Проект по здоровьесбережению для детей младшего дошкольного возраста «Неболейка»
проект (младшая группа)
Актуальность проекта:
За время моей работы в детском саду, я не могла остаться в стороне от такой проблемы как высокий уровень заболеваемости детей дошкольного возраста.
Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Словосочетания «здоровьесберегающие технологии» и формирование здорового образа жизни заняли прочное место в беседах с родителями и детьми, в планах воспитательной работы педагогов всех элементов образовательной структуры, начиная от дошкольных учреждений. Но проблема по-прежнему остается актуальной. Как же нужно воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему
относиться?
Поэтому, начиная с младшего возраста необходимо приобщать детей к здоровому образу жизни, формировать культуру здоровья, воспитывать осознанное отношение к ценности своего здоровья.
Итак, в дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.
Помочь детям узнавать и учиться понимать значимость для жизни человека здоровья, а также само оздоровление детей стало причиной создания этого проекта.
Цель: сохранение и укрепление здоровья детей через использование здоровьесберегающих технологий с учетом индивидуальных возможностей и способностей
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад № 50 «Незабудка»
г. Смоленск
Проект по здоровьесбережению
для детей младшего дошкольного возраста
«Неболейка»
Подготовила и провела: Азарова Екатерина Сергеевна
2023г
Актуальность проекта:
За время моей работы в детском саду, я не могла остаться в стороне от такой проблемы как высокий уровень заболеваемости детей дошкольного возраста.
Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Словосочетания «здоровьесберегающие технологии» и формирование здорового образа жизни заняли прочное место в беседах с родителями и детьми, в планах воспитательной работы педагогов всех элементов образовательной структуры, начиная от дошкольных учреждений. Но проблема по-прежнему остается актуальной. Как же нужно воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему
относиться?
Поэтому, начиная с младшего возраста необходимо приобщать детей к здоровому образу жизни, формировать культуру здоровья, воспитывать осознанное отношение к ценности своего здоровья.
Итак, в дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.
Помочь детям узнавать и учиться понимать значимость для жизни человека здоровья, а также само оздоровление детей стало причиной создания этого проекта.
Цель: сохранение и укрепление здоровья детей через использование здоровьесберегающих технологий с учетом индивидуальных возможностей и способностей
Задачи:
1.Воспитание у детей культуры здоровья, осознания необходимости заботы о своем здоровье
2.Формирование знаний, умений и навыков, которые необходимы для сохранения и укрепления здоровья
3.Формирование привычки к ЗОЖ, т.е. желания вести ЗОЖ и быть здоровыми
4.Создание здоровьесберегающей среды в группе
5.Организация рационального двигательного режима для развития двигательных навыков детей и увеличения работоспособности организма
6.Создание оптимальных условий для всестороннего полноценного психофизического развития детей и укрепления их здоровья.
Ожидаемые результаты: улучшение показателей физического развития, эмоционального состояния; благоприятная динамика в состоянии здоровья дошкольников (снижение числа случаев заболеваний в течении года) оптимальное функционирование организма; формирование необходимости заботиться о своем здоровье, желания и стремления вести здоровый образ жизни; сформированность основ ЗОЖ, необходимых знаний, умений и навыков, полезных привычек; повышение адаптивности к неблагоприятным факторам внешней среды
Предполагаемые результаты:
- сохранение и укрепление здоровья детей через систему комплексной физкультурно-оздоровительной работы;
- взаимодействия с родителями с целью повышения уровня знаний по проблеме укрепления и сохранения здоровья детей.
Взаимодействие с родителями: консультации:
«Роль семьи в осуществлении здоровьесбережения дошкольников»;
«Здоровый образ жизни в семье»;
«Роль утренней зарядки в укреплении здоровья детей»;
«Роль разных видов гимнастики в здоровьесбережении детей дошкольного возраста»;
«Формирование у детей привычки к здоровому образу жизни»; оформление папки – передвижки «ЗОЖ ребёнка».
Ресурсное обеспечение проекта:
1. Физкультурный уголок в группе.
2. Физкультурное оборудование и спортивный инвентарь.
3. Методический инструментарий.
4. Подборка методической литературы «Физическая культура и оздоровление детей дошкольного возраста».
Содержание проекта:
1 этап: подготовительный
- Сбор информации: подборка иллюстраций, набор игр и упражнений, знакомство с методической литературой по вопросам здоровьесбережения.
2 этап: практический - реализация проекта
- перспективное планирование;
- проведение цикла тематических мероприятий;
- организация целенаправленной просветительской консультативной деятельности с родителями по вопросам развития у детей познавательных способностей.
Формы организации здоровьесберегающей работы:
- физкультурные занятия;
- самостоятельная деятельность детей;
- подвижные игры;
- утренняя гимнастика;
- двигательно-оздоровительные физкультминутки.
Профилактическая гимнастика (дыхательная, улучшение осанки, плоскостопия, зрения).
• Гимнастика пробуждения, дорожка «здоровья».
• Воздушное контрастное закаливание.
Здоровьесберегаюшие технологии, технологии сохранения и стимулирования здоровья:
Динамические паузы – во время занятий, 3-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности.
Релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов, звуки природы.
Гимнастика пальчиковая - рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).
Гимнастика для глаз – в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.
Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.
Гимнастика после сна – ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.
Календарно-тематическое планирование
по формированию у детей средней группы
навыков здорового образа жизни
Сентябрь
«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья». Цель: формировать положительное отношение к культурно-гигиеническим процедурам.
Беседа «Дружи с водой»: Продолжать формировать навыки личной гигиены.
Дети рассматривают рисунки. Отвечают на вопросы: зачем моется человек? Что может случиться с грязнулей?
Дыхательная гимнастика «Подуй на варенье», «Ветерок».
Гимнастика для глаз «Тренировка», «Мой весёлый, звонкий мяч»
Просмотр мультфильма «Мойдодыр»
Октябрь
Занятие «Хозяйка с базара пришла». Цель: обобщить знания детей об овощах и фруктах, пользе, блюдам из них приготовленных.
Беседа «Витамины на столе очень нужные тебе».
Самомассаж «Нарисуй загадку-получи отгадку».
Дыхательная гимнастика «Подуй на варенье»
Пальчиковая гимнастика «Лук», «Собирали урожай».
Ноябрь
«Микробы вокруг нас». Цель: рассказать детям о функции кожи, микробах, взаимодействии человека с микробами.
Дать детям представление о том, что микробы бывают разные: полезные и вредные (болезнетворные), они могут жить вне и внутри человеческого организма; пути проникновения микробов в человеческий организм. Когда тело чистое, ему ничто не грозит. Подвести детей к пониманию, что болезни появляются от микробов, попавших внутрь организма человека. Дети, рассматривая рисунки, рассказывают, каким способом попадают микробы в организм человека.
Беседа «Как вести себя во время болезни»: Дать детям возможность рассказать друг другу, что они знают о болезнях, как они себя чувствовали, когда болели, что именно у них болело.
Беседа «Не румяный гриб в лесу, а простудный грипп в носу». Цель: профилактика инфекционных заболеваний
Самомассаж «Моем голову чисто, чисто».
Пальчиковая игра «Расческа».
Декабрь
Беседа: «Правила движения достойны уважения». Цель: Познакомить детей с опасными ситуациями, которые могут возникнуть на дороге.
Дыхательная гимнастика «Надуваем шарик»
Занятие : «Колобок и дорожные знаки». Цель: Познакомить детей с основными дорожными знаками.
Сюжетно-ролевая игра «Дорога».
Просмотр мультфильмов «Правила дорожного движения»
Беседа «Безопасное поведение на зимней улице».
Январь
Беседа «Зимние виды спорта».
Гимнастика для глаз «Снегопад».
Пальчиковая гимнастика «Снежинка», «Снежный ком».
Викторина «Что я знаю о здоровье»
Беседа: «Соблюдаем гигиену». Цель: продолжать формировать устойчивые культурно – гигиенические навыки.
Февраль
Занятие : «Как устроено мое тело». Цель: уточнить знания детьми названий и местоположения разных органов чувств и частей тела у себя.
«Чтобы глаза видели»: Дать представление о верных помощниках - глазах. Органы зрения у зверей и человека. Как нужно заботиться о них. Рассказ воспитателя о значении зрения в жизни животных и человека. Поэтому зрение надо беречь. Рассмотреть картинки с изображением ситуаций и с помощью игры
«Полезно - вредно» закрепить данные знания. Предложить детям сделать научиться делать гимнастику для глаз.
«Чтобы уши слышали»: Дать представление о верных помощниках - ушах. Органы слуха у зверей и человека. Как нужно заботиться о них. Воспитатель предлагает закрыть ушки детям и произносит потешки и просит повторить. Рассказ воспитателя о значении слуха в жизни животных и человека. Рассмотреть картинки с изображением ситуаций и с помощью игры «Полезно - вредно» закрепить данные знания. Предложить детям научиться делать самомассаж ушей.
Развлечение: «Чтобы сильным, смелым быть, чтобы Родине служить» (развлечение).
Цель: воспитывать дух патриотизма, совершенствовать физические умения и навыки.
Март
«Крепкие-крепкие зубы»: Дать представление о пользе, значении и защите зубов. Познакомить детей с правилами ухода за зубами.
Враги зубов (микробы, сладкое и мучное, механическое повреждение, нехватка витаминов).
Дидактическая игра «Что полезно и что вредно для зубов»
Самомассаж «Змейка», «Точки».
Гимнастика для глаз «Радуга»
Апрель
Беседа: «Для чего нужны прививки» (с приглашением медицинской сестры). Цель: дать детям первоначальные знания о необходимой профилактике заболеваний – прививке
Дидактическая игра «Первая помощь».
Коррегирующая гимнастика «Надуй шар, сдуй шар».
Профилактика плоскостопия «Камушки», «С кочки на кочку»
«Спокойной ночи» Важно формировать умение чутко прислушиваться к своему организму, чтобы помогать ему ритмично работать, вовремя реагировать на сигналы «Хочу спать». Обратить внимание на чувство усталости и как его можно устранить. Рассматривание с детьми картинок, кто из животных как спит. Как спит человек. Рассказать, почему сон необходим. Об отдыхе и сне надо заботиться. Беседа с детьми о том, чего не надо делать перед сном.
Май
Беседа «Растения вокруг нас».
«Витамины на окне» (с элементами практических действий). Цель: воспитывать положительное отношение к трудовой деятельности.
«Безопасность при общении с животными»: Животных надо любить. Но при этом надо помнить, что даже домашние животные могут быть опасны. Дать детям представление о том, что от кошек и собак людям передаются болезни (чесотка, лишай, бешенство). Бешенство - очень опасная болезнь, которая может возникнуть после укуса животных. От нее можно даже умереть, если не лечиться.
Этюды на расслабление
«Правила поведения с незнакомыми людьми». Цель: научить детей правильно вести себя с незнакомыми людьми.
3 этап: заключительный:
- подведение итогов.
Продукт проектной деятельности:
- тематический план проекта;
- оформление стенгазеты «ЗОЖ нашей группы»;
- оформление папки – передвижки «ЗОЖ ребенка»;
- проведение спортивного развлечения «В городе Здоровячков»;
- информационный материал в родительском уголке «Детское здоровье»;
- получение детьми знаний о ЗОЖ;
- повышение эмоционального, психологического, физического здоровья;
- повышение гигиенической культуры;
- улучшение соматических показателей здоровья;
- отчет на сайте детского сада.
Д/И "Четвертый лишний"
СРИ "Больница"
Гимнастика после сна. Профилактика плоскостопия.
Зарядка
П/И "Серсо"
П/И "Солнышко и дождик"
Досуг «Путешествие в Королевство Неболеек»
Аппликация "Украсим шапочку"
Двигательная деятельность
Конструирование "Строим больницу"
Чтение художественной литературы
ООД "Дружим с водой"
Разгадывание загадок по гигиене человека
Д/И "Волшебный мешочек"
Идем на прогулку
Двигательная деятельность
Спортивное развлечение «В здоровом теле - здоровый дух
Методическая литература:
- Ю. Ф. Змановский Программа «Воспитываем детей здоровыми»
- Авдеева Н.Н., Князева О.Л. Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста»
- Программа «Здоровый ребёнок», разработанная коллективом ДОУ по физическому развитию и оздоровлению детей от 1,5 до 7 лет
- Программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
- Алямовская, В.Г. Как воспитать здорового ребенка
- Береснева З.И. Здоровый малыш: программа оздоровления детей в ДОУ/ под ред. З.И. Бересневой, Л.Н.Волошина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по здоровьесбережению для детей младшего дошкольного возраста «Будь здоров, малыш!»
Продолжительность проекта долгосрочный....
Картотека дидактических игр по здоровьесбережению для детей младшего дошкольного возраста
Систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, развивать речь, внимание, память....
Проект по здоровьесбережению для детей старшего дошкольного возраста «Как сберечь здоровье»
Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетной в работе любого дошкольного учреждения....
Проект по здоровьесбережению для детей младшего дошкольного возраста «Будь здоров»
Дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка. Особенно остро эта задача стоит в адаптационный период, когда у детей наблюдается значительное увеличение количества случа...
Конспект детско-родительского проекта по здоровьесбережению для детей старшего дошкольного возраста «Кто любит спорт, тот здоров и бодр»
Детско-родительский проект с использованием здоровосберегающих технологий для детей старшего возраста...
Проект по здоровьесбережению для детей младшего дошкольного возраста «Будь здоров, малыш!»
Проект по здоровьесбережению для детей младшего дошкольного возраста «Будь здоров, малыш!»...
Программа комплексных мероприятий по оздоровлению детей младшего дошкольного возраста "Неболейка"
В современных условиях развития общества проблема сохранения здоровья детей является самой актуальной. Особенно остро этот вопрос стоит в дошкольных учреждениях, где вся практическая работа,...