ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА РАЗВИТИЕ КРУПНОЙ МОТОРИКИ И УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
консультация

Деревяхина Екатерина Андреевна

Консудьтация для родителей, о том какое влияние имеет развитие крупной моторики на зянятяих по физкультуре на общее развитие рёбёнка в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krupnaya_motorika.docx432.49 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние физической культуры на развитие крупной моторики и умственного развития детей

Родители уделяют много внимания развитию мелкой моторике ребёнка, а крупная моторика часто остаётся без внимания. Но она играет не менее важную роль в общем гармоничном развитии малыша и в частности в развитии речи.

Что такое крупная моторика?

Крупная моторика  любые движения ребёнка, где задействованы крупные мышцы ног, рук, шеи, спины и туловища. Она помогает детям выполнять простые, но необходимые для полной жизни действия:

  • поддерживать положение, сидя или лёжа;
  • ходить, бегать и прыгать;
  • бросать и ловить;
  • наклоняться и переворачиваться.

Более того, крупная моторика лежит в основе физического и умственного развития ребёнка. Она выступает в качестве фундамента, на который в дальнейшем «надстраиваются» более сложные и тонкие навыки мелкой моторики.

Крупная моторика – это и зрительно-моторная координация. Например, умение бросать или ловить мяч, лазать по лесенкам.

Неразвитая крупная моторика приводит к тому, что ребёнок тратит слишком много усилий для выполнения простых действий.

1. Крупная моторика  основа мелкой моторики

Зависимость мелкой моторики от крупной объясняется строением тела человека: крупные мышцы  это каркас, на котором держатся более мелкие мышцы, задействованные в мелкой моторике. Так если ребёнок неуверенно владеет базовыми движениями рук, ему труднее держать ручку или карандаш, сжимать кисть или долго удерживать предметы в руках.

2. Крупная моторика и умственное развитие

Учёными доказана прямая зависимость между умственным развитием ребёнка и навыками крупной моторики, так как при выполнении физических упражнений мы задействуем оба полушария мозга. Кроме этого, координация разных частей тела в сочетании со зрительной и слуховой моторикой, например, при играх с мячом, развивает память и внимание.

3. Крупная моторика и уверенность в себе

Крупная моторика влияет и на психологическое здоровье детей. Если ребёнок физически развит, он уверен не только в своих движениях, но и в себе. Уверенность в себе  важное качество для социализации ребёнка, которое помогает быстрее достигать успехов в детском саду, а в дальнейшем и в школе.

Компоненты развития крупной моторики:

  • Равновесие - способность сохранять различные положения тела, несмотря на силу земного притяжения;
  • Сила - способность мышечного аппарата удерживать тело в нужном положении;
  • Координация - способность контролировать движения и произвольно управлять своим телом;
  • Проприоцепция - чувствование и осознавание своего положения в пространстве.

  • Как понять, что у ребёнка не развита крупная моторика?

Основные признаки:

  • Сложности с управлением своим телом, то есть ребёнок не может контролировать движения рук и ног, ему трудно спокойно стоять даже в течение нескольких минут.
  • Проблемы с повседневным уходом за собой: самостоятельное одевание, сложности с овладением столовыми приборами;
  • Невозможность долго сидеть неподвижно за столом/ партой;
  • Общая неуклюжесть: ребёнок часто падает, спотыкается, врезается в других людей;
  • Низкое ресурсное состояние, что проявляется в апатичности, медленном реагировании на раздражители;
  • Трудности с манипулированием предметами, например, игрушками, посудой;
  • Плохая артикуляция звуков;
  • Отказ от участия в подвижных играх, где требуются ловкость, хорошая реакция, выполнение сложных и разноплановых движений.

Благодаря достаточной двигательной активности у вас появится шанс, воспитать в будущем здорового ребёнка, у которого будет желание самостоятельно заниматься физкультурой, а также снизить вероятность развития проблем с опорно-двигательным аппаратом – плоскостопие, сколиоз и слабость мышечного корсета.

Несколько игр перечисленных ниже помогут детям стать более скоординированными, усилят функции саморегуляции и контроля, разовьют гибкость и пластичность, разовьют устойчивость и концентрацию внимания. Кроме этого, они всегда зарядят хорошим настроением.

Игра «Зазеркалье»

Возраст детей: от 3 лет.

Можно проводить и в группе и на улице.

Цель игры: разогреть суставы, способствовать гибкости и пластичности ребёнка, научиться координировать движения. Укрепить мышечный корсет.

Ведущий предлагает детям копировать его движения. При усложнении задания копируются не только позы ведущего, но и его настроение – мимика.

Очень нравятся детям игры на основе стихов и потешек.

Игра «Мишка»

Цель игры: развитие координации, скорости реакции, а также устойчивости внимания.

Возраст детей: от 3 лет.

Мишка косолапый по лесу идёт, (идём как мишки)

Шишки собирает, (наклоны вперёд) Песенки поёт. (поем ля-ля-ля)

Вдруг, упала шишка, прямо мишке в лоб. (ударяем себя по лбу)

Оступился Мишка, и об землю – топ (топаем ногой)

Засвистел на ветке пересмешник дрозд: (ищем на верху взглядом)

- Мишка косолапый наступил на хвост! (топаем ногой)

А за ним вдогонку пятеро зайчат: (прыгаем как зайчата)

- Мишка косолапый! Из кустов кричат. (кричим, руки ко рту –«Мишка»)

Подхватил дразнилку весь лесной народ.

- Мишка косолапый по лесу идёт. (кричим, руки ко рту - «Мишка косолапый»)

Бросился к берлоге маленький медведь: (бежим по кругу)

Спрятался за шкафом (приседаем на корточки,) принялся реветь (трём глазки)

- Мишкой косолапым, дразнят все меня! (качаемся сидя)

Мама удивилась: (гладят друг друга по плечу)

- Глупенький сынок,

Я всегда гордилась формой твоих ног.

Я ведь косолапа, (идут по кругу, косолапя) и папа косолап,

Косолапил славно и дедушка Потап!

Мишка косолапый (идёт по кругу расправив плечи и подняв голову) стал ужасно горд.

Вымыл с мылом лапы, (потирают руки), съел медовый торт.

Вышел из берлоги, и как заорёт: (руки вверх, подпрыгивают и кричат: «Мишка косолапый по лесу идёт») .

- Мишка косолапый по лесу идёт!

 «Хомка»

Хомка, хомка, хомячок (делаем приседания)

Полосатенький бочок (потираем бока)

Хомка раненько встаёт (встаём)

Щёчки моет, шейку трёт. (руками двигаем не задевая лица)

Подметает хомка хатку (наклон вниз, движения руками)

И выходит на зарядку. (идём по кругу)

Раз, два, три, четыре, пять –(руки сгибаем ладошками достаём до плечей)

Хочет Хомка сильным стать (сгибаем и разгибаем руки)

Ручками похлопает (хлопают руками)

Ножками потопает (топают ногами)

Крепко свой бочок потрёт (трут бока)

И опять гулять пойдёт. (идём по кругу)

Игра «Снеговик»

Цель игры: Снять мышечный тонус и потренировать крупную моторику поможет простая игра в тающего снеговика.

Попросите ребёнка встать в удобную позу и напрячь все мышцы так, будто он – замёрзший снеговик. Потом выходит солнышко и «снеговик» начинает постепенно таять – с головы до ног: сначала расслабляем мышцы лица, шеи, затем плеч, рук, и так далее, пока весь снеговик не растает.

Упражнения «Паучок», «Червячок», «Крабик»

Цель игры: развивать крупную моторику – изображать движения насекомых и животных.

  • В упражнении «Паучок» передвигаемся по полу как паучки – для этого надо сесть на пол, руками упереться в пол за спиной, а ноги согнуть в коленях. Ползаем, опираясь на ступни и ладошки.
  • В упражнении «Червячок» ползаем, не используя рук и ног, извиваясь на полу.
  • Чтобы выполнить упражнение «Крабик», садимся на пол, сгибаем ноги в коленях, упираемся ладонями и ступнями в пол и двигаемся боком.

Игра «Не дай мячику упасть»

Лёгкий мяч кладётся на игровой парашют или простыню, которую держат за разные концы игроки, стоящие друг напротив друга. Простыню приводят в движение, создавая волны или катая мяч друг к другу. Задача – не дать мячику скатиться с простыни и упасть.

Игра «Попадаем в цель»

Азартная и весёлая игра, для которой всегда можно найти подручный материал: если кольцеброса под рукой нет, подойдёт любая ёмкость или пустое ведро. Забрасывать в цель можно мяч, бумажные самолётики или что-то другое. Кто больше попадёт в цель? Устройте соревнования!

Упражнения с перекрёстными движениями

Предлагаем ряд двигательных упражнений с использованием перекрёстных движений, которые помогут детям развить крупную моторику:

  • Перекрёстные прыжки на счёт: раз – ноги врозь, руки вдоль тела, два – ноги вместе, руки в стороны.
  • Перекрёстные шаги: стоя на месте, поднимаем поочерёдно колени с перекрёстным касанием ладоней – правое колено вверх, касание левой ладони, левое колено вверх – касание правой ладони. При выполнении упражнения голова остаётся неподвижной, а плечо двигается вслед за рукой.
  • Перекрёстные прыжки с вытянутой рукой: чередуем прыжки – прыжок с правой ногой впереди – левая рука вытянута перед собой, прыжок с левой ногой впереди – правая рука вытянута перед собой.

Игры и упражнения на баланс и равновесие

Балансирование – один из сложных и важных навыков, освоить который детям помогут разнообразные занятия. Например:

  • Удерживать равновесие, проходя по доске, положенной на пол, или по низкой скамеечке.
  • Закрыть глаза и как можно дольше стоять на одной ноге, удерживая баланс.
  • Игра «Замри-отомри». Пытаемся устоять в случайной позе при команде «Замри» и расслабляемся при команде «Отомри».
  • Игра «Удержи мешочек». Ребёнок становится ровно и поднимает одну ногу, согнув в колене. На колено кладётся мешочек с песком или чем-то мягким. Задача – удержать мешочек на весу как можно дольше.

Выполнять упражнения всей семьёй будет веселее.

Будьте здоровы!

Подготовила: инструктор по физической культуре Е. А. Деревяхина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Брошюры: "Развитие ребенка 3-4 лет", "Развитие ребенка 4-5 лет", "Развитие ребенка 5-6 лет", "Развитие ребенка 6-7 лет"

В  брошюрах описанны особенности развития детей в разные возрастные периоды- 3-4,4-5,5-6,6-7 лет....

Кружковая работа "Пальчиковые игры, как основа развития мелкой моторики и умственных пособностей детей дошкольного возраста"

В настоящее время актуальнойпроблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста. Немало важную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребёнка играет сфо...

"Игры и упражнения для физического развития крупной моторики у детей дошкольного возраста"

quot;Игры и упражнения для физического развития крупной моторики у детей дошкольного возраста"...

Влияние крупной моторики на психофизическое развитие ребёнка.

Данный материал содержит описание конкретных упражнений для развития крупной моторики и формирования одновременных и реципрокных сенсомоторных взаимодействий, ощущуний границ своего тела и его положен...

Консультация для родителей, бабушек и дедушек «Развитие крупной моторики у детей раннего возраста посредством подвижных игр и физических упражнений во время прогулок на свежем воздухе»

В большом психологическом словаре, составителями которого являются, В. Зинченко под моторикой понимается вся сфера двигательных функций. В свою очередь, С.Ю. Головин утверждает, что моторика - это дви...

Дипломная работа "Изучение влияния развития крупной моторики на формирование активного словаря детей младшего дошкольного возраста".

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯКРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«ЕНИСЕЙСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»...