Программа комплексных мероприятий по оздоровлению детей младшего дошкольного возраста "Неболейка"
рабочая программа (младшая группа)
В современных условиях развития общества проблема сохранения здоровья детей является самой актуальной. Особенно остро этот вопрос стоит в дошкольных учреждениях, где вся практическая работа, направлена на сохранение и укрепление здоровья детей. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и физические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_zozh_neboleyka.docx | 51.88 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД №39 «ЮБИЛЕЙНЫЙ»»
Принята на заседании Утверждена
педагогического совета приказом по МБДОУ
протокол № 1 «Детский сад №39
«Юбилейный»
от 01.09.2021 г. от 01.09.2021г. № 312
Программа комплексных мероприятий по оздоровлению детей
младшего дошкольного возраста «Неболейка»
воспитатель: Шарапова О.Н.
г. Смоленск 2018г
Содержание
- Пояснительная записка
- Цели и задачи Программы
- Средства оздоровления, Оптимальный режим жизнедеятельности.
- Факультатив «Букварь здоровья»
- Психологическое благополучие ребенка в ДОУ.
- Режим питания.
- Специальные оздоровительные мероприятия
- Использование здоровьесберегающих технологий
- Технологии обучения здоровому образу жизни
- Комплексно-тематический план
- Основные выводы по результатам работы:
- Литература
Пояснительная записка
За время моей работы в детском саду, я не могла остаться в стороне от такой проблемы как высокий уровень заболеваемости детей дошкольного возраста.
Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Словосочетания «здоровьесберегающие технологии» и формирование здорового образа жизни заняли прочное место в беседах с родителями и детьми, в планах воспитательной работы педагогов всех элементов образовательной структуры, начиная от дошкольных учреждений. Но проблема по-прежнему остается актуальной. Как же нужно воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться. Объем познавательной информации для дошкольников достаточно высок, растет доля умственной нагрузки и в режиме дня. Вследствие этого нередко наблюдается переутомление детей, снижение их функциональных возможностей, что отрицательно влияет не только на состояние здоровья дошкольников, но и на перспективы их дальнейшего развития.
Поэтому, начиная с младшего возраста необходимо приобщать детей к здоровому образу жизни, формировать культуру здоровья, воспитывать осознанное отношение к ценности своего здоровья.
Цель и задачи программы
Цель программы:
- Обеспечить своевременное физическое развитие детей, охрану, сохранение и укрепление их здоровья; способствовать снижению заболеваемости путем комплексного использования всех имеющихся оздоровительных средств.
- Через взаимодействие детского сада и семьи способствовать становлению у ребёнка ценностей здорового образа жизни с ранних лет, пропагандировать ЗОЖ среди взрослых, повышать гигиеническую и двигательную культуру у всех участников образовательного процесса.
Задачи:
- Разработать систему физкультурно-оздоровительной работы.
- Воспитывать осознанное отношение к своему здоровью, потребность в здоровом образе жизни.
- Обеспечить психическое и физическое благополучие ребенка в группе, безопасное условие проведения образовательного процесса.
- Повысить сопротивляемость детского организма к воздействие неблагоприятных факторов окружающей среды через систему оздоровительных мероприятий.
- Систематически проводить оценку физического и психического здоровья, развитие физической подготовленности.
Средства оздоровления, Оптимальный режим
жизнедеятельности.
- Сбалансированное питание.
- Физическое развитие.
- Санитарно-гигиеническая культура.
- Психологическая безопасность.
- Лечебно-профилактическая работа.
Мною была разработана система физкультурно-оздоровительной работы, которая эффективно применяется при работе с детьми моей группы.
В рамках нашей программы «Здоровый ребенок» в детском саду разработаны три режима (на холодный, теплый период и межсезонье), что позволяем нам – воспитателям оптимально распределять во времени разные виды детской деятельности. Дополнением к режиму дня является сетка занятий совместной деятельности воспитателей с детьми, которая помогает мне чередовать фронтальные занятия с индивидуальными, чередовать подвижные мероприятия с более спокойными. Составляя сетку на каждый день я предусматривала интересные мероприятия, что
бы разнообразить деятельность детей. Например в моей группе: понедельник – день радостных встреч; вторник – факультатив «Букварь здоровья»; среда – пальчиковая гимнастика; четверг – целевые прогулки и экскурсии; пятница – конструктивная совместная деятельность воспитателей с детьми. Важно насыщать детскую деятельность содержанием, вызывающим у ребенка радость и удовлетворение. Оздоровительный режим носит в целом динамичный характер, стереотипно повторяющиеся режимные моменты: четырехразовый прием пищи, укладывание на дневной сон, достаточная общая длительность пребывания на свежем воздухе. В режим включаем организацию двигательной активности, которая предусмотрена специальным двигательным режимом.
Организованная двигательная | Утренняя гимнастика | Физкультурное | Физкультурное занятие на улице | Физкультурные паузы на занятиях и между | Динамический час | Упражнения после дневного сна | Подвижные игры | Физкультурные упражнения на прогулке | Спортивные развлечения | Спортивные праздники | Неделя здоровья | Самостоятельная двигательная деятельность |
6 часов в неделю | Ежедневно 6-8 мин. | 20 мин | 20 мин | Ежедневно 2 -3 раза | 2 раза в неделю | 5-10мин | Не менее 2-4 раза день 6-10 | Ежедневно с подгруппами и индивидуально | 1 раз в месяц 20 мин | 20 мин ежеквартально | 1 раз в квартал | В зависимости от индивидуальны х особенностей и потребностей |
Стараюсь чтобы в двигательном режиме ребенка преобладали циклические, прежде всего беговые упражнения, особенно их комбинации (бег, прыжки, метание мяча, велосипед) как способ тренировки и совершенствования общей выносливости – наиболее ценного оздоровительного качества. Эти упражнения включены в мои занятия, зарядки, физминутки. Проводим и подвижные игры с наличием циклических движений («У медведя во бору», «Солнышко и дождик»,
«Догони мяч», «Курочка и цыплята» и т.д.). Все физкультурные занятия и зарядки проходят в музыкальном сопровождении, что очень нравится детям и способствует возникновению положительных эмоций. В группе проводится специальные формы двигательной активности: фиpкультминутки, подвижные игры,
Формированию ЗОШ; в нашем детском саду уделяется большое внимание начиная с ясельной группы. С этой целью разработана программа факультатив Здоровья
За время моей работы в детском саду «Букварь здоровья» проводила во всех возрастных группах детского сада. Работа проводилась по 3 основным направлениям:
Мой организм
Здоровье – это здорово Моя безопасность
С возрастом усложняется содержание, увеличивается объем материала, меняются методы.
Факультатив «Букварь здоровья»
№ | 2-я младшая | средняя |
1 | Назови части своего тела | Что такое здоровье? |
2 | Что можно делать руками и ногами? | Для чего нужно умываться? |
3 | Как нужно ухаживать за собой? | Как нужно ухаживать за зубами? |
4 | Для чего нужны носик, уши и глазки? | Что нужно делать, чтобы глазки были здоровыми? |
5 | Какое у тебя сейчас настроение? | Как мы слышим? |
6 | Что нужно кушать, чтобы быть здоровым? | Для чего нужен нос? |
Для большей эффективности использую разнообразные формы работы ,как специально организованные занятия, игры и развлечения, так и в процессе отдельные режимные моменты, гигиенические и оздоровительные процедуры. В зависимости от целей, особенностей своей группы работу организую со всеми детьми, с подгруппой детей, индивидуально и совместно с детьми и родителями. Стараюсь привлекать родителей, используя с этой целью в форме консультаций открытых занятий, продолжения бесед дома с ребенком на конкретные предложенные темы воспитателем о формировании потребности в здоровом образе жизни.
Стараюсь разнообразить формы и методы обучения: методы диалога, д/игры: «Отгадай, что в мешочке? (в нем находятся предметы личной гигиены)», «Разложи по порядку (последовательность выполнения режимных моментов)», «Что мы едим? (знания о полезных и вредных продуктах)», «Угадай настроение (используются иллюстрации сказочных героев – грустный зайчик, злой Бармалей и т.д.)». Игры с дид. Куклой «Напоим куклу Таню чаем (культура еды)», «Поможем кукле одеться и раздеться» и т.д. игровые задания, подвижные игры. Создаю проблемную ситуацию следующей тематики: «Ты упал и …», «У куклы Маши болит …», «У тебя насморк …». А так же использую динамические паузы, релаксационные упражнения с использованием спокойного музыкального сопровождения. Развлечения: «День здоровья», «День радостных встреч», «Путешествие в страну здоровья»,
«Как кот Мурзик познакомился с ПДД»
Психологическое благополучие ребенка в ДОУ.
Это направление в моей группе реализуется через создание положительного микроклимата.для его обеспечения я использую: личностно-ориентированные технологии; психолого-педагогическую поддержку детей группы риска, выявления и устранения факторов вызывающих стрессы, применения специальных приемов направленных на коррекцию поведения (индивидуальные беседы, игры и упражнения), продуктивных видов деятельности (игры с водой, музыкотерапия,
приобщение к искусству, художественная литература, эстетотерапия – рассматривание иллюстрация, картин, использование всех видов театра, прогулки по красивым местам). Хотелось бы отметить личностные особенности персонала, группы в которой я работаю: доброта, внимание, чуткость и конечно отношение детей друг к другу
Режим питания.
В нашем детском саду питание организовано на основе примерного 10-ти дневного меню, которое утверждено заведующей и согласовано с Роспотребнадзором. Данное меню отвечает основным требованиям таким как регулярность, разнообразность, рациональность, калорийность, сбалансированность. Согласно новому СанПиНу организуется второй завтрак, в процессе которого дети получают фрукты, соки, которые содержат витамины и минеральные вещества – важнейшие элементы питания. Для детей аллергиков и заболевания ЖКТ проводим замену продуктов.
Специальные оздоровительные мероприятия.
Мною разработан специальный комплекс оздоровительный мероприятий для моей группы, в который входит:
- Точечный массаж (практический материал по проведению оздоровительной работы с детьми младшего дошкольного возраста).
- Дыхательная гимнастика: (практический материал по проведению оздоровительной работы с детьми младшего дошкольного возраста). Упражнения включены в утреннюю гимнастику
- Полоскание полости рта после каждого приёма пищи, в период вспышки ОРВ фитоотварами.(эта работа проводится по плану разработанному старшей медсестрой)
- Доступные меры закаливания:
- Сон при открытой форточки, упражнения после сна, ходьба босиком, обширные умывания.
В период повышенной заболеваемости гриппом и ОРЗ мы проводим следующие мероприятия:
- Сквозные проветривания в отсутствие детей
- Влажная уборка не реже 2-х раз в день с использованием дез. средств.
- Чесночные «Киндеры».
- Лук, чеснок (расставляем тарелочки по группе).
- Своевременно изолируем детей при появлении первых признаков заболевания.
Очень важно отметить, что вся оздоровительная работа даст максимальный эффект, в том случае если будет проводиться в тесном взаимодействии с родителями, которые должны быть хорошо информированы, и в случае непосещения ребенком ДОУ проводить начатую работу дома. Для родителей своей группы готовлю наглядную информацию о здоровом образе жизни – это консультации, папки- передвижки («Как укрепить иммунитет», «Почему дети болеют весной»,
«Родителям о ЗОЖ», «Приемы закаливания» и т.д.). Провожу родительские собрания, привлекаю родителей к спортивной оздоровительной работе детского сада («День семью», «Мама, папа, я – спортивная семья»).
мониторинг здоровьесберегающей деятельности проводится постоянно , в течении всего года и включает в себя: углубленный анализ заболеваемости, оценку физического и психического здоровья согласно основных критериев, диагностику физического развития и физической подготовленности, уровень освоения основных движений детьми.
Использование здоровьесберегающих технологий
Цель данных технологий – овладение набором простейших норм и способов поведения, способствующих сохранению и укреплению здоровья всеми субъектами образовательного процесса.
Важным показателем моей работы является здоровье детей. «я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя» В.А. Сухомлинский. Богатство нации – это, прежде всего, здоровье подрастающего поколения. Очень важно не упустить возможности, которые дает дошкольный возраст в формировании ребенка оберегающего и ответственного отношения к самому себе и окружающему.
В своей работе я использую технологии сохранения и стимулирования здоровья: динамические паузы, подвижные спортивные игры, игры на релаксацию, пальчиковая гимнастика, зарядка после сна, динамические часы на прогулке. Все эти средства – неотъемлемая часть любого занятия. Я их применяю как в сочетании, так и в отдельности каждое. Большое значение
придаю построению развивающей предметно – двигательной среды. В группе имеется физкультурный уголок, в котором есть все необходимое для удовлетворения потребности ребенка в движении и закрепить привычку здорового образа жизни.
Технологии обучения здоровому образу жизни.
Существенной проблемой для россиян является пренебрежительное отношение к ЗОЖ, поэтому формированию основ валеологической культуры в нашем саду уделяется большое внимание. Разработана программа факультатива «Букварь здоровья», которую я реализую через познавательно – игровые занятия и игровые тренинги. В ходе таких занятий детям даются представления о строении собственного тела, назначение органов, о том, что полезно и вредно для человеческого организма, а так же вместе прививаются навыки по уходу за собой и оказанию первой помощи. Эти занятия имеют огромное значение в воспитании у ребенка потребности в здоровом образе жизни. Разработала перспективный план работы для старшей и подготовительной группы, планы каждого занятия. Материалы имеются в методическом кабинете детского сада. Регулярно провожу спортивные развлечения, физкультурные праздники, которые очень нравятся детям, особенно когда проводятся вместе с родителями.
Широкое место в моей работе занимают коррекционные технологии:арттерапия, - мезыкальные паузы, еженедельные дискотеки, музыкальное сопровождение отдельных видов детской деятельности, организация вернисажей и выставок известных художников (моим детям нравится пейзажная живопись); баблиотерапия, - ежедневный час художественного чтения перед сном; кинезотерапия, реализую вместе с музыкальным руководителем в процессе музыкальных занятий по технологии Е.В. Горшковой «От жеста к танцу». Также стараюсь использовать средства, способствующие снятию психоэмоционального напряжения. С этой целью провожу беседы, придумываю сказки, использую игровую терапию, - подвижные, сюжетно – ролевые игры, игры драматизации, режиссерские игры.
Взаимодействия с родителями воспитанников происходит под девизом:
«К здоровой семье через детский сад», что способствует сохранению и укреплению здоровья детей, формированию здорового образа жизни в условиях семьи. Для этого я использую различные формы и методы:
- родительские собрания «Чтобы ребенок рос здоровым»
- анкетирование «Как мы укрепляем здоровье в своей семье»
- совместные акции: спортивные праздники, дни здоровья
- консультации, рекомендации
- папки – передвижки.
Главным критерием результативности использования оздоровительных технологий является здоровье наших воспитанников, и учитывая,
применение в своей работе с детьми здоровьесберегающих технологий я достигла следующих результатов:
- положительная динамика состояния здоровья, снижение уровня заболеваемости;
- повышение уровня физического развития детей, физической работоспособности, общей выносливости.
- Привожу сравнительный анализ заболеваемости детей двух групп: группы «Солнышко» и параллельная с нами группа «Улыбка». Снижение заболеваемости –
- это результат сплочённой работы специалистов, воспитателей, и, конечно,же родителей.
Чтение художественной литературы.
«Вот они - сапожки... Этот с левой ножки...» «Водичка, водичка...», «Наша Маша маленька, На ней шубка аленька...», «Маша варежку надела...», «Чешу, чешу волосыньки...» (И.С. Погудкина «Что и чем заниматься от года до трех»). А. Барто «Девочка чумазая», В. Маяковский «Что такое хорошо, и что такое плохо?», К.И. Чуковский «Мойдодыр» и т.д.
Комплексно-тематический план
по валеологическому воспитанию детей во 2 младшей группе Сентябрь
- Тема: «Это – Я и мои друзья».
О.Ц.: Дать представления о человеке: о себе, мальчиках и девочках, близких родственниках. Познакомить с частями тела человека (голова, туловище,
руки, ноги)
- Тема: « Мишка Топтыжка знакомится с ребятами».
О.Ц.:Формировать умение называть сверстников по именам; действовать согласовано
в игре; способствовать сближению детей, установлению доброжелательных отношений, проявлению интереса к взрослым, их действиям; развивать интерес у детей друг к другу, потребность в общении со взрослыми,
доброжелательность к ним
- Игротерапия.Знакомство друг с другом. Объединение детей в группы.
Октябрь
- Тема: «Водичка, водичка».
О.Ц.: Приучать детей самостоятельно мыть руки, лицо, полоскать рот после еды, чистить зубы, расчѐсываться, пользоваться носовым платком
- Умоем куклу Дидактическая игра
О.Ц.:Перенести полученные навыки умывания в игровые действия; поддерживать
положительные чувства к процессу умывания
- Тема: «Утром, чистя зубы, помни про себя, что зубнаящѐтка только для тебя…
» Чтение художественной литературы: О.Ц. Закреплять знания детей о предметах личной гигиены
Ноябрь
- Тема:« В гостях у доктора Айболита»Экскурсия в медицинский кабинет.
О.Ц.: Познакомить с профессиями врача, медсестры; показать как врач заботится
о детях; расширить игровой опыт детей; воспитывать уважение к труду взрослых
- Игра – инсценировка «Оля и Айболит»
О.Ц.: Выделять и называть части тела, предметы одежды куклы, учить соотносить
со словом игровые действия с куклой
- Кукольный театр «Мишка заболел»
О.Ц.: Закрепить полученные знания о работе мед.персонала; вызвать чувства сострадания к больному; воспитывать заботливое отношение к близким
Декабрь
- «Оденем куклу Таню на прогулку» Дидактическая игра О.Ц.:Познакомить
с сезонными видами одежды и еѐ назначением по сезонам; развивать потребность
в обращении с вопросами и просьбами к взрослому; воспроизводить игровые действия; закрепить название предметов одежды
- «Как Маша с Ваней в гости собирались» Кукольный театр. О.Ц.:Закрепить ранее полученные знание (навыки последовательного надевания верхней
одежды на куклу) ; доставить детям радость
- «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья». Цикл прогулок
О.Ц.:Рассказать детям о пользе прогулок, о необходимости правильно одеваться
на прогулку. Связать понятие о времени года с разнообразием сезонной одежды людей
Январь
- «Баю, баюшки, баю…» С\Р игра.
О.Ц.: Познакомить с новой игровой цепочкой действий (положить матрац на кровать, застелить простынкой, положить подушку, уложить куклу,
накрыть еѐ одеялом) ; научить ласково обращаться с куклой
- «Кукла Маша проснулась» Дидактическая игра
О.Ц.:Учить одевать на куклу одежду – девочку, соблюдая последовательность
с небольшой помощью взрослых; закрепить названия одежды
- Тема: «Сонные сказки» Чтение художественной литературы. Чтение сказок, стихов, потешек на тему «Здоровый сон».
О.Ц.:Учить детей спокойно и тихо ложиться в кровать, не мешая другим детям.
Формировать правила культуры поведения во время режимных процессов
Февраль
Витамины 1. « О пользе витаминов» Беседа Рассматривание наглядного пособия.
О.Ц.:Дать детям понятие о витаминах, а также о продуктах полезных для здоровья.
- «Где живут витамины» Дидактическая игра
О.Ц.:Закрепить в игровой форме знания, полученные ранее на занятиях и в беседах
- «Витаминки для Иринки». Комплексное занятие – игра О.Ц.:Закрепитьв игровой форме знания, полученные ранее
Март
- «Как Катя готовит обед» Дидактическая игра. Беседа.
О.Ц.: Учить называть качества продукта и действия, совершаемые с ним (разрезать, посолить, перемешать) ; обогащать и активизировать словарь за счет названий обеденных блюд (суп, макароны, котлеты, компот и др.)
; отражать в речи правила поведения (перед приготовлением еды – помыть руки, помыть продукты и др.)
- «Фрукты или овощи» Дидактическая игра. Беседа.
О.Ц.: Учить различать фрукты и овощи по внешнему виду и по месту произрастания. Закрепить знания детей о полезных продуктах.
- «Пейте, дети, молоко будете здоровы» Рассказ воспитателя. О.Ц.:Рассказать детям о пользе молочных продуктов
- «Что надо кушать, чтобы быть здоровым?» Обобщающая беседа.О.Ц.: Обобщить знания детей о полезных продуктах
Апрель
Спорт – наш друг. 1. «Как стать сильным здоровым? » Беседа О.Ц.:Уделить
особое внимание подготовке к утренней гимнастике и физкультурным занятиям,
рассказать детям о необходимости заниматься спортом
3. «Зачем надо заниматься спортом? » Кукольный театр О.Ц.:Посредствам кукольного театра продолжать рассказывать детям о пользе спортивных
занятий.
Воспитывать интерес к спорту
3. «Утренняя гимнастика» Беседа.
О.Ц.: Рассказать детям о пользе зарядки.
Май
- «Раз, два, три, четыре, пять – собираемся гулять… » Беседы.
О.Ц.: Создание интереса к прогулкам, использование игровых приемов, мотивация
деятельности детей на прогулке
- «Что такое хорошо, что такое плохо… » Кукольный театр
О.Ц.:Посредством кукольного театра рассказать детям о правилах поведения на прогулке (не находиться долго на солнце, не забывать надевать головной убор и др.)
4. «Сильные, умелые ловкие и смелые» Физкультурный праздник
О.Ц.:Создание хорошего настроения. Вызвать интерес к спортивному мероприятию.
Воспитывать желание вести активный образ жизни.
Основные выводы по результатам работы:
Применение в работе МБДОУ здоровьесберегающих образовательных технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса:
- способствует формированию потребности в двигательной активности,
- способствует укреплению и сохранению психофизического здоровья,
- позволяет качественно решать задачи обеспечения комфорта детей,
- формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей
11. Литература
- Программа Ю.Ф.Змановского “Здоровый ребёнок»
- Волкова К.С. Как воспитать здорового ребенка. – Киев, 1981.
- Спирина В.П. Закаливание детей. – М.: Просвещение, 1967.
- Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. — М.; Мозаика-Синтез, 2009-2010.
- Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет. — М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010.
- Кузнецова, М.Н. Система мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ: практическое пособие / М.Н.Кузнецова. – М.: Айрис – пресс, 2007. – 112 с. – (Дошкольное воспитание и развитие). Л.В. 7. Гаврючина
«Здоровьесберегающие технологии в ДОУ», М. Сфера 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация «Использование нетрадиционного оздоровления детей младшего дошкольного возраста»
Познакомить педагогов с системой работы по использованию нетрадиционного оздоровления детей младшего дошкольного возраста....
Статья Использование приемов оздоровления детей младшего дошкольного возраста в системе работы в ДОУ
В статье описываеться необходимость Использование приемов оздоровления детей младшего дошкольного возраста в системе работы в ДОУ....
Презентация для родителей "Оздоровление детей младшего дошкольного возраста, посредством фитбол - гимнастики"
В презентации представлен отчёт по самообразованию инструктора по физической культуре об оздоровлении детей младшего возраста, посредством фитбол - гимнастики....
Программа комплексных мероприятий по оздоровлению детей младшего дошкольного возраста
Программа направлена на оздоровление детей младшего дошкольного возраста....
"Варианты летнего отдыха и оздоровления детей младшего дошкольного возраста в летнее время".
Летний отдых и оздоровление детей младшего дошкольного возраста....
Программа комплексных мероприятий по оздоровлению детей младшего дошкольного возраста
Программа направлена на оздоровление детей младшего дошкольного возраста....
Программа комплексных мероприятий по оздоровлению детей младшего дошкольного возраста
За время моей работы в детском саду, я не могла остаться в стороне от такой проблемы как высокий уровень заболеваемости детей дошкольного возраста.Проблема здоровья ...