Значение экологического воспитания в старшем дошкольном возрасте.
статья (подготовительная группа)

Алексеенкова Анна Михайловна

В статье описывается опыт работы по экологическому  воспитанию дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_po_ekologii.docx16.57 КБ

Предварительный просмотр:

Значение экологического воспитания в старшем дошкольном возрасте.

Подготовила:

Алексеенкова Анна Михайловна.

Воспитатель  МДОУ «Детский сад

                                                                          «Светлячок» пгт Калашниково.

  Экологическое  воспитание,  предполагает не  только воспитание любви  к природе, но и стремление к ее пониманию и познанию. Поэтому экспериментирование является одним из ведущих способов познания мира  дошкольниками, так как в полной мере соответствует  возрастным особенностям этого периода. Наблюдения, опыты, эксперименты позволяют  дать детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.  В процессе опытно-экспериментальной  деятельности стимулируется мысленная активность,  любознательность.   Главное же достоинство метода экспериментирования заключается в том, что знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными, чем знания, полученные из других источников.  Ребята, ежедневно имеют возможность наблюдать за развитием растений. Кроме того экспериментальная деятельность оказывает  положительное  влияние на эмоциональную сферу ребенка, позволяет развивать творческие и трудовые навыки. Дети с удовольствием помогают ухаживать за мини-огородом: рыхлят землю, поливают, убирают выросшие сорняки.  У воспитателя появляется возможность уделять больше внимания индивидуальной работе, закреплять названия растений, последовательность выполнения трудовых действий.  Огород в детском саду способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей. Он  помогает  усвоить все этапы развития растений.   Ежедневные наблюдения  за ним расширяют  представления детей о растениях, как живых организмах,  дают представления об условиях, необходимых для  их роста и развития. Расширяется знания о биологических особенностях растений: внешнем виде, строении, размножении. Яркий зеленый уголок в группе  развивает этические чувства, побуждает восхищаться  результатом своего труда.  Мини - огород  - это  окошко в  чудесный мир растений, который   подарит огромное удовольствие,  позволит любоваться красотой  и окажет  пользу для здоровья.

 В повседневной жизни при организации занятий  я использую подвижные игры природоведческого содержания, которые способствуют развитию интереса к природе: «К названному дереву беги», «Собери грибы в корзинку», «Волки и овцы» «Хитрая лиса»; дидактические игры, уточняющие представления детей о свойствах и качествах объектов природы, развивающие наблюдательность, внимание, память: «Вершки и корешки», «Чудесный мешочек», «Что было бы, если из леса исчезли…»,  «Съедобное – несъедобное». Настольно-печатные игры: «Чьи детки», «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Четыре времени года» направленные на уточнение, систематизацию и классификацию знаний дошкольников о представителях животного и растительного мира, явлениях неживой природы.  Словесные игры:  «Кто летает, бегает, прыгает», «В воде, воздухе, на земле», «Нужно - не нужно» «Рыба, птица, зверь», - закрепляющие знания о природе, развивающие внимание, сообразительность, связную речь.

 

   Взаимодействие с родителями является одним из направления моей работы. События, происходящие внутри детского сада обязательно должны найти отклик в жизни  родителей. Поэтому очень важно, чтобы родители были не просто информированы о деятельности детского сада, но и смогли бы включиться в его жизнь, продолжить работу дома. В связи с этим, помимо работы над проектом, мы  используем разнообразные формы взаимодействия с родителями.  Совместно с семьями воспитанников,  мы организуем  выставки поделок из природного материала «Что нам осень подарила», «Природа - дом родной», «Осенняя ярмарка». Устраиваем выставки  рисунков на тему: «Осень, осень, в гости просим», «Здравствуй зимушка-зима», «Как прекрасна Земля», «Весна пришла» и другие. Такие мероприятия способствуют, воспитанию доброты, отзывчивости, наблюдательности, умения правильно вести себя в природе. В разное время года мы  организуем экскурсии в парк. В дальнейшей работе  мы  планируем продолжение совместной работы по экологии, поиск новых интересных форм  взаимодействия с семьями воспитанников.

   Эффективным средством в экологическом воспитании детей является художественная литература. Рассказы, стихи, загадки служат основным источником экологической информации и несут в себе определенный эмоциональный заряд, который помогает открывать детям  значимость, красоту и хрупкость  окружающего мира. Художественная литература о природе расширяет круг представлений о природе, создает основу для получения новых знаний, воспитывает любовь к родному краю.

Чтение художественных произведений  о природе я сочетаю  с беседой, играми, решением экологических задач, изобразительной деятельностью. Ведь природа всегда была источником великих творений в самых разнообразных видах искусства. Общение с природой способствует творческому вдохновению, вызывает у человека положительные эмоции, воспитывает  эстетические чувства, побуждает к созиданию. Поэтому задачи экологического и художественного воспитания тесно взаимосвязаны между собой. Природа оставляет след в душе каждого человека, она своей яркостью воздействует на его чувства.  Сколько радости и творческого удовлетворения оставляют у детей  занятия рисованием, лепкой, аппликацией.  Поэтому, я стараюсь развить у ребят   стремление передавать образы природы в изобразительной деятельности.

  Таким образом, можно сказать, что экологическое воспитание в детском саду осуществляется через весь педагогический процесс. Природа является  важнейшим  средством  воспитания и  всестороннего развития детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для педагогов "Основы русских народных традиций их классификация и значение в воспитании детей старшего дошкольного возраста"

Большинство детей очень поверхностно знакомы с народной культурой. В основе человеческой культуры лежит духовное начало....

Работа с родителями по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Тема: «Воспитание у детей любви к природе»

Под экологическим воспитанием понимают воспитание любви детей к природе. Действительно, это важная составляющая часть воспитательного процесса, но нередко приемы, которыми воспитывают такую любо...

Апробация конспекта НОД. Познание и речевое развитие. Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста «Прохождение экологической тропы».2016г.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка-детский сад № 14 «Аленький цветочек» Истринского муниципального района с.Павловская СлободаПрограммное со...

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр экологической направленности.

Экологическое воспитание - это процесс ознакомления ребенка с природой, в основу которого положен экологический подход, Ухудшение экологической ситуации в стране и мире диктует необходимость формирова...

«Реализация проекта «Лэпбук, как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста» в рамках современного экологического образования дошкольников с ОВЗ в дошкольной образовательной организации».

Данные методические рекомендации предназначены для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Использование инновационной игровой технологи «лэпбук», является успешным шагом на пу...

Программа по экологическому воспитанию «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактических игр и сказок»

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе; накапливает представления о разных формах жизни, то есть у него формируются первоосновы экологического мышлени...