ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДЕТСКОМ САДУ
методическая разработка
Организация двигательной активности детей имеет цель тренировать и совершенствовать наиболее ценное оздоровительное качество – общую выносливость.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnye_printsipy_organizatsii_ozdorovitelno.docx | 35.59 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДЕТСКОМ САДУ
Организация двигательной активности детей имеет цель тренировать и совершенствовать наиболее ценное оздоровительное качество – общую выносливость. Во всех видах двигательной активности детей должны преобладать циклические, прежде всего, беговые (со скоростью 1,0–1,2 м/сек) упражнения. Ежедневные занятия физической культурой должны проходить преимущественно на открытом воздухе. В их подготовке принимают участие все специалисты (инструктор по физкультуре, музыкальные руководители, медицинский персонал) с привлечением воспитателей.
Моторная плотность занятий по физической культуре составляет не менее 80%. Обязательными условиями при проведении занятия являются: частая смена упражнений при многократной повторяемости (до 12–16 раз) одного упражнения, осознанное отношение детей к выполнению упражнений, музыкальное сопровождение, стремление красиво выполнить движения. Необходимым компонентом занятий является мышечное расслабление. Подвижные игры с детьми проводятся во время занятий по физической культуре и во время прогулок на улице. Всем видам двигательной активности должны сопутствовать положительные эмоции.
Формирование навыков рационального дыхания и правильной осанки. Актуальность этого принципа обусловлена тем, что самыми распространёнными заболеваниями у детей, посещающих детский сад, являются заболевания органов дыхания. Формирование рационального дыхания невозможно без формирования правильной осанки.
Использование системы эффективного закаливания. Эта система включает систему мер контрастного температурного воздействия (хождение босиком, контрастные воздушные ванны, контрастный душ в
сочетании с плаванием в бассейне, оздоровительный комплекс бассейн – сауна – фитобар). В первые годы жизни система физической терморегуляции ещё плохо функционирует, и эти методы призваны совершенствовать её. При закаливании рекомендуются циклические упражнения, особенно на открытом воздухе, выполняемые в свободной, не стесняющей движение одежде на занятиях и прогулках. Ребёнок должен быть одет для прогулки так, чтобы движения согревали его, а в случае покоя он испытывал ощущение зябкости.
Организация оздоровительного режима должна быть выстроена с учетом состояния здоровья ребёнка. Основные компоненты этой организации – физическая и особенно умственная работоспособность, а также эмоциональная реактивность в динамике дня.
Постоянными должны оставаться время приёма пищи (четырехразовое питание), укладывание на дневной и ночной сон, общая длительность пребывания ребенка на открытом воздухе и в помещении. Остальные компоненты режима можно изменять.
В распорядке дня ребёнка должны присутствовать оптимальная индивидуальная двигательная активность с преобладанием циклических упражнений, достаточная индивидуальная умственная нагрузка, сопровождающиеся положительными впечатлениями. Дневной и ночной сон должен быть достаточным, не укороченным, но и не излишне продолжительным. Его длительность обусловлена сложноорганизованной деятельностью структур головного мозга.
Организация режима для детей должна проводиться в соответствии с сезонными особенностями. В дошкольном учреждении должны быть четыре сезонных режима дня, предусматривающих постепенный переход от одного к другому. Пока в детских садах реализуются только два оздоровительных режима: на тёплое и холодное время года.
Обеспечение полноценного питания. Питание должно соответствовать характеру обмена веществ в организме и особенностям переработки пищи в желудочно-кишечном тракте. Подбор продуктов должен соответствовать естественной технологии ассимиляции (усвоения) пищи.
Применение психогигиенических и психопрофилактических методов и средств призвано выявить факторы возникновения и развития дистрессовых невротических состояний у детей; создать условия для преобладания положительных эмоций у ребёнка. Для предупреждения нежелательных аффективных проявлений у детей желательно проводить индивидуальные беседы воспитателей и психологов с ребёнком и родителями, а также подвижные, сюжетно-ролевые и особенно режиссерские игры, музыкотерапию, использовать отдельные приёмы рациональной психотерапии, обращаться к продуктивным видам деятельности, обучать детей приёмам мышечного расслабления. Для налаживания благоприятного психологического климата в дошкольном учреждении можно организовать комнату психологической разгрузки.
Принципы, сформулированные Ю.Ф. Змановским, мы дополнили следующими.
Приоритетность развивающих форм оздоровительно- воспитательной работы. Этот принцип был сформулирован В.Т. Кудрявцевым в Программе развития двигательной активности и оздоровительной работы с детьми 4–7 лет.
В дошкольных учреждениях к организации физкультурной работы подходят утилитарно. Традиционные методики физического воспитания (как в детском саду, так и в общеобразовательной школе) ориентируются на спорт и принятые в нём нормативные способы организации двигательной активности, поэтому в качестве приоритетного направления работы называется натаскивание детей для выполнения обыденных
утилитарных движений. Формирование у детей двигательных навыков происходит обычно по определённой схеме: прямой показ взрослым образца движения – многократное воспроизведение детьми этого образца – перенос усвоенного образца в новые ситуации, где соответствующее ему движение выполняется вариативно. Особое место в массовой практике физического воспитания отводится работе по улучшению показателей основных видов двигательной активности: ходьбы, бега, прыжков, метания, лазания и др. Неотъемлемой частью физкультурно- оздоровительной работы в детском саду является моторный тренаж. При этом игнорируется необходимость содержательно обогащать двигательную деятельность детей, внедрять новые формы, отличные от принятых. Такой подход приводит к минимизации нагрузок, симплификации двигательных возможностей детей.
Согласно развивающим формам оздоровительной работы ребёнок из объекта медико-педагогических воздействий превращается в субъект своего оздоровления. Практика оздоровления становится практикой самоизменения ребёнка, где задачи оздоровления, воспитания и развития совпадают друг с другом. В.Т. Кудрявцев замечает: «В доступной форме ребёнок с самого начала должен осмыслить, что его собственное тело и телесные движения не являются некоторой готовой данностью. Они должны стать для него особым объектом освоения, преобразования, познания и оценки. Необходимо, чтобы мир движений открывался детям как особая «необыденная» действительность, как специфическая
«культура», к которой ещё только предстоит приобщиться, как «terra incognita», которая ещё только ждет своих исследователей. Движение должно носить для ребёнка характер «чудесного» события».
В.Т. Кудрявцев сформулировал следующие психолого- педагогические условия оздоровительно-развивающей работы в детском саду.
Обогащение творческого потенциала детей, прежде всего, возможностей их воображения. Психосоматическое развитие ребёнка должно разворачиваться в условиях творческого преобразования его обыденного двигательного опыта, двигательных эталонов. Двигательные эталоны, включая и эталоны основных видов движений, должны даваться детям не в готовом виде, а в проблемной форме. При этом педагог фиксирует внимание ребёнка на противоречиях и парадоксах, присущих движению как таковому. Пример тому – своеобразные двигательные
«перевертыши». Они лежат в основе, например, подвижной игры
«Обезьянки». В игре дети вначале изображают послушных обезьянок, которые копируют демонстрируемые педагогом движения. Но вот обезьянки устали, стали непослушными, они больше не хотят выполнять движения по заданному образцу, они хотят самостоятельно придумывать движения. Далее задача усложняется. Педагог предлагает своим воспитанникам «игру в непослушание» с правилами: движения детей должны носить противоположный характер по отношению к тем, что демонстрирует взрослый. Это и есть один из способов создания двигательных «перевертышей». Например, педагог поднимает руки вверх, а дети опускают их вниз; педагог разводит руки в стороны, а дети соединяют их вместе и т. д. В зависимости от ситуации задания могут варьироваться и усложняться. Наконец, работая в парах, дети сами создают друг для друга различные варианты двигательных «перевертышей».
Предостережём от крайности, иногда наблюдающейся в практике физического воспитания детей: педагоги задают детям определённую систему эталонов тех или иных умений, добиваются их прочного усвоения, а затем начинают расшатывать эти эталоны. Естественно, у ребёнка возникают трудности, которые он уже не может преодолеть самостоятельно. Это особенно касается ослабленных детей.
Творческое преобразование двигательного эталона должно осуществляться на тех этапах, когда ещё не достигнуто его прочное усвоение, но ребёнок уже обладает известным опытом выполнения данного движения по образцу. Это умение должно быть формирующимся, пребывающим в становлении, а вовсе не закостеневшим. Первое знакомство с образцом и его творческое переосмысление – всё это должно произойти в рамках одного занятия. Другими словами, детям с самого начала необходимо увидеть целое раньше частей, что и является ведущей функцией творческого воображения.
В ходе постановки и решения различных двигательных проблем у дошкольников интенсивно формируется двигательное воображение – основа творческой, осмысленной моторики.
Двигательное воображение выполняет функцию переконструирования и достраивания тех исходных сенсомоторных образов, в которых отражаются подвижные состояния тела ребёнка. Наряду с этим оно связывает разнородные группы движений (например, взмахи рук и бег при изображении полета птицы в подвижной игре) и отдельные движения в единый динамичный двигательный ансамбль, придает им целостный смысл в неординарных двигательных ситуациях. Развитая способность к построению подобных «связок» служит проявлением двигательной «находчивости». В этой «находчивости» проявляется сила двигательного воображения ребенка, перешедшая в план реального умения.
Развитию двигательного воображения способствуют специальные игровые задания, выполняя которые ребёнок должен преодолеть стереотип действия (движения) с данным предметом. Так, дети старшей группы могут придумать новые способы применения предметов физкультурного инвентаря, например, мячом нарисовать контуры различных вещей, предметов (цветок, звёзды, самолет и др.), раскрутить его на полу, словно
волчок, качаться на нём, как на качелях, пронести его на голове вместо шляпы.
Эффективным средством развития двигательного воображения выступают подвижные игры. Не случайно они давно и прочно вошли в практический обиход дошкольного воспитания. Однако развивающими подвижные игры становятся лишь в том случае, если в их ходе создаются
«ситуации разрыва», которые нарушают привычное течение двигательной деятельности. В таких ситуациях ребёнок сталкивается с необходимостью перестраивать образы, соответствующие первоначально игровой роли, а в некоторых случаях и создавать новые. Поясним это на примере организации работы в подготовительной группе. Предположим, один ребёнок изображает бегущего зайца, а другой – преследующего зайца волка, но в какой-то момент заяц неожиданно превращается в охотника, который начинает преследовать волка. Тогда волк становится неподвижным деревом, а охотник в ответ на это – птицей, которая садится на дерево. Затем дерево превращается в вязкое болото, а птица, чтобы не пропасть в нём, становится лягушкой. В ткань двигательно-игровой деятельности детей вплетается динамичный процесс создания образов, что требует от ребёнка творческих усилий. Движение одного ребёнка становится внутренним условием построения движения другим ребёнком. Таким образом, достигается совместность действий детей на занятиях физической культурой. В традиционной практике эта совместность носит преимущественно формальный характер: движения одного ребёнка не обладают развивающим смыслом по отношению к движению других, в этом попросту нет необходимости. Единственным носителем «эталонного» движения является педагог. Чтобы повторить движение за ним, не нужно ни совместности, ни общения, ни диалога. Развивающие формы физического воспитания предполагают, что дети способны увидеть со
стороны, «глазами другого человека» собственные действия, а это и есть главнейшая функция воображения.
Развитие осмысленности, эмоциональной регуляции и произвольности движений и действий (на специальных занятиях и вне их). Благодаря двигательному воображению происходит одушевление (и одухотворение) движений детей, движения делаются по-настоящему управляемыми. Как научить детей управлять собственным движением, как сформировать его произвольность? Для этого нужно выработать у ребёнка отношение к собственному движению и выполняющему его органу как к особому субъекту, самостоятельному действующему началу.
Предположим, ребёнок испытывает существенные трудности при выполнении определённых движений, например, при подбрасывании мячика одной рукой и попытке его поймать другой. «Не получается? Ничего страшного, – говорит ему педагог. – Ты пока немножко отдохни, а руки пусть поработают вместо тебя. Ты только наблюдай за ними. Какие они умелые, ловкие! Похвали их, погладь. Они научат тебя подбрасывать и ловить мячик». Таким образом, ребёнок в условном плане как бы вводится в зону ближайшего развития своих собственных двигательных возможностей, у него заметно повышается уровень этих возможностей.
Формирование произвольности движений ребенка тесно связано с развитием их эмоциональной регуляции. Это задача не может быть решена лишь путем создания внешней атмосферы радости, бодрости и т. п. при выполнении детьми тех или иных движений. Наш опыт оздоровительно- воспитательной работы с детьми показывает, что во многих случаях этот традиционный прием просто «не срабатывает».
Для того чтобы превратиться в произвольное, движение должно стать не только ощущаемым, но и эмоционально переживаемым. Для этого необходимо выразительное оформление не только внешних условий
построения (выполнения) движения, но прежде всего его «внутренней картины».
Этого эффекта можно добиться через выделение в движении его смысловой компоненты, в частности через игровое выполнение движения. Например, выполнение упражнений в таком основном виде движений, как ходьба, требует от детей выражения определенного внутреннего состояния и настроения. Ребенок изображает уверенную походку, усталую походку, бодрую походку и т. д. При этом педагог обращает внимание детей на походку как на выразительный компонент ходьбы, постепенно создавая у них представление о красивой походке. Этим предваряется работа по совершенствованию технических навыков ходьбы. Аналогичную цель преследует игровое упражнение на координацию движений ног и рук
«Марионетки». Выполняя его, ребенок «управляет» движением ног (вперед, назад, в стороны и т. д.) работает руками посредством невидимых воображаемых ниточек, которые привязаны к коленкам. В нашей работе с детьми применяется целая серия подобных упражнений и игр.
Создание и закрепление целостного позитивного психосоматического состояния при выполнении различных видов деятельности.
Это условие достигается благодаря полифункциональности развивающих форм оздоровительно-воспитательной работы, которые мы рекомендуем применять в детском саду.
Ребёнку предлагается побывать в роли скульптора, который воплощает в материале свои представления о таком человеческом качестве, как уверенность в себе. Одна рука выполняет «ваятельские» функции, другая служит «материалом» для «скульптора». «Ваятель» разминает глину, добиваясь пластичности «материала» (руки). Работая с каждым пальцем, разминая, разглаживая его, он придает ему особый характер. Большой палец должен быть сильным, добрым, он основа и
опора для всех остальных – это «папа». Указательный палец – «мама», она строго следит за порядком. Средний палец – главный помощник родителей, «старший брат». Безымянный палец – кроткая, трудолюбивая
«сестричка». Мизинец – это «младший братик», помощник всех членов семьи, иногда он бывает непослушным. Только крепкая семья может решать сложные задачи, уверенно преодолевать трудности. После того как
«скульптор» поработал с пальчиками, он оценивает свое «творение» в целом (ощупывает, поглаживает не только пальцы, но и ладошку, тыльную сторону руки). Это упражнение создаёт положительный эмоциональный настрой, рождает чувство психологической защищенности (благодаря актуализации «семейного контекста») и, вместе с тем, активизирует биологически активные точки кожи, расположенные на руке, путем её своеобразного массажа, психомоторной релаксации и т. д. Упражнение рекомендуется применять на занятиях по изобразительной деятельности, конструированию, при обучении игре на музыкальных инструментах, овладении элементарными навыками письма и при освоении нового материала.
Осознание значимости и уникальности своих и чужих психических и физических возможностей. Это обычно происходит при выполнении парных и групповых упражнений. Проиллюстрируем это примером из практики работы со старшей группой детского сада. Чтобы научить детей бросать мяч разными способами, им предлагают попробовать свои силы в
«выразительном бросании». Они должны не просто перебрасывать мяч друг другу, но и обмениваться при этом своеобразными «посланиями»: полет мяча должен выражать определённое внутреннее состояние (радость и грусть, усталость и бодрость, серьезный и шаловливый настрой).
Достижение оздоровительных эффектов преимущественно опосредованным способом. Средствами являются построение системы оздоровительных мероприятий на двигательно-игровой основе и
творческое освоение детьми простейших умений самокоррекции психосоматического состояния. В игре, в творческом преобразовании игровых двигательных заданий должны проводиться закаливающие процедуры, коррекция осанки. Так, в играх с элементами массажа происходит целенаправленное воздействие на биологически активные точки кожи. При этом ребёнок не замечает, что он работает с собственным телом, он увлечён игрой. Он подобен скульптору, который создаёт скульптуру по законам красоты. Массажируя определённые участки тела, ребёнок пребывает в полной уверенности, что творит нечто новое и прекрасное. В игре исподволь у него развивается внимательное, бережное отношение к своему телу.
Те же приёмы можно использовать при проведении закаливающих процедур. Так, полоскание горла отварами трав или холодной водой становится более эффективным с точки зрения закаливания, когда в игре дети «заряжают» жидкость позитивной энергией, желают себе здоровья. Оздоровительный эффект от хождения босиком возрастает, если перед детьми поставить своеобразную задачу – с завязанными глазами
«ощупать» поверхность земли ступнями, представить её рельеф, а потом воссоздать его в продуктивной деятельности. Водные процедуры могут сопровождаться изучением возникающих при соприкосновении с водой ощущений. Эффект дыхательных упражнений возрастает, когда дети имитируют через дыхание различные явления, действия, например, ураган, лёгкий ветерок, работу пылесоса, велосипедного насоса, надувание шариков. Умение держать равновесие хорошо закрепляется при индивидуальном или совместном кружении подобно снежинкам / волчку / пропеллеру. Результативность процедур закаливающего массажа увеличивается благодаря включению в них игровых моментов, связанных с активизацией воображения (ребенок создает на своем теле «рисунок», двигаясь под струей стационарного душа).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План организации летней оздоровительной работы в детском саду
Цель:создание в дошкольном учреждении максимально эффективных условий для организации оздоровительной работы с детьми и развития познавательного интереса воспитанников в летний период.Структура плана:...
Семинар для воспитателей на тему "Дифференцированный подход в процессе организации физкультурно-оздоровительной работы в детском саду"
Семинар для воспитателей на тему: "Дифференцированный подход в процессе организации физкультурно-оздоровительной работы в детском саду"...
Организация летней оздоровительной работы в детском саду.
Организация летней оздоровительной работы в детском саду....
Презентация "Педагогические принципы организации сюжетно-ролевой игры в детском саду"
Рассматриваются принципы сюжетно-ролевой игры, конкретные приемы, позволяющие их реализовывать при организации в разных возрастных группах детского сада....
Семинар-практикум "Принципы организации игровой деятельности дошкольников в детском саду"
Включение игры в процесс обучения детей - повышает его успешность....
Педагогические принципы организации сюжетно - ролевой игры в детском саду
Сюжетно - ролевая игра – самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность.•В игре ребенок испытывает внутреннее субъективное ощущение свободы и внутренний эмоциональный ком...
Основные моменты организации занятий по плаванию в детском саду
Польза от занятий плаванием, моменты организации...