Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр экологической направленности.
статья на тему
Экологическое воспитание - это процесс ознакомления ребенка с природой, в основу которого положен экологический подход, Ухудшение экологической ситуации в стране и мире диктует необходимость формирования у детей экологического сознания, культуры природопользования. Проблема экологического воспитания детей является одной из актуальных на современном этапе.
Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средством воспитания любви к природе являются - дидактические игры экологической направленности. Они вызывают у них интерес к объектам природы.
В процессе обучения в дидактических играх с детьми я стараюсь вызвать у них интерес к ним, создать у них состояние увлеченности, умственного напряжения, использую занимательные проблемные ситуации, требующие разрешения.
В процессе игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а также эколого-целесообразное поведение в природе.
В своей работе с детьми я использую дидактические игры с природным материалом - листья, семена, шишки, камешки. Они систематизируют знания о свойствах объектов природы.
Очень нравится нам с ребятами играть в словесные дидактические игры. Это такие игры как: «Зоопарк», «Логические цепочки», «Съедобное - несъедобное», «Назови приметы…», «Что было, что будет.», «Скажи из чего сделано.». Мы учимся разгадывать кроссворды, решать ребусы, выполнять наблюдения за растениями, принимать участие в викторинах.
Часто игры экологического содержания возникают по инициативе самих детей, что говорит об их заинтересованности. Чтобы игры носили заинтересовывающий характер, стараюсь применять мотивацию. Например, в игре «Птицы, рыбы, звери», бросаю мяч ребенку и произношу слово «птица». В ответ он должен подобрать видовое понятие, например «воробей», и бросить обратно мяч. Или наоборот, в игре «Воздух, земля, вода», я бросаю мяч ребенку и называю объект природы «сорока» например, а он должен ответить мне, что это «воздух» или «вода». Сюда же могу отнести и такие игры как: «Назови одним словом», «Кто как кричит», «Скажи ласково», «Бывает, не бывает», «Дерево, цветок, кустарник».
Для того, чтобы вызвать у детей моментальный интерес к дидактическим играм экологической направленности считаю, что нужно использовать различные стимулы такие как: новизна, необычность объекта, тайна, сюрприз, мотив помощи, которые помогают увлечь и заинтересовать детей.
Любознательность у детей всегда стояла на первом месте, поэтому я стараюсь развивать ее в таких дидактических играх как – игры - путешествия. Они расширяют кругозор детей, развивает их познавательную активность: сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Ребенок интересуется и это видно по количеству задаваемых вопросов. Это такие игры как «Рассели насекомых по домикам», «Путешествия в подводный мир», «Путешествия в страну животного мира», «Что растет, где растет и когда растет?», «Определи быстро - кто летает, бегает, прыгает», «По муравьиной тропе», «Бездомному всегда плохо», «Если бы я был бабочкой…».
Работая с детьми, я заметила, что у детей вызывает живой интерес дидактические игры с предметами окружающего мира и к их действиям с ними. Дети очень любят экспериментировать, поэтому я провожу с ними такие игры, как «Утонул, давай достанем», «Что быстрее утонет – легкое или тяжелое», «Бумага рвется, мнется и горит», «Цветное и прозрачное стекло», «Чистая и грязная вода», «Для чего человеку нужен воздух». Такие дидактические игры стимулируется развитие любознательности и наблюдательности, способствуют развитию мелкой моторики.
Используем такую дидактическую игру, как лото. В лото ребенок должен к картинке на большой карте подобрать тождественные изображения на маленьких карточках. Тематика лото разнообразна: «Зоологическое лото», «Садовник и цветы», «Деревья», «Ягоды». В домино принцип парности реализуется через подбор карточек при очередности хода.
Очень нравятся детям пазлы, где картинки особой техники соединения, разделены на несколько частей и имеют различное содержание (изображение животных, фруктов, овощей, сюжетные картинки «Грибы», «Времена года», «Насекомые»). Данные игры дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях природы.
Они позволяют удовлетворить детскую любознательность, вовлекают детей в активное освоение окружающего мира, помогает им овладеть способами познания связей между предметами и явлениями.
В настоящее время при ознакомлении детей с природой особое предпочтение отдаю мультимедийным дидактическим играм. Они представляют большой интерес у детей старшего дошкольного возраста. Красочность, музыкальное оформление, игровая форма, общая атмосфера доброжелательности позволяет детям играть увлечённо, с интересом испытывать радость познания, открывать новое. Сейчас создано огромное количество мультимедийных игр, с некоторыми мы познакомились. Это игры «Назови детенышей», «Засели домики птиц и зверей», «Что лишнее», «С какого растения лист», «Овощи и фрукты», «Дикие и домашние животные», «Кто такие насекомые», «Знаток природы», «Загадки о лете» и др.
Важную роль играет и привлечение родителей к экологическому воспитанию. С родителями проводились конкурсы на изготовление экологических плакатов «Береги природу». Родители оказали помощь в сооружение кормушек, приняли участие в конкурсе «Изготовление дидактических игр по экологическому воспитанию» – «Птицы», «Дерево «Времена года».
Таким образом, с помощью дидактических игр дети стали лучше ориентироваться в объектах природы, стали различать большее количество животных разных экологических групп; Дети научились сравнивать, наблюдать, логически мыслить, значительно увеличилось качество и количество представлений о флоре и фауне.
Все те знания, которые они получили в ДОУ останутся у них на всю жизнь, сделают их добрыми и милосердными ко всему живому.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskoe_vospitanie.docx | 18.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное учреждение
детский сад «Ромашка» г.Урень, Нижегородской области,
воспитатель первой категории Пашкова Н. А.
Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр экологической направленности.
"Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным – вот задача первоначального обучения"
К.Д. Ушинский.
Экологическое воспитание - это процесс ознакомления ребенка с природой, в основу которого положен экологический подход, Ухудшение экологической ситуации в стране и мире диктует необходимость формирования у детей экологического сознания, культуры природопользования. Проблема экологического воспитания детей является одной из актуальных на современном этапе.
Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средством воспитания любви к природе являются - дидактические игры экологической направленности. Они вызывают у них интерес к объектам природы.
В процессе обучения в дидактических играх с детьми я стараюсь вызвать у них интерес к ним, создать у них состояние увлеченности, умственного напряжения, использую занимательные проблемные ситуации, требующие разрешения.
В процессе игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а также эколого-целесообразное поведение в природе.
В своей работе с детьми я использую дидактические игры с природным материалом - листья, семена, шишки, камешки. Они систематизируют знания о свойствах объектов природы.
Очень нравится нам с ребятами играть в словесные дидактические игры. Это такие игры как: «Зоопарк», «Логические цепочки», «Съедобное - несъедобное», «Назови приметы…», «Что было, что будет.», «Скажи из чего сделано.». Мы учимся разгадывать кроссворды, решать ребусы, выполнять наблюдения за растениями, принимать участие в викторинах.
Часто игры экологического содержания возникают по инициативе самих детей, что говорит об их заинтересованности. Чтобы игры носили заинтересовывающий характер, стараюсь применять мотивацию. Например, в игре «Птицы, рыбы, звери», бросаю мяч ребенку и произношу слово «птица». В ответ он должен подобрать видовое понятие, например «воробей», и бросить обратно мяч. Или наоборот, в игре «Воздух, земля, вода», я бросаю мяч ребенку и называю объект природы «сорока» например, а он должен ответить мне, что это «воздух» или «вода». Сюда же могу отнести и такие игры как: «Назови одним словом», «Кто как кричит», «Скажи ласково», «Бывает, не бывает», «Дерево, цветок, кустарник».
Для того, чтобы вызвать у детей моментальный интерес к дидактическим играм экологической направленности считаю, что нужно использовать различные стимулы такие как: новизна, необычность объекта, тайна, сюрприз, мотив помощи, которые помогают увлечь и заинтересовать детей.
Любознательность у детей всегда стояла на первом месте, поэтому я стараюсь развивать ее в таких дидактических играх как – игры - путешествия. Они расширяют кругозор детей, развивает их познавательную активность: сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Ребенок интересуется и это видно по количеству задаваемых вопросов. Это такие игры как «Рассели насекомых по домикам», «Путешествия в подводный мир», «Путешествия в страну животного мира», «Что растет, где растет и когда растет?», «Определи быстро - кто летает, бегает, прыгает», «По муравьиной тропе», «Бездомному всегда плохо», «Если бы я был бабочкой…».
Работая с детьми, я заметила, что у детей вызывает живой интерес дидактические игры с предметами окружающего мира и к их действиям с ними. Дети очень любят экспериментировать, поэтому я провожу с ними такие игры, как «Утонул, давай достанем», «Что быстрее утонет – легкое или тяжелое», «Бумага рвется, мнется и горит», «Цветное и прозрачное стекло», «Чистая и грязная вода», «Для чего человеку нужен воздух». Такие дидактические игры стимулируется развитие любознательности и наблюдательности, способствуют развитию мелкой моторики.
Используем такую дидактическую игру, как лото. В лото ребенок должен к картинке на большой карте подобрать тождественные изображения на маленьких карточках. Тематика лото разнообразна: «Зоологическое лото», «Садовник и цветы», «Деревья», «Ягоды». В домино принцип парности реализуется через подбор карточек при очередности хода.
Очень нравятся детям пазлы, где картинки особой техники соединения, разделены на несколько частей и имеют различное содержание (изображение животных, фруктов, овощей, сюжетные картинки «Грибы», «Времена года», «Насекомые»). Данные игры дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях природы.
Они позволяют удовлетворить детскую любознательность, вовлекают детей в активное освоение окружающего мира, помогает им овладеть способами познания связей между предметами и явлениями.
В настоящее время при ознакомлении детей с природой особое предпочтение отдаю мультимедийным дидактическим играм. Они представляют большой интерес у детей старшего дошкольного возраста. Красочность, музыкальное оформление, игровая форма, общая атмосфера доброжелательности позволяет детям играть увлечённо, с интересом испытывать радость познания, открывать новое. Сейчас создано огромное количество мультимедийных игр, с некоторыми мы познакомились. Это игры «Назови детенышей», «Засели домики птиц и зверей», «Что лишнее», «С какого растения лист», «Овощи и фрукты», «Дикие и домашние животные», «Кто такие насекомые», «Знаток природы», «Загадки о лете» и др.
Важную роль играет и привлечение родителей к экологическому воспитанию. С родителями проводились конкурсы на изготовление экологических плакатов «Береги природу». Родители оказали помощь в сооружение кормушек, приняли участие в конкурсе «Изготовление дидактических игр по экологическому воспитанию» – «Птицы», «Дерево «Времена года».
Таким образом, с помощью дидактических игр дети стали лучше ориентироваться в объектах природы, стали различать большее количество животных разных экологических групп; Дети научились сравнивать, наблюдать, логически мыслить, значительно увеличилось качество и количество представлений о флоре и фауне.
Все те знания, которые они получили в ДОУ останутся у них на всю жизнь, сделают их добрыми и милосердными ко всему живому.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Построение системы педагогического взаимодействия, направленного на экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста
Сохранить такие ценности, как среда обитания и этнокультурное достояние могут только экологически воспитанные люди. Экологическая проблема нашла отклик в Законе «Об образовании». Одна из целей в этом ...
Опыт работы. Дидактические игры и их влияние на экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.
Опыт работы. Дидактические игры и их влияние на экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста, в процессе ознакомление с природой родного края....
«Реализация проекта «Лэпбук, как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста» в рамках современного экологического образования дошкольников с ОВЗ в дошкольной образовательной организации».
Данные методические рекомендации предназначены для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Использование инновационной игровой технологи «лэпбук», является успешным шагом на пу...
В ПОМОЩЬ ВОСПИТАТЕЛЯМ. НОД по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Цветы в доме". Автор: Афонина Р.М.
Данный материал поможет воспитателям в проведении НОД....
Проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Познаем мир природы с помощью игры»
Игра как средство экологического образования дошкольников это формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение пр...
Программа по экологическому воспитанию «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактических игр и сказок»
Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе; накапливает представления о разных формах жизни, то есть у него формируются первоосновы экологического мышлени...
Инновационные направления в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста .
Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период экологического воспитания. Ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. Именно в этом возрасте накапливаются яркие, образные эмоциональные в...