"Влияние физической культуры на развитие мелкой моторики".
консультация (старшая группа) по теме
У значительной части современных детей отмечается общее моторное отставание, в том числе в управлении руками. Даже завязывание шнурков вызывает затруднение, пришивание же пуговиц становится не просто невыполнимой - опасной задачей.Важным условием полноценного овладения будущим первоклассником учебными навыками, в том числе письмом, является достаточное развитие сенсорного и моторного компонентов двигательного анализатора тела и руки как непосредственного орудия графической деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.65 КБ |
Предварительный просмотр:
«Влияние физической культуры на развитие мелкой моторики».
В условиях модернизации дошкольного образования и поиска путей повышения его качества без ущерба для здоровья детей не может оставаться без вниманияя процесс их физического воспитания, прежде всего физическая подготовка к школе, являющаяся сложной и многоплановой проблемой.
В современных исследованиях отмечается: около 20% детей поступают в школу, не достигнув биологической зрелости; 30 -40 - составляют группу риска с точки зрения развития психических нарушений; 21 - имеют дефекты речи; 74% - нарушения опорно-двигательного аппарата.
У значительной части современных детей отмечается общее моторное отставание, в том числе в управлении руками. Даже завязывание шнурков вызывает затруднение, пришивание же пуговиц становится не просто невыполнимой - опасной задачей.
Важным условием полноценного овладевания будущим первоклассником учебными навыками, в том числе письмом, является достаточное развитие сенсорного и моторного компонентов двигательного анализатора тела и руки как непосредственного орудия графической деятельности.
Изучение уровня развития тонких, дифференцированных движений пальцев и кисти рук первоклассников обычно приводит учителя к неутешительному выводу: движения недостаточно целенаправленны и точны, плохо подчиняются задачам деятельности. Это относится к использованию ручки и карандаша в качестве графических инструментов, что требует сложно-координированных движений руки. Поэтому, при оценке физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста, считаем целесообразным, наряду с оценкой качественных и количественных показателей развития общей моторики, использовать диагностические методики типа «Теппинг-тест», «Смотай клубок!», «Палочки и коробочки», «Карты», позволяющие объективно оценить развитие тонкомоторных действий ребенка.
К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Предпринимаются форсированные попытки наверстать упущенные в дошкольном детстве возможности развития тонкомоторных действий.
Поскольку развитие ручной умелости предполагает определенную зрелость мозговых структур, заставлять ребенка заниматься через силу неэффективно. Начинать надо с физических упражнений, которые доставляют удовольствие. Поэтому, на наш взгляд, в системе традиционных средств развития тонкой моторики шире должны использоваться имитационно- игровые упражнения, придающие смысл двигательной деятельности. Они доступны и интересны ребенку. Игровая форма помогает ему установить связь между мотивами и задачей, развивает инициативу и самостоятельность, создает условия для неоднократного выполнения движений.
Многие авторы (Э.И. Адашкявичене, Ю.Д. Железняк, Т.П. Осокина, Ю.М. Порт- нов, В.И. Усаков) отмечают, что в спортивных играх взаимодействуют сенсорные системы различной модальности, что является фактором совершенствования сенсорной организации движения, т.е. действия с мячом, ракеткой, битой, клюшкой предоставляют широкие возможности для развития тонкой моторики.
При подготовке старших дошкольников к обучению в школе необходимо учитывать и то, что развитие двигательной сферы вообще и тонкой моторики в частности является важнейшим условием психического развития ребенка.
Специалисты (Е.И. Аркин, Н.А. Берн- штейн, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев) утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное взаимодействие тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии, подтверждают связь тонкой моторики с развитием мозга. Так, В.М. Бехтерев доказал влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи.
Как мы отмечали выше, сегодня становятся востребованными новые источники пополнения и обогащения средств физической подготовки детей 5-6 лет к школе.
Благодаря наглядности и практической направленности действий со спортивным инвентарем появляется целенаправленность и осмысленность этих действий, что позволяет достичь существенных результатов в развитии тонкой моторики и ручной ловкости; при этом мелкую моторику рук гораздо эффективнее развивать сопряженно с развитием общей моторики. Примером могут служить общеразвивающие упражнения типа:
- «Передай клюшку, городок, биту, ракетку» (над головой, за спиной, перед грудью, под ногой, согнутой в колене, и др.).
- «Положи-возьми биту, городок, ракетку» (сидя, стоя на колене, стоя, в сочетании с разными наклонами, приседаниями).
- «Измерь биту, клюшку» (хватательными движениями, плотно приставляя ладонь к ладони).
- «Барабан» (наклониться к ракетке, бите, лежащим на полу, побарабанить пальцами, выпрямиться).
Упражнения для развития тактильной чувствительности пальцев и кистей рук полезны детям, так как требуют их сопряженной работы и охватывают разные группы мышц. Их можно использовать в комплексах утренней гимнастики и гимнастики после сна. Итак, общеразвивающие упражнения с ракетками, битами, клюшками - эффективное средство развития тонкой моторики, поскольку именно предметно- манипулятивная деятельность лежит в основе развития двигательных функций рук.
Подвижные игры и имитационно-игровые упражнения могут быть включены в физкультурные занятия и применяться на прогулках, а также в самостоятельной двигательной деятельности.
Предлагаем вашему вниманию игры и имитационно-игровые упражнения для развития тонкомоторных действий по авторской программе «Играйте на здоровье!».
- «Забей мячик в ворота!» (щелчком загнать мячик для пинг-понга в ворота).
- «Удержи мячик!» (удерживать мячик двумя пальцами с их сменой).
- «Брось мячик в вертикальную или горизонтальную мишень!».
- «Чье звено скорее передаст клюшки, мячики для пинг-понга, мячи?».
- «Почекань мячик ракеткой!» (чередование правой и левой руки, вращение кистью).
- «Кто скорее измерит биту?» (перехват биты руками).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние пальчиковой гимнастики на развитие мелкой моторики детей
Данная статья о том как влияет развитие мелкой моторики рук на развитие ребенка в целом....

Проект "Влияние пальчиковых игр на развитие мелкой моторики пальцев рук младших дошкольников"
Цель проекта: укрепление психического и физического здоровья детей младшего дошкольного возраста посредством ознакомления с пальчиковыми играми.Цель достигается в процессе решения поставленных...

«Влияние продуктивной деятельности на развитие мелкой моторики рук».
Развитие навыков мелкой моторики в дошкольном возрасте важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходи...

Консультация для родителей "Влияние пальчикового театра на развитие мелкой моторики ребёнка"
Материал предназначен для работников дошкольного образования...

Влияние LEGO-конструирования на развитие мелкой моторики рук при формировании речевого развития детей дошкольного возраста
В современной системе образования на первый план выдвигаются задачи формирования творческой личности, способной к активной умственной деятельности. А к...

ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА РАЗВИТИЕ КРУПНОЙ МОТОРИКИ И УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
Консудьтация для родителей, о том какое влияние имеет развитие крупной моторики на зянятяих по физкультуре на общее развитие рёбёнка в целом....