажами, которые принимают такое же, как и дети, активное участие в игре, удовольствие от совместной деятельности.
- Организация мероприятий, направленных на подготовку детей к мини походам с элементами Геокешинга.
Для подготовки детей к мини-походам периодически воспитатели проводят цикл бесед, сюжетно-ролевых игр, на которых дети получают необходимые знания о туризме и предстоящих походах; овладевают специальными терминами: турист, палатка, привал, маршрут, карта. С целью повышения интереса детей к занятиям туризмом и закрепления приобретённых умений и навыков провожу спортивные игры-развлечения зимой и летом.
В проведении прогулок-походов участвуют и воспитатели групп. Они проходят в первой половине дня за счёт времени, отведённого на утреннюю прогулку и физкультурное занятие на воздухе, что позволяет детям реализовать свою потребность в ежедневной двигательной активности. А регулярное проведение занятий на открытом воздухе, постоянно меняющиеся метеорологические условия: температура, влажность, ветер, в сочетании с физическими упражнениями, оказывают комплексное закаливающее влияние на организм детей.
Все мероприятия направлены на подготовку детей к походам, которые проводились по мере освоения знаний и умений, необходимых в походе-прогулке.
Весь процесс реализации работы проходил в несколько этапов:
1 этап: диагностика - прогностический.
Цель: изучение возможностей и потребностей группы детей и родителей.
Реализован в:
- Взаимодействие с родителями: ознакомление с целями и задачами детского туризма, анкетирование и анализ опроса;
- Изготовление буклета для родителей «Лето - время семейного туризма»;
- Подборка информационного материала «Знакомство с туризмом».
- Подборка бесед с детьми о правилах поведения в природе, на дороге;
- Чтение художественной литературы о туристах;
- Разучивание стихов, песен, пословиц и поговорок;
- Знакомство с картами, схемами, планом местности;
- Просмотр презентаций, мультфильмов о туристах.
- Проведение спортивных развлечений
2 этап: практический.
Цель: освоение знаний, навыков, необходимых в процессе туристической деятельности. Реализован в:
- Консультации для родителей: «Детский туризм – дело серьезное», «Отправляемся в поход»;
- Прогулка – игра «Следопыты с картой», «Изучаем компас»….
- Проведение туристических мероприятий с детьми и родителями: «Юные туристы идут в поход», «Поход в горы», «Зимний туризм»; ряда туристических занятий познавательной направленности;
- Изготовление правил - знаков «Правила поведения в природе»;
- Практические занятия «Мы - туристы!», «Рюкзак и снаряжение», «Учимся быть туристами»;
- Дидактические игры практического характера: «Что такое хорошо - что такое плохо», «Береги все живое», «Пора в поход», «Виды туризма», «Виды костра», «Собери рюкзак туриста», «Что нужно для похода»….
- Подвижные игры, игры – аттракционы «Игры озорного рюкзачка»;
- Занятиями ознакомительного характера «Туристическая символика», «Туристические и топографические знаки», «Виды костра»;
- Решение логических задач, задания с элементами экспериментирования, придумывание рифм, стихотворений, отгадывание ребусов и загадок …..
- Спортивно-познавательные развлечения «Улицы нашего города», «Путешествие в страну дорожных знаков Светофорию», экскурсии, КВН
3 этап: обобщающий
Цель: подведение итогов, обобщение результатов работы по данной проблеме.
Реализован в:
- Мультимедийные презентации к проектам «Мы туристы»; «Подружись с картой»;
«Геокешинг -это весело и познавательно»;
- Фотоотчет семейного туристического отдыха «Вот оно, какое наше лето!»;
- Участие во Всероссийской викторине «Знатоки природы»;
- Выставка рисунков «Если с другом вышел в путь»; «Туристята»
При организации предварительной работы с детьми и последующего закрепления знаний в области экологического туризма особая роль отводилась организации игровой деятельности детей. Для этого использовались разнообразные игры: «Правила поведения в природе», «Виды туризма», «Собери рюкзак», «Что нужно взять с собой в поход», «Собери костер», «Туристические узлы», «Идем в поход», «Лесная аптека», которые позволяли в интересной игровой форме формировать знания о правилах организации похода, ориентировки в пространстве и бережном отношении к природе.
Знакомство первоначальное детей с туристической деятельностью как видом досуга, было организовано в форме развлечения «Осенний мини- поход», в ходе которого дети учились преодолевать несложные препятствия, познакомились с картой территории ДОУ, а также бережного отношения к природе.
Изучение правил поведения в природе, природа сбережению и знаний о богатстве нашего края, проходило в форме беседы и чтения художественной литературы, разучивание стихов, песен, пословиц и поговорок; изготовления детьми правил - знаков «Правила поведения в природе».
Для развития самостоятельной деятельности детей, мы использовали дидактические игры «Собери рюкзак туриста», «Топографические знаки», «Туристическая аптечка», совершенствовали двигательные навыки в подвижных игра, играх – аттракционах «Игры озорного рюкзачка».
- Оснащение территории ДОУ для мини-походов.
Для организации проведения туристических мини-походов с элементами Геокешинга мы используем прогулочную территорию детского сада, которая обеспечивает безопасность жизни, способствует укреплению здоровья и закаливанию детского организма детей, а также удовлетворяет врожденную потребность детей в движении, которое служит важным условием формирования всех систем и функций организма.
Мною разработаны маршруты, которые помогают интересно и эффективно провести тур-прогулки, организовать самостоятельную деятельность детей и индивидуальную работу по развитию и совершенствованию двигательных навыков.
Каждый маршрут имеет четкий регламент по порядку его проведения и организации деятельности детей на привале, включающей наблюдения в природе, сбор природного материала, подвижные и дидактически игры, в том числе и экологического характера такие как «Назови и найди загаданное растение», «Большое и маленькое» и др.
На территории ДОУ созданы станции, к которым пролегают пути маршрутов.
Станция «Зеленая аптека» с растущими разнообразными лекарственными травами. Здесь дети знакомятся с природой, наблюдают последовательность сезонных явлений, устанавливать причинно-следственные связи в них, постепенно овладевать знаниями и элементарными умениями природоохранной деятельности человека, знакомятся с природой, выполняют дыхательную гимнастику, много играют, собирают лекарственные растения, природный материал
Станция «Огород + Цветочный рай». Наличие огорода и цветников в ДОУ способствует осуществлению непосредственного контакта ребенка с объектами природы, это «живое» общение с природой, наблюдение и практическая деятельность по уходу за растениями, способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, а это помогает лучше познать растительную жизнь. В результате все испытывают удовольствие, появляется уверенность в своих силах и убежденность, что делают большую работу, доставляя радость окружающим людям.
Станция «Тропа здоровья», которая способствует закаливанию организма, а красоты природы, спокойная обстановка создают предпосылки для снятия нервно-эмоционального напряжения. Яркая, красочная тропа здоровья привлекает внимание детей и побуждают их к двигательной активности, создавая у них хорошее настроение на весь день.
Станция «Полоса препятствий» - развивает физические качества детей, позволяет обогащать двигательный опыт детей, развивает координационные способности и выносливость, как основу физической подготовки будущего туриста.
- Разнообразные лабиринты и классики: «Цифровые классики», «Солнечные классики», «Гусеничка», «Светофор», «Семицветик», «Улитка» (прыжки)
- Подвесной мостик (равновесие, ходьба)
- Навесная переправа (ходьба, равновесие)
- Вертикальная паутина (равновесие, координация движений)
- Горизонтальная паутина - комплекс, сделанный из верёвок с опорой между стволами деревьев (равновесие, координации движений)
- Поваленные деревья разного диаметра (ходьба, прыжки, равновесие)
- Дорожка «Проползи- не задень» (ползание)
- Разметка по правилам дорожного движения
- Мишени разнообразные (кастрюли, сковородки, ведерки…). Снаряды для метания - мячи, шишки, разнообразные «гранаты», снежки….
- Насыпные горки из естественного грунта различной протяжённости и высоты
Станцию «Сказочная поляна» использую для проведения вводной части, разминки, различных имитационных движений, а также хорошо подходит для проведения познавательной деятельности.
Станция «Метеорологическая» (Метеостанция) дает возможность познакомить детей с основными стандартными метеорологическими приборами, с методикой и техникой наблюдений и обработки их результатов. Метеостанция обеспечивает проведение наблюдений, практических работ, систематические наблюдения за погодой, сезонными явлениями в окружающей природе, а также изучение микроклимата территории детского сада.
Станция - «Зона отдыха» - релаксационная зона, на которой построены деревянные сооружения: скворечники, кормушки, скамейки; разбиты клумбы. На участке есть возможность включать музыку «природы», создавая тем самым атмосферу настоящей природной среды. Зону отдыха также используем для проведения образовательной деятельности, релаксации, бесед с детьми. Зона идеально подходит для организации привала с разбитием палаток.
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря обеспечивают игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными материалами.
Таким образом, удаётся развивать физические качества воспитанников во время прогулки, используя созданные на участке станции. Педагоги в игровой форме предлагают детям преодолеть препятствие по туристическим маршрутам.
Данные маршруты способствуют развитию двигательной активности на прогулке, превратив территорию детского сада в большой спортивный стадион. Маршрут меняется в зависимости от поставленных задач.
- Результативность педагогического опыта и перспектива его использования
Детский туризм с элементами Геокешинга в нашем ДОУ зарекомендовал себя, как эффективную форму активного отдыха и средство развития двигательной активности и познавательного интереса дошкольников. В результате использования данной технологии, у детей сформировалось осознанное отношение к своему здоровью, бережному отношению к растительному и животному миру, научились видеть опасность, избегать ее, оказывать доврачебную помощь. Так же отмечается:
- Повышение уровня двигательной активности.
- Снижение утомляемости детей.
- Улучшение качественных показателей физического развития детей (скорость, сила, выносливость, ловкость).
- Формирование эмоционально-волевых, нравственных качеств (выдержка, смелость, взаимопомощи друг другу).
- Использование технологии Геокешинга является эффективным и необходимым для развития у дошкольников самостоятельности, познавательной активности, настойчивости и достижения результатов.
- По результатам анализа анкетирования родителей отмечается положительная динамика в дружеских взаимоотношениях с детьми, повышению процентного показателя совместного семейного туристического отдыха.
- Выводы
Проведенная работа позволила сделать вывод о том, что занятия детским туризмом ДОУ имеют много преимуществ.
Во-первых, мини-поды с элементами Геокешинга, как средство физической культуры, несет важные образовательные, оздоровительные и воспитательные функции, способствует совершенствованию двигательной деятельности, улучшает физическую подготовленность, формирует значимые личностно-общественные, морально-волевые качества детей.
Во-вторых, данной технологии присущи коммуникативные функции и при целенаправленном педагогическом воздействии они могут играть значительную роль в решении задач нравственного воспитания.
В-третьих, туризм в сочетании с технологией Геокешинг обладают большим познавательным потенциалом и помогают более эффективному и качественному освоению знаний в соответствии с программными требованиями, а также развивать познавательные способности детей.
В-четвертых, участие родителей в мини-походах позволяет больше проводить времени с ребенком на свежем воздухе, что несомненно, помогает оздоровлению семьи, укреплению дружеских отношений, а положительные эмоции и яркие впечатления помогают сплочению семьи.
Таким образом, используя мини-походы с элементами Геокешинга, мы решаем важную задачу - воспитание человека деятельного, инициативного, способного найти выход из создавшихся трудностей, помогаем благополучно войти в социум в будущем, формируем жизненную позицию, привычку к здоровому образу жизни, укрепляем и закаливаем растущий организм наших воспитанников, тем более, что двигательная деятельность детей осуществляется в занимательных условиях игры, на положительном эмоциональном фоне.
Работа в данном направлении интересна не только педагогам, но и родителям, которые активно участвуют в таких мероприятиях и понимают необходимость развития и сохранения здоровья своего ребенка и развития его физических качеств и познавательных способностей.
Туристический мини-поход в сочетании Геокешинга – всегда положительные эмоции, радостное общение, искренний радужный смех, удивление и восторг! Присоединяйтесь к нам!!!
- Список используемой литературы и интернет – ресурсов.
- Бочарова Н.И. Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста, АРКТИ, 2003
- БочароваН.И.Туристские прогулки в детском саду – М. «АРКТИ» 2004.
- Вавилова Е.Н. Укрепление здоровья детей М.: Просвещение, 1986 Гранильщипов Ю.В. Семейный туризм М.: Просвещение, 2008 г.
- Гаврючина Л.В Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие, Сфера, 2008г
- Голицина Н.С. Физкультурный каледоскоп для дошкольников, ООО Скрипторий, 2003 г
- Зуева Н. Н. Кочетова Н. П. «Организация дальних туристических походов с детьми дошкольного возраста» из опыта работы ДОУ «90 Автозаводского района г. Нижний Новгород 1999г. С. 8 – 11.
- Завьялова Т. П. Работаем по программе «Туристята» // Информационный вестник ЦДЮТ «Турвест», № 8, 2002 Тюмень
- Картушина М.Ю. «Быть здоровыми хотим» ТЦ Сфера, 2004г.
- Кузнецова С.В.Туризм в детском саду, Москва, Обруч, 2013 г.
- Куприна Лидия Ефимовна (доцент кафедры физической географии и экологии ТюмГ) программа «Экология, туризм», рекреация; 2012г.
- Никанорова Т. С., Сергиенко Е.М., Здоровячек. Система оздоровления дошкольников. – Воронеж, 2017 г.
- Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду, Мозаика-Синтез, 2002 г.
- СкорынинаГ.Юный турист //Дошкольное воспитание. 1999, № 6, с. 61-64.
- http://cyberleninka.ru/article/n/zelenye-nasazhdeniya-goroda-vozmozhnosti-v- formirovanii-ekologicheskoy-kultury-u-mladshih-shkolnikov
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
из опыта работы "Детский туризм как средство развития физических качест и познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста"
"Детский туризм как средство развития физических качест и познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста"...
Использование мобильного обучения с элементами дополненной реальности для организации образовательной деятельности как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.
Дополненная реальность способна сделать восприятие информации воспитанниками гораздо проще и нагляднее. Принцип технологии дополненной реальности заключается в совмещении виртуальных и существующих об...
Развитие логического мышления и познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста
Вся работа по развитию логического мышления - это длинная интеллектуальная лестница, чем выше поднимаешься, тем больше усилий нужно прилажить. Зато какое удовлетворение в душе. Наша с вами...
Игровой материал в помощь родителям для развития в домашних условиях познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста с ТНР по теме «Транспорт»
Игровой материал в помощь родителямдля развития в домашних условиях познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста с ТНР по теме «Транспорт»...
Детский туризм как средство развития физических качеств и познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста
Содействие физическому, интеллектуальному, нравственному развитию дошкольников через использование элементарных форм туризма в оздоровлении детей....
Фотоприложения к опыту "Туристические мини-походы с элементами Геокешинга, как средство развития двигательной деятельности и познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста"
Фотоприложения к опыту "Туристические мини-походы с элементами Геокешинга, как средство развития двигательной деятельности и познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста"...