Главные вкладки
опыт работы «Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»
материал (подготовительная группа)
Представленный материал способствует расширению знаний сохранения и укрепления здоровья дошкольников, формирование у них основ здорового образа жизни.
В работе отражены теоретические аспекты: организация НОД, игровые технологии, взаимодействие с родителями. В практической части отражены результаты взаимодействия с детьми и родителями и описаны полученные результаты. Приложен список литературы и методический материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_2022.docx | 141.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида «Родничок»
ОПЫТ РАБОТЫ
«Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»
Воспитатель высшей
квалификационной категории
Багапова Ольга Юрьевна
Общие сведения о педагоге
Фамилия, имя, отчество: Багапова Ольга Юрьевна
Должность: Воспитатель, высшей квалификационной категории
Образование: Уральский государственный профессионально – педагогический университет г.Екатеринбург.
Общий стаж работы: с 1996
Педагогический стаж: с 2008
Содержание
Введение | 4 | |
I | Теоретическое обоснование темы | 4 |
1.1. | Теоретические основы формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста | 7 |
1.2. | Содержание работы с детьми | 10 |
1.3. | Здоровьезберегающие технологии в работе с детьми | 16 |
1.4. | Взаимодействие с родителями по формированию ЗОЖ | 18 |
Выводы по главе I | 21 | |
II. | Практическая часть | 22 |
2.1. | Организация работы по формированию здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста. | 22 |
2.2. | Результаты взаимодействия с детьми старшего дошкольного возраста по формированию ЗОЖ. | 25 |
2.3. | Результаты взаимодействия с родителями по формированию здорового образа жизни. | 30 |
Заключение | 31 | |
Литература | 33 | |
«Забота о здоровье — это важнейший труд педагога. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» (А. Сухомлинский)
Введение
В дошкольном детстве закладывается позитивное отношение к себе и окружающим людям. И именно в этот период важно привить детям культуру здоровья, которая является частью общечеловеческой культуры, позволяющей личности осуществлять любой вид деятельности. До возраста семи лет интенсивно развиваются органы и происходит становление функциональных систем организма ребенка, происходит закладывание основных черт личности, формирование характера. Важно на этом этапе сформировать у детей основу знаний и практических навыков здорового образа жизни (далее – ЗОЖ), осмысленную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Актуальность опыта состоит в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Одним из путей решения является комплексный подход к оздоровлению детей через использование здоровьесберегающих технологий, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Приобщение к здоровьесберегающему и здоровьеукрепляющему осмысленному поведению детей старшего дошкольного возраста является актуальной проблемой воспитания дошкольников, так как в этом возрасте из-за высокой активности детей дошкольного возраста происходит формирование поведения, а также заложение привычек. Появляется потребность в практических путях по развитию у детей дошкольного возраста представлений о ЗОЖ.
- Теоретическое обоснование опыта
Учеными доказано, что главный, определяющий здоровье фактор – это образ жизни, осознанная забота о своем здоровье. Около двух тысяч лет назад Аристотель написал, что здоровье человека определяется воспитанием, и как следствие, во многом именно от педагогов зависят здоровье и развитие жителей России. Дошкольный возраст причисляется к так называемым «критическому» периоду в жизни детей. Проблема сохранить и укрепить здоровье детей становится все более острой, она требует серьезного педагогического осмысления
Необходимость формирования культуры здоровья находят отражение в изучениях отечественных и зарубежных ученых, которые подтверждают, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. В современности содружество валеологической и педагогической наук имеет огромный опыт развития здорового образа жизни человека (Г.К. Зайцев, Ю.Ф. Змановский, В.В. Колбанов, Л.Г. Татарникова и др.), опыт воспитания необходимых знаний, умений и навыков у детей дошкольного возраста в организации ЗОЖ (В.Г. Алямовская, К.Л. Казаковцева, М.Л. Лазарев, Л.Г. Татарникова и др.), опыт формирования здоровья (Т.Н. Доронова, В.Т. Кудрявцев).
Сегодня сохранение и укрепление и здоровья дошкольников – одна из главных стратегических задач развития страны, которая регламентируется и обеспечивается такими нормативно- правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ), «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (30.03.1999 года № 52-ФЗ (ред. от 03.07.2016 года), Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (17 октября 2013 г. № 1155); а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации».
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее – ФГОС дошкольного образования) одной из основных задач является задача охраны жизни и укрепления психического и физического здоровья детей. Решение задач по формированию осмысленного отношения к своему здоровью идет как в прямо образовательной деятельности, так и осуществляется в процессе образовательной деятельности и в режимных моментах. Система обучения знаний, умений и навыков обеспечения и поддержании здоровья позволяет успешно решать задачу развития собственной философии здоровья и формирования укрепляющих здоровье привычек, пока вредные еще не выработались, и тогда поведенческие навыки ЗОЖ становятся неотъемлемой частью бытия.
Выдвигаемая в нормативно-правовых документах на передний план категория «качество образования» непосредственно связана с категорией «здоровье» в ее современном понимании, т. е. гармоничное сочетание физического, психического, и социального благополучия. Известно, что обеспечить воспитание здорового ребенка можно при условии комплексного взаимодействия всех участников психолого-педагогического процесса: медицинских работников, педагогов, специалистов и родителей. От уровня психического и физического положения населения, от состояния его здоровья зависит благополучие общества в целом, поэтому проблема формирования представлений детей о ЗОЖ детей представляется в современном обществе актуальной.
Таким образом, актуальность проблемы определила выбор темы исследования: «Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста».
Изучив актуальность темы, я провела диагностику знаний детей по изучению сформированности здорового образа жизни у детей старшего дошкольного, что знания находятся на низком уровне: затруднятся объяснить значение для здоровья знакомых ему видов деятельности. Не имеет представлений о влиянии на здоровье факторов окружающей природной и социальной среды, о возможных причинах заболеваний. Дети знают правила, не применяют их на практике. Это послужило толчком для выбора мной данной темы. При анализе проводимых этапов были определены цели и задачи работы с детьми.
Цель: Создание условий для воспитательно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, направленную на сохранение и укрепление здоровья дошкольников, формирование у них основ здорового образа жизни.
Задачи:
- Дать детям общие представления о здоровье, как о ценности, научить беречь своё здоровье и заботиться о нём.
- Помочь детям в формировании привычек ЗОЖ, привитии и закреплении культурно – гигиенических навыков (обучать уходу за своим телом);
- Расширять знания детей о питании, его значимости, о взаимосвязи здоровья и питания.
- Знакомить детей с факторами, влияющими на здоровье человека (окружающая среда, сон, двигательная активность) режима дня;
- В профилактических целях использовать в работе с детьми здоровьесберегающие технологии;
- Расширять знания и представления детей о своём организме;
- Обогащать эмоциональную сферу положительными эмоциями.
В основу моего опыта работы легли следующие принципы и методы обучения:
Принцип научности и достоверности – содержание сведений, предлагаемых дошкольникам, должно быть основано на научных фактах, личном опыте и чувственных ощущениях детей.
Принцип доступности – предъявляемая информация адаптирована к восприятию дошкольников.
Принцип наглядности и занимательности – образовательныйматериал должен вызывать у детей интерес и эмоциональный отклик.
Принцип природосообразности – формы и методы формирования представлений о ЗОЖ у дошкольников определены на основе целостного психолого-педагогического знания о ребенке, особенностях развития его познавательной деятельности
Принцип индивидуально-дифференцированного подхода – педагогический процесс ориентирован на индивидуальные и типологические особенности личностного и познавательного развития каждого ребенка и группы в целом.
Принцип комплексного и интегративного подхода – формирование представлений о ЗОЖ осуществляется через различные виды деятельности детей в системе воспитательного и образовательного процессов, предполагается использование различных видов и форм работы с детьми, педагогами и родителями, завершенность каждого вида работы и мониторинг результатов.
Принцип активности и сознательности – формирование субъективной активности ребенка в плане осознания воздействия различных факторов на здоровье и необходимости поведения, направленного на укрепление здоровья.
Ожидаемые результаты:
- Овладение элементарными навыками сохранения и укрепления здоровья
- Знать правила сохранения и укрепления здоровья;
- Объяснять значимость здоровья для человека;
- Применять правила здорового образа жизни в самостоятельной повседневной деятельности;
- Повышение знаний родителей о ЗОЖ;
- Участие в проектной деятельности детей и родителей;
1.1.Теоретические основы формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста
Старшие дошкольники обладают особым потенциалом и являются наиболее перспективной возрастной категорией для формирования представлений о здоровом образе жизни. Ведь именно в дошкольном возрасте осуществляется усвоение основных объемов информации, формирование представлений, выработка фундаментальных жизненных стереотипов .
Впервые о необходимости формирования основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста заявил крупнейший отечественный микробиолог, врач И.И. Мечников, который считал, что самое основное – обучить граждан правильно, безошибочно выбирать в каждой ситуации только полезное, содействующее здоровью и отказ от всего вредного. Отношение детей к личному здоровью является фундаментом, на котором выстраивается здание потребности в ЗОЖ. Такое отношение может зарождаться и развиваться в процессе осознания детей себя как человека и личности.
Отношение детей к здоровью напрямую может зависеть от сформированности в его сознании этого определения. Взрослые по возможности делают все от них зависящее, чтобы сфера детства была здоровой. Чем меньше ребенок, тем больше он нуждается в охране здоровья со стороны взрослых, воспитание привычки быть чистым, аккуратным, овладевать культурно-гигиеническими навыками, самоконтроль во время разной двигательной активности и понимать то, как физические упражнения и здоровый образ жизни воздействуют на организм человека, на его самочувствие.
Согласно высказываний Н.Н. Авдеевой, Р.Б. Стеркиной, О.Л. Князевой, нужно побудить детей задуматься о работе своего организма, понимать его сложное устройство, осознавать значение правильного питания, личной гигиены, активного образа жизни .
На протяжении последних лет тема формирования здорового образа жизни является объектом исследования многих ученых (А.М. Амосов, А.И. Антонов, Е.Б. Бреева, Г.А. Бутко, В.М. Нилов, Ю.П. Лисицын, В.П. Петленко, И.В. Журавлева, А.А. Покровский, Е.Л. Семенова, С.М. Степанова, Г.И. Царегородцев, Г.Х. Шингаров и др.), при этом во первой рассматриваются вопросы становления здорового образа жизни у школьников, подростков и молодежи .
В современной науке имеются малочисленные изучения, по проблеме формирования представлений о ЗОЖ и становления культуры ЗОЖ у дошкольников (Н.Г. Быкова, Л.Г. Касьянова, М.В. Меличева, О.С. Шнейдер и др.)
Здоровье в большей мере зависит от существующих в обществе систем, ценностей, определяющих, смысл жизни и является индивидуальной и социальной ценностью.
Укрепить и сохранить свое здоровье возможно благодаря здоровому образу жизни. ЗОЖ является предпосылкой и фундаментом для достижения успеха во всех сферах существования человека.
Понятие «здоровый образ жизни» появилось относительно недавно, в 70-е годы прошлого века, понятие однозначно не определено: представителями философско-социологического направления П.А. Виноградова, Б.С. Ерасова, О.А. Мильштейн, В.А. Пономарчук, В.И. Столярова и др., они рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом .
Согласно психолого-педагогического направления, по мнению ученых Г.П. Аксенова, В.К. Бальсевича, М.Я. Виленского, Р. Дитлс, И.О. Матынюка, Л.С. Кобелянской, ЗОЖ рассматривается с точки зрения сознания, психологии людей, мотивации. Есть и прочие точки зрения: к примеру, медико-биологической; однако, большой разницы между ними нет, так как они имею целью решение одной проблемы – укреплять здоровье индивидуума. Наличие здорового образа жизни – это итог действий многих внутренних и внешних факторов, объективного и субъективного условия, позитивно влияющих на состояние здоровья . ЗОЖ – это образ жизни, способ существования, направленный на укрепление здоровья и профилактику болезней. ЗОЖ – это реализация комплекса действий во всех основных формах жизнедеятельности человека: трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой .
Активность старших дошкольников имеет познавательный характер и направленность на преобразование окружающего мира, открытия неизвестного. Для ребенка старшего дошкольного возраста характерно необычное действие, которое мотивируется исследовательским, познавательным отношением к окружающему миру. Такой мотив выражается формулой: «что получится, если...». Но не нужно рассчитывать на силу стихийного примера: нужно создать такие обстоятельства и условия, когда дети обратят внимание на образцы здоровьесберегающей деятельности взрослого (к примеру, в совместной деятельности педагога с ребенком) .
В старшем дошкольном возрасте особо значимыми становятся потребности в знаниях и впечатлениях (по мнению Л.И. Божович, М.Ю. Кистяковской, М.И. Лисиной), вследствие этого ребенок стремится к познанию нового, непонятного в окружающей действительности, хочет вникать в сущность объекта и явления, а это, в свою очередь, формирует у него представления о здоровом образе жизни.
При обладании огромной побудительной силой, интерес заставляет детей старшего дошкольного возраста активно стремиться к познанию. О том, что волнует детей дошкольного возраста, они часто спрашивают взрослого. Детские вопросы свидетельствуют о том, что нет областей действительности, которыми не заинтересовался бы ребенок . Вследствие этого сообщение ребенка знаний о здоровом образе жизни, организация соответственной практической деятельности будет способствовать воспитанию у детей старшего дошкольного возраста устойчивого интереса к этой области человеческого бытия
Именно дошкольный возраст, как пишется в учениях физиологов, психологов, педагогов является этапом в жизни, на котором закладывается основа умственной, нравственной, физической составляющей развития человека, формируются основы здоровья, складываются стереотипы образа жизни. Результативность формирования представления у ребенка дошкольного возраста, согласно высказывания Э.Н. Вайнера, представляется более высокой из-за того, что имеющиеся в этом возрасте жизненные установки еще мало прочны, а нервная система более пластична. В этот период детства ребенок чрезвычайно сенситивен.
В старшем дошкольном возрасте, как указывают А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, идет процесс целенаправленного формирования знаний, чувств, оценок, переживаний, развитие способностей и интересов. Все вышесказанное свидетельствует о том, что формировать представления ЗОЖ у детей необходимо начинать именно на этом этапе дошкольного детства .
В старшем дошкольном возрасте происходит переход к мышлению общими представлениями, развивается способность сравнивать предметы по представлению, объединять их по сходным признакам, оформлять свои мысли словесно, вырабатывать определенные суждения. Появляется способность к логическому мышлению.
В основе формирования представлений о ЗОЖ у ребенка старшего дошкольного возраста лежат следующие составляющие: научные знания, расширяющие представления дошкольников о организме человека, его здоровье, здоровом образе жизни; медико-профилактические меры; рациональный режим дня, труда и отдыха; двигательная активность; правильно организованное питание, отсутствие вредных привычек.
Для нынешних детей шестого года жизни характерны ориентировки на результат, его качество. Это связано с потребностями старших дошкольников в самореализации и самовыражении. В результате для них становится нормой выполнение здоровьесберегающих правил, стремления следовать здоровому образу жизни. Дети старшего дошкольного возраста уже вполне осознанно и независимо выполняют вместе с другими ребятами культурно-гигиеническую процедуру, в привычку входит мыть руки, быть опрятными, полощут зубы после еды, пользуются носовым платком, убирают игрушки, аккуратно складывают одежду, следуют режиму дня. Ребенок может контролировать качество выполнения культурно-гигиенического умения и навыка, стремится объяснить другому значимость их выполнения для сохранения здоровья, приводит примеры из личного опыта. Ребенок старшего дошкольного возраста уже практически не нуждается в помощи взрослого при одевании и раздевании, надевании обуви. Возрастает самостоятельность детей при самообслуживании, возрастает инициатива в организации помощи воспитателю в обслуживании детей группы: раскладывает салфетки, столовые приборы, готовится к занятию, игре и т. п.
Формирование представлений о ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста будет более результативным, если реализовать следующие педагогические условия:
1. Организация взаимодействия ДОО и семьи по вопросам формирования представлений о ЗОЖ у детей.
2. Реализация современных здоровьесберегающих технологий.
1.2. Содержание работы с детьми.
Выполнение заданий диагностического комплекса позволяет выявить детей с недостаточными представлениями о здоровье и ЗОЖ, что важно для отбора содержания и определения уровня сложности сообщаемой детям информации о ЗОЖ с позиций индивидуально-дифференцированного подхода. Условиями эффективной работы с детьми по формированию элементарных представлений о ЗОЖ являются:
- доступность сообщаемых сведений о биологических, социальных, экологических и поведенческих составляющих ЗОЖ;
- соблюдение принципов наглядности, последовательности, систематичности, постепенного усложнения материала;
- реализация воспитательно-образовательной работы с опорой на предметно-практическую и продуктивную деятельность дошкольников, обогащение их чувственного опыта, развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи между событиями;
- использование различных заданий и упражнений с учетом особенностей внимания, памяти, мышления и речи старших дошкольников;
- определение способов передачи социального опыта в соответствии с уровнем психического развития детей (совместные со взрослым действия, подражание, образец, обобщенная словесная инструкция, расчлененная словесная инструкция).
Реализацию педагогической технологии формирования представлений о ЗОЖ у старших дошкольников осуществляют в трех направлениях
Первое направление «Я – человек. Что я знаю о себе?»
Целью, которого формирование представления детей о человеке как живом существе; об условиях, необходимых ему для жизни; об особых потребностях человека; о внешнем строении человека, органах чувств, некоторых внутренних органах; о различных состояниях и чувствах человека; о здоровье и болезни.
Основное содержание. Человек – живое существо, обитающее на земле. Внешнее сходство людей, их различия по возрасту, полу, росту, телосложению, цвету волос, глаз и т. д.
Для жизни человеку, как всем живым существам, нужны воздух, вода, пища, тепло, пространство. У человека есть особые потребности в жилище, общении с другими людьми, психологическом комфорте, познании.
У каждого человека есть имя и фамилия, он живет рядом с родителями и другими близкими людьми. Человеку необходимо, чтобы его любили родные люди.
В начале своей жизни каждый человек является ребенком и отличается от взрослых. Ребенок растет, учится общаться со сверстниками, развивается, познает мир.
Для знакомства с окружающим миром необходимы органы чувств. Внутри человека находятся органы, которые помогают ему дышать, есть, перемещать кровь по организму, двигаться. Признаки здоровья и болезни человека.
Второе направление «Образ жизни человека и здоровье»
Целью является формирование представления детей об образе жизни человека; о ритмичности жизнедеятельности, режимных моментах, организации дня в детском саду, отдыхе и досуге; о психологическом комфорте; о зависимости здоровья от образа жизни.
Основное содержание. Условия жизни ребенка включают климатические условия, место проживания, бытовую обустроенность, психологическую ситуацию в семье и в детском саду.
Деятельность ребенка как игровая и учебная, двигательная подвижность, общение, бытовые взаимоотношения.
Деятельность каждого человека происходит в определенных условиях жизни и зависит от них. На здоровье человека влияют чистота тела, одежды и жилища, полезное питание, сон, отдых, прогулки, проветривание помещения, занятия физической культурой, закаливание, психологический комфорт.
Потребности человека и их реализация. Ритмичность жизнедеятельности. Режимные моменты. Распорядок дня в детском саду и дома. Распределение и выполнение обязанностей в семье. Общение с другими людьми.
Влияние образа жизни на здоровье.
Третье направление «Здоровый образ жизни в условиях большого города»
Цель, которого формирование у детей представления об особенностях жизни в большом городе; о факторах окружающей среды, оказывающих особое влияние на здоровье человека; о составляющих здорового образа жизни, о значении ЗОЖ для здоровья человека; формирование поведения, способствующего ЗОЖ.
Основное содержание. Факторы окружающей среды большого города, влияющие на здоровье человека: состояние воздушного бассейна, шум, большое количество людей, интенсивные транспортные потоки, территориальная удаленность значимых для человека объектов в городе, дефицит времени, рекламное пространство, недостаток общения.
Значение растений для жизни человека в большом городе. Защитные функции растений. Лекарственные растения. Влияние природных факторов на здоровье человека. Выбор места для прогулки.
Правила поведения на улице и в транспорте. Безопасный переход улицы. Встречи с незнакомыми людьми и животными на улице. Безопасное поведение на игровой площадке.
Безопасное поведение дома.
Укрепление здоровья с помощью закаливания, санитарно-гигиенических процедур, гимнастики для глаз, дыхательных упражнений, полезных продуктов, физкультурных занятий. Влияние на здоровье длительного просмотра телевизионных передач и компьютерных игр. Организация досуга в большом городе.
Содержание направлений работы с детьми сконструировано на основе программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной; ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.-М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ,2010 - 304с.; программы социального развития ребенка «Я – человек» С.А. Козловой, программ экологического образования «Мы» Н.Н. Кондратьевой, Т.А. Шиленок, Т.А. Марковой, Т.А. Виноградовой, «Наш дом – природа» Н.А. Рыжовой и других авторских разработок. Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет. [Текст] – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 96 с.
Реализация содержания каждого направления предусматривает несколько этапов.
Подготовительный (ориентировочный) этап – изучение представлений детей о здоровье и ЗОЖ; определение содержания, доступного старшим дошкольникам; планирование видов работы и организационных форм.
Основной этап – сообщение детям новых сведений о ЗОЖ и расширение их кругозора в рамках этой темы с опорой на различные виды деятельности. Основной формой работы являются специальные занятия по ознакомлению с окружающим миром.
Закрепляющий этап – закрепление и систематизация представлений детей о ЗОЖ.
Основные виды и формы работы на этом этапе – занятия, беседы, прогулки, опыты, игры, досуги, соревнования, праздники, День здоровья, выставки изобразительной деятельности, оздоровительные и закаливающие мероприятия.
В процессе реализации поставленных задач я выделила наиболее эффективные методы и формы организации учебно-воспитательного процесса с детьми. Для формирования представлений дошкольников о ЗОЖ используют наглядные, словесные и практические методы.
Традиционные методы, которые прошли проверку временем и широко применяются: словесный метод, метод показа и игровой метод.
1. Наглядные методы включают наблюдения, демонстрацию, просмотр видеоматериалов, иллюстраций, выставки работ по изобразительной деятельности.
Непосредственное восприятие объектов, явлений во время наблюдений способствует развитию у дошкольников восприятия и мыслительной деятельности. Например, наблюдения за ростом растений в комфортных условиях и без них формируют представления о значении для жизни света, тепла и воды. Наблюдение за состоянием снега около автомобильных дорог и стоянок автомашин способствует формированию представлений о загрязнении окружающей среды в городе автотранспортом.
Демонстрация предполагает показ способов действия в ситуациях, направленных на укрепление здоровья и формирование практических навыков ЗОЖ.
Просмотр видеоматериалов, на которых зафиксирована деятельность детей в различные режимные моменты, во время закаливающих и оздоровительных процедур, способствует формированию правильной самооценки дошкольников и закреплению правильных представлений о ЗОЖ.
Расширяет арсенал средств воздействия при формировании представлений о ЗОЖ наглядная агитация в виде плакатов по тематике ЗОЖ, изготовленных в процессе совместной деятельности детей и взрослых.
Словесные методы включают рассказы педагога, беседы, объяснения, методы проблемного обучения.
Рассказы и беседы следует направить на сообщение дошкольникам необходимых сведений о здоровье и ЗОЖ, уточнение и систематизацию имеющихся представлений. Беседы можно сопровождать опытами и наблюдениями детей.
При ознакомлении с художественной литературой вопросы беседы должны носить не только репродуктивный характер, значительную их часть нужно направить на демонстрацию причинно-следственных связей между образом жизни и здоровьем.
Объяснения проводят с целью разъяснения влияния различных факторов окружающей среды на здоровье, для установления взаимосвязи между различными проявлениями ЗОЖ и здоровьем, так как дошкольники часто затрудняются самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи между явлениями повседневной жизни, в том числе между здоровьем и образом жизни.
Моделированию поведения детей в условиях окружающей социальной среды большого города способствуют предъявление проблемных ситуаций, постановка ситуационных задач, проблемные вопросы, что способствует самостоятельному выбору дошкольниками альтернативных решений и планированию деятельности. Совместно с детьми проводим анализ предложенных ответов на проблемные вопросы и проводим оценку предложенных решений.
Практические методы включают опыты, упражнения, предметно-практическую деятельность, продуктивную деятельность детей. Например, опыты с водой способствуют формированию представлений о свойствах воды растворять различные вещества и поэтому не всегда быть чистой и пригодной для питья, проникать в различные материалы и изменять их теплопроводность. Опытным путем с помощью влажных ватных дисков дети легко установят, что во время игр с песком, работы на огороде руки становятся грязными.
Во время изготовления детьми поделок из природного материала, рисования, лепки следует опираться на их продуктивную деятельность.
Созданию позитивного отношения дошкольников к формированию представлений о ЗОЖ способствуют различные способы организации деятельности детей, установление эмоционально-личностных контактов педагогов с дошкольниками, использование разнообразных приемов привлечения внимания детей (создание непривычного окружения, появление сказочного персонажа, присутствие педагогов и детей из других групп, использование средств педагогического мастерства – мимики, пантомимики, силы и тембра голоса, темпа речи и т. д.).
Представленное методическое содержание педагогической технологии раскрывает целенаправленное использование различных форм, средств и методов формирования представлений о ЗОЖ у старших дошкольников в условиях большого города, а также создание необходимых условий для формирования этих представлений.
Педагогическая технология формирования представлений о ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста предполагает:
- системную разработку проблемы в разных направлениях: работу с педагогами и родителями, формирование здоровьесберегающего пространства, работу с детьми;
- применение разнообразных форм и методов работы;
- использование разных видов деятельности детей, а также совместной деятельности детей и взрослых;
- последовательное формирование у ребенка представлений о ЗОЖ;
- открывает возможности для мониторинга представлений детей о ЗОЖ на любом этапе работы.
Согласно вступивших в силу ФГОС, дошкольное образование требует от нас, педагогов, реализации новых современных технологий, постоянного творческого поиска. Поэтому в своей работе я так же использую следующие технологии:
- здоровьесберегающие (подвижные и спортивные игры, физминутки, игры-соревнования, эстафеты и др.);
- личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми;
- информационно-коммуникационные технологии (компьютерные и мультимедийные средства обучения, стимулируют познавательный интерес дошкольников. Намного интереснее не просто послушать рассказ воспитателя о каких-то объектах или явлениях, а посмотреть на них собственными глазами);
- участие в конкурсах разного уровня прямых и дистанционных, как детей, так и педагогов;
- проектная деятельность.
Технология проектирования ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: воспитатель – ребенок, ребенок – ребенок, дети – родители, воспитатель – родители. В проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка.
1.3. Здоровьезберегающие технологии в работе с детьми
Понятие «здоровьесберегающие образовательные технологии» у каждого автора определяются по-своему. Н.К. Смирнов, как основоположник определения «здоровьесберегающие образовательные технологии» утверждал, что их можно рассматривать как технологическую базу здоровьесберегающей педагогики, как комплекс форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье ребенка и педагога. Автор считает, что как прилагательное понятие «здоровьесберегающая» относится к качественной характеристике любой педагогической технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса — детей и их родителей, педагогов .
Можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании: медико-профилактические; физкультурно-оздоровительные; технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования; валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающие образовательные технологии в ДОО.
Рассмотрим обозначенные виды здоровьесберегающих технологий в ДОО подробнее.
Физкультурно-оздоровительная технология в дошкольном образовании - технология, направлена на физическое развитие и укрепления здоровья дошкольника: развития физического качества, двигательной активности и становления физической культуры дошкольника, закаливания, дыхательные гимнастики, массажа и самомассажа, профилактики плоскостопия и формирования правильной осанки, воспитания привычек к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др. Приминение этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОО в условиях специально организованных форм оздоровительной работы. Здоровьесбережение – это правильное, последовательное и гармоничное обучение детей, без ущерба для их здоровья.
Здоровьесберегающая образовательная технология в ДОО - технология воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольника. Целью является: воспитать осмысленноее отношение ребенка к здоровью и жизни человека, накопления знаний о здоровье и развитии умения оберегать, поддерживать и сохранять его.
Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка – технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка-дошкольника. Основная задача этих технологий - обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье. К ним относятся: технологии психологического или психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОО.
Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.
На сегодняшний день ведущее место должно быть отведено использованию технологий сохранения и стимулирования здоровья, а также технологиям обучения ЗОЖ. В своей работе я использую :
Динамические паузы – ведутся в период занятий, 2-5 минут, по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех дошкольников в качестве профилактики утомления. Содержат в себе компоненты гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия. К динамическим паузам в ДОО относят подвижные, хороводные игры, игры с мелкими предметами, пальчиковые игры. Так же сюда включается и проверка осанки, массаж лица. Разнообразные динамические паузы, хождение по ребристым дорожкам, неровной поверхности.
Подвижные и спортивные игры – используются как часть физкультурного занятия, во время прогулки, в групповой комнате – малой, средней и высокой степени подвижности. Подвижные игры подбираются в соответствии с возрастными особенностями ребенка, местом и временем ее проведения.
Релаксация – цель: способствовать снятию у дошкольников внутреннего мышечного напряжения, приведению нервной системы и психики детей в нормальное состояние покоя. Важное условие выполнения упражнений на релаксацию является то, что каждое действие должно доставлять приятные ощущения и удовольствие, способствовать хорошему самочувствию. Желательно при выполнении релаксации использовать тихую, спокойную музыку. Музыка поможет дошкольникам отвлечься от посторонних мыслей и успокоиться.
Пальчиковая гимнастика — это вид здоровьесберегающих технологий, который применяется не только для развития мелкой моторики рук (что важно для подготовки ребенка к рисованию, лепке и письму), но и для решения проблем с речевым развитием у детей. Рекомендуется делать пальчиковую гимнастику ежедневно. В ходе ее выполнения нужно следить, чтобы нагрузка на обе руки была одинаковой. Кроме этого необходимо помнить, что каждый сеанс пальчиковой гимнастики должен оканчиваться расслабляющими упражнениями. Такие формы работы можно проводить коллективно, в группах или индивидуально с каждым ребенком.
Гимнастика для глаз – цель: формировать у детей дошкольного возраста представления о необходимости заботиться о своем здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья. Для выполнения такой гимнастики достаточно 2-4 минуты. Главное правило данной гимнастики состоит в том, что двигаться должны только глаза, а голова остается в неподвижном состоянии (кроме случаев, где предусмотрены наклоны головы). Все упражнения нужно делать стоя.
Обычно образец выполнения каждого действия показывает воспитатель, а дети повторяют за ним. Часто такая гимнастика имеет стихотворное сопровождение. Она может включать упражнения с предметами, специальными таблицами или ИКТ.
Гимнастика дыхательная – целью проведения является – укрепление здоровья дошкольников. Значимость такой гимнастики для общего физического развития детей старшего дошкольного возраста велико: гимнастика для органов дыхания помогает наполниться кислородом каждой клеточке организма дошкольника; упражнения учат детей дошкольного возраста управлять своим дыханием; правильное дыхание улучшает работу головного мозга, сердца и нервной системы ребёнка, дыхательной и пищеварительной системы организма, укрепляет общее состояние здоровья; дыхательная гимнастика — отличная профилактика болезней органов дыхания.
Гимнастика корригирующая – разновидность лечебной гимнастики. У дошкольников представляет собой систему специальных физических упражнений, применяемых в основном для устранения нарушений осанки и искривлений позвоночника. Они воздействуют на сердечно – сосудистую систему, дыхательную и нервную системы. Выполняя упражнения для рук, ног, туловища, дошкольники учатся управлять своими движениями, производить их ловко, координировано, с заданной амплитудой в определенном направлении, темпе, ритме. Корригирующая гимнастика встречается во всех режимных моментах в ДОО.
Кинезиологические упражнение – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие.
Пальчиковые кинезиологические упражнения можно использовать для развития мышц руки и развития межполушарного взаимодействия коры головного мозга ребенка.
Суть таких технологий понятна исходя из их названий. Конечная цель использования здоровьесберегающих технологий в детском саду по ФГОС — сохранение и укрепление здоровья детей, что служит обязательным условием повышения результативности учебно-воспитательного процесса. Только здоровый ребенок может стать хорошим учеником и успешной личностью.
1.4. Взаимодействие с родителями по формированию ЗОЖ
Ни у кого не вызывает сомнения, что в одиночку педагогу добиться решения всех задач, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое воспитание, практически невозможно. Поэтому, одним из основных направлений оздоровительной работы с детьми является совместная работа с семьей в решении вопросов укрепления здоровья.
Взаимодействуя с родителями, я использую различные формы работы:
( собрания«Здоровье детей в наших руках», «Мастер класс для родителей.
«Здоровьесберегающие технологии в детском саду».; анкетирование «Здоровье вашего ребенка», «Семья и ЗОЖ» папки передвижки: «Как правильно чистить зубы», «Зимние игры и развлечения», «Загадки про здоровый образ жизни: учимся, играя», «Овощи и фрукты – полезные продукты»и др).
Совместно с родителями была организована и проведена «Викторина – школа ЗОЖ»
В семье, в общении с родителями дети получают первые уроки жизни. В результате общения ребенка с близкими взрослыми он приобретает опыт действий, суждений, оценок, что проявляется в его поведении. Большое значение имеют положительные примеры поведения отца и матери, как образца для подражания, а так же родительское слово, как метод педагогического воздействия. Главное, чтобы слова родителей, их пример, реальные проявления, а так же оценки поведения детей совпадали и тем самым закрепляли представления ребенка о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Поэтому, я объясняю родителям, что дома важно подкреплять предъявляемые к детям требования личным поведением, специально демонстрировать образцы гигиенической культуры, добиваться единства в подходе к ребенку. И благодаря этому тесному сотрудничеству дошкольники овладевают основными культурно – гигиеническими навыками (умывание, чистка зубов, культура еды, правилами личной безопасности, а так же основными правилами здорового образа жизни).
Семья это источник и важное звено передачи ребенку социально-исторического опыта, семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, приобщения ребенка к жизни в обществе. Опыт организации сотрудничества с родителями в целях органичного сочетания воспитательных воздействий на дошкольника в ДОО и в семье, гарантирует многостороннее формирование личности. Педагоги и родители являются партнерами в обучении и воспитании дошкольников: это единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей. Помощь, уважение и доверие к ребенку, должно быть как со стороны педагогов, так и со стороны родителей.
С этой целью мной оформлены стенды для родителей, где размещается информация в виде буклетов, памяток, плакатов, отражающих рекомендации по формированию здорового образа жизни.
В течение года регулярно проводятся выставки рисунков, поделок, изготовленных детьми и родителями.
Мной разработан план взаимодействия с родителями формированию ЗОЖ на год.
Было проведено анкетирование родителей по изучению их отношения к формированию здорового образа жизни у дошкольников. Ответы родителей распределились следующим образом.
- Что Вы понимаете под "здоровым образом жизни"?
100% родителей знают, и лишь 56% ведут ЗОЖ.
- Как Вы оцениваете состояние здоровья своего ребенка?
Хорошее – 43%; нормальное – 57%
- Как Вы считаете, необходимо ли формировать представления о здоровом образе жизни у Вашего ребенка? 91% из 100% ответили да, лишь 9% считают, что в этом нет необходимости.
- Что Вы подразумеваете под рациональным питанием? 98% из 100% имеют правильное представление о рациональном питании, 78% стараются вносить в рацион рациональное питание, 22% к сожалению не считают в этом нет необходимости.
- Способствует ли Ваше поведение, направленное на укрепление и поддержание своего здоровья, формированию представлений Вашего ребенка о здоровом образе жизни? 98% считают, что поведение родителей является примером в формировании представлений ребенка о здоровом образе жизни. И лишь 2% считают, что ребёнок повзрослеет и сам решит, какой образ жизни ему вести.
- Испытываете ли Вы необходимость в специальном сотрудничестве с педагогами дошкольного учреждения, которое посещает Ваш ребенок, в вопросах укрепления и сохранения здоровья, формирования здорового образа жизни? 100% родителей ответили , что им необходимо сотрудничество с педагогами в вопросах укрепления и сохранения здоровья, формирования привычки здорового образа жизни.
-100% родителей считают, что усилия педагогов, вопросах укрепления и сохранения здоровья и формирования привычки здорового образа жизни будут наиболее эффективны при их поддержке.
Таким образом, радует, что родители ежедневно говорят с детьми о формировании привычке здорового образа жизни, но, к сожалению, иногда нарушают их сами.
Сделав выводы, по результату анкетирования было проведено родительское собрание с родителями по теме: « Здоровье детей в наших руках», направленное помочь родителям в воспитании у детей навыков формирования здорового образа жизни, а также выработать единую педагогическую позицию.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что взаимодействие ДОО с семьей играет важную роль в формировании представлений о ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста. Родители являются примером для своих детей, поэтому они должны знать все основы ЗОЖ и взаимодействовать с ДОО. Исследования ученых, говорят о необходимости связи семейного и общественного воспитания как двух взаимодополняющих социальных институтов в рамках формирования здорового образа жизни. Без тесного взаимодействия в системе «ребенок - родитель - педагог» невозможно эффективное физическое развитие дошкольника.
Выводы по I главе
Проблема раннего формирования представлений о здоровом образе жизни актуальна, современна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является определяющим в формировании фундамента психического и физического здоровья. Именно в период дошкольного детства идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, формируются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у дошкольника основу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность систематических занятий физической культурой и спортом.
Формирование представлений о ЗОЖ должно начинаться уже в ДОО. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольной организации должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой являются еженедельные познавательные, физкультурные и интегрированные занятия, партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня. Целью оздоровительной работы в ДОО является создание устойчивой мотивации в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих.
Процессы усвоения дошкольниками представлений о здоровом образе жизни человека могут иметь место в рамках уже сложившейся системы, как на примере уже имеющихся представлений в своей семье, и при специально-организованном обучении в ДОО. Взаимосвязь всех субъектов воспитательно-образовательного процесса позволит повысить эффективность формирования представлений о ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста.
Взаимодействие с семьей играет важную роль в формировании представлений о ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста. Родители являются примером для своих детей, поэтому они должны знать все основы и взаимодействовать с дошкольной образовательной организацией. Исследования ученых, подтверждают необходимость связи семейного и общественного воспитания как двух взаимодополняющих социальных институтов, в рамках формирования представлений о здоровом образе жизни.
Использование современных здоровьесберегающих технологий имеет огромное значение в здоровьесбережении, оздоровлении, укреплении здоровья дошкольников, активно помогает ДОО в решении главных задач: повышает качество дошкольного образования, играет огромную роль в воспитании детей, в формировании представлений о ЗОЖ.
II. Практическая часть
2.1. Организация работы по формированию здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.
Работа с детьми предполагает различные формы, средства и методы формирования представлений о ЗОЖ. Основными формами являются: досуги, режимные моменты, спортивные соревнования, праздники.
Систематически, раз в месяц, я провожу непосредственно образовательную деятельность познавательного характера по формированию ЗОЖ –, они включаются в раздел «Познавательное развитие» 1 раз в месяц. На занятиях идёт формирование представлений детей о человеке, его организме и здоровье, зависимости здоровья человека от образа жизни, о безопасном поведении в быту и природе. Знакомлю детей с элементарными знаниями о внешнем строении человека, внутренних органах, с основами оказания первой помощи. При знакомстве с организмом человека, стараюсь подвести детей к пониманию того, что люди должны заботиться о своем теле.
Также ведется дополнительная работа с детьми во второй половине дня.
Программное содержание беру из перспективного плана, составленного мной на целый год .
С детьми провожу беседы еженедельно на темы: «Если хочешь быть здоров», «Наши верные друзья», «Чистота – залог здоровья» и другие.
В течение дня с детьми использую различные виды игр: подвижные, сюжетно-ролевые, дидактические . Подвижные игры помогают воспитывать активность, самостоятельность, инициативу детей. Они позволяют оптимально чередовать интеллектуальную и физическую нагрузку детей в течение дня.
В настольной дидактической игре «Валеология» закрепляю с детьми правила гигиены, которые помогают сохранить зубы, уши, глаза здоровыми, обсуждаем поступки детей, выясняем причины болезни, приводим примеры из собственной жизни. Дидактические игры: «Лицо в зеркале», «Мои помощники», «Какого цвета волосы», «Чудесные картинки», «Кто быстрее покажет части тела», «Что забыл нарисовать художник», «Веселые помощники», «Что такое хорошо и что такое плохо» целью которых, закрепить названия частей тела и их функции.
Воспитание культурно-гигиенических навыков в режимных моментах предусматривает формирование привычки правильно умываться, вытираться, ухаживать за полостью рта, пользоваться носовым платком, правильно вести себя при кашле, чихании. Каждый режимный момент для меня это временный ориентир к постепенной смене деятельности. Одновременно это и система своеобразных оздоровительных и образовательных занятий с детьми. Для детей это просто необходимая и увлекательная деятельность, в результате которой мои воспитанники начинают осознавать: почему именно так надо умываться, чистить зубы, мыть руки, зачем нужен сон и зарядка, прогулки, почему надо прямо стоять и сидеть, аккуратно есть, пользоваться салфеткой, полоскать рот. Для закрепления знаний о ЗОЖ использую ИКТ (презентации, мультфильмы «Мойдодыр», «Ох и Ах», «Девочка чумазая», «Доктор Айболит», «Зарядка», «Уроки Тётушки совы», «Азбука здоровья Смешарики». «Зимние виды спорта», «Летние виды спорта»).
Закаливание является важным средством укрепления здоровья и представляет собой определенную систему, простую в исполнении и отвечающую индивидуальным особенностям здоровья и развития детей. В своей группе я использую такие методы закаливания как: массаж стопы и ходьба босиком по массажным коврикам в групповой комнате, облегченная одежда во время дневного сна.
В совместной деятельности с детьми закрепляем знания о здоровье через продуктивную деятельность (лепка, аппликация, рисование): «Овощи и фрукты - полезные продукты», «Предметы гигиены», «Любимый персонаж сказки «Мойдодыр», «Ладошка», «Лыжники» , «Весёлые человечки» и т. д.
В прогулки включаю следующие оздоровительные мероприятия – подвижные и спортивные игры, занятия физической культурой, в тёплое время года - игры с водой, ходьба босиком по песку.
Детская художественная литература способствует развитию познавательного интереса к человеку, его здоровью. Дети с удовольствием слушают и обсуждают сказки :
О физическом воспитании Е. Кан «Наша зарядка»; В. Суслов «Про Юру и физкультуру».
О закаливании М. Витковская «О том, как мальчуган здоровье закалял»; О. Высотская «Волны»; С. Михалков «Про мимозу»; В. Лебедев-Кумач «Закаляйся!» О сне П. Воронько «Спать пора»; Н. Лоткин «Тихий час»; С. Михалков «Не спать»; С. Маршак «Дремота и зевота», «Волшебный морж»,
О питании З. Александрова «Большая ложка»: А. Кардашова «За ужином»; С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала»; Э. Успенский «Дети, которые плохо едят в детском саду».
О санитарно-гигиенических навыках А. Кузнецова «Кто умеет?»; Н. Найденова «Наши полотенца»; М. Я снов «Я мою руки»; К. Чуковский «Мойдодыр». О прогулке А. Барто «Прогулка»; И. Беляков «На санках»; Е. Благинина «Прогулка»; И. Залетаева «Скакалочка»; В. Донникова «На катке»; Г. Глушнев «Горка»; А. Кузнецова «Качели»; «Зимой»; Г. Ладонщиков «Золотистая гора»; «В день морозный»; «Помощники весны»; С. Михалков «Прогулка».
О болезнях, их лечении и профилактике Р. Кудашева «Петушок»; С. Михалков «Прививка».
О безопасном поведении пешеходов М. Кривич, О. Ольгин «Школа пешехода»; С. Михалков «Дядя Степа – милиционер», «Шагая осторожно…»; В. Семернин «Запрещается – разрешается!»; И. Серяков «Горят огни на перекрестках»; О. Тарутин «Для чего нам светофор».
О поведении в различных ситуациях Шалаева Г.П. Большая книга правил поведения для воспитанных детей.–М.: «Эксмо», 2005, «Спаси Веронику», «Федорино горе», А.Ануфриева «Кто умеет чисто мыться», О.Высотская «Тихий час», С.Михалков «Письмо ко всем детям по очень важному делу».
Дети с удовольствием разучивают стихотворения, отгадывают загадки, знакомятся с пословицами и поговорками. Беседа с детьми после прочитанной книги углубляет ее воспитательное воздействие, дети устанавливают связь рассказа со своим опытом, делают несложные обобщения.
Работая по данной теме, собрала материал по использованию здоровьесберегающих технологий, разработала картотеки игр и упражнений: «Дыхательная гимнастика», «Пальчиковые игры», «Дыхательная гимнастика»; выпустила папки – передвижки: «Закаливание детей летом», «Когда на улице снег», «Как правильно чистить зубы», «Овощи и фрукты полезные продукты», «Опасные растения – ядовитые соседи» и др.; составила памятки для родителе: «По формированию ЗОЖ у детей», «Правила сбора лекарственных растений»;
В процессе работы накопила определённый опыт, которым делилась с педагогами по вопросу формирования культуры ЗОЖ у дошкольников на педсоветах, открытых занятиях.
Разработала проекты : долгосрочный «Формирование ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО цель , краткосрочный «Лекарственные растения»
Используются следующие методические приемы: рассказы и беседы воспитателя; заучивание стихотворений; моделирование различных ситуаций; рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов; сюжетно-ролевые игры; дидактические игры; подвижные игры; пальчиковая и дыхательная гимнастика; гимнастика для глаз, физкультминутки .
Таким образом, реализация работы по формированию здорового образа жизни у детей в условиях ДОУ осуществляется через образовательную деятельность, через режимные моменты, игру, прогулки, в трудовой деятельности, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность., проектную деятельность
2.2. Результаты взаимодействия с детьми старшего дошкольного возраста по формированию ЗОЖ.
В первой главе нами была проанализирована психолого -педагогическая литература, изучены особенности формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста. Так же мы рассмотрели два педагогических условия для эффективного формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста в условия ДОО: организация взаимодействия ДОО и семьи по вопросам формирования представлений о здоровом образе жизни и реализация современных здоровьесберегающих технологий в формировании представлений о здоровом образе жизни.
Исследование проводилось на базе МБДОУ ДС «Родничок». Включило проведение индивидуальных бесед с детьми старшего дошкольного возраста, анкетирование родителей на выявление знаний о ЗОЖ.
На первом этапе я выявила знания детей с помощью диагностики. Вся работа с детьми построена с учётом их возрастных особенностей.
Для получения результатов диагностики были использованы следующие методы и приёмы:
- наблюдение и анализ деятельности детей;
- беседы, рассматривание иллюстраций;
- игровые ситуации, изучение ситуаций;
- игры, упражнения.
На основании совокупности критериев и их показателей была составлена диагностическая карта и разработаны уровневые характеристики проверки знаний детей по формированию навыков здорового образа жизни» (высокий, средний, низкий уровни) (см. Приложение 1):
Все диагностические методики по изучению сформированости знаний оздоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста можно разделить на три группы: выявление представлений детей о здоровом образе жизни (методика В. Г. Кудревцева, диагностический комплекс И. Новиковой); выявление умений и привычек здорового образа жизни детей дошкольного возраста (наблюдения в режимные моменты, предложенные И. Новиковой и Е. А. Терпуговой); изучение сформированности ценностного отношения ребенка здоровью и здоровому образу жизни (игра «“Закончи предложения”).
Высокий уровень – ребенок имеет некоторые правильные представления о ЗОЖ как активной деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья; о здоровье как о состоянии физического и психического благополучия организма; о природных и социальных факторах вреда и пользы для здоровья; о некоторых способах укрепления здоровья и предупреждения заболеваний на основе личного опыта и сведений, полученных от взрослых; о возможных причинах заболеваний. Осознает значение для здоровья ЗОЖ, а также значение для здоровья и ЗОЖ состояние окружающей природной и социальной среды; способен, выявить направленную на формирование ЗОЖ сущность различных видов деятельности, предметов, объектов и явлений окружающей действительности. Ребенок активен и самостоятелен в своих суждениях и высказываниях; его представления о ЗОЖ носят элементарный, но целостный характер. Проявляет инициативу и самостоятельность при подготовке и проведении оздоровительных, закаливающих и санитарно-гигиенических мероприятий на основе осознания их необходимости; присваивает переданный взрослыми опыт, переносит его в самостоятельную деятельность.
Средний уровень – ребенок имеет элементарные представления о ЗОЖ, связывая его с некоторыми видами деятельности, необходимыми для сохранения здоровья; о здоровье как состоянии человека, когда он не болеет; некоторые представления о природных и социальных факторах вреда и пользы для здоровья, о некоторых мерах предупреждения заболеваний, о возможных причинах заболеваний; он способен к осознанию значения для здоровья некоторых проявлений образа жизни, некоторых факторов окружающей природной и социальной среды, при этом ему требуется помощь в виде наводящих вопросов и конкретных житейских примеров. Способен выявлять направленную на формирование ЗОЖ сущность некоторых видов деятельности, предметов, объектов и явлений окружающей действительности; для актуализации представлений ему требуется эмоционально-стимулирующая помощь взрослого и наводящие вопросы. У ребенка сформированы единичные представления о здоровье и ЗОЖ в условиях большого города. Он может проявлять инициативу и самостоятельность в ходе оздоровительных, закаливающих и санитарно-гигиенических мероприятий, но она связана с его положительным эмоционально-чувственным переживанием; частично присваивает преданный взрослыми опыт и переносит его в самостоятельную деятельность.
Низкий уровень – ребенок имеет представления о здоровье как состоянии человека, когда он не болеет, о некоторых способах лечения заболеваний на основе собственного опыта; затруднятся объяснить значение для здоровья знакомых ему видов деятельности. Не имеет представлений о влиянии на здоровье факторов окружающей природной и социальной среды, о возможных причинах заболеваний. Понимает зависимость здоровья от некоторых проявлений образа жизни. Испытывает потребность в помощи в виде наводящих вопросов и конкретных житейских примеров. Не осознает зависимость здоровья от окружающей среды; способен выявлять направленную на формирование ЗОЖ сущность некоторых видов деятельности, предметов окружающей действительности; для актуализации представлений ему требуется эмоционально-стимулирующая помощь взрослого, наводящие вопросы и житейские примеры. У ребенка сформированы отрывочные, бессистемные представления о здоровье и болезни с учетом влияния окружающей среды. Ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в ходе оздоровительных, закаливающих и санитарно-гигиенических мероприятий на основе подражания другим детям, но осознанности и потребности в этих мероприятиях нет; частично присваивает переданный опыт, но затрудняется переносить его в самостоятельную деятельность.
Результаты диагностики в старшей группе на начало года по теме: «Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС» (образовательная область «Познавательное развитие»).
Начало года.
Вывод: из диаграмм видно, что в начале года знания детей на недостаточном уровне и требуется плодотворная работа в данном направлении. Достаточно высок низкий уровень, затруднятся объяснить значение для здоровья знакомых ему видов деятельности. Не имеет представлений о влиянии на здоровье факторов окружающей природной и социальной среды, о возможных причинах заболеваний.
Понимая огромное значение здорового образа жизни в жизни ребёнка, на втором этапе моей деятельности, я стала собирать, а затем и самостоятельно создавать методический материал для детей дошкольного возраста:
1) конспекты непосредственно образовательной деятельности;
2) перспективный план работы с детьми по формированию здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста;
3) картотека подвижных и дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста;
4) конспекты бесед с детьми старшего дошкольного возраста;
5) подбор художественной литературы, загадок.
6) мной был внедрен долгосрочный проект «Формирование ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста» ; краткосрочный проект «Лекарственные растения»где мы с детьми беседовали на темы формирования ЗОЖ, рассматривали иллюстрации, играли в дидактические и подвижные игры..
На втором этапе моей практической деятельности была проведена итоговая диагностика в конце учебного года.
На конец года
Вывод: в ходе проведенной работы с детьми виден положительный результат по сравнению с началом года, а именно снижение низкого уровня до 0% и значительного увеличения высокого.
Сравнительная диаграмма за 2021– 2022учебный год.
Вывод: в старшей группе на начало года высокий уровень составил всего 5%, на конец года повысился до 72%; средний уровень – 67%, на конец года – 28%; низкий уровень был 28%, на конец года составил 0%.
Таким образом, по результату диагностики детей старшего дошкольного возраста, виден положительный результат знаний воспитанников по теме «Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС», а это плоды моей творческой и целенаправленной работы.
2. 3. Результаты взаимодействия с родителями по формированию здорового образа жизни.
В ходе формирования основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста мной велась активная работа по просвещению родителей по формированию ЗОЖ у детей. Совместно с родителями изготовлены атрибуты для физкультурного уголка, оформлена выставка рисунков «». Не однократно, в ходе индивидуальных бесед с родителями, они говорили о том, что дети чаще стали обращать внимание на то, что они едят, что нужно ходить на стадион и бегать , кататься на велосипеде и самокате, следить за своим здоровьем, меньше играть в телефон , а больше гулять и др.
Было проведено повторное анкетирование родителей по изучению их отношения к формированию здорового образа жизни у дошкольников. Ответы родителей распределились следующим образом.
- Что Вы понимаете под "здоровым образом жизни"?
100% родителей знают, ведут ЗОЖ - 88%.
- Как Вы оцениваете состояние здоровья своего ребенка?
Хорошее – 83%; нормальное – 17%
- Как Вы считаете, необходимо ли формировать представления о здоровом образе жизни у Вашего ребенка? 99% из 100% ответили да, лишь 1% считают, что в этом нет необходимости.
- Что Вы подразумеваете под рациональным питанием? 98% из 100% имеют правильное представление о рациональном питании, 92% стали вводить в рацион полезные, правильные продукты питание, 8% к сожалению продолжают считать, что в этом нет необходимости.
- Способствует ли Ваше поведение, направленное на укрепление и поддержание своего здоровья, формированию представлений Вашего ребенка о здоровом образе жизни? 100% считают, что поведение родителей является примером в формировании представлений ребенка о здоровом образе жизни.
- Испытываете ли Вы необходимость в специальном сотрудничестве с педагогами дошкольного учреждения, которое посещает Ваш ребенок, в вопросах укрепления и сохранения здоровья, формирования здорового образа жизни? 100% родителей ответили , что им необходимо сотрудничество с педагогами в вопросах укрепления и сохранения здоровья, формирования привычки здорового образа жизни.
-100% родителей считают, что усилия педагогов, вопросах укрепления и сохранения здоровья и формирования привычки здорового образа жизни будут наиболее эффективны при их поддержке.
Таким образом, повторное анкетирование показало, что родители еще больше стали уделять внимание формированию ЗОЖ у своих детей. Я считаю, что это хороший показатель нашего взаимодействия с родителями по формированию ЗОЖ .
За время работы по теме дети стали меньше болеть, больше заботиться о своём здоровье.
Я считаю, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, родителей, а значит, необходим дальнейший поиск и совершенствование в организации взаимодействия по формированию ЗОЖ.
Заключение
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Реализация работы по формированию представлений здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО осуществляется через занятия, режим, игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность детей.
Важное значение в работе по формированию представлений о ЗОЖ приобретает организация работы родителями, ни одна даже самая лучшая программа и методика не могут гарантировать полноценного результата, если семья не будет придерживаться принципов здорового образа жизни.
Как показало проведенное нами исследование, формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста будет малоэффективным, если не осуществлять следующие педагогическое условия:
• Организация взаимодействия ДОО и семьи по вопросам формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста.
• Реализация современных здоровьесберегающих технологий.
Индивидуальные беседы с детьми и анкетирование родителей показали, что в результате реализации перспективного плана у детей значительно повысился уровень знаний в области здорового образа жизни, изменилось отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. В процессе наблюдений выяснилось, что дети осознанно стали относиться к укреплению своего здоровья. У родителей появилось понимание того, что очень важным фактором формирования здорового образа жизни у детей является пример взрослого.
Родители стали больше уделять времени и внимания формированию у детей представлений о ЗОЖ, стали внимательнее относиться к своему поведению, стараясь избавиться от вредных привычек. Просветительская работа среди родителей через уголок информации, консультации, родительские собрания дала положительные результаты.
Так же мы реализовали планирование по применению современных здоровьесберегающих технологий, стимулирующих двигательную и познавательную активность. В работе учитывались возрастные и индивидуальные особенности детей. Каждый новый день начинался утренней зарядки, Она поднимала всем настроение и заряжала энергией на весь день, создавая хорошее настроение.
Таким образом, если регулярно применять современные здоровьесберегающие технологии, развить мотивацию у детей старшего дошкольного возраста к ЗОЖ, привлекать к работе по формированию представлений о ЗОЖ родителей, тогда у дошкольников формируется представление о здоровье как о ценности, формируются полезные привычки и навыки здорового образа жизни.
Результат работы виден в динамике уровня усвоения знаний по формированию ЗОЖ.
Работая по данной теме, повысила уровень своего профессионального мастерства.
Перспектива дальнейшей работы:
1. Продолжать активное сотрудничество с родителями.
2. Активно использовать в работе современные технологии.
3. Продолжить расширять и обновлять предметно - развивающую среду в соответствии с ФГОС ДО, пополнить дидактический, наглядный и демонстрационный материал в соответствии с возрастными характеристиками воспитанников по формированию ЗОЖ.
5. Пополнение методической библиотеки вновь изданными пособиями, а также пополнение художественной литературы для детей по формированию ЗОЖ у детей.
Литература:
1. Авдеева, Н.Н. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. – СПб.: Детство-пресс, 2005 – 144с. 51, с.32
2. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.Р. Болотина, С.П. Баранов, Т.С. Комарова. – М.: Академический Проект, 2005. – 240 с.
3. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии.- СПб.: Издательство «Союз», 2004,—224с.
4. Деркунская В. А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2005 - 96 с.
5. Дмитракова, Н.П. Условия эмоционального воздействия учителя на воспитанников. / Н.П. Дмитракова / Советская педагогика, 1984. -№8. С.
6. Дошкольное образование в контексте реализации ФГОС: материалы областной заочной научно-практической конференции педагогов дошкольных образовательных организаций. 18 апреля 2014 г. [Электронный ресурс] – Мурманск: ГАОУ МО СПО «МПК», 2014. – 380 с
7. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения . Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. — СПб.: Питер, 2013. — 464 с.: ил
8. Зайцев Г.К. Опыт внедрения валеологического компонента в школьное образование. Г.К. Зайцев, В.В Колбанов, И.В. Кузьмина, Л.С. Михайленко / Валеология. 1998. - № 1.С 5-17.
9. Зайцев, Г.К. Валеология и современные тенденции в образовании / Валеология. 1997. - № 4. - С. 9-16.Карепова Т.Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование, система работы / Т.Г. Карепова. – Волгоград: Учитель, 2010. – 170 с
10. Закон Российской Федерации "Об образовании" от 29.12.2012 года http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
11. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие - М.: ТЦ Сфера, 2008. — 160 с. (Здоровый малыш).
12. Использование современных образовательных технологий в воспитании и обучении детей дошкольного возраста : методические рекомендации для специалистов дошкольного образования под ред. М.Л. Семеновой. – Челябинск : ЧИППКРО, 2013. – 76 с.
13. Касьянова Л.Г. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста: Дисс. канд. пед. наук.– Шадринск, 2004
14. Концепция дошкольного воспитания / Дошкольное воспитание. 1989.-№5.-С. 10-23. http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_15714.htm
15. Колбанов, В.В. Формирование здоровья детей в образовательных учреждениях. / В.В. Колбанов . Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. Владивосток: Дальнаука, 1996. - Вып. 3. -С.139-146.
16.Кузнецова, М. Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях / М. Н.Кузнецова. − М.: АРКТИ, 2002. − 64 с.
17. Лесгафт, П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. / П.Ф. Лесгафт. М., 1991. - 170 с.
18. Мельниченко, И.Б. Гигиена: слов.- справ.: учеб. пособие. П. И. Мельниченко, И.
19. Нежина, Н.В. Охрана здоровья детей дошкольного возраста / Н.В.Нежина / Дошкольное воспитание. – 2004. – № 4. – С. 14-17.
20. Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет.– М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 96 с.
21. Новикова И.М. Социокультурный аспект проблемы отношения родителей к здоровому образу жизни. [Текст] – М., 2006 – 18с.
22. Новикова И.М. К вопросу о состоянии проблемы формирования представлений о здоровом образе жизни у детей Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2006. – № 8.
23. Основы физиологии человека. Агаджанян Н.А. 2-е издание, исправленное - М.: РУДН, 2001.- 408с.
24. Павлова, Л.Н. Организация жизни и культура воспитания детей в группах старшего возраста: практ. пособие. Л.Н. Павлова. М.: Айрис-пресс, 2006. - 208 с.
25.Программа дошкольного образования по формированию культуры здорового образа жизни и патриотическому воспитанию детей подготовительной группы «Будь здоров, как Максим Орлов!»
33.Тарасова Т.А. Я и мое здоровье. Программа, методические рекомендации
и практические разработки по воспитанию здорового образа жизни
детей дошкольного возраста/ Т.А. Тарасова, Л.С. Власова — М.: Школьная Пресса, 2009. — 71 с. —(«Дошкольное воспитание и обучение — приложение к журналу«Воспитание школьников»; Вып. 182. (Здоровый образ жизни.)
26 . Федеральный государственный общеобразовательный стандарт дошкольного образования Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва
27. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
28. Формирование здорового образа жизни у дошкольников : планирование, система работы. авт.-сост. Т.Г. Карепова. – Изд. 2-е. – Волгоград : Учитель, 2014. – 170 с.
29. Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2010. -64с. (Вместе с детьми.)
30. Шукшина С.Е. Я и моё тело: Пособие для занятий с детьми практическими заданиями и играми./ С.Е.Шукшина – М.:Школьная пресса, 2004 год.-48с.-(Программа «Я – человек».) —(«Дошкольное воспитание и обучение — приложение к журналу«Воспитание школьников»; Вып. 49)
Электронные ресурсы:
21. Интернет – источник: www.detsad-kitty.ru
22. Интернет – источник: www.nsportal.ru
23. Интернет – источник: www.maaam.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья из опыта работы: Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста
На мой взгляд очень актуальная тема, хочу поделиться со всеми....
Опыт работы "Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста"
Хочу поделиться своим опытом работы с детьми. В работе очень подробно олписывается важность ЗОЖ у детей дошкольного возраста....
Подборка произведений по формированию здорового образа жизни. Рекомендуемые произведения художественной литературы по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста
Подборка произведений по формированию здорового образа жизни.Рекомендуемые произведения художественной литературы по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольно...
Сообщение из опыта работы на тему «Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста»
В последние годы прослеживается тенденция ухудшения состояния здоровья всех групп населения России и особенно детей дошкольного и школьного возраста.Эти назревшие проблемы послужили достаточным основа...
Подборка произведений по формированию здорового образа жизни. Рекомендуемые произведения художественной литературы по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста
Подборка произведений по формированию здорового образа жизни. Рекомендуемые произведения художественной литературы по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста...
План работы по самообразованию «Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста»
Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех...